Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

РАЗДЕЛ 4. История Нового времени

ОГЛАВЛЕНИЕ

4.1. Страны Европы в XVI-XVIII вв
4.1.1. Новое время: понятие и периодизация
4.1.2. Реформация и Контрреформация
4.1.3. Абсолютизм в Европе
4.1.4. Европейские революции XVI-XVIII вв
4.1.5. Развитие культуры в новое время

4.1. Страны Европы в XVI-XVIII вв
4.1.1. Новое время: понятие и периодизация

Новое время было важнейшим этапом в процессе становления современной мировой цивилизации. В эту эпоху происходит переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному». Термин «новая история» появился в европейской политической мысли еще в эпоху Возрождения. Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, предложили трехчленное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время. Это деление прочно закрепилось в историче-ской литературе. Что касается вопроса о хронологических рамках данного периода, то среди историков до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Долгое время в отечественной историографии точкой отсчета Новой истории было
139

принято считать английскую буржуазную революцию 1640 года, явившуюся характерным примером кризиса «старого порядка». Однако процесс разложения феодального общества начался гораздо раньше. В последнее время большинство историков придерживаются принципиально иной точки зрения. Они полагают, что начало нового периода мировой истории следует отнести к рубежу XV — XVI веков. В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере такие процессы, как активное развитие торговли, финансового и банковского дела-, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепенно стали входить в противоречие с традиционными устоями средневековой экономики. Меняется и социальная структура общества. Буржуазия и «новое дворянство», значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств. Революционные изменения происходят и в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать «первородный грех», а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. Закономерным результатом развития гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологической основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV — XVI веков в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, Великие географические открытия — все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев, ознаменовав начало Нового времени. Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, национально- освободительных движений, буржуазных революций,
140

длилась более двух с половиной столетий. Данный период может быть обозначен как раннее Новое время.
Важной вехой в процессе становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы общественной жизни был конец XVIII века, ознаменовавший начало нового этапа в развитии мировой цивилизации/ К этому времени существенно возросла политическая и экономическая мощь буржуазии. В некоторых странах (Нидерланды, Англия) в ее руках находилась практически вся полнота власти. События последней четверти XVIII — начала XIX веков, прежде всего, Великая французская буржуазная революция, нанесли окончательный удар по пережиткам феодального строя в Европе. Бурные события этого периода были идеологически подготовлены широким просветительским движением, которое началось с конца XVII столетия. Политические, экономические, морально-этические идеи просветителей стали основой современного либерализма, именно просветители впервые открыто заявили о необходимости введения в общественную практику разделения властей, равенства граждан перед законом, создания механизма осуществления «естественных» прав человека. Вторая половина XVIII века характеризуется окончательным утверждением капиталистического способа производства. В этот период процесс перехода от «традиционного» к «индустриальному» обществу значительно ускорился, что было вызвано началом промышленного переворота в Европе. Мануфактура постепенно вытеснялась фабрикой. В развитии стран Европы и Северной Америки все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждение человека от результатов труда, борьба трудящихся за свои права. Резко возросший слой наемных рабочих уже в XIX веке начинает оказывать значительное влияние на политику правящих злит. Центральной проблемой социального развития индустриальных стран становятся противоречия между буржуазией, получавшей огромные прибыли, и бесправным и эксплуатируемым рабочим классом. Борьба между этими социальными группами определяла характер развития капиталистических отношений на протяжении всего XIX века. Лишь к концу столетия рабочий класс
141

превратился в мощную, организованную политическую силу, с которой ни государство, ни буржуазия не могли не считаться. Успехи индустриальной цивилизации способствовали укреплению веры во всемогущество человеческих сил, в возможность преобразования окружающего мира по своему усмотрению, идею постоянного поступательного, прогрессивного развития цивилизации.
Важнейшим явлением Новой истории было распространение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географические открытия, передавшие в руки европейцев огромные богатства. Европа утверждала свою гегемонию в мире путем открытой экспансии. Наиболее развитые страны проводили активные колониальные захваты, истребляя и угнетая местное население, навязывая ему свои политические, экономические и культурные нормы и традиции. К концу XIX века европейская цивилизация уже господствовала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использовались последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.
Верхней границей периода новой истории считается рубеж XIX — XX веков, когда западная цивилизация подошла к своеобразной исторической развилке: ей предстояло либо найти путь постепенной адаптации к новым условиям, либо резко изменить вектор своего развития и перейти в принципиально новое качественное состояние.
Таким образом, период Новой истории можно разделить на два крупнейших этапа: первый — с конца XV — начала XVI веков по вторую половину XVIII века, когда новые явления только зарождались и пробивали себе дорогу в жизнь, и второй — со второй половины XVin по начало XX веков, время ускоренного становления индустриального общества со своей специфической политической и социальной структурой.

