Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Моисеева Л. История цивилизаций
Приложение
Словарь
Вводные лекции
Лекция 1
1. Февр Л. Бои за историю. — М., 1991. С.239.
2. Golbach P.H.de. Systeme social. Vol. 1, ch. 14, p. 171.
3. Философский словарь. /Под. ред. И.Т.Фролова. Пятое издание. — М., С.535.
4. Цит. по: см. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М.: Интерпракс. 1994.
5. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.
6. Семенникова Л.А. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М.: Интерпракс, 1994. С. 37.
7. Шпенглер Освальд. Причинность и судьба. Закат Европы — Петербург: Академия, 1923.
8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991. С.85.
9. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. — М., 1995. С.26-27.
10. Платон. Собр. соч. в 4-х т. — М., 1994.
11. Аристотель. Сочинение в 4-х томах. — М., 1976—1984. Т.1. С.315.
12. Там же. Т.4. С.412.
13. См. подробнее: Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995.
14. См. подробнее: Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — Л., 1940. С.115—118.
15. Н.Я. Данилевский родился 28 ноября 1822 г. в с. Оберец, что на Орловщине. Родители его сделали все, чтобы дать сыну наилучшее образование: частный пансион в Москве, знаменитый Царскосельский лицей, физико-математический факультет Петербургского университета. В 1849 г. Данилевский защитил магистерскую диссертацию по кафедре ботаники. Привлекался к аресту по делу Петрашевского. За участие в экспедициях по Волге, Каспийскому и Белому морям и на Ледовитом океане был награжден золотой медалью Русского географического общества. Главные работы «Россия и Европа»(1869) и «Дарвинизм» в 2-х томах. Умер в Тифлисе в 1885 г.
16. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991. С.52.
17. Там же. С.91.
18. Там же. С.97.
19. Правильнее: Теодорих — вождь германского племени остготов. В 493 г. завоевал Италию, создав на Апеннинском полуострове свое королевство со столицей в Равенне.
20. См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991. С. 114 — 125.
21. С 1904 до 1910 г. О.Шпенглер — учитель истории и математики, затем получает наследство и больше не преподает. Спустя некоторое время он выпустил книгу «Закат Европы»(1918), которая и сделала его знаменитостью.
22. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. С.З.
23. Там же. С. 3-4.
24. Там же. С.166.
25. Там же. С.973.
26. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. — М., 1994. С.61.
27. Там же. С. 123-125, 379.
28. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991. С.214.
29. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. — М., 1995.
Лекция 2
1. См. подробнее: Кондорсе Ж.А.Н. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. — М.,1936.
2. Цит. по кн. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. — М.,1995. С.63.
3. Фукуяма Фр. Конец истории?//Вопросы философии. 1990. №3.
4. Там же. С.135.
5. Яспсрс Карл. Смысл и назначение истории. — М.,1991. С. 55,59.
6. Там же. С.73.
7. Писарева Е.Ф. «Елена Петровна Блаватская». Журнал «Вестник». — Женева, 1937 (перепечатан в кн.: Лариса Дмитриева. Тайная Доктрина Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах. — Магнитогорск: Америто-Урал,. 1994).
8. Антонова Т.Ф. Оккультные законы эволюции. — Новосиб. кпижн. изд-во, 1992.
9. Нэф Мэри. Личные мемуары Е.II.Блаватской. — М.: Сфера, 1993.
10. Дмитриева Л. «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в неко
торых понятиях и символах. — Магнитогорск: Амрита-Урал, 1992.
11. Родилась Е.П.Блаватская в 1831г. в Екатеринославлс
(Днепропетровск) в знатной дворянской семье, где «переплелись»
три исторических рода Франции, Германии и России. Род отца вос
ходил к макленбургским князьям; род матери — потомки Юрия
Долгорукого (Рюриковичи). Павел Васильевич Долгорукий женился в 1787 г. на внучке эмигранта-гугенота Бандре дю Плесси. Их дочь Елена Павловна, княжна Долгорукая, была родной бабушкой Елены Петровны и сама воспитала рано осиротевших внучек.
Бабушка была человеком исключительной для того времени учености и доброты. Дедушка, Андрей Михайлович Фадеев, был гене рал-губерпатором Саратова.
Мать, Елена Андреевна, вышла замуж за артиллерийского полковника фон Роттергштейн Гана, была популярной писательницей в сороковые годы XIX в. Рано умерла. В.Г.Белинский высоко отзывался о ее таланте и называл русской Жорж Санд.
