Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
ПЯТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ: ИЗОБИЛИЕ, ВЕДУЩЕЕ К ОТЧУЖДЕННОСТИ ОТ ОБЩЕСТВА
из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"
В пятидесятые годы проявилось воздействие процесса модернизации и развития техники на повседневную жизнь. Этот процесс начался еще в двадцатые годы, но был прерван Великой депрессией, и продолжился, когда вторая мировая война вывела из нее США. В пятидесятые годы для большинства американцев наступила пора долгожданного материального благополучия. Работа в компаниях, судя по всему, обеспечивала хорошую жизнь (обычно для жителей пригородов) с присущими ей реальными и символическими атрибутами успеха - домом, машиной, телевизором и бытовыми приборами.
Однако преобладающей темой в литературе стало одиночество высших классов общества; безликий чиновник компании в пользовавшемся огромной популярностью романе Слоуна Уилсона "Человек в сером фланелевом костюме" (1955 г.) стал олицетворением определенного культурного слоя. Социолог Дэвид Рис-ман в своей книге "Одинокая толпа" (1950 г.) предпринял попытку дать объяснение такому типичному явлению американской жизни, как отчуждение американцев от общества. За этой книгой последовали другие популярные произведения, носящие более или менее научно-исследовательский характер - от "Скрытые средства убеждения" (1957 г.) и "В поисках положения в обществе" Вэнса Паккарда до "Человек, работающий на организацию" (1956 г.) Уильяма Уайта и трудов более высокого интеллектуального уровня "Белый воротничок" (1951 г.) и "Правящая элита" (1956 г.) К. Райта Миллса. Экономист и профессор университета Джон Кеннет Гэлбрейт внес свою лепту в изучение этой темы, написав "Общество благоденствия" (1958 г.). В большинстве этих трудов выдвигалось положение о том, что все американцы ведут один и тот же образ жизни. Исследования носили общий характер, критикуя граждан США за потерю индивидуализма первых поселенцев и излишний конформизм (например, Рисман и Миллс) или советуя американцам стать представителями "нового класса", сформировавшегося в результате технического прогресса и обилия свободного времени (как это делал в своих трудах Гэлбрейт).
По существу, пятидесятые годы были десятилетием едва уловимого распространяющегося стресса. В романах Джона О'Хары, Джона Чивера и Джона Апдайка показывается, что под личиной благополучия скрывается стресс. Героями некоторых лучших произведений становятся люди, в погоне за успехом терпящие крах. Подобных героев мы находим в пьесе Артура Миллера "Смерть коммивояжера" и новелле Сола Беллоу "Лови момент" (1956 г.). Некоторые писатели пошли дальше и стали описывать тех, кто сознательно поставил себя вне общества. Такую линию творчества избрали Дж. Д. Сэлинджер в "Над пропастью во ржи" (1951 г.), Ральф Эллисон в "Человеке-невидимке" (1952 г.) и Джек Ке-руак в "На дороге" (1957 г.). На закате десятилетия появился Филип Рот с серией рассказов, в которых отразилось его отчуждение от своего еврейского наследия ("Прощай, Колумбус", 1959 г.). Психологические размышления писателя питали его творчество вплоть до девяностых годов, давая пищу сначала для художественной прозы, а затем автобиографии.
Художественная проза Беллоу, Бернарда Маламуда и Исаака Башевиса Зингера - среди других американских писателей еврейского происхождения, известных в пятидесятых годах и последующий период, - представляет собой яркий и достойный вклад в историю американской литературы. Для произведений трёх вышеупомянутых авторов прежде всего характерны юмор, повышенное внимание к вопросам этики и морали и описание еврейских общин Старого и Нового Света.
Джон О'Хара (1905-1970 гг.)
Прошедший большую журналистскую школу Джон О'Хара - весьма плодовитый писатель. Его перу принадлежат многочисленные пьесы, рассказы и романы. Он является мастером изображения отдельных тщательно выписанных и выразительных подробностей. О'Хара больше всего известен своими реалистическими романами, написанными в основном в пятидесятых годах, о внешне преуспевающих людях, но в душе испытывающих чувство вины или неудовлетворенности, которое делает их уязвимыми. К таким романам относятся "Свидание в Самарре" (1934 г.), "Северная Фредерик, 10" (1955 г.) и "Вид с террасы" (1958 г.).
Джеймс Болдуин (1924-1987 гг.)
