Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. Учебник для VII класса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 2. К востоку от Запада (Византия в IV—VI вв. Возникновение ислама)

В то время как Западная Римская империя гибла под ударами варваров, восточная часть бывшей Римской державы — Византия — не только устояла перед натиском врагов, но и вступила в свой Золотой век. Серьезные испытания ждали Византию впереди, когда в далекой Аравии родилась новая мировая религия — ислам.

§ 9. Ромеи — наследники римлян

Византийская империя — наследница Римской. Византия образовалась на ее восточных землях, поэтому ее также называют Восточно-Римской империей.

Константин и его град

Основателем Византийской державы считается римский император Константин Великий (306—337). Этот император сочувствовал христианам и помогал распространению и укреплению новой религии в Римской державе. Он и сам принял христианство, правда, лишь накануне своей смерти, став первым христианским правителем Римской империи. Позже церковь признала императора Константина святым.
Константин Великий. Скульптура (IV в.)
Константин Великий. Скульптура (IV в.)

Константин Великий семь лет строил новую восточную столицу империи на месте древней греческой колонии Византии, располагавшейся на берегу Босфорского залива. Сам император с копьем в руке намечал границы будущего города. Когда идущие за ним приближенные вслух удивились обширности задуманного города, Константин им ответил: «Я пойду до тех пор, пока не остановится некто, идущий впереди меня!». Новую столицу назвали в честь императора Константинополем (в переводе с греческого означает «Град Константина»), а покровительницей города стала Богородица.
В 395 г., после смерти римского императора Феодосия единая Римская империя разделилась на два самостоятельных государства — Западно-Римское со столицей в Риме и Восточно-Римское (т. е. Византию) со столицей в Константинополе.

Восточная держава

В пределы Восточно-Римской империи в IV в. вошли Балканский и Крымский полуострова в Европе, Малая Азия, Кавказски,, земли, Сирия, Палестина, Египет, а также Крит, Кипр и другие острова в Средиземном море. Восточно-Римскую империю населяли многие народы — греки, сирийцы, армяне, грузины, евреи и др. Больше всего было греков, и греческий язык, вытеснив латинский, со временем стал государственным языком империи.
Византия в середине IV в.
Византия в середине IV в.


Восточно-Римскую империю стали называть в Западной Европе Византийской империей, или Византией, а жителей ее — греками. Однако сами подданные империи продолжали считать себя римлянами (по-гречески — «ромеи»), а свое государство — Римской (Ромейской) империей. Под именем римлян знали византийцев и восточные народы.
В Византии было множество городов. В самых крупных из них, например в Константинополе и Александрии, стояли величественные общественные здания, высились многоэтажные жилые дома, улицы городов украшали античные скульптуры, портики (колоннады), фонтаны. В византийских городах процветали всевозможные ремесла. На ромейские рынки спешили купцы со всего света от Испании до Китая. «Золотым мостом», соединившим Азию и Европу, стал Константинополь. Византийские торговцы везли на оскудевший Запад богатые одежды и украшения, пряности и дорогое вино, оружие и посуду, церковную утварь и иконы. Многие века византийская золотая номйсма считалась повсюду самой надежной монетой.

Власть василевса

Во главе Византийской империи стоял василевс (в переводе с греческого — «царь»). Василеве считался Божиим избранником, получившим по милости Бога верховную власть над всем христианским миром. Василевсы полагали, что только они унаследовали у римлян право господствовать над всеми странами Европы, Передней Азии и Северной Африки. Государи других христианских стран долго признавали себя (по крайней мере, на словах) подданными византийского императора.
Двор византийских императоров отличался особенной пышностью, богатством и утонченностью. В праздники и во время приемов василевс облачался в дорогие одежды, расшитые золотом, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. Цветом царских одеяний считался пурпурный (темно- и ярко-красный). Пурпурные сапоги мог носить только император. Дорогие платья, царский венец (корона), многие золотые украшения царского наряда были очень тяжелы. Однажды один из византийских императоров даже лишился чувств при коронации, не вынеся тяжести своего облачения.
Навершие воинских штандартов, введённое императором Константином
Навершие воинских штандартов, введённое императором Константином

Василевсу подчинялся громоздкий государственный аппарат, состоявший из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств, а также синклит (так по-гречески назывался сенат), превратившийся в совещательный орган при императоре. Чиновниками и синклитиками (сенаторами) становились не только выходцы из родовой знати. До самых высоких чинов нередко дослуживались и простолюдины, отличившиеся талантами и образованием. Люди низкого происхождения частенько оказывались даже на императорском троне. Это нисколько не смущало ромеев, ибо они, как и древние римляне, считали, что все граждане империи от рождения равны между собою, а родовитость — это частное дело каждого.
Корона Василевсов (IX в.)
Корона Василевсов (IX в.)

Эллинство византийцев

В жизни Византии, избежавшей печальной участи Западно-Римской империи, многое осталось неизменным со старых времен. Эллинство прочно вошло в жизнь византийцев. На ипподромах, как и прежде, народ развлекался зрелищем ристаний (конских скачек), состязаниями борцов и гимнастов, театральными выступлениями мимов (актеров). Как и прежде, горожане лечились у врачей, получавших жалование от городских властей, и ходили в общественные бани. Но главное, что удалось сохранить Византии, — это античную греческую ученость. Уже в начальной школе, через которую проходило большинство маленьких византийцев, детей учили читать на поэмах Гомера и баснях Эзопа.
Русское слово «школа» происходит от греческого «схоже» и имеет то же значение. В византийской школе дети, выучив буквы, учились прочитывать слоги, потом слова, а затем читали древнюю поэзию, вызубривая наизусть сотни поэтических строк.
Начальные и средние школы в Византии были в большинстве своем частными и государственными, а не церковными и монастырскими, как в Западной Европе.
По дорогам империи все еще путешествовали странствующие философы, а в крупных городах действовали языческие академии, в которых преподавали «эллинскую мудрость».
Самой громкой славой пользовалась «матерь наук» — город Афины. В афинской Академии, основанной еще в IV в. до н. э. великим Платоном, преподавали именитые языческие философы. Учившиеся в Афинах студенты так гордились глубиной и блеском своего образования, что, по язвительному замечанию автора V в., почитали себя за полубогов, а всех других за полуослов.
Ученые-византиицы в своих речах и книгах пользовались всяким удобным случаем, чтобы показать осведомленность в эллинской поэзии, мифологии и науке, щеголяли друг перед другом удачными цитатами из сочинений древних авторов.

Эллинская мудрость становится христианской

Со II в. начала складываться христианская теология (или богословие — знание о Боге) которая, используя достижения античной философии, толковала Ветхий и Новый Заветы. Богословы считали, что античные философы обладали только частью истинного знания о мире, лишь вера в Иисуса Христа объяснит и упорядочит те открытия, что сделали в философии язычники. Со временем языческие академии пришли в упадок, а философия возродилась в богословских академиях, стала главным орудием христианской теологии.
Многие христианские богословы сами прежде были язычниками или получили образование в языческих школах и академиях. Большую известность приобрело красноречие св. Иоанна Златоуста (ум. 407), уроженца Антиохии, ученика лучших языческих риторов (учителей красноречия). Став константинопольским патриархом, Иоанн поразился распушенности столичных нравов. Падкий до развлечений народ первое время прерывал его проповеди восхищенными рукоплесканиями и возгласами, как на театральных представлениях Патриарх, наставляя паству, не жалел и царедворцев и клириков, утопавших в роскоши и наслаждениях. Красноречие Иоанна обличало гордыню самой императрицы, которая повелела выставить на одной из площадей изображавшую ее серебряную скульптуру. Император, поддавшись на уговоры оскорбленной супруги и разгневанных клириков, отправил Златоуста в ссылку. Жизнь и проповеди св. Иоанна Златоуста стали образцом для многих лсколений христиан не только в Византии, но и на Руси.
Давид поёт псалмы. Миниатюра (IX-X вв.)
Давид поёт псалмы. Миниатюра (IX-X вв.)

