Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (1)
Дарол А. Тайные общества
16. ВЛАСТИТЕЛИ ГИМАЛАЕВ
Во всем мире люди верят в существование
сообществ мудрецов в Индии и Тибете. Эти
странные святые, удалившиеся от мира, откры-
ли некую загадочную силу, которая помогает им
общаться на телепатическом уровне, излучать
то, что обычно называют «властью», влиять на
судьбы мира и отдельных людей. Конечно, эти
святые доброжелательно настроены к тем, кто
верит в них и пытается установить с ними
духовный контакт. Одна из их догм - перевоп-
лощение душ. Эти мудрецы - единственные
обладатели великих тайн жизни, смерти и
сверхъестественного, они поддерживают контакт
с разрушительными и созидательными силами и
служат связующим звеном между простыми
смертными и безграничностью того, что не при-
надлежит к человеческому роду. Они даже могут
принимать обличье воплощенных богов.
Отправимся в один из ламаистских монасты-
рей, расположенный на пустынном ледяном вы-
сокогорье далекого Памира у границ России,
Китая и Индии, где религия и магия занимают
умы людей как нигде в мире. На Памире живут
невозмутимые коренастые люди монголоидного
типа. Их образ жизни не изменился с тех пор,
как их предки были свидетелями нашествия же-
стоких орд Чингисхана. Их ритуалы, возраст
которых исчисляется тысячелетиями, значитель-
но старше буддизма, который именно здесь, в
Тибете, достиг своей высшей формы - правда,
несколько отличающейся от ортодоксальной.
Вопреки известным нам описаниям эти люди
вовсе не те пафосные высокодуховные роман-
тики, обладающие удивительной властью, кото-
рая приводит в изумление рядового туриста.
Один вид фотоаппарата, бинокля- или транзис-
тора приводит монахов Та-1Пи в восторженное
смущение; высокомерным это отношение к дос-
тижениям цивилизации не назовешь. И все же
во время и после своих магических ритуалов
монахи являют чудеса могущества, недоступного
пониманию простых смертных.
Эти чародеи обманывают людей методами цир-
ковых иллюзионистов - например, заставляют
растения вырасти на ваших глазах, всего за
несколько минут. Это сочетание религии и чаро-
действа, незнание монахами внешнего мира и их
таинственная способность угадывать будущее выз-
вали к жизни столько же россказней по поводу
лам, сколько и неверия в эти сказки. Но истина
гораздо более сложна. Не стоит искать в расска-
зах путешественников и в оккультной литературе
хоть какой-то намек на объективное исследова-
ние: ничего подобного никогда не существовало.
Вот факты: ламы используют как магическую
власть, которой достигают путем концентрации,
так и иллюзионизм, в искусстве которого им нет
равных. В их сознании, отличающемся от запад-
ного, аналитического, эти две вещи естественно
дополняют друг друга. Почему?
Ламаистские ритуалы включают в себя две
части: для публики и для посвященных в тайный
культ. В среду вечером, когда солнце заходит за
скалы, возвышающиеся над долиной Ак Сока,
рокот барабанов возвещает о начале церемонии,
цель которой - убедиться в появлении светила
на следующее утро.
Люди разных сословий сбегаются на площад-
ку у подножия сурового монастыря, чтобы по-
любоваться танцем. Мужчины и женщины в не-
обычных одеждах и громадных жутких масках
дергаются под непрестанный рокот барабана,
сопровождаемый воем дудок и ударами гонга.
Начинается первая часть церемонии. Сцена
освещена факелами, которые держат новички в
широких одеждах; лица у них бриты, а некото-
рые столь юны, что бритва им не нужна. Ат-
мосфера накаляется, так как дух, вселяющийся
в лам, может появиться в любой момент. Внезап-
но в свете факелов появляется крохотный лама.
Он быстро достает из складок одежды сначала
один нож, затем другой, третий и бросает их в
маленькую статую Будды, которую держит сам
великий священник на ступеньках храма. Каж-
дый нож, попав в цель, падает затем на землю.
С торжествующим криком верующие гурьбой
собирают ножи и передают их в толпу, чтобы
все видели, что металл, словно стекло, разле-
телся на куски - осталась лишь деревянная
рукоять. Раздается всеобщий радостный вопль:
чудо свершилось. Ловкость рук доказала могу-
щество Будды.
- Смысл этого ритуала, - говорит сопро-
вождающий меня лама Оргун, - заключается в
доказательстве того, что Будда неприкоснове-
нен. Он может сам защитить себя, даже не
прибегая к насилию.
Я спрашивают его, не фокус ли это. Оргун
мгновение колеблется, прежде чем ответить.
- Все зависит от того, что вы ищете. Если
это представление кажется вам подстроенным,
значит, вы видите лишь его символический
смысл. Если же вы верите, что чудо действи-
тельно произошло, то вера поможет совершен-
ствованию вашей души.
186
Эта концепция иллюзионизма нова для меня,
но она обладает собственной внутренней логи-
кой - во всяком случае с точки зрения ламы.
Представление продолжается. Во все убыст-
ряющийся тэ.нец уже вовлечены и некоторые
зрители, среди которых есть немолодые свя-
щенники. Я замечаю, что шестеро из них, не
двигаясь, внимательно следят за происходящим,
как режиссер за поставленным им спектаклем.
Почему поклонники Будды, верящие, что
слияние с небытием является высшей целью в
жизни, должны удостовериться, что завтра ут-
ром солнце обязательно встанет? Для Оргуна
этот вопрос кажется элементарным. По его мне-
нию, деяния верующих в Будду за два после-
дних тысячелетия вызвали уменьшение «реаль-
ности». «Реальностью» он называет солнце и все
то, что доступно нашим чувствам. Ламы достиг-
ли или могут достичь нирваны - состояния
небытия, полного блаженства, соединения с бо-
жественным ничем. Но было бы крайне эгоис-
тично раствориться в этом блаженстве, оставив
остальных людей на произвол судьбы; ламы не
могут допустить наступления золотого века, пока
все человечество не будет готово воспринять
его. Отсюда и необходимость поддерживать сол-
нце в его извечном движении.
Во всяком случае это служит доказатель-
ством того, что у буддистов есть чувство ответ-
ственности по отношению к обществу и они не
замыкаются в себе в поисках духовного самосо-
вершенства. Об этом я и говорю сопровождающе-
му меня ламе.
- Именно так. Вот почему мы сохраняем
контакт с миром и пытаемся направить его на
путь истинный, который приведет всех нас к
нирване.
В этом объяснении я увидел истоки легенды
о Властителях Гималаев; за этим указанием
последуют другие. Как мне рассказали, по всей
Земле властители общаются между собой, есте-
ственно, путем телепатии. Один из аспектов их
деятельности заключается в поддержании в
мире установленного порядка.
Теперь процессия направляется в храм у под-
ножия ламаистского монастыря, смахивающего
на крепость. Мы следуем за процессией. На
каждой ступеньке бьют в гонг и священники
нараспев произносят мистическое слово «0м» -
как мне объяснили, его нельзя произносить
всуе, настолько велика его магическая сила.
Внутри храма аллея ведет к громадной статуе
сидящего Будды. Приношения и фимиам разло-
жены у его ног, тяжелый запах, кажется, нару-
шает ясность мысли.
Пройдя перед идолом и помолившись, про-
цессия перестроилась и побрела по длинной
скалистой тропе к самому монастырю. Там в
большом зале с низким потолком в золоченом
кресле сидит первый лама в окружении своих
учеников. Перед ними стоят низкие столики.
Всем раздают чаши, в которых мука смешана с
водой. В полной тишине мы едим это желтова-
тое, не особо вкусное месиво с кусочками
каких-то овощей.
Лама затевает со мной долгий разговор, из
которого я почти ничего не понимаю, несмотря
на все усилия переводчика. Его мистические
теории вступают в противоречие друг с другом,
а когда я пытаюсь разобраться в их хитроспле-
тениях, наталкиваюсь на вежливую улыбку и
уверения, что я все пойму в нужное время. Я
спрашиваю ламу о некоторых европейцах, кото-
рые, как мне говорили, являются последовате-
лями буддизма. Он никогда не слышал о них, но
вежливо добавляет, что, возможно, знает их
под другими именами. Нет, он не может опреде-
лить их по национальности, потому что это не
их метод работы. Да, он находится в духовной
связи с людьми всего мира. Нет, он не интере-
суется политикой. Далай-лама - одно из вопло-
щений Будды, но переселение душ не является
исконным буддистским верованием, это «зараза
индуизма».
Является ли в его понимании буддизм тайным
культом? Совпадает ли он с концепциями далай-
ламы и его последователей на Тибете? - Да. -
Почему это учение тайное? - Потому что оно
пока еще недоступно большинству людей.
