Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Сороко-Цюпа О.,Смирнов В, Посконин В. Мир в начале XX века, 1898—1918
Глава IV. Латинская Америка в конце XIX — начале XX в.
§ 16. Социально-экономическое положение стран Латинской Америки
Исторические особенности и место Латинской Америки в мировом хозяйстве. В ходе войны за независимость в начале XIX в. (1810— 1826) большинство латиноамериканских стран ее завоевало, что открывало возможности для самостоятельного развития. Однако эти революционные события не привели к демократизации и не создали условий для капиталистического хозяйствования.
К концу XIX в. Латинская Америка имела свыше 60 млн. человек населения на громадной территории в 20,6 млн. кв. км. Здесь существовало 20 независимых государств. Из них 18 испаноязычных стран, Бразилия — с португальским и Гаити с французским языками. Самыми крупными и относительно развитыми были Бразилия, Мексика, Аргентина. На них приходилось 2/3 территории и 60% населения.
Со времени колонизации Нового Света, с начала XVI в. и до начала XX в., то есть всего за четыре столетия, Латинская Америка совершила исторический скачок от каменного века, первобытнообщинного строя и ранних цивилизаций древневосточного типа к промышленному капитализму.
В конце XIX — начале XX в. переход Латинской Америки к эпохе промышленного капитализма совпал с периодом становления в Западной Европе и США господства корпораций, монополий. В это время в Латинской Америке как бы совпали две линии мирового развития, совмещение фазы раннего капитализма с сохранением докапиталистических элементов и капитализма зрелого, вступившего в новую монополистическую стадию. Приток иностранного капитала сыграл важную роль в капиталистическом развитии Латинской Америки, но в экономике усугубились диспропорции, «старое» и «новое» находило выражение в сочетании консервативно-традиционных и обновленческих факторов и начал в общественном развитии.
Большое влияние на общественное развитие Латинской Америки оказали особенности формирования латиноамериканских наций. Нации складывались из разнородных расово-этнических компонентов, как правило, в рамках государственных границ. Индейское население, европейские колонисты, иммигранты, выходцы из Африки стали источниками формирования наций в рамках определенных социально-экономических, территориальных и государственных общностей. Взаимодействие различных традиций, культур, обычаев создало своеобразный культурно-этнический сплав индейских, негритянских, европейских признаков. Латиноамериканцев отличает свойственная многим южным народам темпераментность, склонность к ярким, эмоциональным проявлениям жизни. Это отразилось и на общественно-политической жизни, носившей часто бурные проявления. В условиях широкого спектра глубоких социальных и экономических противоречий, социальной и политической нестабильности, наличия массы разоренного, неустроенного, обездоленного населения выход этого социального недовольства приобретал нередко бурный характер, революционные вспышки, или, напротив, вызывал отчаяние и чувство безысходности, склонность к смирению с диктатурой.
Характерной чертой социально-политической истории латиноамериканских республик являлась живучесть патриархально-патерналистских традиций, сформировавшихся в колониальный период, в условиях провинциальной замкнутости и гражданских войн XIX в. Это проявлялось в доминировании «клановых» связей между «патроном» (хозяином), лидером, «вождем» и подчиненной ему массой («клиентелой» — от слова клиент) над связями классовыми и социальными. Суть таких связей — в сплочении того или иного круга лиц вокруг сильной, влиятельной личности в надежде решить свои насущные проблемы, выбиться вверх вслед за этой личностью в конкуренции с другими «фракциями». Поэтому в политической борьбе на первый план выходили личные качества лидера, его умение ухватить психологический настрой «толпы», предстать перед ней близким и понятным. Популистские массовые движения в Латинской Америке, роль лидеров в партийно-политической жизни составляют особенность большинства латиноамериканских стран даже в XX в.
В районах с преобладанием индейского населения сохранились значительные элементы традиционных обществ, общинное устройство, особенно на территориях, мало затронутых современной европейской цивилизацией (в бассейнах Амазонки и других рек еще имеются племена, живущие в каменном веке). Среди этой части населения сильны коллективистские, общинные традиции солидарности, совместной деятельности и взаимопомощи, неприятие ценностей и экономических устоев западного общества.
Важную роль в развитии латиноамериканского общества играет католическая церковь. В Латинской Америке проживает почти половина католиков мира. Католическая церковь была активным участником колонизации и формирования колониального общества. Она способствовала развитию просвещения и культуры, христианизации и приобщению к ценностям европейской цивилизации индейского населения. Через церковные приходы, школы, общины католицизм распространил свое влияние на 90% населения Латинской Америки. Традиции католичества утвердились на местной почве и стали частью национального самосознания латиноамериканских народов, их духовной культуры и общественной жизни. На эти традиции опирались консервативные партии и течения. Но патриоты видели в христианской мысли идеал справедливости.
