Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (12) Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. История ГрузииОГЛАВЛЕНИЕГрузия в IX-XI векахОбразование царств и княжествАрабское господство особенно тяжело ощущалось в Картли. Это и понятно, так как Картли была сердцем страны и значительным стратегическим регионом, принимавшим на себя первый удар вражеских нашествий. Арабы не смогли прочно утвердиться в Западной Грузии. Не удавалось им также сохранить за собой горную Кахети. Арабское государство занимало огромную территорию в Европе, Африке и Азии. Править такой огромной империей из одного центра было совершенно невозможно. Основанное на военном насилии объединение народов, стоявших на различных ступенях развития, было обречено на развал. В конце VIII века началось ослабление арабского халифата, на перифериях против поработителей вспыхивали восстания. Слабость арабского халифата ощущалась и в Грузии. В период освободительной борьбы покоренных народов против арабов в Грузии начинается формирование независимых царств и княжеств. 1. Кахетское княжество. Одним из первых сформировалось Кахетское княжество. Образование этого княжества связано с грузинским племенем «цанари», первоначально жившим в Дарьяльском ущелье (ныне Казбегский район). Не избежали арабского гнета и цанары. В 70-х годах VIII века цанары подняли крупное восстание против арабов. Имеющихся на Кавказе арабских военных сил оказалось недостаточно для подавления восстания и халиф прислал дополнительно 20-тысячную армию. В борьбе с арабами цанары потеряли 16 тысяч человек и потерпели поражение. Возможно, что в то время арабы воевали с уже сформировавшимся Кахетским княжеством. К концу VIII века, повидимому, Кахети освободилась от арабского господства. Тогда же и был перенесен центр княжества в Тианети. Кахетские князья носили титул хорепископа. С самого же начала Кахетское княжество ведет активную политику: организует борьбу против арабов, участвует в борьбе за объединение Грузии и расширяет свои границы. 2. Княжество Эрети. Во второй половине VIII века к востоку от Кахети формируется княжество Эрети. Это княжество еще при царствовании Горгасала было одним из эриставств Картлийского царства. Затем оно входило в состав Картлийского эристмаварства. В конце IX века эретский князь получил титул царя ранов («Аран-шах»). В середине X века при правлении Ишханика и его матери Динар-царицы (сестры Гургена Диди Багратиони) в Эретском княжестве восстановилось православие. Существует мнение, что эретские цари были представителями одной из ветвей династии Багратионов. 3. Абхазское царство. Образование Абхазского царства произошло при иных обстоятельствах. На крайнем северо-западе Грузии арабское господство не было установлено (Даже Мурван-Кру дальше Анакопии не смог продвинуться). Здесь главным противником считалась Византийская империя. В начале VIII века усиливается Абхазское эриставство. Вначале византийцы даже способствовали этому усилению, надеясь использовать сильное эриставство в борьбе с арабами. Абхазское эриставство постепенно расширяет свои границы и присоединяет к себе Апшилети. Во второй половине VIII века абхазский эристав Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Западную Грузию. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами, правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси. Леон разделил царство на эриставства. Абхазское царство сначала же было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за объединение Грузии и достигли определенных результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX-X веков епископства Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу. Это было значительным событием: предпосылкой к политическому объединению Грузии стало церковное объединение страны, т. е. подчинение всея Грузии мцхетскому католикосу. 