Вновь забили барабаны, и я почувствовал,
что со мной что-то происходит: вещи меняют
свою форму, и, кажется, между зарождением
мысли в моем сознании и моментом проходит
слишком много времени. Я уже устал сидеть и,
если бы музыка играла быстрее, с удовольстви-
ем пустился бы в пляс. Как будто в ответ на мое
невысказанное желание ритм убыстряется -
во всяком случае мне так кажется. Но я вдруг
замечаю, что не способен даже пошевелиться.
Когда я уезжал из Кашмира, один индиец
сказал мне: «Не подходите слишком близко к
этим ламам, они вас загипнотизируют». Теперь я
вспоминаю об этом предупреждении, но не могу
на нем сконцентрироваться: мысль то приходит,
то снова уходит. Нечеловеческим усилием воли я
перевожу взгляд на часы: мы здесь уже час.
Смотрю на лам: они, кажется, полностью погру-
жены в созерцание. Лишь первый лама неотрыв-
но смотрит на меня; его взгляд не излучает ни
малейшей опасности, одну только уверенность,
что я - это уже не я, что реальность далеко
от меня. Я поднимаю глаза на факел, который
горит в светильнике в другой стороне комнаты:
его пламя приняло зловещий оттенок.
Мой переводчик снова заговорил, и звук его
голоса успокаивает меня. Он переводит мне слова
мудреца о жизни, о смерти, о миссии человека
на Земле, о божественности матери, о бессо-
держательности любой вещи, об освобождении
человека благодаря «Срединному Пути».
Я чувствую правоту этих слов, понимаю, что
все остальное не имеет значения, что в речах
ламы заключена единственная истина. А он сове-
тует мне попытаться освободить мой дух от
тела, и тогда я получу то, что мне действитель-
но нужно, а потом достигну стадии, где уже ни
в чем не буду нуждаться. Мне кажется, что это
настоящая, истинная философия. Я желаю лишь
одного: сидеть и слушать этот голос, ждать,
пока мне переведут слова ламы, чувствуя, что
это именно то, что я хочу знать.
Я просыпаюсь на груде шкур в холодной
келье, где гуляют сквозняки. В горле у меня
пересохло, мне страшно хочется пить, нет даже
сил произнести хоть слово. Несмотря на уста-
лость, я должен найти воду. Выхожу из кельи,
прохожу через бесчисленные коридоры и обна-
руживаю, что нахожусь под землей. Наконец я
выбираюсь на свежий утренний воздух и, вды-
хая его полной грудью, ищу ручей, который
заметил раньше из монастыря. Он оказывается
совсем близко. С наслаждением пью воду. Вокруг
прогуливаются монахи, не обращая на меня
никакого внимания. Я возвращаюсь в монас-
тырь, но не могу найти свою келью.
Тогда я направляюсь к центральному залу
приемов, при входе в который обнаруживаю
стопку чашек - из них мы ели вчера вечером.
К краям одной из них пристало немного желто-
го теста. Повинуясь мгновенному порыву, я со-
скребаю чуточку этой пищи, заворачиваю в
платок и прячу в карман.
После встречи с моим другом Оргуном я
прощаюсь с монастырем. Меня любезно пригла-
шают вернуться сюда, когда я только пожелаю.
Теперь, говорит Оргун, у меня есть над чем
поразмыслить.
Именно это я и сделал. Результат анализов
теста показал, что оно содержит алкалоиды
скополамина, гиосциамина и атропина; все они,
скорее всего, получены из сока белладонны.
Овощ же, нарезанный маленькими кусочками,
оказывается, по всей видимости, мандрагорой,
которая также содержит скополамин и другие
алкалоиды, вызывающие галлюцинации. Гово-
рят, что именно скополамин делает человека
податливым и восприимчивым к внушению. Ман-
драгору и белладонну использовали раньше в
своих рецептах колдуньи (до сих пор неизвест-
но, кто ими руководил). Будем же милосердны:
химия прекрасно объясняет, откуда у членов
культа появляется уверенность, что они обща-
ются с духами и даже влияют на расстоянии на
ход событий. Возможно, использование наркоти-
ков, как и чародейство, носит символический
характер или, скажем, помогает проснуться
интуиции.
Эти алкалоиды очень опасны в той концентра-
ции, в какой они содержатся в диких растениях.
Поэтому при их использовании очень важна точ-
ная дозировка. А может быть, эти растения
входят в обычный рацион местных жителей? Я,
правда, никогда не видел, чтобы их собирали в
пищу. В руках дилетанта они могут стать смер-
тельными или, во всяком случае, вызвать серь-
езное отравление. Похоже на то, что монахи,
судя по всему, привыкли употреблять эти рас-
тения в пищу, иначе вряд ли они стали бы
использовать наркотики для случайных визите-
ров.
17. КОЛДОВСКИЕ ТАЙНЫ.
При попытке коснуться проблемы черной
магии выясняется, что у мужчин и женщин
XX века такое же отношение к этой тайне,
что и у любого дикаря, живущего в джунглях:
или ему страшно, или же он просто не знает,
о чем идет речь. Слова «черная магия» вызывают
в нашем сознании лишь смутные представления
о зловещих, отвратительных ритуалах, от кото-
рых лучше держаться подальше. Но что это
такое на самом деле? Кто занимается черной
магией? Эффективна ли она?.. Почитайте газеты.
С тех пор как пресса заменила издававшиеся по
любому поводу брошюры, статьи о черной ма-
гии появляются в газетах с завидной регулярно-
стью. Только вот в этих статьях не содержится
ни слова правды.
Ходят слухи о безумных оргиях, половых
извращениях, неведомых ужасах. Некоторые
церковники всячески стараются предупредить
публику об опасности колдовства. Вы можете
прочесть, что «полиция приступила к расследо-
ванию» по делу о «возрождении черной магии»,
которая «угрожает безопасности страны», пото-
му что «ею тайно занимаются в высокопостав-
ленных кругах с неизвестной, но, несомненно,
подрывной целью».
Все это, может быть, и верно, но удивитель-
но, что еще никто не рассмотрел эту тему с
иной точки зрения, хотя бы ради изучения
192
ритуалов и людей, практикующих их. Как мож-
но победить зло, не зная его природы и источ-
ников?
Перейдем к определениям. Люди, верящие в
существование дьявола и демонов, утверждают,
что «черный маг» получает особую власть в
некоторых областях мирской жизни благодаря
договору, заключенному со сверхъестественны-
ми силами. В западной магии цена этому -
передача дьяволу прав на собственную душу,
которая, таким образом, лишается возможности
попасть на небеса. Те, кто считает, что дьявол
недостаточно могуществен, чтобы завладеть че-
ловеческой душой, предлагают в обмен на со-
действие свою помощь в его черных делах - то
есть помогают ему на Земле.
Существует третья группа поклонников чер-
ной магии, для которых это искусство стано-
вится прежде всего разрушительной силой,
помогающей навлечь всяческие несчастья на го-
ловы их недругов. Порой такие люди не верят в
существование демонов и рассматривают ис-
пользуемую силу как нейтральную с точки зре-
ния моральных категорий. Однако они исходят
из того, что использование этой силы во зло,
то есть с разрушительными целями, достигает-
ся легче, так как ненависть легче пробудить и
излить, чем добрые чувства.
Наведение порчи и гадание вполне вписыва-
ются в эту категорию, если не предполагают
заключения договора с духами зла.
Это смешение понятий, обязанное своим су-
ществованием как идейной неразберихе, так и
путанице в неимоверном количестве магических
верований, длится уже несколько веков.
Так, мы находим в средневековой Европе
книги по магии (чернокнижие), содержащие
длинные и подробные инструкции, как закли-
нать и вызывать демонов; без сомнения, эти
инструкции заимствованы из вавилонской и ев-
рейской демонологии. Пропущенные через при-
зму христианства, эти правила стали включать
в себя принесение жертвы злому духу или
заключение с ним договора. Другие же книги
четко проводят мысль о том, что маг может
заставить демона - как низшее существо -
работать на него и выполнять его приказы при
помощи «тайных и непобедимых магических зак-
линаний». Эта концепция идет еще от древне-
египетских жрецов, которые считали себя ско-
рее властителями, чем рабами злых духов. Схо-
жие моменты мы наблюдаем в исламской демо-
нологии, проникшей в Европу через средневеко-
вую Испанию: даже страшные джинны были
существами низшими по сравнению с хорошо
подготовленным магом, который легко мог ими
управлять.
