Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (12)

Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. История Грузии

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава VІ. Грузинская культура в первой половине XIX века

§1. Литература

Грузинская литература первой половины XIX века является непосредственным продолжением художественной мысли и слова писателей XVIII века. Представителем переходного периода был Иоанэ Багратиони (1768-1830). В своем произведении «Калмасоба» Иоанэ Багратиони наряду с освещением многих литературно-мифологических вопросов, дает анализ поэзии и краткую характеристику грузинского стиха. Иоанэ Багратиони является также автором нескольких оригинальных сочинений.

В первой половине XIX века грузинская литература испытыват бурный расцвет. В грузинской поэзии зарождается и утверждается европейское течение – романтизм. Яркими представителями прогрессивного крыла этой литературной школы являлись Александр Чавчавадзе, Григол Орбелиани и Николоз Бараташвили.

Первым представителем грузинского романтизма стал Александр Чавчавадзе (1786-1846). Он был сыном грузинского дипломата Гарсевана Чавчавадзе. Александр получил образование в Петербурге, владел французским, русским, немецким и персидским языками. В 1804 году он был сослан в Россию за участие в восстании горных районов Картли. Был активным участником заговора 1832 года. В составе русской армии участвовал в войне против Наполеона, а также в русско-иранской и русско-турецкой войнах.

Имел звание генерал-лейтенанта. Александр Чавчавадзе занимал высокие посты в русской администрации Кавказа. С его именем связано зарождение и развитие грузинского романтизма. Все творчество поэта пронизано печалью по поводу утраты Грузией независимости.

Поэт сетует на несоответствие идеалов с действительностью, на душевное одиночество. Из его стихотворений следует отметить: «О, времена», «Гогча», «Кто желает» и другие. Творчество Александра Чавчавадзе оказало огромное влияние не только на современных ему писателей, но и на писателей последующей эпохи.

Григол Орбелиани (1804-1883) был вторым представителем великолепной тройки грузинских романтиков. Орбелиани пользовался большой популярностью. Он был сыном дочери царя Ираклия II – Хорешан. Учился в Анчисхатском училище, в Тбилисском училище для благородных детей и в Артиллерийском училище. Участвовал в русско-иранской и русско-турецкой войнах. За участие в заговоре 1832 года был арестован и отправлен в действующую армию. Активно боролся против Шамиля, был правителем Аварии, а затем Дагестана. Выполнял обязанности главноуправляющего Кавказом в течение нескольких лет, дослужился до звания генерала. Орбелиани был также крупным общественным деятелем, участвовал во всех важных начинаниях второй половины XIX века. В спорах «отцов» и «детей» занимал позицию «отцов».

Поэзия Григола Орбелиани проникнута высоким чувством патриотизма. Основными темами его творчества являются: гуманизм, любовь, природа, возвышение прошлого родины, долг и обязанности человека. Большим даром поэт признает в человеке талант. Для традиционного общественного мышления передовые идеи гуманизма Григола Орбелиани были совершенно новыми.

Из поэтического наследия Григола Орбелиани следует выделить поэму «Садгегрдзело» («Тост»), стихотворения: «Иаралис», «Мухамбази», «Лик царицы Тамар в церкви Бетаниа», «Вечер прощания» и др.

Вершиной грузинского романтизма является творчество Николоза Бараташвили (1817-1845). Он был внуком дочери Ираклия II Хорешан, сыном известного аристократа Мелитона Бараташвили. Его учителем в Тбилисской первой гимназии был Соломон Додашвили.

Из-за неимения средств Николоз Бараташвили не смог получить высшего образования, так как отец его обнакротился. Природная хромота не дала осуществиться его мечте поступить на военную службу, и его уделом стала роль обыкновенного служащего в канцелярии. В завершение ко всему Николоз Бараташвили страдал от безнадежной любви к Екатерине Чавчавадзе.

Одной из главных тем поэзии Бараташвили является утрата государственной независимости Грузии и связанная с ней глубокая печаль. Николоз Бараташвили в своем творчестве горячо пропагандирует новые гуманистические идеалы и ставит целью установление руководящих принципов для осуществления национальных стремлений грузинского народа. Главным содержанием поэзии Бараташвили является не поэтическое отражение материального мира, а изображение внутреннего мира человека, его духовной жизни. Произведения Николоза Бараташвили являются настоящими жемчужинами грузинской литературы. Это поэма «Судьба Грузии», стихотворения: «Мерани», «Сумерки на Мтацминде», «Раздумья на берегу Куры», «Одинокая душа» и др.

В истории грузинской литературы XIX века видное место занимает творчество Георгия Эристави (1813-1864) – драматурга, поэта, театрального и общественного деятеля. Георгий Эристави был осужден за участие в заговоре 1832 года. Его произведения «Тяжба», «Раздел», «Скупец» и др. реалистически изображают общественную жизнь Грузии 50-х годов.

В первой половине XIX века пополнилось и обогатилось грузинское устное народное творчество. Грузинский фольклор приобретает новое содержание. К традиционным героическим и любовным жанрам прибавилась национальная и социальная тематика. В 30-х годах был создан великолепный образец грузинского поэтического фольклора – «Поэма об Арсене», посвященная крепостному Арсене Одзелашвили, который боролся за социальную справедливость и свободу угнетенного крестьянства.

§2. Искусство

1. Зодчество.

С первой половины XIX века развитие зодчества в Грузии связано, главным образом, со строительством городов, в частности, Тбилиси. Строительство жилых домов в то время все еще основывалось на традиционных национальных формах.

Были распространены двухэтажные дома малых размеров с балконами и плоской кровлей. В начале XIX века в Тбилиси было построено несколько зданий в стиле позднего русского классицизма (например, дворец наместника царя в его первоначальном виде). Зодчество других городов Грузии почти не претерпело никаких изменений.

2. Изобразительное искусство.

Наряду с традиционными видами искусства – златоваянием, вязанием, миниатюрой, резьбой и др. в первой половине XIX века получает развитие жанр профессиональной живописи – портрет. Грузинские живописцы получали художественное образование в России и за границей, в Европе. В Петербурге закончил художественную академию бывший крепостной Александра Чавчавадзе – Григол Маисурадзе (1810-1885). Он известен в основном как портретист.

3. Грузинская музыка.

К началу XIX века древняя грузинская музыка существовала в виде церковных песнопений и народных песен.

Древнейшие грузинские нотные знаки были преданы забвению. Засилье восточной музыки тормозило развитие грузинской национальной музыки. Однако проникновение западноевропейской музыки в первой половине XIX века преградило путь дальнейшему распространению восточной музыки в Грузии. Это явление вновь создало проблему развитию грузинской национальной музыки. Многовековая самобытная грузинская музыка нуждалась в своих национальных профессиональных музыкантах.

4. Театр.

Идея создания нового грузинского театра зародилась в салоне Мананы Орбелини. Театр возглавил Георгий Эристави. Он же создал постоянную артистическую труппу театра. Первый спектакль был поставлен 2 января 1850 года в здании Тбилисской гимназии. Была показана комедия Георгия Эристави «Раздел». Спектакль имел большой успех. В театре работали талантливые артисты и драматурги: Георгий Эристави, Зураб Антонов, Иванэ Кереселидзе и другие. Днём возрождения грузинского театра считается 2(14) января – день постановки первого спектакля.

Комментарии (12)
Обратно в раздел история











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.