Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (2)
Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима
История Древней Греции
Глава 6. Отношения Греции и Македонии в IV в. до Р. Х.
Походы Александра Македонского (336–323)
1. – Географические условия Македонии. 2. – Военная реформа Филиппа II. 3. – Священная война (355–346). 4. – Отношения Филиппа и греческих полисов (338–336). 5. – Восшествие Александра на престол. 6. – Первый этап Восточного похода (334–331). 7. – Второй этап похода (331–329). 8. – Третий (329–327) и четвертый (327–324) этапы похода. 9. – Создание великой державы.
1. Географические условия Македонии. Македония — страна к северу от Фессалии и к западу от Фракии, делившаяся на две части: Верхнюю и Нижнюю . Верхняя представляла собой обширную труднодоступную область, горную и лесистую, где жила основная масса населения. Нижняя являлась небольшой равниной близ Эгейского моря. Климат в Македонии был более суровый, чем в Греции, и на горных хребтах снег никогда не таял. Знаменитая гора Олимп, чертог небожителей, располагалась именно здесь, на границе с Фессалией.
Среди населения были развиты скотоводство и лесные промыслы. Этническая принадлежность македонцев была не вполне ясна, поскольку они составляли синкретическую общность из иллирийцев, фракийцев и греков. В своем культурном развитии жители северной части страны значительно отставали от населения сильно эллинизированных прибрежных областей. По мере удаления от Эллады меньшим становилось и греческое влияние.
2. Военная реформа Филиппа II. К концу V в. до Р. Х. Македония была слабо централизована, и в вопросе царского престолонаследия большую роль играла армия. В первой половине IV в. началось постепенное усиление государства, приведшее к установлению тесных отношений со слабеющей Грецией: Македония заключала договоры с отдельными полисами, пользуясь их междоусобными раздорами. Как мощная и централизованная держава она оформилась при Филиппе II ( 359–336 ), хорошо знакомом с Грецией, поскольку в юности он три года в качестве заложника прожил в Фивах.
Новый царь провел военную реформу. Комплектование армии стало производиться по территориальному принципу; широко начала применяться осадная техника, но главное тактическое нововведение состояло в концентрации сил по направлению основного удара — появилась легендарная македонская фаланга , представлявшая собой прямоугольник в глубину до 24 рядов, выстроенный из воинов, вооруженных мечами и прямоугольными щитами. Гоплиты первых шести шеренг несли копья ( сариссы ) разной длины, самые длинные достигали шести метров. Поставленные таким образом солдаты являлись страшной ударной силой. Вплоть до I в. до Р. Х. прорвать строй македонцев считалось невозможным, хотя у фаланги были уязвимые места, поскольку она была практически беззащитна без дополнительного прикрытия конницей с флангов.
3. Священная война (355–346). Отсталая в культурном и социально-экономическом отношениях Македония была отныне сильна своей военной организацией, и после покорения ею соседней Фракии столкновение с Грецией стало делом недалекого будущего, для чего возник и удачный повод. В Греции вспыхнула Священная война ( 355–346 ). Фокидяне захватили сокровища, принадлежавшие общегреческой святыне, Дельфам, и наняли на эти деньги солдат, то есть совершили одновременно и святотатство и кощунство. В IV в. уже нашлись греки, не считавшие зазорным получать жалование из украденных храмовых денег. Фокиду поддержали Спарта и Афины, боявшиеся усиления Беотийского союза. Им противостояли Фивы и Фессалия. Война велась с переменным успехом, но в 352 г. в нее вмешался Филипп, примкнувший к защитникам общегреческой святыни. Формально отвергнуть его поддержку греки не могли, так как вмешательство Македонии было логичным и в какой-то степени правомерным. Филипп быстро одержал победу над фокидянами, а вскоре и вся Фессалия оказалась в его руках.
