Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Васильев А. История средних веков

ОГЛАВЛЕНИЕ

I Европа в IV и V вв.

Римская империя в TV веке переживала тяжелые времена. Со смертью императора Марка Аврелия в 180 году окончилась эпоха лучших императоров. Всю власть в империи забрали в свои руки солдаты, которые по собственному желанию возводили и низлагали императоров. Порядка в государстве не было. Смутное время продолжалось со 180 года до вступления на престол в конце III века Диоклетиана. За этот период римская империя очень ослабла и обеднела. Реформы Диоклетиана не облегчили положения народа.
Роскошь двора и необходимость содержать громадное число чиновников и многочисленное войско требовали больших денежных средств, которые добывались при помощи тяжелых налогов. Благодаря непосильным налогам и без того уже обедневшие жители сел и городов разорились в IV веке окончательно. Крестьяне были лишены крупными землевладельцами своих земельных участков и превратились в крепостных, которые под названием колонов обрабатывали чужую землю и не имели права с нее сойти. Средние землевладельцы благодаря внутренним смутам и безначалию также разорились. Жители городов, где в хорошее римское время процветала торговля, точно так же не могли справиться с общим беспорядком, и римская торговля пришла в полный упадок. Видя, что обедневшие города не могут вносить всех требуемых податей, римское правительство сделало лиц, занимавших городские должности, ответственными за внесение полностью городом требуемой суммы. Само собою разумеется, что городские должностные лица старались избавиться от столь разорительных, а в прежние времена столь почетных должностей. Тогда правительство прикрепило их к тому или другому городу и сделало городские должности наследственными в определенных фамилиях. Эта мера способствовала разорению целого ряда состоятельных фамилий.
Но были люди, которые в IV веке чувствовали себя хорошо; это крупные земельные собственники и многочисленные чиновники. Первые владели громадными имениями, приносившими им крупные доходы, и обрабатываемыми крепостными крестьянами; те же крупные землевладельцы занимали наиболее выгодные высшие должности в империи. Чиновники, ставшие особенно многочисленными после реформы Диоклетиана, пользовались исключительным покровительством государства, получали хорошее жалованье и благодаря общему нравственному упадку империи не стеснялись требовать с населения и незаконных поборов. Все это гибельно отражалось на положении низших классов.
Це рковные дела также немало волновали внутреннюю жизнь государства. В то время как одни императоры стояли за православную веру, утвержденную постановлениями первых двух Вселенских Соборов, как Константин Великий, при котором был первый Вселенский Собор, или Феодосии Великий, созвавший второй Собор, — другие императоры, как, напр., Констанций, Валент, — были сторонниками учения Ария, а Юлиан даже сделал последнюю бесплодную попытку восстановить язычество. Религиозные колебания императоров вносили нежелательную смуту в умы населения Римской империи.
Кроме внутренних затруднений, империя переживала крупные внешние затруднения от нападения соседних народов. Начиная с первых времен империи, и особенно со времени Марка Аврелия, германцы теснили ее границы с севера, проникали на территорию римского государства и поступали в ряды римского войска. На восточной границе империю теснили парфяне, а после падения парфянской державы в первой половине III века парфян сменили их победители персы. Необходимость содержать для борьбы с внешними врагами многочисленные войска также требовала больших денег, которые получить можно было лишь при помощи увеличения налогов.
Ослаблением Римской империи в IV веке воспользовались внешние враги, во главе которых стояли германцы.
Германцы и славяне
