Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Приложение 12 О космической экспансии человечества

СОДЕРЖАНИЕ

Представление об известной универсальности социально-исторической цикличности в виде древа цивилизаций является хорошей основой для систематизации феноменов социального (то есть биологически-внутривидового) развития, изучения его механизмов и применения полученных результатов. Одной из таких проблем является проблема космической экспансии человечества. Она тесно связана с более общей проблемой социокультурной инерции цивилизационных ветвей. Ниже сделана попытка обосновать тезис о том, что в течение ближайших 500-600 лет (а тем самым и на несколько следующих тясячелетий) количество землян, одновременно находящихся в космосе даже на орбите вокруг Земли, не говоря о более дальних полетах, не сможет превысить величины порядка 103 человек, а возможно и 102 и что причины этого те же, в силу которых на исходе первого тысячелетия н.э. китайское государство замкнулось в себе, отказавшись от экспансии в окружающее пространство.

Я постараюсь показать, что доминирующие (ныне и на будущие 500-600 лет) две ветви из третьей совокупности цивилизаций обладают той инерцией социокультурных форм человеческой жизнедеятельности, которая не позволит вдруг, разом переломить ход человеческой истории за последние тысячи лет и побудить человечество испытать потребности (экономические, политические, социальные) в строительстве чего-нибудь хотя бы немного похожего на "Вавилон-5" для удовлетворения каких-либо человеческих нужд. А о появлении здесь инопланетян вообще речи не идет в силу совершенно определенных причин, действительных не только на сотни лет, но на сотни тысяч лет.

Дело в том, что одно из самых главных следствий из факта существования цивилизационного древа заключается в том, что динамика пространственного структурирования этого древа, вообще говоря, подконтрольна человеку только со стороны "цены истории", но не со стороны пространственно-временных параметров цивилизационных ветвей разных рангов. Эти параметры, вообще говоря, независимы от разнообразия политических режимов, и данная особенность древа дает возможность трезво взглянуть на развитие человечества (в том числе на цивилизационное древо) как на форму продолжающейся биологической эволюции,- биологической эволюции, ограниченной земной территорией. Человечеству придется избавиться от эйфории по поводу "завоевания космического пространства", "освоения звездных миров" как землянами, так и прочими "братьями по разуму".

В окружающей нас Вселенной мы не наблюдаем следов мощной деятельности разумных существ. Можно делать какие угодно оговорки (вплоть до того, что мы видим, но не понимаем, что это искомые следы) и строить какие угодно догадки (как правдоподобные, так и заведомо абсурдные даже на первый взгляд - см. напр.некоторые идеи в [1]),- но факт остается фактом: "железных" свидетельств нет.

Причина этого очень проста: все существующие разумные цивилизации настолько заняты своими собственными проблемами, что в буквальном смысле не могут себе позволить транжирить ресурсы на масштабные (по галактическим меркам) проекты. Вряд ли можно сомневаться в том, что количество обитаемых планет в пределах нашей Галактики исчисляется величиной в несколько порядков,- однако эта жизнь копошится преимущественно в пределах своих планет, бесконечно осваивая толщу твердой коры и жидкого океана, потому что только в этой более-менее "автохтонной среде" жизнь способна более-менее оптимально использовать доступные ей ресурсы с помощью технологий, миллиардами лет отрабатывавшихся прежде всего самой жизнью. Считать, что разум способен создать технологии, по своему качественному разнообразию, ресурсной эффективности и - последнее по счету, но не по важности - масштабам производства сравнимыми с биологическими - все равно, что ожидать от разумных существ самостоятельного изобретения новой биологической жизни, равнопорядковой уже существующей жизни по всей шкале биологических процессов, начиная от молекулярной биологии клетки и кончая макроэволюционными аналогами. Едва только человечество хотя бы приблизится к решению этой задачи, как новоизобретенная жизнь попросту сожрет его в рамках банальной конкуренции. А ведь именно такое изобретение требуется для масштабной экспансии в космос. Нужно будет создать цивилизацию, независимую от какой-либо планетной тверди, но способную к соответствующей адаптации. Если вдуматься, задача совершенно безумная и годящаяся только на роль мечты.