Детство Е.П.Блаватской прошло в Саратове и Тифлисе в семье дедушки Фадеева. В 1848 г. она выходит замуж за скромного чиновника для особых поручений Блаватского и через 3 месяца уезжает «скитаться по миру». С 184Я до 1872 г. она побывала в Египте, Афинах, в Малой Азии, попыталась проникнуть в Тибет, едет в Англию, потом в Америку и Индию, затем вторая попытка проникнуть в Тибет, посещает Китай, Японию. Америку, Англию, снова оказывается в Индии через Египет. В 1858 г. появляется в России у своих близких в Одессе и Тифлисе и снова отправляется в Индию и через горы Кумлун v озеро Палти попадает в Тибет.
Самые головокружительные приключения; тяжелое ранение в битве с войсками Гарибальди; в Канаде Елена Петровна живет с индейцами в вигвамах, пока индейские женщины не оскорбляют воровством ее любимых ботинок.
В Новом Орлеане изучает черную магию, скитается по буддийским монастырям в Индии, мерзнет и голодает. Это не было простой забавой: 16 лет она испытывалась па твердость духа для ученичества. Родные давно считали, что ее нет в живых. Ученичество прошло под руководством высших Адептов.
Три тома «Тайной Доктрины» являются комментариями к Станцам «Книги Дзиап», которая существует на планете в одном экземпляре и д^тупна лишь ученику высокого Адепта, который и обнародовал Станцы в конце XIX в. через Блаватскую. До этого они не были известны не только западным умам, но и Востоку.
1рафиня К.Веннету в своем эссе о периоде жизни рядом с Е П. Блаватской писала: «Это была очень сильная женщина, совершив в одиночку такие путешествия. Чтобы узнать иноземные премудрости из первых рук, она изучила более 10 языков».
Девизом жизни Е.П.Блаватской было: «За истину против всего мира». Приняв решение написать «Тайную Доктрину», она записала:
«Отныне начнется мое мученичество: все спириты восстанут на меня, вдобавок к христианам и скептикам».
Знакомство с полковником Г.Олькоттом, который сумел стать ее верным другом и сотрудником, позволило создать в 1875 г. «Теософское общество». Г.Олькотт стал его президентом.
В 1876 г. Е.П.Блаватская начала писать «Разоблаченную Изи-ду», а в 1877 г. она уже была опубликована в Нью-Йорке. Сестра ее, В.ПЖелиховская, пишет, что «.-.мало русских людей читало эти два толстеинейших тома с целыми колонками мельчайших ссылок на писателей всех стран».
«Изида» была высоко оценена. Так, архиепископ армян России Айвазовский писал: «В 2-х томах заключен труд, который мог бы поглотить целую жизнь ученого, а их в 7 месяцев написала женщина».
Владимир Соловьев писал: «Читаю вторую часть «Изиды» и совершенно убежден, что это феномен». Но позже он напишет враждебный памфлет «Разоблаченная Жрица Изиды», который сыграл роковую роль в формировании общественного мнения: в России Е.П.Бла-ватскую совсем не знали. И только благодаря Е.Рерих, которая в 30-х годах перевела ее работы, мы можем теперь познакомиться с ними.
По 16—18 часов в сутки трудилась эта хрупкая женщина, падая в обморок, почти умирала — и снова принималась за работу. Будучи совершенно болыюй, она работала над «Тайной Доктриной» по 20 часов в сутки. Вокруг нее бушевали заговоры, сплетни, масса статей, книг, брошюр выпускались с целью оскорбить ее, обвинить. В убогой комнатке, в обществе лишь верной ей графине Вахтмейстер, униженная, она писала свой главный труд. В мае 1891 г. Блаватская скончалась в своем рабочем кресле с пером в руках. Тело ее было предано сожжению, и пепел разделен на три части: одна хранится в Адьяре в «Теософском обществе» близ Бомбея, другая — в Нью-Йорке, третья — в Лондоне.
12. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. - Смоленск, 1993. Т.1. С.67-68.
13. Там же. С.83.
14. Там же. Т.Н. С.98-99.
15. Там же. С.100.
16. Дмитриева Л. «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах. — Магнитогорск, 1994. Т.Н. С.214.
Тема I
Лекция 1
1. Погребенные царства Китая//Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». — М.: Терра, 1998. С.18 —20.
2. Там же. С.8.
3. Там же. С. 44 — 45.
4. Очерки по истории мировой культуры. — М., 1997. С.56.
5. См.: Флоренский П. Столп и утверждение истины. — М., 1990. Т 1.
6. Конфуций, известный в европейской культуре как Конфуциу (лат.), что является искаженной записью китайского Кун-Фу-цзы, т.е. учитель Куй, а на родине — Кун-цзы, родился в 551 г. до н.э. в древнекитайском царстве Лу (современная провинция Шаньдун) в аристократической семье, бедной, но с богатой родословной. Все сведения о Конфуции собрал знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь.