Германцы. Первые известия о германцах мы получаем от двух римских писателей: от Цезаря, который в своих "Записках о галльской войне" в половине I века до Р. X. сообщает о них краткие и довольно неясные сведения, и от знаменитого римского историка Тацита, написавшего в самом конце I века после Р. X., в начале царствования римского императора Траяна, свое сочинение о "Происхождении, нравах и народах Германии". Конечно, среди германцев за те 150 лет, которые отделяют Цезаря от Тацита, произошло немало перемен; но мы о них точно не знаем.
В те времена германцы занимали часть северной и средней Европы. В средней Европе они жили по течению рек Эльбы, Одера и Вислы. На западе и на юге их границы доходили до рек Рейна и Дуная, за которыми начинались владения римской империи. На севере германцы населяли Ютландский и Скандинавский полуострова. На востоке у них не было определенных границ; они заходили в пределы современной России, где сталкивались с другими народностями, особенно со славянами.
С т ? а н а, в которой жили германцы, была покрыта бесконечными дремучими лесами и многочисленными болотами.
В течение долгого времени германцы вели кочевой образ жизни; главными занятиями их были скотоводство и о ? о т а ; при частых передвижениях занятие земледелием было неудобно, а в тех случаях, когда приходилось обрабатывать землю, германцы, не имея представления об удобрении полей, доводили данный участок до совершенного истощения, бросали его и переходили на другое место. Дойдя до римской границы на западе и юге и не будучи в состоянии ни двинуться дальше, ни вернуться обратно, так как с востока напирали на них уже другие народности, германцы вынуждены были обратиться к оседлой жизни. Тогда земледелие должно было для них явиться уже одной из главных основ жизни. Но страна, покрытая лесами и болотами, представляла много трудностей для превращения ее почвы в пахотные поля; да и самые земледельческие орудия германцев, как, напр., их деревянный плуг, были очень первобытны.
Жили германцы в небольших деревянных избах, одевались в звериные шубы и употребляли простую и умеренную пищу. С малых лет они приучались к суровому образу жизни, увлекались войной и охотой. Женщина пользовалась у них уважением.
Обыкновенно германцы селились родами, семьями; часто несколько таких семей объединялись и составляли родовую группу или родовой союз, где каждая семья должна была жить уже интересами группы или союза; во главе рода стоял, по всей вероятности, родовой старшина. Соединение же нескольких родовых групп создавало подразделение племени, колено, во главе которого стоял окружной старшина. Совокупность колен составляла уже определенное племя.
Германцы делились на сословия — свободных, вольноотпущенников и рабов. Между свободными были просто свободные (ingenui) и знатные (nobiles), становившиеся иногда очень богатыми людьми. Богатство же в то время заключалось в скоте, рабах, а затем в землевладении; тогда уже были довольно крупные земельные собственники. Наиболее испытанные в боях и богатые воины собирали около себя дружину, которую они вооружали, содержали и с которой производили опустошительные набеги; для молодых людей считалось великою честью попасть в такую дружину. Обычно дружинники верно служили своим вождям, которые, имея в своих руках военную силу, пользовались большим влиянием при решении дел в народных собраниях.
Вольноотп уще н н и к и представляли собою сословие среднее между свободными и рабами. Положение рабов, главным источником которых была война, может быть названо сносным; хотя господин мог своего раба убить, продать, связать, тем не менее древний германец не переставал в рабе видеть человека. Иногда свободный германец делался рабом, проиграв свою свободу в кости.
Настоящего государственного устройства у древних германцев не было. Их племена, объединенные сознанием племенного единства, происхождением от общих предков и поклонением последним, особенно дружно выступали тогда, когда решался вопрос о войне. В таком случае все свободные германцы данного племени собирались вооруженными в народное собрание (вече), где обсуждали предстоящие военные действия и выбирали предводителя. Стуком оружия германцы выражали свое одобрение ораторам. Народному собранию принадлежала главная власть; кроме вопросов о войне и мире в его руках находилась и власть судебная.
