Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Васильев А. История средних веков

ОГЛАВЛЕНИЕ

V Объединение романо-германской Европы

Карл Великий
Подчинение романо-германского мира власти Карла Великого. Во франкском королевстве после смерти Пипина Короткого в 768 году стали править два его сына Карл и Карломан. Два брата не могли жить в мире друг с другом; укрепившемуся государству грозили долгие внутренние распри, которые предупреждены были смертью Карломана в 771 году. С этого года единодержавным правителем франкского государства стал Карл, прозванный Великим (768—814).
Первый вопрос, который должен был решить Карл, был вопрос лангобардский. Лангобардский король Дезид е ? и и , подобно своим предшественникам, казался опасным для папы; но этот король имел еще более честолюбивые планы: он намеревался овладеть Римом и основать в Италии сильное лангобардское государство, подобное франкскому королевству в Галлии. Испуганный папа обратился за помощью к Карлу, который не отказал в папской просьбе и выступил с войском против лангобардов. Война была удачна для Карла. Столица Дезидерия Павия была взята. Сам король и его семья попали в плен и были заточены в монастырь. Лангобардское государство было покорено, и Карл к своему титулу короля франков прибавил титул короля лангобардов. Папа не мог быть особенно доволен подобным результатом, так как вместо лангобардского короля он получил в качестве соседа гораздо более могущественного короля франков.
На востоке за Рейном Карл покорил Баварию. Но особенно
долгую и тяжелую борьбу пришлось вести ему с дикими, языческими саксами, жившими между нижним Рейном и Эльбой. В течение более тридцати лет Карл должен был предпринимать ряд походов против саксов. С обеих сторон прибегали к жестоким избиениям пленных. Несколько раз саксы, побежденные, притворно подчинялись, давали заложников и соглашались исполнить все требования Карла. Но стоило его войскам удалиться из области саксов, как они снова начинали свои опустошительные нападения и ужасные жестокости. Войска Карла проникли, наконец, в глубь негостеприимной страны; в священном лесу главный идол саксов Ирминсул был уничтожен. Один из главных вождей саксов Видукинд согласился принять крещение, после чего саксы подчинились франкскому владычеству. Карл среди всех покоренных нехристианских народов вводил христианство и этим самым прививал им культуру и крепче привязывал их к своему христианскому государству.
Расширившиеся границы монархии Карла заставили его столкнуться с новыми пограничными народами. На юге в Пиренеях он удачно воевал с арабами и расширил свои владения присоединением области за Пиренеями с приморским городом Барселоной. Из этой области Карл образовал и с ? а н с к ую м а р ? у. Марками стали называться пограничные области, на обязанности которых лежала защита границ от нападений врагов. Карл таких марок устроил несколько.
На обратном пути, после удачного похода против испанских арабов, отряд франкского войска, попав в Пиренейских горах в Ронсенвальском.ущелье в засаду, устроенную басками (народом, жившим в юго-западной Галлии), был почти весь перебит. Среди павших находился правитель Бретани Роланд. Позднее средневековая легенда превратила это событие в столкновение с арабами (сарацинами), а из Роланда создала героя, защищавшего христиан против неверных. Личность Роланда сделалась одной из любимых тем средневековой французской поэзии, и песни о нем долго распевались, пробуждая в народе чувство любви к своей родине.
Присоединение Баварии заставило столкнуться Карла с жившими на среднем Дунае в Паннонии аварами, народом тюркского происхождения. В этой борьбе авары не только были побеждены, но почти истреблены. Малые остатки их незаметно слились с другими соседними народами. Имя аваров исчезает из истории. Это быстрое исчезновение аваров оставило след на страницах русской летописи в виде поговорки: "Погибоша аки обре" (т. е. авары).
Подчинение саксов принудило Карла вступить в борьбу с полабскими (жившими по Эльбе-Лабе) славянами. Из северных же народов враждебные столкновения были у него с датчанами, которые, пользуясь тем, что у Карла не было флота, на своих судах производили иногда опустошительные набеги на прибрежные местности. Карл обратил внимание на этот недостаток: как бы предвидя будущие морские нападения норманнов, он стал строить флот, возобновил еще сооруженный в римское время маяк, предпринял на юге работы по защите устьев Роны и Гаронны.
Священная Римская империя. Государство Карла достигло громадных размеров. Под его скипетром находились многочис-







Небольшая бронзовая статуэтка, вероятно изображающая Карла Великого
Монета Карла Великого из позолоченного серебра. Чеканена в городе Трире

 


