Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

3.0 Единая теория социализации

СОДЕРЖАНИЕ

Если индивид формируется в обществе, существование которого подчинено строгим законам пространственно-временного развития (см. главы 1,2), то динамика социализации индивида тоже должна подчиняться строгим закономерностям, которые являются частью законов существования этого общества. Ниже показано, что фундаментальные теории И.П.Павлова, У.Бронфенбреннера, А.Маслоу [85; 146; 209], а также сформулированные другими исследователями основные особенности процесса социализации могут быть описаны в качестве отдельных компонентов единой теории социализации. Согласно этой теории четыре типа нервной системы и соответствующие им типы темпераментов, описанные И.П.Павловым, формируются по ходу первых четырех фаз социализации, которые являются общими для всех высших животных. Онтогенез человека состоит не из четырех, а из шести фаз, то есть дополнительно включает две фазы социализации, по ходу которых индивид приобретает навыки адекватного поведения в условиях искусственной среды обитания, создаваемой людьми в рамках сообществ размером порядка 103 и 104 индивидов. В целом процесс социализации человека состоит из фаз длительностью примерно 2-2-4-8-16-32 (лет), по ходу которых индивид научается адекватно оценивать поведение групп размером порядка 0-1-10-100-103-104 индивидов соответственно. Процесс социализации некоторых высших животных длится более полных четырех, но меньше полных шести фаз. Группы размером порядка 10-100-103-104 индивидов отражают экологическую иерархию систем развития индивида, описанную Бронфенбреннером [146]. Между шестью фазами социализации человека и иерархией доминирующих потребностей, описанной А.Маслоу [209], существует прямое функциональное соответствие: после завершения первой фазы индивид приобретает способность отделять себя от окружающего мира и начиная со второй фазы социализации по ходу каждой фазы социализации человек последовательно приобретает способность актуализировать очередной (из пяти) уровней иерархии доминирующих потребностей. Пятый уровень иерархии потребностей доступен только человеку.

При изучении общих законов развития наиболее удобны объяснительные схемы, построенные на основе одного параметра. Как следует из предыдущего анализа, в развитии человека таким параметром является размер того круга людей, поведение которых индивид способен адекватно оценить в режиме реального времени (как отмечает Э.Эриксон, "на каждой стадии человеческого детства мы усматриваем расширяющийся радиус потенциальных социальных взаимодействий и новые связи между потребностями и движущими силами развития индивида" [170]).

Для целей дальнейшего анализа особенно важен тот факт, что социализация человека протекает внутри обществ, существование которых подчинено строгим пространственно-временным и качественным законам (см. главы 1,2). По этой причине весь процесс развития индивида от момента его рождения до смерти должен соответствовать тем пространственно-временным закономерностям, которые свойственны развитию человеческих обществ. В соответствии с сущностью процесса социализации [6] индивид интернализирует пространственно-временные и качественные закономерности социальной эволюции и фактически преобразует их в пространственно-временные и качественные закономерности своего индивидуального развития.

Одной из наиболее удобных форм анализа развития человека является анализ в терминах периодов жизни или, иначе, возрастов жизни [26, т.3, с.78-92; 55; 98, гл.6]). В этом случае основная гипотеза о закономерностях социализации может быть сформулирована следующим образом: процесс социализации человека потенциально состоит из шести возрастов жизни длительностью примерно 2-2-4-8-16-32 (лет), по ходу которых индивид научается адекватно оценивать поведение членов групп размером порядка 0-1-10-100-103-104 индивидов соответственно и адекватно реагировать на это поведение. В частности, время наиболее полноценной жизни человека как субъекта деятельности длится от 2 до 64 лет и складывается из второго-шестого возрастов жизни. Процесс старения является седьмым возрастом; в этот последний период своей жизни человек постепенно приспосабливается к уменьшающемуся размеру групп, с членами которых он взаимодействует – от 104 до 0 индивидов, пока его активность полностью не угаснет. Номинальные хронологические пределы старости соответствуют возрасту от 65 до 128 лет; последнее число есть, очевидно, номинальный верхний предел биологической продолжительности жизни людей.

Ниже гипотеза о пространственно-временнóй динамике процесса социализации проверяется с привлечением основных данных по динамике онтогенеза. При этом термин "возраст жизни" используется для обозначения периодов социализации. Сначала рассматриваются временные, а затем пространственные закономерности процесса социализации.

1)Согласно основной гипотезе временные закономерности процесса социализации должны удовлетворять следующим требованиям:

- год является "элементарной единицей" процессов социального развития обществ и процессов социализации индивидов (я полагаю, что это утверждение может рассматриваться как формулировка временнóго принципа экономии в социологии истории),

- в соответствии с гегелевским законом "отрицания отрицания" длительность самого короткого полного периода социализации составляет 2 года, а длительность любого другого возраста жизни принадлежит ряду 2, 4, 8, 16…(лет) [26, т.3, с.78-92], который отражает спектр циклов социальной динамики сообщества (см. главу 2),

- базой каждого последующего возраста жизни является не просто предшествующий период развития [148], но вся совокупность более ранних периодов жизни [55; 26, т.3, с.78-92; 11-13].

2)Следующие эмпирические факты должны быть учтены при формулировке закономерностей социализации:

- ребенок до 1 года фактически является внематочным эмбрионом (Partmann, цит.по: [178, с.349-350, 369]) и, как подчеркивает С.Гулд, изменение аллометрических закономерностей роста от эмбриональных закономерностей к тем, которые характеризуют жизнь организма в более зрелом возрасте, у человека происходит после второго года жизни [178, с.372]. Другими словами, первый год жизни является временем формирования основного состояния младенчества как первого периода социализации, а второй год - временем формирования дополнительного состояния младенчества,

- в 15-17 лет завершается весь период возрастного развития ребенка (т.н. формативный период) и начинается время самостоятельной жизни индивида [14],

- в возрасте примерно 17-25 [208] или примерно 15-30 [129, гл.2], то есть в период юности, у молодежи определяются социально-политические пристрастия,

- люди в возрасте 30-60 движут историю [82, с.267-294].

