Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Шильман М. Такты истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

5 такт. Ведийская ночь и европейское утро

Политическая система, как форма общественного устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма прошедшего времени, пытающегося навязать себя настоящему.

И. Бродский

К VII в. до н. э. стало реальностью возникновение высокоорганизованных государственных структур на периферии Западного Метаочага Рима и Греции. Определяющее влияние Метаочага выразилось в постепенном перетекании цивилизации из более древних очагов в области, только начинающие свое структурно более прогрессивное развитие. История цивилизации Крита и расцвет Микенского царства (1450 1200 гг. до н. э.), вторжение дорийцев и ахейцев, развитие раннего иероглифического письма вплоть до появления линейного и позднее появление греческого алфавита, засвидетельствованного в надписях наемников Псамметиха (3, т.2, с.742-750) были предтечами наступления времени 5-го такта.

Архаический период развития Греции, совпавший с т.н. Великой колонизацией, был в то же время периодом закладки фундамента новых структур Средиземноморья. Молодые города, среди которых Карфаген, Навкратис, Милет, Афины и др., к VII в. до н. э. достигают того уровня развития, при котором реально оказывают влияние на весь ход исторического развития региона. Основание Рима, по преданию относящееся к 753/4 г. до н. э., на границе Западного Метаочага и широкое строительство у этрусков в том же районе намечало новые перспективы появления высокоорганизованных структур на новых территориях. К пятому такту Рим, вступивший в стадию царского периода , оформился как единый город, поселения латинян и сабинян, разбросанные по разным холмам слились воедино (25, с.485), была проведена реформа календарной системы, в Этрурии начался постепенный процесс политической консолидации и оформления союза городов. Общий ход исторического процесса говорил о том, что ареал государственных структур во время пятого такта стремительно расширялся. Принцип государственной организации начинал действовать не только в приграничных районах Западного Метаочага (Карфаген, Рим), но и за пределами границ последнего. Об этом свидетельствует появление таких автономных структур как государство Тартесс в устье Гвадалкивира, уничтоженное в ходе карфагенской колонизации Испании в конце VII в. до н. э., Минейское государство в Южной Аравии окончившее свое существование в 650 г . до н. э., а также Хорезм и Бактрия, находящиеся к пятому такту в самой начальной стадии развития. Греки, совершившие уже в 660 г . до н. э. путешествие к Геркулесовым столбам, реально расширили средиземноморскую ойкумену VII в. до н. э. до крайних западных границ Европы и Африки.

В то же время, пятый такт отмечен рядом принципиальных изменений и весомых событий на территориях первых очагов цивилизации. Качественные изменения произошли в области военного искусства. Если ранние походы египетских фараонов и царей Вавилонии и Аккада были нечастыми и численность войска обычно не превышала 20-25 тысяч человек, то в VII в. до н. э. армии выросли количественно, качественно реорганизовались, внесли изменения в тактику ведения боевых действий, приняли на вооружение новую технику. В частности можно указать на использование всеми армиями стрел скифского образца (26, т.2, с.7). Несколько позднее родилась практика призыва в армию, вплоть до VII в. до н. э. войска были только наемными (27, с.60).

Египет, пройдя процесс распада страны, пережил вторжение эфиопов и воцарения эфиопской династии. Находясь с 674 г . до н. э. в состоянии раздробленности вся страна и особенно Дельта представляла из себя сеть мелких ливийских и египетских княжеств Египет не мог дать отпор вторгающимся войскам Ассирии и в 671 г . до н. э. был завоеван. Сокрушение былой мощи страны в военном отношении наложило отпечаток на все стороны жизни. В VII в. до н. э. многовековой культ Амона был настолько профанирован, что функции первосвященника исполняла женщина из числа жриц (4, т.2, с.251). Обеспечение пирамид, длившееся около 2000 лет, было нарушено, твердая централизация сменилась удельным правлением, ирригационная система, работы по поддержанию которой не проводились, теряла производительность. Нестабильное состояние страны приводило к бурному росту числа товарных операций, причем объектом купли и продажи все чаще становилась естественная недвижимость земля.

К середине VII в. до н. э. в Египте наступил период некоторой стабильности. Основанная в 663 г . до н. э. саиская династия на некоторое время объединила страну. К 661 г . до н. э. ассирийцы вытеснили эфиопов из Египта, вследствие чего независимость страны была восстановлена и начался процесс реставрации, приведший к усилению государства. В культурном отношении саиская эпоха стала временем относительного расцвета (28, с.179). Продолжалось развитие письменности, было выработано демотическое письмо, вслед за чем развивалась демотическая литература. К тому же времени относится последнее редактирование Книги Мертвых. Финикийцы, поддерживавшие тесные отношения с Египтом и осуществлявшие большую часть египетских морских перевозок, по приказу фараона совершили путешествие вокруг африканского материка.

