Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Демурже А. Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века

ОГЛАВЛЕНИЕ

Как христианизировать войну? Как обеспечить себе вооруженную силу, склонную верно и постоянно стоять на защите христианства и исполнять свою миссию борьбы с неверными? На два этих вопроса средневековое христианство ответило, создав, не без некоторого сопротивления, оригинальные институты - военно-монашеские ордены. Гибриды "чудовищ", по выражению Исаака Стеллы, живущих, как монахи, по уставу - бенедиктинскому или августинскому, но не совсем монахов, действующих, как рыцари, но не по образу тех представителей аристократической касты, которые всегда готовы схватиться между собой, не мирских рыцарей, поносимых святым Бернардом, а рыцарей Христа, "облаченных в доспехи из железа и доспехи веры" . Реконкиста и крестовые походы способствовавшие тому, что эти ордены широко распространились в Святой земле, в Испании и на берегах Балтийского моря. По мере укрепления независимости монархий от папской власти, растущего недоверия монархов к этим военным силам, порой ставшим настоящими государствами, по мере того как служение миссии все больше подменялось простой воинственностью, военно-монашеские ордены понемногу теряли жизнеспособность и были вынуждены вновь обратиться к благотворительной деятельности. Тогда родились легенды и слухи, которые разоблачает современный историк, в то же время отдавая справедливость этим ярким свидетельствам коллективного воображенияя cpeдневековых людей, сделав прекрасный обзор этих легенд.

 

Предисловие

На французском языке нет обзорной работы о военно-
монашеских орденах. Эта книга претендует только на
то, чтобы дать общее представление об истории этих орденов
в средние века, период, на который пришлись их
зарождение, расцвет и упадок. Я хотел показать, что существовала
(.семья» военно-монашеских орденов, и для
этого между двумя неизбежными хронологическими частями
поместил общий обзор разных аспектов организации
и жизни этих орденов, рискуя впасть в упрощение
и, несомненно, допустить ошибки.
Документация и историческая литература хоть и многочисленны,
но неравноценны, и сведения в них разбросаны.
Целые архивы некоторых орденов, в Святой земле
или в Испании, исчезли; по некоторым менее значительным
орденам документов осталось очень мало. Наконец,
обобщение затрудняет разная направленность исторических
школ: выходящие сейчас во множестве испанские
издания очень интересны, но историки этой страны в
основном заняты изучением патримония орденов, несомненно
составляющего самую оригинальную часть
их истории; точно так же среди французских научных
изданий очень многие труды посвящены местным и региональным
реалиям. Немецкие историки, со своей стороны,
активно занимались просопографическими исследованиями
и т. д.

Это произведение - не плод оригинального поиска,
пусть даже я старался как можно чаще обращаться
к оригинальным документам, и в нем можно найти отражение
моих собственных интересов и изысканий. То
есть она отчасти представляет материал «из . вторых
рую>, И Я не скрываю, что многим обязан своим коллегам-
историкам. Я буду цитировать Энтони Латтрелла,
чьи полсотни статей о Родосе, написанных на всех языках
планеты, статей, всегда точных и глубоких, составляют
настоящую историю жизни госпитальеров на Родосе;
Алана Дж. Фори, автора обзорной работы о военных
орденах в ХП и ХIII ВВ., чьи многочисленные статьи, часто
основанные на анализе уставов и статутов орденов,
не упускают ничего из внутренней жизни последних;
Жана Флори, чьи научные труды о рыцарстве и крестовых
походах столь полезны для уточнения контекста
раннего периода развития военных орденов; Анри Богдана,
автора солидного общего исследования о Тевтонском
ордене; Шарля Игуне, приступившего к изучению истории
немецкой колонизации в Восточной Европе; Симонетту
Черрини, которая в своей диссертации предложила
новый подход к уставу ордена Храма; Хоана Фугета
Санса, специалиста по архитектуре военных орденов,
показавшего мне много домов тамплиеров и госпитальеров
у себя в Конка-де-Барбера в Каталонии; Вернера Паравичини,
который составил список всех западных дворян,
совершивших в XIV в. «путешествие В Пруссию» ...
И многих других ...
Почти повсюду изучение военно-монашеских орденов
снова оживилось. Об этом свидетельствует организация
в большинстве стран, где имелись «военные ордены»,
международных конференций, в том числе периодических,
сведения о которых регулярно публикуются: в ча-