3) Пространственные параметры схемы социальных возрастов должны удовлетворять следующим условиям, которые можно рассматривать как разные формы пространственного принципа экономии:

- отдельный индивид является универсальной единицей оценки размеров социального пространства (см. главу 1),

- в первые 1.5-2 года жизни ребенок не отличает себя от окружающего мира [170; 11; 12], то есть размер адекватно воспринимаемой им группы индивидов равен нулю (назовем это первой формой пространственного принципа экономии в социологии истории),

- половая зрелость наступает в тот же период, когда размер группы достигает размеров минимального изолята, то есть до 16 лет включительно (назовем это второй формой пространственного принципа экономии в социологии истории); как уже отмечалось выше, именно с 15-17 лет начинается самостоятельная жизнь индивида,

- в условиях цивилизации 30-60-летние люди могут "делать историю" только в том случае, если они в состоянии адекватно воспринимать и использовать формы самодостаточной социальной реальности, необходимые для преодоления цивилизационного барьера (третья форма пространственного принципа экономии в социологии истории),

- размеры системы пространственных связей индивида должны расти примерно так же, как растут рамки пространственного структурирования (см. главу 1), то есть 1-3-10-32-100-… или в сокращенном варианте1-10-100- и т.д. (общая форма пространственного принципа экономии в социологии истории).

Теоретически очевидно, что единственной системой возрастов жизни, удовлетворяющей всем перечисленным условиям, является система возрастов длительностью примерно 2-2-4-8-16-32…(лет), при этом размеры группы, деятельность которой индивид должен адекватно оценивать в режиме реального времени, изменяются как 0-1-10-100-1000-10000… (человек) соответственно.

Можно указать как минимум три теории, которые хорошо согласуются с описанной схемой возрастов жизни:

(I) теория типов нервной системы и соответствующих им типов темперамента И.П.Павлова [85],

(II) теория иерархической зависимости доминирующих потребностей А.Маслоу [209],

(III) теория экологической иерархии систем развития индивида У.Бронфенбреннера [146].

Кроме того, значительный интерес для целей настоящего исследования представляют те результаты исследований возрастов жизни, которые разработаны специалистами, являющимися если не последователями, то по крайней мере сторонниками представлений, развивавшихся Л.С.Выготским. Например, уже цитированные выше оценки Э.Эриксона, изучавшего психологические кризисы по ходу жизненного цикла [170] или представления о кризисах развития личности в онтогенезе в работах советских психологов (см.напр. работы Л.И.Божович [11-14]). Исследования периодов развития индивида являются основной проблемой разнообразных теорий развития человека [26, т.3, с.78-92; 55; 97; 98, гл.6]. В этих теориях процессы социализации рассматриваются в неразрывном единстве с физиологической стороной онтогенеза, но, как я полагаю, в целях социологического (или, что одно и то же, идеально-типического) исследования онтогенеза они могут быть аналитически отделены от физиологической стороны онтогенеза, так что закономертности процессов социализации окажутся в хорошем согласии с предложенной выше теорией социализации (в первую очередь с системой возрастов жизни). Однако указанный анализ (т.е. отделение возрастов жизни как части процесса социализации от физиологической стороны онтогенеза) требует столь обширного и углубленного обращения к проблемам психологии, которое далеко выходит за рамки настоящей работы. Поэтому системы взглядов Л.С.Выгодского и его сторонников– при всей привлекательности исследовательских задач, которые эти системы позволяют сформулировать - здесь не рассматриваются, хотя их элементы и используются при рассмотрении особенностей процесса социализации сквозь призму закономерностей социально-исторической эволюции.

Рассмотрим три названные выше теории более подробно.

 

(I) Теория Павлова.

В материнской заботе об отпрысках выделяется три основных периода отношений между матерью и отпрысками: в первый период мать привлекает в себе детенышей, во второй они в равной мере заботятся о том, чтобы отпрыск был рядом, в третий период мать отталкивает от себя детеныша и демонстрирует агрессию в ответ на их попытки побудить ее заботиться о них [237, с.254-255]. К этим трем периодам социализации детенышей необходимо добавить четвертый, когда выросшие детеныши занимаются поиском половых партнеров и рождением и воспитанием собственного потомства. Обозначим эти периоды как младенчество, детство, юность и зрелость.

Согласно некоторым данным, в развитии индивида имеются отдельные периоды, обеспечивающие формирование особых черт фенотипа, которые не могут сложиться в другое время; считается, что такими "критическими" являются лишь отдельные периоды онтогенеза [123, гл. 23].

C последним подходом нельзя согласиться. Известно, что предыдущий этап онтогенеза является базой для последующего развития [123, гл.18; 148, с.606-611], поэтому в онтогенезе не может быть периодов, несущественных для развития индивида (см. об этом в отношении онтогенеза человека работы Л.И.Божович [11-14]). Поэтому при исследовании процессов социализации необходимо исходить из представления о том, что весь период онтогенеза (от начала активной жизни человека до самого конца его существования в качестве субъекта деятельности) есть своего рода непрерывная последовательность множества самых разнообразных частично перекрывающихся "чувствительных" (критических) периодов. Для удобства изучения эту последовательность можно формально разделить на отдельные периоды, различающиеся особенностями процессов онтогенеза, но с точки зрения процесса развития индивида до состояния зрелости каждый из этих периодов не менее фундаментален, чем другие.