Особенности развития Латинской Америки во многом определили сложное переплетение противоречий в обществе. Они проявлялись в столкновениях между олигархической буржуазно-помещичьей верхушкой и широкими слоями населения, между иностранным капиталом и национальной буржуазией.
Проблема поиска путей модернизации, преодоления отсталости от европейских центров цивилизации составляла важнейшую черту общественно-политической борьбы в странах континента.
С 70—80-х гг. началось формирование отрядов фабрично-заводского пролетариата, постоянным явлением становятся забастовки, переросшие в начале XX в. в Аргентине, Чили, Уругвае, Бразилии в крупные всеобщие забастовки. Возникают профсоюзы, социалистические организации марксистского, анархистского и анархо-синдикалистского направления. Жестокие формы эксплуатации, нищета и бесправие, фактическое отсутствие политических свобод для основных масс населения часто толкали рабочих к бунтарским действиям и формам классовой борьбы против капитала и государственной власти. Широко были распространены антибуржуазные идеи и настроения.
Социально-экономическая структура стран Латинской Америки. Выиграв войну за независимость, помещичье-буржуазные круги обрели власть и получили свободу торговли. Продукцию на мировой рынок поставлял аграрный сектор и, прежде всего, крупные помещичьи хозяйства — латифундии. По целому ряду товаров страны Латинской Америки заняли ведущее место в мировой торговле уже в начале XX в. Так, Бразилия поставляла 85% мирового производства кофе, Эквадор — большие партии какао, Куба — сахар. Аргентина стала важным производителем пшеницы и мяса. Другие страны специализировались на добыче минерального сырья: Чили — селитры и меди, Венесуэла и Мексика — нефти, Боливия — олова и т. д. Таким образом Латинская Америка включалась в мировое капиталистическое хозяйство, приобщалась к мировому рынку в качестве аграрно-сырьевого звена.
Такая специализация была характерна для стран так называемого «второго эшелона» капиталистического развития. Роль иностранного капитала при этом была двойственной: с одной стороны, несомненно, иностранный капитал ускорял развитие капитализма в регионе, но вместе с тем нередко и консервировал архаические докапиталистические отношения. Так, в Бразилии и на Кубе почти до конца XIX в. сохранялся институт рабства, а пеонаж (долговое рабство) даже пережил и этот рубеж. Двойственным было и влияние на буржуазное развитие латифундизма, который был, с одной стороны, важным фактором капиталистического развития, накопления национального капитала, но, с другой стороны, большим злом для крестьянства. В ряде стран аграрный вопрос стоял остро из-за обезземеливания крестьянства, разграбления общинных земель, концентрации крупных массивов в руках немногих. Так, в Мексике основная часть сельскохозяйственных земель приходилась на 400 самых крупных латифундий. Так же остро аграрная проблема стояла в Перу и Боливии.
В конце XIX — начале XX в. развивалась промышленность по переработке продовольствия и сырья для экспорта и внутреннего потребления, рос внутренний рынок, укреплялся национальный капитал, менялась социальная структура и, прежде всего, увеличивался по численности рабочий класс. Одновременно возникали новые противоречия — национального капитала с традиционной помещичьей олигархией, с односторонностью ориентации на аграрно-сырьевой экспорт, с засильем иностранного капитала.
Железнодорожное строительство было одной из важных сфер приложения иностранного капитала в Латинской Америке в XIX в. Первенство в этой области принадлежало Великобритании. Другая сфера приложения капитала — банковские займы, которые опутывали страны Латинской Америки видимыми и невидимыми узами зависимости. К 1914 г. капиталовложения капиталистических стран Европы и США превысили 10 млрд. долл. Из них на долю Великобритании приходилось — 4,9 млрд. долл., США — 1,2 млрд., Франции — 1,2 млрд., Германии — 0,9 млрд. долл. Степень влияния различных империалистических держав была различна по регионам: Великобритания доминировала в Южной Америке, США — в Центральной Америке.
