Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Непомнящий Н., Кривцов Н. Доисторическая Европа
Стоунхендж
О Стоунхендже слышали почти все. Это не самое крупное из мегалитических сооружений, но изысканно сложная композиция из сотен огромных каменных глыб, сохранившаяся в южной Англии, вне сомнения самое эффектное среди древних памятников.
Поначалу можно было бы представить такую картину: впрягшись в длинные канаты, вереница древних британцев тянет к месту балку или один из могучих столбов. Важнее, наверное, ощутить масштаб строительной площадки, когда Стоунхендж в очередной раз менял свою форму. Крупный портал уже собран, и насыпи, по которым втягивали наверх колоссальную каменную балку, почти убраны. Мастер, стоящий на шатких подмостках, обтесывает (точнее, сказать, оббивает) «зуб», который должен войти в паз на ниж-
СТОУНХЕНДЖ 163
ней стороне балки-плиты — ее уже обрабатывают каменотесы... Череда людей тянет на деревянных валках еще одну каменную глыбу от пристани на реке Эйвон...
Исследования 60-х годов попытались доказать то, что многие историки архитектуры подозревали всегда: по крайней мере последний по времени этап реконструкции Стоунхенджа осуществлялся под руководством... зодчего с Крита или из Микен.
Как мы уже говорили, это не самое большое из «доисторических» сооружений Европы, но самое знаменитое. Его создание долгое время приписывали друидам — полулегендарным жрецам древних кельтов, о которых весьма вскользь упоминают римские историки, начиная с Юлия Цезаря и кончая Тацитом. Когда английский король Яков I отправил своего придворного архитектора Иниго Джонса на равнину Солсбери, чтобы проверить слухи о стоявшем там « замке», тот был по трясен. Опытный зодчи й , Джон с н е мог сразу же не оценить работу неведомых предшественников. Чуть моложе Шекспира, Джонс бывал в южной Франции и Италии, видел могучие руины римских построек, и сомнений для него не было — это могли построить только римляне.
В самом деле, над плоской равниной стояли и лежали добрых полторы сотни огромных камней, из которых самый маленький — в рост человека. ( Вообще-то на этой равнине тесновато: совсем близко — Уиндмилл-хилл, чуть дальше — огромный круговой ров, вал и круг из камней, внутри которого поместилась целая деревня Эйв-бери, а в 50-е годы XX века аэросъемка обнаружила в 3 км еще и Вудхендж — вросшие в землю остатки концентрических кругов, образованных толстыми дубовыми бревнами.)
Хотя многие камни упали и вросли в землю наполовину, опытный глаз архитектора мгновенно выявил композицию из нескольких концентрических кругов. Внешний круг составляли почти пяти-
164
165
метровые камни, расставленные так, что промежуток между ними немногим превышал метр. С одного каменного столба на другой были перекинуты каменные балки, так что образовалось почти целое в то время кольцо. Там, где в нескольких местах балки рухнули на землю, Джонс заметил, что в них были глубокие «гнезда», а над концом столба поднимался каменный «зуб».
Пройдя кольцо и еще одно, Джонс остановился перед эффектной сценой: пять мощных порталов выстроились подковой вокруг низкого камня, напоминавшего алтарь, при этом с обоих краев к центру «подковы» высота ворот нарастала. К счастью для науки, Джонс как любой уважающий себя архитектор, не ограничился записью впечатлений, а сделал ряд зарисовок. К счастью — потому что он был одним из последних, кто видел Стоунхендж почти в первозданном виде. В 1620 году самый высокий портал рухнул на «алтарь»; в страшную бурную ночь 3 января 1797 года обрушился еще один; одна за другой падали балки внешнего кольца... памятник неведомого народа разрушался.
Постепенно исчезла из глаз прямая как стрела дорога, тянувшаяся почти на полкилометра во времена Иниго Джонса, но время ничего не могло поделать с огромным камнем, торчащим в центре этой дороги всего в 70 метрах от внешнего кольца. Камень этот с незапамятных времен имел имя Хеле, и давным-давно заметили, что он лежит точно на оси центральной «подковы» и ее «алтаря» и что 22 июня, в день летнего солнцестояния, дневное светило поднимается почти точно из-за камня Хеле, если смотреть из центра Стоунхенджа.
