Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
История английской литературы
Том I. Выпуск первый
Часть вторая. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Со второй половины XV. столетия Европа вступает в одну из
замечательнейших периодов своей истории, получивший название эпохи
Возрождения. Основные черты социально-политической жизни и экономики,
культуры и искусства этого периода нашли исчерпывающее объяснение в
блестящей характеристике, данной Энгельсом.
"...Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального
дворянства и основала крупные, по существу национальные монархии, в которых
получили свое развитие современные европейские нации и современное
буржуазное общество; и в то время как буржуазия и дворянство еще ожесточенно
боролись между собой, немецкая крестьянская война пророчески указала на
грядущие классовые битвы, ибо в ней на арену выступили не только восставшие
крестьяне, - в этом не было ничего нового, - но за ними показались начатки
современного пролетариата с красным знаменем в руках и с требованием
общности имущества на устах. В спасенных при гибели Византии рукописях, в
вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал
новый мир - греческая древность; перед... светлыми образами ее исчезли
призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство,
которое явилось точно отблеск классической древности и которое в дальнейшем
никогда уже не подымалось до такой высоты. В Италии, Франции, Германии
возникла новая, первая современная литература; Англия и Испания пережили
вскоре за тем свою классическую литературную эпоху. Рамки старого Orbis
terrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и
положены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в
мануфактуру, явившуюся, в свою очередь, исходным пунктом современной крупной
промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена; германские народы в
своем большинстве приняли протестантизм, между тем как у романских народов
стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся
новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие,
подготовившее материализм XVIII столетия.
Это был величайший прогрессивный переворот, пережитый до того
человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов
по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености.
Люди, основавшие современное господство буржуазии, были чем угодно, но
только не буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее
обвеяны авантюрным характером своего времени. Тогда не было почти ни одного
крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы
на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества
(...именно не только в теоретической, но также и в практической жизни...)
...Люди того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее,
калечащее действие которого мы так часто наблюдаем на их преемниках. Но что
особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут всеми
интересами своего времени, принимают участие в практической борьбе,
становятся на сторону той или иной партии и борются, кто словом и пером, кто
мечом, а кто и тем и другим. Отсюда та полнота и сила характера, которая
делает из них цельных людей. Кабинетные ученые являлись тогда исключениями;
это либо люди второго и третьего ранга, либо благоразумные филистеры, не
желающие обжечь себе пальцев..." {Маркс-Энгельс, Сочинения, т. XIV, стр.
475-477.}
Эта характеристика эпохи Возрождения целиком приложима и к Англии,
которая была, как и другие европейские страны, захвачена этим бурным
переворотом, создавшим новые общественно-политические условия и новую
культуру, отличную от средневековой.
В эпоху так называемого "первоначального накопления" Англия вступает на
путь капиталистического развития. В стране растет и крепнет буржуазия, во
все области экономической жизни внедряются капиталистические отношения.
Возникает капиталистическая мануфактура, растет и ширится торговля,
вовлекающая Англию в сношения с отдаленнейшими странами мира.
Продуктом этого развития явилась абсолютная монархия, возникшая в
Англии в конце XV в. и достигшая своего высшего расцвета в XVI в.
"...К счастью для Англии, - пишет Энгельс, - старые феодальные бароны
перебили друг друга в войнах Алой и Белой Роз" {Маркс-Энгельс, Сочинения, т.
XVI, ч. II, стр. 298.}. Ослабление феодального дворянства позволило теперь
осуществить то, о чем тщетно помышляли все английские короли, начиная с
Вильгельма Завоевателя, - создать сильную королевскую власть, держащую в
подчинении всю страну и все сословия.
Вступивший на престол по окончании войн Алой и Белой Роз Генрих VII
стал сильною рукой утверждать строй абсолютной монархии, который еще более
окреп при его преемнике Генрихе VIII. Оба эти монарха из династии Тюдоров
заложили основы английского абсолютизма; который достиг вершины своего
могущества в царствование Елизаветы. Парламент, продолжавший существовать
при Тюдорах, превратился в более или менее послушный рупор волеизъявлений
самодержавного монарха.
Новое дворянство, создавшееся при Тюдорах, служило одной из опор
абсолютной монархии. Наследники старых феодальных баронов, большей частью
также отпрыски этих старых фамилий вели, однако, свой род от столь
отдаленных боковых линий, что они составили совершенно новую корпорацию. Их
навыки в стремления были гораздо более буржуазными, чем феодальными. Они
прекрасно знали цену деньгам и немедленно принялись вздувать земельную
ренту, прогнав с земли сотни мелких арендаторов и заменив их овцами. Генрих
VIII массами создавал новых лендлордов из буржуазии, раздавая и продавая за
бесценок церковные имения; к тому же результату приводили беспрерывно
продолжавшиеся до конца XVII столетия конфискации крупных имений, которые
затем раздавались выскочкам или полувыскочкам. Поэтому английская
"аристократия" со времени Генриха VIII не только не противодействовала
развитию промышленности, но, наоборот, старалась извлекать из нее пользу"
{Маркс-Энгельс, Сочинения, т. XVI, ч. II, стр. 298.}.