Рельефное изображение на медном позолоченном ковчеге, заключающем в себе кости Карла Великого. Находится в Ахенском соборе
ленные народности романо-германского мира; эти народности были объединены христианством и в этом смысле представляли единый "христианский народ" (populus christianus). Для государя такой обширной и могущественной страны титул короля стал казаться недостаточно почетным. Высказывалось многими пожелание сделать Карла императором. Но для этого вначале было два препятствия: с одной стороны, по прежним представлениям империя была одна, и император один, т. е. император восточный, византийский; с другой стороны, подобного возвышения франкского государя, как своего ближайшего соседа, боялись папы. Однако эти препятствия вскоре исчезли. В Византии произошел государственный переворот, после которого во главе государства стала императрица Ирина, т. е. женщина, чего, с точки зрения империи, быть не могло и чего никогда не бывало. Поэтому можно было считать императорский трон свободным. Папа же Лев III, до крайности стесненный римскою знатью, вынужден был лично отправиться к Карлу за помощью. Карл превосходно воспользовался обстоятельствами. Он с папой быстро явился в Рим, усмирил непокорных римлян и восстановил Льва III на папском престоле. В первый день Рождества Христова (25 декабря 800 года) во время торжественного богослужения в храме св. Петра папа возложил на коленопреклоненного Карла императорскую корону. Народ в этот величественный момент возгласил: "Карлу, благочестивейшему Августу, коронованному Богом великому и миролюбивому императору, многая лета и победа!" Карл Великий стал императором Священной Римской империн. Это событие произвело громадное впечатление во всей Европе.
Сам Карл, получая императорскую корону, чувствовал, что он этим как бы нарушал права византийского императора; чтобы узаконить в глазах людей свое новое высокое звание, он открыл переговоры о своем браке с византийской императрицей Ириной; но переговоры эти кончились ничем. В Византии вскоре после этого был провозглашен снова император, так что Европа увидела двух императоров, которые после некоторых переговоров должны были признать друг друга.
После коронования Карла, в 800 году, западный романо-германский мир был объединен не только христианством, но и императорскою властью Карла; с этого же времени западный романо-германский мир окончательно обособился от Византии и стал вполне самостоятельным государством — Священной Римской империей.
Внутренняя деятельность Карла Великого. Карл проявил большую деятельность не только в своих отношениях к внешним врагам, но и во внутреннем устроении страны. Хотя многие учреждения его государства существовали еще в меровингское время, но Карл оживил и преобразовал их.
Главная власть в стране принадлежала Карлу, который хотел по своему желанию распоряжаться всеми сторонами государственной жизни, и он достиг того, что все стало зависеть от него.
Для обсуждения вопросов по управлению государством Карл созывал собрания в мае или летом, на которые съезжались обыкновенно лишь главнейшие представители, духовные и светские. Карл вместе с ними обсуждал проекты новых законов и спрашивал у них мнения. Но мнение членов собрания не было для Карла обязательным: окончательное решение принимал он лично, хотя для виду и спрашивал о согласии собрания. Вопросы, подлежавшие обсуждению на этом собрании, были обычно подготовляемы на осеннем собрании, на которое Карлом призывались лишь самые высшие сановники; решения осеннего собрания хранились в тайне от народа до собрания майского или летнего. Акты каролингского законодательства назывались капитуляриями, из которых многие до нас дошли и показывают, что Карл обращал внимание на самые разнообразные стороны жизни.
Государство Карла делилось на графства, во главе которых стояли графы. Последние в своей области ведали судебные, военные и денежные дела. Но графы были исполнителями лишь воли государя, который назначал и смещал их по своему усмотрению. В пограничных областях, или марках, где управление было труднее ввиду частых нападений врагов. Карл иногда соединял несколько графств в одно владение, которое отдавал в управление маркграфу или герцогу; но и эти последние назначались и смещались самим Карлом. Для наблюдения над тем, как шли дела в провинциях, Карл отправлял двух "государевых посланцев" (missi dominici) — одного светского, другого духовного. Они всюду действовали как представители власти самого государя; они принимали жалобы, перерешали судебные дела, принимали присягу государю и имели наблюдение за правильным исполнением законов. Верховным судом являлся королевский суд, в котором председательствовал сам король.
Ввиду многочисленных и тяжелых войн, которые вел Карл, вопрос о войске был для него одним из самых важных. По призыву короля, на военную службу должны были лично являться все свободные, владевшие землею; содержания воины не получали. Так как для мелких землевладельцев это было очень тяжело, то они с определенного количества земли могли сообща выставлять одного человека; люди же совсем безземельные должны были с пяти человек поставлять на службу одного и снабжать его некоторою суммою денег в виде вспоможения. В награду за службу Карл давал своим воинам и чиновникам земли во временное пользование.
Карл имел также большое влияние и на дела церкви, которая ему повиновалась. Он, когда хотел, созывал соборы, назначал и смещал епископов; последние своею деятельностью особенно выделялись в церкви.
Карл немало сделал для просвещения своей страны. Так как во франкском государстве еще не было ученых людей, которые могли бы учить других, то он обратился к содействию иностранцев. При его дворе собрались ученые, поэты и историки, главным образом из Италии и Британии. Особенно выдавался своими знаниями англосакс Алькуин1, учивший самого Карла и его семью и посвятивший всю свою жизнь служению новой родине. Самым известным франкским ученым сделался Эйнгардт, завершивший свое образование при помощи Алькуина и написавший очень интересное жизнеописание Карла. При дворе была основана Па латинская, т. е. дворцовая, школа, где учился сам Карл и его приближенные. При монастырях основывались школы, и родителей убеждали посылать в них детей. Наряду с изучением Священного Писания и отцов церкви, ученые люди времени Карла читали и древних языческих писателей.
Писатель Эйнгардт сообщает сведения о внешности и образе жизни Карла. Карл пользовался прекрасным здоровьем; он был довольно высокого роста и крепкого сложения; лицо у него было веселое и улыбавшееся, с живыми большими глазами. Из удовольствий он особенно любил верховую езду и охоту. В пище и еде Карл отличался умеренностью; из кушаний он лучше всего любил жаркое. За обедом он с удовольствием слушал музыку и чтение. Пьянство Карл ненавидел. Науками он занимался чрезвычайно прилежно. Однако Карлу не удалось хорошо научиться писать, хотя он обыкновенно, даже под подушкой, держал таблички и в свободное время старался выводить буквы.
За разностороннюю и неустанную деятельность и за создание великой христианской романо-германской державы Карл по заслугам получил в истории прозвание Великого.
Распадение монархии Карла Великого
Выделение национальностей и дальнейшее политическое дробление монархии Карла. Громадное государство Карла Великого могло держаться лишь благодаря его силе и энергии. Сын и преемник его Людовик Благочестивый (814—840) не отличался ни талантами, ни энергией своего отца. Как только в государстве почувствовали, что власть находится в слабых руках, тотчас же со всех сторон появились признаки распадения; восставали против Людовика отдельные области, восставали правители и, наконец, восстали его собственные сыновья. Людовик имел четырех сыновей: от первой жены были Лотарь, Пипин и Людовик, от второй — Карл, прозванный впоследствии Лысы м. Сыновья от первого брака были недовольны тем предпочтением, которое Людовик оказывал Карлу, и поднялись против отца. Возгорелась тяжелая внутренняя война, окончившаяся победою трех братьев и унижением Людовика. Его обвинили в том, что он довел могущественную империю Карла Великого до бесславного унижения. Приведенный в церковь Людовик в присутствии своего сына Лотаря, многочисленного духовенства и народа упал на колени перед алтарем и каялся громко в приписываемых ему преступлениях; он снял с себя императорское облачение и облекся в одежду кающегося грешника. После этого он лишен был власти, и Лотарь стал единым императором. Но вскоре такое отношение сыновей к отцу вызвало в населении чувство негодования; страна, охваченная состраданием к униженному императору, переходила на его сторону. Людовик был восстановлен на престоле. В последние годы главною его мыслью было обеспечить после своей смерти для любимого сына от второго брака Карла наилучшую часть империи. Сын Людовика Пипин умер раньше отца. В 840 году умер сам Людовик, оставив свое государство в расстроенном состоянии.
Императорский титул получил старший сын Людовика Л о т а р ь , заявивший свои права на главное влияние в империи. Тогда против него соединились Людовик и Карл и открыли так называемую войну трех братьев. В решительной битве Лотарь был побежден, но продолжал сопротивляться. В таких обстоятельствах Людовик и Карл съехались в Страсбурге, дали взаимную клятву и заставили присягнуть свои войска в том, что они будут верно и дружно помогать друг другу против Лотаря. Людовик произнес свою клятву на романском языке, чтобы ее могли понять войска Карла, а Карл повторил эту клятву на немецком языке, чтобы ее могли понять войска Людовика. Это указывает на то, что в первой половине IX века языки западной и восточной части империи настолько уже были отличны друг от друга, что представители одной части не могли понимать представителей другой части. Таким образом, галлы и франки на западе в это время уже говорили на одном романском* т. е. французском, языке и стали представлять собою французскую народность, а германцы, жившие на востоке от Рейна и по его правому берегу, уже говорили на немецком я зык е .
Соединенные силы Людовика и Карла снова победили Лотаря, который на этот раз должен был уступить. В 843 году в городе Вердене, в северо-восточной Галлии, был заключен договор, на основании которого империя была поделена между тремя братьями. Старший брат Лотарь получил Италию и длинную, узкую полосу земли, ограниченную на востоке Альпами и Рейном, а на западе Роной, Соной, Маасом и Шельдой, включая северную область по берегу Немецкого моря Фрисландию. Людовик получил земли на восток от Рейна, а Карл западную часть империи. Императорский титул остался за Лотарем; но каких-либо преимуществ перед другими братьями он ему не давал. Государства Людовика и Карла были совершенно независимы. Так совершился раздел монархии Карла. С этих пор начинают существовать как отдельные государства Франция и Германия. Во владениях Лотаря единства не было, и они, находясь между владениями Франции и Германии, часто будут служить причиною раздоров и столкновений между ними.
На этом не остановилось деление империи Карла. Государи, ведя войны, должны были награждать своих воинов, которым по обычаю того времени они давали земли. Земля дробилась, а вместе с тем дробилась, беднела и слабела королевская власть, у которой земель для раздачи оставалось все меньше и меньше. Власть же переходила к тем людям, которые владели большим количеством земли. В последней четверти IX века монархия

 




Корабль викингов. Найден в Норвегии. Реконструкция. Выстроен из дуба, снабжен мачтой. С каждой стороны по 15 дубовых весел длиною в б метров

Поле битвы в Гафрсфьорде около Ставангера. Норвегия. Здесь в 872 г. Гаральд  Прекрасноволосый покорил норвежские области и объединил их в одно государство

Большое судно викингов на 28 весел. Найдено в Шлезвиге. Рисунок. Построено из дубового дерева. Длина
— 24 метра, ширина
— 3 '/·< метра. Вмещало 30 человек