Для целей настоящего исследования особенно важно, что социализация – это диалектический процесс саморазвития; иначе говоря, биологические и социальные факторы определяют развитие психики не столько напрямую, сколько включаясь в сам процесс развития и становясь внутренними компонентами развивающейся психики за счет процесса интернализации (А.Н.Леонтьев, ссылка утеряна). Тем самым психологическое развитие личности представляет собой процесс "самодвижения" (термин А.Н.Леонтьева), в котором внешние воздействия в преобразованной форме становятся внутренними компонентами процесса саморазвития индивида [там же]. В результате закономерности процесса социализации представляют собой не что иное, как превращенную форму конкретных пространственно-временных закономерностей существования и эволюции сообществ ранга локальных цивилизаций, а последние, в свою очередь, как было показано ранее, представляют собой конкретную форму проявления универсальных законов Гегелевской диалектики развития, а именно законов отрицания отрицания и перехода количества в качество. (В скобках заметим, что социетальное сообщество и сообщество ранга локальной цивилизации по своим основным свойствам идентичны.)

Ниже понятия социализации, онтогенеза и конструирования социальной реальности рассматриваются в своей предельной полноте как понятия, с разных сторон отражающие одну и ту же универсальную целостность социального развития индивида и создаваемой им социальной реальности.

Общее количество фундаментальных периодов онтогенеза определить нетрудно, если предположить, что те или иные типовые особенности фенотипа формируются всегда в ходе отдельного периода жизни. Тем самым по количеству основных типов поведения можно судить об общем количестве возрастов жизни.

Известно, что И.П.Павлов идентифицировал у высших животных (в том числе у человека) четыре типа темперамента, в основе которых лежат четыре типа нервной системы [85]. Я полагаю, что основные варианты фенотипа обусловлены четырьмя типами темпераментов, а потому онтогенез всех высших животных должен включать четыре периода, по ходу каждого из которых происходит (или не происходит) формирование определенного темперамента. (В скобках заметим, что результаты И.П.Павлова относятся ко всем животным, обладающим центральной нервной системой (ЦНС), поэтому не только онтогенез высших животных, но и онтогенез низших животных должен включать четыре указанных периода.)

Соответствие между периодами онтогенеза и процессами формирования того или иного типа темперамента установить несложно, если обратиться к анализу условий, в которых могут складываться те или иные темпераменты. Я полагаю, что эти четыре периода есть первые четыре периода онтогенеза, завершающиеся половым созреванием индивида.

Схематично процесс формирования темпераментов можно описать следующим образом. Первый период онтогенеза (младенчество) может быть проведен в разных условиях – например, в комфортных условиях – в теплом, тихом месте в тесном контакте с максимально доступной и дружелюбно настроенной матерью – или в дискомфортных – в холоде и в шумной обстановке, дополнительно отягощенной чувством беззащитности и одиночества рядом с эмоциональной холодной матерью. Во втором случае фактически имеет место репрессия нормального поведения отпрысков (депривация); они будут боятся как собственной активности, так и любых изменений в окружающей обстановке. В результате у них будет формироваться слабая и неустойчивая ЦНС; такая ЦНС соответствует меланхолическому темпераменту.

Если в этот первый период не было депривации (то есть младенчество прошло в достаточно комфортных для развития условиях), то репрессия нормального поведения отпрысков по ходу того или иного следующего возраста жизни будет инициировать формирование другого типа ЦНС и соответствующего ему другого типа темперамента; в частности, репрессия во второй период жизни сформирует холерика, в третий – флегматика, в четвертый – сангвиника (подробнее см. Методы). "Чистые" типы нервной системы и соответственно "чистые" типы темперамента формируются в том случае, если репрессия нормального поведения имела место только в один из возрастов жизни. В случае репрессии нормального поведения на протяжении двух и более периодов онтогенеза формируются смешанные типы нервной системы и смешанные темпераменты.

 

(II) Теория Маслоу, (III)Теория Бронфенбреннера.

Онтогенез человека не ограничен четырьмя периодами. Несмотря на наступление половой зрелости (примерно к 16 годам) и появление способности вести жизнь биологически зрелого индивида, в социальном смысле 16-летний человек является подростком, который еще не начал взрослой жизни и которому еще предстоит длительный период социального развития – сначала юность в возрасте примерно 15/17-25/30 лет [69; 129, гл.2; 208], а затем зрелость в возрасте примерно 30-60 лет [82; 208]. В результате к четырем периодам социального и биологического взросления добавляются еще два периода преимущественно социального развития, позволяющие индивиду освоить цивилизационную культуру, то есть научиться адекватно оценивать деятельность людей не только на основе прямых личных контактов (последнее ограничивает область контактов членами КПК-группы), а на основе опосредованной коммуникации, отражающей самоценную цивилизационную культуру, которая по степени своей самодостаточности тождественна материальной реальности ([40]; см. также разделы 1.0, 1.4 настоящего исследования).

Именно наличие двух дополнительных периодов социализации, отличающих человека от прочих животных, обеспечивает содержательное соответствие между иерархией доминирующих потребностей, описанной А.Маслоу [209] и экологической иерархией систем развития индивида, описанной У.Бронфенбреннером [146]. Например, нетрудно видеть, что полная реализация человеческого потенциала (или, как выражается А.Маслоу, самоактуализация) возможна только в результате полноценного включения индивида в процесс "делания человеческой истории", то есть доступна только зрелому человеку 30-60-летнего возраста, участвующему в процессах формирования и изменения самодостаточной социальной реальности. Понимаемая таким образом самоактуализация недоступна для юношества и тем более недоступна для более младших членов человеческого общества (подробнее см. Методы). Также понимаемая таким образом самоактуализация недоступна и другим высшим животным, поскольку они не в состоянии создавать самодостаточную социальную реальность.