Черная магия включает в себя все, что связа-
но с использованием сверхъестественных сил для
достижения недобрых целей, но она существует
и в иной форме. Речь идет о «дурном глазе», то
есть о невольном причинении вреда. Во всем
мире раньше, да и сейчас, считалось и считает-
ся, что у человека может быть дурной глаз, хотя
он сам об этом не знает. Арабы считают, что
некоторые люди с завистливым характером могут
навредить другим одной лишь силой этой завис-
ти; для этого им достаточно только подумать о
предмете ненависти, не обязательно имея перед
собой цель совершить злодеяние.
Истинный культ дьявола - это совершенно
иной вопрос. Как показывают архивы инквизи-
ции и документы многочисленных судебных про-
цессов, ведьмы поклонялись дьяволу, то есть
силе зла, которую представляли в виде челове-
ческого существа, играющего видную роль в
194
ритуалах культа. Апологеты современного кол-
довства пытаются доказать, что ведьмы были на
самом деле «философами» дохристианской эры,
что их рогатое божество символизировало пло-
дородие и т.д. Из всей массы фольклорного и
исторического материала они отбирают лишь те
аспекты культа, которые подтверждают их тео-
рию, без тени сомнения отбрасывая другие. Что-
бы придать своим идеям правдоподобность, эти
теоретики прибегают к «доказательствам», изве-
стным якобы только им; в противном случае они
безусловно были бы обвинены в недобросовест-
ном подборе фактов. Тем не менее им не уда-
лось пока привести ни одного свидетельства
существования этого пресловутого культа плодо-
родия, а тем более того факта, что культ этот
был изначально злонамеренным.
Так называемые «исследователи» типа Монте-
гю Саммерса или Маргарет Мюррей ничего не
дали науке, так как в их творениях отсутствует
даже элементарная логика. Католику Саммерсу
дьявол мерещится повсюду. Египтолог Маргарет
Мюррей хочет заставить нас поверить в суще-
ствование божественных царей и доисторичес-
кой религии, не представляя при этом никаких
более или менее веских доказательств. Суще-
ствует множество документов, зафиксировав-
ших признания ведьм, вырванные у них инкви-
зиторами; конечно, для этого использовались
насилие, ложь и внушение, и все же внима-
тельный анализ всех данных доказывает, что
культ поклонения дьяволу действительно суще-
ствовал, а черная магия практиковалась иногда
вполне открыто. Если бы инквизиторы выдумали
все это с начала до конца, у них наверняка
получилась бы более стройная система, а «от-
кровения» ведьм скорее всего отвечали бы той
идее черной магии, которая была известна хри-
7» 195
стианам, в частности из демонологии Ветхого и
Нового Заветов.
Какую же форму черной магии приписывали
ведьмам? Идолопоклонничество и искупитель-
ные жертвы злым силам в образе человека;
наведение порчи, почти не отличающееся от
того, какое практикуют примитивные народы
во всем мире; наконец, развитие сверхъесте-
ственных способностей (левитация, ясновидение
и т.д.), вызванное скорее всего употреблением
наркотиков.
Благодаря литературе той эпохи мы можем
восстановить многочисленные колдовские риту-
алы. Внимательный анализ архивов инквизиции
различных стран, а также признания людей,
обвиненных в тайном дьяволопоклонничестве или
заговоре против Церкви, свидетельствуют о
том, что такая секта действительно существова-
ла; однако нет никаких подтверждений тому,
что в ее основе лежит культ плодородия, как
утверждает Маргарет Мюррей, или что она
является пародией на христианство, изобретен-
ной дьяволом, как учит официальная Церковь;
не существует также ни одного доказательства
участия в ее ритуалах сверхъестественных сил.
Как политические, так и религиозные тай-
ные общества, по определению, стараются ос-
таваться в тени, и в большинстве случаев лишь
путем сбора многочисленных свидетельств мож-
но приоткрыть их историю. Если мы хотим
восстановить историю культа ведьм в Европе,
нам придется как следует проанализировать не-
которые моменты. Могут ли, например, ссылки
на древние ритуалы помочь нам обнаружить
следы религии, предшествующей христианству?
Присутствуют ли здесь следы ассимиляции дру-
гого пропагандистского культа, привнесенного
извне? Были ли у ведьм церемония посвяще-
196-
ния, условные слова, тайные имена, наконец,
некие глубинные цели?
В интересующем нас случае, хотя и нелегко
продраться сквозь истерию, сопровождавшую
преследования ведьм, можно найти свидетель-
ства, ясно доказывающие существование тай-
ной организации. Конечно, сейчас уже нет этого
культа в «чистом виде», то есть такого, который
сохранил бы нетронутыми основные элементы
своих истоков; и все же многочисленные дока-
зательства говорят о том, что эта организация
была весьма активна еще совсем недавно.
О колдовстве написано много. Эта проблема с
трудом поддается объективному изучению, так
как многие исследователи интерпретировали ее
совершенно произвольно, выбирая из истории
лишь те примеры, которые отвечали их теори-
ям. Интерпретации варьируются от выдумки и
одурачивания до тихой, скромной и безобидной
конгрегации, состоящей из веселых и беззабот-
ных людей, отмечающих античные астрономи-
ческие и сезонные праздники, оказывающих
друг другу помощь и пользующих целебными
снадобьями несчастных темных крестьян.
Люди, называющие себя колдунами в наши
дни, составляют совсем другую категорию. Впро-
чем, они отвечают только за собственные, со-
вершенно особые ритуалы.
Бог судья тому невежеству и бестолковости,
которые проявила средневековая Церковь, усер-
дно борясь с любой, даже воображаемой, опас-
ностью христианству. Тем не менее интересно
отметить, что в древних христианских текстах,
посвященных явлению, которое позже назовут
«колдовством», часто упоминается о язычни-
ках, которые считали, что магическим образом
переносятся из одного места в другое, «катаясь
по ночам на лошадях с богиней Дианой».
О ведьмовских шабашах впервые упоминает-
ся в XI веке. Культ Дианы к тому времени
слился с культом Черного человека: Мы также
находим рецепты приготовления настоев, мазей,
упоминаются собрания и заклинания на пере-
крестках дорог, отречение от христианства,
восковые фигурки, пронзаемые иглой в целях
умерщвления недругов.
В XV веке все сведения о колдовстве и
шабашах ведьм - выданные добровольно или
вырванные на пытках - удивительно схожи
между собой. Ниже мы расскажем о некоторых
ритуальных шабашах в Швеции, Испании, Шот-
ландии и Франции.
С VII по XV век в Испании и Северной
Африке правили мавры. Их культура оказала
большое влияние на европейскую университет-
скую науку, а переводы греческих и других
философов долгое время вызывали зависть у их
западных ученых.
В ту же эпоху некий странный культ, заро-
дившись в Марокко, проник через Гибралтарс-
кий пролив в Андалузию. Вскоре он широко,
хотя и тайно, распространился по крупным
центрам арабской цивилизации среди так назы-
ваемых «космополитов» - испытавших на себе
арабское влияние евреев, христианских эруди-
тов и аскетов, бродивших из страны в страну в
поисках знаний. Арабские власти, пытавшиеся
приглушить этот культ, назвали его культом
двурогих. Он был связан с поклонением Луне, и,
безусловно, большую роль в нем играла магия.
Схожесть этого культа с будущими колдовскими
ритуалами поразительна.
Поклонники культа собирались по четвергам,
поздно вечером. По свидетельству историка Ибн-
Джафара, обряд посвящения заключался в нане-
сении новообращенному раны, от которой потом
198
оставался маленький шрам. Члены секты танце-
вали ритуальные танцы внутри очерченного на
полу круга, призывая магическую силу снизой-
ти на них. Некоторые рассказывали наоборот
мусульманские молитвы и звали на помощь Эль-
Асвада (Черного человека). Они прислуживали
своим жрецам, которых видели лишь изредка и
только после принесения клятвы верности те-
лом и душой. Среди этих людей были выходцы
из всех слоев общества, мужчины и женщины;
для обряда посвящения они использовали риту-
альные ножи, называемые «Аль-Дхамме», что
означает «кровавые буквы».
Вот описание церемонии посвящения «Двуро-
гих»: «Мы собрались ночью на перекрестке двух
дорог; один из нас получил приказ захватить
петуха для принесения его в жертву как симво-
ла нового дня. У каждого была палка с набал-
дашником в виде двух медных рогов - символ
козы, на которой ездят верхом в знак абсолют-
ной власти.
Такие собрания называются «заббат» - по-
арабски «мощный, действенный»; круг едино-
верцев носит имя «кафран» («саван»), так как во
время церемоний все мужчины надевают на
голое тело саван, в котором они будут похоро-
нены.
В тот вечер я должен был принять посвяще-
ние и войти в число избранных, которые несут
радость в мир и имеют честь называться друзь-
ями «Раббаны (нашего господина) в образе куз-
неца». Заметим, что в Марокко до сих пор
кузнецы считаются великими колдунами.