Византийцы-христиане развивали и другие эллинские науки — математику, астрономию, медицину. Многие сочинения древних эллинов сохранили для нас именно ромеи, которые усердно их изучали и часто переписывали.

Евсевий Кесарийский

Новое рождение испытала в Византии историческая наука. Родоначальником христианского историописания считается Евсевий, епископ Кесарии (ум. 339). В «Хронике» и «Церковной истории» Евсевий объединил два очень разных мира: мир Библии (которая рассказывает о судьбе евреев и других ближневосточных народов) и мир треко-римских историков, воспевших деяния греческих героев и римских императоров. Тем самым Евсевий создал всемирную историю человечества, вобравшую в себя истории большинства известных в его время народов. По Евсевию, история человечества начинается с библейского Адама. Потомки Адама заселяют землю, порождают целые народы, создают великие царства. Но вся история человечества — всего лишь подготовка к ее последнему, христианскому периоду, открытому Иисусом Христом. Теперь смыслом истории становится постепенное распространение христианской истины на все племена и народы на земле. Эта историческая картина получила признание во всем христианском мире.
Иоанн Златоуст. Мозаика (IX в.)
Иоанн Златоуст. Мозаика (IX в.)

Чем же замечательна Византия?

Византия, сохранив развитое и действенное государство, а также мощную армию, устояла против натиска варваров в эпоху Великого переселения народов. Исключительное сочетание в жизни Византии христианской религии, эллинской культуры и римской государственности сделали ее непохожей ни на одну другую европейскую и азиатскую державу. Византия впитала в себя много ценного из достижений античной цивилизации и долго оставалась самой культурной и могущественной страной в Европе и на Ближнем Востоке.

Вопросы

1. Что могло удерживать от крещения Константина, принявшего христианство только перед смертью?
2. Если из Византии в Западную Европу везли в основном дорогие товары, требовавшие для своего изготовления большого искусства, то что же везли из Западной Европы на рынки Византии?
3. Византийцы считали подданных всех других западноевропейских и азиатских государств варварами. Подумайте, в чем могли быть причины этого и какой смысл заключался в таком наименовании?
4. Почему в Византии большинство школ были частными, а на Западе — церковными или монастырскими?
5. Что можно сказать о взаимоотношениях патриархов со светскими властями на примере рассказа об Иоанне Златоусте?

Из «Источника знания» богослова Иоанна Дамаскина (конец VII — середина VIII в.)

О знании

Ничего нет дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание — тьма. Подобно тому, как отсутствие света есть тьма, так и отсутствие знания есть тьма разума. Ибо незнание свойственно существам неразумным, а знание — разумным. Поэтому всякий, кто от природы способен к приобретению знания и к пониманию, но не приобрел его, тот, хотя от природы и разумен, но из-за нерадивости и душевной слабости хуже существ неразумных. Под этим знанием я разумею истинное знание сущего, ибо любое знание касается сущего.
Ложные знания, будучи как бы знанием не сущего — скорее незнание, нежели знание. Ибо ложь есть не что иное, как не сущее. А так как мы живем не одной душой, но душа наша сокрыта плотью, словно завесою, и имеем нечто вроде ока — видящий и познающий ум, воспринимающий знание и понимание сущего, то душа имеет знание и понимание не сама по себе, а ей необходим для этого наставник; приступим же к неотложному наставнику — истине.

Св. Григорий епископ Нисский (ок. 335—394) о смысле церковной музыки

...К чему я клоню? А вот какое рассуждение о нашей природе довелось мне слышать от одного мудреца: человек есть некий микрокосм (Микрокосм — малая Вселенная, мир в уменьшенном виде, в миниатюре. ), заключающий в себе все, что можно найти в макрокосме (Макрокосм — вся Вселенная, весь наш мир). Между тем порядок мироздания есть некая музыкальная гармония, в великом многообразии своих проявлений подчиненная некоторому строю и ритму, приведенная в согласие сама с собой, себе самой созвучная и никогда не выходящая из этой созвучности, нимало не нарушаемой многообразными различиями между отдельными частями мироздания. Ведь когда музыкант трогает струны плектором (Плектор — костяная пластинка для игры на струнных щипковых инструментах, то же, что медиатор.), он извлекает мелодию именно из разнообразия звуков, и притом, если бы все струны издавали один и тот же звук, мелодия вообще не могла бы родиться. Совершенно таким же образом пестрое смешение вещей в мировом целом, повинуясь некоему стройному и ненарушимому ладу и само с собой согласуясь через соподчинение частей, творит вселенскую мелодию. Эта мелодия внятна для ума, ничем не развлекаемого, но поднявшегося над чувственным ощущением и слушающего напев небес... Поистине из мирового созвучия рождается гимн непостижимой и неизреченной славе Божией: этот гимн — согласованность мироздания с самим собой, слагающаяся из противоположностей.

Из поэмы стихотворца VII в. о житейской суетности

     Кто, глядя из сердечной глубины своей
     На этой жизни зрелище позорное,
     Не заглушит слезами смех свой зрительский?
     Со сцены сей над нами насмехаются
     Поддельных шуток мастера поддельные,
     Играя в троны, расписные почести,
     В придуманные власти, как безумные.
     Из смеха порождаются несчастия:
     Вот он выходит в царском облачении,
     Гордясь собою, счастья причастившийся,
     Безмолствует в своем великолепии
     И мнит: «Я — всё», меж тем как он и есть ничто,
     И мнит: «Всё знаю», ничего не ведая,
     В одной душе двойное заблуждение:
     Мудрец он — мнимый, острослов — затупленный,
     И все ж он величается и тешится,
     Доколе смерть с подмостков не сведет его.

Вопросы

1. Из чего состоит то знание, о котором говорит Иоанн Дамаскин?
2. Как вы полагаете, чего больше в рассуждениях св. Григория Нисского — эллинского или христианского?
3. Почему приведенное стихотворение не могло оскорбить правящего императора?

§ 10. Золотой век Византии

Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527—565).
Юстиниан I происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.
Императо Юстиниан и его придворные. Мозаика в церкви Сан-Витале в Равенне (VI в.)
Императо Юстиниан и его придворные. Мозаика в церкви Сан-Витале в Равенне (VI в.)