4.1.2. Реформация и Контрреформация

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Евро-
142

пы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества.
Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу. Почему именно в Германии?
В то время как в крупных централизованных монархиях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорганизацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского. университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспаривалось право папы на отпущение грехов. Развернувшаяся полемика между Лютером и палой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжег булл (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Священное Писание является единственным источником веры; только вера делает человека праведником; следует сохранить только два церковных таинства — крещение и причащение; чистилища не существует; необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д.
143

Учение Лютера нашло поддержку широких слоев германского общества. Его поддержали многие князья Центральной и Северной Германии, стремившиеся выйти из-под власти Рима. Когда глава Священной Римской Империи Карл V признал лютеранство как вероучение, но приказал прекратить «секуляризацию» (отчуждение) церковных земель, князья-сторонники Лютера выступили с протестом, и с тех пор их стали называть «протестантскими». Затем этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.
В первой половине XVI века возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509— 1564 гг.). Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Учение Кальвина, построенное на принципах рационализма и логики, несколько отличалось от лютеранства; в его основе находился догмат о «предопределении», суть которого заключалась в том, что вера делает праведным лишь того человека, которого избрал Господь, спасение зависит исключительно от этого предначертания. Кальвинист-ская церковь управлялась по демократичесжим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений. Реформация затронула и Англию, однако здесь она имела ряд особенностей. Инициатива ее проведения исходила от короля Генриха УШ (1509 — 1547 гг.), который в 1534 г. «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви. Хотя церковная иерархия и литургия сохраняются, в Англии вводятся некоторые принципы лютеранства, активно проводится секуляризация католических земель и имуществ. Политический акцент реформы сыграл здесь большую роль, чем духовный.
Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден
144

иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491 — 1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку. В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545— 1563 гг.) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результате, активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.
Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества — от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Нидерландское восстание 60 — 70-х гг. XVI века), борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габсбургами XVI - XVII вв.).

4.1.3. Абсолютизм в Европе

В первой половине XVI в. в Европе завершается формирование централизованных государств — Франции, Англии, Испании. В этих странах образуется новая форма политического устройства — абсолютизм. Его характерными признаками были: неограниченная власть государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и мощную армию. Церковь полностью
145

интегрируется в государственную систему. В качестве идейного обоснования абсолютизма выступала теория божественной природы королевской власти. Под воздействием различных факторов на рубеже XV—XVI столетий традиционные сословия деформировались, оказываясь в большей мере заинтересованными в усилении королевской власти. Дворянство видело в ней источник финансовой поддержки, а также стремилось получить придворные должности, посты в армии и государственном управлении. Происходившая реформация существенно ослабила позиции духовенства, которое утрачивает прежнюю автономию от светских властей. Третье же сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживали сильную королевскую власть, видя в ней залог своей стабильности и процветания. Используя заинтересованность ряда сословий, монархии удается возвыситься до положения «надсословной» силы и завоевать абсолютную власть. В таких условиях огромное значение приобрели личность монарха, его способности и склонности. Основой политической стратегии глав абсолютистских государств стало лавирование между старым дворянством, сохранявшим значительный политический вес, и буржуазными элементами, обладавшими крупными финансовыми средствами. При абсолютизме утверждается новый принцип управления: государство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, управление страной приобретает публично-правовой, общенациональный характер. Возникновение абсолютизма стало важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, суверенного государства. Абсолютизм формируется в XVI—5CVII вв., прежде всего, в таких странах, как Франция, Англия, Испания, стремившихся к установлению своей гегемонии в Европе. Однако в Европе на данном этапе развития существовала и так называемая «региональная» модель абсолютизма (характерна для итальянских и германских земель с их полицентризмом). Здесь, хотя и в рамках небольших государств, также шел процесс укрепления монархической власти, формирование бюрократического аппарата и регулярной армии. Безусловно, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные
146

стремления крупной аристократии; непрерывные войны затрудняли государственное развитие. Тем не менее, Испания при Филиппе П (1556—1598 гг.), Англия при Елизавете I (1558-1603 гг.), Франция при Людовике XIV (1661-1715 гг.) достигают пика развития абсолютистской системы.

Экономическое развитие Европы в XVIXVIII вв.