Примерно то же самое можно сказать и в отношении экологической теории У.Бронфенбреннера. Полномасштабное участие индивида в функционировании наиболее общих институциональных паттернов культуры (то есть деятельность в рамках макросистемы по У.Бронфенбреннеру) тоже возможно только для зрелого человека. Если предположить, что потенциал адекватного участия индивида в функционировании четырех систем У.Бронфенбреннера (микро-, мезо-, экзо- и макросистем) созревает на третьей-шестой фазах социализации соответственно (подробнее см. Методы), то между иерархией потребностей А.Маслоу и иерархией систем развития индивида У.Бронфенбреннера будет существовать взаимно-однозначное соответствие.

В заключение сформулируем ряд последовательных выводов, имеющих всё более общий характер.

1. Зависимость типа нервной системы от периода репрессии в онтогенезе отражает зависимость процесса видообразования от условий онтогенеза, то есть имеет прямое отношение к проблеме взаимосвязи наследуемых и ненаследуемых черт фенотипа (о последней см.напр. [242]). Формирование нескольких темпераментов (то есть нескольких вариантов поведения на базе разных типов нервной системы) означает, что рождающиеся в процессе онтогенеза ненаследуемые черты фенотипа фиксируются на уровне психофизиологии (биохимии) индивида и потому могут превратиться в наследуемые черты; тем самым теория И.П.Павлова представляет собой соединительное звено между теориями формирования наследуемых черт фенотипа и теорией естественного отбора. Другими словами, теория И.П.Павлова может и должна быть интегрирована в современную эволюционную биологию развития (evo-devo researches).

2. В силу самого факта наличия конфликт между родителями, между родителями и отпрысками и между отпрысками [190; 236; 237] обеспечивает формирование разных типов ЦНС не только в разных семьях, но и внутри семейных групп, среди полных или частичных сибсов. Тем самым даже в рамках минимальной воспроизводственной ячейки (то есть в семейной группе) имеет место воспроизводство индивидов с разными типами ЦНС и соответственно с разными системными особенностями индивидуального поведения. Стимулирование изменений в поведении индивидов посредством внутригрупповых конфликтов в наибольшей мере имеет место в периоды случайных (непредвиденных) изменений условий жизни и в результате служит целям адаптивной корректировки фенотипа, которая впоследствии становится наследуемой в силу корреляции поведения с необратимыми биохимическими переменами в организме.

Исследования показывают, что система темпераментов может быть связана с другими группами диалектически дополнительных форм психофизиологии индивидов – например с экстра- и интравертностью [248]. Тем самым конфликты на почве борьбы за ресурсы воспроизводства [190; 236; 237] могли привести к рождению нескольких вполне самостоятельных механизмов, поддерживающих устойчивое формирование разных типов ЦНС как в пределах семейных групп, так и в пределах демов. Эти гипотетические механизмы "призваны" обеспечивать противостояние непредсказуемым изменениям условий жизни как путем постоянного воспроизводства разных типов поведения сибсов, так и путем стимулирования оппортунистического поведения отдельных индивидов. Я полагаю, что эти механизмы могли стать причиной вторичного появления механизмов неполового размножения.

3. Поскольку конфликты внутри воспроизводственных ячеек [там же] существуют у всех организмов с половым размножением, постольку специальные механизмы формирования разных типов индивидуального поведения должны существовать не только у организмов, обладающих ЦНС, но и у организмов с половым размножением, не обладающих ЦНС, например у растений, причем в самых разных формах. В качестве одного из крайних примеров можно указать на тис, семена которого не способны всходить на земле, отравленной опавшей листвой тиса или на североамериканский эвкалипт, подавляющий развитие собственного подроста.

4. Поскольку конфликты за ресурсы воспроизводства имеют место внутри всех видов животных, постольку должны существовать специальные механизмы, обеспечивающие формирование диалектически-дополнительных форм поведения у всех живых организмов (подробнее см. раздел 3. 2). Другими словами, темпераменты или их аналоги (у видов, не имеющих ЦНС) должны рассматриваться наряду с механизмом полового размножения как механизмы реакции на непредсказуемые изменения условий существования. Тем самым как новые, так и уже известные диалектически-дополнительные формы поведения (не только типы темперамента, но и, например, симбиоз) отражают работу механизмов приспособления живых организмов к непредсказуемым изменениям условий их существования и свойственны всем живым организмам.

5. Переход от врожденных форм поведения к формам поведения, приобретаемым в процессе обучения, есть (помимо всего прочего) переход от врожденной реакции на изменения условий жизни к реакции, формируемой в процессе обучения и зависящей от результатов предыдущего годичного цикла (см. Методы в разделе 2.0). Последнее особенно важно для разумных существ. Тем самым 1)годичный социокультурный цикл является элементарной ячейкой формирования стадий онтогенеза у любых разумных существ, и 2)основные стадии онтогенеза любых разумных существ имеют длительность 2-2-4-8-16-32-64 (лет), где годом служит период обращения планеты с автохтонным разумным населением вокруг своего солнца (цикл сезонов). Размеры групп, адекватно воспринимаемых индивидом на разных фазах онтогенеза, составляют 0, КПК0, КПК0.5, КПК, КПК1.5 и КПК2 разумных существ соответственно.

6. Данные Данбара о росте размеров круга прямой коммуникации в процессе эволюции гомининов [169], так же как теория интеллектуального разума [186] нуждаются в существенной коррекции. Основанием коррекции является постоянство радиуса потенциальных социальных взаимоотношений (то есть КПК) у всех высших животных и - более широко - у всех позвоночных. У разных видов позвоночных животных различается лишь интенсивность контактов между особями в режиме прямой коммуникации, но не количество особей, способных адекватно вопринимать поведение друг друга в этом режиме (или, что то же самое, в режиме реального времени). В частности, выводы Данбара о росте размеров круга прямой коммуникации в процессе эволюции гоминидов неверны - менялась (а именно возрастала) лишь интенсивность обмена информацией при прямых контактах.