Император Юстиниан I обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, ставшую не только средством пополнения государственной казны, но и источником благоденствия всего народа. В характере Юстиниана I рядом с энергией, волей и дальновидностью уживались и дурные черты, присущие многим великим политиком,— лицемерие, коварство, жестокость.
Прославилась и супруга Юстиниана I — императрица Феодора. В ранней молодости Феодора была актрисой. Хотя в те времена ремесло актера считалось постыдным и недостойным порядочных людей, император Юстиниан I, покоренный ее необыкновенной красотой, презрел мнение общества и женился на Феодоре, сделав ее императрицей. Феодора отличалась острым умом, властностью и необычайным бесстрашием.
Императрица Феодора со свитой. Мозаика в церкви Сан-Витале в Равенне
Императрица Феодора со свитой. Мозаика в церкви Сан-Витале в Равенне

Войны Юстиниана

Император Юстиниан I задумал воссоединить былые земли Римской империи. В 534 г. император отправляет полководца Велисария против вандалов, обосновавшихся в Северной Африке и грабивших торговые корабли в Средиземном море. Вандалы были еретиками-арианами, а потому они не смогли войти в согласие с местным православным населением, которое проявило полное равнодушие к бедам своих поработителей. Прекрасно вооруженные войска византийцев быстро расправились с вандальским королевством, Северная Африка с городом Карфагеном стала византийской провинцией.
Затем Велисарий отправился в Италию, Византийцы легко покорили остров Сицилию. Однако в самой Италии они встретились с упорным сопротивлением остготов. В борьбе с Велисарием остготы использовали беглых рабов, даруя им свободу, в то время как византийцы стремились сохранить в Италии рабство и за всякое непослушание рабов жестоко наказывали. Однако большая часть жителей Италии все же не поддержала остготов не только потому, что они были германцами, но и потому, что остготы, как и вандалы, придерживались арианства. Византийцы покорили большую часть Италии, создав на покоренных землях особое наместничество (экзархат) со столицей в Равенне.
Храм Святой Софии
Храм Святой Софии

Когда война в Италии приближалась к концу, Юстиниан I отправил войска в Испанию. В Испании господствовали вестготы. Однако и тут, как и в Италии, местное население не помогло готам. Особенно враждовала с ними могущественная испанская церковь. Византийцы без труда разгромили вестготов, захватили южные области Испании и овладели Гибралтарским проливом.

Храм Святой Софии в Константинополе

Император Юстиниан I, накопив большие богатства, строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии (т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София (на турецкий лад Ая София) стала мечетью.
Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали (537), император Юстиниан I воскликнул: «Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!»

Свод римского права

Другим великим делом императора Юстиниана I было создание свода римского права (по-латыни — Corpus juris tivihs). Юстиниан I приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живших в прежние столетия. И до сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран.
После смерти Юстиниана I Византия в течение многих столетий шаг за шагом уступает своим многочисленным врагам все новые и новые земли. Византия уже никогда не вернет себе могущества и блеска Юстиниановой эпохи.

Вопросы

1. По вашему мнению, можно ли обойтись в политике без коварства и лицемерия?
2. Как вы думаете, как жители бывших земель Западной империи могли отнестись к завоеваниям Юстиниана I?
3. Почему Юстиниан I, построив Святую Софию, сравнил себя с библейским царем Соломоном?
4. Вскоре после смерти Юстиниана I Византия потеряла большую часть владений в Африке, Испании и Италии, завоеванных этим императором. Как вы думаете, что помешало византийцам восстановить древнюю Римскую империю?
5. Ради чего Юстиниан I строил и благоустраивал города, развивал торговлю, приводил в порядок законы?

Прокопий Кесарийский о восстании 532 г. в Константинополе

В Византии неожиданно вспыхнул в народе мятеж, который, против чаяния, чрезвычайно распространился и имел самый пагубный для народа и синклита конец Город был поджигаем, как будто оказался в руках неприятелей. Храм Софии, бани Зевксиппа и царские дворцы ... сделались жертвой пламени, и вместе с ними большие портики... многие дома богатейших людей и большое богатство. Царь и супруга его вместе с некоторыми синклитиками заперлись в Палатии и там оставались в бездействии. (Восставшие) подавали друг другу условный клич: «Ника! Ника!» (т.е. «побеждай! побеждай!»), и оттого мятеж тот известен до сих пор под именем Ника...
Между тем у царя происходило совещание: что лучите делать, оставаться ли тут или бежать на судах. Много говорено было в пользу того и другого мнения. Наконец царица Феодора сказала:
— Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагою. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их наилучшим обрачом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тех, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть — лучший саван.
Так сказала царица; слова ее воодушевили всех. Укрепясь духом, советники рассуждали уже о том, каким образом можно бы защититься, если мятежники нападут на них... Царь (же) полагал всю надежду на Велисария...
(Велисарий) рассудил лучше напасть на народ, на это бесчисленное множество стоявших на ипподроме и в большом беспорядке толкавшихся людей. Он обнажил меч, велел воинам своим следовать его примеру и с криком ринулся в середину скопища. Народ, не знавший строя, видя, что покрытые латами воины... поражали всех без пощады, предался бегству... Победа была полной, убито великое множество народа.

Прокопий Кесарийский о том, как византийцы узнали секрет шелка

В то время некие монахи, прибывшие из Индии, зная, что царь Юстиниан находится в затруднении, так как персы не продают ромеям шелка-сырца, обещали царю внедрить этот шелк-сырец, чтобы ромеи ( Подразумевается Сасанидская держава в Иране III—VII вв., неизменная соперница сначала Римской, а потом Византийской империи.) могли не получать этот товар ни от персов, своих врагов, ни от каких-либо других народов. Ибо они провели длительное время в земле, расположенной выше Индии, (населенной) многочисленными народами и называемой Сериндой (Серинда — так византийцы называли Китай. Возможно, впрочем, что здесь подразумевается одна из областей Средней Азии.), где они в точности изучили искусство этого рода, чтобы возможно было получать в Ромейской земле шелк-сырец.
Продолжая исследовать и узнавать, справедливы ли слова, сказанные монахами, что какие-то черви производят шелк-сырец, (царь узнал), что живых червей перевезти невозможно, а их зародыши, напротив, удобны для перевозки и совершенно легки. Яйца, положенные каждым из червей, бесчисленны. Эти люди (т. е. монахи) закопали в навоз яйца спустя много времени после их откладки и через некоторое время достали живых червей. Царь (обещал) одарить мужей дарами, убеждая исполнить данное ими слово.
И они вновь отправились в Серинду и доставили яйца в Византию. Когда таким образом вывелись черви, они выпустили их кормиться на тутовые листья, и от них в дальнейшем пошел шелк-сырец в Ромейской земле. Таковы были обстоятельства с шелком во время войны ромеев с персами.

Из Кодекса Юстиниана

0 правосудии и праве

Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от «правосудия», ибо... право есть наука о добром и справедливом.
1. По заслугам нас (знатоков права) называли жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятие доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.
2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц... Частное право делится на три части, ибо оно составляется из естественных норм, или из (предписаний) народов, или из (предписаний) гражданских.
3. Естественное право — это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относятся сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда лее воспитание; мы видим, что животные, далее дикие, обладают знанием этого права.
4. Право народов — это право, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое — лишь для людей (в их отношениях) между собой. <...>
5. Гражданское право не отделяется всецело от естественного права и от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то создаем собственное, т. е. гражданское право.
6. Гражданское право — это то, которое происходит из законов, плебисцитов... мнений мудрецов.

Вопросы

1. Как вы полагаете, повлияло ли в действительности, вмешательство Теодоры на исход восстания?
2. Исходя из рассказа Прокопия о шелке, что можно сказать о причинах соперничества между византийцами и персами?
3. Попытайтесь объяснить, почему к «праву народов» римляне относили войну, торговлю и рабство?