4. Царство Тао-Кларджети. Позднее всех сформировалось царство Тао-Кларджети. Спасаясь от арабов, последний эрисмтавар Картли Ашот Багратиони покинул Картли и поселился в юго-западной Грузии, в Кларджети со своей семьей и сторонниками. Ашот Багратиони восстановил основанный Вахтангом Горгасалом город Артануджи и сделал его своей резиденцией. Чуть раньше Ашота Багратиони свою деятельность в этом краю начал виднейший грузинский духовный деятель Григол Хандзтели. Именно они заложили основу усилению княжества Тао-Кларджети. Более того, можно с уверенностью утверждать, что с деятельности Ашота Багратиони и Григола Хандзтели начинается борьба за объединение и возрождение Грузии. Византийский император пожаловал Ашоту титул курапалата. Ему хотя и формально, покровительствовала Византия, но реально он своими силами боролся за усиление княжества. В период правления Ашота в княжество входили: Шавшети, Кларджети, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани. Ашот присоединил к себе и Шида Картли. У него были противники и внутри княжества. Историк Сумбат Давитисдзе передает, что Ашот собрал войско против арабов, но среди них оказались изменники, которые убили его (826). У него осталось трое сыновей: Адарнасе, Баграт и Гуарам. Правителем Тао-Кларджети и курапалатом стал Баграт. Поколение Ашота разделилось на ветви: Багратиони из Артануджи (преемники Адарнасе) и Багратиони из Тао (преемники Баграта, цари будущей единой Грузии). Преемники Гуарама стали жертвой внутренних междоусобиц рода Багратиони. После смерти Ашота княжество ослабло и потеряло часть своих владений. В 888 году внук Баграта Курапалата Адарнасе получил титул «царя картвелов». Отныне и царство Тао-Кларджети стало называться «Царством картвелов». Особенностью этого царства было то, что оно фактически состояло из нескольких небольших княжеств. Каждый из рода Багратиони имел свои собственные владения. Хотя высшим властителем царства был «царь картвелов», но каждый из них действовал по своему усмотрению. 5. Тбилисский эмират. Отдельную политическую единицу представлял собой Тбилисский эмират. Его территория уменьшалась вместе с ослаблением власти арабов. После потери Картли эмиру подчинялись лишь Тбилиси и его окрестности. Эмиры стремились к независимости от халифата и в определенные периоды добивались этого. В IX-X веках в борьбе за объединение Грузии в той или иной степени принимали участие все политические силы страны. Борьба за объединение Грузии в IX-X векахСудьба грузинского народа всецело зависела от объединения отдельных царств и княжеств в одно сильное государство. Необходимость объединения диктовалась следующими факторами. Важнейшим из них был внешний фактор – защита от многочисленных внешних врагов. Правда, в тот период халифат почти уже развалился, но у него еще было достаточно сил, чтобы нанести очередной сильный удар Грузии. В отличие от халифата, Византийская империя усиливалась и всячески пыталась восстановить свое былое влияние. Единая монархия была необходима и для экономического развития страны. И что самое главное, объединение страны входило в интересы всех слоев общества. Основным фактором, препятствующим этим прогрессивным процессам, было наличие внешнего врага (арабы, византийцы, позднее турки-сельджуки). Борьба за объединение страны была тяжелой, продолжавшейся в течение нескольких столетий. 1. Грузия в IX веке. В начале IX века на Южный Кавказ напали хазары. Это было их последнее нашествие. После смерти Ашота Багратиони княжество Тао-Кларджети не смогло отстоять Шида Картли и его вновь заняли арабы. Между тем в халифате положение сильно осложнилось. В его отдельных провинциях происходили выступления против арабов. Образовались независимые государства в Египте, северной Африке (Марокко), чуть позднее на Пиренейском полуострове. Халифу не подчинялись местные эмиры. Таким же образом вели себя и тбилисские эмиры, среди которых самым известным был Сахак (Исхак ибн-Исмаил ибн-Шуаб). Он правил Тбилисским эмиратом в течение 23 лет. В середине IX века вспыхнуло крупное антиарабское восстание в Армении. Для подавления восстания, подчинения Сахака и упрочения своих позиций на Кавказе арабы послали большую армию под предводительством Буга-Тюрка. Буга жестоко расправился с восставшими армянами и двинулся в сторону Тбилиси. Он отправил к Сахаку посла с требованием подчиниться, но получил отказ. Буга вступил в Грузию и подошел к Тбилиси. Его союзником был Баграт, сын Ашота, который с помощью арабов пытался упрочить свое положение. Его брат, Гуарам Мампал, напротив, выступал инициатором борьбы против арабов. Против арабов также выступили кахетский хорепископ и царь абхазов. 