Другой опорой английского абсолютизма была растущая буржуазия, которая
нуждалась в сильной королевской власти для защиты своих экономических
интересов.
Могущество королевской власти, сумевшей подавить своевольных феодалов,
еще более возросло в результате реформации. Генрих VIII покончил с
господством римских пап над английской церковью. Отказавшись повиноваться
власти папы, король объявил себя верховным главой церкви, получившей
название англиканской. Церковное управление попрежнему оставалось
централизованным, но теперь его возглавлял король, назначавший высших
церковных сановников-епископов. Как глава церкви Генрих VIII конфисковал все
монастырское имущество в свою пользу. Монастыри были закрыты, монахи -
изгнаны, и все монастырские земли отошли в казну короля, который
бесконтрольно ими распоряжался. Таким образом при Генрихе VIII в руках
короля была сосредоточена не только светская, но и духовная власть.
Реформация породила обширную богословскую литературу, отражавшую борьбу
католицизма и протестантства; но литературными достоинствами обладали лишь
немногие ее памятники: "Книга о мучениках" (The Book of Martyrs, 1563 г.)
Джона Фокса (John Foxe, 1516-1587 гг.), рассказывающая о христианских
великомучениках всех веков, но особенно подробно - о преследованиях
протестантов в период католической реакции при Мария Тюдор. Второе
значительное произведение этой литературы "Законы церковного устройства"
(The Laws of Ecclesiastical Polity, 1593 г.) Ричарда Гукера (Richard Hooker,
1554-1600 гг.), которые содержат изложение основных доктрин англиканской
церкви.
Реформация сделала общедоступной библию, текст которой католическая
церковь запрещала переводить. В XVI в. и начале XVII в. появляется десять
"переводов библии, начищая с перевода Вильяма Тиндаля (1525-1535 гг.). Все
эти переводы послужили подготовкой для окончательного, так называемого
"авторизованного текста", созданного 47 переводчиками и выпущенного в 1611
г. Распространенность библии обусловила значительное влияние ее языка на
повседневную речь и литературу.
Новое дворянство и буржуазия оказывали поддержку королевской власти не
только потому, что они боялись повторения феодальных междоусобий, страх
перед которыми был жив еще тогда, когда Шекспир писал свои пьесы-хроники из
истории Англии. В обществе была сила, которой они опасались больше всего.
Это - народные массы Англии, обездоленные и доведенные до отчаяния
страданиями и бедствиями, ставшими их уделом.
"В истории первоначального накопления, - пишет Маркс, - составляют
эпоху перевороты, которые служат рычагом для возникающего класса
капиталистов, и прежде всего те моменты, когда значительные массы людей
внезапно и насильственно отрываются от средств своего существования и
выбрасываются на рынок труда в виде поставленных вне закона пролетариев.
Экспроприация сельскохозяйственного производителя, обезземеление крестьянина
составляет основу всего процесса" {Маркс-Энгельс, Сочинения, т. XVII, стр.
784.}.
Англия времен Возрождения пережила три таких переворота, приведших к
созданию огромной массы обездоленных, поставленных вне закона пролетариев.
Одним из первых мероприятий Генриха VII по укреплению королевской
власти и уничтожению дворянского своеволия был роспуск феодальных дружин.
Еще более широкой по своему значению была экспроприация крестьян, что
составило одну из основ капиталистического развития Англии. Когда выяснилась
выгодность торговли шерстью, крупные землевладельцы стали превращать свои
земли в пастбища. Для этого они сгоняли "крестьян с занимаемых ими участков,
на которые крестьяне имели такое же феодальное право собственности, как и
сами феодалы" {Там же, стр. 786.}. Современник этой эпохи Гаррисон (William
Harrison, 1534-1593 гг.), составивший знаменитое "Описание Англии"
(Description of England), с возмущением рассказывает о губительной для
крестьян экспроприации. Это обезземеливание крестьянства, проводившееся в
форме так называемых "огораживаний", принесло неисчислимые бедствия огромной
массе трудового народа, который был лишен крова, пищи и работы.