К началу XX в. обозначилась дифференциация стран Латинской Америки по уровню капиталистического развития. На первое место к 1914 г. вышла Аргентина. Здесь городское население (в основном иммигранты из Европы) составило свыше 53% населения. На таком же уровне был Уругвай, затем Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили. Более отсталыми в капиталистическом развитии оставались Перу, Боливия, Мексика, где были более глубоки корни докапиталистических отношений. В этих странах в отличие от Аргентины, Уругвая, Бразилии, Чили и Кубы сохранялись огромные массы обездоленного, закабаленного индейско-метисского крестьянства.
К началу XX в. в Латинской Америке уже сложились относительно крупные отряды пролетариата. В обрабатывающей промышленности было занято свыше 800 тыс. рабочих. Из них в Аргентине — 400 тыс., в Чили — 200 тыс., в Мексике — свыше 100 тыс. человек. К этому следует добавить рабочих транспорта, добывающей промышленности, городских и плантационных рабочих.
Вопросы и задания. 1. Сравнивая с азиатскими странами, определите особенности Латинской Америки. 2. Расскажите о социально-экономическом положении в странах Латинской Америки в конце XIX — начале XX в. 3. Чем объяснялась острота аграрных отношений в это время?
§ 17. Борьба народов Латинской Америки за демократические и социальные преобразования в конце XIX — начале XX в. Мексиканская революция
Социальные и политические движения в странах Латинской Америки. Главным направлением социальных движений за прогрессивное развитие в Латинской Америке в конце XIX — начале XX в. была борьба либеральных и радикальных партий против консервативно-олигархических сил за демократические и социальные завоевания. Она шла в самых различных формах — восстания, перевороты, гражданские и межгосударственные войны, политика реформ — в той или иной степени это было характерно для большинства латиноамериканских государств на протяжении и XIX и XX вв.
Аргентинские радикалы неоднократно восставали против господствующей олигархии в 1890, 1893, 1905 гг. и, только добившись всеобщего избирательного права в 1912 г., смогли победить на выборах 1916 г. и установить режим демократической республики. В эту победу внесли свой вклад и рабочее движение, и профсоюзы, и социалистическая партия, имевшая большое влияние в столице. Уругвай до начала XX в. прошел через почти непрерывные гражданские войны и только в 1903 г. были проведены радикальные демократические и социальные реформы, установился стабильный конституционный режим. Всеобщее избирательное право, развитые демократические институты, двухпартийная система, аграрная реформа, защита национального капитала, помощь фермерам, прогрессивное трудовое законодательство (в том числе 8-часовой рабочий день, пенсионная система, признание прав профсоюзов, арбитраж и пр.) — эти реформы поставили Уругвай в начале XX в. в первый ряд государств Латинской Америки в осуществлении буржуазного реформизма.
В Бразилии после отмены рабства (1888 г.) и ликвидации монархии (1889 г.) революция 1889—1891 гг. учредила республику, хотя сила олигархии в стране не была сломлена. Здесь сохранилось господство консервативных сил.
В Чили в конце XIX в. леволиберальным правительством президента Хосе Мануэля Бальмаседы были проведены законы о защите национальной экономики. Ряд мер был направлен на обуздание произвола олигархии, приняты меры в защиту интересов трудящихся, велась антиклерикальная политика. В ответ олигархия развязала гражданскую войну, однако повернуть развитие общества вспять не удалось —в стране сохранился конституционный строй, демократические свободы, многопартийность.
Мексиканская революция 1910— 1917 гг. В начале XX в. Мексика переживала серьезный политический кризис. Политика диктатора Диаса, правившего Мексикой с 1877 г., подвела страну к социальному взрыву. Капиталистическое развитие Мексики проходило болезненно и противоречиво. Аграрно-сырьевая специализация, представленная крупными латифундиями, стала противоречить интересам другой части национальной буржуазии — промышленникам, торговой и иной предпринимательской буржуазии. В начале века национальная буржуазия представляла собой уже довольно значительную экономическую и политическую силу, но ее участие в политике тормозилось и сковывалось господством консервативных сил, которые олицетворяла диктатура Диаса. Другой острой проблемой страны был аграрный'вопрос. К началу века помещичьи латифундии поглотили традиционные для мексиканской деревни общинные земли. Крупные латифундии в среднем имели по 1,5 тыс. кв. км земли. Большими земельными владениями обладала католическая церковь. В Мексике складывались силы, оппозиционные консервативным силам — крупным латифундистам, клерикалам, бюрократии, военщине. Создавались предпосылки демократической революции.