Тем временем в Афинах оформились две группировки: про- и антимакедонская. Во главе промакедонски настроенных граждан стоял видный оратор Исократ . Он преподавал риторику, составлял панегирики, отличавшиеся изысканным высокопарным стилем, и прославился как основатель торжественного красноречия, хотя сам обладал слабым голосом и публично не выступал. Исократ призывал Филиппа осуществить в Греции военную гегемонию, а затем совершить поход на Персию. Он выражал интересы афинян, ориентированных на особую связь с Македонией: крупных собственников и правящей элиты. Им противостояла антимакедонская коалиция, мнение которой наиболее ярко высказал крупнейший оратор Демосфен . От человека, выступавшего публично, требовались ясность построения речи, четкость в изложении, особая жестикуляция и правильное дыхание. Ничем этим Демосфен с детства не отличался, поскольку был хилым и косноязычным и у него дергалось плечо. Тем не менее юноша путем долгих тренировок смог достичь необычайных высот в ораторском искусстве: набирал в рот камни и учился четко произносить слова; выступал перед бушующем морем, взбираясь на скалу; подвешивал к потолку меч острием вниз и плечо, когда дергалось, резалось о лезвие; обрил себе половину головы, чтобы не показываться на людях и заниматься в уединении. Демосфен обращался к грекам с так называемыми «филиппиками» (это название станет нарицательным для обозначения пламенных страстных речей), направленными против Филиппа, который, в свою очередь, с большим интересом и удовольствием их перечитывал, потому что умел ценить литературные таланты. Демосфен отражал интересы патриотически настроенных граждан, хотя у антимакедонцев были и экономические интересы, поскольку гегемония Македонии означала перекрытие черноморских проливов для греческой торговли, тогда как отвоевание суверенитета позволяло сохранить связи с причерноморскими городами.
Впрочем, политика Демосфена была обречена из-за его ориентации на афинскую демократию как идеальный государственный строй, что в конце IV в. уже не могло помочь грекам, поскольку афинская демократия переживала глубокий кризис. Это нашло выражение в развале системы народного ополчения, в изменении гражданского мировоззрения людей, которые при отсутствии в казне денег на необходимые государственные нужды (например, строительство флота) требовали средств на проведение масштабных зрелищ; процветали политические доносы, а на ответственные должности избирались главным образом лица, способные понести крупные финансовые издержки. Впрочем, искаженная и ущербная, демократия продолжала существовать вплоть до римского времени. Обновление общества за счет возврата к старому и возрождения прежних традиций — тоже признак идеологического кризиса. В этом смысле Демосфен был последним одиноким романтиком.
Обе партии обвиняли друг друга в измене родине, поскольку промакедонская группировка получала деньги от македонцев, а антимакедонская — от персов. Борьба в конечном счете завершилась победой промакедонской партии.
Священная война кончилась в 346 г. Между Филиппом и греческими государствами было заключено соглашение ( Филократов мир ): Македония вошла в Дельфийский союз ( амфиктионию ), защищавший святилище Аполлона, заняв место побежденных фокидян. Таким образом юридически фиксировались завоевания Филиппа в Северной и его проникновение в Среднюю Грецию.
4. Отношения Филиппа и греческих полисов (338–336). Решающее сражение между окончательно сложившейся к тому времени антимакедонской коалицией и Филиппом произошло в 338 г. при Херонее (местечко в Беотии), в Средней Греции, когда царь нанес сокрушительное поражение греческим городам. Отныне была похоронена политическая независимость греков, а Греция существовала лишь в составе других держав. Эта битва стала последним символом греческого патриотизма, когда недавние враги, фиванцы и афиняне, примирились и вместе выступили против общего врага. «Священному отряду» павших на поле боя фиванцев, как некогда спартанцам при Фермопилах, был воздвигнут памятник в виде каменного льва. После битвы Филипп отправил одному из спартанских аристократов хвастливое письмо, в котором возвеличивал свои победы. Спартанец с присущей ему лаконичностью ответил: «Оглянись, Филипп, и ты увидишь, что твоя тень не стала больше после этой победы».
Афиняне ожидали кровавой расправы и готовились к жестокой осаде, но Филипп, учитывая авторитет, которым пользовались Афины, выдвинул сравнительно легкие условия: афиняне уступали полисы на Халкидике и контроль над черноморскими проливами (современные Босфор и Дарданеллы), формально сохраняя независимость, в знак чего Филипп возвратил пленных и тела погибших. Затем он вступил на территорию Пелопоннеса и ограничил владения Спарты, окончательно сузив их до размеров Лаконской долины.
В 337 г. Филипп созвал представителей греческих полисов на Коринфский конгресс, в котором не участвовала только Спарта. Под эгидой Филиппа в Коринфе учреждался общеэллинский союз, провозглашался суверенитет каждого греческого города и фиксировалось прекращение междоусобных войн. Управление союзом формально осуществляли представители полисов, собиравшиеся в Коринфе. Общегреческую же внешнюю политику осуществлял Филипп, который от имени Греции и Македонии объявил священную войну Персии якобы в отмщение за урон, понесенный греками во время греко-персидских войн. На самом деле поход являлся продолжением его экспансионистской политики. Под этим же предлогом справедливой мести прошло и начало восточного похода молодого Александра. Филипп запретил грекам наниматься в армии, враждебные Македонии и Греции. Его решение было направлено против греческих наемников, служивших в персидской армии.