Со второй половины XV в. начинается медленный экономический подъем Европы, связанный с преодолением всех негативных последствий предыдущего периода. Этот процесс, начавшийся в Германии, Фландрии и Северной Италии, вскоре распространился и на другие страны. XVI век стал эпохой значительного демографического роста: население Европы увеличилось с 50 млн в 1500 г. до более чем 100 млн в конце века. Хотя это было в основном сельское население, происходил также значительный рост численности горожан (такие города, как Лондон, Париж насчитывали до 200 000 жителей). Характерной чертой хозяйственной жизни этого периода было сосуществование новых и традиционных черт. Никаких революционных сдвигов в технике и в освоении новых видов энергии не происходило. Господствующими типами двигателей оставались водяные колеса, ветряные мельницы, а также мускульная сила людей и животных; основным источником энергии — древесный уголь, использование которого значительно расширилось. Некоторые сдвиги происходили в ремеслах: был сконструирован широкий ткацкий станок и самопрялка, что повлекло за собой значительные успехи в развитии текстильного производства. Более значительный прогресс происходит в оружейном деле, что приводит к настоящей революции в военной сфере — началу вытеснения холодного оружия огнестрельным. Быстро развивались и так называемые «новые производства», прежде всего, книгопечатание, производство бумаги, стекла, хлопчатобумажных и шелковых тканей. Однако экономический рост в Европе более всего был заметен в области торговли. В этот период складывается общеевропейский рынок, а с открытием и началом торговых сообщения с,Азией, Америкой и Африкой — формируются основы общемирового рынка.
Важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения
147

феодальных отношений. Этот процесс, развивавшийся эволюционным путем со второй половины XV века, в следующем столетии был ускорен благодаря ряду исторических факторов. С 20 — 30-х гг. XV в. в Европу начинают прибывать караваны, груженые мексиканским и перуанским серебром и золотом, что вызывает невиданный ранее рост цен («революцию цен») и способствует сосредоточению крупных капиталов в руках купечества и предпринимателей. Процесс этого «первоначального накопления капитала» проходил также и путем экспроприации (ограбления) мелких производителей. Это явление имело место в наиболее грубых и откровенных формах в Англии начала XVI века, где происходили так называемых «огораживания» (захват пахотных крестьянских земель для развивавшегося сукноделия). Обогащение буржуазных слоев, а также трансформация цехового строя, приводившая к возникновению в городах рынка свободной рабочей силы, создает условия для возникновения крупного производства — мануфактуры.
Мануфактура, в отличие от средневековой мастерской, характеризовалась большими масштабами, более высоким уровнем специализации. Она существовала в двух формах: централизованной и рассеянной. Последняя, в частности, имела большое распространение в XVI — XVII вв. Принцип ее работы заключался в том, что предприниматель закупал сырье и раздавал его ремесленникам-надомникам, забирая у них затем готовую продукцию. При этом хозяин экономил средства на строительстве мастерских, покупке станков и т.д. Централизованная мануфактура, являвшаяся более высокой ступенью развития производства, распространяется во второй половине XVII -^ XVHI вв., когда цеховая организация полностью отмирает, а в руках предпринимателей сосредоточиваются еще большие богатства.
Все эти изменения не могли не привести к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества. Несколько сокращается численность крестьянства, которое резко дифференцируется. В деревне выделяется зажиточная крестьянская элита, владевшая значительными земельными массивами, характер ведения хозяйства которых можно обозначить как раннебуржуазный. Большая же часть крестьян разоряется и либо идет в поденщики к своим бо-
148

лее богатым соседям, либо уходит в город. Дворянство также уже не представляет собой консолидированного военно-служилого сословия, распадаясь на придворную аристократию, жившую за счет поддержки короны, мелкоземельное «дворянство шпаги», главным источником доходов которого были войны, и так называемое «новое дворянство», занимавшееся торговлей и предпринимательством. С возникновением и усилением абсолютизма все большую роль начинают играть увеличивающиеся ряды чиновничьей бюрократии, происходившие из различных слоев общества. Происходит быстрый рост численность торгово-промышленной буржуазии и наемных рабочих.
Формирование капиталистического уклада шло крайне неравномерно. Наибольших успехов в развитии экономики добились Нидерланды и Англия, за которыми следовали Франция, некоторые земли Германии и с середины XVII века — Швеция. В то же время в Италии, которая на рубеже XV — XVI столетий была одной из наиболее развитых областей Европы, в последующий период наметился регресс вследствие неблагоприятной политической конъюнктуры. Португалия и Испания, обладавшие огромными богатствами, захваченными ими в Новом свете, не смогли рационально распорядиться своими средствами, которые постоянно утекали за рубеж. Втягивание областей Центральной и Юго-Восточной Европы в рыночные отношения привели к превращению этих районов в главный источник хлеба для Западной Европы, что, в свою очередь, послужило причиной возврата к тяжелым формам личной зависимости крестьянства («второе издание крепостничества»).
В XVI веке происходит замедление темпов экономического роста Европы. Начинается период длительной стагнации, продолжавшийся до первых десятилетий XVHI века. Экономический застой не затронул только Англию и Голландию; между этими странами обостряется конкуренция, связанная с борьбой за колониальный рынок. XVI век стал временем серьезных демографических проблем: за 100 лет количество жителей Европы практически не увеличилось. Это объясняется непрерывными войнами и связанными с ними бедствиями (особенно разрушительной в этом плане была Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.), эпидемиями
149

