Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
ГЛАВА 6 МОДЕРНИЗМ И ЭКСПЕРИМЕНТАТОРСТВО (1914-1945 ГГ.)
из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"
Многие историки называют период между двумя войнами травматическим "достижением совершеннолетия" Соединенными Штатами Америки, несмотря на относительно короткое прямое участие США в войне 1917-1918 гг. и их существенно меньшие человеческие потери, по сравнению с союзниками и врагами в Европе. Джон Дос Пассос выразил послевоенное разочарование Америки в романе "Три солдата" (1921 г.), заметив, что цивилизация - это "огромная бутафория, а война была ее самым полным и наивысшим выражением, а не ее разрушением". Шокированные и навсегда изменившиеся, американцы возвратились к себе домой, но так и не смогли вновь обрести невинность. Солдатам из сельских районов Америки также было непросто вернуться к своим корням. Повидав мир, многие теперь стремились к современной городской жизни. Новые сельскохозяйственные машины - сеялки, уборочные комбайны и сноповязалки - резко сократили спрос на фермерских рабочих; и все же, несмотря на возросшую производительность труда, фермеры оставались бедными. Цены на зерно, как и зарплата городских рабочих, зависели от неуправляемых рыночных сил, находящихся под сильным влиянием интересов бизнеса: еще не было ни государственных субсидий фермерам, ни действенных рабочих профсоюзов. "Главное дело американского народа - бизнес", - провозгласил президент Калвин Кулидж в 1925 г., и большинство с ним согласилось.
Бизнес процветал во время великого послевоенного бума, а благополучие тех, кто добился успеха, превзошло их самые необузданные мечты. Впервые многие американцы стали поступать в высшие учебные заведения - в 20-е годы количество студентов колледжей удвоилось. Средний класс процветал; в эту эпоху американцы выходят на первое место в мире по среднему национальному доходу, и многие приобретают наивысший статусный символ - автомобиль. Типичный городской дом в Америке был залит электрическим светом и имел радио, связывавшее его с внешним миром, и, вероятно, телефон, фотоаппарат, пишущую машинку или швейную машину. Как и главный герой Синклера Льюиса -бизнесмен из романа "Бэббит" (1922 г.), - средний американец одобрительно относился к этим машинам, потому что это было современно и большая их часть была изобретена и сделана в Америке.
В "бурные двадцатые" годы американцы увлекались и другими современными развлечениями. Большинство людей ходили раз в неделю в кино. Хотя в 1919 г. был объявлен сухой закон - запрет на производство, транспортировку и продажу алкоголя на всей территории страны согласно 18-й поправке к Конституции США, -быстро размножались подпольные кабаки с нелегальной продажей спиртного и ночные клубы с их джазовой музыкой, коктейлями и вызывающими туалетами и танцами. Все помешались на танцах, кино, автомобильных прогулках и радио. Американские женщины в особенности чувствовали себя эмансипированными. Многие из них покинули фермы и деревни во время первой мировой войны, чтобы исполнить свой гражданский долг на "домашнем фронте" в американских городах, и решительно осовременились. Они носили очень короткие стрижки и короткие модные платья и упивались своим избирательным правом, гарантированным 19-й поправкой к Конституции, принятой в 1920 г. Они смело высказывали свое мнение и играли активную роль в обществе.
Западная молодежь бунтовала, негодовала и испытывала разочарование по поводу варварской войны, виноватого в ней старшего поколения и тяжелого послевоенного экономического положения, которое, как это ни парадоксально, позволяло американцам с долларами, как, например, писателям Скотту Фицджеральду, Эрнесту Хемингуэю, Гертруде Стайн и Эзре Паунду, прекрасно жить за границей на очень небольшие деньги. Интеллектуальные течения, в особенности фрейдистская психология и в меньшей степени марксизм (как ранее - дарвиновская теория эволюции), предполагали "безбожное" мировоззрение и способствовали крушению традиционных ценностей. Американцы усваивали эти взгляды за границей и привозили их с собой в Америку, где они пускали корни, бередя воображение молодых писателей и художников. Так, например, американский романист XX века Уильям Фолкнер использовал элементы фрейдизма во всех своих произведениях, как это делали практически все серьезные американские прозаики после первой мировой войны.
Несмотря на внешнее веселье, современность и небывалое материальное благополучие, молодые американцы 20-х годов были "потерянным поколением", как его окрестила автор литературных портретов Гертруда Стайн. Лишенный устойчивой традиционной системы ценностей, человек утрачивал свое чувство самоидентификации. Надежная семейная жизнь, дающая человеку опору, знакомое устоявшееся сообщество, естественные и вечные ритмы природы, управляющие посевом и сбором урожая на ферме, стимулирующее чувство патриотизма и моральные ценности, привитые религиозными верованиями и наблюдениями, - все это, казалось, было подорвано первой мировой войной и ее последствиями.
Многие романы, в частности "И восходит солнце" (1926 г.) Хемингуэя и "По эту сторону рая" (1920 г.) Фицджеральда, запечатлели экстравагантность и разочарование потерянного поколения. В большой и значительной поэме Элиота "Бесплодная земля" безрадостная пустыня, отчаянно нуждающаяся в дожде (духовном обновлении), символизирует западную цивилизацию.
Мировой экономический кризис 30-х годов коснулся большей части населения Соединенных Штатов. Трудящиеся теряли работу, фабрики закрывались, предприятия и банки лопались - в то время, как фермеры не могли убирать, транспортировать и продавать свой урожай, а следовательно, не могли расплатиться с долгами, теряя при этом свои фермы. Засуха на Среднем Западе превратила американскую житницу в район пыльных бурь. В поисках работы многие фермеры отправились со Среднего Запада в Калифорнию, как это было ярко описано Джоном Стейнбеком в "Гроздьях гнева" (1939 г.). В разгар экономического кризиса одна треть всех американцев осталась без работы. Бесплатные столовые, трущобы и армии "хобо" - безработных, перебирающихся с места на место на товарных поездах, -стали частью национальной жизни. Многие воспринимали экономический кризис как наказание за грехи чрезмерного материализма и распущенного образа жизни. Они верили, что пыльные бури, от которых темнело небо Среднего Запада, были ветхозаветной божьей карой с "ураганом днем и тьмой в полдень".
Экономический кризис перевернул мир вверх дном. В 20-е годы США проповедовали Евангелие бизнеса; теперь многие американцы выступали за более активную роль государства в программах "нового курса" президента Франклина Делано Рузвельта. На федеральные средства были созданы рабочие места в государственном секторе, в области охраны окружающей среды и электрификации сельской местности. Художники получили заказы на выполнение настенных росписей, а представителям интеллигенции поручили составить государственные справочники. Эти меры возымели эффект, однако процветание было снова достигнуто только с наращиванием индустриальной мощи во второй мировой войне. После нападения Японии на США в Перл-Харборе 7-го декабря 1941 г. бездействовавшие судоверфи и заводы энергично заработали, наладив массовое производство кораблей, самолетов, джипов и продовольствия. Военное производство и экспериментаторство привели к развитию новых технологий, включая атомную бомбу. Наблюдая за первым опытным ядерным взрывом, Роберт Оппенгеймер, руководитель международной группы ученых-атомщиков, пророчески процитировал индуистский стих: "Я стану Смертью, разрушителем миров".
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|