Деревянная церковь в Боргунде. Норвегия. С фотографии



Карла Великого еще раз объединилась при Карле Толстом', но через три года разделение произошло снова, и на этот раз окончательно.
Последние Каролинги Франции и Германии были государями без больших талантов и со слабою властью.
Нашествия норманнов и венгров. Франция при последних Каролингах особенно страдала от набегов норманнов. Норманнами (нордманнами, т. е. северными людьми) назывались германцы, жившие на Скандинавском и Ютландском полуостровах. Не имея достаточных средств к жизни на своей суровой по природе родине, они на небольших судах, вмещавших около 75 человек, производили набеги на населенные местности.
Обычно на носу норманнского судна делалось изображение дракона или какого-нибудь другого чудовища из скандинавской мифологии; борты судна украшались щитами.
Предводители норманнов назывались викингами, т.е. морскими королями или вождями. Особенно многочисленны и опустошительны были их набеги в IX веке. С юных лет привыкшие к морю, они не боялись его, пускались в далекие поездки и в этом веке, плывя на запад по Атлантическому океану, достигли уже острова Исландии. В этом же веке они ходили и на восток, и наша летопись связывает основание русского государства с приходом норманнов — варягов.
Норманнские викинги опустошали в IX веке не только берега Франции, но заходили по рекам, по Сене, Луаре, Гаронне, в глубь страны и наводили ужас на беззащитное население. Короли заключали с ними унизительные договоры и откупались деньгами. Особенно сильно однажды пострадал Париж, который около полугода подвергался тяжелой осаде со стороны норманнов. Только большой выкуп, данный им Карлом Толстым, заставил их отступить. Наконец в 911 году норманны в лице их предводителя Роллона получили от короля разрешение поселиться в области около устьев Сены, где они и основали норманнское герцогство с главным городом Руаном. Роллон принял христианство и этим самым содействовал быстрому слиянию норманнов с местным населением2. Норманнский язык стал скоро исчезать, и через сто лет норманны, поселившиеся в устьях Сены, говорили уже на романском, т. е. на французском, языке (романизовались).
' Карл Толстый — сын Людовика Немецкого — был императором после его смерти в 876 г., король Франции в 884—888 гг. после смерти Карла Лысого. 2 Приняв христианство, Роллон получил имя Роберт.

Во время борьбы с норманнами выдвинулась своею энергией и храбрым сопротивлением фамилия Робертинцев', владевших областью в центре Франции с Парижем. По сравнению со слабыми и нерешительными Каролингами Робертинцы являлись в глазах народа настоящими защитниками их страны и борцами за ее независимость. Мало-помалу в них стали видеть будущих королей, которые должны заменить династию Каролингов. Последний Каролинг, Людовик V Ленивый , владевший лишь почти одним городом Лаоном2, умер в 987 году. На престол был избран, действительно, один из Робертинцев, Гуго Капет3, который и открыл собою славную в истории Франции династию Капетингов.
Последние Каролинги в Германии должны были главным образом бороться со славянами и венграми , народом, родственным финнам (финно-угорское племя). На восток от германской границы образовалось и усилилось во второй половине IX века сильное славянское велико-моравское государство (стр. 323), с которым германский король Арнульф вступил в борьбу. На помощь себе он призвал диких венгров (мадьяров, угров), которые жили в то время в современной Молдавии. Венгры в начале ? века разгромили велико-моравскую державу, но, поселившись на ее месте, стали с тех пор опасными врагами Германии, которая против них должна была построить на границе целый ряд укреплений. Последний германский Каролинг Людовик Дитя умер в 911 году. В Германии предстоял трудный вопрос — избрание короля из новой фамилии.

Англия в саксонский период
Англосаксонские государства. Уже с древних времен на островах Британии и Ивернии (Ivernia, Hibemia, — совр. Ирландия) жили кельтские племена бриттов, пиктов, скотов. В первом веке по Р. ?. ? имс кие имп е ? а т о ? ы Клавдий и Домициан предприняли покорение Британии. Хотя их легионы действовали успешно, однако покорить всю Британию они не смогли. В Ирландию же римляне и не заходили. Преимущественно они жили в городах, из которых многие образовались из первоначальных военных лагерей, почему в Англии и до сих пор немало названий городов, оканчива-
' Робертины — потомки Роберта Сильного (ум. 886). Сын Роберта Сильного, также Роберт, был королем Франции в 922—923 гг. Гуго Капет — внук этого Роберта.
2 Правильнее — Лан.
3 Прозвище Капет он получил от названия излюбленного головного убора.

ющихся на честер (честер — английское произношение несколько видоизмененного латинского слова castra — лагерь). Для того чтобы лучше владеть страною, римляне в Британии провели прекрасные дороги. Главным же римским населением были там военные силы, легионы. Такое положение вещей в этой далекой от Рима области не могло повести к тому, чтобы местное кельтское население, остававшееся в большинстве, слилось с римлянами. Романизация в Британии коснулась только городов и в народ не прошла; кельтские племена остались такими же, какими были и до прихода римлян.
Воспользовавшись малозащитностью Британии, наиболее к ней близкие германские племена на материке, юты , а н г лы саксыифризы, жившие на Ютландском полуострове и в области между нижним течением Рейна и Эльбы, начали с половины III века по Р. X. нападать на остров. Особенно же участились их нападения с начала V века, когда известный уже нам полководец императора Гонория Стилихон отозвал римские легионы из Британии для борьбы с Аларихом. С их уходом остров стал совершенно беззащитным, чем и воспользовались вышеназванные народы, особенно англы и саксы. Кельтское население Британии было частью оттеснено на север острова в Каледонию (совр. Шотландию) или на запад в современный Уэльс, частью же должно было подчиниться германцам, приняв их язык и учреждения. Большая часть острова превратилась в германскую страну. Среди германских завоевателей Британии не было большого согласия; вожди отдельных племен спорили и враждовали между собою. Мало-помалу там образовались семь англосаксонских государств (гептархия), из которых временами преобладало одно государство, временами другое.
В конце VI века присланный папою Григорием Великим проповедник Августин насадил в Британии христианство, которое стало делать там большие успехи. Первым государством, принявшим христианство, было юго-восточное государство К е н т с главным городом Кентербери, где с этих пор стал жить архиепископ кентерберийский, главный представитель англосаксонской церкви. Снова появился в Британии латинский язык, так как на нем совершалось богослужение. Стали появляться литературные произведения, написанные на латинском языке. Английские школы были известны во всей Европе, напр. школа в И о ? к е, оттуда выходили проповедники к языческим племенам Европы и ученые люди ко дворам западноевропейских государей. Британия к VIII веку становится как бы литературным центром Западной Европы. В VIII веке в Британии жил Бэда Достопочтенный , автор многочисленных и разнообразных трудов, из которых наибольшее значение имеет "История церкви Англии". Он первый английский историк.
Датский период. В начале IX века наибольшим значением среди семи англосаксонских государств пользовалось лежавшее на юго-западе Британии государство У э с с е к с, королю которого Э г б е ? ? у удалось в 827 году их объединить под своею властью. Но это объединение не было особенно прочным. В том же IX веке на Британию начинают делать нападения датчане (даны), германский народ, живший по соседству с ютами и англами, на самом юге Скандинавского полуострова и на островах между ним и полуостровом Ютландией. Нападения новых врагов заставили англо-саксов теснее сплотиться для лучшей защиты страны; был введен особый налог на борьбу с датчанами, называвшийся "датские деньги". Несмотря на это, датчане действовали успешно и грозили завоевать всю страну.
В конце IX века на английском престоле появляется выдающийся король Альфр ед , прозванный Великим (871—901)'. Будучи умным и талантливым государем, он после нескольких поражений понял, что при настоящих силах его страны дальнейшая борьба с датчанами невозможна; с ними нужно было так или иначе сговориться. Он вступил в переговоры с датским королем Гутрумом и поделил с ним англосаксонское государство: восточную часть его получил Гутрум, западную — Альфред. Этою на первый взгляд унизительною уступкою Альфред спас свое государство от окончательного подчинения его датчанам. Получив таким образом мир, Альфред направил все свои силы на внутреннее устроение своей страны: он исправлял города, строил крепости, улучшил судопроизводство и законы; для образования своего народа он основывал школы; как человек чрезвычайно набожный, он строил церкви. Сам будучи образованным человеком, он многие латинские сочинения перевел на англосаксонский язык, напр. церковную историю Бэды Достопочтенного, и тем самым способствовал распространению их среди народа и дальнейшему образованию последнего. Кроме того, Альфред обратил большое внимание на преобразование войска, желая подготовить армию, способную вступить в бой с датчанами. Значение царствования Альфреда и заключается в том, что он подготовил страну как в культурном, так и в военном отношении для дальнейшей борьбы с датчанами. Действительно, ? век прошел довольно спокойно. Датчане восточной половины государства слились с англосаксами, и во второй половине ? века впервые появляется современное название страны Англия.
' По другим данным, Альфред правил до 899 или 900 г.