И, наконец, "насильственная экспроприация народных масс получила новый
ужасный толчок в XVI столетии благодаря реформации и сопровождавшему ее
колоссальному расхищению церковных имений. Ко времени реформации
католическая церковь была феодальной собственницей значительной части
английской земли. Уничтожение монастырей и т. д. превратило в пролетариат их
обитателей" {Маркс-Энгельс, Сочинения, т. XVII, стр. 789.}.
Маркс описывает ужасные последствия, которые принесла "первоначальное
накопление" для жизни народных масс. "Люди выгнанные вследствие роспуска
феодальных дружин и оторванные от земли насильственной, осуществлявшейся
толчками экспроприацией, этот поставленный вне закона пролетариат поглощался
развивающейся мануфактурой далеко не с такой быстротой, с какой он появлялся
на свет. С другой стороны, люди, внезапно вырванные из обычной жизненной
колеи, не могли столь же внезапно освоиться с дисциплиной новой своей
обстановки. Они массами превращались в нищих, разбойников, бродяг - частью
добровольно, в большинстве случаев под давлением необходимости" {Там же,
стр. 802.}.
Бесчеловечные законы против бродяжничества усугубляли страдания народа,
доведенного до последней степени отчаяния. Уже во времена Генриха VI впервые
возникают крестьянские бунты против огораживаний. Волнения и бунты крестьян
были частым явлением в английской деревне времен Возрождения.
Самым значительным и наиболее драматичным эпизодом борьбы английского
крестьянства за сохранение земли было восстание, возглавляемое Робертом
Кетом и происшедшее в Норфольке в 1549 г. По свидетельству современников,
восставшие крестьяне заявляли: "Мы не можем дольше переносить столь большие
и жестокие несправедливости, мы не можем дольше, сложа руки, допускать
произвол аристократии и сельского дворянства, лучше нам взяться за оружие,
лучше привести в движение небо и землю, чем терпеть такие ужасы... Мы снесем
изгороди и заборы, засыплем канавы, вернем общинные земли и сравняем с
землей все без исключения загородки, возведенные с позорной низостью и
бесчувственностью". Жестокими расправами ответил господствующий класс на все
попытки крестьян отстоять свои права.
Восстание Кета еще долго жило в народной памяти, и Шекспир отразил это
во второй части "Генриха VI", перенеся некоторые его черты в изображение
более раннего восстания Джека Кеда. Шекспир показывает социальное
недовольство, двигавшее бунтовщиками Кеда, приписывая им требование, чтобы
"все государство стало общим достоянием" и чтобы "не стало денег"; ("Генрих
VI", ч. II, акт IV, 2).
Англия эпохи Возрождения характеризуется резкими противоречиями и
контрастами, из которых наиболее значительным было противоречие между
растущим богатством господствующих классов и увеличивающейся бедностью
народа. Буржуазные историки обычно игнорируют это противоречие, выдвигая на
первый план такие положительные факты, как рост промышленности и торговли,
развитие культуры и литературы и т. д. Особенно много похвал буржуазная
историография расточает царствованию Елизаветы. Но сама королева после
одного путешествия по Англии вынуждена была признать бедственное положение
народа, что - вполне в духе классического Ренессанса - она выразила в
латинском восклицании: "Pauper ubique jacet!" (Бедняки валяются везде!).
Возрождение было "эпохой величайшего прогрессивного переворота", но
этот прогресс был куплен ценой тягчайших бедствий, ценой пота и крови
народа. Если автор "Утопии" саркастически говорил об удивительной стране, в
которой "овцы поедают людей", то автор "Короля Лира" создал потрясающий
символ трагических противоречий Англии своего времени, изобразив
обезумевшего старика, бродящего в бурю по степи и изливающего все горе
исстрадавшегося народа.
Вы, бедные, нагие несчастливцы,
Где б эту бурю ни встречали вы,
Как вы перенесете ночь такую
С пустым желудком, в рубище дырявом,
Без крова над бездомной головой?..
Рост политического могущества страны сопровождался ожесточенной
политической борьбой между силами старого феодального общества и новой
монархией.
Оплотом общеевропейской реакции был католицизм, имевший своих
сторонников и на Британских островах. Краткое царствование Марии Тюдор
(1553-1558 гг.), известной в истории под именем Марии Кровавой,
характеризовалось реакционными тенденциями, получившими особенно яркое
выражение в феодально-католической реакции. Эти тенденции нашли своего
представителя в лице шотландской королевы Марии Стюарт, которая после смерти
Марии Тюдор притязала на английский престол.
Все эти попытки феодально-католической реакции в Англии опирались на
поддержку внешних сил. Блюстительницей старых порядков и хранительницей
католицизма в Европе была испанская монархия. Политическая и религиозная
реакция в Англии опиралась на поддержку Испании, которая проявляла большую
заинтересованность в английских делах. Брак, заключенный между Марией Тюдор
и королем Испании Филиппом II, давал ему формальное право на вмешательство в
жизнь Англии.
