Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Добиаш-Рождественская О. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное СердцеОГЛАВЛЕНИЕПредисловиеI. Викинг во французской культуреII. Борьба за приатлантическую ФранциюIII. Борьба за станции в Средиземном мореIV. Победы и поражения в СирииV. Дело латинских завоевателей на ВостокеVI. Личная трагедия Ричарда Львиное СердцеVII. Ричард в истории и песнеПриложение. Эпилог крестовых походовБ. С. Каганович. О. А. Добиаш-Рождественская и ее книга о Ричарде Львиное Сердце
ПредисловиеПосвящаю дорогому моему учителю Ивану Михайловичу Гревсу в 40-летие его деятельности Приключения Ричарда Львиное Сердце должны возбудить в современном читателе интерес, быть может еще более живой, чем тот, какой к ним притягивал людей его поколения. Драматическая фигура блестящего авантюриста и бесстрашного скитальца по суше и морям, жизнь, полная головокружительных успехов и роковых неудач, волновавшая воображения Востока и Запада, для нас - вне своих живописных эффектов - имеет более сложный смысл. Он определяется как раз тем, что смущало его современников, было им особенно непонятно и сказалось лишь в их случайно оброненных фразах и недомолвках. Выросший органически из своей среды, необычайно ярко ее отразивший, Ричард вместе с тем почти свободен от власти традиции. В его системе как правителя, в его тактике как стратега, в его методах как моряка, в его миросозерцании как "крестоносца" было очень мало такого, что, не искажаясь, вмещалось в стереотипные формулы его эпохи. В частности, в этом последнем вопросе очень трудно установить, был ли сколько-нибудь "церковно настроенным" человеком этот насмешливый король, чьи мефистофельские шутки подчас веселили, а чаще пугали его анналистов и поэтов. Вся его западная и восточная эпопея имеет, несомненно, какой-то иной смысл, чем утоление тоски по Иерусалиму, хотя в современном ему изображении она отчасти отлилась в эти краски. И если мало кто в такой мере нес в себе наследство прошлого, то мало кто пробудил и сконцентрировал с такой силой эмоции, пробивал пути, ведущие в новый мир, как неугомонный король Ричард. В этом смысле он (кого в титуле первой из наших глав мы назвали "викингом во французской культуре") не может остаться безразличным для истории, по которой он, прошел как сила одновременно разрушительная и движущая.
Ваш комментарий о книге |
|