Ваш комментарий о книге
МАСТЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ
из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"
Темой первых значительных прозаиков, получивших в наши дни широкое признание (Чарльз Брокден Браун, Вашингтон Ирвинг и Джеймс Фенимор Купер), стала жизнь Америки, ее исторические перспективы, происходящие в ней великие перемены и тоска по ее уходящему прошлому. Эти писатели работали в различных жанрах художественной прозы, создавали ее новые формы и находили ранее не известные способы зарабатывать на жизнь литературным трудом. Они возбудили интерес к американской литературе, которая получила признание в США и за рубежом.
Чарльз Брокден Браун (1771-1810 гг.)
Источником вдохновения Чарльза Брокдена Брауна, ставшего, как отмечалось выше, первым американским писателем-профессионалом, послужили английские прозаики Анна Радклифф и Уильям Годвин. (Радклиф приобрела известность как автор готических романов ужасов; романист и сторонник социальных реформ Годвин был отцом Мэри Шелли, которая написала "Франкенштейна" и вышла замуж за английского поэта Перси Биши Шелли).
Подстрекаемый бедностью Браун начал писать очень быстро и за два года сочинил четыре "населенных" призраками романа: "Виланд" (1798 г.), "Артур Мервин" (1799 г.), "Ормонд" (1799 г.) и "Эдгар Хантли" (1799 г.). В них он разрабатывал жанр американского готического романа, пользовавшегося в то время большой популярностью. В таких "черных романах", или "романах ужасов", действие обычно разворачивалось в экзотических и пустынных местах и оказывало сильное воздействие на психику читателя, заставляя его пребывать в постоянном напряжении. Неизменными атрибутами подобных романов являются разрушенные замки или монастыри, привидения, глубокие тайны, злодеи и одинокие девушки, которым благодаря уму и силе духа удается спасти свою жизнь. В лучшем случае эти романы наряду с глубоким проникновением в душу человека в минуты ее крайнего напряжения могут поддерживать интерес и взволнованность читателя, как бы завораживая его магией повествования. По мнению ряда критиков, готическое мироощущение Брауна объясняется его глубокой обеспокоенностью несовершенством общественных институтов новой страны.
Романы Брауна ясно указывают на то, что их действие происходит в Америке. Являясь человеком широких взглядов, он развивал в своих произведениях научные теории, создал собственную теорию художественной прозы и отстаивал высокий уровень литературного творчества. Несмотря на свое крайне тяжелое материальное положение, Браун никогда не поступался своими художественными принципами. Его произведения не свободны от недостатков, но в них чувствуется большая скрытая сила. В настоящее время Брауна все больше считают предшественником таких писателей-романтиков, как Эдгар Аллан По, Герман Мелвилл и Натаниэль Готорн. В творчестве Чарльза Брокдена Брауна отразился его неосознанный страх перед тем, что внешне полный оптимизма период Просвещения ушел в подполье.
Вашингтон Ирвинг (1789-1859 гг.)
Вашингтону Ирвингу, младшему из 11 детей одного из удачливых нью-йоркских торговцев, наряду с Бенджамином Франклином и Натаниэлем Готорном суждено было стать своего рода культурным и дипломатическим полпредом Америки в Европе. Несмотря на свой талант, Ирвингу, пожалуй, так и не удалось бы стать писателем, зарабатывавшим на жизнь только литературным трудом, если бы случай не позволил ему избрать писательство своей профессией. Друзья помогли Ирвингу одновременно издать в Англии и Америке его "Книгу эскизов" (1819-1820 гг.) и получить на нее авторские права в обеих странах.
В "Книгу эскизов Джоффри Крейона" (псевдоним Ирвинга) вошли два его самых известных рассказа "Рип ван Винкль" и "Легенда о сонной лощине". Слово "эскиз" метко характеризует тонкий, элегантный и в то же время как будто бы небрежный стиль Ирвинга, а английское слово "крейон" (пастель) указывает на умение этого писателя быть колористом, т.е. передавать на полотне страницы все богатство приглушенной палитры и эмоциональную окраску своего литературного стиля. Ирвинг превращает горы Катскилл, протянувшиеся вдоль реки Гудзон к северу от Нью-Йорка, в потрясающий, волшебный край.