стности, раз в четыре года проходят конференции
«Society foг the Histoгy of the Cгusades and the Latin
East» [Общества по истории крестовых походов и латинского
Востока (англ.)]; с той же периодичностью доклады
по военным орденам читаются в музее ордена святого
Иоанна в Лондоне (вышло два тома их материалов
под названием «The Militaгy Oгdeгs»); конференции в Торуни,
В Польше, посвящены в основном деятельности
орденов в прибалтийских регионах; много конференций
проходит в Испании и Португалии; и, возможно,
регулярные сессии предвещает первая международная
конференция, проводящаяся тамплиерским и госпитальерским
хранилищем в Ларзаке и посвященная «Командорству
как институту военных орденов на средневековом
Западе», которая состоялась в октябре 2000 г.
в Сент-Элали-де-Сернон. Наконец, неутомимые труды
моего друга Франческо Томмази в Перудже завершились
созданием журнала, полностью посвященного военным
орденам, - «Sacгa militia. Rivista di stoгia degli
oгdini militaгi» [Святое воинство (лат.). Журнал по истории
военных орденов (uтал.)], в качестве главного редактора
которого выступает Франко Кардини.
Филиппу Жоссерану, который защитил блистательную
диссертацию о связях испанских орденов с кастильской
монархией и был любезен прочесть мой текст, я обязан
ценными наблюдениями и замечаниями об орденах Пиренейского
полуострова. Сильвен Гугенхейм также предоставил
мне полезные сведения и позволил сделать
много исправлений и уточнений в рассказе о немецких
реалиях и Тевтонском ордене. Обоим я выражаю самую
искреннюю признательность.
Это произведение вызревало с трудом и испытало
кое-какие злоключения на конечной стадии; да будет

мне позволено поблагодарить издательство «Сёй,>, которое
было столь любезно его принять. В некотором роде
это было возвращением в отчий дом, потому что здесь
же родилась «сестра» этой книги, «Жизнь И смерть ордена
Храма», где я почти двадцать лет назад впервые пошел
по следу военных орденов.

ВСТУПЛЕНИЕ
Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены,
ордена за заслуги

в 1120 г. в Иерусалиме в условиях, которые еще известны
плохо, был основан первый средневековый военно-
монашеский орден - орден Храма (тамплиеров). Его
первые адепты называли себя pauperes commilitones
Christi Templiq ие Salomonici, то есть «бедными поборниками
Христа и храма Соломона.)а. Они повиновались
магистру, следовали уставу и обязывались защищать паломников
на дорогах, ведущих в Иерусалим~ В начале
1129 г. их деятельность узаконила римская церковь: собор,
собравшийся в Труа под председательством легата,
утвердил их устав. Через недолгое время святой БернарД,
принявший в этом соборе активное участие, написал
для них «Ое laude поуае militiae.), или «Похвалу святому
воинству'): он здесь оправдывал миссию тех, кто
в его глазах был одновременно монахами и рыцарями.
Не надо путать: понятие «военно-монашеский орден» не
равнозначно понятию «рьщарский орден». В западных
странах в разные моменты их истории возникали «рыцарства
», рыцарские ордены; но даже если орден Храма,
военно-монашеский орден, был рассчитан в первую очередь
на рыцарей, было бы ошибкой видеть историческую
преемственность между этими понятиями. Создание ордена
Храма было явлением новым и оригинальным. Этот