Новообращенный продолжает: «Под бой ма-
леньких барабанов мы по двенадцать человек
входили в круг, нарисованный на пыльном полу.
Два дервиша в белых кафтанах научили нас
песне «Иввэй», которую мы повторили несколь-
199
ко раз. Затем, прикрыв головы полами кафта-
нов, мы танцевали в кругу, пока нас не остано-
вил громкий крик. И тогда мы увидели предво-
дителя».
Ученики должны были поклясться в верности
пришедшему Раббане; затем было совершено
жертвоприношение: петух был зарезан специ-
альным маленьким ножом, которым потом поме-
тили руку каждого новообращенного. Вновь на-
чался танец, но уже в направлении против
часовой стрелки, затем участники церемонии
стали понемногу погружаться в транс, как и в
большинстве подобных ритуалов.
Этот рассказ, поведанный одним евреем из
Басры, не претендует на полноту, так как его
автор после бурных лет жизни в качестве мага
и колдуна {дхулкварнени) в конце концов пере-
шел в ислам и не склонен был раскрывать тайны
своего постыдного прошлого.
Другой источник сообщает нам, что подобные
церемонии до сих пор существуют у голубогла-
зых берберов, горцев Марокканского Атласа.
Десятью веками позже в Константинополе Аб-
дельмалик Харуни рассказал в книге «Муаджи-
зат Ифрикья» («Чудеса Африки») о «берберской
секте рогатых», которые разжигают костры и
танцуют вокруг них. У каждого члена секты есть
палка, называемая «козой», которую он бросает
на землю во время ритуального танца. Они пьют
вино и клянутся в верности своему предводите-
лю. Во время обряда посвящения новообращен-
ные категорически отказываются от прежней
религии, а также от своих родственников и
друзей. Затем наставник объясняет им, как до-
стичь состояния, близкого к опьянению, благо-
даря которому можно добиться мистической и
магической власти.
Эти люди также считают, что у них есть
200
невидимый высший предводитель, называемый
«Дхулкварнен», что значит «двурогий госпо-
дин»; по-арабски благодаря игре слов это слово
значит также «господин двух веков». Этот двой-
ной смысл не случаен, потому что Раббана
ведет активную жизнь в течение двухсот лет.
Сначала он живет на земле как смертный, а
умерев, возвращается к людям в качестве духа.
Теперь он способен направлять слова и поступки
людей и в этом новом качестве набирается муд-
рости, пока не будет готов вновь спуститься в
мир людей в виде совершенного существа. Раб-
бана выбирает, в каком виде ему воплотиться,
помня все детали своих прошлых жизней.
Существуют многочисленные связи между
этим странным культом и средневековыми ведь-
мами. Вполне возможно, что европейское кол-
довство являет собой смешение культа двурогих
и различных пережитков и верований до-
христианской эры.
В 1324 году в Ирландии за колдовство судили
некую леди Кителер. Ее обвиняли в том, что,
стоя на перекрестке двух дорог, она принесла в
жертву некоему Робину по прозвищу Эфиоп
петуха. Все это весьма напоминает ритуальную
практику берберской секты. Имена Робин, Роби-
не и их варианты часто встречаются в протоко-
лах судебных процессов против ведьм, так же
как и упоминание о Черном человеке. Рога (ко-
торые подчеркивают схожесть с дьяволом) явля-
ются одним из основных элементов ведьмовских
ритуалов. Существовала ли в эту эпоху связь
между маврами и Западной Европой? Можно с
уверенностью утверждать, что эта связь воз-
никла гораздо раньше. Англосаксонские монеты,
являющиеся точной копией арабских динаров
774 года н.э. (была даже надпись: «Нет Бога,
кроме Аллаха, и Магомет пророк его»), чекани-
лись королем Оффы. А оригиналы были выпуще-
ны халифом, правившим в Испании.
В 1450 году вышла брошюра под названием
«Эррорес Газариорум», в которой якобы досто-
верно описывались ритуалы французских ведьм.
Вступая в секту, новый член обещал являться на
собрания немедленно по получении приказа. Он
получал специальную мазь и палку. Его (или ее)
«представляли» «дьяволу» во время одного из
шабашей, которые проводились обычно на све-
жем воздухе - в том смысле слова, который в
него вкладывали колдуны и колдуньи той эпохи.
«Дьявол» появлялся в обличье человека или жи-
вотного, чаще всего черной кошки. Посвящаемо-
го спрашивали, согласен ли он вступить в секту
и безоговорочно повиноваться ее обычаям. Он
приносил клятву, а также обещал прилагать все
силы для привлечения новых членов, не откры-
вать колдовских секретов до самой смерти, уби-
вать детей до трехлетнего возраста столько,
сколько сможет, и приносить их трупы на ша-
баш, являться на собрания по первому вызову,
мешать посредством колдовства заключению бра-
ков, мстить за любое зло, причиненное секте и
ее членам.
Новообращенный должен был поклониться
«дьяволу», поцеловать его под хвостом и заве-
щать ему часть своего тела после смерти. Ново-
му члену давали коробочку с мазью и палку
вместе с инструкциями по их применению. На-
чинался праздник, во время которого ведьмы
жарили и поедали маленьких детей. После пир-
шества свет гасили, и колдуны и колдуньи пус-
кались в пляс, который заканчивался коллек-
тивной сексуальной оргией. Через некоторое
время свет вновь зажигался, и праздник продол-
жался. Присутствующие пили вино, святотат-
ствовали и хулили все, что дорого сердцу хри-
202
стианина. Если кто-то нарушал правила или
чем-либо вызывал неудовольствие Хозяина, его
(или ее) безжалостно избивали.
Этот «документ», написанный отцом-инкви-
зитором, представляет собой краткое изложе-
ние современных представлений о колдовстве.
Если абстрагироваться от антихристианской сто-
роны ритуала, а также от каннибализма, можно
представить себе, что речь идет о первобытной
церемонии сообщества экстатиков, целью кото-
рой является достижение транса и максималь-
ного освобождения - такого состояния, кото-
рое современные психологи называют катарси-
сом.
До нас дошел еще один рассказ о шабаше,
имевшем место, по всей видимости, в Испании,
так как в повествовании часто встречаются ис-
панские слова. Сатана в образе громадного козла
восседает на троне в центре собрания. У него
два лица: одно - спереди, другое - сзади.
Присутствующие целуют его в оба лица. Сатана
назначает распорядителя церемонии и вместе с
ним осматривает всех колдунов и колдуний,
чтобы проверить, есть ли у них тайная отметина.
Затем следуют «самые неистовые» песни и танцы
и обряд посвящения новых членов.
Кандидаты во всеуслышание отказываются
от вечного спасения, целуют дьявола, плюют на
Библию и клянутся в верности сатане. Затем
вновь начинается танец, а новообращенных
встречают следующими словами: «Мы счастли-
вы заполучить новых членов!» Танец длится при-
близительно час, затем все рассаживаются и
рассказывают о своих злодействах, совершен-
ных после последнего собрания. Тех, кто гре-
шил недостаточно, сатана избивает. После этого
иногда начинается «танец жаб». На банкете по-
даются отвратительные кушанья, которые по
неведомой причине с жадностью пожираются
собравшимися. Шабаш заканчивается с криком
петуха.
Знаменитый процесс «доктора» Фиана приво-
дит нас в Шотландию. Здесь мы попадаем на
одно из собраний местных колдунов, сведения о
котором столь же «достоверны», как и два пре-
дыдущих рассказа.
Фиана, учителя по профессии, судили в
конце 1590 года за попытку убийства при помо-
щи колдовства короля Иакова 1 Английского.
Надо сказать, что этот монарх питал настоя-
щую ненависть к ведьмам, колдунам и их дея-
тельности. Фиан признал свою вину. Нет никако-
го сомнения в том, что многие процессы над
«ведьмами» были чисто пропагандистскими акта-
ми, но этот «доктор», по всей видимости, дей-
ствительно принадлежал к тайному культу, чле-
ны которого использовали колдовство. Дьявол,
по словам Фиана, решил убить короля Иакова,
«потому что тот был его злейшим врагом на
Земле». Если оставить в стороне подобную ин-
формацию и освободить рассказ о собрании от
лишних наслоений, то появляется схема «куль-
та-заговора».
Вот краткое описание шабаша. Собравшись
вместе, ведьмы совершают ритуальный круг
вокруг церкви в направлении против часовой
стрелки. Колдун дует на дверной замок - и
дверь распахивается, затем он дует на свечу -
та зажигается. На кафедре появляется дьявол в
черной одежде и черной шляпе. Его встречают
криками: «Мы приветствуем тебя, хозяин!»