§ 11. Колыбель новой религии

С древности Средиземное море не столько разделяло, сколько связывало народы, жившие по его берегам. Во времена Римской империи Средиземноморье — это единый при всей своей пестроте мир. Но в раннее средневековье на пути общения средиземноморских народов появились неожиданные препятствия. В то время как в Европе торжествовало христианство, вдоль южного, восточного, а позже и западного берегов Средиземного моря стала распространяться новая мировая религия — ислам. С первых веков средневековья христианский мир и мир ислама тесно соседствовали и сильно влияли один на другой. Многое в средневековой истории Европы было связано именно с тем, что христиане и последователи ислама то воевали друг с другом, то мирно торговали и обменивались своими знаниями. Поэтому от границ Византии мы двинемся дальше на юг — в Аравию, где зародилась новая религия. Ей предстояло со временем найти миллионы последователей.
Ислам возник в VII в. у арабов. Арабы в те времена населяли Аравийский полуостров и прилегающие к нему с севера некоторые области Сирии. Арабы принадлежат к семитским народам.
Семитские народы (евреи, ассирийцы, финикийцы, арамеи) издревле населяли обширные земли на Переднем Востоке от побережья Средиземного моря до Персидского залива. Семитские народы создали великие государства древности (Аккадское, Вавилонское, Иудейское, Набатейское царства).

Аравия

Аравийский полуостров с трех сторон омывается морями. В центре Аравии располагается огромная Аравийская пустыня. Люди жили в основном в прибрежных районах, на краю пустыни.
По древним арабским легендам, родоначальником арабов был Измаил, сын Авраама, «праотца» евреев. В Библии говорится, что Измаил был сыном Авраама и его рабыни Агари. Через некоторое время родился сын и у жены Авраама — Сарры. Измаил насмехался над младшим братом, и Сарра потребовала, чтобы Авраам изгнал Агарь и Измаила. Агарь ушла с сыном и вскоре заблудилась в пустыне. Там не было воды и пищи, и Агарь уже приготовилась к смерти. Она оставила плачущего сына под кустом, а сама села в изнеможении поодаль, рыдая. Тут она услышала голос ангела с неба, который сообщил ей, что Бог услышал Измаила и что Он произведет от Измаила великий народ. Неподалеку оказался источник с водой, и мать с сыном спаслись.
Наиболее развитыми в Аравии были две области: Йемен в юго-западной части полуострова и Хиджаз, протянувшийся через всю Западную Аравию с юга на север. Йемен отличался плодородием, там было достаточно воды и много плодовых деревьев (особенно фиников).
Йемен по-арабски означает «правый», «счастливый». Не только у арабов, но и у многих других народов правое одновременно обозначает и счастливое. Римляне, подражая арабам, называли Йемен «Счастливая Аравия» (Arabia felix).
Хиджаз отличался меньшим плодородием и большей засушливостью. Йемен и Хиджаз располагались на важном торговом пути, по которому в византийскую Сирию доставляли диковинные товары из Индии (специи, шелк, жемчуг). Поэтому в Йемене и Хиджазе выросло много торговых городов. На самой границе с пустыней селились арабские кочевники — бедуины, которые занимались скотоводством. Скотоводство не всегда давало им достаточно средств к существованию, и бедуины совершали грабительские набеги на земледельцев, горожан и торговцев. Они отличались храбростью и воинственностью. Хотя жизнь бедуинов была более грубой и простой, чем у жителей городов, кочевники славились своей образной и вдохновенной поэзией.
Богатство южно-аравийских государств издавна поражало современников. Из Библии известно о царице Савской, правительнице Сабейского государства в Йемене. Царица Савская услышала о мудрости иудейского царя Соломона (X в. до н. э.) и прибыла в Иерусалим, чтобы испытать его. Соломон без труда ответил на все хитроумные вопросы царицы. Изумленная и покоренная его умом, она подарила Соломону много золота, благовоний, драгоценных камней, а также корабль с грузом красного дерева.

Верования арабов

Арабы в большинстве своем были язычниками. Их религии имели много общего с верованиями других древних семитских народов. Особенно арабы почитали бога Утренней звезды и называли его Астар (бог войны и плодородия). Арабы поклонялись и богу луны (Син), богине-матери (Лат). Грозным и губительным богом считалось также Солнце. Арабы почитали бетили — природные и рукотворные каменные столбы, которые являлись и домом бога и его воплощением. Единой религии не было, в разных местностях Аравии почитались разные боги.
Кроме местных аравийских верований среди арабов распространились иудаизм и христианство.
Иудаизм — первая монотеистическая религия на Земле, последователей которой называют иудеями. Монотеизм в переводе с греческого языка означает единобожие, т. е. веру в Единого Бога. Первыми стали верить в Единое Божество евреи. Они построили и первый храм, посвященный Единому Богу. Бог, по вере иудеев, Творец неба и земли, всех людей. Он свят и справедлив. Жизнь людей наполнена смыслом, люди и народы живут, исполняя предначертания Бога.
Второй мировой монотеистической религией стало христианство.
Иудаизм принесли в Аравию евреи: торговцы, а также переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений римлян. Торговцы-христиане, многочисленные монахи, священники из Византии и Эфиопии проповедовали в Аравии учение Христа. Арабы не были отгорожены от остального мира и знали, что заботило там людей.

Вопросы

1. Что вы знаете о семитских народах?
2. Найдите на карте Аравию и Индию. Как вы полагаете, каким путем доставлялись товары из Индии в Аравию: морским или сухопутным?
3.Среди арабов было много иудеев. Как вы думаете, к какому народу причисляли себя эти арабы-иудеи: к еврейскому или арабскому?

Из доисламской арабской поэзии. Из стихов бедуина Ангары (ок. 525 — ок. 615), знаменитого героя-поэта

     Я заветы родича боевые храню и чту, 
     Когда, оскаливши зубы, к нам идет война
     И пускай в ее водовороте все кипит — 
     Не страшит, а манит к себе героев глубина
     Посылали меня друзья вперед, я не отступил, 
     Хоть вражьих копии передо мной была стена.
     Подбодряют толпы друг друга криком, а я один 
     Прорываюсь к ним, и мне поддержка не нужна.
     Вонзаются прямо в грудь коня копья острые — 
     Как у колодезной веревки у них длина
     Но я без страха бросал гнедого против них; 
     Как одежда, кровь на груди его густа, плотна
     От ударов он уйти скорее старается,
     И слышно ржание, и слеза на щеке видна.
     А умей сказать — он бы мне пенял, он бы сетовал, 
     Говорил бы мне, как его судьба тяжела, грустна.

Из стихов поэтессы аль-Хансы (конец VI в. — 664)

     Мы были звездами в небе, ты же месяцем был 
     И ярким светом своим в потемках людям светил.
     Упал вдруг месяц с небес — родимый братец погиб,
     И мне теперь меж родных никто уж больше не мил.
     Судьба тебя упекла — осталась слава твоя,
     Путем прекрасным ты шел, да  бросить нас поспешил.

Из «Книги об идолах» Хишама ал-Калби (IX в.) о поклонении арабов камням

У племени тайи был идол, которого называли ал-Фалс. Это был красный выступ посреди их черной горы, называемой Аджа, похожий на изображение человека. Они поклонялись ему, делали ему подношения и приносили около него животных в жертву. Если приходил к нему боящийся, он был в безопасности возле него; если кто угонял скот и скрывался с ним у него (у ал-Фалса), скот оставляли ему, и убежище возле него было нерушимым.
Хранителями его были потомки Баулана, а Баулан — это первый, кто начал поклоняться ему. Последним его хранителем из них был человек по имени Сайфи. Он угнал молочную верблюдицу одной женщины из племени калб... соседки благородного Малика ибн Кулсума. Сайфи ушел с верблюдицей и привел ее во двор (капища)(Капище — языческий храм.) ал-Фалса. Соседка Малика пошла к Малику и рассказала, что (Сайфи) угнал ее верблюдицу. Малик вскочил на неоседланную лошадь, взял копье и пустился по его следам. Он нашел Сайфи возле ал-Фалса — и верблюдица стояла перед ал-Фалсом — и сказал ему: «Отпусти верблюдицу моей соседки!». Тот ответил: «Она принадлежит твоему господину»(Имеется в виду божество ал-Фалс.). Малик сказал: «Отпусти ее!» Тот спросил: «Неужели ты предаешь своего бога?» Тогда Малик направил на него копье, и тот развязал (верблюдице) путы (на ногах), и Малик уехал с ней. А хранитель подошел к ал-Фалсу, посмотрел на Малика, поднял руку и сказал, указывая на него: «О, господин мой! Малик ибн Кулсум предал сегодня тебя, (отняв) старую, крепкую верблюдицу! А до сегодняшнего дня тебя не обижали!»
Этим он хотел вызвать гнев (идола) против Малика. А в тот день Ади ибн Хатим принес возле ал-Фалса жертву и сидел с несколькими людьми, разговаривая о том, что сделал Малик. Ади испугался этого и сказал: «Посмотрите, что постигнет Малика сегодня!» Но прошли дни, и ничего его не постигло. Тогда Ади отрекся от поклонения (ал-Фалсу) и другим идолам, и принял христианство. Он оставался христианином, пока Бог не принес ислам, и он принял его.