Здесь есть одно важное обстоятельство. Как уже отмечалось в разделе 1.6, человечество - это многие тысячи или, возможно, даже миллионы социальных видов, конкурирующих друг с другом совершенно так же, как конкурируют между собой биологические виды, то есть бессмысленно и беспощадно, так что только невидимая рука рынка природы обеспечивает впечатление некой направленности эволюции.

Смена каждого человеческого поколения - это смена одного сообщества самых разных социальных видов хотя бы немного другим сообществом, и потому целенаправленное создание масштабных и стабильных в долговременной вековой перспективе социальных структур, которые требуются для реализации масштабных космических проектов, принципиально невозможно. Люди не муравьи, поведение которых запрограммировано на много поколений вперед; они не могут игнорировать индивидуальные потребности, реализуемые в рамках таких мелких по общецивилизационным масштабам структурах, как разнообразные круги прямых коммуникаций, на которые незримо рассыпаются и из которых заново так же незримо воссоздаются более крупные сообщества не прсто при смене каждого социально-исторического поколения, но практически ежегодно. Люди не способны строить "муравейники" поколение за поколением по одному и тому же проекту, потому что каждый раз заново меняются конкретно-предметные формы их жизни. Все "империи" - как собственно территориальные, так и "империи" в метафорическом смысле масштабных произведений человеческих рук (например атомный проект) – по историческим масштабам всегда существовали недолго; даже в тех образованиях, длительность которых мы считаем веками, за эти века успели смениться многие конкретные формы. Вот что всегда будет препятствовать космической экспансии в собственном смысле этого слова.

Здесь может пригодиться аналогия между социальной и трофической пирамидами.

Из экологических исследований известно, что пищевые цепи, как правило, состоят всего из 4-5 уровней, хотя в разных экосистемах величина первичной продуктивности может различаться на пять и более порядков [2, с.174,191-193]. Обычно это объясняют тем, что на вышележащий уровень может быть эффективно передано лишь порядка 10% энергии, а потому общее количество уровней ограничено; тем не менее окончательного убедительного объяснения еще нет [там же]. Для целей данного приложения достаточно самого факта известного постоянства структуры трофической пирамиды (мы говорим о пирамиде, а не о сети, так как здесь проще логика суждений, хотя выводы одинаковы). По своему значению для функционирования человечества устойчивый и масштабный выход в космическое пространство равнозначен попытке увеличения социальной пирамиды человечества еще как минимум на один уровень. В фундаменте этих усилий по определению должны лежать единые социокультурные достижения, то есть достижения в рамках цивилизационного древа, в котором своего рода элементарной цивилизационной единицей является локальная цивилизация, но отнюдь не все земное человечество,- а это означает, что общеземное единство представляет собой дополнительный уровень гипотетической трофической пирамиды.

В силу постоянства количества звеньев в социальной иерархии (по аналогии с трофической) этого единства на дополнительном уровне создать не удастся даже через 500 лет, когда - по крайней мере теоретически - может быть достигнут пятый ранг пространственного структурирования. Потому что к тому времени проблемы с ресурсами потребуют пересмотра всей системы связей и растянувшаяся было на дополнительный уровень пирамида опять стянется (именно как шагреневая кожа).

