Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
История английской литературы
Том I. Выпуск первый
Часть первая. ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ОТДЕЛ III. ЛИТЕРАТУРА XIVв.
Глава 5. Ранняя шотландская литература
2
Джон Барбор (John Barbour, ок. 1320-1395 гг.) род идея неподалеку от
Эбердина. Жизнь его не богата событиями. В Эбердине он поступил в монастырь
и был здесь архидьяконом. В августе 1357 г. ему была выдана охранная грамота
от английского короля Эдуарда III для проезда в Оксфорд; здесь он провел
около года. В октябре 1365 г. и ноябре 1368 г. Барбор получил аналогичные
грамоты для путешествия в обществе нескольких лиц во Францию через Англию.
Эти поездки в большинстве случаев носили дипломатический характер; Барбор
был близок к шотландскому королевскому двору и пользовался его доверием. В
1372 г. он был назначен аудитором казначейства в Перте и продолжал
оставаться одним из виднейших чиновников шотландской казны еще в 1384-1388
гг. Эндрью из Уинтоуна приписывает Барбору, кроме "Брюса", также поэму о
Бруте (Brut), для нас утраченную и по теме своей, вероятно, сходную с
одноименным произведением Лайамона, и стихотворение "Родословие Стюартов"
(The Stewartis Orygenalle, или The Stewart's Genealogy), также до нас не
дошедшее. Еще менее достоверно участие Барбора в создании других
произведений ранней шотландской литературы, которые приписывались его
авторству (шотландской редакции поэмы об Александре Македонском, об осаде
Трои и др.).
Таким образом, достоверно ему принадлежит лишь "Брюс". Это
патриотическая поэма борьбы и победы; в ней идет речь о шотландском народе и
его вождях, о доблести, отваге и героических деяниях шотландцев, сражавшихся
за свою свободу; это летопись шотландского героизма в период особенно
ожесточенной борьбы с англичанами со смерти короля Александра III 1286 г.
до самой смерти Роберта Брюса в 1329 г. (в поэме изложение доведено до
20 июля 1332 г.).
Война Шотландии за независимость между 1296-1314 гг. была одновременно
и национальной, и крестьянской революцией. Когда Эдуард I Английский вторгся
со своими войсками в шотландские пределы, некоторая часть крупных феодалов
шотландской равнинной области готова была поддерживать притязания
английского короля, власть которого в Шотландском королевстве могла бы
создать для них дальнейшую опору для полного закрепощения крестьянства,
поэтому для шотландских крестьян борьба против английского феодализма
одновременно являлась также борьбой против угнетавшей их шотландской
аристократии; этим и объясняется то, что борьба с англичанами могла в
Шотландии в это время принять характер широкого народного движения. К
начатому крестьянством восстанию вскоре присоединились города, церковь и
часть рыцарства. Во главе восставших стал Роберт Брюс (1274?-1329 гг.),
отпрыск старинного шотландского рода нормандского происхождения,
постаравшийся, правда, лишить движение первоначального антифеодального
характера, но доведший шотландцев до полной победы над англичанами и
вступивший на шотландский престол под именем короля Роберта I. Борьба
изобиловала героическими эпизодами, украшенными народной молвой и вскоре же
ставшими достоянием легенд в народных баллад; ими воспользовался и Джон
Барбор, писавший свою поэму менее чем через столетие после самых событий.
Поэма "Брюс" (The Bruce) состоит из двадцати книг, обнимающих в целом
13549 стихов и была написав в 1375 г. Это не просто рифмованная хроника,
какой предлагали ее считать некоторые критики. Барбор пишет скорее в тоне
романа, чем в манере исторической хроники. Брюс превращается у него в
эпического богатыря, наделенного неслыханной храбростью и физической силой:
он один легко одолевает триста окруживших его врагов. В приключениях Брюса,
как они изложены у Барбора, много действительно романического. Его жизнь
полна опасностей, побегов, засад и схваток с многочисленными врагами,
необычайная, чудесная сила, хладнокровие и решимость спасают Брюса на каждом
шагу. Переодетый шотландским горцем, он блуждает по горам и берегам озер,
спит на скалах, живет охотой и рыбной ловлей; его травят собачьи своры, но
он ловко ускользает от всех преследований и понемногу сколачивает вокруг
себя преданную дружину. Барбор дополняет и приукрашивает подвиги Брюса,
которые приписывает ему легенда, Он наделяет его чертами народного героя и в
то же время совершенного рыцаря. Брюс всегда находится в хорошем
расположении духа, всегда уверен в своем будущем, шутит в минуты опасности,
учтив по отношению к женщинам и в диких пещерах занимает своих спутников
рассказами из рыцарских романов. Он друг всех обездоленных и бедняков и
всегда готов притти на помощь; однажды он остановил движение своего войска,
услышав женский крик; оказалась, что это бедная крестьянка мучилась
родами, которые застигли ее на проезжей дороге; он велел раскинуть палатку,