Вопросы

1. Что можно узнать о жизни бедуинов из стихов Антары и аль-Хансы?
2. Что побудило Ади в рассказе Хишама ал-Калби отказаться от поклонения идолу?
3. Бедуины в бою пользовались только конями, однако образ жизни араба в Европе чаще связывают с верблюдом. Для каких целей кочевники использовали верблюдов?

§ 12. Слово пророка

Юность пророка

Мухаммад родился около 570 г. в Мекке, городе торговцев и языческих святилищ. Мекка лежала посреди Хиджаза на торговом пути в Сирию. Как полагали арабы, Мекка возникла примерно на том месте, где некогда заблудилась Агарь с сыном. Мекканцы жили доходами от торговли, доставляя йеменские и индийские товары в Сирию и Палестину. В Мекке находилось и главное в Хиджазе языческое святилище, в котором стояло 360 истуканов.
Мухаммад очень рано остался сиротой и воспитывался у своих родственников. Когда Мухаммад был ребенком, говорит легенда, предзнаменования уже указывали на его великое будущее.
Однажды к кормилице будущего пророка прибежали испуганные и дрожащие дети, друзья Мухаммеда по играм. Они сообщили, что некто лучезарный и огромный подошел к Мухаммаду, вскрыл его грудь, вынул из груди нечто и бросил на землю. Затем этот неизвестный омыл рану водой и заживил ее. Кормилица испугалась и побежала искать Мухаммеда. Она нашла Мухаммеда лежащим в поле, он был бледен, а на груди его багровел рубец. Это глава ангелов Гавриил (по-арабски Джабраил) очистил душу Мухаммеда.
Когда Мухаммад вырос, он долгое время бедствовал, работал за гроши у богатых торговцев и у своих родственников. В 25 лет Мухаммад женился на богатой женщине по имени Хадиджа и стал вести ее торговые дела. Хадиджа превращается в ближайшего друга и единомышленника Мухаммада. Смерть Хадиджи пророк пережил мучительно. Мекканцы уважительно относились к Мухаммаду, он прослыл человеком справедливым и добронравным.

Начало проповеди

Каждый год Мухаммад уединялся в горных пещерах поблизости от Мекки. Там он постился и предавался благочестивым размышлениям. И вот однажды, в 610 г., Мухаммад заснул в пещере, и во сне его посетил Гавриил. Он приказал ему: «Читай», и произнес затем несколько фраз, принуждая Мухаммада повторить их. Так Мухаммад был призван пророчествовать. С тех пор Мухаммад получает свыше откровения, т. е. наставления в новой религии, и проповедует их народу.

Переселение в Ясриб

Сначала у Мухаммада было очень мало последователей. Он открылся только близким родственникам и друзьям. Но вот он решается сообщить о новой религии всем жителям Мекки. Мекканцы очень вознегодовали, услышав призыв Мухаммада отвернуться от языческих богов и уверовать в Единого Бога. Они посчитали его отступником, предавшим веру дедов, всячески притесняли его семью и сподвижников. Под угрозой оказалась и сама жизнь пророка. Мухаммад вполне убедился в истинности поговорки: «Нет пророка в своем отечестве». Тогда Мухаммад и горстка его последователей покинули Мекку и отправились на север в город Ясриб. Ясриб был ближайшим от Мекки торговым городом, населенным арабами и евреями.
Это событие именуется у арабов хаджра (переселение). От года переселения (622) начинается отсчет мусульманской эры.

Победоносное возвращение

В Ясрибе Мухаммада приняли хорошо. Жившие там евреи понимали смысл проповеди пророка, а также и ясрибские арабы, которые прежде слышали от них о Едином Боге. Авторитет пророка столь вырос, что люди переименовали Ясриб в «Град Пророка» или просто «Город», по-арабски — Медина. В Медине Мухаммад возвел первую мечеть, определил порядок мусульманского богослужения. Он делается правителем Медины и начинает войну с мекканцами, среди которых довольно быстро произошел раскол. Большинство из них потребовали от правителей города сдаться пророку. Знатные люди города, увидя настроения горожан, отдали Мекку без боя. Мухаммад, вступив в город, первым делом очистил от идолов главное мекканское святилище, именуемое Кааба (в переводе с арабского «Куб»), Кааба стала священным местом для всех мусульман.
Кааба признана мусульманами главным храмом еще и потому, что, по арабскому преданию, Каабу возвел сам Авраам, навещая своего сына Измаила. Поскольку Авраам исповедоват единобожие, то Каабу он посвятил Единому Богу. Позже, по мнению мусульман, люди осквернили храм язычеством.
Кааба
Кааба

Кааба располагается в центре главной мечети мусульман, именуемой ал-Харам («Священная»), и представляет собою кубическое каменное здание, высотою с пятиэтажный дом. Внутри Каабы хранится «черный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму — первому человеку на земле.
Аравийские города и кочевые племена один за другим присоединялись к Мухаммаду, но вскоре, в 632 г. Мухаммад умирает.
Мечеть Куббат ас-Сахра (Купол над скалой) - часть мусульманского храмового комплекса в Иерусалиме
Мечеть Куббат ас-Сахра (Купол над скалой) - часть мусульманского храмового комплекса в Иерусалиме

Мусульманская религия (ислам)

Священная книга мусульман — Коран. В ней записаны полученные Мухаммадом от Бога откровения, которые в Коране сведены в главы (суры). Ислам в переводе с арабского означает особое действие человека по отношению к Богу, а именно — «предание себя» Богу. Предать себя Богу означает уверовать в Единого Бога и добровольно согласиться следовать Его воле, которая является самым добрым и справедливым наставлением для человека Мусульманин (слова «ислам» и «мусульманин» однокоренные) — это человек, который «предал себя» Богу. Как считают мусульмане, первым «предался Богу» первочеловек Адам. Но вера потомков Адама со временем ослабела, и они впали в язычество. Тогда Бог избрал для проповеди единобожия пророка Авраама. Авраам обратил свой народ в истинную веру. Для напоминания людям о единобожии Бог посылал еврейского пророка Моисея, а потом Иисуса Христа.
Проповедь Мухаммада также призывала уверовать в Истинного Бога и отказаться от поклонения природным силам. Слова Мухаммада в первую очередь были обращены к язычникам — арабам, персам и др. Мухаммад предостерегал людей о грядущем Страшном Суде, который произойдет в конце времен, и на котором каждый получит от Бога воздаяние за совершенные при жизни добро и зло. Мухаммад говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинному иудаизму и христианству, но подтверждает их.
Мухаммад с почтением относился к Богородице — Матери Христа. Когда мусульмане вошли в Мекку и стали рушить идолов в Каабе, один воин хотел смыть водой настенное изображение Богородицы с Христом. Мухаммад запретил ему делать это, прикрыв ладонями лики Богородицы и Младенца.
Верования христиан, иудеев и мусульман во многом похожи. И главное — в том, что последователи всех трех религий поклоняются Единому Божеству, различия же касаются прежде всего того, какими способами (обряды, догматы, уклад жизни) проявляется вера христиан, иудеев и мусульман в Единого Бога.