С воцарением Елизаветы (1558 г.) все попытки внутренней реакции были
обречены на провал. Правительство молодой королевы энергично их подавляло.
Оставалась единственная надежда на вмешательство извне. Англо-испанское
соперничество обострилось. На протяжении почти тридцатилетнего периода
происходили столкновения между двумя державами - репетиции решительной
схватки, которая произошла позже. Дело заключалось не только в борьбе
политических принципов. Между Англией и Испанией возникли острейшие
экономические противоречия, ибо молодая английская держава выступила как
конкурент могущественной Испании в борьбе за колонии и в морской торговле.
Чтобы покончить со своей соперницей, испанский короле Филипп II решил
нанести ей сокрушительный удар, к которому он долго и тщательно готовился.
Испания построила огромный флот, так называемую Непобедимую Армаду.
Летом 1588 г. к берегам Англии приблизилось 130 испанских судов. Общий
тоннаж Армады составлял почти 60000 тонн, на кораблях находилось около 25000
человек. Этой вооруженной силе Англия противопоставила флот из 197 кораблей,
общий тоннаж которых был вдвое меньше испанского. В английском флоте только
34 судна принадлежали правительству. Остальные корабли были частными. Этот
факт очень показателен, ибо он свидетельствует о том, что буржуазия была
глубоко заинтересована в отражении испанской интервенция. Народ также оказал
решительную поддержку королеве. Рабочие и ремесленники, узнав об опасности,
грозящей родине, бесплатно работали в доках, на верфях, в арсеналах и
мастерских, чтобы снарядить флот для борьбы с Испанией. Многочисленные
добровольцы шли во флот, чтобы бороться за сохранение национальной
независимости Англии. Помимо огромного патриотического энтузиазма, англичане
имели еще одно преимущество перед своим врагом. Испанский флот состоял из
больших и малоподвижных кораблей, тогда как маленькие английские суда
отличались большой маневренной способностью. Благодаря этому английским
судам удалось нанести чувствительный удар Армаде. Что начато было людьми,
довершила природа. Поднялась буря, которая разнесла корабли Непобедимой
Армады. Только половина судов вернулась в Испанию.
Это была решительная победа, знаменовавшая вступление Англии в первые
ряды европейских держав. Борьба с Испанией продолжалась и в последующие
годы, но после разгрома флота она велась уже в меньших масштабах.
1588 г. - важнейшая дата в истории Англии. В борьбе с Испанией решалась
судьба дальнейшего развития страны. Все слои английского общества,
враждебные феодализму, объединились, чтобы защитить неприкосновенность
родной страны, чтобы обеспечить ей свободное развитие по избранному ею пути.
Подъем национального чувства был выражением твердой решимости большинства
английского народа не допустить реставрации феодальных порядков.
Обостренная политическая борьба и рост национального самосознания
обусловили повышенный интерес ко всякого рода исторической литературе и, в
частности, к истории Англии. Появляется целый ряд исторических книг; из
которых особенно знамениты "Хроники Англии, Шотландии и Ирландии" (The
Chronicles of England, Scotland and Ireland" etc., 1578 г.) Рафаэля
Голиншеда (Holinshed), откуда Шекспир заимствовал сюжеты для своих
пьес-хроник, для "Макбета", "Цимбелина" и др.
Дата разгрома Непобедимой Армады знаменательна и для истории английской
литературы. Именно с этого времени начинается расцвет так называемой
"елизаветинской" литературы. Этот расцвет литературы Возрождения,
обусловленный и ознаменованный именами Спенсера, Марло, Шекспира, Бена
Джонсона и многих других замечательных писателей, был следствием не столько
национальной, сколько социальной победы. Дело было не в том, что Англия
победила Испанию, а в том, что буржуазная и протестантская Англия победила
феодально-католическую Испанию. Это была победа прогрессивных буржуазных
общественных отношений над обреченным на гибель феодализмом. И новая
литература, которая расцвела в результате этой победы, была литературой
нарождающегося буржуазного общества.
Большое значение для культуры Англии в эпоху Возрождения имело то, что
она стала морской державой. Захваченная прогрессивным движением эпохи,
Англия принимает участие в развитии мореплавания. Кабот был первым
английским моряком, пересекшим Атлантический океан. По его стопам пошли
Фрэнсис Дрэйк, Вальтер Ролей и многие другие. Географические открытия того
времени имели не только большое экономическое значение как предпосылки
колониальной экспансии и развития мировой торговли, - они имели столь же
большое культурное значение, так как содействовали расширению умственного
горизонта европейского человечества.