В Двуречьи к пятому такту сложилась ситуация, говорящая о возвышении Ассирии. Ассирийцы подчинили своей власти всю Месопотамию, завоевали сирийские государства и т.н. сирийско-хеттские города, цепочка которых служила основой ближневосточных сухопутных торговых путей, завоевали Израиль, нанесли ряд поражений урартам, положив конец кратковременному могуществу этой страны, и планомерно осуществляли походы в Мидию. Ассирия, приближающаяся к пику своего величия, создавала первую в истории военную империю. Многовековые традиции региона и исторически сложившиеся общественно-культурные формы обусловили лояльное отношение завоевателей к местным культам и статусам отдельных городов. Войска не разрушали города, особенно оберегались храмовые и религиозные центры; цари не пытались посягнуть на привилегии религиозных и культурных структур. Напротив Ассирия всячески подчеркивала государственный патронаж исторически важных городов. Престиж Вавилонии, даже после потери ею своей независимости, был еще настолько велик, что некоторое время ассирийские владыки короновались в Вавилоне в качестве вавилонского царя (26, т.2, с.33-34).

С наступлением времени пятого такта состояние военной идиллии разрушилось. Синаххериб в 689 г . до н. э. взял штурмом Вавилон и подверг беспрецедентному разрушению, сметя до основания все основные постройки и обратив русло реки на развалины города. Учитывая тот факт, что ассирийцы не относили жителей городов к варварам (Оппенхейм), такие действия были внове. Подобное кощунство, не имевшее доселе аналогов в истории, ознаменовало начало вступления военных действий в новую фазу тотального уничтожения городов. Впоследствии этот опыт был основательно развит и подобной участи подверглись Иерусалим, Карфаген, другие города Месопотамии, Ганзак, Ургенч и пр. Стоит отметить, что традиция неприкосновенности древних городов была напрямую связана с культами городских богов. Целостность города приравнивалась к девственности покровительствующего божества (29, с.198). Преемник Синаххериба предпринял все возможное для восстановления Вавилона в 677 г . до н. э. Именно в восстановленном Вавилоне был воздвигнут последний крупный зиккурат, который связывают легенды с Вавилонской башней .

В 673 г . до н. э. начинаются восстания мидян и образование Мидийского государства в зоне гегемонии Ассирии. В 671 г . до н. э. ассирийцы завоевывают Египет и вплоть до 639 г . до н. э. даты сокрушения Элама длится период их максимального могущества.

Полвека величия Ассирии завершились к концу VII в. до н. э. полным разгромом. В 614 г . до н. э. мидянами был разрушен Ашшур, в 612 г . до н. э. союзные войска Мидии и Вавилонии опустошили Ниневию, а в 605 г . до н. э. нанесли поражение египетским войскам под Каркемишем. Ассирийская держава, стремительно пройдя все стадии развития империи-подъема, расцвета и упадка ушла в небытие.

С момента разрушения Ассирийской империи, Западный Метаочаг стал в основном определяться четырьмя странами: Лидия, Египет, Вавилония и Мидия, а также молодыми государствами средиземноморья. Из перечисленных стран Лидия была слаба в военном отношении: около 654 г . до н. э. киммерийцы, теснимые с севера скифами, захватили ее столицу Сард, сокрушив ранее фригийское государство ( 675 г . до н. э.). Греция и Рим не могли оказывать сильного влияния. Мидия представляла из себя достаточно рыхлый и неоднородный этнически и территориально конгломерат. Вавилония и Египет были истощены войнами и грабежами. Минейское государство в Аравии пало. Из государственных структур Западного Метаочага отдельно стоит начать рассмотрение Израиля и Иудеи как первого сформировавшегося переходного звена. Ниже будет развита теория переходных звеньев и их связей с каждым из Метаочагов, а также роль подобных структур в общем потоке исторического процесса. Время пятого такта отмечено появлением первого из подобных образований и на события в Палестине в VII в. до н. э. стоит обратить особое внимание.

Вторжение семитских племен в Палестину, начавшееся в XIV в. до н. э. (4-й такт) привело к созданию здесь государственной структуры и оригинальной религиозной системы. После очередного разрушения в 722 г . до н. э., Израиль восстановился и при Иосии (639-609) провел комплексные реформы. Введение нового законодательства Второзакония в 622 г . до н. э. ознаменовало окончательное формирование не только государственного организма, но и религиозного монотеистического культа, что в свою очередь вызвало к жизни широкое движение пророков (Иезекииль и др.) и развитие мистики. Государственное и религиозное оформление свидетельствовало о зрелости Палестинского переходного звена, история которого, по сути, лишь начиналась. Последовавшие разгромы Иерусалима в 597 и 586 гг. до н. э. и завоевания этой территории персами не прервали поступательного развития переходного звена и констатация в связи с варварским уничтожением Иерусалима некоторыми исследователями (в частности Брэстедом) конца существования самой иудейской нации лишены оснований.