Вожд е и для командования во время войны (duces) народное собрание избирало, вероятно, из наиболее выдающихся предводителей дружин. Иногда эти временные вожди превращались в постоянных, т. е. делались королями (reges). Но королевская власть у древних германцев не была сильна; король являлся лишь военным предводителем и, может быть, от лица своего племени исполнял некоторые обязанности жреца.
Религиозные верования германцев выросли на общей арийской основе". Германцы поклонялись душам умерших предков и олицетворенным силам и явлениям природы. Главным божеством германцев был Вотан, первоначально бог воздуха, ветра, а позднее бог плодородия, войны и вообще культуры германцев. Затем почитались многие другие божества: Донар, или Тор, — бог грома и молнии; он же бог плодородия; Б а л ь дур — весеннего солнца; Л о к и — бог огня; Фрикка, жена Вотана, — богиня брака и покровительница домашних работ; ' Арийцы, или арии, — название индийских и иранских народов, образующих индоиранскую ветвь индоевропейской группы языков, в которую входят славянские, германские, романские, латышский, литовский, древнегреческий и ряд других живых и мертвых языков. В глубокой древности племена, говорившие на индоиранских языках, жили в непосредственном соседстве друг с другом. От слова "арии" происходит древнее название центральной части Индии Арьяварта ("страна ариев") и современное название "Иран". По вопросу о прародине ариев ученые не пришли к единому выводу, но многие помещают ее в степи Юго-Восточной Европы — от Днепра до Урала.
? ? е й я — богиня любви и красоты и др. Германцы верили, что душа человека после смерти продолжала существовать. Павшие в сражении возносились валькириями, воинственными служительницами Вотана, в его дворец, называемый Валгаллой, где они жили вместе с богами. У германцев было также представление о мрачном подземном царстве.
Богослужение у германцев было очень просто; построенных храмов у них не было; поэтому их малочисленные жрецы, несложные обязанности которых мог, вероятно, исполнять всякий свободный германец, не превратились у них в сильное и влиятельное сословие. Святилища находились в священных рощах, где иногда приносились человеческие жертвы.
Германские племена. Мало-помалу отдельные небольшие племена под влиянием борьбы с внешними врагами, особенно с римлянами, соединялись в более значительные племенные группы и в IV веке образовали уже ряд более или менее крупных народов.
У устьев Рейна сидели фри зы, по нижнему Рейну — франки, по среднему и верхнему — аламаны, или аллеманы; по Неккару, притоку среднего Рейна, жили бургунды; внутри страны, между средним Дунаем и Северным морем, на востоке от Рейна, обитали б авары, вандалы, лангобарды, саксы; на юго-востоке, от нижнего Дуная до Днепра (заходя таким образом в пределы современной России), жило большое племя готов, переселившееся, вероятно, во II веке по Р. X. с южного берега Балтийского моря к берегам Черного; готы делились на западных (вестготов) и восточных готов (остготов, или остроготов).
Славяне. Другим народом, имевшим в истории средних веков большое значение, были славяне. Древнейшее место их поселения неизвестно; может быть, оно находилось на побережье между Одером и Вислой, занимая на юге северный склон Карпатских гор'. Около Рождества Христова славян надо видеть в имени венедов, живших у Балтийского моря. Передвинувшись в эпоху великого переселения народов на юг и восток, они заняли места готов, ушедших на запад; венеды делились на западных славян, которые так и назывались славянами, и на восточных — антов.
Живя в дремучих лесах, среди болот и на безграничной равнине, древние славяне рано перешли коседлойжизни; поэтому главным занятием их было земледелие; кроме того, они разводили домашний скот, были особенно известны своим пчеловодством, в лесах ловили зверей. Жили они в жалких хижинах и имели самые простые потребности в пище и одежде. Положение женщины у славян было почетное.