Орнамент из ирландской рукописи. IX век
Англосаксонские   воины. Рисунки из рукописи начала XI века







Посвящение в рыцари. По средневековой миниатюре
Изображение рыцаря, совершающего преклонение перед королем как своим сюзереном. Из рукописи второй половины XIII века

С начала XI века открывается новый период датских нашествий. Датчане на время покоряют Англию, где даже появляется на престоле датчанин Канут, или Кнут Великий (1017—1035). Но этот способный государь правил не как чужестранец; он нашел в Англии настолько уже для него совершенные условия жизни, созданные Альфредом Великим, что вынужден был к ним лишь применяться; он правил на основании законов и обычаев английского государства, которое при нем наслаждалось внутренним спокойствием.

Вскоре после смерти Канута англичане призвали на престол представителя прежней династии Эдуарда, прозванного Исповедником. Этот государь доброго и тихого нрава оставил в памяти народа одно из лучших воспоминаний; и последующие поколения в моменты своего недовольства настоящим положением часто вспоминали о "добрых законах короля Эдуарда". В действительности же Эдуард, проведший долгие годы детства своего и юности в изгнании в Нормандии при дворе норманнского герцога, сделавшись королем Англии, стал явно оказывать везде предпочтение норманнам; им он отдавал наилучшие места в государстве, их он назначал на военные должности. В довершение всего он обещал Вильгельму, герцогу норманнскому, после своей смерти передать корону Англии. Население Англии всем этим было сильно раздражено и, видя, что у Эдуарда нет прямого наследника, стало склоняться на сторону его родственника молодого и смелого Гарольда.

Вильгельм Завоеватель. В 1066 году умер Эдуард, и королем был провозглашен Гарольд. Но в это время против Англии выступил на многочисленных судах с большим войском Вильгельм, герцог норманнский, требуя себе обещанную Эдуардом корону Англии.
За несколько времени до смерти Эдуарда Гарольд был выброшен бурею на берег у устьев Сены и попал в Нормандию к герцогу Вильгельму и здесь дал вынужденную клятву на мощах святых помочь ему в достижении английского престола после смерти Эдуарда. Когда Гарольд сделался королем Англии, Вильгельм объявил его клятвопреступником и стал готовиться к походу на Англию. На сторону Вильгельма встал папа, который давно уже был недоволен английскою церковью, державшей себя слишком самостоятельно в отношении к папе; папа признал законным королем английским норманнского герцога, а Гарольда объявил самозванцем. Между тем созванные Вильгельмом бароны отказывались выступать в поход, ссылаясь на трудность предприятия. Но в это самое время из Рима Вильгельм получил папскую буллу (послание), освященное знамя и кольцо с частицей мощей. Его предприятие получило благословение папы и превращалось как бы в крестовый поход. Это возбудило энергию населения; вокруг Вильгельма собралось многочисленное войско и около 700 судов. После нескольких бурных и ненастных дней выглянуло солнце. Флот Вильгельма пустился в море. Сам герцог ехал впереди, и папское знамя развевалось на его корабле. Норманнское войско высадилось на южном берегу Англии, где и столкнулось с войском Гарольда.
В кровопролитном сражении под Гастингсом в том же 1066 году англичане потерпели поражение. Гарольд пал в битве. Вильгельм без большого труда подчинил себе страну, которая провозгласила его своим королем. Лондон торжественно встретил своего нового государя. На Рождество он из рук архиепископа среди громких криков народа "да, да!" принял корону. Вильгельм, прозванный Завоевателем, стал единодержавным государем Англии и открыл собою новый и важный период в английской истории.
Феодальный строй
Феодализм. Уже в эпоху Меровингов королевская власть совершенно ослабла. Карл Великий создал большое государство с крепкою центральною властью. Но при его преемниках начались снова беспорядки и междоусобия. Империя Карла распалась, и королевская власть снова упала. К внутренним междоусобиям присоединились внешние разорительные нашествия, особенно норманнов, арабов и венгров. Король, который для военных нужд очень нуждался в помощи своих подчиненных графов и баронов, должен был вознаграждать их за их услуги.
В виде подобных наград короли стали раздавать своим воинам земли на том условии, что последние будут нести и впредь военную службу и помогать королю. Раздача земель производилась в таких обширных размерах, что короли довольно скоро обеднели; со временем около них появились такие вельможи, владения которых иногда были больше земли, оставшейся в руках короля. Эти земли, отдаваемые в условное владение воинам, назывались обычно латинским словом бенефиции (beneficium), а несколько позднее германским словом лен, или феод. От последних слов получил свое наименование и весь сложившийся и развившийся в IX, ? и XI веках государственный строй в Западной Европе, называемый ленным, или феодальным строем. Самое же время существования этого строя называется феодальной эпохой, или эпохой феодализма.
Вначале бенефиции отдавались в пожизненное владение; но с дальнейшим ослаблением королевской власти отданные земли из пожизненных мало-помалу превращались в наследственные в той или другой семье (лены, феоды). Вельможи, обладатели крупных земельных угодий, в свою очередь раздавали на таких же условиях свои земли более мелким людям, эти последние
— еще более мелким и т. д.; самую низшую ступень в этой "лестнице" составляли мелкие рыцари, не имевшие достаточно земли, чтобы раздавать ее еще кому-либо. Лица, получившие бенефиции, назывались вассалами, а лицо, давшее ему бенефиции, называлось сеньером, или сюзереном. Таким образом, король, давший определенному лицу землю, являлся для него сеньером, или сюзереном, а это последнее лицо по отношению к королю было его вассалом; но если этот вассал в свою очередь передавал часть своих земель в условное владение другому лицу, то становился по отношению к последнему сеньером, а это другое лицо
— вассалом в отношении к первому лицу и т. д. Получалась, таким образом, лестница сеньерий. Все лица, владевшие условно землею, на какой бы они ступени ни находились, назывались феодалами. Таким образом, феодалы были как крупные, так и мелкие, более сильные и менее сильные.
Со временем, при дальнейшем ослаблении королевской власти, феодалы стали не только простыми наследственными землевладельцами, но и настоящими государями в своих областях, так как получили от короля право содержать свое войско и распоряжаться им по своему желанию, собирать у себя подати и облагать своих людей налогами, творить над ними суд и расправу и т. д., т. е. получили в своих землях те права, которые прежде принадлежали государю. Подобная уступка государственных прав частным лицам называлась латинским словом иммунитет (immunitas). Помещик превратился в государя; землевладение тесно соединилось с верховной политической властью. Феодалами были не только светские, но и духовные лица. Епископы и аббаты владели также обширными землями, в которых управляли подобно светским государям.
Само собою разумеется, во время процветания феодализма в IX, ? и XI веках, особенно во Франции, королевская власть переставала играть какую-либо роль; некоторые феодалы были гораздо сильнее короля, который иногда не мог даже покинуть свой замок и проехаться по своей небольшой территории, из боязни быть захваченным соседним феодалом.
В феодальную эпоху создалось немало обычаев, которые устанавливали отношения между сеньером и его вассалом. Передача сеньером феода своему будущему вассалу происходила при следующей обстановке. Вассал приходил к своему сеньеру, становился перед ним на колени и, положив свои руки в его руки, объявлял себя его "человеком", т. е. вассалом; затем он, положив руку на Евангелие или на ковчег с мощами, давал клятву верою и правдою исполнять свои вассальные обязанности.
После этого сюзерен в знак установления новых отношений со своим вассалом целовал его и вводил во владение леном, передавая ему какой-либо предмет, напр. перчатку, копье, знамя, кольцо, кусок дерева или, если вассалом было духовное лицо, то посох.
После совершения этого обряда обе стороны уже имели в отношении друг друга известные обязательства. Обязанности вассала таковы: во время войны вассал должен являться на помощь сюзерену со своим отрядом и служить в войске короля определенное число дней; замок вассала в военное время не всецело принадлежал ему, так как сюзерен мог попросить у него ключи от замка и поместить в нем гарнизон. В мирное время вассал должен был по требованию сеньера являться к его двору, участвовать в его суде, в церковных церемониях и т. д. Кроме того, вассал должен был приходить на помощь своему сюзерену и деньгами; особенно это требовалось в тех случаях, когда сеньер посвящал в рыцари своего сына, или выдавал замуж свою дочь, или попадал в плен и были нужны деньги для выкупа, или когда отправлялся в крестовый поход. Сеньер же в отношении своего вассала не мог своевольно увеличивать количества условленного оброка, должен был защищать его против врагов и вообще не имел права притеснять его.
Замок. В феодальную эпоху, при существовании многовластия и при почти не прекращавшихся войнах и распрях, всякий должен был сам заботиться о своей личной безопасности. Для более или менее безопасной жизни в то время служили укрепленные замки феодалов. Замок является одним из самых характерных внешних признаков феодальной эпохи. С IX по XI век феодальные замки были скромными деревянными постройками, возведенными обычно на искусственном холме. Самое здание состояло из трех-четырех этажей; внизу находилось подземное помещение с колодцем на случай продолжительной осады. Этот замок был защищен рвом и грубым палисадом или валом. Через единственную дверь, сделанную в башне, замок сообщался с внешним миром посредством деревянного моста, переброшенного через ров; в случае опасности этот мост можно было быстро удалить. Такой замок легко было сжечь, но зато нетрудно было и вновь его построить.
К XII веку замки превращаются в сложные каменные, иногда почти неприступные сооружения. Замки окружались высокими зубчатыми стенами, часто не в один ряд. Подъемный мост на железных цепях, перекинутый через глубокий ров, вел к воротам замка, которые были сделаны в первой стене. Отсюда вступали на нижний двор замка, где находились церковь, колодезь, мельница, пекарня, жилища различных ремесленников и сельских рабочих. Верхний двор замка с башней отделен от нижнего двора другою высокою стеною с укрепленными воротами. Там находилось хозяйство самого владельца замка, его часовня и помещение, иногда очень роскошное, для него самого и его семьи. Главная сила и последнее убежище для феодала во время осады заключались в замковой башне. Иногда из-под замка шли подземные ходы в окрестности, чтобы в случае нужды и крайней опасности феодалы могли сообщаться с внешним миром. Нередко и монастыри превращались в укрепленные пункты, так как святость места вовсе не служила гарантией для их безопасности.
Конечно, в феодальные времена безначалия замки служили не всегда целям защиты. Часто, пользуясь их укрепленностью и недоступностью, феодалы совершали из них нападения, производили грабежи, наподобие настоящих разбойников, и затем укрывались с добычей и пленными за стенами своих замков.
Божий мир. Прежде всего церковь обратила внимание на невозможные условия жизни и стала на соборах запрещать безнаказанно нападать сначала на церкви, а потом и на светских лиц, угрожая ослушникам анафемой'. Это благородное стремление духовенства, восторженно встреченное почти повсюду, превратилось со временем в учреждение для поддержания мира среди населения и для защиты слабых против произвола сильных. Это явление известно в истории под названием Божьего мира.
Церковь не остановилась на этом и установила Божи е ? е ? е ми ? и е, главным основанием которого в XI веке было то, что всякий христианин должен воздерживаться от войны в течение нескольких дней каждой недели, а именно с вечера среды до утра понедельника; в противном случае нарушителю этого постановления грозило отлучение от церкви.
Если бы предписания Божьего мира и Божьего перемирия соблюдались самими феодалами, тогда и для всего населения настали бы лучшие и более спокойные времена; но дело было в том, что феодалам, особенно богатым и сильным, подчиняться подобным решениям было невыгодно; у духовенства же не было действительных средств, чтобы заставить феодалов подчиняться их предписаниям; угрозы церковными карами, очевидно, для феодалов не были достаточно убедительны.
' Анафема (от греческого anathema — проклятие) — церковное проклятие. отлучение от церкви, высшая кара. Установлена со времени Халкидонского вселенского собора (451).