Политический кризис в стране обострился в связи с проведением президентом Диасом очередной «избирательной кампании» 1910 г. В прошлом такие «выборы» обеспечивали Диасу «единодушное» голосование. На сей раз буржуазная оппозиция имела своего альтернативного кандидата. Вождем оппозиции стал Франсиско Мадеро (1873—1913), сын богатого землевладельца и капиталиста, владевшего рядом металлургических, текстильных и иных предприятий. Мадеро обучался в США и Франции. Он издавал газету «Демократ» и возглавлял Национально-либеральную партию. В опубликованной в 1908 г. книге Мадеро изложил обстоятельную программу буржуазно-демократических реформ: обеспечение демократических прав и свобод, конституционных норм управления страной, поощрение развития национальной промышленности и сельского хозяйства, реформа армии, борьба против монополий, дружба с латиноамериканскими странами и другие реформы.
Накануне выборов диктатор Диас арестовал Мадеро и предал его суду якобы за организацию мятежа. Освобожденный под залог Мадеро бежал в США. Конечно, Диас победил на выборах.
Оппозиция начала готовиться к иным, теперь уже вооруженным формам борьбы за власть. Мадеро опубликовал документ, объявляющий состоявшиеся 26 июня выборы президента недействительными и призвал к вооруженному восстанию 20 ноября 1910 г. Начавшиеся в этом месяце разрозненные и в основном стихийные восстания и выступления, в том числе и в армейских частях, знаменовали начало мексиканской революции.
Свержение диктатуры Диаса. Правительство Мадеро у власти (1911—1913). Решающую роль в свержении Диаса сыграло крестьянское движение, охватившее всю страну. На юге Мексики действовала партизанская армия Эмилио Сапаты (1869—1919). Он родился в крестьянской семье. Возмущенный тем, что у крестьян его деревни помещики отобрали общинную землю, Сапата возглавил восстание. Когда Мадеро начал борьбу за свержение Диаса, Сапата примкнул к нему и получил звание генерала революционной армии. На севере Мексики, в штате Чиуауа крестьянское восстание возглавил Панчо Вилья (1877—1923), который тоже поддержал Мадеро и был удостоен звания генерала.
На гребне крестьянского движения и выступлений городских рабочих, средних слоев Мадеро 7 июня 1911 г. вступил в Мехико. 83-летний диктатор Диас бежал из страны. 2 октября 1911 г. Мадеро был избран президентом Мексики. У власти утвердился блок политических сил, представлявших национальную буржуазию и либеральных землевладельцев.
Мадеро отказался от своего обещания возвратить крестьянам захваченные у них общинные земли, но потребовал разоружения крестьянских армий. Сапата и Вилья, отстаивая требования крестьянства, отказались разоружиться. Мадеро повел против них борьбу. Единый революционный фронт раскололся. Этим воспользовалась клерикально-помещичья реакция.
Контрреволюционный переворот. Военная диктатура Уэрты. Заговор против правительства Мадеро созревал в среде военщины. Попытка правительства Мадеро ослабить влияние иностранного капитала вызвала протест со стороны США и угрозу интервенции. Заговор против правительства окончательно созрел к началу 1913 г. Реакционная военщина и латифундисты планировали свергнуть правительство вооруженной силой и восстановить дореволюционные порядки. Предательство офицеров столичного гарнизона облегчило заговорщикам решение этой задачи. Под руководством генерала Уэрты был осуществлен контрреволюционный переворот. 18 февраля был арестован Мадеро, а также ряд других членов правительства. Через несколько дней президент Мадеро и вице-президент П. Суарес были убиты, национальный конгресс (парламент) распущен, многие депутаты арестованы. Уэрта стал президентом.
Восстановление диктаторского режима вызвало в стране массовое сопротивление. Крестьянские армии Сапаты и Вильи соединились. Вновь зазвучала походная песня солдат Вильи «Кукарача», ставшая всемирно известной (песня была создана как насмешка над Уэртой). Восстановился общий революционный поток, объединивший буржуазно-демократическую оппозицию, либеральных землевладельцев, рабочих плантаций и горожан. Решающую роль в свержении военной хунты Уэрты сыграли крестьянские партизанские отряды. Они были преобразованы в Освободительную армию юга под руководством Сапаты и Северную дивизию под руководством Вильи. Повстанцы осадили столицу. В июле 1914 г. Уэрта отказался от власти. В декабре, вступив в Мехико во главе своих войск, впервые встретились Сапата и Вилья. Они отказались сформировать революционное правительство. Когда Вилье предложили президентский пост, он сказал: «Я недостаточно образован, чтобы быть президентом. Плохо придется Мексике, если во главе ее правительства окажется необразованный человек». Президентом был назначен умеренный по своим взглядам Э. Гутьеррес, который фактически саботировал реформы. В городе Веракрус утвердился в качестве главы гражданской власти Венустиано Карранса, который первым возглавил борьбу против Уэрты. Это был крупный землевладелец-скотовод, министр в бывшем правительстве президента Мадеро. Он не подчинился заговорщику Уэрте и возглавил часть армейских сил, которая осталась верна революции, а также национальную буржуазию и либеральных помещиков, которые не поддержали контрреволюционный заговор. Карранса протестовал против вторжения в страну в 1914 г. американских войск, посланных в качестве «большой дубинки» на помощь Уэрте. Эта позиция придала ему вес.