Почти точно, но не совсем. И вот в 1901 году сэру Норману Лой-керу, астроному и члену Королевской академии наук, пришло в голову подсчитать, в какое время солнце могло вставать точно над Хеле. (Уже в наше время астрономы Дж. Хокинс и Дж. Уайт доказа-
ли, что расположение каменных порталов Стоунхенджа могло позволять делать многие астрономические наблюдения, и сам Стоун-хендж мог быть обсерваторией.)
Известно, что с ходом времени земная ось совершает легкие колебания, смещающие запад и восток, — оставалось углубиться в расчеты. Лойкер заключил: ось, соединяющая самый центр «алтаря» и центр Хеле, указывала на восход в период между 1900 и 1500 годами до н.э. В 1950 году расчет блестяще подтвердился: радиоуглеродный анализ дал дату 1347+275 лет. Та же техника астрономических расчетов помогла уточнить время сооружения египетских пирамид и восстановить точную хронологию династий. И миф о друидах, и римская легенда мгновенно отпали. Не будем тратить время на перечисление всех фантазий, какие возникали по поводу Стоунхенджа и до подсчетов Лойкера, и после (и сейчас известны две «секты» выдумщиков, из которых одна по-прежнему свято убеждена, что Стоунхендж — дело рук космических пришельцев, а другая приписывает все жителям Атлантиды). Раскопки дали более интригующие результаты.
Во-первых, еще в 1920 году выяснили, что Стоунхендж перестраивали — обнаружилось кольцо глубоких ям на пустом пространстве между уцелевшими кольцами камней.
Во-вторых, через несколько лет геологи, заинтересовавшиеся тем, откуда взяты камни для строительства, обнаружили, что лишь часть глыб вырублена поблизости. Камень для алтаря, как оказа-
166
лось, доставлен сюда из Мильфорд-Хейвена (почти полсотни километров в сторону), а вот голубоватые столбы двух колец вне всякого сомнения могли быть привезены только из одного места. Это место — гряда Пресцелли в графстве Пемброкшир, в южном Уэльсе: отсюда до Стоунхенджа 250 км по прямой!
В 50-е годы раскопки возобновились под руководством замечательного археолога Стюарта Пиггота (он мудро оставил нетронутой почти половину площади Стоунхенджа — для будущих поколений ученых, которые будут располагать еще более тонкой техникой исследований).
Теперь мы уже точно знаем, что Стоунхендж перестраивали трижды в течение 200—400 лет: не правда ли, это не слишком похоже на образ медленно развивающегося «примитивного» общества, который еще полвека назад казался таким очевидным...
Итак, первый Стоунхендж построен где-то около 1800 года, то есть одновременно с большим дворцом в Кноссе, что на Крите. Видно, что камень Хеле, сидевший в грунте уже долгие тысячелетия, прошедшие с последнего оледенения, стал опорой для композиции. Центр огромного круга лежит на оси солнцестояния, но ничем заметным не выделен. Сам же круг образован мощными порталами: два вертикальных блока и потолочная балка, которые выглядят так, словно великаны окружили пустую площадку, глядя на невидимую, но очень важную точку, ее центр. Вокруг каменного круга есть еще один. Это кольцевой ров и вал, разорванные им в одном лишь месте — там, где лежит камень Хеле. Заметим, что все камни Стоунхенджа-I происходят из местных каменоломен.
Второй Стоунхендж выглядит совсем иначе, вернее, он дважды выглядел иначе, потому что лет за 20—30 строители дважды меняли замысел. Сначала они собрали круг из голубоватых камней (тех
СТОУНХЕНДЖ 167
самых, из Уэллса), поставив их тесно в пары и перекрыв каждую пару такой же балкой. Теперь казалось, что вокруг центра движется хоровод великанов, уставившихся друг другу в затылок. Почему-то эта композиция не понравилась строителям, и они разобрали порталы, аккуратно выстроив 60 вертикальных камней по кругу.
Сомнений нет, Стоунхендж-II строили люди «бейкеров», осевшие здесь плотной колонией — принадлежавшие им и только им предметы во множестве попадаются во втором слое снизу. Но ведь это указывает нам на то, кто были строителями первого храма под открытым небом. Конечно же, это были те самые миссионеры солнечного культа, которые причалили к берегам острова за одно-два поколения до торговцев-путешественников.