Рыцарство. К эпохе же феодализма относится возникновение рыцарства. Самое слово "рыцарь" обозначает в переводе "всадника" (по-немецки — Reuter, Ritter). Возникло рыцарство в светской среде, и только несколько позднее духовенство стало оказывать на него влияние. Начало рыцарства можно видеть в факте вручения оружия сыну знатного человека, достигшему возраста, необходимого для того, чтобы быть воином. Юноша благородной семьи, раньше чем сделаться рыцарем, в течение некоторого времени исполнял при дворе какого-либо сеньера обязанности оруженосца; Когда наступало совершеннолетие, юноша получал меч как символ его нового положения. Церемония вручения меча заканчивалась тем, что сеньер наносил удар кулаком по затылку юноши, что считалось для последнего почетом. Кроме меча, посвящаемый получал панцирь, шлем, копье. Необходимо было, чтобы новый рыцарь, тотчас после окончания церемонии, вскочив на свою лошадь, показал всем присутствующим свою ловкость и смелость.
Вначале, хотя и преподавались для рыцаря некоторые правила великодушия и жалости, напр., не поражать безоружного врага, соблюдать верность своему сюзерену, однако при общей грубости нравов того времени это далеко не всегда соблюдалось, и рыцари бывали временами очень грубы и жестоки. Чтобы смягчить рыцарские нравы и получать вместе с тем от рыцарей помощь, церковь ввела в церемонию рыцарского пос в яще ни я новые обычаи. Посвящаемый должен был провести ночь, предшествовавшую торжеству, в церкви в размышлении и молитве. Утром следующего дня он присутствовал за обедней. Его меч, положенный на алтарь, получал благословение духовного лица. Рыцари этого периода уже не руководились только одними светскими интересами военных подвигов и феодальных обязательств, а являлись и защитниками церкви и христианской веры. Кроме того, рыцари должны были оказывать покровительство вдовам, сиротам, паломникам, вообще всем слабым и угнетенным. Это новое направление в рыцарстве, соединявшее в себе требования феодала и церкви, особенно ярко дало себя почувствовать в эпоху крестовых походов.
Папство в IX веке. Николай I
Возвышение папства. Пипин Короткий (стр. 270—271) подарил папе Равеннский экзархат и положил этим основание светской власти пап. С этих пор римские епископы сделались настоящими государями; они даже считали себя выше обыкновенных государей, так как держали в своих руках духовную и светскую власть. Папа Лев III короновал Карла Великого императорскою короною. После этого папы стали считать свою власть выше власти императора, которого они короновали и помазывали на царство. Пока франкские государи, заключившие союз с папскою властью, были сильны и могли действительно защищать папу от его врагов, папы не решались открыто выступать со своими притязаниями. Особенно было неприятно папам то, что императоры утверждали папские выборы.
Но к половине IX века обстоятельства изменились. Империя Карла Великого после его смерти распалась; императорская власть ослабела. Этим обстоятельством воспользовались папы и решили добиться исполнения своих честолюбивых замыслов. Главною целью их было доказать свои права на светскую власть вообще и превосходство своей власти над властью государя. Для этого папы воспользовались некоторыми документами, которые считались подлинными в средние века и подложность которых была доказана позднее.
В доказательство своих прав на светскую власть они ссылались на так называемое "Дарение Константина"1. В этом "Дарении" рассказывалось, будто Константин Великий, перенося свою столицу из Рима на берега Босфора в основанный им Константинополь, передавал всю свою власть над городом Римом и над "всеми провинциями Италии и западных стран", во всей ее полноте, римскому папе Сильвестру и говорил, что "несправедливо, чтобы земной монарх имел власть там, где установлены Царем Небесным верховная власть и главенство над христианской религией". Итак, папы, "наследники св. Петра в Риме", основывали в IX веке свою светскую власть не на недавнем пожаловании ее Пипином Коротким, а на полной передаче этой власти, сделанной в IV веке самим Великим Константином. В XV веке итальянец Лавренций Балла2 доказал подложность этой грамоты.
""Затем в том же IX веке в большом ходу были так называемые "Лже-Исидоровы декреталии" (т. е. решения, постановления), приписываемые севильскому епископу VII века Исидору, но составленные, вероятно, в IX веке3. В этих "декреталиях" доказывалась полная власть папы над епископами всех стран; ни один епископ не мог быть смещен без разрешения папы; ни один поместный собор не мог быть созван без разрешения папы. По "Лже-Исидоровым декреталиям" церковные дела всех стран под-
' "Константинов дар" ("Donatio Constantini"). Вопрос о месте и дате его создания до сих пор не ясен (VIII—IX вв.).
'Лоренцо Валла (1407—1457) — итальянский гуманист, оспаривал истинность церковных догматов и подвергался преследованиям.
3 "Лже-Исидоровы декреталии" были составлены около 850 г., а в Рим привезены при папе Николае I.