чумы и оспы, опустошавшими целые области, длительными неурожаями. Резко сокращается приток драгоценных металлов из Америки, что приводит к падению цен и снижению товарооборота. Однако неэквивалентная торговля Англии и Голландии с колониями позволяют им избежать этих трудностей. В этих странах (прежде всего в Англии) наблюдаются тенденции к развитию промышленного производства с целью сохранения тех средств, которые поступали от торговли. Развитию промышленности благоприятствуют жесткая политика протекционизма, которую проводят абсолютистские режимы. В первой половины XVIII века в Англии сложились предпосылки для начала промышленного переворота, ознаменовавшего новый этап в истории Европы.

4.1.4.   Европейские революции XVIXVIII вв.

Грандиозные изменения в социально-экономической сфере, происходившие в Европе в новое время, разложение средневековых институтов, начавшиеся преобразования в религиозной жизни, длительное время являвшейся духовной основой общества привели к серии серьезных социальных катаклизмов, выразившихся в столкновении старых и новых явлений. В ряде европейских стран произошли революции, решающую роль в которых сыграли новые, буржуазные слои общества. Эти события, затронувшие наиболее развитые страны — Нидерланды, Англию и Францию, привели не только к социально-экономическим изменениям, но и кардинальным образом трансформировали политический строй этих государств. Третье сословие, до сих пор бывшее полностью бесправным, после этих революций становится ведущим; его права закрепляются в Конституциях, в политическую жизнь начинают внедряться новые правовые элементы, основанные на идеологии гуманизма и Просвещения.
Первая в истории Европы буржуазная революция произошла в Нидерландах. Эта страна, являвшаяся одной из провинций обширной империи Габсбургов, обладала во второй половине XVI века чрезвычайно развитой экономикой. Товары, производившиеся здесь, считались в Европе наиболее качественными, а такие города, как Амстердам, Брюг-
150

ге или Антверпен уже тогда являлись крупнейшими центрами общеевропейской торговли. Нидерланды ежегодно приносили в имперскую казну более 2 млн гульденов (в два раза больше, чем вся Германия и в четыре, — чем Испания). Императоры Карл V и Филипп II активно пользовались этим, постоянно увеличивая размер налогов, что препятствовало развитию торговли и предпринимательства. Бесконтрольное господство имперских ставленников ущемляло национальные чувства местного населения. Однако катализатором революционных событий стали гонения на сторонников одной из разновидностей протестантской религии — кальвинизма, широко распространившегося в Нидерландах с середины XVI века. В результате, в 1566 г. по всей стране началось стихийное восстание, сопровождавшееся разгромом католиче-ских церквей. Массовое движение протеста было поддержано местным дворянством, недовольным засилием испанских ставленников, оттеснивших их от важнейших постов и должностей, а также буржуазией, стремящейся освободиться от налогового бремени. Движение носило ярко выраженный национально-освободительный характер, поскольку основным требованием было первоначально восстановление традиционной нидерландской автономии, а затем — полное отделение от империи. Однако император Филипп II занял крайне жесткую позицию. В Нидерланды направляются войска под руководством герцога Альбы, назначенного губернатором этой провинции неограниченными полномочиями. Испанская армия, являвшаяся тогда лучшей в Европе, наносит восставшим ряд серьезных поражений. Начинается расправа над мятежниками. Грабежи и разорения, наносимые войсками, массовые казни, чрезвычайные налоги, вводившиеся Альбой, грозили Нидерландам полной экономической катастрофой. По всей стране разворачивается партизанская борьба, участники которой называли себя гезами (оборванцами). Их негласно поддерживала Англия и лютеранские княжества Германии. После успешных действий гезов, захвативших в 1572 г. крепости Брил и Флиссинген, Северные Нидерланды полностью освобождаются от оккупационных войск и провозглашают своим правителем принца Вильгельма Оранского. В результате длительной борьбы, протекавшей
151