Наконец, следует вспомнить и о целостности эволюционного потока в рамках обитаемой планеты. Все живые существа опосредованно связаны друг с другом и с природными условиями, а потому их характеристики скоррелированы с наличными ресурсными условиями всей планеты. В частности, создавая всякую самодостаточную социокультурную реальность, человек поневоле подчиняет ее масштабы императиву человекоразмерности, то есть тем параметрам, в которых заложена инерция если не миллиардов, то сотен миллионов лет биологического (и в том числе психофизиологического) развития живых организмов. КПК4.5 - это численность крупнейшей известной локальной цивилизации, а КПК5 (как аналог общиноподобной структуры из типичных крупнейших локальных цивилизаций) дает оценку верхнего предела численности землян. Другими словами, реальные возможности развития разумной цивилизации ограничены количеством людей, которые способны ужиться рядом друг с другом в непосредственном контакте; при превышении потолка начинаются неуправляемые процессы, вызываемые сменой социально-исторических поколений, постоянно "проверяющей" формы социокультурной реальности на устойчивость (в пределах данной локальной цивилизации) и приводящие к неконтролируемому спаду численности. В частности, именно по этой причине численность населения Китая на протяжении полутора тысяч лет - примерно от рубежа нашей эры до XV в.- была стабилизирована в диапазоне от 50 до 100 млн. человек (что соответствует КПК4 и отражает так и не преодоленный на рубеже н.э. четвертый ранг структурирования), а величина порядка 10 млрд. человек является типичной современной оценкой численности землян, при которой, как считается, еще может быть обеспечено устойчивое развитие человечества (при условии, что потребление этих 10 млрд не будет соответствовать расточительному потреблению нынешнего "золотого миллиарда"). Люди еще не поняли, что предельное давление на земную природу уже достигнуто и что "столкновение цивилизаций" (то есть систем четвертого ранга) - это полный аналог строительства моаи на о.Пасхи (о последнем см. [3]) - только в масштабе всей Земли.

Может возникнуть вопрос - а как же рост ранга пространственного структурирования в рамках цивилизационного древа? Ведь в ветвях четвертой совокупности должно осуществиться преодоление барьера основного состояния 5 ранга, в ветвях пятой совокупности - шестого и т.д. Это вроде бы гарантирует устойчивую систему коммуникаций соответственно для КПК5, КПК6 и так далее индивидов.

Дело в том, что последнее уже не влияет на размеры типичной крупнейшей локальной цивилизации и на свойство человека добиваться реализации своих потребностей в основном в рамках КПК в условиях саморазвивающегося сообщества. Количество людей, вовлеченных в соответствующие отношения (отношения постоянства социокультурных форм и отношения по типу прямой коммуникации) может заметно, то есть на порядок и более превзойти установленные величины КПК4 и КПК5 только в условиях колонизации, а здесь хищническое потребление ресурсов препятствует реализации эффективных проектов. Поэтому в демократических обществах граждане просто не позволят расточительно использовать ресурсы (а именно так будут выглядеть в их глазах масштабные космические проекты): на первом месте всегда будут находиться их собственные конкретные потребности. А в тоталитарных обществах мобилизация ресурсов во имя не самых ближних людям целей, то есть пренебрежение конкретными потребностями зависимого населения, приводит к тому, что последнее при первой же возможности пренебрежет планами власти; тем самым осуществление долгосрочных проектов носит очень неустойчивый характер. Эту ситуацию хорошо иллюстрирует фактический провал проекта космического челнока в СССР: растрачена масса ресурсов и сил - а для чего? Чтобы один челнок бросить на свалке, второй продать за рубеж в музей, а третьему предоставить возможность сгореть в ангаре?

Другими словами, в каждом новом поколении разумные существа сталкиваются с такими проблемами в обеспечении своих насущных потребностей, что они никогда не будут обладать ресурсами и силами, требуемыми для масштабной космической экспансии. Такого рода мегапроекты - это аналог мальчишеских соревнований, кто дальше плюнет или пустит струю. Максимум, на что способны обитаемые планеты - "переписываться" друг с другом посредством сообщений - разумеется, при условии, что они способны выжить посреди собственных отходов.

 

1. Проблема поиска жизни во Вселенной.Труды Таллинского симпозиума/Отв.ред. Амбарцумян В.А. и др.-М.: Наука,1986

2. Мэй Р. Эволюция экологических систем. В: Майр.Э.,Айала Ф., Дикерсон Р. и др. Эволюция. Пер.с англ.-М.:Мир, 1981. С.172-193

3. Даймонд Дж. Коллапс. Почему одни общества умирают, а другие выживают. Пер.с англ. - М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.