Американские читатели с благодарностью приняли созданную воображением Ирвинга "историю" гор Катскилл, несмотря на то, что он позаимствовал сюжеты своих рассказов из немецкого источника (факт, не известный американской читательской аудитории). Ирвинг дал Америке нечто такое, чего ей очень недоставало в первые годы своего независимого существования, отмеченные стремлением к наживе и грубым материализмом, - романтическое отношение к этой новой стране.
Ирвинг был единственным писателем, которому удалось столь убедительно очеловечить американскую страну - придумать ей имя, придать определенные черты ее лицу и подобрать для нее романтические одежды легенд. История Рип ван Винкля, проспавшего 20 лет и после пробуждения обнаружившего, что колонии добились независимости, с годами приобрела поистине народный характер. Ее ставили на сцене и передавали из уст в уста. Постепенно она стала подлинно народной легендой для многих поколений американцев.
Вашингтон Ирвинг первым обнаружил, что эта еще очень молодая нация начинает проявлять интерес к своей истории, и помог американцам удовлетворить его. Многочисленные произведения Ирвинга можно рассматривать как вдохновенную попытку воссоздать душу этой новой нации путем оживления в памяти полнокровной, романтической и невероятной истории Америки. В качестве объекта своего творчества он выбирал самые волнующие аспекты американской истории: открытие Нового Света, жизнь первого президента и национального героя страны и освоение Запада. Первым произведением Ирвинга стала искрометная, полная сатиры "История Нью-Йорка" (1809 г.), нахолившегося под голландским владычеством, якобы написанная Дидрихом Никербокером (фамилию этого литературного персонажа использовали в названии своей группы - "Школа Никербокера" - дружившие с Ирвингом несколько нью-йоркских писателей того времени).
Джеймс Фенимор Купер (1789-1851 гг.)
Подобно Ирвингу Джеймс Фенимор Купер в своих произведениях воскрешал прошлое, придавая ему конкретные черты и создавая запоминающиеся литературные персонажи из американской жизни, относящиеся к тому времени. Однако у Купера читатель находит мифическое изображение золотого века и горечь его утраты. Если Ирвинг и другие американские писатели, включая его предшественников и последователей, "колесили" по Европе, в поисках ее преданий, замков и широких тем, Куперу удалось понять, в чем состоит основной миф Америки - в ошибочном представлении о том, что эта страна неисчерпаема, как дикая природа. Вся история Америки - это злоупотребление вечным; европейская история в Америке свелась к воспроизведению первородного греха в райском саду. В природном цикле рассматривался только акт разрушения. Дикая природа исчезала у американцев прямо на глазах, как мираж рассеиваясь перед идущими на Запад пионерами. Именно таково основное, трагическое отношение Купера к парадоксальному разрушению дикой природы, этого нового рая, который в первую очередь и привлек в Америку колонистов.
Личный опыт позволил Куперу дать яркую картину освоения новых земель, а также живо и красочно писать на другие темы, такие как морские путешествия или столкновение людей различных культур. Он родился в семье квакеров и вырос в уединенном имении своего отца, расположенном на берегу озера Отсего (теперь здесь находится поселок Куперстаун) в центральной части штата Нью-Йорк. Несмотря на то, что во времена детства писателя жизнь там протекала сравнительно мирно, однажды этот район стал местом массового истребления индейцев. Юного Фенимора Купера окружала почти феодальная обстановка. Его отец, судья Купер, был землевладельцем и одним из лидеров федералистской партии. Еще мальчиком будущий писатель видел у озера Отсего колонистов и индейцев; позднее, когда Купер стал уже более взрослым, белые смельчаки колонисты вторглись на его землю.