Достаточно бросить беглый взгляд на английскую литературу Возрождения,
чтобы увидеть, что географические открытия и многочисленные морские авантюры
того времени наложили печать на всю культуру. Недаром Томас Мор изображает в
своей "Утопии" Рафаила Гитлодея как одного из спутников Америго Веспуччи;
Бэкон, столетие спустя, начинает "Новую Атлантиду" словами: "Мы отплыли из
Перу, где провели целый год, по направлению к Китаю и Японии, пересекая
Южное море..."
Большой интерес к географическим открытиям в ту эпоху породил целую
отрасль литературы, в которой первенствующее место принадлежит усердному
компилятору Ричарду Гаклуйту (Richard Hakluyt, 1552?-1616 гг.),
опубликовавшему в 1598 г. прославленную книгу под заглавием "История главных
плаваний, путешествий, рейсов и открытий, совершенных англичанами на море и
на суше в отдаленнейших и наиболее далеко расположенных частях земли на
протяжении последних 1500 лет" (The Principal Navigations, Voyages,
Traffiques and Discoveries of the English Nation, made by Sea or over
Land... within the Compass of these 1500 Years, 1598-1600 гг.).
Авантюрный дух времени, отмечаемый Энгельсом в его характеристике эпохи
Возрождения сказался в творчестве большинства писателей тогдашней Англии. Мы
узнаем это направление в рассказах Отелло о пережитых им "опасностях на суше
и на море", в его повествованиях:
... о путешествиях моих,
Больших пещерах и степях бесплодных,
О диких скалах, горах до небес.
Пришлось рассказывать мне обо всем:
О каннибалах, что едят друг друга,
Антропофагах - людях с головами,
Что ниже плеч растут.
Упоминания моря, мореплавания и морской торговли у Шекспира чрезвычайно
многочисленны. Как заметил еще Гете в "Годах учения Вильгельма Мейстера",
Шекспир "писал для островитян, для англичан, которые привыкли к морским
путешествиям и везде видят корабли, побережье Франции и пиратов".
Стремительно развивалась в эти годы в Англии и наука. Глашатаем
научного прогресса был великий философ Фрэнсис Бэкон, "родоначальник
английского материализма", как его назвал Маркс. Движение в области научной
мысли было теснейшим образом связано с борьбой против пережитков и
предрассудков средневековья. "...Вместе с расцветом буржуазии шаг за шагом
шел вслед гигантский рост науки, - пишет Энгельс об эпохе Возрождения. -
Возобновился интерес к астрономии, механике, физике, анатомии, физиологии.
Буржуазии для развития ее промышленности нужна была наука, которая
исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До
того же времени наука была смиренной служанкой церкви, и ей не было
позволено выходить за пределы, установленные верой: короче она была чем
угодно, только не наукой. Теперь наука восстала против церкви; буржуазия
нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании" {Маркс-Энгельс,
Сочинения, т. XVI, ч. II, стр. 296.}.
Тяга к научному познанию природы, стремление постичь ее законы для
того, чтобы подчинить ее человеку, все это с особой силой отразилось в
"Трагической истории доктора Фауста" Кристофера Марло - одном из наиболее
типичных произведений эпохи Возрождения.
На этой благоприятной общественной и культурной почве необыкновенно
пышно расцвела литература. Эпоха Возрождения - золотой век английской
литературы. "На короткий срок, - пишет англичанин Сидни Ли, - высшие
интеллектуальные и художественные стремления английского народа сознательно
или бессознательно сконцентрировались в литературе". Маленький народ, -
население Англии в то время не превышало 5 миллионов, - четыре пятых
которого были неграмотны, выдвинул около трехсот писателей. Наиболее
выдающиеся из них - Томас Мор, Уайет, Серрей, Скельтон, Сэквиль, Нортон,
Гаскойнь, Сидней, Спенсер, Лили, Марло, Грин, Кид, Нэш, Пиль, Деккер, Бен
Джонсон, Флетчер, Мэссинджер, Бомонт, Чапмен, Марстон, Вебстер, Форд, Шерли,
Драйтон, Даниэль, Бэкон, Бертон. Над всеми ими возвышается величайший гений
английской литературы - Шекспир.