 

Методы.

Сущность обобщающих теорий заключается в том, что в одну объяснительную схему интегрируются несколько существенных фактов и концепций, которые ранее рассматривались изолированно друг от друга [232]. Особое преимущество таких теорий заключается в том, что интеграция разных фактов и концепций позволяет взаимно уточнить содержание этих фактов и концепций. Ниже сводятся в единую систему компоненты таких фундаментальных концепций развития человека, как Гегелевская диалектика возрастов жизни [26, т.3, с.78-92], теория И.П.Павлова о типах нервной системы и связанных с ними темпераментах [85], теория иерархии доминирующих потребностей А.Маслоу [209] и экологическая теория У.Бронфенбреннера [146]. Это сопоставление позволяет содержательно уточнить представления, составившие основу названных теорий и установить законы пространственно-временной динамики социализации человека.

 

1.Последовательность формирования типов нервной системы и темпераментов.

Разные особенности нервной системы формируются в разные периоды онтогенеза. Я полагаю, что та или иная особенность сложившейся нервной системы (и соответственно темперамента как общего стиля поведения) свидетельствует о репрессии естественной активности индивида в некоторый период онтогенеза. Сложившиеся в результате репрессии особенности работе ЦНС и наблюдаются как особенности общего стиля поведения, то есть особенности темперамента.

И.П.Павлов описал четыре типа ЦНС – центральный тип в двух формах (активной и спокойной) и два крайних типа (возбудимый и тормозимый). Четыре типа темперамента он связал с этими четырьмя типами нервной системы. Согласно И.П.Павлову, возбудимому типу ЦНС соответствует холерический темперамент, а тормозимому типу - меланхолический темперамент. Что касается двух форм центрального типа, то спокойной форме ЦНС соответствуют  флегматический темперамент, а активной форме ЦНС - сангвинический темперамент [85].

Относительные различия двух форм центрального типа, как и различия двух неустойчивых типов позволяют однозначно установить соответствие между периодами репрессии развития индивида с одной стороны и типами нервной системы (и темпераментами) с другой.

Неустойчивые типы нервной системы свидетельствуют о подавлении активности индивида на самых ранних стадиях его развития, когда закладываются основы психики индивида. Другими словами, именно репрессия на ранних этапах развития приводит к сложению неустойчивой ЦНС. Тем самым меланхолический и холерический типы нервной системы формируются в период, предшествующий периоду формирования флегматического и сангвинического типов нервной системы.

Меланхолический тип нервной системы является не только неустойчивым, но в отличие от холерического еще и слабым, что свидетельствует о репрессии активности индивида на самой ранней стадии онтогенеза. Это означает, что период формирования меланхолического темперамента предшествует периоду формирования холерического темперамента.

Если сравнивать другую пару темпераментов (флегматический и сангвинический), то первый из них отличается от второго преобладанием торможения. Я полагаю, что торможение является признаком подавления поисковой активности. У индивида-флегматика она подавлялась, а у индивида-сангвиника развивалась нормально. Это означает, флегматический темперамент формируется в тот период времени, который предшествует формированию сангвинического темперамента.

Таким образом, имеет место следующая динамика:

- репрессия в первый период деформируют самые основания восприятия окружающего мира и стимулируют формирование слабого неуравновешенного типа (меланхолик);

- репрессия во второй период после благоприятных условий в первом формируют образ враждебного и всегда опасного мира вокруг одиночки и стимулируют развитие сильного неуравновешенного типа (холерик);

- репрессия в третий период отбивают охоту к активному поисковому поведению и способствуют формированию сильного и устойчивого типа нервных систем с преобладанием торможения (флегматик);

- репрессия в четвертый период – это репрессия после благоприятных условий первых трех периодов, поэтому она наносит наименьший урон индивиду с точки зрения конечных целей его самоутверждения. Эта репрессия есть следствие конкуренции вполне самостоятельных особей за ресурсы воспроизводства потомства и потому она способствуют формированию устойчивого, уравновешенного, но очень подвижного (оппортунистического) типа нервной системы (сангвиник).

Сочетание репрессий в разные периоды приведет к формированию смешанных типов поведения.

Нетрудно определить, каким образом эта динамика связана с размерами группы.

По мере развития индивида увеличивается размер круга его потенциальных социальных взаимодействий [170]. Как было показано ранее, в режиме реального времени зрелый человек способен адекватно воспринимать поведение примерно 100 индивидов, что соответствует размерам минимального изолята.

Я полагаю, что размеры минимального изолята у всех животных, обладающих ЦНС, составляют примерно 100 индивидов. Это следует из оценок размеров дема - наименьшей субпопуляции, играющей важную роль в процессах эволюции (подробнее см. разделы 1.1 и 1.6). Другими словами, на четвертой фазе онтогенеза размер группы индивидов, поведение которых один индивид в состоянии адекватно воспринимать в режиме реального времени (то есть размер "референтной группы") составляет порядка 100 индивидов. Именно на четвертой стадии наступает половая зрелость и животные становятся способными обеспечивать воспроизводство своего вида.

Оценки размеров РК для первых трех фаз онтогенеза любых животных нетрудно получить, опираясь на периодизационную схему Р.Трайверса [236; 237].

В первое время после рождения индивида размеры группы равны нулю, потому что в этот период детеныш не отделяет себя от окружающего мира вообще и от матери в частности. Во второй период он составляет единицу, потому что это первый период относительно самостоятельного поведения, когда индивид учится адекватно воспринимать свои собственные произвольные действия. Что касается третьей фазы онтогенеза, то я полагаю, что размеры "референтной группы" во время самостоятельного активного развития индивида должны возрастать пропорционально от одного периода к другому, то есть должны составлять среднее геометрическое между предыдущей и последующей оценками. Так как в четвертый период онтогенеза размер группы составляет порядка 100 индивидов, а во второй период порядка 1 индивида, то в третий он должен составить порядка 10 индивидов.