У древних славян замечается сильная родовая связь. Разросшаяся семья носит название домашней, хозяйственной общины; кровные родственники, из которых состоит община, ведут общее хозяйство, владеют общей собственностью, имеют одинаковые права; все они подчиняются выбранному ими старейшине. Иногда некоторые родичи отделялись от семьи и основывали свои новые поселения на общей же земле; но родовая связь с оставленными родственниками не прекращалась.
Из соединения таких родов — общин образовывались племена, во главе которых стояли князья; но сильной власти они не имели. По словам одного историка VI века, славяне "не управлялись одним человеком, но издревле существовало у них господство народа". Земля, занятая племенем, называлась жупа, откуда и главари племени носили часто название жупанов. Общие дела решались на собраниях (вече). Подобно германцам, славянские предводители собирали вокруг себя дружину. Внутренние раздоры очень ослабляли славян.
Религиозные верования славян были очень просты и грубы; на первом плане стояло олицетворение сил природы. Славянские племена так стояли далеко друг от друга, что не имели часто общих богов: каждое племя поклонялось своим богам. Наиболее известные боги были: С в а р о г — бог неба, иногда отождествлявшийся с хорошо известным у русских славян Пе р у н ом, богом грома и молнии; Даждь, бог солнца, известный, по-видимому, под другим названием "Хоре"; В еле с — бог скота, покровитель стад, и некоторые другие. Смерть олицетворялась в виде женского божества "Марены". Славяне поклонялись умершим предкам, которые становились хранителями семьи и рода.
Первоначальная славянская, нам почти неизвестная история протекала в условиях менее благоприятных, чем история германских народов. Славяне, стиснутые между германцами и дикими восточными, вышедшими из Азии народностями, не могли познакомиться с греко-римскою культурою, которую восприняли германцы, и должны были в течение долгого времени вести борьбу с варварами и с ними общаться; это обстоятельство остановило их государственное и культурное развитие не на одно столетие.
В VII веке славяне уже далеко продвинулись на запад и юг и делились на следующие три группы: славяне западные, южные и восточные. К славянам запад ным принадлежали славяне: 1) прибалтийские, жившие между Эльбой и Вислой (ободриты, лютичи, поморяне и нек. др.); 2) поляки, или ляхи, по средней и верхней Висле и по правым притокам Одера; 3) чехи с моравами и словаками, жившие в области, окруженной Богемскими горами', в Моравии и северной Венгрии. В состав южных славян входили: 1) словенцы — в современных австрийских провинциях Штирии, Каринтии и Истрии2; 2) хорваты и сербы в северо-западном углу Балканского полуострова и по Драве и Саве; болгары (в VII веке еще не славянское племя) по нижнему ДунаюВ состав в о с т о ч ных славян входили русские .
Христианство у германцев. В IV веке христианство стало распространяться среди германцев, и первое племя, которое приняло христианство, были готы. Просветителем готов явился епископ Ул ь ? и л а (Вульфила), проживший некоторое время в Константинополе и следовавший учению Ария, осужденному, как известно, на Никейском соборе 325 года. Возвратившись в первой половине IV века в страну готов, Ульфила в течение нескольких лет оставался среди них, проповедуя христианство по арианскому обряду; чтобы готы легче могли ознакомиться с книгами Священного Писания, он при помощи греческих букв составил готскую азбуку и перевел на готский язык Библию. Этот перевод в своем полном виде до нас не дошел; но сохранившиеся отрывки его и до сих пор еще имеют очень важное значение для изучения древнегерманского языка. От готов христианство стало мало-помалу переходить к другим германским племенам, которые в большинстве случаев, подобно готам, принимали его по арианскому обряду. Это обстоятельство имело большое значение для эпохи поселения германских племен в пределах Западной Европы и основания там германских государств.