Предок Конфуция уступил трон младшему брату и довольствовался аристократическим положением. Семейная жизнь отца Шу-лян Хэ сложилась, по понятиям того времени, неудачно: у него было 9 дочерей. Он взял наложницу, которая и родила ему сына Бонн, но он был болезненным. Тогда он женился еще раз, уже в 66 лет, жене было 20 лет. В августе 551 г. до н.э. в пещере глинистого холма, родился Конфуций. Пещера и сейчас существует, превратившись в место паломничества.
Через два года отец умер, вдова была отвергнута всеми, поэтому Конфуций познал нищету и тяжкий труд — человек очень знатного рода и нищий. Книги, учение становятся главным в его жизни, и в 30 лет он открывает частную школу. Формой занятий в этой школе было свободное обсуждение. Он учил четырем вещам: «вэнь» — письменным памятникам; «син» — действиям в жизни; «чжун» — преданности учению, идеям; «синь»— правдивости.
Конфуций совершает паломничество в г. Ли (ныне Лоян) — духовный центр архивов и традиций. Здесь он встретился со своими старшим современником, мудрецом Лао-цзы, который, прощаясь, оставил ему наставления: быть скромным, не осуждать других, не помышлять только о себе. Факт встречи не доказан, но легенда сим-волична: древность в лице Лао-цзы благословила Конфуция.
Только в 51 год он добился признания, стал ближайшим советником правителя (3-м лицом в государстве). Царство Ли при нем процветало, что вызвало обеспокоенность соседей — царства Ци, — и они придумали, как ослабить царство Ли. 80 красивых обученных девушек в 30-ти повозках, запряженных четверками отменных лошадей, были отправлены в дар правителю (у последнего была слабость к красивым девушкам и породистым лошадям). Однако этому подарку воспротивился блюститель правил Конфуций. Правитель во время жертвоприношения специально нарушает ритуал, поставив Конфуция перед выбором: смолчать или покинуть дворец.
Конфуций в знак протеста оставляет свою должность и с несколькими десятками учеников покидает государство Ли в возрасте 55 лет. 14 лет он скитается, Конфуция все слушают охотно, учение его популярно, 1ю только в 64 года ему предлагают высшую должность, от которой Конфуций отказался по моральным причинам: царь занял трон в обход своего отца.
Жизнь между тем наносит Конфуцию жестокие удары: умирают жена, сын, любимый ученик Янь Хуэя. Этого Конфуций пережить не может и умирает на 73-м году жизни, в 479 г. до н-э.
Конец земной жизни — начало славы его учения. Книга «Суждения и беседы» составлена его учениками. По сути вся Дальневосточная цивилизация формировалась на основе учения Конфуция.
7.См. подробнее: Очерки по истории мировой культуры. — М., 1997. 497 с.
8.См.: Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. Учеб. для 10— 11 кл./Под ред. В.И.Уколовой. - М: Дрофа, 1997.
9.См.: Моисеева Л.А. Нововведения в период перехода к рынку: проблемы и решения. — Владивосток, 1998. 252 с.
Лекция 2
1. Иофан Н.А. Культура древней Японии. — М.,1974.
2. Головнин В.М. Записки флота капитана Головкина о пребывании его в плену у японцев. С приобщением замечаний его о Японском государстве и народе. — Хабаровск, 1972.
3. Арутюнов С. Этническая история Японии на рубеже нашей эры//Восточно-азиатский этнографический сборник, Т.П. — М.,1961.
4. Бродский В. Искусство Японии VI —XVI вв.//Всеобщая история искусства, т. 2. — М.,1964.
5. Конрад Н.И. Запад и Восток. — М.,1966; Японский театр// Сб. «Восточный театр». — Л.,1929.
6. Костылев В. Очерки истории Японии. — СПб., 1888.
7. Лупинос СБ. Музыкальное наследие Японии: традиционная модель мира и музыкальное мышление.//Этнос и культура. Сб. научных трудов. — Владивосток: Дальнаука,1994. Канон в музыкальном искусстве и традиционная модель мира//Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность. Тезисы докладов и сообщений. Душанбе, 1990; Ладовое мышление японцев: проблемы этнических контактов//Культура Дальнего Востока. XIX —XX вв. Сб. научных трудов. — Владивосток, 1992 и др.
8. Моисеева Л. А. Нововведения в период перехода к рынку: проблемы и решения. — Владивосток, 1998.
9. Очерки по истории мировой культуры. — М.: STUDIA HISTORICA. 1997. С. 120-122.
10.См.: Грейсон Джексон младший, ОДелл Карла. Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.: Экономика, 1991.
11.Там же. С.288.
12.Тамже. С.288-289.
13.Там же. С.289.
14.Там же. С,292.