Описание одежды и поведения сатаны, а
также другие детали подсказывают, что на этот
раз он выбрал звериное обличье. «Его тело было
твердым, как железо, лицо ужасно, а нос был
похож на клюв. У него были большие горящие
глаза, руки и ноги с длинными когтями густо
покрыты волосами. Голос у него был хриплый».
Дьявол спрашивает у членов конгрегации,
хорошо ли они служили ему, каковы успехи
магических операций, направленных против ко-
роля. Один старый, выживший из ума волшеб-
ник невпопад отвечает, что, слава Богу, король
прекрасно себя чувствует. Затем сатана произ-
носит речь, увещевая колдунов проявлять боль-
ше рвения в злых делах, и распекает некоторых
из присутствующих, забывших принести воско-
вую фигурку, необходимую для наведения пор-
чи. Ритуал продолжается; отведав «человеческо-
го мяса» и выпив вина, собравшиеся предаются
веселью. Церемония заканчивается общим танцем
во главе с дьяволом и длится до первых пету-
хов.
В этой истории присутствуют вполне земные,
человечные детали: старческая тугоухость, рас-
сеянность, вино, танцы - все это скорее похо-
же на собрание какого-нибудь благотворительно-
го общества, чем на шабаш под предводитель-
ством самого сатаны. И вновь приходит мысль о
том, что, если бы все эти истории были чистей-
шей воды выдумкой, как это утверждают некото-
рые исследователи, они наверняка были бы вы-
держаны в соответствии с духом и буквой тради-
ционной христианской демонологии.
Теория о кружении против часовой стрелки
вокруг культовых зданий как проявлении «адс-
ких замыслов» не кажется нам убедительным
доказательством, тем более что этому суще-
ствует более простое объяснение. Древняя риту-
альная практика, о которой повествует нам ис-
тория, включает в себя символическое движе-
ние против часовой стрелки: например, именно
таким образом правоверный обходит в Мекке
портик мечети. Хьюэтт в книге «Первобытная
традиционная история» подробно рассматривает
этот вопрос. В соответствии с античной астроно-
мической традицией движение налево от Боль-
шой Медведицы вокруг полюса точно отражало
пути Солнца и Луны по небосклону. Люди до-
вольно поздно установили, пишет ученый, осно-
вываясь на опыте античных времен, что Солнце
на самом деле движется слева направо. Вполне
возможно, что ритуальное движение справа
налево является просто пережитком древности,
а не «дьявольским отрицанием» христианского
обычая.
Отправимся теперь в Швецию, на «шабаш на
Блокуле». Вот как описывает одно из таких со-
браний, якобы состоявшееся в августе 1669 года,
его участница.
Ведьмы собираются в песчаной пещере у
перекрестка лесных тропинок, накидывают на
головы куртки и танцуют, образуя круг. Затем
они выходят на перекресток и трижды взывают
к дьяволу: «О Предвечный, приди и отнести нас
на Блокулу!»
Появляется маленький старичок. На нем сине-
красные чулки с очень длинными подвязками,
высокая шляпа обвита разноцветными лентами.
Длинная красная борода доходит ему до пояса.
Очевидно, это главарь секты. Он спрашивает у
ведьм, готовы ли они служить ему телом и
душой. Все соглашаются и готовятся к путеше-
ствию. Для этого им надо отколоть кусочек от
алтаря и соскрести немного металла с церковно-
го колокола. Старичок дает ведьмам рог с ма-
зью, которую они втирают в тело, и приводит
животных, на которых они отправятся в путь.
Кроме того, он вручает каждой седло, молоток
и гвоздь. Вслед за предводителем ведьмы летят
над церквами, крепостными стенами и горами.
Пункт назначения - гора Блокула. Здесь вы-
сится большой дом, в нем есть столы и кровати.
Ведьмы телом и душой подчиняются всем при-
казам своего главаря. Руководит застольем дья-
вол, играющий на арфе и на скрипке. Затем
колдуньи танцуют, иногда раздевшись донага.
Во время танца они изрыгают проклятия и
ругательства.
В этом и других подобных рассказах таин-
ственная мазь ассоциируется с левитацией. Се-
годня установлено, что в состав так называемой
«колдовской мази», очевидно, входил гиосциа-
мин - вещество, дающее ощущение полета.
Обратимся теперь к весьма любопытной пер-
сидской секте под названием «Маскара», что
означает «гуляки». Члены секты достигали транса
после нескольких часов бешеного танца и ис-
пользовали белену, чтобы вызвать видения. Они
дали миру слово «маскарад», так как надевали
маски животных, чернили лица и выдавали себя
за сверхъестественных существ. Их название
перешло во французский и другие европейс-
кие языки: так называется теперь тушь для
ресниц.
В 1518 году Иоханнес де Табиа заявил, что
«Маскара» является дьявольской сектой, а само
ее название означает «колдуньи». Если ведьмы,
«рогатые» и «гуляки» и не являются аналогичны-
ми обществами, то во всяком случае верования
и ритуальная практика у этих трех культов
весьма схожи, а кроме того, возможно, они
имеют одни и те же корни. Чернение лиц,
упоминания о Черном человеке с легкостью
объяснялись Церковью как доказательства при-
сутствия дьявола; однако у членов общества
«Маскара» символический смысл этого переоде-
вания был следующим: «За смертью последует
пробуждение». «Пробуждение» приходило благо-
даря безумным танцам и дурманящим веще-
го?
ла*иииапшньгФ/*пт/*/ i*//t
ffibedefJhijIclmno-p fr.s'i uV**f
Шифры тайных обществ
ствам. Во всех трех сектах пили вино и танце-
вали в кругу.
Ритуалы этих тайных культов преследовали
двойную цель: во-первых, освободить человека
от цепей общепринятой морали и, главное, от
самоконтроля, а во-вторых, добиться совмест-
ными усилиями и слиянием воль уничтожения
врагов конгрегации и достижения собственных
целей. Важная роль, которую играл на их шаба-
шах «сатана» и ему подобные, а также невнят-
ные рассказы накачанных наркотиками последо-
вателей культа говорят о том, что, по всей
вероятности, «мастер-маг» был единственным,
кто знал, как подстегнуть общее возбуждение,
благодаря которому только и возможны магичес-
кие ритуалы. Ему подчинялись, так как только
он обладал секретом ритуального экстаза, в
котором сам нуждался, чтобы проявить свою
«психическую» власть.
Религиозные исследователи ставили вопрос о
том, действительно ли на этих собраниях при-
сутствовали демоны. Выявляются очень интерес-
ные доказательства того, что этот культ был
действительно религиозной сектой, пока Цер-
ковь не уподобила его поклонению дьяволу. При
изучении древних текстов нам не раз попада-
лись различные ссылки на остатки эзотеричес-
кого культа.
В январе 1091 года отец Гальшельм из церкви
Сент-Альбан в Анжере был поражен громадной
толпой, которая - кто пешком, кто на лоша-
ди - прошла перед ним. «Это, - пишет он, -
208
был знаменитый «Харлешим», о котором я слы-
шал, но в существование которого не верил».
Пятью веками позже Н. Жакье' рассказал о
людях, которые на самом деле видели сборище
ведьм. Колдуньи знали, что за ними наблюдают,
и дьявола среди них не было, «потому что
простой человек не может увидеть демона». Ка-
жется маловероятным, что шабаши на самом
деле происходили лишь в воображении их уча-
стников, как это заявляет Иоханнес Нидер* Тем
не менее он утверждает, что одна из его зна-
комых натиралась какой-то мазью и, как только
наркотик проникал в кожу, впадала в кому, а
придя в сознание, была свято уверена в том,
что побывала на шабаше.
Жером Кардан*, который никак не мог пове-
рить в пришествие на землю дьявола в челове-
ческом обличье, с удивлением пишет, что кол-
дуньи настолько единодушно описывали своих
предводителей и места проведения ритуалов,
что здесь, очевидно, есть некая доля истины.
У этого культа было множество сторонников.
Знаменитый поэт Мартин Ле Фран утверждал в
середине XV века, что на отдельных шабашах
собиралось от Трех до десяти тысяч человек.
Некоторые разновидности культа ставили
перед собой политические задачи. В 1428 году в
Швейцарии сатана сообщил семистам своим по-
клонникам, собравшимся на шабаш, что у них
будут собственные законы и в конце концов они
уничтожат христианство*.
Этот странный гибрид, кажется, был самым
популярным из колдовских культов как среди
' Jaquier N. Flagellum Hereticorum Fascinaiorum. Franefort,
1581, pp. 47-49.
" Nider J. Formicarius (Visions et Revelations). Helmstadt, 1517,
t. II, p. 4.
~" Cardan J. De Rerum varietate. Bale, 1557, t. 15, ch. 80.
* Frund J. Chronique de Lucerne, 1428.
