Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Шильман М. Такты историиОГЛАВЛЕНИЕОбщие закономерностиУ каждого существования выше определенного ранга имеются свои особые точки; чем выше ранг, тем их больше. Дж. Максвелл Сам факт появления на планете разумных форм, обладающих в отличие от форм предыдущих определенной свободой воли, наложил отпечаток на все процессы, находящиеся в зоне досягаемости разума. Именно с момента появления сознательных действий появляется понятие истории, носящей печать сознательного, рационального или иррационального действия высокоорганизованных организмов, приводящее к конкретным результатам и к отчасти определимым последствиям, отличное от понятия общей истории естественного мира. Целый ряд факторов различного характера, оказывавший влияние на организацию первоначальных человеческих сообществ, сыграл свою роль и привел к принципиальному структурному изменению к появлению первых государственных систем, достаточно компактных с точки зрения общего географического пространства. Подобные системы или цивилизации, именуемые дальше очагами цивилизаций, появились в определенном временном и пространственном порядке, что не может не навести на мысль о возможности существования некоего алгоритма их появления. Без сомнения, строжайший принцип подобный безапелляционному закону, лежащий в основе появления очагов, даже если таковой, в самом деле, существует, вряд ли может быть оформлен в абсолютно гармоничную теорию без изъянов. Исчерпывающий и единственно правильный ответ, по-видимому, просто невозможен и максимальным приближением к сути подобной проблемы может быть лишь анализ закономерностей общего характера, скорее внешних, являющимися лишь отголоском действия планетарного алгоритма, его заметными следами на различных планах существования цивилизаций. Своеобразные точки кристаллизации древних культур положили начало процессу зарождения собственно очагов, уплотнению в пространстве, реализации в плане более высокой степени структурной организации, обусловив тем самым в дальнейшем рост четырех первичных исторических структур кристаллов цивилизаций. Существующие закономерности зарождения очагов, свидетельствующие об отнюдь не случайных местах их расположения и последовательности появления этих исторических систем, могут быть рассмотрены в определенной системе, учитывающей несколько типичных для каждого из очагов условий. 1. Опора на ресурсы рекРеки как естественная система снабжения пресной водой, необходимой для развития земледелия и как источник пищи (рыболовство) использовались человеком во все времена. Бассейн большой реки мог прокормить достаточно большую популяцию, не требуя изначально приложения экстраординарных усилий. Ирригационные работы могли значительно повысить возможности по сбору урожаев. Так или иначе, но все четыре очага цивилизаций с момента своего появления были привязаны к рекам: Египет опирался на Нил, Двуречье на Тигр и Евфрат, Индия на Инд (позже и на Ганг), Китай на Хуанхэ (позже и на Янцзы). Стоит рассмотреть и принципиально важный нюанс: место появления очага цивилизации, определенный отрезок русла реки и связанная с ним равнина отнюдь не случайны, а подчиняются общему правилу. Все четыре очага базировались в областях минимального годового стока соответствующих рек, который на сегодняшний день составляет менее 50 мм слоя. Данная закономерность отвечает на вопрос о том, почему Индийский и Китайский очаги цивилизаций не поя вились в бассейнах Ганга и Янцзы, а лишь при последующем развитии освоили эти плодородные земли. Годовой сток в миллиметрах слоя для Ганга 600-1500, для Янцзы 200-1500. Освоение этих рек стало возможным лишь позднее с разви тием технических возможностей человека. 2. ТектоникаВсе четыре очага с момента своего появления располагались в зонах наиболее древних тектонических образований, наиболее стабильных, устойчивых, менее всего подверженных процессам молодого горообразования. За исключением Индийского очага, расположенного на самой границе Индийской платформы в зоне древнейшей байкальской складчатости, все остальные цивилизации обосновались на соответствующих платформах: Египет и Двуречье на Африкано-аравийской, Китай на Китайско-корейской (Северно-Китайской). Более того, рассматривая дальнейший территориальный рост цивилизаций, заметен тот факт, что на протяжении долгого времени он происходил в пределах своих платформ. Расширение территории Египта преимущественно по течению Нила происходило на базе все той же Африкано-аравийской платформы. Аналогичная картина наблюдается и в Двуречьи, где границы платформы проходили в районе политической границы с Эламом, совпадая с районом верховий Тигра и Евфрата (впоследствии район политических границ с хеттами, Урарту, Мидией и т.д.). Индийский очаг, ориентированный в своем раннем развитии почти строго на восток, по течению Ганга, в конечном счете, расположился на Индийской платформе, вплотную к ее северной и западной границам. Китай, начавший свое развитие на базе Северно-Китайской, в дальнейшем базировался также и на Южно Китайской платформе. 3. Пояс жизниОтчетливо выраженная широтная зональность природных явлений относится к одной из основных особенностей земной поверхности. Подобной особенности не избегают и очаги цивилизаций при выборе места зарождения. Все четыре очага расположены в узкой полосе, своего рода поясе жизни , ограниченной 40-м и 25-м градусами северной широты. Перечисляя основные географические и исторические пункты, получаем следующее широтное расположение:
Египет: дельта Нила-31 , Мемфис-29 , Фаюм-28 , Луксор-26 . Двуречье: дельта Тигра и Евфрата-31 , Вавилон-32 . Индия: культура Хараппы-30 , дельта Ганга-26 . Китай: государство Инь-36 или по другим данным -33 -38 .
