Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Соловьев С. Наблюдения над исторической жизнью народов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть первая. ДРЕВНИЙ МИР

I. ВОСТОК

3. АССИРИЯ И ВАВИЛОН

В Китае мы видели народ, тихо, незаметно в продолжение веков
наполнивший огромное пространство земли, удаленный от сообщения с другими
народами; в Египте мы видели завоевание с поселением победителей среди
побежденных, отчего произошло разделение на касты; но физические условия
страны препятствовали дальнейшему воинственному движению египтян: с одной
стороны, все внимание народонаселения было обращено внутрь страны, к
кормильцу-Нилу; потом с севера море, с востока и запада пустыня защищали
Египет и давали его жителям возможность сосредоточивать свое внимание
внутри страны. Истории Китая и Египта похожи тем друг на друга, что обе
страны, имеющие в соседстве пустыни, подвергаются иногда нашествию и даже
игу диких жителей пустыни, но это нашествие, это иго не изменяет ничего в
быте обеих стран.
Теперь с берегов Нила перейдем на берега Евфрата и Тигра и здесь уже
встретим другое явление. Здесь на относительно небольших пространствах
сталкиваются два сильные народа семитического племени, ассирияне и
вавилоняне, развившиеся благодаря выгодным физическим условиям, ибо
плодоносная область двух великих рек рано пригласила народонаселение к
деятельности.
Но жители берегов Евфрата и Тигра не могли, подобно жителям Нильской
области, ограничиться одной внутренней деятельностью, ибо, как уже было
сказано, здесь один подле другого жили два сильные народа, не могшие не
вступить в борьбу друг с другом. Борьба требовала сосредоточения сил
народных, требовала вождя, царя с большой, неограниченной властью,
храброго человека, который бы умел защищаться от неприятеля, дать победу;
и есть известие, что первый вождь вавилонян был богатырь-ловец Немврод.
Борьба у ассириян и вавилонян шла с переменным счастьем: сперва одно
государство брало верх благодаря преимущественно личности своего царя и
подчиняло себе другое.
Здесь было покорение не народа народом, причем победители, оставившие
почему-либо свою сторону, селились между побежденными; здесь было
покорение одного государства другим, завоеванное государство превращалось
в провинцию государства покорившего. Царь направлял движение, набирал
войско из целого народа и распускал его по миновании нужды; здесь,
следовательно, не могло образоваться касты воинов. Покорение одного
государства другим, разумеется, увеличивало силы царя-покорителя: он
располагал теперь средствами двух государств, что давало ему возможность
покорять другие государства, присоединять их в виде провинций к своему.
Но то самое обстоятельство, что покорялся не дикий народ
цивилизованному, а покорялось одно цивилизованное государство другим
цивилизованным, - это самое обстоятельство вело к тому, что покорение не
могло быть прочно: при первом удобном случае покоренное государство
возвращало себе независимость и, усилившись, в свою очередь подчиняло себе
государство, прежде господствовавшее.
Сначала поднимается Ассирия; ее цари подчиняют себе Вавилон и широко
распространяют свои завоевания вокруг, присоединяя к своим владениям в
виде провинций более или менее цивилизованные государства. По истечении
известного времени Вавилон возвращает себе независимость и снова теряет
ее; потом опять восстает вместе с мидянами и снова принужден покориться;
наконец, Вавилон восстает в третий раз: Мидия, Вавилон и Киликия вступают
в союз против Ассирии; это государство падает, великолепная столица его
Ниневия разрушена. Черед усиливаться пришел Вавилону; Навуходоносор своими
завоеваниями основывает обширную монархию.
Таким образом, из области Евфрата и Тигра произошло движение,
произведшее сильную историческую жизнь и во всех окрестных областях к
северу, востоку и западу. Здесь несколько государств начинают жить общею
жизнью, хотя эта жизнь и обнаруживается преимущественно в борьбе. Несмотря
на покорение одного государства другим, несмотря на образование обширных
монархий, народности не исчезают, но стремятся при благоприятных
обстоятельствах возвратить себе независимость. С этою целью заключаются
союзы между народами, как, например, союз мидян, вавилонян и киликийцев
против ассириян; даже привыкший к одинокой жизни Египет в последнее время
втягивается в эту общую жизнь народов: против союза мидян, вавилонян и
киликийцев ассирийский царь Сарданапал ищет союза египетского фараона
Нехо, но тот, задержанный борьбою с народами, находившимися на дороге, не
поспел вовремя на защиту Ниневии.
Свидетельства о цивилизации Ассирии и Вавилона, цивилизации более живой
и человечной, чем цивилизация Египта, остались в развалинах громадных и
великолепных памятников. Что касается до религии, то и здесь мы видим
поклонение мужескому, производящему началу, которое обоготворялось в Беле,
господине неба и света, и женскому, воспринимающему и рождающему, которое
обоготворялось в Милитте. Известно, что в Вавилоне был обычай, по которому
каждая женщина раз в жизни должна была отправиться в храм Милитты, чтобы
там отдать себя иностранцу, который бросит ей деньги, призывая имя Милитты.
В этом обычае нельзя не видеть средства религиозной пропаганды:
вавилонянка, раба Милитты, вступая в связь с иностранцем, этим самым
делала и его рабом своей богини, заставляла его приносить ей жертву; она
допускала иностранца не прежде как он призовет имя Милитты; простым
стремлением приносить в жертву богине любви самое драгоценное благо -
целомудрие - объяснить явление нельзя, потому что именно требовался
иностранец.
Что религиозная пропаганда шла посредством женщин, это ясно видно из
истории евреев. "И приглашали они (моавитянки) народ (израильский) к
жертвам богов своих, и кланялся народ богам их. И вот, некто из сынов
израильских пришел и привел к братьям своим мадианитянку... Финеес, сын
Елеазара, пронзил обоих их... Имя убитой мадианитянки Хазва... И сказал
Господь Моисею: "Враждуйте с мадианитянами и поражайте их. Ибо они
враждебно поступали с вами в коварстве своем, прельстив вас Фегором
(божеством) и Хазвою, дочерью начальника мадиамского"".

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.