Противостояние двух «президентов», Гутьерреса и Каррансы, разрешилось вскоре бегством Гутьерреса из Мехико. Вновь встал вопрос о радикальной аграрной реформе теперь между крестьянскими вождями, с одной стороны, и Каррансой, с другой. Разобщенность действий Сапаты и Вильи не позволила выработать общую программу действий. Они вновь ушли в свои штаты вести войну против латифундистов. В то же время и Карранса оттягивал время провозглашения своей программы, намереваясь подавить «мятежное» крестьянское движение. Только 6 января 1915 г. Карранса издал закон об аграрной реформе, который предусматривал возвращение крестьянам незаконно захваченных земель, вод, пастбищ. Деревни, которые не имели общинных земель, могли их получить за счет конфискации земли у крупных собственников. Кроме того, Карранса издал еще ряд законов о реформах. Это привлекло к нему новых сторонников. Однако он продолжал вести борьбу с крестьянскими повстанческими отрядами. К 1917 г. они были в основном разгромлены. Трагически закончилась жизнь и крестьянских вождей. Сапата и Вилья были убиты наемниками.
Правительство Каррансы приняло ряд мер по ограничению влияния иностранного капитала на хозяйственную жизнь и экономику страны. Оно сочетало обещания социальных реформ рабочему движению с попытками силой подавить стачки и волнения.
Позиции правительства в известной мере «помогли» укрепить экспансионисты США. В марте 1916 г., используя в качестве предлога нарушение американской границы отрядами Вильи, в Мексику вторглась 12-тысячная армия генерала Першинга. Карранса стал готовиться к войне с США. Так революция приобрела антиимпериалистический и антиамериканский аспект. Общенациональный подъем в стране заставил США поспешить с выводом своих войск. В таких условиях началась разработка новой мексиканской конституции.
Мексиканская конституция. Созыв Учредительного собрания и принятие новой конституции завершили революцию. В результате борьбы и компромиссов демократическое крыло в учредительном собрании сумело настоять на принятии самой передовой конституции того времени. Собрание утвердило ее 31 января 1917 г., а 1 мая 1917 г. она вступила в силу.
Конституция определила республиканскую форму правления. В ней записаны следующие основные положения.
Главой государства является президент, избираемый прямым голосованием на 4 года. Ему принадлежит право формирования кабинета. Национальный конгресс состоит из двух палаг палаты депутатов и сената. В сенат избираются от каждого штата два депутата сроком на 4 года. Палата депутатов избирается прямым голосованием пропорционально численности населения сроком на 2 года. «Хартия труда» предусматривала невиданные для многих стран континента принципы и права: признание права на профессиональную организацию, на забастовку и заключение коллективного договора между профсоюзами и предпринимателем, создание арбитражных органов для урегулирования конфликтов в промышленности. Конституция определяла передачу просвещения в руки государства, отделение церкви от государства, национализацию церковной собственности и ограничение деятельности церкви чисто конфессиональными функциями.
Конституция заложила основы для создания в стране устойчивой демократической системы управления.
Мексиканская демократическая, антифеодальная, антиимпериалистическая революция была революцией народной. Это определило и ее характер, и ее победу. Известную ответственность проявили и представители национальной буржуазии, признавшие, при всех колебаниях, необходимость проведения назревших реформ, и в том числе решения аграрного вопроса.
Вопросы и задания. 1. Расскажите о социальной и политической борьбе в странах Латинской Америки в конце XIX — начале XX в. Чем, на ваш взгляд, объясняется ее острота? 2. Назовите причины и движущие силы мексиканской революции 1910— 1917 гг. 3. Используя дополнительную литературу, охарактеризуйте вождей мексиканской революции. 4. Выделите основные события революции и расскажите о них. 5. Чем закончилась мексиканская революция и каковы ее итоги?
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|