с переменным успехом, Нидерланды оказались разделенными надвое. Южные провинции, дворянство и буржуазия которых были настроены менее радикально, остались в составе Империи, приобретя некоторую внутреннюю автономию. Что же касается Северных провинций, то они продолжали бороться за независимость и в 1588 г. провозгласили себя самостоятельным государством — Республикой Соединенных Провинций.
Выход Северных Нидерландов из состава империи Габсбургов способствовал бурному экономическому развитию республики. Буржуазия, богатевшая на мировой торговле и экспорте высококачественных промышленных товаров, стада играть решающую роль в политической жизни страны.
Если в Нидерландах революционные события носили, прежде всего, национально-освободительный характер, то в Англии они сразу приобрели антифеодальную окраску. Причины масштабного социального протеста, охватившего Англию в середине ХУЛ столетия, крылись в самой сущности абсолютистской системы. Неограниченность власти монарха, фактическое бесправие большей части общества препятствовали развитию государства по буржуазному пути. В Англии в годы правления Карла I Стюарта (1625—1648 гг.) сложились все условия для начала революции: финансовые мероприятия правительства, ведущие к росту налогов и пошлин, внешняя политика короля, направленная на сближение с главным врагом страны — Испанией, гонения на английских кальвинистов-пуритан. Центром недовольства стала палата общин английского парламента, а идеологической основой протеста — пуританизм. Парламент был единственным учреждением, через которре общество могло заявлять свои интересы королю. Однако более 10 лет (1629— 1640 гг.) он не созывался, и Карл I правил единовластно. Лишь в 1640 г., когда королю потребовались новые средства для подавления очередного восстания в Шотландии, парламент был вновь созван. Он сразу занял весьма радикальную позицию: были приговорены к смерти ближайшие советники короля, в 1641 составляется «Великая ремонстрация», где были перечислены злоупотребления монарха и содержался призыв к власти править «в согласии с парламентом», то есть, фактически, к ограничению прав короля. После неудавшейся попытки вооруженного переворота Карл I бе-
152

жал на север страны. Начинается гражданская война. Общество оказалось расколотым на сторонников парламента и роялистов, поддерживающих короля. Длительный и ожесточенный гражданский конфликт стал главной особенностью Английской буржуазной революции. Войну можно разделить на два этапа: первый (1642—1643 гг.), в ходе которого королевские войска явно превосходили своих противников и медленно продвигались к центру сопротивления — Лон-.дону, и второй (1644—1646 гг.), Когда парламентская армия, реорганизованная О. Кромвелем, членом парламента, одним из наиболее активных деятелей революции, одержала блестящие победы при Марстон-Муре (1644 г.) и при Нейз-би (1645 г.). В 1646 г. Карл I был выдан парламенту и гражданская война завершилась.
В годы войны происходит разрушение феодальной структуры землевладения: конфисковывались земли короля, роялистов, церкви, которые передавались в свободную продажу (то есть, фактически полностью переходили в собственность крупной буржуазии). В 1646 г. был отменен принцип «рыцарского держания», согласно которому землевладельцы освобождались от государственных платежей. Крупная буржуазия добилась реализации всех своих целей, достигнув политического и экономического господства в стране.
Следующий этап революции (1646—1653 гг.) характеризуется растущими противоречиями между различными социально-политическими силами, по разному представлявшими себе будущее развитие Англии. В парламенте, еще с самого начала революции существовало две группировки: пресвитериане и индепенденты, получившие свои наименования из-за различий в осмыслении религиозных вопросов. Однако разница между ними не ограничивалась исключительно вопросами религии. Более умеренное пресвитерианское большинство, основу которого составляли представители крупной буржуазии и «новых» землевладельцев, считало, что революция уже достигла своей цели и на данном этапе необходимо искать компромисс с побежденной стороной. Индепенденты, требовавшие углубления преобразований, предполагали провести реформу избирательной системы, с тем, чтобы увеличить представительство городов, включить в компетенцию парлам!ента высшую судебную
153