 

2.Последовательность формирования экологической иерархии систем развития индивида.

У.Бронфенбреннер выделяет четыре вида систем, определяющих все более широкий пространственный контекст развития индивида: микросистему, мезосистему, экзосистему и макросистему. "Микросистема представляет собой систему отношений между развивающейся личностью и его окружением в месте его текущего расположения"; "мезосистема включает отношения между развивающейся личностью и основными точками…его непосредственного расположения…В целом, говоря коротко, мезосистема есть система микросистем"; третий круг экологической модели У.Бронфенбреннера – это экзосистема событий, действующих на пространство существования индивида и четвертый круг – это макросистема, представляющая отношения в обществе в целом. "Макросистема относится к наиболее общим образцам культуры и субкультуры, …конкретные проявления которых и есть микро-, мезо- и экзосистемы." [146].

Я полагаю, что макросистема соответствует тому максимальному масштабу культуры, который только возможен, то есть макросистема ассоциирована с процессами существования самодостаточной социальной реальности, имеющими место в саморазвивающихся сообществах размером порядка 104 человек и более. В таких системах управление осуществляется не в режиме прямой коммуникации между всеми людьми, а с помощью особого аппарата управления, опосредующего властный контроль на основе культурной информации. В частности, именно в результате этих процессов родились феномены "городской революции" и локальной цивилизации.

Общим законом роста размеров социального пространства человеческих обществ является примерно 3-кратный или 10-кратный рост (подробнее см. главу 1). В силу принципа экономии я считаю возможным постулировать, что микро-, мезо-, экзо- и макросистема имеют масштаб соответственно порядка 10,102,103 и 104 человек соответственно (или, точнее, КПК0.5, КПК, КПК1.5 и КПК2 индивидов).

 

3.Последовательность формирования возрастов жизни индивида и оценка предельной продолжительности жизни.

Последовательность формирования возрастов жизни нетрудно оценить на основе данных о 15-летних периоде юности и 30-летнем периоде зрелости, описанных Х.Ортега-и-Гассетом [82].

Как уже не раз отмечалось ранее, один год жизни есть некоторая неразделимая социокультурная целостность, из которой строятся все периоды жизни человека. Поэтому в соответствии с логикой формирования возрастов жизни и их влияния на психофизиологическое развитие индивида первый год должен быть периодом становления основного состояния первого полного цикла жизни, который в соответствии с логикой закона отрицания отрицания должен длиться два года. Также известно, что "только с конца второго года ребенок готов накапливать опыт и направлять развитие критического процесса <своего> превращения в самостоятельное существо", то есть отделяет себя от окружающего мира [170]. Этот переход к определенной автономии Э.Эриксон выделил в качестве второго этапа жизни [там же]. С точки зрения развиваемых в данной работе представлений о динамике социальных процессов этот момент есть момент завершения первого возраста жизни и соответственно время сложения условий для последующего развития.

Последующую логику выстраивания возрастов жизни определяет динамика чередования юности (примерный возраст индивидов 15-30 лет) и зрелости (примерный возраст индивидов 30-60 лет). Ради точности заметим, что (как было показано ранее в настоящем исследовании) номинальная длительность юности и зрелости составляет 16 и 32 года соответственно. Поэтому юности соответствует возраст 17-32 года, а зрелости – 33-64 года.

В целом указанной динамике социализации удовлетворяет только один вариант системы возрастов жизни человека: 2-2-4-8-16-32-(64) года.

Эта система возрастов жизни и есть временнáя динамика процесса социализации, при этом старость тоже является периодом социализации - но особого типа.

Что касается пространственной динамики социализации, то в соответствии с описанными ранее особенностями организации человеческих групп и обществ, минимальные размеры сообщества, функционирование которого должно адекватно оценивается индивидом, меняются от одного возраста жизни к другому как 0, КПК0, КПК0.5, КПК1, КПК1.5, КПК2 и (КПК2→0) человек соответственно. По ходу последнего возраста жизни (64-128 лет) имеет место угасание активности и прекращение социального функционирования.

Кстати заметим, что использование Э.Эриксоном терминов "психофизиологического" характера для обозначения возрастов жизни ("игровой возраст" и "школьный возраст" [170]) представляется не совсем удачным. Важнейшим отражением пространственно-временных закономерностей социализации является скорее размер группы, чем конкретные формы собственно психофизиологической активности, которые могут (по крайней мере теоретически) варьировать от культуры к культуре; поэтому названия возрастов лучше всего сделать нейтральными, например младенчество, первое детство, второе детство, подростковый возраст, юность, зрелость, старость.

В соответствии с описанной системой возрастов жизни (или, что то же самое, периодов социализации) идеально-типическая продолжительность активной жизни индивида составляет 64 года, а полная идеально-типическая продолжительность жизни может достигать 128 лет. Более детально система возрастов жизни рассматривается в разделе 3.1.

Теоретически очевидно, что в процессе эволюции высших животных идеально-типическая схема социализации должна была меняться от четырехстадийной (в том числе от животно-подобной системы возрастов жизни 2-2-4-8 (лет) с ориентировочной максимальной продолжительностью жизни в 32 года) через промежуточную систему 2-2-4-8-16 (лет) с ориентировочной максимальной продолжительностью до 64 лет к современной цивилизационной системе возрастов жизни 2-2-4-8-16-32 (лет) с максимальной продолжительностью жизни в 128 лет. Подчеркнем, что это именно идеально-типическая схема, разные варианты формирования которой должны использоваться для анализа онтогенеза высших животных вообще и человека в частности.