чинялись папской власти, которая таким образом ограничивала. напр., власть западного императора, так как Карл Великий в своем государстве распоряжался и церковными делами, созывал соборы и назначал и смещал епископов. В этом сборнике "декреталии" впервые полностью был помещен также текст "Дарения Константина".
Папа Николай I. Столкновение между двумя властями, папской и императорской, или королевской, было неизбежно. В половине IX века преимущество было на стороне папства. Разделенная монархия Карла Великого и ее государи были слабы и переживали тяжелые времена внутренних смут и внешних нашествий. На папском же престоле сидел человек твердых убеждений и железной воли, Николай I (858—867), который, опираясь на вышеназванные документы, решил доказать перед всем миром исключительную силу папской власти, превосходство духовной власти над светской и для этого вступил в упорную борьбу как на Западе, так и на Востоке.
Николай I поставил целью своей деятельности достижение господства папы над всею христианскою церковью и господства духовной власти над светской.
Для этого на Западе он открыл борьбу против архиепископов, которые своею волею смещали епископов, и против соборов, которые созваны были без папского согласия. Собор, по представлению Николая I, есть простое орудие папы, которое должно исполнять его волю и его предначертания, так как "привилегии апостольского престола даны ему Богом, а не собором". Подобные стремления Николая I должны были столкнуться с желанием государей иметь влияние на церковные дела в своих владениях. Николай I открыто восстал против утверждения императорами папских выборов и не задумался вмешаться даже в семейное дело короля лотарингского Лотаря. Последний, созвав собор, заставил местное духовенство разрешить ему развод с его супругой, чтобы жениться на другой женщине. Папа заступился за разведенную супругу, отлучил от церкви лотарингских архиепископов, разрешивших развод, и отменил постановление собора. Несмотря на то что ставший на сторону Лотаря император с войском пришел в Рим и творил там всяческие насилия, Николай I не уступил и в конце концов император должен был примириться с папой. Лотарь же по настоянию Николая I принял вновь к себе свою разведенную супругу. Отсюда видно, что на Западе политика Николая I одержала победу, и ослабевшие государи Западной Европы не могли оказать ему сколько-нибудь сильного сопротивления.
Дело Фотия и Игнатия. Свою деятельность Николай I не ограничил только Западом, но принял живое участие и в делах восточной церкви. В Византии около половины IX века, при императоре Михаиле III, был низложен патриарх Игнатий, благочестивый человек, прославившийся еще раньше своим рвением в защиту иконопочитания. На патриарший престол был возведен вместо него Фотий, светский человек, ученейший. муж своего времени. В несколько дней он прошел все церковные степени: после пострижения Фотий в четыре дня последовательно был сделан чтецом, иподиаконом, диаконом, священником и на пятый день был посвящен в епископы. В Византии тогда образовались две партии: одна была за нового патриарха Фотия, другая за низложенного Игнатия, который не соглашался добровольно отказаться от патриаршества и не признавал Фотия законным патриархом. В своем раздражении обе партии дошли до того, что стали предавать друг друга проклятию. В таких трудных обстоятельствах император Михаил III решил созвать собор и пригласить на него Николая I.
Папа воспользовался этим в своих целях: он хотел в данном вопросе выступить судьею восточной церкви и показать, что папская власть на Востоке, как и на Западе, имеет преобладающее значение. Николай I в письме к императору обвинял его в том, что он низложил одного патриарха и возвел на его место другого без ведома папы; Фотия же обвинял в честолюбии и в нарушении церковных законов, которые запрещают возводить мирян сразу во все церковные степени. Сам Николай I в Константинополь не поехал, но послал на собор своих легатов, т. е. послов, представителей, которые, конечно, должны были защищать точку зрения папы. Но собор, несмотря на присутствие папских легатов, на которых в Византии повлияли подкупом и угрозами, постановил считать Игнатия низложенным, а Фотия законным константинопольским патриархом.
Фотий отправил Николаю I полное достоинства письмо. Недовольный папа написал резкое письмо Михаилу III, объявляя Фотия лишенным патриаршего сана и требуя немедленного возведения на патриарший престол низложенного Игнатия. В Риме он созвал собор, который проклял Фотия и восстановил Игнатия. В то же время он написал окружное послание трем восточным патриархам, антиохийскому, иерусалимскому и александрийскому, объявляя им о несправедливом низложении Игнатия и о незаконности избрания Фотия и приказывая им прекратить с последним общение. В Константинополе на постановление римского собора не обратили внимания. Михаил III написал Николаю довольно резкое письмо, где заявлял, что константинопольская церковь не признает притязаний папы на его главенство во вселенской церкви. Папа ему отвечал в подобном же резком тоне и не соглашался на уступки.

Крещение Болгарии. Еще более обострились отношения между папою и византийским императором из-за молодой болгарской церкви. Болгарский царь Борис около 864 года принял христианскую веру с наречением во святом крещении Михаилом; за ним крестились и его подданные. Проповедниками в Болгарии были греки из Византии; поэтому и страна Бориса, успевшая уже совершенно ославяниться, крестилась по обряду константинопольской церкви, что для Византии и для ее влияния на Балканском полуострове имело большое значение. Но Борис, испугавшись, что вместе с религиозною зависимостью он попадет и в политическое подчинение Византии, решил искать церковного союза с Римом и отправил к Николаю I посольство с просьбою прислать латинских священников. Папа с радостью отозвался на эту просьбу и послал в Болгарию латинских священников и епископов. Греческое духовенство было изгнано из Болгарии, которая после того и подчинилась римской церкви.
Услышав об этом, Фотий созвал собор в Константинополе, на котором были выяснены и осуждены заблуждения римской церкви, вскрыты были притязания Николая I на главенство и в восточной церкви и вынесено было решение о низведении папы Николая I с престола. Таким образом началось первое разделение церквей, западной и восточной.
В 867 году умерли папа Николай I и император Михаил III, после чего положение резко изменилось.
Папа Николай I поднял папство на небывалую высоту и укрепил его в стремлении не только к духовному, но и светскому преобладанию.
Византия и славяне в DC—? вв.
Македонская династия. В 867 году в Византии произошел переворот: император Михаил III был убит и на престол вступил Василий I Македонянин, открывший собою блестящий период византийской истории. Василий происходил из армян, поселенных на Балканском полуострове, и никому не известным юношей явился в Константинополь искать счастья. .Выдаваясь своим ростом и громадною силою, он обратил на себя внимание среди придворных, которые поручали ему объезжать наиболее диких лошадей. Слухи о такой его способности дошли до императора Михаила. Последний приблизил его к себе. Василий быстро приобрел исключительное влияние на императора, сумел удалить наиболее опасных соперников и добился того, что за год до своей смерти Михаил III сделал его наследником и соправителем. Через год Василий, почувствовав, что император начинает к нему относиться подозрительно, велел

 