5. Восшествие на престол Александра. В 336 г. Филипп был неожиданно убит на свадебном пиру своей дочери одним из телохранителей. Убийцу подослали или персы, знавшие о готовившемся походе, или македонские аристократы, недовольные его политикой. Во главе государства стал сын Филиппа двадцатилетний Александр ( 336–323 ).
Смерть Филиппа оттянула Восточный поход на два года, но Персия не использовала выгодным образом отсрочку, поскольку постепенно разлагалась изнутри и не могла оказать сопротивление Македонии. Кроме того, она представляла собой многонациональную державу, и сепаратистские тенденции, облегчившие путь Александра на Восток, были сильны во многих ее областях.
С Александром связано множество историй и легенд. Уже его рождение сопровождалось чудесными знамениями. Учителем Александра стал сам Аристотель , специально вызванный ко двору Филиппа. В награду за обучение сына Филипп восстановил им же разрушенный родной город философа на Халкидике — Стагиру . Благодаря Аристотелю любовь к греческой культуре, литературе и философии сохранялась у Александра до самой смерти: он, например, всюду возил с собой «Илиаду», убирая ее вместе с кинжалом в шкатулку.
Перед походом царь посетил известного философа Диогена , который в тот момент лежал на солнце и отдыхал. Александр спросил, не желает ли чего-нибудь Диоген, на что тот ответил: «Отойди и не загораживай мне солнце». Когда же сопровождавшие Александра стали насмехаться над мудрецом, он одернул их, сказав: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».
Желая получить добрые предзнаменования перед экспедицией, царь отправился в дельфийское святилище, но попал туда в момент, не благоприятный для предсказаний, как сказала встретившая его жрица. Александр, не умевший отступать, настаивал и чуть ли не силой повлек пифию из храма, чтобы та дала предсказание. Тогда, уступая настоятельным просьбам, жрица воскликнула: «Ты непобедим, сын мой». Александр ответил, что этих слов ему вполне достаточно, и ушел.
Уже непосредственно перед самым началом похода на статуе Орфея в Македонии появился пот. Некоторые сочли этот факт неблагоприятным знаком, но по словам других, Александр как великий полководец заставит потеть и трудиться многих писателей, которые воспоют его подвиги. Так и вышло.
6. Первый этап Восточного похода (334–331). Весной 334 г. Александр с крохотным для покорения мира войском (35 тыс.) переправился через Геллеспонт и встретился у реки Граник в первом сражении с войском персидского царя Дария III, одержав над ним победу. Сам Дарий в сражении не участвовал: на его стороне выступили греческие наемники. Александр воспользовался отсутствием централизации в персидской армии и тем, что малоазийские греческие города (Эфес, Милет) с нетерпением ожидали его как освободителя. Александр восстановил их независимость и демократическое устройство. Будучи тонким политиком, царь и в негреческих областях сохранял местное самоуправление, лишь ставя его под контроль македонцев; не повышал налогов, уважал обычаи и традиции завоеванного населения. Такая политика снискала ему большую популярность.
Александр прошел через Малую Азию и попал во фригийский город Гордий, где на одной из колесниц был завязан так называемый «гордиев узел», развязать который было суждено только властителю Азии. Александр его разрубил.
Во второй раз царь встретился с персами у города Исс в 333 г., в горной узкой долине в северной Сирии, где войско Дария не смогло развернуться, и Александр нанес ему сокрушительное поражение, захватив царский обоз с женой, матерью и детьми Дария, успевшего бежать в одиночестве. С пленниками победитель обошелся по-царски, окружив их почетом. После Исса все сирийские и финикийские города перешли на сторону Александра, который долгое время осаждал лишь считавшийся неприступным Тир, и взял его, насыпав дамбу от материка к городу, расположенному на островном укреплении и подкатив к стенам невиданные дотоле осадные башни высотой более пятидесяти метров.