15.Эти тенденции были отмечены А.Грамжи в 30-е годы (Gramsci A.Maquiavel, a Politica el Estado Moderno, Civilizacao Brasileira, Rio de Janeiro, 1984, P.375-413).
16.Сравнение организации западных и советской систем производства обстоятельно изложеныв кн.: Kurz R. Der Koilaps der Modernisierung — Vom Zusammenbruch des Kaserncn — Sozialismus zur Krise der Weltokonomie,Vito von Eichborn Verlag,Frankfurt am Mein, 1991.
17.Semler R/ Virando a propria mesa. San Paulo, 1988.
18.Тацуно Ш. Стратегия технополиса. — M.: Прогресс, 1989. С.77-78.
Лекция 3
1.Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — М., 1991. Т.2. С.529.
2.Там же.
З.Тик Хат Хан. Древний путь. Белые облака. По следам Будды. В 2-х т. T.I. C.169.
4.Наталия Рокотова (Е.И. Рерих). Основы Буддизма. — Рига, 1940. Переиздано в 1990 г. в Новосибирске. С.64 —65.
5.Устные традиции говорят, что жил Будда Гаутама 100 лет, а даты — рождения — 621 г. до н.э. и смерти — 543 г. до н.э. — фиксируют его возраст только как учителя.
Место рождения Будды — север Индии, гималайское княжество Непал, владение со столицей Капилавасту. Царский род, из которого происходил Гаутама, — Шакья. Историчность личности Гаутамы Будды доказана. В Пиправе (Непальский Тераи) найдена урна с частью пепла Будды, датированная соответствующей надписью. Найдена также урна с частью реликвий Учителя, положенная царем Канишкой, которую ученые раскопали около Пешавара.
2 619 лет назад (считая от 1998 г., т.е. в 621 г. до н.э.) на севере Индии в первые дни полнолуния мая у царя Шуддходана и его жены Майи родился младенец, которого назвали Гаутама Сиддхарта. («Гау» — «тама» означает: «на Земле — Поднебесный». «Сиддхарта»
переводится как «исполнение всех желаний». Великого Учителя еще именуют так: Гаутама Сиддхарта Шакьямуни принц Капилавасту. «Шакья» — это родовое имя, а «муни» означает «могущественный в милосердии, уединении и безмолвии».)
В 24 года принц Гаутама, с детства оберегаемый отцом и приближенными, тайно покинул свои дворцы, верных слуг, даже любимую жену и сына, что было ему труднее всего, и пошел бродить по миру. Он не взял даже своей одежды — отдал ее своему кучеру в обмен на его одеяние, простое и далеко не новое.
Шесть лет суровой аскетической жизни и медитации позволили ему сделать вывод: «Если можно было бы достичь совершенства освобождения от уз, привязывающих человека к земле, только отказом от мясной пищи и человеческих условий, то слон и корова давно достигли бы его».
29-летним человеком он приобрел истинную мудрость, совершенное знание путем труда, чистейшей жизни, глубочайшего размышления и анализа, колоссального напряжения ума.
В Бодхи-Гайя, в роще на берегу реки — месте, называемом Уру-велла, произошло долгожданное озарение. Не многие последовали за ним после его первой проповеди. Боясь его революционных речей, многие ученики уходили от него.
Н.К. Рерих в книге «Алтай — Гималаи» пишет: «Прожить 80 лет в постоянном учительстве, видеть, как на глазах извращалось учение, понимать, что многие государи и священники принимают учение лишь из своекорыстных соображений... И он сказал: «Идите, нищие, несите спасение и благо пародам». (Н.К.Рерих. «Алтай-Гималаи». - М.: Мысль, 1974. С.67-68.)
Спустя 500 лет, чуть видоизменив, повторит это Христос. В одном слове «нищие» заключена вся программа.
6.Древние индийские минды говорят, что много тысяч лет тому назад у мудреца Васудевы и его жены Деваки родился сам Бог в человеческом облике. Это было в Матхуре, царстве, которым правил двоюродный брат Деваки, коварный и жестокий властитель по имени Канса. Узнав у предсказателя, что он, ненавистный людям тиран, погибнет от руки своего царственного племянника, Канса решил убивать всех рождающихся у Деваки сыновей. Чудом спаслись лишь седьмой ребенок и восьмой. Восьмого, Кришну, немедленно после рождения отец тайно переправил на другой берег широкой реки Ямуны и укрыл в надежном пастушьем семействе.
Взъяренный царь Матхуры, узнав о рождении и исчезновении новорожденного племянника, приказал убить всех младенцев в Матхуре в надежде, что среди них окажется и Кришна Став юношей, Кришна из пастушка со свирелью превратился в могучего воина. Он выполнил свое божественное предназначение — убил демонического тирана и восстановил в Матхуре справедливую власть.
