Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Одиссей. Человек в истории. 1990г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

В. И. Павлов. ПРЕДПОЧТЕНИЕ - ПРОГРЕССИВНОМУ ИНДИВИДУ

Корректнее обозначить эту проблему как «типология индивида и массового индивидуального сознания в различные стадиально-формационные эпохи и в разных культурных (цивилизованных) средах».

Сразу же отмечу, что у отдельных исследователей могут быть разные представления о содержании понятий «индивид» и «личность» (тем более что одно из них международное, а другое русское). Например, в своем понятийном инструментарии первому я придаю преимущественно абстрактно-философское значение, а второму — более конкретное, социально-психологическое. Сопоставлять «индивидуальность» и «личность» вообще затруднительно, ибо первая — качественная характеристика «индивида», т. е. иная категория, несопоставимая с «личностью».

Общих критериев («мер») для выделения («поисков») индивидуального, полагаю, во всех эпохах и обществах было три. Первый: наличие личностей, осознанно недовольных социальной ситуацией (как с консервативных, так и с прогрессивных позиций). Второй: прогрессивному индивиду присуще то, что «он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. 1. С. 476). Третий: место и эффективность воздействия индивида на ход истории в конечном счете определяется, помимо личных качеств, его способностью воздействовать в нужном направлении на массовое сознание.

В этой связи типология исторического творчества «исключительного человека» имеет бесчисленные конкретные варианты, из коих три принципиально типовые в смысле стимула исторического движения: первый — исключительная личность нацелена с той или иной степенью понимания избранной перспективы на поступательное движение; второй — таковая же личность не меньшего масштаба поворачивает ход истории на попятный путь (таких деятелей было особенно много на Востоке, хотя бы Чингисхан и ему подобные, пусть меньших масштабов, завоеватели, которые использовали более архаичные системы Азии против относительно передовых, включая европейские) ; третий — исключительная личность ищет компромисса между поступательными движениями своего общества и его традиционной инерцией (позволю себе назвать Наполеона).

Мы отдаем понятное предпочтение личности первого типа, особенно если она сумела сплотить вокруг себя индивидов со способностью к соответствующим деяниям и их мировоззренческими мотивациями. Вместе с тем для извлечения фундаментальных теоретических уроков из исторической практики столь же необходим объективный анализ исключительных личностей второго и третьего типов и их сподвижников. Без такого анализа не обойтись в первую очередь историкам Востока, где затруднительно обнаружить крупномасштабную личность первого типа, во всяком случае в новое и новейшее время.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история
Список тегов:
личность в истории 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.