Масштабы процессов, происходящих в самом сердце Западного Метаочага, не могли не оказать влияния на молодых преемников древних цивилизаций. VII в. до н. э. отмечен ростом активности греческих городов. В 658-623 гг. до н. э. Коринф существовал под тиранией Кипсела. В Афинах, известных как укрепленный лагерь с XIV в. до н. э., после попытки Килона захватить власть, в 621 г . до н. э. произошло оформление Драконтовых законов, ставших впоследствии основой реформ Солона. Развитие самостоятельной культурно-философской древнегреческой мысли начиналось с заимствования египетских и халдейских разработок в области как науки, так и теологии. С VII в. до н. э. в Вавилонии началось примененние математических методов к астрономии. Систематические записи придворных звездочетов, на основании которых с 605 г . до н. э. в Двуречьи стало возможным возникновение канона звездного неба с регулярной фиксацией новолуний, а также значительно более ранние достижения в геометрии и математике, опробованная система измерения промежутков времени и календарная система не могли не стать достоянием молодых, стремительно развивающихся обществ. Своеобразным мостом по передаче информации и опыта, соединившим Балканский п-ов с Передней Азией, стал Милет, крупный город в западной, прибрежной части Лидии, важный торговый центр в масштабах западных сатрапий Мидийской державы. Именно в нем с конца VII в. до н. э. Фалес Милетский, один из легендарных греческих мудрецов, заложил основы будущей милетской философской школы, именно там, вместе с Фалесом, родилась наука, которая, в отличие от вавилонской, являвшейся по сути лишь скрупулезной констатацией явлений, пыталась не только наблюдать, но и объяснять сущность природных феноменов (30, с.578-579).

В Индии, где продвижение крупномасштабного земледелия из долины Инда вглубь долины Ганга было практически завершено к 700 г . до н. э. (16, с.61), подвижность населения как следствие освоения новых площадей сменяется состоянием относительной стабильности и сосуществованием ряда мелких государств (26, т.2, с.476). Кодификация текстов Ригведы и оформление самхит завершались, начинался процесс составления брахман и упанишад (31, т.1, с.42). Жизнь и деятельность некоторых риши, упоминаемых в ведической литературе как создателей упанишад, исследователи склонны относить к периоду 670-580 гг. до н. э., хотя подобная датировка весьма приблизительна. В то же время конец времени пятого такта стал началом развития в Индии противостоящих брахманизму идей и деятельности т.н. еретических учителей и проповедников шраманов (32, а, с.62-67), которые в свою очередь явились предтечами буддизма и движения джайнов. К тому же периоду следует отнести возникновение языка брахми, имеющего в своей структуре отдельные аналогии с ивритом, а также политическое оживление государства Магадха, которое, осуществляя широкую экспансию, стремилось к созданию некоего подобия первой всеиндийской империи.

История Китая пятого такта также не изобилует большим количеством фактического материала. Рубеж 771-770 гг. до н. э., трактуемый как конец Западного и начало Восточного Чжоу, отмечен волнениями в различных царствах, локальными реформами в царстве Ци и приходом периода китайской истории, носящего название Весна и осень , реальное начало которого относят к 722 г . до н. э. Огромное количество уделов и низведение положения государей до положения князей ванов нанесло удар по престижу самой императорской власти. Номинальное правление императора, не имеющее должной военной и экономической поддержки, вызывало индифферентное отношение местных правителей к восшествию на престол того или иного кандидата. Пиком подобного отношения к верховному правителю стал 676 г . до н. э., отмеченный восшествием на престол очередного вана. Господство в Китае пяти крупных царств Ци, Чу, Цинь, Цзинь, Сун и множества более мелких сопровождалось постоянными междоусобицами, грабежами, набегами, захватами соседских земель, временно приостанавливаемыми недолговечными замирениями, происходившими на встречах князей или их послов. Частота созыва подобных сеймов 678, 644, 639, 631 гг. до н. э. (22, с.92-103) свидетельствует и о частоте нарушения взаимных договоров. Приход к власти очередной династии Мин в 661 г . до н. э. не изменил общей ситуации в стране. С VII в. до н. э. царство Чу постоянно провоцировало военные конфронтации и открытые вооруженные конфликты со всеми чжоускими удельными царствами (33, с.149), являясь едва ли не основным возмутителем спокойствия и претендентом на фактическую гегемонию в Китае. Этнографическое слияние народов и племен Поднебесной происходило медленно, территориальные и исторические различия мешали созданию прочной централизованной административной структуры. Население западных территорий вело жизнь, достаточно обособленную от жизни центра. Тем не менее, развитие наук в Китае, носящее характер явно выраженной автономии исключающей прямое заимствование, отмечено рядом конкретных достижений. Среди них создание первых карт земли, появление астрономических приборов, начало регистрации метеорных дождей с 687 г . до н. э. и появлений кометы Галлея с 611 г . до н. э. (34, с.117). Культурно-философская среда породила движение легистов, оформились различные школы, среди которых Бин, Мин и др., заканчивалось оформление основного текста Шу-цзин .