Бесчисленные подвиги и чудеса совершил Кришна, начиная с самого младенчества. Земные дела богочеловека Вишну-Кришны завершаются грандиозной битвой сил Света и Тьмы на поле Курук-шетра и полной победой Кришны над силами зла. Это историческое сражение под названием Махабхарата, т.е. Великая Война бхара-тов стало основной темой всемирно известного эпоса, собранного мудрецом Вьясой в многотомный труд.
Перед сражением на поле Долга—Курукшетра — Кришна дает главному воину этой битвы, князю по имени Арджуна (который был, к тому же, его учеником), Откровение под названием «Бхагаваг Гита», что в переводе с санскрита означает «Господия Тень». («Тень Благослаовенного», «Тень Владыки». «Гита» стала философским стержнем «Махабхараты». Это отдельная, VI глава эпоса.)
7.Цит. по кн.: Дмитриева Л. «Тайная Доктрина»Елены Блават-ской в некоторых понятиях и символах. Часть III. Великие облики учителей и понятие об Агни-йоге. Магнитогорск. — Изд-во «Ам-рита-Урал», 1994.
Тема II
Лекция 1
1. Цит. по: Энциклопедия исчезнувших цивилизаций. Шумер: города Эдема. — М.: Терра, 1997. С. 12.
2. Пятикнижие. Бытие. 2:10.
3. Шумер: города Эдема. - М.: Терра, 1997. С.104.
4. Там же. С. 105.
Лекция 2
1. См. подробнее: Энциклопедия исчезнувших цивилизаций. Египет: земля фараонов. — М., 1997.
2. Виппер Р.Ю., Васильев А.А. История древнего мира, средних веков. — М., Республика, 1994.
Тема III
Лекция 1
1. Инки: владыки золота и наследники славы. — М., 1997. С.70.
Там же. С.71.
Лекция 2
1. Ацтеки: империя крови и величия. — М., 1997. С.9.
2. Там же. С.24.
3. Там же. С.28.
4. Там же. С.29.
5. Там же. С.83.
6. Там же. С.103.
Лекция 3
1. Затерянный мир майя. Энциклопедия исчезнувших цивилизаций. - М.: Терра, 1997. С. 16.
2. Там же. С.20.
3. Стефеис Джон Ллойд родился в 1805 г. в Нью-Йорке, в богатой семье, прекрасно образован. В 20 лет он уже был юристом. Побывал в Греции, России, Палестине, Египте и других странах. Переодевшись в простое платье, он забирался в самые глухие уголки страны, изучая быт и нравы народа. О своих путешествиях написал 4 книги.
На обратном пути в Америку Стефенс на короткое время остановился в Лондоне, где познакомился с художником Фрид ериком Казервудом, образованнейшим и богатым, объездившим всю Европу и Ближний Восток. Они решили вместе издать путеводитель по заброшенным местам Центральной Америки. Стефенсу удалось получить должность представителя США в Юкаатане. Через месяц они были в Копане.
4. Затерянный мир майя. — М., 1997. С.140.
5. Там же. С. 142.
Лекция 4
1. Цит. по: История США: в 4-х т. Т.З. - М., 1979-1985.
2. См. подробнее: Паррингтон Л. Основные течения американской мысли: в 3-х т. — М., 1958—1962.
3. См.: Буретин Д. Трилогия «Американцы». — М., 1990—1994.
Тема IV
Лекция 1
1. Гомер. Илиада, XXII, 311-314. Пер. Н.И.Гнедича. - М.: Терра, 1998.
2. Шлиман Генрих родился в 1822 г. в немецкой деревушке и был одним из шести детей пастора, ребенком мало видел счастья. Его отец пил горькую, в открытую водил шашни с горничной и презрительно обращался с женой. Генрих сразу и навсегда поверил в
Трою и поклялся разыскать и откопать гомеровскую крепость, хотя, много путешествуя по миру, Грецию посетил, лишь когда ему перевалило за сорок.
В 14 лет он был отдан в прислужки, поскольку семья разорилась. В отчаянии от бесконечной черной работы он юнгой отправляется на судне к берегам Южной Америки. В Северном море корабль был застигнут страшным штормом и затонул у берегов Нидерландов. Шлиман чудом уцелел, уцепившись за бочонок, и через несколько часов его подобрала спасательная шлюпка.
Позже он — клерк торговой фирмы в Амстердаме. Успех в делах требовал знания других языков, и Шлиман, не тративший денег на развлечения и роскошь, засиживался до поздней ночи, заучивая длинные столбцы иностранных слов. За 6 месяцев он изучил самостоятельно английский язык, а еще за полгода — французский. Он разработал систему упражнений для чтения и письма, позволяющую овладеть любым языком ровно за шесть недель. И через два года он уже вел из Амстердама переписку с иностранными фирмами на английском, французском, голландском, испанском, итальянском и португальском языках. Он овладел дюжиной языков, выучил и русский.