власть и руководство войсками. Если пресвитериане выступали за роспуск армии, то индепенденты, напротив, искали в ней опору. Ситуация обострялась и тем, что в 40-е годы возникло движение, выралсавшее интересы рядовых членов общества. Его сторонников называли «левеллерами» (уравнителями), так как основу их программы составляло требование равенства прав (прежде всего, избирательных) всех слоев общества. Позиции левеллеров являлись образцом светского юридического мировоззрения, поскольку они не оперировали религиозными понятиями, а взывали к разуму. Серьезными расхождениями внутри революционного лагеря воспользовался Карл I, которому удалось бежать из-под стражи и начать новую войну против парламента. Однако силы были неравны и в первом же крупном сражении при Престоне (1648 г.) войска короля были разбиты, сам он пленен и в январе 1649 г. по приговору парламента обезглавлен. Впервые в европейской истории монарх был осужден и казнен своими подданными. В мае того же года в Англии провозглашается республика. Тем не менее внутренние разногласия в руководстве страны не прекратились. В начале 50-х гг. борьба индепендентов и левеллеров приобретает наиболее острые формы. В то же время общественность, уже уставшая от нестабильности и вражды, начинает стремиться к установлению сильной власти в стране, которая бы сохранила все завоевания революции, но не стремилась бы к ее расширению и углублению. Олицетворением таких стремлений стала армия и ее глава — Оливер Кромвель. В декабре 1653 г. парламент был распущен, а Кромвель провозглашен главой государства с титулом лорда-протектора. Режим протектората, просуществовавший до 1660 г., и временная реставрация королевской династии Стюартов (1669 — 1688 гг.) не изменили сути завоеваний, которых страна добилась в ходе революции. События «Славной революция» 1688 г., в ходе которых последний Стюарт — Яков II был свержен и престол занял правитель Голландии - Вильгельм Ш Оранский подвели черту под всеми революционными преобразованиями в Англии в XVII веке. В английском обществе произошли кардинальные изменения. Заметно укрепились экономические и политические позиции торгово-промышленной буржуазии и «нового» дво-
154

рянства. В менталитете англичан укореняется мысль о том, что власть обязана опираться на закон и действовать строго в его рамках, а сам закон — черпать свой авторитет из согласия подданных. Эти положения стали основой гражданского общества, которое развивается в Англии в последующие века,
Однако наибольшее значение для западной цивилизации имела Великая французская буржуазная революция. Она нанесла мощнейший удар по феодальным устоям, сокрушив их не только во Франции, но и во всей Европе. Французский абсолютизм с середины XVIII века переживает серьезный кризис: постоянные финансовые трудности, внешнеполитические неудачи, рост социальной напряженности — все это подтачивает устои государства. Налоговый гнет наряду с сохранением старых феодальных повинностей делали невыносимым положение французского крестьянства. Ситуация усугублялась и объективными факторами: во второй половине 80-х годов на Францию обрушились неурожаи, страну охватил голод. Правительство находилось на грани банкротства. В условиях растущего недовольства королевской властью, король Франции Людовик XVI созывает Генеральные Штаты (средневековый сословно-представительный орган, не собиравшийся во Франции с 1614 г.). Генеральные Штаты, состоящие из представителей духовенства, дворянства и третьего сословия (буржуазии и крестьян), начали свою работу 5 мая 1780 г. События стали приобретать неожиданный для власти характер с того момента, когда депутаты от третьего сословия добились совместного обсуждения вопросов и принятия решений по реальному количеству голосов вместо посословного голосования. Все эти явления знаменовали собой начало революции во Франции. После того как Генеральные Штаты провозгласили себя Национальным Собранием, то есть, органом, представляющим интересы всей нации, король начал стягивать войска к Парижу. В ответ на это в городе вспыхнуло стихийное восстание, в ходе которого 14 июля была захвачена крепость — тюрьма Бастилия. Это событие стало символом начавшейся революции, явилось переходом к открытой борьбе с правящим режимом. Историки, как правило, выделяют несколько этапов в ходе Французской буржуазной революции: яер-
155

вый (лето 1789 г. — сентябрь 1794 г.) — конституционный этап; второй (сентябрь 1792 г. — июнь 1793 г.) — период борьбы якобинцев и жирондистов; третий (июнь 1793 г. — июль 1794 г.) — якобинская диктатура и четвертый (июль 1794 г. — ноябрь 1799 г.) — упадок революции.
Первый этап характеризуется активной деятельностью Национального Собрания, принявшего в августе 1789 г. ряд важнейших постановлений, разрушающих устои феодального общества во Франции. Согласно актам парламента, безвозмездно отменялась церковная десятина, остальные повинности крестьян подлежали выкупу, ликвидировались и традиционные привилегии дворянства. 26 августа 1789 jr. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в рамках которой провозглашались общие принципы построения нового общества — естественные права человека, равенство всех перед законом, принцип народного суверенитета. Позднее были изданы законы, отвечающие интересам буржуазии и направленные на ликвидацию цеховой системы, внутренних таможенных барьеров, конфискацию и распродажу церковных земель. К осени 1791 г. завершилась подготовка первой французской Конституции, которая провозглашала в стране конституционную монархию. Исполнительная власть сохранялась в руках короля и назначаемых им министров, а законодательная передавалась однопалатному Законодательному Собранию, выборы в которое были двуступенчатыми и ограниченными имущественным цензом. Однако в целом лояльное отношение к монарху, продемонстрированное Конституцией, существенно пошатнулось после его неудавшегося побега за границу.,
Важной особенностью революции во Франции было то, что контрреволюция действовала преимущественно извне. Французское дворянство, бежавшее из страны, сформировало в германском городе Кобленце «армию вторжения», готовясь силой вернуть «старый режим». В апреле 1792 г. началась война Франции против Австрии и Пруссии. Поражения французских войск весной-летом 1792 г. поставили страну перед угрозой иностранной оккупации. В этих условиях усилились позиции радикальных кругов французского общества, небезосновательно обвинявших короля в сношениях с Австрией и Пруссией и требовавших свержения монархии.
156