Византийские воины. Из греческой рукописи IX века
своим людям убить его. Императором после этого был провозглашен Василий.
Македонская династия продолжалась с 867 по 1056 год; но самое лучшее ее время падает на годы с 867 по 1025. Среди государей этой эпохи на престоле были императоры — законодатели (Василий I и Лев VI Мудрый, или Философ), писатели (Константин VII Багрянородный) и замечательные полководцы (Никифор Фока, Иоанн Цимиехий и Василий II Болгаробойца).
При македонской династии Византия вела большие войны на востоке и западе с арабами и на севере с болгарами; в это же время у нее начались столкновения с молодым русским государством. В конце IX и в первую половину ? века Византия в своей борьбе с арабами терпела немало неудач — как на восточной малоазиатской границе, так особенно на западе. Арабы, овладев еще в VII веке северной Африкой, стали производить свои нападения на острова Средиземного моря, в начале IX века завоевали Крит и начали покорение Сицилии. Во время македонской династии к началу ? века вся богатая и плодородная Сицилия и важный в военном отношении остров Мальта перешли к арабам. В начале же ? века мусульманский флот разграбил второй по значению город в империи, Солунь '. Военное счастье перешло на сторону Византии со второй половины ? века, особенно благодаря предводительскому таланту Ни кифора Фоки. Важный в торговом и военном отношении остров Крит был отвоеван от арабов. На востоке византийские легионы Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия II совершили ряд удивительных походов, победоносно вступили в Сирию и Месопотамию и восстановили там на некоторое время славу византийского оружия.
На севере главное внимание византийских императоров было обращено на отношения к Болгарии.


Император Василии II в полном вооружении. Миниатюра из Псалтыри XI века
Василий I, вступив на престол, низложил Фотия и восстановил Игнатия, чем возобновил прерванные сношения с папой. Но эти мирные отношения не были продолжительны. Болгария, принявшая, как известно, незадолго перед тем латинских священников и епископов, была недовольна неутверждением папою болгарского епископа и снова обратилась к Византии с просьбою о присылке греческих священников. Латинское духовенство было изгнано из Болгарии, которая с тех пор и осталась верной догматам восточной православной церкви. Восстановление же Фотия на патриаршем престоле после смерти Игнатия окончательно испортило отношения Византии к папе. Первое разделение восточной и западной церкви совершилось.
Царь Симеон. При Василии ? отношения Византии к Болгарии были самые мирные; по выражению одного греческого писателя, это было счастливейшее время во всей истории взаимных отношений этих двух соседних государств. Но со вступлением на престол Льва VI Философа обстоятельства изменились. В Болгарии после Михаила — Бориса правил самый выдающийся из всех болгарских государей Симе он (888—927). Проведя юность свою в Константинополе и получив греческое образование, он являлся одним из образованнейших людей своего времени; современники называли его полугреком. Из-за некоторых торговых осложнений, в которых вина падала на Византию, возгорелась ожесточенная война. Лев VI призвал к себе на помощь венгров (мадьяров), живших в то время в пределах нынешней Молдавии. Болгары же вступили в соглашение с дикими печенегами, врагами венгров, народом тюркского племени, жившим в степях южного Днепра. Эта опустошительная война окончилась полным поражением византийского войска. Лев VI должен был заключить унизительный мир и согласиться на уплату ежегодной дани. Настал двадцатилетний мир, воспользовавшись которым Симеон употребил все силы на внутреннее развитие своей страны; особенно при нем развилась болгарская литература.
' Ныне Салоники.

 