Шлиман отправляется в Санкт-Петербург по делам фирмы. В 1850 г. он получил известие о смерти младшего брата Людвига в Калифорнии. Убедившись, что у брата ничего не было, Шлиман начал скупать и продавать золотой песок, и за 9 месяцев скопил 400 тысяч долларов — ошеломляющий по тем временам капитал. Он вернулся в Россию и женился на Екатерине Лыжиной, дочери русского купца, родившей ему троих детей.
Разбогатев во время Крымской войны, Шлиман оставался недоволен собой. Он покидает Россию, перебравшись в Дрезден, а затем — в Париж, где в Сорбонне изучает языки. Его жена осталась в Санкт-Петербурге, едва удосуживаясь отвечать на его письма. В 1868 г. он — в Греции, где посещение Пелопоннеса и острова Итаку перевернуло его жизнь.
Не расставаясь с томиком Гомера, Шлиман исследовал холм Гис-сарлык и деревню Бунарбаши, сделал пробы. Но еще 2 года не мог приступить к раскопкам. В 46 лет он развелся с русской женой и женился на 17-летней гречанке Софье Энгастроменос, от которой имел двух детей: дочь он назвал Андромахой, в честь жены Гектора, а сына нарек именем Агамемнон, в честь вождя ахейцев, разрушивших Трою.
Получив «фирман» (разрешение) от турецких властей, ой начинает раскопки Трои, и в мае 1872 г. добирается «до развалин дворца последнего троянского царя, известного у Гомера под именем При ама». Далее были раскопаны Скейские ворота — место, где происходило одно из самых волнующих событий «Илиады»: здесь Гектор прощался с женой Андромахой, перед тем, как отправиться в бой.
3. Описание Эллады. Кн. II, XVI, 7. Пер. С.П.Кондратьева.
4. Гомер. Одиссея. XIX, 172-175, 177-179. Пер. В.А.Жуковского. - М.:Терра, 1998.
5. Эванс Артур родился в 1851 г. в хартфордширской деревушке, рос в шумном доме, заполненном прислугой, получил первоклассное образование и обрел финансовое благополучие. Его отец Джон Эванс — преуспевающий делец и один из виднейших английских антикваров — наполнил дом римским стеклом, кельтским оружием, старинными монетами и т.д.
Артур Эванс учился в Оксфорде, а затем в Гёттингенском университете в Германии. Летом он обычно путешествовал по Балканам — области, давно изнывающей от ига турок-османов. Был журналистом и написал о Балканах две книги. С 1884 г. он — куратор одного из музеев в Оксфорде, который он превратил в музей с мировым именем.
В Греции он навестил Шлимана. Эванса привели в восторг раскопки, особенно увлекли печатки и перстни, в основном каменные, с помощью которых в воск или глину впечатывался рисунок, удостоверяющий этим знаком личность владельца.
Эванс читал лекции, писал статьи и обдумывал замысел: возможно народу, который осыпал сокровищами шахтовые гробницы в Микенах и выстроил в других местах материковой Греции мощные крепости, предшествовала какая-то другая, более развитая цивилизация: «По всему региону, который ныне представляет цивилизованную Европу, некогда, должно быть, существовали системы рисуночного письма»,— писал он.
О раскопках па Крите и своих находках Эванс опубликовал четыре книги, все они были объединены общим названием «Дворец Ми-носа». Последний том вышел, когда автору исполнилось 84 года.
6. Гомер. Илиада, XII, 30-32. Пер. Н-И.Гнедича. - М.: Терра, 1998.
7. Гесиод. Теогония. Пер. В.В.Вересаева.
8. Платон. Критий. Пер. С.С.Аверинцева.
9. Там же.
Лекция 2
1. См. подробнее: Шахсрмайр Ф. Александр Македонский. — М., 1984.
2. Шофман И.Ш. Распад империи Александра Македонского. — Казань, 1984.
3. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. — М., 1949.
4. Дройзен И.Г. История эллинизма. Т.1. — М., 1890.
Лекция 3
1. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. — М.—Л., 1950.
2. Распад империи Александра Македонского. — Казань, 1984.
3. Ковалев С.И. Эллинизм. Рим. Л., 1936. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. — М., 1949.
Лекция 4
1. Рим: эхо имперской славы//Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации», Т.1 2 ч. - М.: Терра, 1997. С.19.
2. Там же. С.152.
3. Там же. С.154.
Лекция 5
1. Турский Григорий, История франков. — М., 1987. С.50-51.
Лекция 6
1. См. подробнее: Вазари Дж. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», т.1. — М., 1956.