Пророк царствующий

Основав новую религию, Мухаммад распространил единобожие среди множества языческих племен и народов, что явилось причиной быстрого культурного подъема на огромных пространствах от Атлантического океана до китайских границ. Мухаммад был не только вероучителем, но и искусным политиком. Христианству понадобилось более трех столетий, чтобы превратиться из маленькой религиозной общины в государственную религию и стать основой жизни миллионов людей. Мухаммаду удалось совершить подобное преобразование за последние десять лет своей жизни. Начав как гонимый всеми пророк, он закончил жизнь государем мусульманской державы.

Вопросы

1. Справедливо ли утверждение, что ислам родился в среде арабов-кочевников?
2. Как относился Мухаммад к другим религиям (иудаизму, христианству, язычеству)?
3. Почему Мухаммад не присоединился ни к иудеям, ни к христианам?
4. Почему говорят, что «нет пророка в своем отечестве»? Каков смысл этой поговорки?
5. Чем можно объяснить быстрые успехи мусульманской религии?

Хишам ал-Калби о поклонении идолам и камням

...Когда Измаил, сын Авраама, — да благословит их Бог! — поселился в Мекке и родилось у него там многочисленное потомство, так что заполнили они Мекку... стала Мекка тесной для них, и начались между ними столкновения и вражда, и одни из них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания.
К поклонению истуканам и камням их привело то, что никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища (Имеется в виду святилище Каабы.) из-за почтения к этому Святилищу и привязанности к Мекке. И где бы они ни селились, они ставили этот камень и обходили вокруг него, как обходили вокруг Каабы, желая снискать этим ее милость и из-за привязанности и любви к Святилищу.

Из Корана

Из суры Марйам, повествующей о Деве Марии (Марйам) и об Иисусе Христе (Иса). Текст разделен на айаты (знамения), каждый из которых начинается с новой строки.
И вспомни в писании Марию. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное.
И устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего Духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека (Имеется в виду ангел Гавриил.).
Она сказала: «Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен».
Он сказал: «Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого».
Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей».
Он сказал: «Так сказал твой Господь: «Это для Меня — легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием». Дело это решено».
И понесла она его и удалилась с ним в далекое место.
И привели ее муки к стволу пальмы. Сказала она: «О если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною».
И воззвал он (Младенец Иисус.) к ней: «Не печалься: Господь твой сделал под тобой ручей».
И потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые (плоды).
Ешь, и пей, и прохлади глаза! А если ты увидишь кого из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет поста и не буду говорить сегодня с человеком».
Она пришла с ним к своему народу, неся его. Они сказали: «О Мария, ты совершила дело неслыханное!
О сестра Аарона (Сестра Аарона — выражение, указывающее на принадлежность Девы Марии к народу Израиля, то же, что «дочь израильского народа». Аарон — старший брат еврейского пророка Моисея), не был отец твой дурным человеком, и мать твоя не была распутницей».
А она указала на него. Они сказали: «Как мы можем говорить с ребенком в колыбели?»
Он сказал: «Я — раб Бога, он дал мне Писание и сделал меня пророком.
И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедовал мне молитву и милостыню, пока я живу, и благость к моей родительнице, и не сделал меня притеснителем, несчастным.
И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!»
Это — Иисус, сын Марии, по Слову Истины,(Здесь подразумевается Бог) в котором они сомневаются...

Хадисы пророка Мухаммада

Хадисы — высказывания пророка, его замечания по тому или иному поводу, поучения последователям. Если коранические откровения считаются у мусульман речью самого Бога, то хадисы — это только мнение человека, хотя и чрезвычайно авторитетное и весомое.
1. Всякий, кого молитва не удерживает от дурных дел, далеко он отпал от Бога.
2. Довольство малым — неисчерпаемое богатство.
3. Рай — под стопами матерей.
4. Стыд — от веры.
5. Сухость глаз — знак черствого сердца.
6. Наилучшие из вас те, кто призывает вас к благу.
7. Великое это предательство, если ты нечто сказал брату, и тот, (поверив), подтвердил сказанное тобою, а ты солгал ему.
8. Для того чтобы оказаться лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.
9. Для того чтобы оказаться невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.
10. Дружелюбие к людям — половина ума.
11. Хорошо спросить — половина знания.
12. Ищи знание даже в Китае, стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки.
13. Учитель и ученик — друзья во благе.
14. Всякий, кто погиб, защищая свое имущество, — святой мученик.
15. Имущество мусульманина — кровь мусульманина.
16. Бедность — порог неверия, а зависть такова, что меняет предначертание человека.

Вопросы

1. Определите по отрывку из Корана, какие христианские представления об Иисусе Христе и богородице мусульмане разделяют.
2. Как вы объясните особое почтение Мухаммада к Пресвятой Богородицe?
3. Почему бедность названа в хадисах порогом неверия?
4. В каком смысле в хадисах упомянут Китай как место, в котором надо искать знание? Следует ли из этого хадиса, что знание нужно искать повсюду и во всем?

§ 13. Мир ислама

Мусульманские завоевания

После смерти Мухаммада во главе мусульманского государства стали ближайшие сподвижники пророка, избранные на собраниях наиболее авторитетных и знатных мусульман. Эти правители именовались по-арабски халифами. Первыми четырьмя халифами (так называемые "праведные халифы") были Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившие друг за другом в 632—661 гг. После объединения Аравии в единое государство арабы обращают свои взоры на Византию и Иран. Византийцы с тревогой наблюдали за усилением арабов и враждебно встретили мусульман, видя в их религии лишь новое еретическое учение. Воинственные же арабы жаждали подтвердить правоту своей веры победой на поле битвы. Они начали завоевание византийских земель, а также владений Иранской державы, государи которой (шахи) также враждовали с мусульманами. Арабская конница во второй половине VII в. невероятно быстро отвоевала у Византии огромные территории: Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку. В конце VII в. арабы захватили и остров Сицилию. На востоке мусульмане, нанеся поражение иранским шахам, дошли до границ Китая.
'Лев и солнце' - символ Ирана
'Лев и солнце' - символ Ирана

В 711 г. арабы начинают завоевание Испании. Мусульманское войско состояло всего из 7 тыс. всадников. Разгромив вестготское королевство, мусульмане, не встречая особого сопротивления, покорили почти всю Испанию. Они вторглись даже во Францию. Однако в 732 г. между Пуатье и Туром их разбил франкский государь Карл Мартёлл. Продвижение ислама в Западную Европу было остановлено.
Арабский халифат в VIII в.
Арабский халифат в VIII в.