В творчестве Джеймса Болдуина и Ральфа Эллисона находит свое отражение афро-американский опыт пятидесятых годов. Герои их произведений страдают не от чрезмерного честолюбия, а от отсутствия индивидуальности. Болдуин, старший из девяти детей, родившихся в одной из гарлемских семей, был приемным сыном священника. В молодые годы он время от времени сам читал проповеди в церкви. Этот опыт способствовал формированию таких качеств прозы писателя, как яркость и "изустность", наиболее отчетливо проявившихся в его прекрасных очерках, таких как "Письмо из страны моих мыслей" из сборника "Завтра - пожар" (1963 г.). В этом волнующем публицистическом произведении Болдуин выступает против разделения рас.
Первый роман Болдуина "Идите, вещайте с гор" (1953 г.), носящий автобиографический характер, пользуется, пожалуй, наибольшей популярностью. В нем речь идет о 14-летнем мальчике, пытающемся познать себя и обрести религиозную веру в процессе самостоятельного решения мучительных вопросов перехода в христианство в церкви, занимающей помещение, расположенное на первом этаже магазина. В число других значительных произведений Болдуина входят "В другой стране" (1962 г.) - роман, посвященный вопросам расового самосознания и теме гомосексуализма, и "Никто не знает моего имени" (1961 г.) - сборник страстных очерков о расизме, назначении художника и литературе.
Ральф Уолдо Эллисон (1914-1994 гг.)
Ральф Эллисон родился на Среднем Западе, в Оклахоме. Он учился в Институте Таскеги на юге США. Писательская карьера Эллисона является одной из самых странных в американской литературе - на его счету лишь один роман, пользовавшийся успехом у читателя и получивший высокую оценку критики. Он носит название "Человек-невидимка" (1952 г.) и представляет собой историю темнокожего американца, добровольно избравшего местом своего обитания мрачное подземелье, освещаемое краденным у коммунальной компании электричеством. В книге рассказывается о фантастическом опыте героя, приводящем его к разочарованию в жизни. Когда колледж для темнокожих присуждает герою романа стипендию, его унижают белые; попав в колледж, он убеждается в том, что темнокожему президенту этого учебного заведения наплевать на заботы темнокожих американцев. Жизнь безнравственна и за пределами колледжа. Даже религия не приносит утешения: проповедник оказывается преступником. В романе предъявляется обвинение обществу в том, что оно не сумело дать своим гражданам - как белым, так и темнокожим - практически осуществимых идеалов и институтов, способных претворить их в жизнь. В этом произведении показывается вся глубина расовой проблемы, поскольку "человек-невидимка" стал таковым не сам по себе, а в силу того, что другие люди, ослепленные предрассудками, не в состоянии разглядеть в нем человеческое существо.
Флэннери О'Коннор (1925-1964гг.)
Волчанка рано оборвала жизнь уроженки Джорджии Флэннери О'Коннор. Однако эта смертельная болезнь не сделала писательницу сентиментальной, о чем свидетельствуют ее полные чувства юмора, но в то же время суровые и бескомпромиссные рассказы. В отличие от Портер, Уэлти и Херстон, О'Коннор, как правило, не отождествляет себя со своими героями, а смотрит на них со стороны, показывая их неполноценность и глупость. Суеверие и религиозный фанатизм необразованных южан, "населяющих" романы писательницы, часто приводят к насилию, что наглядно показано в романе О'Коннор "Мудрая кровь" (1952 г.), в котором рассказывается о религиозном фанатике, основавшем свою собственную церковь.
Иногда причиной насилия являются предрассудки, как это имеет место в "Перемещенном лице", где невежественные деревенские жители убивают иммигранта, который помешал им своим упорным трудом и необычным поведением. Часто жестокость просто настигает героев, как в рассказе "Добрые маленькие люди", в котором мужчина соблазняет девушку только ради того, чтобы украсть ее ножной протез.
Черный юмор О'Коннор связывает ее с творчеством Натаниэля Уэста и Джозефа Хэллера. Произведения писательницы включают в себя два сборника новелл "Хорошего человека найти нелегко" (1955 г.) и "Все сущее - соединится" (1965 г.); роман "Царство небесное силою берется" (1960 г.) и подборку писем "Образ жизни" (1979 г.). В 1971 г. вышло в свет "Полное собрание рассказов" Флэннери О'Коннор.
СолБеллоу (р. 1915 г.)
Писатель русско-еврейского происхождения Сол Беллоу родился в Канаде и вырос в Чикаго. В колледже изучал антропологию и социологию, что и сегодня оказывает большое влияние на его творчество. Сам Беллоу утверждал, что очень многим обязан Теодору Драйзеру, который значительно расширил его представление о жизни и помог ему духовно воспринять этот накопленный опыт. В 1976 г. пользующийся большим уважением Сол Беллоу был удостоен Нобелевской премии в области литературы.
