Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Шапиро А. Этические категории в монгольской империи эпохи Чингисхана: представление о счастье-благодатиИсторики и этнографы начиная с Геродота обратили внимание, что на социальные отношения, господствующие в обществе, влияют различные объективные условия – природно-географические условия, уровень экономического развития и т.п. Тойнби и ряд других исследователей подчеркивали влияние религиозного фактора на социальную структуру общества. Современные исследователи разрабатывают вопрос о влиянии всевозможных идеологических аспектов на судьбу древних народов. К важнейшим аспектам идеологии относиться представления о добре и зле и счастье, благодати. Накануне эпохи монгольских завоеваний монгольские и татарские племена переживали период постоянной междоусобной борьбы за гегемонию, сражались за право жить с чжурчженями. Коко Цос, в «Сокровенном сказании», так выразил суть той эпохи: «Небо звездное бывало поворачивалось / Вот какая распря шла всенародная На постель тут не ложился / Все добычей поживился / Мать широка земля Содрогалась – вот такая распря шла / Всеязычная...» (С. Ск. §254, С. 183-184) То есть, царило зло, хаос, нестабильность. Перед монгольским обществом стояла задача бороться со злом, победить врагов, восстановить порядок. Поэтому первое условие счастья- благодати – это военное счастье, удача, победа. Уничтожение врагов уменьшало количество зла. Захват добычи быстро увеличивает благосостояние победителей. А материальное благополучие, всегда высоко ценилось, как элемент блага. Поэтому Чингисхан и ответил, что для него счастье – победа. Для установления порядка и обеспечения победы, была необходима организация правильного, иерархично устроенного общества. Где «здесь почетный, челядь там». Установления общественных отношений, основанных на солидарности, родовой взаимопомощи расширенной до уровня огромной империи. О необходимости единства говорила еще основательницы рода Чингисхана Алан-гоа «Вы все пятеро родились из единого чрева моего и подобны вы давешним пяти хворостинкам. Если будете поступать и действовать каждый сам лишь за себя, то легко можете быть сломлены всяким, подобно тем пяти хворостинкам. Если же будете согласны и единодушны, как те связанные в пучок хворостинки, то как можете стать чьей-либо легкой добычей?» (С. Ск. §. 22. С. 81). Великодержавная монгольская имперская идея, указывала путь достижения счастья -благодати. Её цель - установление мирового порядка, основанного на иерархическом мироустройстве, которое обеспечивало стабильность и процветание для монголов. Агрессивные войны во имя этой идеи были для монголов благом. Они снижали социальную напряженность, сплачивали общество, и способствовали внутренней стабильности, выводя хаос на внешний мир. Представления об этических категориях носили сословный характер. Добро это когда знать благоденствует, имеет тучные стада, прекрасные пастбища, богатые одежды, когда женщины рожают, детей не опасаясь за их будущее, когда ни кто не может нарушить мира. А кто нарушит должен быть уничтожен, а значит война во имя мира благо. Но естественно, что благодать это только тогда, когда хорошо тебе и твоим близким. Во имя достижения благодати можно уничтожить и ограбить соседей. Добро для монголов эгоистично и этноцентрично. В тех исторических условиях только через иерархический порядок можно было создать элементарные условия для материального благополучия и благодати, так как междоусобные войны центрально-азиатских племен препятствовали не только этому, но и угрожали самоуничтожением монгольских племен. Поэтому данные представления отражали мнение и простых аратов. Небо и земля обеспечивают при достойном и правильном правлении всеобщее благоденствие. *Эпоха завоеваний для монголов была временем становления этнического самосознания, героическим временем. Монгольское общество переживало становление государственности, новых общественных отношений. Монголы вели активную завоевательную политику. В этой исторической обстановке сложились особые представления о нормах поведения - нравственности. Мораль монголов оправдывало социальное неравенство. Об этом ясно говорят древнемонгольские поговорки и пословицы: «Пусть все станет по местам: здесь — почетный; челядь — там». «...Добро человеку быть с головой, а шубе — с воротником». Холопы должны были верно служить своим господам, и даже жертвовать своей жизнью ради них. Это несправедливо, дико для современности и в тоже время, в благополучии господ, была заложена гарантия жизни самих холопов. Политика Чингисхана обеспечивала благополучие монголов. Уничтожались внешние и внутренние враги. Террор был, с их точки зрения, нравственно оправдан. Мир по-монгольски - это отсутствие врагов. Отсюда, идеологическая максима, закрепленная в Великой Ясе - не заключать мира, пока враги не выразят полной покорности. Небо даровало весь мир монголам - значит, те, кто не признал их господства злые народы. Монголы - хозяева мира. Это наполняло их гордостью, делало их заносчивыми. Поэтому они считали необходимым навязывать свои обычаи и ритуалы покоренным народам. Но не веру! (Вспомним судьбу черниговского князя Андрея, который был казнен Батыем за угон лошадей, казнен по Ясе, и его младшего брата, которого принудили насильно жениться по обычаю монголов; князь Михаил был также казнен, за отказ полониться кусту, т.