2. Фернан Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм в XV-XVHI вв. Т.З: Время мира. - М., 1992. С.74.
3. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. - М., 1993. С.497.
4. Гаспаров М.Л. Хронологическая таблица жизни и творчества Франческо Петрарки//Франческо Петрарка. Африка. — М.,1992. С. 243-244.
5. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). - М., 1985. С.42.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т.20. С.347.
7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.,1978. С.591-592.
8. Конрад Н.И. Запад.и Восток. - М., 1972. С.103-131.
9. Там же. С.221.
10. Жирмунский В.М. Алишер Навои и проблема Ренессанса в литературе Востока//Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. — М-, 1967. С.273-289.
11. Цит. по: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М ,1978. С.350
12. Тамже.С.387.
13. Лазарев В. Титан. С.239.
14. См. подробнее: Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина. — Спб, 1992.
Лекция 1
1. Карамзин Н.М История государства Российского. Т. I—IV. — Калуга, 1993. С.419
2. Ключевский В.О Соч. в 9 ти т. - М.,1988. T.II.C.21.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.,1990. СЮ.
4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. — М.,1989. С.624.
5. Там же.
6. Ключевский В.О. Указ. соч. т.И. С.372.
7. Ильин И.А. Наши задачи. В 2-х т. - М.,1992. Т.2. С.83.
8. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. — М., 1989. С.541.
9. Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. — М., 1991. С.195.
10. Булгаков С.Н. Указ. соч. Т.2. С 580.
И. Федотов Г.П. Лицо России. - Paris, 1988. С.287.
12. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. —, М.,1990. С.120.
13. «Известия», 19.03.93. С.5.
14. Чаадаев ПЯ. Философические письма//''В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Часть I. — М.,1994. С.33.
15. Там же. С.150.
Лекция 2
1. См. подробнее: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.
2. См. подробнее: Шабульдо Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. — Киев, 1987.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. — М.,1989. С.559.
4. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. — М., 1970; Бира Ш. Монгольская историография XIII —XVII веков. — М-,1978.
5. Карамзин Н.М. История государства Российского. T.I —IV. — Калуга, 1993. С.419.
Лекция 3
1. Росс Джон. Российская экономика в тупике//Вопросы экономики, 1994, №3. С.18.
2. Там же. С. 19.
3 Там же.
4. Там же. С.20 —24; Россия — склад без завхоза//Аргументы и факты, 1993, №34; На экспорт — пока сырье //Красное знамя, 1990, 11 ноября.
5. Росс Джон. Российская экономика в тупике//Вопросы экономики, 1994, №3. С.23.
6. Бремя жить. За 95 лет Россия пережила 5 демографических катастроф//Владивосток, 1996, 14 мая. С. 13.
7. Там же.
8. Независимая газета, 1994. 22 марта.
9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.,1991.
10. Новая ежедневная газета, 1994, 4 января. С.З.
Тема VI
Лекция 1
1. См. подробнее: Назаретян А.П. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма.//«Общественные науки и современность», 1991, №6.
2. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т.2. — М.,1990. С.345.
3. Там же. С.346.
4. Бердяев Н-А. Новое средневековье. — М.,1990. С.25.
5. См/, журналы «Полис», 1995, №1; «Общественные науки и современность», 1995, №4; «Вопросы философии», 1998, №2.
6. Цит. по: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.,1994. С.306.
7. Скрыпник В.И. Российская национальная идея целостного гармоничного общества. — М.: ВНТИЦ, 1997.
Словарь
Авидья — невежество, которое порождается иллюзией чувств.
Авичи — непрерывный ад, посмертное состояние между двумя рождениями.
Агни — Бог Огня; интенсивность, вдохновение. Космическая завуалированная жизнь.
Агни йога — Живая Этика (йога — союз, соединение).
Агнишвата — наши солнечные предки, создатели Первой эфирной расы людей.
Адепт (лат.) — тот, кто достиг стадии посвящения и стал мастером эзотерической философии. Адепт может управлять чувствами и изменять физическое и астральное тело других людей.
Аианаса — лишенные разума ранние расы планеты.
Атланты — 4-я раса, предшествовавшая нашей Пятой, Арийской.
Аура — (греч. aura) тонкая невидимая сущность или флюид, — электро-жизненная и электро-ментальная магнитная оболочка. Аура в искусстве — совокупность предметно-смысловых значений художественных произведений, обнаруживающих его суггестивные, воздействующие на психику человека особенности, способные формировать эмоционально насыщенную атмосферу восприятия, вызывая представление о существовании дальнего плана и ощущения дистанции.
Бог — центральный Единый Источник Гармонии и Истины. Бог — это высшая реальность и мировая субстанция.
