Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (2) Постернак А. История Древней Греции и Древнего РимаОГЛАВЛЕНИЕИстория Древней ГрецииГлава 2. «Темные века» (XI–IX вв. до Р. Х.)1. – Троянская война. 2. – Скитания Одиссея. 3. – Генрих Шлиман и его открытия. 4. – «Гомеровский вопрос». 5. – Греческие племена и их диалекты. 6. – Общая характеристика периода. 7. – Гомеровское общество.1. Троянская война. Основными историческими источниками, по которым известен период «Темных веков», являются поэмы греческого писателя Гомера «Илиада» и «Одиссея». С этими произведениями связаны весьма распространенные в античности мифологические сюжеты, в частности, история Троянской войны. Некогда боги праздновали свадьбу будущих родителей героя Ахилла . На этот пир не была приглашена богиня раздора Ирида , и она, обидевшись и решив отомстить богам, неожиданно явилась и бросила посреди пира яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». Находившиеся на пиру богини: Гера , супруга Зевса , Афина Паллада , дочь Громовержца, и Афродита , богиня красоты и любви, — заспорили, и спор никак не разрешался. Тогда по приказу Зевса они отправились в Трою, находившуюся на северо-западе Малой Азии, и встретили сына троянского царя Приама — Париса , который должен был их рассудить. Каждая предлагала Парису что-то свое: Гера — власть над Азией, Афина — военную славу и победы, а Афродита обещала любовь прекраснейшей из женщин, жившей в городе Спарта , в Ахейской Греции. Эта женщина, Елена , была дочерью Зевса и супругой спартанского царя Менелая . Афродита помогла Парису добраться до Греции, где, воспользовавшись гостеприимством Менелая, Парис вероломно похитил прекрасную Елену и бежал обратно в Трою. Менелай, узнав о случившемся и воспылав гневом, решил отомстить. Он собрал войско, отправился к Илиону (второе название Трои) и осадил его. «Илиада» начинается с десятого года осады, с ссоры двух вождей греков: Ахилла и Агамемнона , брата Менелая. Поспорили они из-за другой взятой в плен троянской красавицы, в результате чего Ахилл вместе со своим другом Патроклом отказался участвовать в боевых действиях ахейцев. Греки стали терпеть поражения от троянцев, которых возглавлял брат Париса — Гектор . Во время одного из сражений он со своими воинами почти пробился к греческим кораблям, когда Патрокл, не выдержав, бросился в битву, в которой и был убит Гектором. Часть поэмы посвящена бою над телом Патрокла. Ахилл, горя жаждой мести за друга, мирится с Агамемноном и вновь вступает в ряды ахейцев. Поэма завершается поединком Ахилла и Гектора, который гибнет. Приам отправляется в стан ахейцев и умоляет вернуть тело сына за выкуп. Последняя сцена в «Илиаде» — погребение Гектора троянцами . Поздняя античная традиция донесла до нас продолжение описанных событий, связанных с легендарным деревянным конем, придуманным хитроумным греком Одиссеем . Он оставил это огромное сооружение на берегу Трои, тогда как основная часть ахейцев отплыла к близлежащим островам. Внутри коня находился отряд, возглавляемый самим Одиссеем. Оставшийся на берегу греческий лазутчик объявил троянцам, что конь должен принести им счастье. Жители Илиона, несмотря на грозные предостережения пророчицы Кассандры , всегда говорившей истину, в которую никто не верил, разобрали стену города и вкатили в него ахейский подарок. Ночью греки выбрались из коня и, подав сигнал незаметно вернувшимся кораблям, открыли товарищам ворота. Город был сожжен, а его жители перебиты. 2. Скитания Одиссея. Вторая поэма Гомера посвящена возвращению Одиссея на родину. Одиссей прогневал бога моря Посейдона тем, что ослепил его сына, циклопа Полифема . Посейдон заставил Одиссея путешествовать по Средиземноморью в течение двадцати лет. За это время Одиссей претерпел множество неприятностей. Восемь лет на одном из островов его удерживала нимфа Калипсо . Потом Одиссей попал на остров ветров, где бог дуновений Эол подарил ему спрятанные в мешок ветры. Товарищи Одиссея его по неразумию развязали, после чего ветер долго носил корабль по морю. Затем скиталец оказался на острове злокозненной богини Цирцеи , обратившей в свиней его спутников, которых пришлось спасать. Одиссей спускался в царство мертвых, проплывал между сдвигавшимися скалами и между страшными чудовищами Сциллой и Харибдой. Сцилла была существом с шестью собачьими головами, тремя рядами зубов и