Нашествие гуннов. Варварские государства
Во второй половине IV века гунны, дикий и воинственный народ монгольского племени, давно кочевавший в глубине Средней Азии и заходивший уже не раз в пределы современной России, двинулись всею своею массою в силу каких-то передвижений других народностей в Азии на Запад. По словам современника описываемых событий, римского историка Аммиана Марцеллина, безбородый, безобразный народ гуннов имел столь чудовищный и страшный вид, что походил на двуногих зверей; при таком внешнем безобразии они питались кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота; у них не было не только домов, но даже покрытых камышом шалашей; они кочевали по горам и лесам, приучаясь с колыбели переносить холод, голод и жажду; день и ночь проводили они на коне, занимаясь куплей и продажей, едой и питьем, и, склонившись
' Чешский массив. 2 После первой мировой войны Истрия отошла к Италии и Югославии.

 


Германские всадники в битве с римскими легионерами. Изображение на колонне Антонина в Риме




Нашествие гуннов
на крутую шею коня, засыпали и спали так крепко, что даже видели сны. Перейдя Волгу, гунны прежде всего в 375 г. натолкнулись на остготов; побежденный остготский король пал в сражении, и остготы были увлечены вместе с гуннскими полчищами далее на Запад.

Это движение гуннов с остготами тотчас же отразилось на судьбе вестготов, которые, гранича с Римской империей и будучи теснимы гуннами, вынуждены были искать спасения уже на территории Римского государства. Гунны же в своем движении на запад остановились на некоторое время в Паннонии, на средне-дунайской равнине.

Римское государство, не имея возможности отказать вестготам в переходе через Дунай ввиду их многочисленности (их было, как думают, от 400 000 до 500 000) и видя, с другой стороны, в этом для себя опасность, решило пропустить их к себе без оружия; но римские чиновники, руководившие переправой, были подкуплены и оставили вестготам мечи, которые те тайно и пронесли на место своего нового поселения. В римских пределах вестготы стали терпеть большие лишения. Римские чиновники кормили их очень плохо, оставляя себе деньги, назначенные правительством на содержание вестготов; последние голодали и, будучи доведены до крайности, должны были иногда продавать своих жен и детей.
Недовольство между ними росло и вылилось в форме сильного восстания: вестготы, пользуясь оставленным в их руках оружием, поднялись и двинулись по направлению к Констан-


Германские телохранители римских императоров. Изображение на колонне Траяна
тинополю. Император Восточной Римской империи Валент, бывший в Антиохии в момент перехода вестготов через Дунай, поспешил в столицу, откуда и направился с войском против наступавших вестготов, но в происшедшем сражении под Адрианополем (378 г.) был разбит и сам пал в битве. Вестготы не воспользовались этой победой и этим показали, что у них не было никакого общего, обширного плана завоевания; они искали лишь улучшения своих жизненных условий.
Преемник Валента Феодосии, прозванный Великим, удачно сумел справиться с вестготским вопросом: он успокоил вестготов, выказав к ним расположение, и, разделив их на отдельные группы, расселил по Балканскому полуострову; кроме того, Феодосии стал допускать готов в армию. Этот шаг императора имел очень большое значение: германские варвары в большом количестве стали проникать в ряды римского войска и благодаря покровительству Феодосия достигать высших военных должностей. Защита империи мало-помалу переходила в руки германцев.
В 395 г. умер Феодосии, последний император, соединявший в своих руках обе половины империи, восточную и западную. Его преемники, два сына, Аркадий и Гонорий, поделили империю: Аркадий управлял восточной, а Гонорий западной половиной.
При А р к ад и и мирные отношения вестготов к империи прекратились. В это время среди них возвысился Аларих, которого они провозгласили королем. Сплотившись около Алариха, вестготы подняли восстание и опустошили Балканский полуостров до Греции включительно. Аркадий, откупившись от их нападения