10 августа 1792 г, в Париже произошло восстание; Людовик XVI и его окружение были арестованы. Законодательное Собрание изменило избирательный закон (выборы стали прямыми и всеобщими) и созвало Национальный Конвент- 22 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. Первый этап революции завершился.
События во Франции на втором этапе революционной борьбы носили во многом переходный характер. В условиях острейшего внутри- и внешнеполитического кризиса, активизации контрреволюционных сил, экономических трудностей, связанных с инфляцией и ростом спекуляции, ведущие позиции в Конвенте занимает наиболее радикальная группировка якобинцев. В отличие от своих оппонентов — жирондистов, якобинцы во главе с М. Робеспьером ставили принцип революционной необходимости выше принципов свободы и терпимости, провозглашенных в 1789 году. Между этими группировками ведется борьба по всем важнейшим вопросам. Чтобы устранить угрозу монархических заговоров внутри страны, якобинцы добиваются осуждения и казни Людовика XVI, что вызвало шок у всей монархиче-ской Европы. 6 апреля 1793 года для борьбы против контрреволюции и ведения войны был создан Комитет общественного спасения, впоследствии ставший главным органом новой революционной власти. Радикализация французского общества наряду с нерешенностью экономических проблем ведет к дальнейшему углублению революции. 2 июня 1793 года якобинцы, обладавшие широкой поддержкой социальных низов Парижа, сумели организовать восстание против жирондистов, в ходе которого последние были уничтожены. Началась более чем годичная якобинская диктатура. Переработанная Конституция (24 июня 1793 г.) полностью уничтожила все феодальные повинности, превратив крестьян в свободных собственников. Хотя формально вся полнота власти сосредоточивалась у Конвента, реально она принадлежала Комитету общественного спасения, обладавшему фактически неограниченными полномочиями, С приходом к власти якобинцев Францию захлестнула волна широкомасштабного террора: тысячи людей, объявленные «подозрительными», были брошены в тюрьмы и казнены. В эту категорию попадали не только дворяне и сторонни-
157

ки оппозиции, но и сами якобинцы, отклонившиеся от основного курса, определяемого руководством Комитета Общественного Спасения в лице Робеспьера. В частности, когда один из виднейших якобинцев Ж. Дантон весной 1794 г. заявил о необходимости прекращения революционного террора и закрепления достигнутых революций результатов, он был признан «врагом Революции и народа» и казнен. Стремясь, с одной стороны, решить экономические проблемы, а с другой — расширить свою социальную базу, якобинцы чрезвычайными декретами вводят твердый максимум цен на продукты питания и смертную казнь за спекуляцию в стране. Во многом благодаря этим мерам французская революционная армия, комплектовавшаяся на основе всеобщей воинской повинности, в 1793 — 1794 гг. смогла одержать ряд блестящих побед, отразив наступление английских, прусских и австрийских интервентов и локализовав опасное роялистское восстание в Вандее (на северо-западе Франции). Однако радикализм якобинцев, непрекращающийся террор, всевозможные ограничения в сфере предпринимательства и торговли вызывали нарастающее недовольство широких слоев буржуазии. Крестьянство, разоряемое постоянными «чрезвычайными» реквизициями и терпевшее убытки вследствие государственного контроля над ценами, также перестает поддерживать якобинцев. Социальная база партии неуклонно сокращалась. Депутаты Конвента, которых не устраивала и пугала жестокость Робеспьера, организовали антиякобин-ский заговор. 27 июля 1794 г. (9 термидора по революционному календарю) он был арестован и казнен. Якобинская диктатура пала.
Термидорианский переворот не означал конца революции и реставрации «старого порядка». Он лишь символизировал отказ от наиболее радикального варианта переустройства общества и переход власти в руки более умеренных кругов, ставивших своей целью защиту интересов новой элиты, уже успевшей сформироваться за годы революции. В 1795 году была разработана новая Конституция. Вновь создавалось Законодательное Собрание; исполнительная власть переходила в руки Директории, состоящей из пяти членов. В интересах крупной буржуазии были отменены все чрезвычайные экономические постановления якобинцев.
158