В число ранних, несколько суровых экзистенциалистских романов писателя входят "Человек, болтающийся в воздухе" (1944 г.) - выдержанное в духе Кафки исследование состояния человека, ожидающего призыва в армию, и "Жертва" (1947 г.), посвященный взаимоотношениям евреев и неевреев. В пятидесятые годы в произведениях Беллоу стало больше юмора: в ряде случаев писатель прибегнул к энергичному и увлекательному рассказу от первого лица. Беллоу использовал этот прием в "Приключениях Оги Марча" (1953 г.), где создал напоминающий Гека Финна образ городского предпринимателя, становящегося в Европе подпольным торговцем, и в"Хендерсоне, короле дождя" (1959 г.) -замечательном, полном жизни трагикомическом романе о миллионере средних лет, несбывшиеся помыслы которого приводят его в Африку. Более поздние произведения Беллоу включают в себя роман "Херзог" (1964 г.), посвященный беспокойной жизни английского профессора-неврастеника, предметом изучения которого является идея романтизации собственного я; романы "Планета мистера Саммлера", "Дар Гумбольдта" (1975 г.) и автобиографический роман "Декабрь декана" (1982 г.).
Новелла Беллоу "Лови момент"(1956 г.) представляет собой блестящее литературное произведение, которое часто включается в учебные программы средних школ и колледжей как образец мастерства и краткости. Главным действующим лицом новеллы является неудавшийся бизнесмен Томми Вилхельм, пытающийся делать вид, что у него все хорошо, чтобы таким образом скрыть свою несостоятельность. Новелла начинается с иронии: "Когда нужно было скрывать свои беды, Томми Вилхельм умел это делать не хуже других. По крайней мере, он так думал..." Парадоксально, но именно подобная трата сил способствовала его краху. Томми настолько поглощен сознанием собственной несостоятельности, что последняя действительно приобретает для него катастрофические масштабы - он терпит неудачу с женщинами, работой, машинами и, наконец, на товарном рынке, где теряет все свои деньги. Вилхельм являет собой пример того, что в еврейском фольклоре носит название шимель - человек, с которым всегда случаются несчастья. В новелле "Лови момент" обобщается присущая многим американцам черта - боязнь оказаться неудачником.
Бернард Маламуд (1914-1986 гг.)
Бернард Маламуд родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. В своем втором романе "Помощник" (1957 г.) он нашел темы, характерные для его творчества в целом - стремление человека выжить любой ценой и морально-этические устои недавно приехавших в Америку еврейских иммигрантов.
Первым изданным произведением Маламуда стал роман "Самородок" (1952 г.), в котором реальность переплетается с фантазией в условиях мистического мира профессионального бейсбола. Среди других романов писателя "Новаяжизнь" (1961 г.), "Мастеровой" (1966 г.), "Картинки Фидельмана" (1969 г.) и "Жильцы" (1971 г.). Кроме того, Маламуд является мастером малого литературного жанра, написавшим множество рассказов. В ряде из них, представленных в сборниках "Волшебный бочонок" (1958 г.), "Сначала идиоты" (1963 г.) и "Шляпа Рембрандта" (1973 г.), ему удалось лучше других родившихся в Америке писателей передать прошлую и настоящую жизнь евреев, придавая ей реальные и сюрреалистические черты и соединяя факты с вымыслом.
Монументальным произведением Маламуда, за которое он был удостоен Пулицеровской и национальной книжной премий, является роман "Мастеровой". Действие в нем происходит в начале XX в. в России и представляет собой лишь слегка завуалированный намек на реальное событие - "дело Бейлиса", сфабрикованное в 1913 г. обвинение еврея Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве русского мальчика и последовавший за этим постыдный судебный процесс, одно из самых гнусных антисемитских судилищ в новой истории. В "Мастеровом", как и во многих других своих произведениях, Маламуд подчеркивает страдания своего героя Якова Бока, который, несмотря ни на что, старается выдержать все выпавшие на его долю испытания.
Исаак Башевис Зингер (1904-1991 гг.)