двенадцатью ногами. Она пожирала всех проплывавших мимо нее мореходов. А Харибда представляла собой огромный водоворот напротив Сциллы, три раза в день поглощающий и извергающий морскую воду. Ничто не могло спасти попавший в Харибду корабль. Тем временем на острове Итака (к северо-западу от Пелопоннеса), где Одиссей был царем, его ждала верная жена Пенелопа . В связи с отсутствием супруга ее окружила толпа женихов. Пенелопа им заявила, что выйдет замуж лишь тогда, когда сошьет прекрасный ковер, который днем ткала, а по ночам распускала. Женихи же пировали и веселились во дворце Одиссея. Для них все кончилось очень плохо, потому что Одиссей наконец вернулся и всех женихов перебил . 3. Генрих Шлиман и его открытия. Долгое время события, описанные в «Илиаде», считались вымыслом — до появления на исторической арене такой личности, как Генрих Шлиман (1822–1890) . В 1870 г. он отправляется на северо-запад Малой Азии, где проводит раскопки на месте кургана Гиссарлык . Никто из археологов не верил в успех нового предприятия, но Шлиман, поскольку не был ученым и специальной научной литературы не читал, нашел поселение, которое и отождествил с древней Троей . Потом в 1876 г. он раскопал шахтовые гробницы в Микенах (круг А) и чуть было не открыл кносский дворец на Крите — у него было чутье профессионального археолога. Всю жизнь Шлимана преследовали две традиции: по одной его постоянно восхваляли, а другая, в основном исходившая от ученых, была связана с ожесточенной критикой в его адрес, так как раскопки Шлимана даже для того времени велись на крайне низком уровне: он стремился добыть как можно больше золотых вещей, не заботясь о необходимой для дальнейших исследований документации (план раскопа, определение точного местоположения находок и т. д.). Все найденные ценности Шлиман и его жена-гречанка тайно вывезли из Турции за границу, вызвав продолжающиеся до сих пор споры о том, кому они должны принадлежать. Научную ценность данные изыскания получили благодаря другим исследователям, обработавшим добытый Шлиманом материал, что, однако, не преуменьшает его общей заслуги перед антиковедением. Теперь большинство этих сокровищ, вывезенных после второй мировой войны из Германии, хранится в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. 4. «Гомеровский вопрос». С «Илиадой» и «Одиссеей» связан так называемый «гомеровский вопрос» — проблема авторства и времени создания двух поэм. Время создания достаточно сложно определить, но уже известно, что в VII в. до Р. Х. поэмы исполнялись в Афинах странствующими певцами — рапсодами («сшивателями песен»), а в VI в., при тиране Писистрате , были записаны; отныне устанавливался определенный порядок их исполнения. Данная запись стала основой поздней редакции поэмы. Появление письменного текста свидетельствовало об иссякании устной традиции, благодаря которой поэмы жили, и ее медленном умирании, в связи с чем и появилась необходимость в записи. По нынешним историческим данным Троянская война относится к 1240–1230 гг. до Р. Х. В этот период могло быть совершено несколько походов, которые в поздней памяти греков слились в один. Корни поэм очевидно восходят к истории Греции II тысячелетия до Р. Х.: «Илиада» в основном рисует ахейское общество, а «Одиссея» — жизнь греков в период «темных веков». Вопрос об авторстве до сих пор окончательно не разрешен. Долгое время в европейской литературе единственным автором поэм считался Гомер. Однако немецкий ученый Ф. Вольф в самом конце XVIII века впервые сформулировал «гомеровский вопрос», выдвинув идею народного происхождения поэм, которые позднее переработал Гомер. С Вольфа начались многочисленные научные дискуссии, не завершившиеся до сих пор. В XIX веке было разработано несколько версий происхождения «Илиады» и «Одиссеи». Например, «теория малых песен» дробила гомеровский эпос на отдельные не связанные между собой песни, лишь позднее объединенные одним поэтом. «Теория зерна» признавала Гомера автором небольшого произведения, которое было доработано и расширено другими. Существовали версии абсолютного единоличия автора обеих поэм или коллективного творчества. Ни одна из названных теорий не является общепризнанной. В любом случае поэмы представляют собой сплав народного и индивидуального творчества, в них несомненно присутствуют сюжеты, уходящие своими корнями в народную поэтику: погребальные плачи, свадебные песни, связанные, например, с возвращением мужа к жене, мифы, сказания, путешественническая новеллистика, а также определенный исторический пласт, благодаря которому восстанавливается часть греческой истории. 