Ведущим идейным течением эпохи, определившим как содержание, так и
художественные формы литературы, был гуманизм, возникший первоначально в
Италии и оттуда распространившийся по всей Европе. Термин "гуманизм" имел
сначала узкое значение. Если в средние века наука занималась преимущественно
изучением теологии (divina studia), то в эпоху Возрождения центр тяжести
умственных интересов переместился. Теперь главным предметом изучения
становится все связанное с человеком и, в первую очередь, человеческое слово
(humana studia). Произведениями этого вида были памятники античной
литературы, которые противопоставлялись так называемому "божьему слову",
священному писанию. Гуманистами в точном смысле слова в эту эпоху называли
людей, посвятивших себя изучению "человеческого слова" и, прежде, всего,
философов и писателей античности. Поэтому первым и обязательным признаком
гуманизма считалось знание древних языков, латинского и греческого. В связи
с этим возникает и развивается гуманитарная наука Возрождения. "Humana
studia" была сначала предметом частного воспитания и образования; но
постепенно представители этого движения проникли в университеты и создали
специальные школы, где предметом изучения стали гуманитарные науки. Когда
профессора-гуманисты начали с университетских кафедр читать и разбирать
Платона, Плутарха, Галена и др., то это означало революционный переворот в
области идеологии: гуманистическое знание вытесняло богословие. Нередко,
особенно вначале, гуманистическое знание носило подчеркнуто филологический
характер: изучали и разбирали латинскую и греческую грамматики. Но
филологические занятия гуманистов не были самоцелью: они были лишь ключом к
изучению памятников античной философии и литературы, идейное содержание
которых имело первостепенное значение для гуманистов. В этих произведениях
они находили выражение такого взгляда на жизнь, который соответствовал их
понятиям и помогал выработке нового мировоззрения. Филологические занятия,
изучение памятников греческой и римской литературы были, таким образом, той
научной базой, на почве которой оформлялось новое гуманистическое
мировоззрение.
Мировоззрений гуманизма было направлено против идеологии феодального
средневековья и, в первую очередь, против церковного учения. Гуманисты
видели основу жизни в реальном бытии и, прежде всего, в самом человеке, на
котором концентрировались все их интересы. Церковь исходила из
противопоставления бога и человека, видя в первом воплощение высшей сущности
жизни, а в последнем - присутствие низменного греховного начала. Этому
дуализму церкви наиболее передовые гуманисты противопоставляли монистический
взгляд: человек есть непосредственное воплощение божественного начала на
земле. В средневековой философии вера в бога сочеталась с неверием в
человека. Для гуманистов вера в бога означала прежде всего веру в человека,
который, по их мнению, и был воплощением божественного начала в жизни.
Гуманисты верили в безграничные силы и возможности человека,
преклонялись перед его величием и красотой. В отличие от средневекового
миросозерцания, которое считало человека сосудом греха, гуманизм оправдывал
природу человека. Смысл жизни гуманисты видели во всестороннем развитии
человеческой личности. Их философия отнюдь не была оправданием буржуазного
эгоизма.
Вера в безграничность человеческих способностей сочеталась у гуманистов
со стремлением к беспредельному знанию, которое должно было подчинить
человеку мир и природу. Отсюда их интерес к научному знанию и изучению
природы, что нашло выражение в деятельности великих философов,
естествоиспытателей, ученых и путешественников. Мирской, светский характер
гуманистической науки и философии находился в резком противоречии с
религиозным характером средневекового миросозерцания.
Социально-политические воззрения гуманистов были антифеодальными. Они
отрицали божественный характер королевской власти и боролись против светской
власти духовенства. Однако они не отрицали монархии как таковой. Согласно их
воззрениям, она была наилучшим средством обуздания феодальной анархии;
именно поэтому они выдвигали в качестве политического идеала абсолютную
монархию, возглавляемую просвещенным и гуманным королем. Лишь небольшая
часть гуманистов стояла на республиканских позициях. Все гуманисты отрицали
средневековый взгляд, оправдывавший социальное неравенство якобы
существующим различием природных данных. Гуманизм, в противовес этой точке
зрения, утверждал естественное равенство людей. Впрочем, это положение
сочеталось у значительнейшей части гуманистов с признанием правомерности
сословного строя. Они были противниками социального равенства, так как
думали, что оно сведется к нивеллировке всех людей. И все же в целом
гуманизм был наиболее прогрессивным идейным течением эпохи, оплодотворившим
все области социальной жизни и культуры.
Подходя к оценке английского гуманизма, следует прежде всего иметь в
виду, - беря вопрос в общеевропейском плане, - что это был поздний гуманизм,
развившийся на последнем этапе европейского Возрождения. Отсюда, а также из
специфических условий социально-экономического развития страны, вытекало
своеобразие английского гуманизма.
Основным содержанием раннего, итальянского, гуманизма была постоянная
борьба за светскую культуру против культуры церковной, борьба за право на
земные радости против монашеского аскетизма, борьба за право свободного
разума против непререкаемого авторитета веры. То, что было с таким трудом
завоевано итальянскими гуманистами XIV-XV вв., сравнительно легко далось
гуманистам английским. Реформация, проведенная в Англии сверху, почти
освободила английских гуманистов от борьбы за светскую культуру, ибо
королевская власть сломила политическое и экономическое могущество церкви, а
вслед за этим, естественно, ослабела и духовная диктатура церкви. Победа
светской культуры, таким образом, предшествовала периоду наивысшего расцвета
гуманистической литературы в Англии. Поэтому у Шекспира и его современников
мы не замечаем той резкой антицерковной направленности, которая
характеризовала творчество Боккаччо в Италии, Рабле - во Франции, Ульриха
фон Гуттена - в Германии.