Лауреат Нобелевской премии, романист и мастер короткого рассказа Исаак Башевис Зингер - уроженец Польши, эмигрировавший в США в 1935 г. - был сыном известного главы раввинского суда в Варшаве. Всю свою жизнь Зингер писал на идише, представляющем собой смесь немецкого и древнееврейского и на протяжении последних нескольких столетий являющемся общепринятым языком европейских евреев. Зингер изображал в своих произведениях две конкретные группы евреев-жителей штетлей (деревушек) Старого Света и эмигрантов XX века, пересекавших океан до и после второй мировой войны в поисках лучшей жизни. Произведения Зингера охватывают весь период Хо-локоста - уничтожения нацистами и их пособниками значительной части европейских евреев. С одной стороны, в таких романах, как "Усадьба" (1967 г.) и "Поместье" (1969 г.), действие которых происходит в России XIX века, и в рассказе "Семья Москат" (1950 г.), об одной из семей польских евреев в период между мировыми войнами, Зингер изображает теперь уже не существующий мир европейских евреев. С другой, дополнением к этому служат произведения писателя, относящиеся к событиям послевоенного времени, такие как роман "Враги: любовная история" (1972 г.), посвященный евреям, прошедшим через Холокост и заново строящим свою жизнь.
Владимир Набоков (1889-1977 гг.)
Подобно Зингеру Владимир Набоков эмигрировал из Восточной Европы. Он родился в царской России в богатой семье; переехал в США в 1940 г. и через пять лет получил американское гражданство. С 1948 по 1959 г. преподавал литературу в Корнельском университете, расположенном в северной части штата Нью-Йорк; в 1960 г. писатель переехал на постоянное жительство в Швейцарию. Известность Набокову принесли его романы, включая автобиографическое произведение "Пнин" (1957 г.) о неприспособленном к жизни российском профессоре-эмигранте и "Лолиту" (американское издание 1958 г.) об образованном европейце средних лет, до безумия влюбившемся в невежественную 12-летнюю американскую девочку. Еще в одном пользующемся успехом романе Набокова "Бледный огонь" (1962 г.), стилизованном под литературоведческое исследование, основное внимание уделяется длинной поэме воображаемого умершего поэта и комментариям к ней критика, писания которого подавляют поэму и неожиданно начинают жить своей жизнью.
Тонкая стилистика, искусная сатира и дерзкое новаторство в области формы ставят Набокова в ряд значи -тельных мастеров слова. Его творчество, в частности, оказало влияние на писателя Джона Барта. Набоков сознавал свою роль посредника между российской и американской литературой; он написал книгу о Гоголе и перевел на английский язык роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Выбираемые Набоковым смелые, слегка экспрессионистские темы, такие как странная любовь в "Лолите", способствовали проникновению экспрессионистских течений, зародившихся в XX веке в Европе, в преимущественно реалистическую традицию американской художественной прозы. Кроме того, сатирически-ностальгический тон писателя придавал новую, трагикомическую эмоциональную окраску его творчеству. Позднее этим приемом стали пользоваться другие писатели, например, Пинчон, сочетавший контрастирующие тона вызывающего остроумия и страха.
Джон Чивер (1912-1982 гг.)
Джона Чивера часто называли "новеллистом-бытописателем". Он известен своими изящными, наводящими на размышления рассказами, в которых критически оценивается нью-йоркский деловой мир и его воздействие на бизнесменов и их жен, детей и друзей. В изящно, в чеховском духе написанных рассказах, представленных в сборниках "Как живут некоторые люди" (1943 г.), "Взломщик из Шейди-Хилл" (1958 г.), "Некоторые люди, места и вещи, которых не будет в моем следующем романе", (1961 г.), "Бригадир и вдова гольф-клуба" (1964 г.) и "Яблочный мир" (1973 г.), чувствуется подспудное ироническое, меланхолическое, но никогда до конца не удовлетворяемое и, судя по всему, безнадежное желание страсти или метафизической определенности. В названиях книг Чивера находят свое отражение его беззаботность, веселость и непочтительность, а также дается намек на содержание произведений писателя. Чивер также издал ряд романов - "Уопшотский скандал" (1964 г.), "Буллет-парк" (1969 г.) и "Фолконер" (1977 г.). Последний во многом носит автобиографический характер.
ДжонАпдайк (р. 1932 г.)