5 августа 853 года Буга взял Тбилиси и сжег его, а отрубленную голову Сахака послал халифу. После взятия Тбилиси Буга отправил Зирака для борьбы с абхазским царем. Царь абхазов потерпел поражение и отступил назад. Именно в это время Зирак пленил Константи-Каху. Тем временем Буга двинулся на Северный Кавказ и взял заложников из горцев, чтобы те провели его беспрепятственно. Тем не менее горцы все же оказали арабам сопротивление и разбили их. Против Эмирата особенно усердно боролся Гуарам Мампал. У него были большие владения в непосредственном соседстве с Эмиратом. Гуараму удалось схватить эмира и отправить его в Византию. Гуарам довольно активно вмешивался и в церковные дела. В 60-х года IX века абхазский царь Георгий I занял Шида Картли. В борьбе, разгоревшейся между царствами и княжествами, большое значение придавалось овладению Шида Картли, поэтому за Шида Картли боролись абхазские цари, Багратиони из Тао-Кларждети и кахетские хорепископы. Преимущества в этой борьбе постепенно добилось Абхазское царство. Ослаблением халифата воспользовались армяне и в 80-ых годах IX века (884-885) восстановили царскую власть (на престол вступил Ашот I). Однако, единое Армянское царство существовало недолго. В I половине X века оно распалось на несколько частей. Единое Армянское царство, а после его распада и Анисское царство (самое сильное и значительное), принимало активное участие в междоусобицах грузинских царств и княжеств. Объединению страны всячески препятствовала и Византийская империя. Византийские императоры пытались посеять рознь между представителями царской династии Багратионов и таким способом ослабить Картвельское (Тао-Кларджетское) царство. Византия пользовалась всяким случаем, чтобы активно вмешаться и в дела Абхазского царства. В конце IX века на византийский императорский престол вступил Василий I (867-886). Он был основоположником династии Македонских, восстановивших былую мощь Византийской империи. Самым видным представителем этого рода был Василий II (976-1025). В начале X века Византия отразила атаки болгарцев и все свое внимание перенесла на Восток. К середине X века границы Византийской империи достигали до р. Евфрата и Тигра. Если при Ашоте-I Византия всячески способствовала усилению Тао-Кларджети для борьбы с арабами, после ослабления арабского халифата ее уже не устраивали сильные грузинские царства и княжества, и тем более объединенная Грузия. Византия сама была намерена господствовать в этом регионе и ясно, что единая и сильная Грузия могла стать ей помехой. 2. Грузия в X веке. Абхазские цари не смогли надолго удержать Шида Картли из-за внутренной смуты в Абхазском царстве. Однако они предприняли еще одну попытку для занятия этого стратегически важного региона. В начале X века абхазский царь Константин пошел походом в Картли и назначил там своего эристава. С тех пор Шида Картли находилась в руках абхазских царей. В 914 году в Грузию вторгся арабский эмир южного Азербайджана Абул-Касим. Вначале он подступил к Тбилиси, затем перешел в Кахети и занял крепости Уджарму и Бочорму. Хорепископ Квирике изъявил ему свою покорность и этим спас Кахетское княжество от разорения. Абул-Касим разорил и разграбил Картли и вторгся в Самцхе. Нашествия Абул-Касима нанесли стране огромный урон, но тем не менее господство арабов в Грузии подошло к концу. После смерти абхазского царя Константина разгорелась борьба за престол между его сыновьями – Георгием и Багратом. Баграта поддерживал его тесть Гурген Диди Багратиони. В первой половине X века среди представителей Багратионов Тао-Кларджети Гурген был наиболее сильной и влиятельной политической фигурой в княжестве. В 922 году на абхазский престол вступил Георгий II. Георгий II способствовал распространению христианства на Северном Кавказе. Константинопольский патриарх высоко оценил эту его заслугу. Абхазский царь Георгий II выступил против кахетского хорепископа, разбил его и занял почти всю территорию Кахети. Хорепископ Квирике находился в осажденной крепости Бочорме, когда абхазский царь вернулся в Западную Грузию. Квирике воспользовался этим и с помощью картлийских азнауров вернул себе княжество. Картлийские азнауры не желали подчиниться сильной царской власти и всячески старались ослабить ее. Они даже добились того, что сын, которого Георгий II назначил эриставом (правителем) Картли, поднял против него восстание. Георгий II не собирался отказываться от Кахети и на сей раз отправил туда своего второго сына Леона. Леон начал борьбу за Кахети, но в 957 году Георгий II умер, и Леон поспешил в Кутаиси, чтобы занять престол. При Леоне абхазскому царю подчинялось также и Джавахети, где сидел назначенный им эристав. После Леона царствовал его брат Деметре, против которого вскоре восстал его же брат Феодосий. Деметре взял брата в плен и ослепил его. После смерти Деметре в 975 году Феодосий все же вступил на престол, так как других законных наследников престола уже не существовало. Сразу же после воцарения Феодосия кахетинцы вошли в Картли и подступили к крепости Уплисцихе. Именно в