перенести в нее роженицу, и поход, продолжался не прежде, чем младенец
появился на свет. Решающая битва при Беннокберне (1314 г.), одно имя которой
всегда заставляло сильнее биться шотландские сердца, изображена Барбором в
особо героических тонах и со множеством живописных подробностей. Автор
славит Брюса как победителя англичан и самого справедливого и
добродетельного из королей. Наряду с Брюсом живыми, резкими, характерными
чертами обрисованы и другие действующие лица поэмы, в первую очередь - друг,
верный помощник Брюса и неизменный участник всех его предприятий - Джемс
Дуглас, который впоследствии, после смерти Брюса, увозит его сердце, чтобы
похоронить в святой земле. Героическими чертами охарактеризована и жена
Брюса, которая следует за ним в изгнание и добровольно разделяет все тревоги
и опасности его скитальческой жизни. Не менее выпуклым и живописным
выступает в поэме, хотя и характеризованный в резко отрицательных тонах,
образ английского короля Эдуарда, старого и грозного завоевателя, этого
"бича Шотландии". В связи с общим героическим замыслом поэмы особое значение
имеют ее массовые сцены, прежде всего батальные. Храбрость и любовь к родине
всех шотландцев от мала до велика подвергаются тяжелым испытаниям, но всегда
одерживают верх. Патриотом, в котором любовь к родине доведена до
фанатической страсти, является прежде всего сам Барбор. Эта любовь внушила
ему знаменитые стихи книги I (стих 225 и сл.): "О, благородная свобода! Она
заставляет радостно биться сердце и дает мужам настоящую силу; живет только
тот, кто творит свободу..." Эта же любовь внушила Барбору и картины
шотландской природы, и ту особую человечность и теплоту, которую он
проявляет в поэме по отношению к своим соотечественникам. Любопытной
особенностью "Брюса", между прочим, отличающей его от более поздней
аналогичной патриотической поэмы Гарри Слепого ("Уоллес"), является почти
полное отсутствие сверхъестественного элемента, следов суеверного отношения
к жизни. Лишь в нескольких местах поэмы, случайно и в чисто
повествовательных целях, Барбор вводит отдельные фантастические мотивы,
вполне правдоподобные, впрочем, для читателей тех времен. Естественно, с его
точки зрения, что Эдуард английский, изменник, предатель и злодей, находится
в союзе с дьяволом; не менее естественны для людей XIV в. суеверные
подозрения Брюса, что его первоначальные неудачи связаны с убийством,
которое он "святотатственно" совершил в монастырской церкви; лишь однажды в
рассказе о том, как шотландские женщины и дети под стенами Бервика собирали
стрелы и камни для передачи их шотландским воинам и, благодаря чуду остались
целыми и невредимыми, религиозно-фантастический элемент проявляется у
Барбора более явственно.
Джон Барбор навсегда остался для шотландцев создателем национальной
литературы и прославленным певцом знаменитейших деяний предков. Влияние
Барбора чувствуется у ряда позднейших шотландских поэтов, в XV-XVI и даже
XVIII вв. Не без воздействия Барбора, прямого или косвенного, написано
стихотворение Бернса "Речь Брюса к войску перед битвой при Беннокберне".
Большим почитателем Барбора был Вальтер Скотт, многократно пользовавшийся
его "Брюсом" для своих произведений; поэма Барбора дала основные очертания
сюжету одного из второстепенных романов Вальтер Скотта ("Замок Опасный") и
послужила одним из важнейших источников для поэмы "Владетель островов".
Скотт немало пользовался произведением Барбора и тогда, когда пересказывал
жизнь исторического Брюса в своей популярной истории Шотландии для детей
("Рассказы дедушки", главы VIII-XI).
В числе представителей ранней шотландской литературы нужно назвать
Эндрью из Уинтоуна (Andrew of Wyntoun), который, подобно Барбору, был
духовным лицом и страстным патриотом Шотландии. Но его литературная
деятельность принадлежит уже к первой четверти XV столетия. Эндрью был
приором в Лохлевене и около 1420 г. закончил свою стихотворную "Хронику
Шотландии" (Orygynalle Chronykil of Scotland). Однако Уинтоун далек от
художественного мастерства Барбора. В изложении событий шотландской истории
он педантичен, сух, его ученость - типично монастырской складки, а его
кругозор резко ограничен пределами его отечества. В отличие от поэмы Барбора
его хроника - типично монастырская летопись, лишенная той широты и
художественности, какие отличают "Брюса".
В XV в. развитие шотландской литературы пойдет по иным путям. Барбор
был современником англичанина Чосера, но ничем не был ему обязан.
Большинством своих творческих особенностей он был ему прямо противоположен.
В дальнейшем, однако, шотландская поэзия достигнет своего расцвета именно
под чосеровским влиянием. Лучшие шотландские писатели XV в. назовут себя
учениками Чосера и останутся важнейшими из его продолжателей.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел литературоведение
|
|