Чехи и моравы. В той же второй половине IX века, когда велась изложенная первая болгарская война, среди западных славян, а именно среди чехов и моравов, стало заметно стремление образовать самостоятельное государство. Попав после раздела монархии Карла Великого по Верденскому договору под власть Людовика Немецкого и пользуясь возникшими в его государстве беспорядками, чехи и моравы перестали платить Людовику должную дань и начали явно стремиться к обособлению.
Моравский князь Моймир, еще современник Людовика Благочестивого, принял христианство по латинскому обряду от одного немецкого епископа. Он надеялся этим повлиять на прекращение нападений со стороны германцев. Но вскоре он увидел, что латинское духовенство лишь поддерживает немецкое влияние в его стране. Кроме того, и латинский язык проповедников не был понятен славянам.
Преемник Моймира Ростислав победоносно отразил нападения немцев, заставил их войска уйти из Чехии и обратился к императору Михаилу III в Константинополь с просьбою прислать в его страну проповедников, которые могли бы научить западных славян истинной вере Христовой на понятном для них языке. Император с готовностью отозвался на просьбу Ростислава и отправил в Моравию двух знаменитых братьев, Кирилла и Мефодия, славянских первоучителей.
Кирилл и Мефодий. Мефодий и Константин, принявший в монашестве имя Кирилла, были детьми знатного человека, занимавшего в Солуни должность помощника военачальника. В Солуни и в ее области жило очень много славян, и поэтому братья, если они и не были сами славянами, то прекрасно владели славянским языком, слыша его с детских лет.
Младший брат Константин отличался выдающимися способностями и неустанною жаждою знаний. Слух о красоте, мудрости и прилежных занятиях Константина дошел до императорского опекуна, который и призвал мальчика учиться в Константинополь. Прибыв в столицу, Константин стал изучать различные науки у лучших учителей, среди которых был будущий патриарх и тогда еще светский человек Фотий. Отличаясь кротостью нрава, любя уединение и ведя благочестивую жизнь, Константин приобрел всеобщую любовь. Царский опекун доложил о необыкновенном юноше императору; в награду за успехи в науках его сделали хранителем патриаршей библиотеки. Недолго Константин пробыл в этой должности. Он неожиданно исчез и в течение шести месяцев скрывался в одном монастыре, где его с трудом нашли. После этого Константина упросили принять звание учителя философии для греков и иностранцев, отчего, вероятно, и произошло часто встречаемое прозвание Константина "Философ". Окончив удачно спор с одним патриархом-иконоборцем, Константин был послан императором на восток к сарацинам, т. е. арабам, для защиты христианского учения о св. Троице, которое в то время у них подвергалось преследованиям. Владея, очевидно, арабским языком, он, по всей вероятности, был при дворе главного багдадского калифа, где с честью выдержал состязание в споре о вере и этим очень рассердил арабов. Последние, по словам жития Константина, дали выпить ему яду, но Константин остался невредимым и вернулся в Константинополь. Спустя некоторое время он, отрекшись от мира, удалился на гору Олимп в малоазиатской области Вифинии, где немало уже жило отшельников. Там он встретил своего старшего брата Мефодия, который, пробыв немало лет правителем одной славянской области, понял всю суету земной жизни и удалился на Олимп, где принял пострижение и сделался монахом. Тихо зажили там братья, вознося молитвы к Богу и читая книги.
В это время прибыли к императору послы от тюркского народа хазар, царство которых находилось на юго-востоке современной России, в области Дона и нижней Волги. Их царь, называемый каганом, просил императора прислать к нему книжного человека, который бы мог с успехом поспорить с иудеями и сарацинами, убеждавшими хазар принять их веру, и если посланный императора одержит над ними в спорах верх, то каган обещал принять греческую веру. Император остановил свой выбор на Константине, который с готовностью пустился в далекий путь вместе со своим братом Мефодием. Через Крым и Азовское море братья прибыли в Хазарию, где с успехом вели споры и умно отвечали на хитрые вопросы. Житие Константина сообщает, что до 200 хазар приняли крещение, а каган написал императору письмо, в котором высказывал свое полное удовлетворение приездом Константина. Последний при отъезде вместо даров просил кагана отпустить с ним находившихся в плену у хазар греческих пленных. Каган дал Константину до 200 пленных, с которыми тот с радостью отправился в обратный путь.
В это самое время и пришла в Константинополь просьба моравского князя Ростислава о присылке ему епископа и учителя, могущего объяснить на славянском языке христианскую веру. Император снова обратился к Константину, который, несмотря на утомление и нездоровье, с радостью отозвался на это великое и славное дело. Мефодий должен был сопровождать брата. Узнав, что у моравов не было азбуки, Константин составил славянскую азбуку при помощи греческих букв и затем стал усердно переводить на славянский язык Священное Пи сание и богослужебные книги. Изобретение славянских письмен и перевод Священного Писания и богослужебных книг справедливо считаются наиболее великим подвигом славянских первоучителей. С большим почетом принятые Ростиславом они стали учить на понятном для моравов языке истинам христианской веры. Успехом их проповеди не было довольно латинское духовенство, утверждавшее, что славить Бога можно было лишь на трех языках — еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на кресте Христа. Но и над латинянами Константин, назвавший их треязычниками, одержал победу. Проведя более трех лет в Моравии, братья направились в Рим, чтобы посвятить своих учеников. Туда приглашал их много слышавший о них папа Николай I. Но прибыли они в Рим уже при его преемнике Адриане II, который встретил братьев с великим почетом, одобрил их деятельность, разрешил отслужить литургию и всенощную на славянском языке в храме св. Петра и других церквах и проклял тех, кто противился деятельности первоучителей. В Риме Константин заболел. Чувствуя приближение смерти, он принял монашество, назвался К и риллом и тихо почил 42 лет от роду, 14 февраля 869 года. Тело его было погребено в Риме в церкви св. Климента, мощи которого он туда принес.
Велико-Моравская держава. После смерти брата Мефодий был назначен папою архиепископом в Паннонию и Моравию. В Моравии в это время уже правил преемник Ростислава С в я ? о полк', объединивший под своею властью не только все славянские племена Моравии и западной Паннонии, но и Чехию и некоторую часть полабских славян. Таким образом во второй половине IX века образовалась сильная Велико-Моравская держава, простиравшаяся от низовьев Эльбы по направлению к юго-востоку почти до начала нижнего Дуная, где соприкасалась уже с сильным тоже славянским болгарским государством. Это была в высшей степени важная пора в жизни славянского мира: славяне от низовьев Эльбы и Одера заходили на юге за Балканы и жили в большом количестве даже во всей Греции. Почти одновременно создается или усиливается несколько славянских государств: создалась на западе Велико -Mo равская держава и на востоке начинало жить русское государство; на юге усилилась и грозила Византии Болгария. К этому же времени относятся несколько, правда, неточные известия о начале польскогогосударства.
В сане архиепископа Мефодий усердно насаждал Слово Божие в Моравии, продолжал переводы священных книг на славянский язык и, перенося со стойкостью нападения своих врагов, умер
' Князь Святополк был племянником Ростислава. Правил в 870—894 гг.
в 885 году. Такова была жизнь и деятельность этих двух великих братьев Константина и Мефодия. Изобретенные ими славянские письмена и многочисленные переводы священных книг имели громадное значение для всех славян, особенно же для славян южных и восточных, то есть для русских.
Падение Велико-Моравской державы. Казалось, что Велико-Моравской державе предстояло большое будущее; она с громадным успехом боролась со своими западными врагами — немцами. Но после смерти Мефодия обстоятельства в этом государстве изменились. Князь Святополк снова допустил у себя влияние латинского духовенства. Ученики Мефодия были изгнаны из Моравии и удалились в Болгар ию, где принесли великую пользу во время внутреннего процветания болгарского государства при Симеоне.
Но смертельным ударом для Велико-Моравской державы было то, что германский король Арнульф, видя трудность борьбы своей с нею, призвал к себе на помощь диких мадьяров (венгров). Последние с яростью набросились на славянское государство и в начале ? века, воспользовавшись возникшими там смутами после смерти Святополка, завоевали его; в сражении при Пресбурге' Велико-Моравская держава погибла, и на ее месте образовалось государство мадьярское (венгерское). Это событие имеет очень важное значение как для истории славянства, так и для истории Германии.
Мадьяры, завоевав Велико-Моравскую державу и основав свое государство в области Среднего Дуная, врезались в славянский мир на западе и прервали общение между южными и западными славянами. Западные славяне, т. е. чехи, моравы и поляки, не имея сношений с восточною церковью, подчинились влиянию церкви латинской и приняли в конце концов католичество; главные же племена южных славян, болгары и сербы, остались верными церкви восточной.
Таким образом мадьяры в начале ? века разрушили создававшееся на религиозной почве единение славянства. Германия же, призвавшая мадьяров, после разрушения ими опасной для нее соседней державы, получила нового для себя опасного соседа в лице тех же мадьяров. Мадьярское государство во все продолжение первой половины ? века было самым опасным врагом для Германии, и борьба с мадьярами у нее почти не прекращалась.
Болгария при Симеоне и Петре. В начале же ? века мир, заключенный между Византией и Болгарией, был нарушен после смерти императора Льва VI. Виновницей этого нарушения была снова Византия. Симеон открыл военные действия, которые пошли с необыкновенным успехом. Адрианополь пал. Симеон уже не скрывал своего намерения завладеть Константинополем и провозгласить себя императором. Войска его стояли у ворот византийской столицы, и император Роман I Лекапин находился в отчаянном положении. Но в это самое время, а именно в 927 году, умер Симеон, и на болгарский престол вступил слабый сын его Петр.
При Симеоне Болгария достигла громадных пределов; границы ее шли от Черного моря до Адриатического и от нижнего Дуная до глубины Фракии и Македонии, не доходя немного до Солуни. Он принял титул "цесаря болгар и греков". Держава Симеона процветала; это была золотая эпоха болгарской литературы. Государство Симеона называется часто Великой Болгарией. С именем Симеона связывается первая попытка заменить на Балканском полуострове греческое владычество владычеством славянским.
Преемник Симеона Петр своей уступчивостью по отношению к Византии вызвал большое раздражение в стране. Западная часть Болгарии восстала и отделилась. Таким образом из одного великого государства Симеона образовалось два царства — восточное и западное, с которыми, с каждым в отдельности, Византии было уже легче справиться. Петр остался во главе восточного болгарского царства. Императоры Никифор Фока и Иоанн Цимисхий вели упорную борьбу с Болгарией, в которой принимал участие и русский князь Святослав. Желая несколько облегчить свои действия против Болгарии, Никифор Фока послал одного из своих патрициев к русскому князю Святославу с просьбою выступить против болгар. Святослав с большою ратью вступил в Болгарию, завоевал и покорил много дунайских городов. Но Болгария так понравилась русскому князю, что он решил сам остаться в завоеванной стране, которая прельщала его многими богатствами. Конечно, подобное решение Святослава не могло быть приятным для византийского императора. Преемник Никифора Фоки Иоанн Цимисхий пошел войною на Святослава. Русские храбро защищались и даже нанесли грекам несколько поражений; но, подавляемый превосходством вражеских сил, Святослав принужден был запереться в крепости Дористол (теперь Силистрия) на Дунае, а затем заключить мир и покинуть Болгарию. Итак, война эта кончилась победой Иоанна Цимисхия над болгарами и русскими, после чего восточное болгарское царство подчинилось Византии.
Ставший после смерти Иоанна Цимисхия единодержавным императором Василий ? начал долголетнюю кровопролитную войну с западным болгарским царством. Он безжалостно избивал болгар, за что и получил прозвание Болгаробойцы. Наконец, удрученный неудачами, болгарский царь Самуил умер, а через несколько лет, в 1018 году, западное болгарское царство было завоевано и обращено в провинцию византийской империи. Так окончила свое существование Великая Болгария, созданная Симеоном.
Византия и Русь. Во время македонской династии Византия неоднократно имела сношения с русскими. После первого нападения русских на Константинополь в 860 году, т. е. еще до вступления на престол Василия I, при Льве VI русский князь Ол е г предпринял свой поход на Царьград и заключил с греками выгодные торговые договоры; при Романе I Лекапине князь Игорь неудачно нападал на Византию; при Константине VII Багрянородном княгиня Ол ь г а ездила лично в Константинополь; при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии Святослав участвовал в греко-болгарской войне; наконец Владимир Святой, женившись на сестре Василия II, принял крещение.
Время Василия II Болгаробойцы, прославленного победителя арабов и болгар, есть время наивысшего могущества Византии. Ее границы простирались от побережья Адриатического моря на западе до реки Евфрата на востоке, от островов Крита и Кипра на юге до Дуная и Дравы на севере. Таких пределов византийская империя уже более никогда не достигала.

В 1025 году умер Василий II, и с его смертью начинается постепенный упадок Византии.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.