крестьян средневековой Европы, так и среди
представителей высших слоев. Современные вер-
сии колдовских обществ, практикуемые теми,
кто претендует на «древнюю мудрость колду-
нов», весьма далеки от настоящего ведьмачества.
Практически сегодня не существует более ни
одного признака средневековых сект. С ритуаль-
ной точки зрения колдовство безвозвратно угас-
ло. Правда, существуют еще группки «колду-
нов»-практиков, чья деятельность основывается
на древних легендах. В XVIII веке и позже
предпринимались попытки возродить классичес-
кие ритуалы, но это было всего лишь трюка-
чество: незнание важнейших элементов культа,
пришедшего с Востока, неизбежно вызывало
грубейшие ошибки в ритуале, выдававшие ли-
цемерие исполнителей. Что касается «современ-
ных сатанистов», весьма распространенных во
Франции, то это совсем другое дело: их тайные
общества - реальные или выдуманные - осно-
вываются на католической концепции дьявола.
18. КУЛЬТ ЧЕРНОЙ БОГИНИ.
Три тайных общества обогатили языки мира
новыми словами: персидские ассасины, китайс-
кие тонги и индийские туги'. Слово «туг», про-
изводное от глагола «тхагна», буквально перево-
дится как «тот, который обманывает». Привер-
женцы этого ужасного культа Черной богини до
самой смерти вели двойную жизнь: официаль-
но - благонравную, а тайно - преступную.
Индийские «душители» послужили источни-
ком вдохновения для немалого количества авто-
ров, которые черпали информацию из докумен-
тов середины прошлого века. В 1840 году секта,
распространившаяся к тому времени по всей
Индии, была раздавлена, а сотни его членов
были обвинены в многочисленных убийствах и
осуждены. Казалось, тугизму пришел конец. Но
выросший из недр самой индуистской религии
в ее классическом виде, этот культ, как оказа-
лось, обладал большей жизненной силой, чем
это представляли себе доблестные британские
офицеры, уничтожавшие банды «душителей».
Тугизм не исчез и не исчезнет до тех пор, пока
не умрет последний почитатель богини Кали,
пока будут существовать обряд посвящения и
эзотерическое учение.
Что такое тугизм? Это религия, тайное об-
' Туги - секта индийских фанатиков, почитателей: Кали.
(XII-XIX вв.).
щество и в то же время способ обогащения. Что
бы там ни утверждали некоторые авторы, гоня-
ющиеся за сенсациями, этот культ не получил
распространения в Англии; его приверженцы -
не наемники и не отправляются на другой конец
света, чтобы покарать осквернившего их храм.
Тугизм лежал в основе религиозных верова-
ний некоторых племен, находившихся под по-
кровительством богини разрушения. Позже -
возможно, в то самое время, когда в Индию
проникли ассасины, - среди его членов можно
было встретить и индийцев, и мусульман, хотя
они обычно враждуют между собой. Целые де-
ревни принимали тугизм. Банды тутов бродили
по всей стране; ваш ближайший сосед, каким
бы благонравным он вам ни казался, вполне мог
оказаться тугом... Короче, до и во время британ-
ского владычества не было в Индии человека,
который бы не слышал о знаменитых тугах.
Бороться с ними было практически невозможно.
Жрецы «душителей» обычно происходили из
тугистских семей, исповедующих одну из двух
основных индийских религий, но не всегда они
возглавляли банды убийц. В течение столетий
этот культ превратился в настоящее маленькое
религиозное государство со своими правилами
поведения, паролями, условными знаками, жар-
гоном и суевериями.
Туги считали, что богиня Бховани, известная
также под именем Черной Кали, требует от
своих почитателей человеческих жертв, обеспе-
чивая взамен успех в мирской жизни - то есть
возможность заполучить дом и богатства жертвы
без риска быть арестованным.
Если верить их легендам, первые туги появи-
лись в ту эпоху, когда монголы захватили кре-
пость Аламут, изгнав оттуда ассасинов. По мне-
нию генерала Слимана, который сыграл важную
212
роль в борьбе против этой секты, туги происхо-
дят от воинов Ксеркса, но эта теория не имеет
доказательств. Похоже, правда, что их банды
заимствовали у персов организацию и воинские
звания; прослеживается также сходство с неко-
торыми коренными племенами Индии, чья
склонность к бандитизму ни для кого не была
тайной. Вполне возможно, что в этом случае
индийские ритуалы наложились на военную
организацию мусульман.
Религия «душителей» основана на мифе, изве-
стном каждому молодому-тугу, который живет в
согласии с этим мифом, пусть и не показывая
этого. Вот в чем состоит эта легенда. Кали - дочь
Шивы, одного из трех великих брахманских
богов (иногда ее считают его женой). Она пред-
ставляет собой дух зла, упивается человеческой
кровью, насылает чуму, управляет бурями и
ураганами, ее цель - разрушение. В облике ее
собрано все самое ужасное, что только может
представить себе индиец: лицо ее лазурного
цвета с желтыми полосами, взгляд злобный,
вместо волос - извивающиеся зеленые змеи. На
шее у нее ожерелье, которое доходит ей почти
до колен. Ее пурпурные губы обагрены кровью,
ее зубы, похожие на бивни слона, покрывают
нижнюю губу. У Кали восемь или десять рук, в
каждой из них она держит смертельное оружие
или отрубленную голову, с которой капает кровь.
Одна из ее ног покоится на мертвом человечес-
ком теле. У богини есть свои храмы, где ей
приносят в жертву петухов и бычков, но истин-
ные ее жрецы - туги, «сыновья смерти».
Пока культ Бховани входит в индуистскую
религию, нельзя исключать возможности челове-
ческих жертв. Следует все же признать, что не
все поклонники Кали так же кровожадны, как
она сама; для некоторых из них она представляет
213
собой всего лишь атавистические элементы чело-
веческого разума, и ее культ необходим для
высвобождения эмоций, которые иначе могут
вылиться в социальное насилие. Но остается
фактом, что в соответствии с моральными крите-
риями большинства обществ в ту эпоху, когда
пишется эта книга, культ Кали обычно трактует-
ся как однозначно порочный и жестокий.
Единственное полное описание системы под-
готовки и образа мышления последователей Кали
было составлено одним жрецом Черной богини,
который не являлся при этом тугом. Представ-
ляем вашему вниманию этот ранее не публико-
вавшийся документ.
«Люди, которые родились и выросли в духе
почитания Кали, думают, что высшая форма
божества - женская по природе. В это верят
многие индусы, но не все: те, кого называют
«шакта», являются поклонниками созидательной
силы, особенно в сексуальном смысле. Мужское
начало первородно, но его власть проявляется
через энергию, женскую по своей природе. Кто
такая Кали? Это всего-навсего форма физичес-
кой и умственной энергии. Она не существует
реально, не обладает физическим телом, но мы
поклоняемся ей как женщине, потому что мы,
мужчины, изначально несем в себе духовный
принцип мужского типа. Нам нужен женский
принцип, чтобы достичь стадии, когда мы ста-
нем ВСЕМ, то есть соединим в себе оба прин-
ципа, или же достигнем духовного слияния
женского и мужского начал».
Кали, пишет этот бывший жрец, является
упрощенным воплощением энергии в лице суп-
руги Шивы. Ее имя означает «Черная женщина»
(Шива - белокожий). Почитатели дали богине
и другие имена, некоторые из которых служат
условными словами: Деви, Сати, Рудрани, Пар-
214
вати, Шиннамастика, Камасакши, Ума, Ми-
накши, Химавати, Кумари. Повторяя их беско-
нечное количество раз, верующий достигает
особой власти. Призывая подобным образом бо-
гиню, он может добиться в жизни всего, чего
пожелает, но ему запрещено для достижения
своих целей проливать кровь. Возможно, дос-
ловное понимание этого последнего правила
лежит в основе применения ритуального шнур-
ка, которым убивают «душители», не проливая
при этом крови.
У Кали две стороны: созидательная и разру-
шительная. Под именем Бховани она несет в себе
разрушительное начало. Она требует принесе-
ния ей в жертву животных, потому что черпает
энергию и силу в живых существах, но никто
не может убить без ее разрешения.
В воплощении «дурга» она уничтожает зло.
Если кто-то хочет заручиться ее помощью в
борьбе против демонов, он должен преподнести
богине буйвола, и «она всегда отзывается, если
намерения просящего чисты и сильны».
Культ Кали стремится собрать и подчинить
себе все человеческие чувства. Это хорошо
иллюстрирует следующий отрывок из рассказа
жреца: «Кали поклоняются как матери и источ-
нику жизни, она нежная и любящая, отец же
изображен умоляющим. Как супруга она извест-
на под именем Парвати - преданная женщина,
богиня любви, дарующая верующему в нее от-
ветную любовь. Если она выступает в роли дев-
ственницы, ее называют Кумари - символ чи-
стоты; если обратиться к ней под этим именем,
она даст и сохранит невинность».