е. духу Чингисхана (ПланоКарпини, 1997. С. 36). Ритуалы, помогали человеку сохранять добрые отношения с высшими силами. Сам термин счастье-благодать показывает, что по представлениям монголов, бытовое, житейское счастье зависят не только от человека, но и от покровительства высших сил, которые в одно мгновение могут разрушить хрупкое житейское счастье. Эти ритуалы, зародившиеся еще в доисторические времена, в новую эпоху продолжали верно хранить благополучие монголов. Путь к счастью лежал и через соблюдение многочисленных ритуалов. Их неукоснительное выполнение давало монголам уверенность и силу и обеспечивало благодать. Поэтому, монголам необходимо было под страхом смерти выполнять все ритуалы. Запрещалось перенимать иноземные обычаи. Великие ханы боролись против ассимиляции монголов в море чужеземных народов и пытались сохранить их степную доблесть. Посольский этикет сводился к выражению покорности к воле великого хана. Коварство и обман на войне, были доблестью. Все, что сокрушит врага – хорошо. Моральные нормы были кодифицированы в Великой Ясе Чингисхана. Он в Ясе закрепил принцип взаимовыручки, солидарности и карал за их нарушение. Жестко карались нарушение религиозных ритуалов. Создатели Ясы понимали, что пороки способствуют увеличению зла, при котором наступает хаос. Роль Ясы Чингисхана трудно переоценить, в ней зафиксирован моральный кодекс монголов эпохи войн. Дикие и непонятные для европейцев нормы поведения восходят к особенностям кочевого быта и более низкому уровню социально-экономического развития. Монголы создали особый, свой вариант системы ценностей, которая была характерна для евразийских кочевых народов героической эпохи. Для этого времени характерен культ воинской доблести и этноцентризм (точнее, даже, племенной центризм) и поощрялась жестокость к врагу, культивировалось мстительность к «обидчикам». Поощрение доблести и солидарности, монголам, сплотило монгольское общество. Понятие «гуманность» отсутствовало в монгольском обществе, Прежде всего, необходимо было просто выжить, и уничтожить врагов. Говоря современным политическим языком, монголы были националисты. Их мораль - «монголы превыше всего». После изучения нравов монголов и соотнесения их с исторической обстановкой, стал более понятен механизм эволюции нравственных норм: Огромную роль на моральные нормы оказывают политические факторы и идеология, они приводят к доминированию нужных для политического момента человеческих качеств (представлений о доблести) и нравственных норм, другие, как не отвечающие задачам эпохи, предаются забвению. Все это ясно показывает изучение нравственных норм эпохи Чингисхана. Обязательными элементами представлений о счастья-благодати в эпоху Чингисхана являлись – мир, порядок и стабильность, благополучие. Понятие «счастье-благодать» включали в себя благополучную жизнь человека и народа в целом, уверенность в будущем. Земное, житейское счастье зависит от Воли Неба, которое и наделяло людей благодатью. Уничтожение зла и его реального воплощения (злых народов) позволяло создать условия для благодати. Непременным условием её было правильное, иерархично устроенное общество, основанное на принципах единства и солидарности. Путь к счастью-благодати лежал через правильные, полезные, а значит добрые поступки, приближающие народ к цели. Для победы и благоденствия были необходимы: жертвенность, мужество, верность и справедливое управление. Поэтому культивировалась доблесть и солидарность среди членов монгольского общества.. С другой стороны, против врагов допускались жестокость и коварство. Религиозные ритуалы обеспечивали монголам связь с высшими силами. Небо наделяло монголов благодатью. Ритуалы были, по своей сути, сакральным этикетом. Представление о счастье - благодати и нормах поведения было сформировано под воздействием специфических природных и исторических условий. Они были своеобразной рефлексией на них. Они сформировали этническую доминанту и нормы поведения монгольского общества. Эти представления оказали немалое влияние на судьбу монгольского народа, сплотили монголов во имя одной цели. Они дали ему силу для создания огромной монгольской империи. Но, с другой стороны, данные представления способствовали тому, что вся энергия (пассинарность) монголов была обращена в агрессию, что истощило силы монголов и привело к распаду империи Чингисхана. Ваш комментарий о книге |
|