5. Греческие племена и их диалекты. На границе II–I тысячелетий до Р. Х. происходит переселение дорийцев. Дальнейшее расселение греков можно определить по размещению основных греческих племен со своими языковыми диалектами: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев. Локализуются они достаточно четко. Дорийцы — северо-западные племена — расселялись в основном на территории Пелопоннеса: придя с севера, они осели на юге полуострова, — это основатели будущей Спарты, покорившие местное население и большую часть Крита. Ионийцы по преданию первыми переселились в Балканскую Грецию, но после вторжения дорийцев часть из них освоила другие земли — центр Эгейского архипелага и острова к западу от Малой Азии: Самос , Хиос и ряд других. Здесь были двенадцать легендарных малоазийских городов, из которых наиболее крупными были Милет , Эфес , Колофон (территория современной Турции). Этот регион — Ионика — до VI в. являлся ведущей областью Эллады, именно здесь происходили крупные изменения в культуре, экономике и политике, которые оказывали воздействие на континентальную Грецию. Например, здесь возникла известная школа натурфилософов. Ионика была связующим звеном между Востоком и греческим миром, являясь форпостом последнего. На аттическом диалекте (разновидности ионийского) общались местные жители Средней Греции, Аттики — ахейцы . Они были оттеснены сюда пришедшими дорийцами. До прихода дорийцев ахейцы жили в северо-восточной части Фессалии и на Пелопоннесе. Последний, четвертый диалект — эолийский . Его носители жили в северо-западной части Малой Азии и на острове Лесбос (Эолиде) . Эолийцы, кроме того, преобладали в Фессалии и Беотии. Греческий народ, самоопределившийся к началу I тысячелетия до Р. Х., оформлялся в течение длительного времени из смешения множества племен. В этом «этнографическом котле» и родился греческий гений, поскольку отсутствие национальной или расовой «чистоты» — особенность, присущая народам, творящим великую культуру. В истории почти неизвестны случаи, когда «этнически чистый» народ оставлял после себя наследие мировой значимости. 6. Общая характеристика периода. Эллада в XI–IX вв. до Р. Х. представляла собой достаточно отсталый регион. Несмотря на резкий откат в развитии гомеровского общества, очевидных следов завоевания местного населения пришельцами не обнаружено, и бедствия, постигшие жителей Греции, могли быть следствием внутренних гражданских войн. Крупные города исчезают — некоторые из них позднее так и не возродились, — а на их месте возникают небольшие по размерам скромные городки. Все становится более мелким: поселки, дома, кладбища, производство — циклопические дворцы с огромными угодьями и монументальные гробницы исчезают. Происходит упрощение быта: в хозяйстве распространены грубые керамические сосуды с простейшим геометрическим орнаментом, а в погребениях уже не встречаются золотые вещи. Начало I тысячелетия до Р. Х. — эпоха повсеместного распространения железа, с этого времени начинается железный век . Для совершенствования военного дела железо имело революционное значение, поскольку было более прочным материалом, чем бронза. Заморская торговля затухает, пресекаются крупные связи с дальними областями. Торговля ведется лишь с близлежащими районами. Например, Аттика торгует с Кикладскими островами, Фессалией, Эгиной . Ограниченность внешнеполитической жизни была еще обусловлена широким распространением пиратства. Не только обычные морские разбойники, но даже купцы-мореходы иногда не могли устоять перед искушением разорить приморские поселки, поэтому пускаться в дальний путь было опасно. 