Отправление культа богини может совершать-
ся публично или тайно. Адепты «левого толка»,
то есть те, кого привлекает разрушительная
сторона божества, совершают свои ритуалы тай-
но. На самых высших степенях посвящения фор-
ма поклонения меняется.
Тантристы следующим образом объясняют
эротическую распущенность, присутствующую
в культе Кали. Человечество нашей мрачной
эпохи (Калийюга) находится в диком состоянии.
Лишь немногие способны самостоятельно осво-
бодиться от плоти и достичь таким образом
слияния с божеством. Калипужа (культ Кали)
дает возможность примитивному мужчине или
женщине достичь раскованности и внушает идею
об опьянении, которое дает реальное слияние с
божеством. По мнению жреца, именно в этом
кроется источник частых коллективных оргий на
первых ступенях посвящения, даже у сектантов
«правого толка». Таким образом, неофиты по-
стигают физическую сторону истинного экста-
за, к которому они приходят, будучи приняты-
ми Кали. Естественно, на этой последней стадии
у верующего становится невозможным физичес-
кий оргазм, потому что он (или она) достигают
высшей ступени, на которой любой опыт носит
лишь интеллектуальный характер.
Эта теория фактически благословляет распу-
щенность и дебоши. Именно поэтому остальные
индийцы довольно косо смотрят на ритуалы
почитателей Кали - хотя и ничего не могут с
ними поделать.
Некоторые наставники «правого толка» остав-
ляют экстатический опыт для той стадии, когда
посвященный может не только экспериментиро-
вать, но и осознавать свой опыт, чтобы все его
физические ощущения были тесно связаны с
духовными.
Вот история, рассказанная бывшим поклон-
ником Черной богини. Он родился в Калькут-
те - городе, названном в честь Кали, - в
индийской семье, принадлежащей к высшей
касте. Отец заставил его пройти обряд посвяще-
ния в шестилетнем возрасте.
«Я постигал культ до тридцатитрехлетнего
возраста, когда получил высший сан гуру (на-
ставник). Двадцать семь лет своей жизни я ак-
тивно поклонялся Кали. После постижения пос-
ледних секретов мне были даны три месяца на
медитацию. Передо мной открывались три воз-
можности: остаться в секте и направлять моло-
дежь, указывая ей путь к свету; жить созерца-
тельной и молчаливой жизнью гуру - или же
отправиться на поиски знания».
Затем следует рассказ о церемонии инициа-
ции. Кандидата, одетого только в белую набед-
ренную повязку, приводят в маленькую комнат-
ку, где четыре наставника по очереди рассказы-
вают ему о роли Кали - Великой Матери,
воплотившей в себя всех матерей, жен, сестер и
дочерей. Человек остается несовершенным до тех
пор, пока не познает женское начало - как
физическим путем, так и глубинами своего су-
щества. Им должна овладеть богиня. Это обучение
длится шестнадцать дней, в течение которых
кандидат учит и повторяет молитвы богине, пока
не запомнит их наизусть. В конце концов он
должен с внутренней убежденностью произнести:
«Я принадлежу Кали и возвращаюсь к ней. Если
я согрешу, пусть она унесет меня в могилу».
Тогда проходящего обряд посвящения остав-
ляют в одиночестве на несколько месяцев (этот
срок может меняться). Каждый день на заходе
солнца новообращенный посвящает один час мо-
литве. В определенный день появляются четыре
наставника. Если кандидат принят в секту, они
молитвенно складывают руки (ладони вместе,
пальцы смотрят в небо). Тогда новообращенный
следует за ними. В случае отказа наставники
качают головой и уходят.
Его (или ее) приводят на собрание, которое
проходит на свежем воздухе. Неофит входит в
круг верующих, расположившихся вокруг крес-
та, нарисованного на земле. Все падают на
колени и молча, сосредоточенно молятся боги-
не, прося направить их на правильный путь.
Затем слово берет гуру. «О Бховани! - гово-
рит он. - О Великая Мать всего мира! Мы твои
верные рабы. Соизволь принять к себе этого
смиренного слугу. Дай ему все, что ты можешь
ему дать, и избавь от того, от чего можешь
избавить. Принеси ему успех во всех его делах,
который ты даруешь всем нам, руководя каж-
дым нашим начинанием, великим или малым. Он
готов, он готов. Если ты принимаешь его, подай
нам знак. Дай нам знак!»
Все обкидают предзнаменования: это может
быть появление птицы или животного, любое
необычное явление. Существует длинный список
благоприятных и неблагоприятных знамений. Ко-
шачья драка в первую четверть ночи - небла-
гоприятна, если кошки прыгают друг на друга -
еще хуже. Если заяц бежит слева направо - это
плохо, наоборот - добрый знак. Толкование
предзнаменований варьируется у разных групп
верующих: каждая утверждает, что общается с
Бховани по-своему. Предзнаменования толкуют-
ся, кроме того, в зависимости от того, что
произошло сразу перед или после их появления.
Увидев знамение, все присутствующие вос-
клицают: «Мы благодарим тебя, Мать, Деви,
Бховани! «
Новообращенный купается в проточной воде,
повторяя про себя: «Бховани - это жизнь,
Бховани - это смерть, Бховани - это все!»
Через четыре дня его приглашают на большой
праздник, где ему дарят цветы жасмина (жел-
тый - цвет Кали) и опрыскивают розовой во-
дои. Обнаженные девушки в танце искушают
новичка; он может отдаться своим страстям, но
сдаваться ему нельзя.
Новообращенный приносит клятву, которая
навсегда соединит его с богиней, и получает
белую набедренную повязку - знак инициации
первой степени - и звание «шела», то есть
«ученик».
Затем следует описание самих ритуалов. «По-
клоняться Бховани можно и в одиночку, но
коллективные молитвы более действенны. Учени-
ки, «шела», молятся под руководством гуру. Но-
чью статую богини или буйволиные рога, симво-
лизирующие ее, выставляют в особом здании
или в помещении храма, специально предназна-
ченном для этих целей. Вокруг символа рисуют
круг, внутри которого, на куче освященного
песка перед статуей богини, делают определен-
ную отметку. Верующие рассаживаются по кру-
гу, лицом к центру, мужчины и женщины садят-
ся через одного. Если женщин меньше, чем муж-
чин, их заменяют храмовыми проститутками.
Кроме них в этой церемонии могут принимать
участие только супруги членов секты.
«Способ освящения вина зависит от цели ри-
туала. Первая причина - это обязательное до-
стижение экстаза, вторая же, ради которой
проходит то освещение, может быть любой. Что-
бы обрести богатство, пьют из золотого кубка,
свободу - из серебряного, счастье - из медно-
го, пищу или успехи в строительстве - из
кубка из неблагородного сплава, за любовь -
из хрустального, за власть - из каменного, за
ненависть - из глиняного».
В ритуале сочетаются и магические, и рели-
гиозные элементы. Верующий просит Кали об
услуге, и в то же самое время ее служители
поклоняются ей и славят богиню.
Когда запах фимиама поднимается к потолку,
гуру наполняет вазу вином, напевая при этом
мистические слова: «Ум мум кум жум рум»,
что означает: «Дай жизнь этому вину, преврати
его в божественную пищу».
Вазу с вином ставят перед главным гостем,
который разливает жидкость по маленьким куб-
кам Три из четырех «макара» (ритуальных пред-
метов) приносит жрец-помощник; их освящают
с теми же словами. Пять священных элементов,
символизирующих власть Кали, следующие:
вино, мясо, рыба, кукуруза и сексуальные от-
ношения. Каждый участник выпивает по четыре
кубка вина, по одному за каждым блюдом. Что-
бы исполнить пятую «макара»-, присутствующие
вступают в половую связь».
Эти ритуалы могут проводиться и непосвя-
щенными, но обязательно под руководством
жреца. Дело обычно происходит в среду вече-
ром (среда - день, посвященный богине). Учас-
тники ведут себя так, как будто выполняют
самую серьезную и важную церемонию на свете.
Приглашают также «шела», чтобы они пропита-
лись атмосферой ритуала.
Вернемся к процессу обучения. Прежде чем
ввести ученика на вторую степень посвящения,
называемую «блаженство», жрец должен удос-
товериться, что тот достаточно внушаем, чтобы
воспринять следующий этап обучения. На этой
стадии неофит должен поститься в течение че-
тырех дней, ему позволено пить лишь кокосовое
молоко. Следующие четыре дня посвящены со-
зерцанию .разрушения в тех формах, какие
ученик только может постичь. Затем молодого
человека отводят к идолу, где он пьет кокосовое
молоко, размышляя о зле и о его воплощениях.