Мусульмане и христиане

Отношение мусульман к покоренным христианским народам все раннее средневековье было скорее дружественным, чем враждебным. Конечно, в мусульманской державе у приверженцев ислама были преимущества по сравнению с немусульманами, однако христиане и иудеи находились как бы под покровительством властей. Во главе христианских общин оставались главы местной церкви (патриархи, епископы). Христианские общины пользовались самоуправлением и собственными судами. Мусульмане хотели, чтобы христиане жили и решали споры между собой по законам собственной религии. Иноверцы нередко служили у мусульманских владык советниками, врачами и переводчиками.
Отец великого христианского богослова Иоанна Дамаскина был, к примеру, важным вельможей при дворе халифа. Возможно, и сам Иоанн Дамаскин в молодости шел по стопам отца и поступил на службу к халифу в Дамаске. После того как Иоанн Дамаскин постригся в монахи, он сохранил расположение к себе мусульманских властей, у него оставались и влиятельные связи при дворе. Святой Иоанн не раз участвовал в открытых диспутах между мусульманами и христианами во дворце халифа.

Свет знания

Арабы, пришедшие в древние культурные области Передней Азии, первое время выглядели варварами по сравнению с греками, евреями, сирийцами и персами. Однако очень скоро они впитали мудрость этих народов и создали новую, блестящую культуру. Мусульмане переводили много греческих и персидских сочинений на арабский язык, ставший вскоре языком ученых. В начале IX в. при дворе халифа Мамуна была создана целая переводческая школа (Байт ул-хикма, или Дом мудрости). Здесь переводили сочинения греческих мыслителей по всем областям знания. Арабская ученость вскоре достигла небывалых высот. Особенно развито было богословие, алгебра, астрономия, медицина и химия. Мусульмане создали науку о языке (предшественницу современной лингвистики). Они много сделали в области географии и картографии. Географические сочинения писались не только для купцов, чтобы облегчить им поиск выгодных рынков, но и из чистой любознательности. Со?рементая цивилизация восприняла от мусульман многие открытия в мореходстве, военном и торговом деле.

Искусство жить

Бытовая культура мусульман отличалась утонченностью и изысканностью. Некоторые ее стороны впоследствии переняли и европейцы.
Сирийский стеклянный светильник (XIV в.)
Сирийский стеклянный светильник (XIV в.)

В IX в. жил певец и музыкант Зирйаб. Он пел и музицировал в Багдаде во дворце знаменитого халифа Харуна ар-Рашида. Позже он переселился в Испанию. Зирйаб славился как непревзойденный законодатель мод. Мы и сейчас пользуемся многим из того, что было когда-то изобретено Зирйабом. Зирйаб ввел моду носить разную одежду в разные сезоны. Он убедил, что тонкая стеклянная посуда изящнее и удобнее золотой и серебряной, и установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: сначала надлежато подавать супы, затем мясные блюда, потом птицу, и в самом конце — сдобное печенье.
Сценка в саду. Миниатюра (XIV в.)
Сценка в саду. Миниатюра (XIV в.)

От римских и византийских времен на Переднем Востоке сохранилась страсть к купанию в банях. Мусульмане, восприняв этот обычай, распространили его повсюду, где утвердилась их власть. В больших городах стояли сотни бань. Бани были отделаны мрамором, стены украшались мозаиками и росписями, очень строго следили за чистотой. При банях служили опытные массажисты, лекари и цирюльники. Особенно пюбили ходить в бани женщины, для них баня была подобием клуба, где они могли без помех всласть наговориться друг с другом. Позже, в эпоху Крестовых походов, когда тысячи западноевропейцев побывали в Азии, любовь к купанию проникла и в Европу, как и многие другие детали быта, куда более изысканного в то время у мусульман, чем у европейцев.

Литература

Мусульманская литература создавалась первоначально на арабском языке, а с X в. — и на персидском. Большого изящества, строгости и разнообразия форм достигла мусульманская поэзия. Жанры поэзии были весьма многочисленны: эпические сказания (повествования о легендарных героях), любовная лирика, религиозная поэзия, придворная поэзия восхвалений и т. д. Очень любили мусульмане короткие поучительные рассказы. Многие писатели достигли большого мастерства в этом жанре. Всемирно известны мусульманские (арабские и персидские) сказки, как, например, «Тысяча и одна ночь», а также персидский эпос «Шахнамэ» и "Книга царей").
Образцы мусульманского письма
Образцы мусульманского письма

Искусство

Широко распространено заблуждение, что мусульманская религия запрещала изображать какие-либо живые существа. Это не так. Религия запрещала изображать Бога и поклоняться каким-либо изображениям. Наибольшего расцвета мусульманская живопись достигла в украшении книг. К книгам делались многокрасочные иллюстрации, изображавшие людей и зверей. Текст обрамлялся сложными узорами. Однако главным искусством мусульман была не живопись, а каллиграфия. т. е. искусство красиво писать. Если христиане считали самым священным из изображении икону, образ Божий, то мусульмане более всего почитали образ Слова Божиего, изображенное Слово. Достижения мусульман в каллиграфии поразительны. Они изобрели множество почерков, каждый из которых использовался в зависимости от содержания переписываемого текста. Разнообразные надписи (по большей части — коранические айаты) покрывали мусульманские храмы как внутри, так и снаружи. Посуда, дорогие ткани, оружие украшались мудрыми стихами и священными словами. Казалось, весь мир мусульман расписан славословиями Богу. Развитию каллиграфии способствовало то обстоятельство, что в это искусство внесли свой вклад многие народы, населявшие исламские земли от Испании до Бухары и Индии. Ведь все они, на каких бы языках ни говорили, пользовались арабской письменностью.
Мечеть в Кордове (X в.)
Мечеть в Кордове (X в.)

Арабская азбука была создана в Сирии в VI в. арамейскими (Арамеи, или, как их стали позже называть, сирийцы, — народ, живший в Сирии, Месопотамии, Палестине Арамеи славились своей ученостью, долгое время их язык был на Ближнем Востоке международным языком торговли и культуры. Многие ученые считают, что даже Иисус Христос произносил свои проповеди не на еврейском языке, а именно на арамейском.) или арабскими христианами на основе арамейского алфавита. Она состоит из 28 букв, пишут арабы, в отличие от европейцев, справа налево.
Больших успехов достигла и архитектура. В каждой мусульманской стране она имела свои особенности. Пожалуй, наибольшей известностью пользуются шедевры арабской архитектуры в Испании: мечеть в Ко'рдове и дворец Альгамбра в Гранаде.

Вопросы

1. Подумайте, почему византийцы (а также персы) посчитали, что возникновение мощного арабского государства в Аравии нанесет им ущерб.
2. Сравните арабские завоевания с нашествиями варваров эпохи Великого переселения народов. Чего в них больше: сходства или различий?
3. Как вы думаете, в чем была причина веротерпимости мусульман?
4. Правильно ли называть мусульманскую культуру арабской?
5. С какой целью халиф мог устраивать мусульманско-христианские диспуты при своем дворе?
6. Почему именно каллиграфия стала главным искусством мусульман?

Из анонимной сирийской хроники (XIII в.) о вступлении халифа Умара в Иерусалим в 637 г.