Вопросы борьбы с церковью и религией играли в английском гуманизме
большую роль только на первом этапе Возрождения в Англии, который совпадал с
периодом реформации. Это - период деятельности оксфордских гуманистов и
Томаса Мора (конец XV - первая треть XVI в.), когда гуманистическая
литература носила в Англии преимущественно теоретический характер.
Второй этап Возрождения в Англии, - так называемый "век Елизаветы", -
период, охватывающий вторую половину XVI в., был временем наивысшего
расцвета английского абсолютизма; то была пора национального подъема и
консолидации молодой державы. Важнейшей чертой политической жизни было
равновесие сил дворянства и буржуазии, которых одинаково захватила горячка
внутреннего накопления и внешней экспансии. Этот период характеризовался
развитием художественной литературы гуманизма. От первых робких шагов,
которые были сделаны Уайетом и Серреем, литература переходит к полному
мастерскому владению всеми поэтическими формами. Расцвет поэзии обозначен
именами Сиднея, Спенсера и Шекспира (как автора сонетов, "Венеры и Адониса"
и "Лукреции"). Развивается прозаическая повествовательная литература и
роман, представленные именами Сиднея, Лили, Нэша, Лоджа, Грина и др.
Но самого блестящего расцвета в это время достигает драма. Еще в
середине столетия Гейвуд создавал примитивные интерлюдии, епископ Бейль
написал "Короля Иоанна", более похожего на моралите, чем на историческую
драму, а в конце века появляются уже "Тамерлан" и "Фауст" Марло,
"Венецианский купец", "Ромео и Джульетта", "Генрих IV", "Юлий Цезарь" и
другие произведения первого периода творчества "Шекспира.
Это - наиболее оптимистический период в развитии английского гуманизма,
период, отмеченный неуклонным подъемом литературы в связи с общим
национальным подъемом. Именно в это время получает наиболее полное выражение
гуманистическая жизнерадостность, иллюзия о приближении золотого века
всеобщего благополучия.
Начало нового XVII в. является началом третьего и последнего этапа в
развитии английского Возрождения. Для нас неважно, будем ли мы точно
обозначать начало этого этапа смертью Спенсера (1599 г.), заговором Эссекса
(1601 г.) или, наконец смертью королевы Елизаветы (1603 г.). Во всяком
случае, уже в последние годы царствования Елизаветы и в первые годы
царствования Якова I резко обозначились новые черты общественной жизни,
заключавшиеся прежде всего в нарушении того относительного политического
равновесия, которое имело место раньше. Распался союз между буржуазией и
абсолютной монархией, которая теперь превращается в преграду для дальнейшего
развития буржуазии. Наряду с ростом политического антагонизма между
буржуазией и монархией сильнее обнажаются и социальные противоречия между
эксплоататорами и эксплоатируемыми. Пока что последние, впрочем, не
противопоставляют своих интересов интересам буржуазии, не осознали себя как
класс и поддерживают борьбу буржуазии против монархии - одного из последних
пережитков феодализма.
Обострение классовых противоречий со всей силой сказывается в
литературе. Наиболее ярким проявлением этого является творчество Шекспира в
период создания им великих трагедий.
В начале XVII в. под влиянием растущей социальной и политической
реакции гуманизм Возрождения вступает в полосу кризиса, который по-разному
выражается в творчестве отдельных писателей. В целом же, наиболее
значительное проявление кризиса - это развивающийся со смертью Шекспира
упадок драматического искусства.
Третий этап английского Возрождения является одновременно и преддверием
буржуазной революции, которая совершилась в Англии в 40-х гг. XVII в. В
известном смысле все английское Возрождение явилась прологом буржуазной
революции XVII в. В Англии были сильно, по сравнению с другими странами,
развиты буржуазные элементы, и это сказалось в наличии реальных предпосылок
для победоносной буржуазной революции.
Английские гуманисты стояли не только перед лицом отмирающего
феодального общества. Они были очевидцами все более прочного утверждения
буржуазии в социально-экономической жизни. Перед гуманистами возник новый
враг - общество, построенное на капиталистической частной собственности и
эксплоатации.