Перепутать невозможно потому, что строители Стоунхенджа-I были типичными доликоцефалами — длинноголовыми северянами, тогда как люди бейкеров — брахицефалами, круглоголовыми средиземноморцами.
Но прошло еще несколько поколений, и Стоунхендж перестраивается вновь. Именно теперь возникла та четырехслойная концентрическая композиция, которую зарисовывал в свой блокнот Иниго Джонс.
Архитектурный профессионализм первых стадий строительства несомненен, но строительством «третьей очереди» мог уже явно руководить только очень изощренный в своем искусстве зодчий (чтобы яснее понять масштаб времени, заметим, что перестройки Московского Кремля или парижского Лувра заняли столько же столетий, не больше и не меньше). «Подкова» из пяти порталов нарастающей к центру высоты — это отточенная художественная идея. Включить в нее подобную по форме «подкову» из камней поменьше (иного цвета), стоящих мощным частоколом вокруг «алтаря», окружить «подкову» снаружи кольцом голубоватых столбов, а это
168
кольцо — еще одним кругом серых порталов, — это работа, которой бы не постыдился ни один из живших в прошлом и живущих сейчас архитекторов планеты.
Вместе с окружающим земляным валом, вместе с камнем Хеле и дорогой, обтекающей его с обеих сторон, вместе с окрестным пейзажем Стоунхендж представляет собой настоящий шедевр искусства, не нуждающийся ни в каких скидках на «доисторическое происхождение».
Кто же он, великий строитель? Самое удивительное, что мы можем ответить на этот вопрос почти точно, но сначала еще немного о самом строительстве. Уже камни Стоунхенджа-I обработаны техникой, которой пользовались египтяне и в те времена, когда у них было множество бронзовых инструментов. Каменный блок не отесывают зубилом (сделать это с излюбленным египтянами гранитом без сверхпрочных стальных инструментов почти невозможно), а обивают тяжелым и очень прочным молотом. Не нужно думать, что это неэффективная техника: студенты Каирского университета опробовали ее не так давно, и оказалось, что не перенапрягаясь, можно сколоть с гранита площадью в квадратный дециметр примерно 1,5 см толщины за один час. Камень Стоунхенджа много мягче гранита, и работа должна была идти довольно споро.
Зубья и гнезда надо было притесывать точно. И вот оказалось, что х отя среди каменн ых мо ло тов , вес которых ко лебался между 12 и 30 кг, не найдено ни крупинки бронзы или меди, строители Стоун-хенджа все же использовали металл. На глубоко ушедшем в землю конце серого камня обнаружилась слабая зеленая черточка, и тонкий химический анализ показал: это след медного орудия. Металл можно было только привезти сюда издалека, и цена его была непомерно высока, чтобы позволить себе потерять или забыть инструмент. Это инструмент с юга, большего мы пока сказать не можем.
Загадка уэлльских голубоватых камней прояснилась довольно быстро, когда анализ аэросъемки и пробные траншеи доказали, что прямая как стрела дорога (первым этот ее отрезок нанес на карту друг Исаака Ньютона Уильям Стакли) сворачивает в полумиле к берегу реки Эйвон. Заметили также, что дорога петляет не случайно. Подобно персидским или римским шоссе, эта дорога проходит по самым пологим уклонам от берега реки до Стоунхенджа. Стало ясно, что строители избрали длинный, но выгодный путь по воде. Каменные блоки стащили к заливу Милфорд-Хейвен, провезли вдоль берега по Бристольскому заливу, вверх по Эйвону до того места, откуда камни можно было тащить по наивыгоднейшему маршруту. Где был накоплен к тому времени наибольший опыт перевозки огромных каменных блоков на большие расстояния по воде? В Египте, там за тысячу лет до Стоунхенджа гранит далекого Асуана перевозили по Нилу к Мемфису, и было это вполне заурядным делом.
170
И тем не менее не египтяне строили Стоунхендж, хотя их опыт был использован архитектором. Как-то вечером один из участников очередной археологической экспедиции заметил, что косой свет выделил на поверхности одного из гигантских блоков съеденные временем гравированные контуры. После всевозможных манипуляций рисунок удалось «проявить» — представьте себе, что вы пытаетесь прочесть на четвертом снизу листке тетради то, что было написано шариковой ручкой на первом, верхнем. Ошибки не было: кто-то вырезал на поверхности камня изображение медного топора и характерный, опознаваемый специалистами с первого взгляда контур крито-микенского кинжала!