7. Гомеровское общество. Основу общества составляли свободные общинники: земледельцы и ремесленники, входившие в народное собрание, которое принимало решения по главным вопросам жизни города-государства. Однако собиралось оно нерегулярно и со временем стало терять свое первоначальное значение. Возможно, в эту эпоху появляется рабство, источником которого становятся междоусобные войны, приводившие к захвату пленников. Рабство носило патриархальный характер и не порождало жесткого противостояния рабов и господ, какое возникнет в Римской империи — невольники являлись членами семей, участвовали в общей трапезе и домашних праздниках. Раб не рассматривался как личность, отчужденная от хозяина. Высшим слоем общества являлись басилеи — первые аристократы, люди «голубой крови», составлявшие Совет , с решениями которого считалось народное собрание. Понятие знатности зависело от родовитости фамилии, а не от богатства. Именно этим басилеи отличались от простых общинников, так как в остальном вели простую жизнь, как и общинники. Это примитивная и неразвитая форма царской власти, не сопоставимая с древневосточной. Например, послы, пришедшие звать Одиссея в поход на Трою, застают царя острова Итаки за вспашкой поля. Одиссей не стыдится того, что обрабатывал землю и собственноручно изготовил себе кровать. У басилеев нет такого снисходительного отношения и пренебрежения к ремеслу, к физическому труду, которое возникнет в среде позднейшей греческой аристократии. «Илиада» и «Одиссея» отражают период, когда для племенных вождей ответственность перед родовым коллективом уже ушла в прошлое, а ответственность перед коллективом граждан еще не сформировалась, потому что граждан еще нет. Это особые этические нормы . Агамемнон, Одиссей лично могут быть не правыми, из-за них гибнут люди, но никто их ни в чем не обвиняет. Например, Одиссей заводит своих спутников на остров к циклопу Полифему, который убивает его товарищей. Оставшиеся в живых Одиссея не осуждают, так как никто не видит вины вождя, — он вне рамок суждений своих спутников. Еще нет четкого представления об этике, и жизнь человека не ставится в жесткую зависимость от его морального поведения. Ахилл должен умереть, будет ли он жесток или добр, Троя будет разрушена, независимо от благочестия или злонравия ее граждан, — по представлению греков, события направляются судьбой, божественной и человеческой волей, но не зависят от моральных ценностей людей. Этика как осознание необходимости соразмерять свои действия с определенными нравственными нормами общества сформируется позднее, но «Илиада» и «Одиссея» — уже та грань, за которой возникает представление об обязанностях людей внутри гражданского коллектива. Гомеровское время — период скрытого накопления духовных сил греков, готовившихся к новому рывку во внутреннем развитии.Не путать со знаменитой Спартой, возникшей позднее. Первый перевод «Илиады» на русский язык, выполненный Н. И. Гнедичем , появился в 1830 г. В нем сохранен стихотворный размер подлинника — гекзаметр. Современники не сразу оценили произведение Гнедича. По поводу его перевода А. С. Пушкин написал эпиграмму: «Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, // Боком одним с образцом схож и его перевод». Действительно, Гнедич был крив на один глаз. Позднее Пушкин устыдился своих слов и, зачеркнув первую эпиграмму, написал вторую: «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи; // Старца великого тень чую смущенной душой». В начале XX века «Илиаду» переводил поэт В. В. Вересаев. Безупречный в художественном отношении перевод «Одиссеи» сделал В. А. Жуковский. Тем не менее он упростил размер подлинника и в ущерб точности перевода допускал творческие вольности. Это был, с одной стороны, фанатически увлеченный историей человек, а с другой, прижимистый делец. Читая в детстве «Илиаду», Шлиман мечтал когда-нибудь найти Трою. В юности он отправился в плавание юнгой на корабле, потерпевшем крушение. Генриху удалось спастись, и он остался жить в Амстердаме, где стал корреспондентом и бухгалтером одной из торговых фирм. По созданной им самим системе он учил языки, которых знал достаточно много. Впоследствии Шлиман стал одним из представителей фирмы в Петербурге, женился на русской женщине, сделал огромное состояние на Крымской войне и на «золотой лихорадке» в Америке. Одержимый любовью к Греции и Гомеру, Шлиман покинул Россию, расторгнул первый неудачный брак и женился вторично на гречанке. Обнаруженное Шлиманом поселение относилось ко времени, предшествовавшему Троянской войне. Остатки древнего Илиона действительно находились на месте кургана Гиссарлык, но на другой глубине. Шлимана не устроила цена, которую предлагали за участок земли, где находился дворец, и он проявил себя как расчетливый коммерсант, отказавшись от покупки. В противном случае Шлиман мог стать открывателем всех основных центров крито-микенской Греции.
Комментарии (2) |
|