большою суммою денег, очень желал, чтобы они обратили свое внимание на Запад и удалились из пределов его империи.
Но на Западе у слабого и нерешительного Гонория был талантливый и энергичный вождь Стилихон, германец по происхождению, почитатель римской культуры, тип настоящего романизованного варвара. Он уже заставил удалиться Алариха из Греции и являлся самым опасным для него противником. Когда стало ясно, что Аларих собирается напасть на благоустроенную богатую Италию, Стилихон собрал большие военные силы; римские легионы были вытребованы даже из далекой Британии и этим самым сделали ее беззащитной против нападения англосаксов. Пока жив был Стилихон, попытки Алариха завладеть Италией оканчивались неудачей. Но возраставшее влияние и великая слава Стилихона возбудили подозрение и зависть в Гонорий; Стилихона обвинили в стремлении занять престол, и этот единственный защитник Западной империи был по приказанию императора убит.
С его смертью путь в Италию для Алариха был открыт. Он вступил в нее и, не обращая внимания на испуганного Гонория, запершегося в Равенне, прямо направился на Рим. Аларих трижды осаждал "вечный город", и, наконец, в 410 г. Рим перешел в руки варвара.
Впечатление от падения Рима на современников было громадное, особенно на остававшихся еще язычников, которые уверены были в вечности своей прежней столицы. Живший в это время блаженный' Августин в своем знаменитом сочинении "О Граде Божием" (De civitate Dei) объяснял падение Рима как наказание римлян за их преданность язычеству.
Разграбив Рим и унося богатую добычу, вестготы двинулись на юг; но в это время неожиданно умер Аларих, и с его смертью дальнейшие планы его относительно Италии и Африки не были приведены в исполнение.
Под предводительством преемника Алариха Атаульфа вестготы через всю Италию двинулись на север и, свернув из северной Италии на запад, вступили в южную Галлию, в юго-западной части которой с разрешения императора поселились и основали вестготское королевство, первое варварское государство в пределах Западной Римской империи. Из юго-западной Галлии вестготы стали мало-помалу распространять свои владения через Пиренеи по Пиренейскому полуострову, где встретились с поселившимся там за некоторое время до этого германским племенем вандалов. Последние, вытесненные с полуострова, переправились в Северную Африку и основали там в пределах современного Туниса и Алжира вандальское королевство (ок. половины V века). Первое время вестготское королевство находилось в некоторой зависимости от империи, но во второй половине V века окончательно от нее отделилось. В конце VI века вестготы, отказавшись от арианства, приняли православие.
Во второй половине V века в юго-восточной Галлии, по течению рек Роны и Соны, образовалось германское королевство бургундов. В половине же V века на острове Британии образовались семь германских англосаксонских государств. К концу же V века в северной Галлии, по нижнему и среднему Рейну, образовалось сильное германское королевство франков.
Аттила. Держава гуннов, основавшаяся в Паннонии, оказалась очень непрочной по причине непрекращавшихся внутренних смут. Объединивший гуннов около половины V века Аттила предпринял целый ряд опустошительных нападений. По словам историка, одно его имя наводило ужас на всех. Предание рассказывает, что Аттила получил найденный пастухом меч бога Марса и поэтому был уверен в том, что сделается властелином всего мира. Напав сначала на Восточную империю и разорив Балканский полуостров, он затем все свои силы направил на запад, именно на Галлию, где осадил Орлеан. Доведенное до крайности осадою население города, как рассказывает историк Григорий Турский, обратилось за советом к почитаемому епископу Орлеана Аниану. Последний, предписав им усердно молиться, велел после молитвы с городской стены смотреть вдаль, не появится ли помощь. Дважды жители смотрели с городских стен, но ничего не увидели. Когда после молитвы они в третий раз взглянули с городской стены, то увидели, что вдали поднималось как будто облако. "Это помощь от Господа", — сказал епископ Аниан. Действительно, на помощь Орлеану спешил римский полководец А э ц и и. Принудив Аттилу снять осаду Орлеана, Аэций в 451 году дал ему одно из кровопролитнейших сражений в истории на Каталаунской равнине, в северо-восточной Галлии (место точно теперь не известно). Рассказывали, что протекавшие по долине ручьи раздулись от потоков крови, смешавшейся с водою, и раненые, утоляя жажду подобным питьем, мгновенно умирали. К вечеру Аттила вынужден был отступить и укрылся в месте, окруженном кибитками, откуда гунны пускали тучи стрел в победителей. Настала темная ночь. Обе стороны понесли ужасные потери. Союзник Аэция, вестготский король, пал в битве, после чего вестготы решили покинуть Аэция. Последний без них не решался продолжать нападения. Но и Аттила, понеся громадные потери, не мог думать об отомщении. Велев запрячь свои кибитки, он отступил, и Галлия была спасена от этого "бича Божия", как его называли.
Через год Аттила двинулся на Италию, но в своем нападении ограничился лишь северной ее частью. От дальнейшего похода на Рим удержали его, вероятно, боязнь чумы и разноплеменность его войска, в состав которого, как известно, входили многие покоренные гуннами народы. На обратном пути Аттила неожиданно умер, и держава его распалась.
Тогда-то, освободившись от гуннского владычества, остготы, после некоторого пребывания в Паннонии, двинулись в Италию, где в конце V века основали остготское королевство.

Таким образом, в пределах Западной Римской империи образовался целый ряд варварских германских государств, которые заняли большую часть ее территории и из которых в последующей истории имеют наибольшее значение остготы и особенно франки.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.