О возникновении очагов цивилизаций в полосе между приблизительно 40-м и 20-м градусами северной широты упоминалось неоднократно и ранее. Отмечается повышенная плотность населения этой области с древнейших времен (до возникновения государственных структур) и относительная (историко-географическая) узость означенной полосы субтропических широт (Фигуровский, с.423-424). Л. И. Мечников приводит общие выкладки Адольфа д Ассье относительно полосы жизни между 40-м градусом северной широты и тропиком Рака (23 27'), сводящееся к мнению о том, что цивилизации появились в областях, защищенных от действия оледенения (Мечников, с.112) Аналогичное мнение можно найти и в более поздних исторических обзорах. О древнейших цивилизациях говорится, что все они расположены в северных субтропиках, где не было ледникового периода (Чанышев, с.153). Относительно местонахождения границ рассматриваемой зоны можно сделать несколько замечаний. Во-первых, даже область нахождения самого южного Индийского времен культуры Хараппы-очага не простиралась южнее дельты Инда, то есть 25-го градуса северной широты. Переход этой границы относится отнюдь не к временам возникновения, а к периоду значительно более позднего роста и территориального расширения очага. С географической и климатической точки зрения жизнь в более низких широтах была сопряжена с чрезмерными трудностями для человека, недостаточно оснащенного технически. На примере древнего Китая, где юг считался местом ссылки, заменяющей казнь, можно рассматривать приближение к экватору как фактор, исключающий возможность древнейших форм ведения хозяйства. Если же учесть рассматривавшуюся выше связь очагов цивилизаций и низменностей в долинах рек, то стоит обратить внимание на мнение исследователей считавших, что в южных странах между 30-м и 20-м градусами широты низменные места не принимались в расчет как территории, пригодные для жизни ввиду высоких летних температур. Таким образом, сакральность южной границы, определяемой тропиком Рака, перестает быть актуальной. Во-вторых, зависимость северной границы полосы жизни от границы оледенения кажется чересчур надуманной. Самый северный китайский очаг с момента появления не выходил за границу 38-го градуса и лишь впоследствии слегка продвинулся на север до 40-го градуса северной широты. Максимальное же продвижение самого мощного рисского оледенения зафиксировано на территории Русской равнины отметкой 48 40' (БСЭ, т.14, с.576). На других территориях (например в Западной Европе) подобная граница располагалась значительно северней. 4. Возможность контактаВ начальных фазах своего развития очаги зарождающихся цивилизаций не имели возможности осуществлять непосредственные контакты друг с другом. Египет и Двуречье были разделены пустынным Синаем, Сирийской пустыней и пустыней Нефуд; Двуречье и долина Инда Большой соляной пустыней, массивом Иранского нагорья и Сулеймановыми горами; долина Инда и Китай Гималаями и массивом Тибетского нагорья. Совокупность расстояний и ландшафтов, играющих роль естественных границ, по всей видимости, предохраняли одну цивилизацию от другой, исключая возможность их взаимного уничтожения в самом зародыше. Отсутствие контактов между очагами продолжалось сравнительно недолго, но дало возможность каждому из них сформироваться в специфическую систему и развиться до государственной структуры. Стройность и лаконичность системы расположения, взаимодействия и развития очагов цивилизаций по мере течения исторического времени затушевывается различными особенностями, нюансами, специфичностью каждого из очагов, растущими флуктуационными возмущениями внутреннего и внешнего плана. Заметный в начальной фазе градиент появления принципиально новых структур, направленный с Запада на Восток (последовательность организации очагов: Египет Двуречье Индия Китай), теряет со временем свою весомость. Глубинные импульсы, формирующие общее течение происходящего, по мере роста возможностей человека теряют свою первоначальную рельефность и становятся все более соизмеримыми с возможностями цивилизаций. Несмотря на то, что в начальный период исторического развития человек и природа были достаточно жестко взаимосвязаны, а проникновение цивилизации в природу и природы в цивилизацию было соразмерным, свобода человеческой деятельности была определена рядом факторов. Наряду с факторами, значимость которых уменьшалась в ходе развития человечества сообразно увеличению возможностей технического и информационного характера, вневременные факторы общего порядка сохраняли и сохраняют свою актуальность на всем протяжении исторического континуума. Как субъект истории человек не может быть в полной степени свободен по причине участия в функционировании общественных макросистем, влекущего за собой подчинение законам обширных популяций. С другой стороны приписывать высокую степень свободы существу, функционирование которого определяется условиями времени также невозможно. Тем не менее, общий ход исторического развития, свидетельствующий о возрастании мощности воздействия человека на окружающую его область мироздания, приводит к некоему паритету между потенциалом целенаправленных, волевых действий и отклонениями естественного характера, при котором каждая из сторон является залогом динамической неустойчивости атакуемой структуры. Суммарный результат таких воздействий есть повышение вероятности изменения тактики развития исторических систем и конгломератов. Нюансы и частности как форма случайности разбавляют детерминизм, базирующийся на общем алгоритме движения. Смесь необходимости и случайности составляет, по сути, историю системы цивилизации. История обретает прошлое т.е. начинает изобиловать событиями, несущими признаки или метки предыдущих воздействий. События, не настолько разделенные по регионам и государствам, чтобы между ними не существовали многочисленные связи, помимо конкретизации процессов во времени создают общий фон, анализ особенностей которого помогает точнее считывать каждый отдельный факт. Можно также сказать, что картина бытия создается в рамках истории кистью, на конце которой человеческое общество, вооруженное собственной кистью. Самые древние движения истории практически полностью описываются движением большой кисти. Все более искусное владение малой кистью неминуемо вносит свои коррективы. В результате движение становится все сложнее и действие базисного алгоритма может быть настолько скрадено, что на поверхности человеческого существования почти не остается следа его действия. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история |
|