Также очевидно, что преимущества длительного периода социализации проявляются только в случае длительного периода зрелости, когда долгое развитие приносит устойчивые плоды, например, способствует созданию искусственной материальной реальности. Тем самым удлинение ранних этапов социализации могло происходить только в условиях достаточно большой максимальной продолжительности жизни. Поэтому схемы возрастов жизни, близкие к 2-2-4-8 или 2-2-4-8-16 (лет) (в обоих случаях половая зрелость наступает на рубеже между предпоследним и последним периодами), могли формироваться только в исключительных условиях; соответствующие виды животных должны занимать специфические экологические ниши, свойственные только К-стратегам.

Нетрудно видеть, что некоторые крупные наземные и водные млекопитающиеся вполне могут принадлежать к типу с промежуточной социализацией, то есть обладают сложной системой социализации, близкой к схеме 2-2-4-8-16 (лет) (условно говоря, 1-2-2-4-10 или 1-2-3-6-20 (лет)), но измененной за счет более раннего срока наступления половой зрелости, и должны демонстрировать соответствующие когнитивные способности. По-видимому, еще более распространенными (по сравнению с идеально-типической схемой) должны быть варианты с еще более короткими первыми периодами онтогенеза, соответствующими еще более ускоренному половому созреванию, когда длительность первых периодов резко ограничена за счет одного-двух последних, длительность которых увеличивается не вдвое, а в бóльшее число раз, например 0.2-0.5-0.5-2-5, и когда основной вклад в воспроизводство собственного вида делается в пятый, последний период жизни, формально соответствующий периоду юности у человека, а до шестого периода (соответствующего зрелости человека) доживают единицы и эта зрелость оказывается краткой и быстро переходит в старость.

Можно представить себе (чисто теоретически), что эволюция не раз могла создавать формы жизни, приближавшиеся к типам социализации 2-2-4-8 и 2-2-4-8-16 (лет), но только способность к созданию форм опосредованной коммуникации (то есть тип социализации согласно схеме 2-2-4-8-16-32 года или очень близкий) привела очередной вид к подлинному триумфу. Теперь индивиды могли создавать искусственную материальную реальность, почти полностью заменяющую естественный природный мир. И хотя во всей своей полноте такого рода деятельность доступна лишь весьма возрастным индивидам 33-64 лет, выгоды от нее получают индивиды всех возрастов. (В частности, именно эти выгоды способствовали появлению таких форм социализации индивидов, которые специфичны для возрастов после 65 лет.)

Рождение развитой системы форм опосредованной коммуникации не имело какого-либо влияния на размеры круга прямой коммуникации. Размеры КПК остались неизменными. Перемены привели лишь к тому, что прямая коммуникация между индивидами стала несопоставимо интенсивнее и насыщеннее благодаря совместному использованию форм прямых и опосредованных контактов. Как уже отмечалось выше, размеры КПК не менялись не только в процессе эволюции гомининов, но и в процессе эволюции высших животных, и что достаточно правдоподобным является утверждение о том, что размеры КПК примерно одинаковы у всех животных, имеющих ЦНС. Дело в том, что параметры ЦНС в первую очередь определяются теми общими возможностями восприятия состояния окружающего пространства, которые обеспечивает трехмерное пространство, наполненное веществом в трех состояниях (твердом, жидком и газобразном) и только во вторую очередь – особенностями экологических ниш того или иного вида. Поэтому такие параметры, как температура, давление (в том числе быстрые перемены давления в виде звука или сотрясений почвы), химическое воздействие (запах и вкус) и прямое тактильное ощущение, являющиеся общими параметрами трехмерного пространства, доступными для оценки со стороны практически всех живых существ с ЦНС, определяют сходство основных возможностей ЦНС по восприятию индивидов своего вида. От видовых особенностей зависит лишь степень активности использования перечисленных возможностей для прямых непосредственных контактов между особями; поэтому меняется лишь степень активности контактов между индивидами, достаточная для адекватного восприятия поведения, но не количество адекватно вопринимаемых особей.

 

4.Иерархия доминирующих потребностей по А.Маслоу.

Младенец обладает многими врожденными навыками и потребностями, но они отличаются от тех потребностей, которые формируются у него в процессе социализации. Поэтому до момента осознания своего отличия от окружающей реальности индивид вообще не должен рассматриваться в терминах обладания какой-либо индивидуальной системой потребностей. Я полагаю, что формирование иерархии основных потребностей индивида как самостоятельного индивида начинается только после завершения периода младенчества. Собственно говоря, говорить об актуализации той или иной потребности можно только тогда, когда человек начинает действовать, воспринимая себя самого в качестве относительно автономного от окружающей среды субъекта деятельности. Поэтому иерархия основных потребностей начинает формироваться только с началом второго возраста жизни. По мере последовательного приобретения качественно новых способностей к социальной деятельности индивид переживает периоды жизни, последовательно отличающиеся друг от друга своей основной мотивацией.

Эту сложившуюся в результате социализации систему мотивации деятельности А.Маслоу описал в терминах иерархии доминирующих потребностей. Пять уровней иерархии отражают пять наборов основных целей; актуализация каждого следующего набора возможна лишь после того, как реализованы потребности нижележащих уровней. Пять уровней (начиная с самого нижнего) можно коротко обозначить как физиологический, безопасности, любви, уважения и самореализации [70; 209]:

- физиологические потребности – еда, сон, движение, секс, убежище от жары и холода – есть обеспечение биологических условий существования индивида,

- потребности в безопасности (экзистенциальные потребности)- укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день,

- любовь – принадлежность к определенной группе или обществу, в которых с индивидом считаются, это потребность во внимании к себе,

- уважение – это признание среди "значимых других", возможность не всегда подчиняться "общепринятым мнениям"; возможность следовать только собственным чувствам в восприятии и осознании мира,

- самореализация – это творческое самовыражение, интенсивная духовная жизнь.