Подобно Чиверу Джона Апдайка с его интересом к жизни тех, кто населяет богатые пригороды, с его сугубо американскими темами, рассуждениями о скуке и тоске существования, с его задумчивостью и особенно с его постоянными описаниями одних и тех же мест, расположенных на восточном побережье океана, в Массачусетсе и Пенсильвании, также считают бытописателем. Наибольшую известность принесли Апдайку его четыре книги о Кролике, представляющие собой рассказ о жизни человека по имени Гарри "Кролик" Энгстром, о его взлетах и падениях на протяжении четырех десятилетий истории США на фоне социально-политического развития американского общества. В романе "Кролик, беги" (1960 г.) отразились настроения пятидесятых годов, в условиях которых Энгстром предстает перед читателем недовольным молодым главой семейства, не имеющим перед собой никаких целей. В "Кролике исцелившемся" (1971 г.), в котором большое внимание уделяется контркультуре шестидесятых годов, Энгстром по-прежнему не нашел цели в жизни и не знает, как сбросить с себя путы обыденности. В третьем романе об Энгстроме "Кролик разбогател" (1981 г.) Гарри получает наследство и становится состоятельным человеком. Автор изображает его на фоне событий семидесятых годов, когда постепенно сходит на нет эпоха вьетнамской войны и воцаряется атмосфера эгоизма, присущего зажиточным слоям общества. В последней книге из этой серии "Кролик на отдыхе" (1990 г.) Энгстром примиряется с жизнью и мыслью о неизбежности смерти. Общая картина восьмидесятых годов служит в романе некой "художественной декорацией".
Апдайк также написал романы "Кентавр" (1963 г.), "Супружеские пары" (1968 г.) и "Бек: книга" (1970 г.). Из всех современных писателей он является самым лучшим стилистом, и рассказы этого мастера наглядно показывают широкие возможности и новаторство его стиля. Выпускались в свет следующие сборники рассказов Апдайка: "Та же дверь" (1959 г.), "Музыкальная школа" (1966 г.), "Музеи и женщины" (1972 г.), "Слишком далеко идти" (1979 г.) и "Проблемы" (1979 г.). Кроме того, Апдайк опубликовал несколько сборников своих стихов и очерков.
Дж. Д. Сэлинджер (р. 1919 г.)
В своих произведениях предвестник явлений шестидесятых годов Дж. Д. Сэлинджер рассказал о попытках отдельных людей поставить себя вне общества. Уроженец Нью-Йорка, он добился огромного успеха своим романом "Над пропастью во ржи" (1951 г.), в котором изобразил чувствительного шестнадцатилетнего подростка Холдена Колфилда, убежавшего из элитной школы-интерната, чтобы скорее приобщиться к миру взрослых, но разочаровавшегося в его материализме, фальшивости и духовной пустоте.
На вопрос, кем бы он хотел стать, Колфилд отвечает "ловцом во ржи", неточно цитируя одно из стихотворений Бернса. Холден считает себя современным белым рыцарем, единственным хранителем невинности. В своем воображении он видит поле, на котором растет такая высокая рожь, что играющие на нем дети даже не видят, куда бегут. Сам же Колфилд оказывается среди них единственным взрослым. "Я стою на краю сумасшедшей скалы. Моя задача - ловить каждого, кто шагнет в пропасть". Шаг в пропасть отождествляется с потерей детства и невинности (особенно в половом смысле) - тема, постоянно затрагивавшаяся в ту эпоху. Другие издания произведений этого неплодовитого писателя-отшельника включают в себя: "Девять рассказов" (1953 г.), "Фрэнни и Зуи" (1961 г.) и сборник повестей и рассказов из журнала "Нью-йоркер" "Выше стропила, плотники" (1963 г.). С тех пор, как в 1965 г. был опубликован один из рассказов Сэлинджера, проживающего в штате Нью-Гемпшир, писатель больше не появлялся на небосклоне американской литературы.
Джек Керуак (1922-1969 гг.)
Родившийся в обедневшей франко-канадской семье, Джек Керуак также ставил под сомнение жизненные ценности среднего класса. Будучи студентом последнего курса Колумбийского университета в Нью-Йорке, он познакомился с "разбитными" участниками литературного подполья. Большое влияние на художественную прозу писателя оказало творчество работавшего на Юге романиста Томаса Вулфа, произведения которого отчасти носят автобиографический характер.
В самом известном романе Керуака "На дороге" (1957 г.) изображаются "битники", кочующие по Америке в поисках несбыточной мечты об общинной жизни и красоте. В романе "Бродяги в поисках дхармы" (1958 г.) также рассказывается о странствующих интеллектуалах, приверженцах контркультуры, и их увлечении дзен-буддизмом. Кроме романов Керуак написал книгу стихов "Блюзы Мехико" (1959 г.) и воспоминания о своей жизни с такими битниками, как писатель-экспериментатор Уильям Берроуз и поэт Аллен Гинсберг.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|