Он снова приносит клятву хранить тайну и
ненавидеть иноверцев, а также - в случае не-
220
обходимости - и всех остальных, кроме своих
учителей. По знаку жреца из-за статуи Кали
появляется служительница храма и протягивает
новообращенному миниатюрное изображение
богини. Он прижимает его к своему половому
органу, затем целует. Новообращенному вручают
цветок с пятью лепестками, символизирующий
пять «макара». В тот же вечер во время молит-
вы ему надрезают правую руку, он отпивает
немного крови и трет ранку благословенным
сахаром - священным «гуром».
После этого посвященного допускают на бо-
лее специфические церемонии. Одна из них
состоит в том, что сидящие мужчины взирают
на обнаженных танцовщиц, пока сами не впадут
в транс. Гуру не принимает активного участия в
этом действе. Его задача - распевать славосло-
вия, некоторые из которых придумываются тут
же. Эффект от этих ритуалов возрастает благо-
даря множеству мерцающих лампад, дурманя-
щему запаху фимиама и заунывному пению
жрецов, внушающих присутствующим, что
Кали действительно находится здесь и смотрит
на собравшихся налитыми кровью глазами своей
ужасной статуи.
Третья стадия начинается тогда, когда гуру
видит, что посвящаемый дошел до нужного
состояния. Учитель следит за появлением при-
знаков исступления и в течение нескольких
вечеров оценивает быстроту, с которой испыту-
емый достигает экстаза. Неофит узнает множе-
ство магических слов и формул и получает
право воспользоваться денежными фондами хра-
ма, чтобы начать собственное дело. В то же
время его подвергают пыткам, призванным ис-
пытать его веру. Перед статуей богини ему один-
надцать раз прижигают раскаленным железом
правую или левую руку - в зависимости от
того пути, который он выбрал. Ритуал предпи-
сывает, чтобы испытуемый многократно кри-
чал, пока не упадет «в судорогах».
Этот странный ритуал сопровождается вы-
криками: «Бховани, ма, му, ум, клинг!»
Затем кандидата спрашивают, готов ли он
убить любого человека, включая собственных
детей, чтобы доказать любовь к богине разру-
шения. Он отвечает утвердительно.
Когда испытуемый становится способен впасть
в транс от одного лишь слова, например, «А-ка-
шаа», его допускают на четвертую ступень по-
священия. Отныне он может обходиться без ста-
туи богини - ведь он сам стал частью Кали.
Разумеется, он не теряет уважения к символам
культа, но больше не зависит от них. Все это,
как он теперь знает, не более чем элементы
системы обучения.
Достигшие этой стадии верят в то, что обла-
дают великими магическими способностями. Тог-
да гуру открывает им последние тайны. «Кали
не существует ни как власть, ни как добро, ни
как зло. Есть Энергия, вы сами и вам подобные.
Вы богоподобны. Вы достигли этой высшей сту-
пени развития единственным возможным спосо-
бом: избавившись от груза физических ощуще-
ний. Теперь вы больше не сможете воспользо-
ваться вашими чувствами, у вас больше нет
полового влечения, вы не нуждаетесь ни в вине,
ни в мясе, ни в кукурузе...
У вас есть три месяца для размышления над
этим откровением, вам не будут помогать ни
учитель, ни богиня. Вы должны сделать свой
выбор: остаться здесь в качестве гуру и обучать
других людей, уйти в созерцание - стать свя-
тым отшельником - или сделаться бродягой и
пуститься на поиски новых знаний».
Гуру вдохновляли людей на преступления,
внушая им идею разрушения, но сами не при-
нимали активного участия в убийствах. Туги,
--набранные из посвященных первой ступени,
следовали по пути разрушения в буквальном
смысле этого слова и составляли костяк разбой-
ничьих шаек, наводивших ужас на всю Индию.
Действительно, поклонники Кали могли с легко-
стью развить свои преступные наклонности,
участвуя в ритуальных жертвоприношениях
культа Бховани. Некоторые даже убивали соб-
ственных детей, потому что им казалось, что
Кали ждет от них этой жертвы.
Вернемся к признаниям нашего жреца. «Я
выбрал третью возможность, - пишет он, -
считал, что мои знания весьма скудны. Мой
учитель сказал мне: «Ты прав; я всегда знал,
что ты встанешь на путь истины!» Тогда я отпра-
вился в путешествие - встречался с людьми,
беседовал с ними о магических и оккультных
проблемах...»
После трех лет скитаний по Индии, живя
лишь милостыней крестьян, жрец остановился
перед жилищем одного дервиша.
«Я вступил в круг («халка») Жанбаза (того,
кто отринул жизнь) и попросил разрешения
участвовать в его ритуалах. Он позволил мне
остаться, и в течение двух лет я говорил с ним
во время собраний («мажлис»), но так и не был
допущен к ритуалам. Все же я чувствовал, что
стою на пороге чего-то важного. Он был скром-
ным человеком и не навязывал мне своих идей.
Наконец, к моей великой радости, он дал мне
одно упражнение. Я честно исполнил его, но
больше он об этом не заговаривал».
Надо заметить, что r-iio типичная методика
некоторых суфийских наставников-дервишей.
Кандидату дают опреде.л"тшую формулу для мно-
гократного повторения или какое-нибудь упраж-
нение в духе йоги, чтобы проверить, тщательно
ли он исполняет их и как они на него действуют.
Если претендент выполняет задание, значит, он
действительно желает развить свои способности
и получить тот опыт, которым владеет сам дер-
виш. В противном случае становится ясно, что
кандидат вскоре уйдет или потеряет всякий ин-
терес к учению. Возможно, этим и объясняются
два года ожидания. К тому же у отшельника
Жанбаза было больше учеников, чем ему было
нужно, и он мог позволить себе держать их на
расстоянии и выбирать наиболее прилежных.
«Почувствовав резкое покалывание у основа-
ния позвоночника, я понял, что упражнение
возымело действие. Он предложил мне другое
упражнение и, казалось, остался доволен. Я
спросил, могу ли принести ему клятву вернос-
ти, но учитель адресовал меня к одному из
своих собратьев - Асламу Абасси, который
выступил в роли моего крестного отца перед
Жанбазом. Только тогда он принял меня. Став
«саликом» (учеником), я перестал и думать о
Бховани, сожалея, что потерял столько лет,
прежде чем вступить на путь истинный».
Хотя туги и принимали участие в ритуалах
Кали, они проводили гораздо меньше времени в
молениях, чем другие ее почитатели. Вступив в
секту, они должны были изучить условные зна-
ки и сигналы, различные предзнаменования,
возвещающие о мысли Кали, а также способы
удушения при помощи монеты, спрятанной в
складках большого платка. У банд тугов не было
ножей, но их жрецы носили священные моты-
ги, о которых рассказывают много удивитель-
ных историй. Например, когда банда останавли-
валась на ночлег, жрецы бросали свои серебря-
ные мотыги в колодец или другое укромное
место, а на следующее утро стоило жрецам
224
лишь позвать свое оружие, как оно само при-
летало к ним.
Некоторых людей туги никогда не трогали:
святых странников, женщин (ведь Кали сама
была. женщиной) и кое-кого из торговцев. Эти
разбойники верили, что, если нарушат эти табу
богини Кали, ареста им не миновать. Именно
это суеверие, как бы парадоксально это ни
звучало, стало причиной их краха и позволило
англичанам уничтожить большую часть банд.
Один туг, согрешивший против богини, был
арестован. Убежденный, что это богиня наказы-
вает его за ослушание, он признался во всем
изумленным британским офицерам и выдал сво-
их сообщников. Это вызвало цепную реакцию:
другие туги отнесли его предательство на счет
судьбы, отвернувшейся от них. Единственной
слабостью этой, казалось бы, неуязвимой орга-
низации был фатализм.
Ходят слухи, что тугизм возродился в более
совершенной форме после раздела Индии и
Пакистана в 1947 году. Многие студенты, выход-
цы из высших каст, лишившись после револю-
ции своих богатств и надежд на будущее, объ-
единились и поклялись бороться против обоих
правительств - и индийского, и пакистанско-
го, - а заодно против всех, кто не поклоняется
богине-матери. Движение зародилось в Бенга-
лии, где всегда было много почитателей Кали,
и усилилось еще больше, благодаря тому что
эта очень националистически настроенная про-
винция оказалась разделена между двумя дер-
жавами. Здесь у индуистов и мусульман мента-
литет гораздо более схож, чем где бы то ни
было. Очевидно, на этот раз культ Кали оказал-
ся частично политизированным. сохранив ос-
новные элементы ритуала. Поэтому уничтожить
его будет особенно трудно.
Комментарии (1) Обратно в раздел история
|
|