Я считаю, что при всей своей сущностной целостности данная иерархия несет на себе очевидный отпечаток меняющихся размеров человеческого пространства, важного для реализации того или иного набора целей. Другими словами, условием реализации этих потребностей является ориентация индивида на социокультурные особенности последовательно расширяющегося "человеческого пространства" – от порядка 1 до порядка 10000 индивидов.

Нижний биологический уровень – это абсолютная единичность индивида как такового; на этом уровне для индивида в некотором смысле не существует других людей.

Второй, экзистенциальный уровень – это начало осознания себя в ином сознании, то есть отделение себя от других сознаний и знание о существовании последних. Это переходное состояние к самоутверждению среди других.

Третий уровень – это потребность в насыщенности своего круга прямой коммуникации человеческими контактами; соответствующий масштаб человеческого пространства – это КПК.

Четвертый уровень – престижные потребности, то есть своеобразное повторение второго уровня, но только внутри рутины человеческих отношений.

Пятый уровень – это уровень потенциальной принадлежности ко всей целостности и всему разнообразию человеческого пространства, то есть способность полноценно функционировать в динамичной среде самодостаточной социокультурной реальности, когда человеческое пространство имеет размеры не менее КПК2.

Теоретически очевидно, что в силу известной однородности отношения разных наборов доминирующих потребностей внутри иерархии размеры "человеческого пространства" разных уровней составляют КПК0, КПК0.5, КПК1, КПК1.5, КПК2 индивидов соответственно.

Пять описанных А.Маслоу уровней не являются обязательной принадлежностью каждого человека. Восхождение от третьего уровня к четвертому и от четвертого к пятому требует специфической умственной деятельности, увязанной с систематическим участием в процессах опосредованной коммуникации. Поэтому восхождение от уровня к уровню не является обязательным и заметная часть людей в процессе своей социализации фактически не продвигаются выше третьего уровня, несмотря на долгую жизнь. Можно предположить, что в силу особенностей пространственной организации человеческих обществ (и соответственно возможностей практического освоения этой деятельности) не более 10% людей в состоянии подняться до пятого уровня иерархии потребностей и не более трети - до четвертого. Эти оценки отражают не столько проблему врожденных или навязанных со стороны среды качеств личности конкретного человека, сколько проблему личного выбора и участия в соответствующих видах деятельности в рамках иерархизованного социального пространства, когда в состав верхушки власти не может входить больше 1% населения, а в состав управляющей субсистемы - более 10% населения (эмпирические оценки - не более 2% и не более 10% населения соответственно [16, т.2, с.468-481; 10, с.169, 175-177]). В такой системе в соответствии с эволюционным принципом Красной королевы, описывающим конкуренцию разных видов ("беги изо всех сил, чтобы сохранить свое место среди других участников эволюционной гонки"), даже если 100% населения по своим способностям потенциально пригодны к реализации пятого уровня потребностей, сама по себе система иерархических отношений в обществе не допустит всех до подобного типа активности, хотя и не сможет ограничить самореализацию до минимально требуемого системой уровня, потому что за счет активности "пионерного" типа такая активность доступна примерно для 10% населения. Поскольку активность, соответствующая третьему уровню иерархии доминирующих потребностей, доступна 100% населения, то в соответствии с логикой геометрически среднего четвертый уровень доступен примерно трети членов сообщества.

По сравнению с человеком устойчивое восхождение животных по иерархии доминирующих потребностей останавливается преимущественно на третьем уровне. Только у некоторых высших животных это восхождение не прекращается на третьем уровне и устойчиво длится до четвертого. Другими словами, между "бессловестными и неразумными" животным и "разумным" человеком есть промежуточный уровень, который доступен некоторым животным, но оказывается недостижимым для некоторой части людей. Это исключительный по силе и значению для эволюции динамический эффект, заново перетасовывающий каждую популяцию (точнее, каждый дем) животных в каждом поколении и предоставляющий каждому индивиду возможность реализоваться по-максимуму. Даже придуманный людьми Бог не обладает такой силой.

Адекватное понимание данного положения дел позволяет осознать подлинные причины тех социально-экологических и социально-этических проблем, с которыми сталкиваются разные группы людей (разные социальные виды) как в своем существовании среди других подобных групп, так и в своем существовании среди других биологических видов.

 

5.Заключение.

Содержательная взаимосвязь теорий Павлова, Бронфенбреннера, Маслоу с концепцией возрастов социализации позволяет рассматривать предложенную в настоящей работе теорию возрастов жизни как единую теорию социализации, описывающую закономерности развития и формирования любого автохтонного разума и включающую теории Павлова, Бронфенбреннера, Маслоу и других исследователей на правах составных частей единой (unified) теории социализации.

Новая теория социализации позволяет достаточно точно определить образ жизни разумных существ на других планетах и в первую очередь их физиологические и экологические характеристики, так же как параметры их цивилизационного развития. Процесс социализации, требуемый для формирования и существования разумного существа, может быть реализован только антропоморфными двуполыми индивидами с эндогенным скелетом, сформировавшимися на суше в результате дарвиновской эволюции и освоившими прямохождение. Типичные рост, вес, продолжительность жизни и другие характеристики этих живых существ отличаются от кроманьонца в среднем не более, чем на 30-50%, то есть отличие не превышает отличий между крайними характеристиками разных популяций живущих сейчас на Земле людей (по некоторым параметрам это отличие является двукратным). Если любознательный читатель хотел бы представить себе, как примерно могут выглядеть разумные существа на других планетах, ему достаточно присмотреться к разнообразию тех народов, которые населяли и населяют нашу Землю.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.