Цель похода (месть за греко-персидские войны) была достигнута, и македонские аристократы отговаривали Александра идти дальше, предлагая принять условия мира Дария. Но царь настаивал на продолжении похода и в 332 г. вступил в Египет, где его вновь встретили как освободителя от персов. Он основал Александрию , позднее сыгравшую большую роль в истории эллинистического мира, и совершил паломничество к храму Амона, к западу от Египта, где жрец признал его сыном бога и фараоном, после чего Александр ввел обожествление своей особы — самообожествление станет идеологической опорой эллинистических правителей. Греки в Балканской Греции равнодушно восприняли весть об обожествлении Александра: «Если Александр хочет быть богом, пусть им будет». А Демосфен не без ехидства предложил его сделать сыном Посейдона или Зевса.
7. Второй этап похода (331–329). Из Египта Александр направился на северо-восток, к северной Месопотамии, где в третий раз встретился с Дарием III у местечка Гавгамелы, или Арбелы ( 331 ). Дарий применил колесницы, к осям которых были прикреплены серпы, надеясь не только прорвать, но и устрашить войско Александра. Дисциплинированные македонцы расступились и пропустили мчавшиеся колесницы сквозь ряды. После поражения Дарий бежал дальше на Восток, и Александр, двигаясь за ним, вступил в Вавилон ( 331 ), а затем — в столицу Персии Персеполь ( 330 ), где впервые столкнулся с ожесточенным сопротивлением, представ перед населением не как освободитель, а захватчик. Взяв город, он отправился на северо-запад, в сторону Мидии , и захватил ее столицу Экбатаны ( 330 ), преследуя Дария, который в конце концов погиб от руки одного из сатрапов. Тело Дария передали Александру, и тот устроил пышные похороны своему недавнему врагу. Изначальная идея похода — месть персам — окончательно исчерпала себя, и Александр уже рассматривал себя в качестве преемника Дария, верховного правителя Персии и мстителя за его смерть, в знак чего предатель сатрап был казнен.
Среди македонской знати, считавшей себя ущемленной в правах по отношению к покоренной восточной аристократии, возник заговор. Он был быстро подавлен, тем не менее в дальнейшем Александр стал более ориентироваться на местную знать как на опору собственной власти. Царь направился дальше, занимая прикаспийские области и Парфию .
8. Третий (329–327) и четвертый (327–324) этапы похода. Войско перешло через горный хребет Гиндукуш и вступило в Среднюю Азию, на территорию современного Узбекистана: области древней Согдианы и Бактрии (покорены к 328 г.). Александр заключил династический брак с дочерью бактрийского царя Роксаной.
В 327 г. начался заключительный этап похода. Александр вторгся в Пенджаб , на северо-западе Индии, и перешел реку Инд. Македонцы в открытом бою впервые столкнулись с боевыми слонами, но тем не менее одержали победу над местным царем Пором . Формально Александр его победил и заключил мир, но он дался дорогой ценой. Великий завоеватель призвал воинов идти дальше на Восток: ему казалось, что войско быстро пересечет Индию, выйдя к мировому океану, и вся ойкумена, по представлениям античного человека, окажется под властью Македонии. Однако столь блестящие головокружительные планы не будоражили утомленное войско: в его среде возникло недовольство царем, и воины заставили Александра повернуть назад. Перед отступлением он основал несколько форпостов, в частности, город Буцефалию , в честь любимого погибшего коня.
Армия направилась на юг, к Индийскому океану, и двумя отрядами вернулась в Вавилон: один — по суше, другой — по морю. Поход завершился к 324 г.
9. Создание великой державы. В результате Восточного похода возникла огромная держава, удержать которую силами одних македонцев оказалось невозможным, поэтому Александр, отдавая предпочтение соплеменникам, не чуждался сотрудничества с варварами и привлекал к управлению областями местную аристократию. Он стремился соединить воедино восточную и греко-македонскую культуру, и однажды в Сузах устроил свадьбу десяти тысяч своих воинов с местными женщинами. Опорными пунктами для распространения греческого влияния в завоеванных областях становились вновь основанные города со смешанным местным и греко-македонским населением: высшие должности царь предоставлял и македонцам, и местной знати.
Александр централизовал выпуск золотой и серебряной монеты, теперь чеканившейся в больших количествах по образцу афинской монетной системы. Произошло глобальное перераспределение материальных ценностей: сокровища, находившиеся во владении восточных правителей и покоившиеся на Востоке мертвым грузом, были пущены в активный торговый оборот.
Александр, используя наследие восточной и греко-македонской традиций, обожествил себя и перенес столицу державы в Вавилон. Греция же превратилась в периферию политической жизни и, оставаясь источником культурного и частью религиозного воздействия на эллинистический мир, окончательно прекратила свое существование как политический центр Средиземноморья.
Комментарии (2) Обратно в раздел история
|
|