Чужое оружие изображали всегда только в руке поверженного врага, в груде добытых в бою трофеев. Нет, перед нами очевидный «автограф». Да и время «подходит» — XVI век до н.э., это расцвет культуры на Крите. Мы знаем, что критские корабли бороздили все Средиземное море, критские колонии были и на сирийской, и на сицилийском берегах, Крит (египтяне называли его Кефтиу) был очень тесно связан с Египтом. Значит, ничего невероятного в этом нет: Стоунхендж-III мог строить архитектор из Кносса или Микен, а посредниками, которые наняли его для работы в далеком северном краю, могли быть люди «бейкеров», бывавшие всюду.
Конечно, перед нами только косвенные свидетельства. Трудно надеяться на то, что мы когда-либо узнаем больше и прочтем, к примеру, письмо или своего рода отчет о творческой командировке. Но даже это нельзя исключить наверное — критское линейное письмо «А» еще не расшифровано. Пока же мы вправе дать некоторую волю фантазии. Вы помните греческий миф о Дедале, который построил для царя Миноса Лабиринт, в таинственной глубине которого жил Минотавр, убитый Тезеем с помощью Ариадны, влю-
СТОУНХЕНДЖ 171
бившейся в заморского героя с первого взгляда? У этого предания есть продолжение, донесенное нам великим Геродотом.
Когда неосторожный сын Дедала Икар погиб в волнах моря, сам Дедал все же сумел бежать от Миноса и достиг Сицилии, где построил для местного царя замечательную крепость. Разгневанный Минос отправился в погоню, безуспешно штурмовал крепость и погиб. Критяне уплыли было домой, но страшный шторм выбросил их корабли на италийский берег — неподалеку от того места, где еще существовали селения Тавольере. Кажется, сварливый изобретатель в конце концов рассорился и с сицилийским владыкой и снова бежал.
А что, если и этот старый миф отражает забытую правду? Ведь нашел же упрямый Шлиман, над которым потешалась тогдашняя ученая Европа, и Трою, и микенские гробницы, держа в руке «Илиаду» и «Одиссею»!
Во всяком случае, хочется верить, что именно Дедал построил Стоунхендж...
Из картотеки неведомого:
Созвездие Орион на бивне мамонта
Самая древняя карта созвездия Орион имеет возраст 30 тысяч лет. На гладкой табличке из бивня мамонта, найденной в 1979 году среди илистых наносов в пещере альпийской долины Ах, немецкие археологи рассмотрели с одной стороны множество мелких насечек, а с другой — человеческую фигуру. Специалистам сразу стало ясно, что нелепая фигурка, нацарапанная на бивне мамонта, представляет собой одно из древнейших изображений человека. Недавно археологи объявили новые данные об
172
этой находке: насечки, на первый взгляд разбросанные хаотически, в действительности точно совпадают с расположением звезд в созвездии Орион.
Радиоуглеродный анализ органических остатков в слое, в котором найден этот необычный предмет, показал, что табличка изготовлена в промежутке между 30-м и 36-м тысячелетиями до нашей эры.
В течение 20 лет исследователи изучали костяную табличку. Фигурка, по-видимому, представляет танцующего или молящегося человека или фантастическое существо, а может быть, божество. По последней теории, высказанной М. Раппенглюком, смысл этого изображения скрыт в его пропорциях и позе. Поднятые руки, расставленные ноги, причем одна короче другой, меч или дубина, висящая на поясе, точно передают относительное расположение звезд в созвездии Орион.
Доктор Раппенглюк применил метод компьютерной симуляции, чтобы выяснить взаимное положение звезд в созвездии Орион в эпоху палеолита. Оказалось, что оно было именно таким, как на рисунке, выполненном 32,5 тысячи лет назад. Кроме того, археолог подсчитал, что количество насечек на другой стороне пластины тоже имеет свое объяснение. 86 точек обозначают 86 дней — разница между продолжительностью беременности у женщины и числом дней в году. Именно в течение 86 дней в году видна на небе самая яркая звезда в созвездии Орион. Можно предположить, что в древней культуре, которой принадлежит рисунок, обожествляли Орион и связывали его с плодородием.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|