Умар прибыл в Иерусалим, сидя на верблюде, под ним было положено покрывало, с одной стороны была положена мука ячменная, а с другой стороны — финики, сосуд с водой... Когда он достиг города, вышли к нему главы города, один из них араб Абу Гуайдад, другой — епископ Софроний. Они установили договор и клятвы, а он написал им грамоту, как они просили по их обычаям и законам. Во всей Палестине они дали слово и клятвы, чтобы евреи не жили в Иерусалиме(Евреи были изгнаны из Иерусалима римлянами в 135 г. Халиф Умар все же разрешил евреям вернуться в Иерусалим.) Когда договор был написан и подтвержден, вступил царь Умар в Иерусалим. Он приказал построить на месте храма Соломона святилище, или дом молитвы, арабов. Увидел епископ Софроний, что царь Умар надевал грязные одежды, он принес ему одежду и плащ и просил его, чтобы он их принял от него, и весьма настаивал. Но Умар не пожелал их принять, говоря: «Мне не должно принимать от кого-либо что-либо». Дело в том, что Умар постоянно делал из листьев пальм опахала и отдавал их, чтобы их продавали, и за счет этого одевался. И трудом рук своих он питался. Когда епископ очень упрашивал его, он сказал: «По твоей просьбе и потому, что я люблю твое достоинство (т.е. «весьма почитаю тебя»), сделай мне милость, разреши мне надеть их, пока ты возьмешь эти мои одежды и отдашь их выстирать. Затем, ты вернешь их, когда ты возьмешь свои.» Он сделал так. Когда выстирали одежды царя, он вновь надел их и вернул епископу его (одежды). Немного пожив в Иерусалиме, Умар вернулся в Ясриб, свой город.

Из стихов Абу-л-Ала ал-Маари, великого арабского поэта-слепца (XI в.)

     Человек — что луна, чуть свеченье достигнет предела.,
     Начинает истаивать белое лунное тело.
     Люди — что урожай снятый, он возрождается в поле
     И, волнуясь, как прежде, сдается жнецу поневоле
     Не на пользу ли нам, расточения вечное диво?
     Мускус благоуханней, растертый рукой терпеливой.

* * *

     Звезды мрака ночного — живые они или нет?
     Может быть, и разумны, и чувствуют собственный свет?
     Говорят «Воздаяние ждет за могилой людей».
     Говорят и другое: «Мы сгинем, как злаки полей».
     Я же вам говорю: совершайте благие дела,
     Не бегите добра, сторонитесь неправды и зла.
     Мне воочию видно пред тем как начать переход,
     Покаянные слезы душа истомленная льет.
     Наши души заржавели в наших телах, как мечи,
     Но вернется их блеск, столь же яркий, как звезды в ночи.

Из «Жизнеописания святых» Фарид ад-Дина Аттара, иранского суфия (Суфиями мусульмане называли отшельников и аскетов) и поэта (XIII в.) О суфии Малике Динаре

Рассказывают, что Малик поспорил с безбожником. Спорили долго, каждый говорил, что правда на его стороне. Они договорились взяться за руки и положить руки в огонь, и слова того, чья рука сгорит, окажутся ложью. Сунули руки в огонь — ни одна из них не загорелась, а огонь погас. Они сказали: каждый из нас прав, Малик вернулся домой унылым, упал ничком и воззвал к Господу: семьдесят лет я иду по пути веры, и это для того, чтобы сравняться с безбожником. Он услышал голос: того не знаешь, что руке безбожника помогла твоя рука. Сунул бы в огонь только его руку — тогда бы увидел.
* * *
Рассказывают, что, произнеся: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи!», Он заплакал навзрыд. Потом сказал: если бы в Божественной Книге не было этого айата и такого повеления, я бы его не произнес, ведь я говорю, что Тебе поклоняюсь, а сам страстям поклоняюсь, и говорю, что от Тебя хочу помощи, а иду к султану, и всякого благодарю, и всякому жалуюсь.

Из «Гулистана» ("Цветника роз") персидского сочинителя Сзади (XIII в.)

Увидел Гален (Гален (ок. 130—230 гг. н. з.) — прославленный древнеримский врач.), как один невежда, схватив за ворот ученого, обращается с ним грубо. Воскликнул он: «Будь он (действительно) мудрым, его беседа с невеждой никогда бы до этого не дошла».
* * *
Ученик-суфий сказал своему наставнику: «Что мне делать? Нет покоя мне от людей, они часто ходят ко мне, а это нарушает мое благочестивое настроение!» — «Тем из них, кто беден, одолжи что-нибудь, а у тех, кто богат, попроси что-нибудь, дабы не ходили вокруг тебя», — сказал наставник.
* * *
Спросил я одного мудреца о значении такого хадиса: «Злейший враг твой — это твоя страсть, которая внутри тебя». Сказал мудрец: «Дело в том, что любой враг становится другом, когда ему делаешь добро, но страсть тем больше противится, чем больше ублажаешь ее».

Из «Книги путей и стран» Ибн Хордадбеха, арабского географа (IX в.) о средневековых археологах

Мы посетили в Египте одну из малых пирамид с Абу Абдаллахом ал-Васити, секретарем Ахмада ибн Тулуна. С нами были рабочие. Мы увидели, что пирамида занимает площадь равную загону для 10 верблюдов. Выламывая (кладку), мы стали продвигаться внутрь нее. Разобрали первый слой из камня и пришли к сыпучим пескам, затем прокопали второй слой и подошли к третьему слою, где обнаружили проем; прокопали третий слой и вошли в помещение площадью сорок на сорок локтей. Там были четыре ниши в сторону киблы (Кибла — ниша в мечетях, указывающая направление к Каабе.), востока, запада и юга, каждая с дверью, замурованной камнями. Мы разобрали восточную дверь и обнаружили там кувшин из оникса... похожий по виду на кабана и заполненный мумией. Затем мы разобрали западный и южный входы и обнаружили в каждой из (открывшихся комнат) то же, что нашли в восточной, но только формы кувшинов - были разными. В этих помещениях было 360 статуй людей, похожих на безбожников.
Затем мы разобрали северный вход и обнаружили купель из черного массивного камня, покрытую такой же купелью. Мы пытались открыть их, но обе были спаяны свинцом. Мы развели на них огонь, который горел до тех пор, пока свинец не расплавился. Затем мы вскрыли купель и увидели там мертвого старца. Под его головой лежала дощечка из белого оникса. Огонь, который мы развели на купели, расколол ее и опалил одежды, бывшие на покойнике. Мы взяли дошечку и соединили ее (части). Рядом с ней мы нашли две фигуры из золота. Одна из них — фигура мужчины, в руках у которого была змея, другая — мужчина на осле, в руках у него был посох. С другой стороны лежала фигура мужчины на верблюде, в руках у него был бич. Мы забрали все это и принесли к Ахмаду ибн Тулуну. Он вызвал мастера, который соединил дощечку. Мы единогласно решили, что это фигуры Моисея, Иисуса и Мухаммада — да благословит их всех Бог. Ахмад ибн Тулун взял один из кувшинов себе, другой кувшин подарил Абу Абдаллаху, секретарю, а третий подарил мне. Я отнес его к себе домой, и, взяв палочку, стал ковырять мумию, что была в кувшине, и начал понемногу освобождать ее. Я занимался этим, пока не извлек ее оттуда. Мумия оказалась полосами холста, завернутыми одна в другую. Я принялся развертывать, пока не дошел до свертка с бычьей кожей. Холсты были обернуты вокруг него. Я развернул его и, когда я достиг последней обертки, из нее капнула капля крови. Я не понял, что же произошло. Господь же знает лучше.

Вопросы

1. Кем был автор отрывка о взятии мусульманами Иерусалима — христианином, иудеем или мусульманином?
2. Почему халиф Умар повелел построить на месте Соломонова храма мечеть, названную в тексте святилищем, или домом молитвы?
3. Что можно сказать об отношениях между мусульманами и христианами, прочитав рассказ сирийского хрониста о патриархе Софронии и халифе Умаре?
4. Кажется ли Вам правдоподобным предположение, что фигурки из египетской пирамиды изображали Моисея, Иисуса и Мухаммада? Для мусульман эти три имени наиболее почитаемы. Как вы думаете, почему?

5. Зачем, на ваш взгляд, арабы предпринимали поиски в пирамиде?.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.