Гуманисты выступали не только против старого феодального строя, но и
против социальной несправедливости буржуазного строя. Томас Мор создал
утопию об идеальном коммунистическом обществе, которое он противопоставил
нарождавшимся буржуазным общественным отношениям. В "Венецианском купце" и
особенно в "Тимоне Афинском" Шекспир выступил с резкой критикой буржуазии и
развращающей роли денег в человеческой жизни. Наблюдая реакционные тенденции
монархии Елизаветы и Якова I, изверившись в способности монархии уничтожить
вопиющие общественные противоречия и утвердить социальную справедливость,
Шекспир на самом зрелом этапе своего творчества стал в оппозицию к
абсолютной монархии. Это была наиболее прогрессивная политическая позиция в
начале XVII в. А в середине XVII столетия такой позицией была прямая борьба
за свержение монархии, и именно ее занял наследник гуманизма Возрождения,
поэт и революционер Мильтон. Творчеством и идеями Томаса Мора, Шекспира,
Бэкона и Мильтона определяется основная линия развития английского гуманизма
в XVI-XVII вв.
Идейному богатству литературы Возрождения соответствовало ее
художественное многообразие. Преклонение перед античностью получило
отражение в попытках утвердить классические формы, заимствованные у
писателей Греции и Рима. В поэзии эта тенденция получила выражение в
деятельности Сиднея и созданного им кружка "Ареопаг", стремившегося
произвести реформу стихосложения, ввести античную метрику и нерифмованный
стих. Выражением этих классических устремлений в критике была "Защита
поэзии" Сиднея. В драматургии элементы классицизма были возрождены уже
ученой университетской драмой. Бен Джонсон выступил как наиболее
последовательный представитель этого течения среди драматургов. Тем не
менее, классические вкусы не получили преобладания в литературе. Основная
линия развития литературы была продолжением традиций предшествующего
времени, обогащенных культурой гуманизма. Гуманисты выступили в качестве
продолжателей народных и национальных традиций английской литературы.
В литературе аристократического гуманизма (Уайет, Серрей, Сидней,
Спенсер и др.) получают свое дальнейшее развитие традиции куртуазной поэзии
средневековья. Не случайно величайшая поэма английского Возрождения -
"Королева фей" Спенсера - была рыцарской поэмой. Рыцарские доблести и
куртуазные идеалы сохранялись в этой поэзии, но получали новое
гуманистическое осмысление. Новым жанром была и пастораль, образцом которой
является "Аркадия" Сиднея.
С другой стороны, мы находим в эпохе Возрождения продолжение традиций
городской литературы средних веков. Эти традиции проявляются в поэзии у
Скельтона, в повествовательной прозе их выражением был плутовской жанр и
своеобразный "производственный" роман, созданный Делонеем. Наконец, в
драматургии можно отметить целую группу писателей бюргерского направления. К
ней принадлежат Деккер, Томас Гейвуд и неизвестный автор "Ардена из
Февершама". Близки к этим тенденциям были и некоторые другие драматурги, как
например Мильтон. Даже Бен Джонсон при всех его классицстских устремлениях
содействовал развитию именно буржуазной комедии нравов (или комедии
буржуазных нравов). Была в драме также своя пасторальная струя, шедшая от
Лили и получившая дальнейшее развитие в "масках" Бена Джонсона и
пасторальных комедиях Бомонта и Флетчера. Излюбленными жанрами народного
театра были кровавые трагедии, пьесы-хроники и фарсовые комедии.
Наиболее универсальное по своему содержанию творчество Шекспира было
вместе с тем наиболее многообразным по своим художественным особенностям.
Его драматургия явилась высшим синтезом всех жанровых тенденций литературы,
этой эпохи. Мы находим у него аристократическую пастораль и бюргерский фарс,
кровавую трагедию и комедию буржуазных нравов, пьесу-хронику и романтическую
трагикомедию, но все эти жанры предстают у него обогащенными и возвышенными
благодаря своему гуманистическому содержанию.
Характерные черты литературы Возрождения - титанизм, универсальность,
идейная насыщенность, обращение к коренным интересам человеческой жизни.
Высшим достижением этой литературы было творчество Шекспира, который создал
произведения огромной реалистической силы и глубочайшей гуманистической
идейности, воплощающие в себе все оттенки романтического реализма и
реалистической романтики.
Важнейшая особенность великих произведений гуманистической литературы
этой эпохи - народность. Она явилась результатом общего национального
подъема Англии в пору борьбы за государственное единство и политическую
независимость родной страны. Народностью проникнуто творчество писателей,
совмещавших всеобъемлющий реализм, человечность и неисчерпаемое богатство
идей. Все эти черты, глубоко свойственные Возрождению, нашли свое высшее
воплощение в творчестве Томаса Мора, Шекспира и Бэкона, этих гигантов
английского Возрождения.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел литературоведение
|
|