Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Приложение 5 О реализме, номинализме, концептуализме и прямой и опосредованной коммуникацииСОДЕРЖАНИЕПонимание процессов преодоления цивилизационного барьера и формирования самодостаточной социокультурной реальности дает понимание сути дихотомии между двумя "наиболее важными, наиболее известными и наиболее влиятельными «порядками продвижения» для социологии", которые были сформулированы соответственно Э.Дюркгеймом и М.Вебером при анализе предмета социологии; первый говорил о том, что социальные факты следует рассматривать как вещи, второй о том, что предмет социологии – это совокупность субъективных значений действия [1, с 35]. Как отмечают П.Бергер и Т.Лукман, "эти два положения не противоречат друг другу. Общество, действительно, обладает объективной фактичностью. И общество, по сути дела, создается благодаря деятельности индивидов, имеющих субъективные значения, что, кстати, знал Дюркгейм, подобно тому, как Вебер знал о том, что общество представляет собой объективную фактичность"[там же]. Фактически речь идет о том, что каждый человек создает социальные факты в результате своих действий, имеющих субъективные значения; и когда этот процесс осуществляется в пределах круга прямой коммуникации, то есть в режиме реального времени, всякое последующее действие может влиять на результат предшествующего действия. В таких условиях возможно совершенно произвольное манипулирование социальными фактами, которые тем самым перестают оказывать на людей "внешнее" императивное действие и тем самым уже не могут рассматриваться подобно вещам. Если же мы обратимся к процессам за пределами круга прямой непосредственной коммуникации, когда прямое и в этом смысле произвольное манипулирование фактами становится невозможным, то факты существуют как нечто "внешнее", способное производить императивное влияние на поведение людей, поэтому факты должны рассматриваться как вещи. Тем самым в рамках прямой непосредственной коммуникации однозначно доминирует Веберовский порядок продвижения в социологии, тогда как после преодоления цивилизационного барьера и сложения самодостаточной социокультурной реальности однозначно доминирует Дюркгеймовский порядок продвижения. В промежуточной зоне (а именно в области коммуникаций между масштабами КПК и КПК2) имеет место взаимодействие двух систем взаимоотношений индивидов и двух представлений об обществе. В онтологическом смысле эта дихотомия есть дихотомия реализм-номинализм. Зафиксированное в данной дихотомии противоречие "снимается" в рамках концептуалистского подхода, который по своей сути есть не что иное, как социально-философская концептуализация взаимоотношений индивидов между масштабами КПК и КПК2; применительно к проблеме поколений пример такого "снятия" описан в моей неопубликованной диссертации "Поколенческий подход в социологическом исследовании социально-исторического процесса".
1.Бергер П.,Лукман Е. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Пер.с англ.Е.Руткевич. - М.:Медиум, 1995. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история |
|