Нарастание плотности событий по мере развития исторических структур является бесспорным фактом исторического прогресса. Изменения, имевшие место во времена пятого такта, превосходящие по масштабу предыдущие явления жизни цивилизаций, обусловили не только новые формы государственной организации, но и плеяду личностей, которым было суждено внести в историю вклад, глобальность которого трудно переоценить. Своеобразное эхо пятого такта стало периодом развития новой системы мышления и началом не только анализа происходящих в мире процессов, но и синтеза философско-социологических, политических, религиозных систем. Опыт создания имперских образований, налаживание транснациональных связей, все более точное определение человечеством своего положения во времени и пространстве выдвигали на первый план новые требования. Вступало в свои права время исторических личностей реформаторов и революционеров.

Органически связанной с более древними воззрениями Фалеса Милетского, но уже систематически применявшей гипотезы и дедуктивные доказательства, стала новая греческая философия (35, с.7), началом которой по праву считается Пифагор, родившийся около 570 г . до н. э. Конец VII в. до н. э. отмечен деятельностью Заратустры и кодификацией текстов Авесты, после чего мидийская форма зороастризма стала религией Ирана. Центром жречества становится восточная столица Мидии Рага. Входящее в силу новое вероучение стремилось избавиться от соперничества в лице представителей местных религиозных культов. Естественным стало совершение переворота Гауматой в 522 г . до н. э. после кровавой расправы с мидийскими магами. Конец VII начало VI в. до н. э. стало временем появления Будды и Вардхамана, в 604 г . до н. э. родился Лао-цзы, 551 г . до н. э. считается традиционной датой рождения Конфуция.

Период истории между временами пятого и шестого такта, начавшийся выходом на историческую сцену множества оригинальных личностей, а также стремительное нарастание количества событий в единицу исторического времени, возрастающая конкретность свидетельств, увеличение числа и объема источников информации, большая точность дат происходивших событий дали основания рассматривать его как некое осевое время в истории человеческой цивилизации, феномен в общем потоке развития, своеобразную точку отсчета или центр координат многовековых систем исторического отсчета. Введение Ясперсом понятия осевое время с последующей схематикой мировой истории, базирующееся на ряде доводов стоит проанализировать исходя из соответствия базисной информации реальному положению вещей. Неточности заметны в утверждении о наличии у всех древних культур ирригации и регулирования этой системы. Однако анализ культуры долины Инда и культуры долины Хуанхэ не дает сведений о системном искусственном орошении. Если регулирование вод Нила и ирригация в Месопотамии были источником абсолютной власти царя , его доходы зависели от строительства каналов и городов вдоль каналов , то в Северном Китае непостоянство погоды имеет большее значение, чем ирригационная система (36, с.120-121). Отмечая в осевое время рост влияния писцов в качестве духовной аристократии (37, с.71), историк не учитывает тот факт, что, несмотря на наличие пиктографии у культуры Хараппы, письменные источники по истории Индии отсутствовали тысячелетиями. Период времени от падения культуры Хараппы до VI в. до н. э. занят т.н. ведийской ночью , не оставившей практически никаких исторических сообщений и вех (19, с.441), а ранняя достоверная хронология Индии обусловлена лишь датами Ашоки (10, с.77). Длительность периода, именуемого осью мировой истории , сравним с длительностью истории отдельных первичных государственных структур (около 1/2 истории культуры Хараппы), что вносит сомнение в его функции как оси . Указание же на то, что рассматриваемое время характеризуется исчезновением великих культур древности (37, с.37) не выдерживает критики по причине неразрывности истории Китая. Главное время всех времен и народов, до которого цивилизация мыслится дремлющей и непробудившейся, а после лишенной прежней полноты исконной и подлинной смысловой общности , уникальность которого основывается в большинстве доводов на техническом уровне развития и организации, слабо вписывается даже в общедиалектическую систему исторического процесса.

Нарастание интенсивности исторического движения, особенно заметное в области времени пятого такта, есть факт. Структурные изменения в масштабе Метаочагов, проявившиеся к следующему шестому такту уходят корнями в такт предыдущий. Эхо пятого такта стало лишь началом той лавины событий, которую еще предстоит рассмотреть и проанализировать при дальнейшем повествовании.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история
Список тегов:
ассирия вавилон 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.