В созданном Купером знаменитом литературном персонаже Натти Бампо отразились представления писателя о колонисте как о джентльмене, "прирожденном аристократе" джефферсоновского типа. Еще в 1823 г. в романе "Пионеры" Купер приступил к созданию образа Бампо. Натти является первым в американской литературе широко известным персонажем, воплощающим в себе характерные черты колониста, и литературным предшественником бесконечных бравых ковбоев и героев лесных дебрей. Это - идеализированный образ честного индивидуалиста, по своим человеческим качествам стоящего выше того общества, которое он защищает. Бедный и одинокий, но чистый душой, он является эталоном этических ценностей и предвосхищает Билли Бадда Германа Мелвилла и Гека Финна Марка Твена.
Частично основанный на реальных событиях жизни американского пионера Даниэла Буна, который подобно Куперу был квакером, Натти Бампо, такой же необыкновенный житель лесных дебрей, как и Бун, вел мирную жизнь. Из милости его взяло к себе племя индейцев. Сам Бун и списанный с него литературный персонаж Бампо любят природу и свободу. Они постоянно движутся на запад, чтобы спастись от приближающихся поселенцев, которых они сами привели в эти необитаемые места. Оба они в свое время стали легендой. Натти также выделяется своей скромностью, великодушием и религиозностью. Он напоминает благородного рыцаря средневековых романов, перенесенного в девственные леса и горы Америки.
Жизнь и приключения Натти Бампо связывают воедино пять романов, известных под общим названием "Эпопея о Кожаном Чулке". Являясь замечательным достижением писателя, они представляют собой монументальное эпическое произведение в прозе, посвященное событиям, разворачивающимся на Североамериканском континенте, участниками которых становятся индейские племена. Социальным фоном этого полотна служат великие войны и переселение пионеров на запад. Все пять романов воскрешают жизнь во "фронтире" Америки с 1740 по 1804 гг.
В романах Купера дается описание накатывавшихся одна за другой волн заселения пионерами новых земель: дикая местность, в которой живут индейцы; появление первых белых - разведчиков, солдат, торговцев и колонистов; приезд бедных и грубых семей пионеров и, наконец, прибытие на постоянное жительство представителей среднего класса, которые привезли с собой первых людей интеллектуальных профессий - судей, врачей и банкиров. Очередная волна смывала принесенное предыдущей: белые пришли на смену индейцам, отступившим на запад; "цивилизованные" представители среднего класса, строящие школы, церкви и тюрьмы, сменили пионеров индивидуалистов из низшего класса, а те, в свою очередь, заняли место шедших впереди индейцев. Купер воскрешает в памяти бесконечную, неизбежную волну коло-нистов, видя, что она принесла с собой не только выгоду, но и потери.
В романах Купера также присутствует острая напряженность между личностью и обществом, природой и культурой, духовностью и организованной религией. Купер придает миру природы и индейцам основополагающее положительное значение. Столь же благоприятно он относится и к своим наиболее культурным персонажам, окружая их ореолом высокой цивилизованности. Промежуточные персонажи часто не вызывают у читателя симпатии. Это прежде всего относится к белым поселенцам, которым катастрофически не хватает образования и воспитания для того, чтобы должным образом оценить природу и культуру. Подобно Редьярду Киплингу, Э.М. Форстеру, Герману Мелвиллу и другим наблюдателям, чутко относившимся к взаимодействию самых разных культур, Купер был культурным релятивистом. Он понимал, что ни у одной культуры нет монополии на добродетель или совершенство.
В отличие от Ирвинга Купер признавал самобытность американских условий. Ирвинг подходил к изображению американской действительности с позиции европейца, перенося европейские предания, культуру и историю на американскую почву, соответственно приспосабливая их. Купер проявил иной подход и в своих произведениях сделал шаг вперед в передаче реалий своей страны. Он создал американское место действия и новых, явно американских героев, а также поднял чисто американские темы. Он также первым внес в американскую художественную прозу постоянно повторяющуюся трагическую ноту.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|