Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

История английской литературы

Том I. Выпуск первый

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть вторая. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ОТДЕЛ II. ПОЭЗИЯ АНГЛИЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Глава 1. Скельтон

Первый этап в развитии литературы английского Возрождения
характеризуется пышным расцветом поэзии. Поэзия, - представленная как
лирическими, так и повествовательными жанрами в творчестве Скельтона,
Уайета, Серрея, Сиднея, Даниэля, Спенсера и других, - становится на время
преобладающим и ведущим началом ренессансной литературы в Англии, лишь
позднее, с 80-х годов XVI в., уступая эту роль драматургии
Одним из наиболее ранних представителей поэзии Возрождения был Джон
Скельтон (John Skelton, около 1460-1529 гг.). Родился он в провинции,
образование получил в Кембриджском университете, который окончил со степенью
магистра искусств в 1484 г. Несколько позже, за особый успехи в грамматике и
версификации, он был увенчан в Кембридже лавровым венком. Благодаря своей
научной репутации он был назначен учителем принца Генриха, будущего короля
Генриха VII; В 1498 г. он принял духовное звание, а в 1504 г. был уже
священником в одном из сельских приходов в Норфольке.
Сохранившиеся о нем предания рисуют его веселым и остроумным человеком,
любителем вина и женщин, мало заботившимся о благочестии, связанном с его
званием.
В своем поэтическом творчестве Скельтон исходил из традиций Чосера и
народной поэзии. Это отличает его от Уайета и Серрея, которые опирались
преимущественно на итальянские образцы. Однако, хотя он и пользовался
чосеровскими стихотворными размерами, главные его произведения были написаны
им в особой манере, заимствованной из народного творчества. Типичным
скельтоновским стихом является "доггрель" (doggerel), короткая обрывистая
строка, напоминающая русский раешник.
Скельтон был сатириком, обличавшим пороки дворянской и клерикальной
среды. Его первое значительное произведение - "Придворный паек" (The bowge
of court, до 1509 г.) - аллегорическая сатира на нравы придворных, всеми
правдами и неправдами добивающихся монарших милостей. Используя схему
"Корабля дураков" шотландского поэта Барклая, он изображает себя
путешествующим на корабле в компании с семью смертными грехами, в образах
которых он и осмеивает придворных.
В "Колине Клауте" (Colin Cloute, 1519-1524 гг.) он выводит бродягу,
который зло обличает продажность и разврат духовенства. Уже здесь, в скрытом
виде, встречаются нападки на высшего представителя католической церкви в
Англии, кардинала Вольсея. Они раскрываются в следующей сатире Скельтона
"Почему вы не являетесь ко двору? (Why come ye nat to courte? 1622-1523
гг.). К этой же группе сатирических стихотворений, направленных против
духовенства и его главы Вольсея, относятся и "Говори, попугай" (Speke,
Parrot, 1517-1618 гг.).
Эпикурейская натура Скельтона во всем размахе проявляется в "Пиве
Элинор Румминг" (Tunnyng of Elinour Rummyng), задорной поэме, воспевающей
хмельное веселье забулдыг, с которыми Скельтон отведал пиво бойкой Элинор
Румминг, удовлетворявшей и другие аппетиты своих клиентов. Тон этого
произведения предвосхищает в известной степени "Веселых нищих" Бернса.
Несколько более серьезен Скельтон в "Лавровом венке" (A ryght
delectable tratyse upon a goodly Garlande or Chapelet of Laurell, 1523 г.).
Здесь он без лишней скромности перечисляет и характеризует свои
произведения. Из перечисления видно, что ряд его поэтических созданий до нас
не дошел. Эта же поэма содержит лирические строки, восхваляющие красоту двух
женщин.
Замечательным сочетанием лирики и иронии является "Книга о воробье
Филиппе" (The Boke of Phyllyp Sparowe), где на протяжении 140 строк
возносятся жалобы по поводу побели любимой птички некоей Джен Скруп. Плач о
воробье, павшем жертвой коварства кошки, используется Скельтоном для
пародийных целей; он высмеивает здесь церковную службу, рыцарский идеализм и
схоластическую ученость.
В период между 1515-1523 гг. Скельтон создал моралите "Великолепие"
(Magnyfycence), в котором, в традиционной форме средневековой аллегорической
драмы, Добрая Надежда освобождает Человечество от Пороков. Как и
сатирические поэмы Скельтона, эта пьеса содержит нападки на духовенство и
дворянство.
Подчеркнутая антицерковная направленность поэзии Скельтона позволяет
считать его одним из первых сторонников реформации в английской литературе
начала XVI в. Важно при этом отметить, что мотивы, побуждающие его выступать
против церкви, - не религиозные, а чисто мирские и носят характер
социального протеста против привилегированного сословного положения
духовенства и дворянства.
Поэзия Скельтона нашла непосредственный отклик в Шотландии, в
произведениях Давида Линдсея (David Lyndsay, 1490-1555 гг.), так же, как и
он, черпавшего свое вдохновение в родниках народного творчества.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел литературоведение











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.