В революции все сильнее ощущаются консервативные тенденции, имевшие целью закрепить сложившийся к 1794 г. статус-кво. В годы правления Директории Франция продолжает вести успешные войны, которые из революционных постепенно превращаются в захватнические. Предпринимаются грандиозные Итальянский и Египетский походы (1796 - 1799 гг.), в ходе которых огромную популярность приобретает молодой талантливый генерал Наполеон Бонапарт. Роль армии, на которую опирался режим Директории, постоянно возрастает. В свою очередь, авторитет правительства, дискредитировавшего себя колебаниями между монархистами и якобинцами, а также открытым стяжательством и коррупцией, неуклонно падал. 9 ноября (18 брюмера) 1799 произошел государственный переворот, возглавленный Наполеоном Бонапартом. Установленный в ходе переворота режим приобрел характер военной диктатуры. Французская буржуазная революция завершилась.
В целом, буржуазные революции XVII — XVIII веков положили конец феодальным порядкам в Европе. Политический, экономический, социальный облик мировой цивилизации испытал кардинальные изменения. Западное общество трансформировалось из феодального в буржуазное.

4.1.5.   Развитие культуры в новое время

XV — начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Италии, это течение распространяется затем во всех странах Европы. В основе гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродетелей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистического индивидуализма. Культура в своем развитии ориентируется на возвращение к античности, усвоение ее классического наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т,д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители — Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этиче-
159

ских вопросов, рассмотрением социально-политических проблем. В числе представителей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др. Возрождение проникает и в культурное развитие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.
В XVI—XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Ученые накапливают фактический материал, полученный в результате наблюдений. Личный опыт постепенно приходит на смену авторитету, что означает зарождение экспериментальной науки современного типа. Развитие астрономии вследствие деятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира — гелиоцентрической. Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов классического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качественно новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф. Бэкон научно обосновал ведущую роль эксперимента в науке, а французский философ и математик Р. Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» сконструировал сугубо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейской культуре — рационализма. В сфере искусства в XVII веке господствует барокко — стиль, обладающий очень чувственным характером, создающий иллюзию реальности, но, вместе с тем, пренебрегавший размерами, выражавший драматизм и экспрессивность. Однако и здесь со второй половины XVII века ощущается воздействие рационализма, который нашел свое воплощение в классицизме, направлении, основанном на превалировании разумного над чувственным. Строгие, пропорциональные, симметричные формы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе — вот характерные признаки, свойственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во второй половине XVII века во Франции, а в XVIII веке распространяется по всей Европе.
160

XVIII столетие часто именуется в науке «эрой Просвещения». Данное интеллектуальное движение затронуло все сферы жизни общества и стало настоящим интернациональным явлением. В чем заключаются причины его возникновения? По мере того как религиозные догматы утрачивали свой авторитет и вес в обществе, в духовной сфере образовывался своеобразный вакуум. Этот процесс проходил на фоне бурного развития естественных наук, безусловные достижения которых привели к устойчивому мнению, что разум может и должен заменить веру. Возникает убежденность во всесилии человеческого разума, вера в возможность перестройки общественной жизни в соответствии с рационалистическими законами. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителей — Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Джеф-ферсон и др. Они творили в различных сферах науки и искусства и именно их труды сформировали фундамент современной цивилизации. Общей чертой для всех просветителей был настоящий «культ науки». Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Другим элементом идеологии просветителей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к более совершенным формам организации социальной жизни. Осознание просветителями прогресса было сугубо европоцен-тричным, в рамках которого западная цивилизация признавалась эталоном, который было необходимо распространить на весь мир. Огромную роль в идеологии Просвещения сыграла концепция гражданского общества, возникшая на основе теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которой общество передает часть своих прав государству. Что же касается государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К достижениям Просвещения в сфере политической науки можно отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д. Локком и дополнена Ш. Монтескье. Она заключается в том, что три составляющие (ветви) власти: установление законов (законодатель-

ная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всех спорных ситуаций (судебная власть), — не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разделяться, дополнять и сдерживать друг друга.
Деятельность и идеи просветителей нанесли серьезный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу общественного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-политических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.