орден вырос из перемен - или просто из эволюции -
западного общества после тысячного года и появился на
свет благодаря крестовому походу.
Действительно, в разные эпохи возникали корпоративные
группы, иногда определяемые словом ordo (множественное
ordines), «орден», «сословие»а, В определении
которого - «конное», «рыцарское» - упоминается
лошадьЬ •
В Риме, при республике, бойцы двадцати восьми кавалерийских
центурий набирались среди богатых граждан,
за каждым из которых числилась «общественная лошадь
». Вместе они составляли сословие всадников, отличное
от сословия сенаторов: выражение ordo eq uester
представляет собой точный эквивалент понятию eq uites
romani или eq uites romani eq ио publicoC• При империи
всадникам (eq ues, eq uites) поручали административные
и военные должности, которыми все больше пренебрегала
сенатская аристократия. Таким образом, сословие
всадников должно было выделять «элиту» для службы
государству. Наконец это сословие слилось с сенаторским
и в последний период империи исчезло, не оставив
следов в потомстве. Военно-монашеские ордены средневековья
ничем или почти ничем не были ему обязаны;
некоторые клирики, читавшие латинских авторов, иногда
использовали выражение ordo eq uester, обозначая
им сословие «сражающихся» В обществе, разделенном
а На французском языке слово ordre означает и «орден», И *сословне.)
(nрuмеч. пер.).
ь Французское слово chevalier (рыцарь) - однокоренное со словом
cheval (лошадь) (nрuмеч. пер.).
с Nicolet, Claude. L'Oгdгe equestгe 11 I'epoque гepubIicaine (312-43
ау. J.-c.). Paгis: De Boccaгd. 2 vol. 1966-1974. Т. 1. Р. 68 etc.

на три сословия, или три функции. Так поступил в начале
ХН в. Гвиберт Ножанскийа .
Римлянам было известно также слово miles, означающее
солдата вообще; ведь лучшую часть римских армий
составляли именно пехотинцы. Таким образом, слово
mиШа означало «военная служба» или «солдатское ремесло
», а mШtаге - «служить в войске» или «быть солдатом
». Командование было возложено на magistri
militum, или magistri militiae. В период поздней империи
нн-у вв.) в войске и администрации произошли
ощутимые изменения: гражданские и военные функции,
до того разделенные, стали объединять (кроме царствования
Диоклетиана) и все чаще возлагать на военных.
В это же время в армии все больше значения стала приобретать
конница и появилось разделение на magister
peditum [магистр пехотинцев (лат.)] и magister
equitum [магистр всадников (лат.)]. Однако слово miles
сохранило общий смысл «солдат». Зато словом militia
в конечном счете стали называть любую публичную
службу государству. Именно в таком смысле оно по преимуществу
используется в кодексе Юстиниана в УI в.
(3, 25)Ь.
а Guibert de Nogent. Dei gesta рег Francos. Livre 1, 1 // R.н.с., Hist.
осе. Т. IV. Р. 124. Теперь можно обратиться к научному изданию:
Guitberti Abbatis Sanctae Mariae Novigenti:historia quae inscribitur
Dei gesta рег Francos: quinque accedentibus appendicibus - Guibert de
Nogent Dei gesta рег Francos: et cinq autres textes. t:dition critique раг
R. В. С. Huygens. Turnhout: Brepols, 1996, а также к французскому
переводу, который по этому изданию сделала М.-с. Гаран: Guibert
de Nogent. Geste de Dieu раг les Francs. Introduction, traduction et
notes раг Monique-Cecile Garand. Turnhout: Brepols, 1998. Р. 53.
Ь Remondon, Roger. La crise de l'Empire romain: de Marc-Aurele
~ Anastase. Paris: PUF. 1970. Р. 176. (Nouvelles Clio.)