Будда — «Просветленный»; высшая степень знания, прорвавшаяся через узы чувств и личности; достигший полной свободы от всего; живущий на земле, но в бессмертном, наивысшем состоянии святости.
Бхагавад — титул Будды и Кришны — «Владыка».
Веды — священное Писание индусов (Риг Веда, Сама Веда, Яд-жур Веда, Адхарва Веда). Слово «веда» — от корня «вед» — знать, ведать. Между временем составления отдельных гимнов — «Вед» — прошли тысячелетия.
Гуру — духовный учитель.
Духовность — непреходящие высшие качества, приобретенные человеком. Духовность растет при постоянной чистоте стремлений, добрых побуждений и действий человека.
Дхиан Коганы — Высшие Разумы, Владыки света.
Инкарнация — воплощение, рождение божественной жизни.
Йога — школа философии, основанная Патонджали, обучающая правильному восприятию вечных истин.
Кали юга — четвертый или «железный»век, наш настоящий период, начался за 3102 г. до н.э., в момент смерти Кришны.
Карма — является неосознаваемым нами законом, который справедливо и мудро связывает причину с ее творцом. Единственно вечный и неизменный закон кармы — закон восстановления абсолютной Гармонии в мире Материи с Гармонией мира Духа. Не Карма награждает или наказывает нас, но мы сами, в зависимости от того, живем ли мы в согласии с Природой или нарушаем этот закон.
Контекст — (лат.) означает связь, соединение. Слово «контекст» употребляется в последнее время очень часто, каждый раз, когда хотят подчеркнуть, что речь пойдет о чем-то взятом не изолированно, а в связи с тем, что сопутствует данному явлению, его окружает. Если, к примеру, Россия должна быть рассмотрена в мировом историческом контексте, то это значит в отношении к основным цивилизациям, в связи с другими культурами и религиями.
Кришна — самый просветленный Аватор Вишну, спаситель индусов, их самый почитаемый бог.
Логос — Проявленное Божество у каждой нации и народа; речь есть Логос мысли и переводится как «Глагол», «Слово».
Магия — наука общения с надземными, божественными силами и управления ими; способность человека посредством магической практики владеть оккультными силами или силами человека через потенциал Природы. Магия — величественная наука, по мнению Е.П.Блаватской,— это «наука раджа-йогов». «Белая магия» (определение дано Платоном), или Теургия, присуща человеку высокой нравственности и чистой души. «Черная магия»управляет низшей природой человека, ею пользуются эгоистичные люди, с оскверненной душой.
Манас — высший ум, происходящий из космического Разума, заимствован от дыхания Мирового Разума и является разумной деятельной силой человека.
Манвантара — период проявления в формах. Солнечная Ман-вантара составляет 4 320 000 000 лет.
Махат — Великий Создатель манаса (ума, разума).
Махатма — Адепт высшей степени посвящения, живет без препятствий со стороны плоти.
Медитация — настройка на поле природы, сосредоточив сознание на одном объекте; состояние полного «рассредоточения внима-ния»или остановка мышления и блокировка восприятия внешнего мира, самогипноз.
Нирвана — состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека входит после смерти, если он достиг совершенства и святости.
Оккультизм — сокровенный, тайный; синоним — эзотерический.
Пралайя — разрушение форм.
Пространство — беспредельность; то, что извечно существует и раскрывается, проявляет себя в Манвантаре.
Реинкарнация — перевоплощение, перемещение душ в новое тело (ребенка) с целью духовного совершенствования человека в процессе многих жизней.
Теософия — божественная этика, основа религий, философии, наук; происхождение ее теряется в глубине веков, но в настоящем виде она явилась как мудрость всех веков, дающая основы нравственности, в 1875 г. как продолжение учения эклектиков Александрийских школ, любителей истины. Теософия помогает философии разрешить загадки жизни, вечно сжигающие умы и сердца людей, а науке указывает новые пути к знаниям.
Фарс (от лат. farcio — начинаю) — разновидность комического. Истоки — в карнавальных играх, представлениях странствующих комедиантов. Комизм фарса в цепи остросюжетных ситуаций, образах, масках, являющих собой социальную типизацию. Наибольшее развитие фарс получил во Франции, Италии, Германии. Фарсовые традиции прослеживаются в драматургии У.Шекспира, Лопе де Вега, Мольера. На Востоке фарс развился в театрах масок.
Эзотерический — тайный, скрытый.
Элементалы — дух стихий, развивающихся в 4-х царствах: земле, воздухе, огне и воде. Все низшие невидимые существа называются элементалами: джины, гномы, сатиры, эльфы, тролли, феи, домовые и т.д.
Шамбала — это и понятие, и одновременно конкретное географическое место на нашей планете (Гималаи), где существуют особые условия, облегчающие переход в другие, более высокие, невидимые миры.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|