в средние века конница стала основным родом войск,
а кавалерист - почти синонимом того, кто «сражается».
Его обозначали словом miles (множественное -
milites). Но это слово, сохранив технический смысл
«тот, кто сражается верхом на коне», приобрело также
этический смысл и стало означать элиту конных бойцов.
Местные наречия в большинстве случаев разделяли два
этих значения: chevalier - саиаиег [рыцарь - всадник,
на французском], Ritter - Reiter на немецком, knight -
rider или horseman на английском, но на итальянском
только саиаиеге, а на испанском - caballero.
Клирики того времени представляли идеальное христианское
общество разделенным на три сословия (или три
функции), которые расположены в иерархическом порядке
и солидарны: те, кто молится, те, кто сражается
(и повелевает), те, кто трудится. Рыцари помещались во
второе, ordo pugnatorum, сословие - сражающихся
(или bellatores); но этот «орден» не соответствовал никакому
институту. Тем не менее именно из числа рьщарей
выходили наиболее видные представители и руководящий
состав военно-монашеских орденов, сначала
Храма, Госпиталя, Тевтонского, а потом испанских орденов.
Однако определять эти ордены как рыцарские нельзя.
Прежде всего это были монашеские ордены, как
Клюни, как Сито (кстати, испанские ордены, кроме Сантьяго,
все входили в состав ордена Сито), но эти монашеские
ордены в первую очередь - хотя, конечно, не
исключительно - были рассчитаны на участие рыцарей
и отвечали их религиозным потребностям. Тамплиеры
были не монахами (moines), а военными служителями
церкви (religieux)a.
а Luttrell, Antony. Gli ospitalieri е I'eredit~ dei templari // Lu//rell З.
1992. Р. 67-68.

с XIV в. обстоятельства и потребности, которые привели
к созданию и расцвету военно-монашеских орденов,
постепенно стали исчезать, но ордены, кроме Храма, не
исчезли. Понятие рыцарства тоже больше не отражало
идеал и военные доблести знати, деградировавшей в результате
кризиса конца средневековья. Монархи все
еще нуждались в знати и ПОЛЬЗ0вались званием рыцаря,
чтобы наделять им доверенных людей. Они стали создавать
светские рыцарские ордены, собирая в них рьщарей,
наиболее достойных служить образцами для других.
Одним из первых был орден Ленты в Кастилии, но самые
знаменитые - это орден Подвязки в Англии (1347)
и орден Золотого Руна в бургундских государствах
(1429). Орден Звезды, основанный Иоанном Добрым во
Франции, включал в себя 500 рыцарей (1350)а.
Эти светские ордены не имели отношения к военно-монашеским:
их членов вдохновляли другие идеалы, и двиали
ими иные нужды. Но современники верили в их
преемственность, благодаря чему эти ордены становились
инструментами для утверждения королевской религии
Ь . В Британской библиотеке в Лондоне есть рукопись,
автор которой связывает латинский устав ордена
Храма со статутами ордена Золотого РунаС.
Однако в конечном счете светские и военно-монашеские
ордены слились воедино. В новое время и современную
эпоху каждое государство, каждое княжество сочли сво-
а Boulton, D'Arcy lohathan Dacre. The knights of the Cгown: the
monaгchical oгdeгs of knighthood in lateг medieval Euгope, 1325-1520.
Woodbгidge: Boydell Pгess, 2000.
Ь Flori, lean. La chevaleгie еп Fгance аи Моуеп age. Paгis: PUF, 1995.
(Оие sais-je?) Р. 118-120.
с Cerrini, Simonetta. La tгadition manuscгite de 'а гegle du Temple //
А.Р.С. Р. 209.

им долгом учредить у себя ордена за заслуги. Во Франции
революционные потрясения привели к созданию совершенно
нового ордена - Почетного легиона, но в Англии
орден Подвязки, а в Португалии - военно-монашеский
Ависский орден были преобразованы в ордена за
заслуги. Некоторые военно-монашеские ордены, созданные
в средневековье, дожили до наших дней, но при
этом отказались от военного характера, составлявшего
их оригинальность, чтобы приспособиться к новому времени
или превратиться в благотворительные организации.
Так случилось с Тевтонским орденом, резиденция
которого ныне находится в Вене, или орденом госпитальеров,
ставшим Мальтийским орденом и теперь поселившимся
в Риме. Эти ордены вновь взяли на себя миссию
творить милосердие, которая причиталась им с самого
начала, до милитаризации. Они сохранили воинское облэчение,
которое теперь пугает не больше, чем шпаги
у академиков!
Оригинальный образ жизни военно-монашеские ордены
вели только в средние века. Потому в этой книге я и дам
обзор их истории в соответствующий период - с начала
ХI в., когда возникла сама концепция, и до 1530 г., когда
госпитальеры, изгнанные с Родоса османским султаном
Сулейманом Великолепным, отправились на остров
Мальту, который им предоставил Карл V.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.