этот момент картлийский эристав Иоане Марушисдзе принял мудрое решение. Грузия на рубеже X-XI вековДавид Курапалат, Баграт III1. Иоане Марушисдзе был эриставом царя абхазов. Он прекрасно знал, что единственной фигурой, способной объединить Грузию и имеющей для этого достаточный политический авторитет и влияние, был Давид Курапалат. Давид Курапалат принадлежал к роду Багратионов из Тао. Из грузинских государственных деятелей II половины X века он был самым сильным, энергичным и умным политиком. «Летопись Картли» передает, что Иоане Марушисдзе предложил Давиду Курапалату «выступить со своими силами, захватить Картли и занять престол самому или передать его Баграту, сыну Гургена». Баграт, приемный сын Давида Курапалата, был внуком картвельского царя Баграта II и племянником царя абхазов. Таким образом, Баграт являлся наследником трех престолов, что имело очень важное значение. Также большое значение придавалось его личным качествам. Давид Курапалат покинул Картли и вернулся в Тао. Этим умело воспользовались картлийские азнауры. Подстрекаемые ими кахетинцы вновь вступили в Картли и захватили в плен Баграта, Гургена и мать Баграта – царицу Гурандухт. Давид спешно собрал войско и выступил против кахетского хорепископа. Кахетинцы не посмели оказать ему сопротивление и освободили царя Баграта вместе с отцом и матерью. В 978 году по инициативе того же Иоанэ Марушисдзе Баграта объявили царем Западной Грузии. «Царь абхазов» – так он стал величаться и это был его первый титул. Своего дядю Феодосия Баграт послал в Тао. Номинально первым правителем Тао-Кларджети был обладатель титула «царь карвелов» Баграт II (дед Баграт III), но в реальности самым сильным был его двоюродный брат Давид Курапалат. Именно поэтому у Давида Курапалата попросил помощь византийский император Василий II. В 976 году в Византийской империи восстал малоазиатский вельможа, полководец и курапалат Барда Склир. Вскоре он занял почти всю Малую Азию. К тому времени Василий II и его брат Константин были несовершеннолетними. Династия Македонских оказалась в большой опасности. Для подавления восстания был послан Барда Фока, но силы были недостаточны. Оставалось надеяться на помощь извне. В такой ситуации византийские власти были вынуждены обратиться к Давиду. Посредничество в этом деле возложили на известного грузинского полководца Торнике, который к этому времени был монахом. Сперва он отказался от посредничества, но потом передумал и передал просьбу императора Давиду. Царь Давид направил в Византию 12 тысяч всадников под предводительством Торнике и Джоджики. Барда Склир был разгромлен и бежал к арабам, которые долгое время держали его в заточении. За оказанную помощь император пожаловал Давиду земли в пожизненное владение. После смерти Давида эти земли вновь переходили в собственность Византии. Такое условие, естественно, было для него неприемлемо, так как пожалованные земли Давид старался присоединить к своему царству, чтобы потом передать их царю единой Грузии Баграту III. Именно по этой причине Давид принял сторону восставшего против императора Барды Фоки, от которого он ждал поддержки. По всей вероятности, Фока обещал ему передать пожалованные земли в наследственную собственность. Император Василий II попросил помощь у киевского князя Владимира, обещая отдать ему в жены свою сестру Анну. Владимир прислал ему войско, однако император не сдержал своего слова. Тогда Владимир выступил против императора и занял город Херсон. Василий II вынужден был отдать свою сестру в жены киевскому князю, но потребовал от него принять христианство. В 988 году Владимир принял христианство и даже объявил христианскую веру государственной религией в России. В борьбе с Василием II Фока потерпел поражение и был убит на поле боя. Победивший император направил войско против Давида Курапалата. Не видя выхода из создавшегося положения, Давид написал завещание, согласно которому все свои владения и царство оставлял императору. Повидимому, он хотел выиграть время, чтобы спасти страну от разорения. Тем временем Баграт III укреплял свои позиции в Западной Грузии и в Картли. В 980 году он окончательно расправился с картлийскими азнаурами во главе с Кавтаром Тбели и подчинил их своей власти. Баграт отстранил Рати Багваши от Клдекарского эриставства. В 1001 году Давид Курапалат скончался. Византийский император воспользовался этим и захватил владения Давида. Он пожаловал Баграту титул Курапалата, а Гургену – более низкий титул магистра (этим император стремился разъединить отца с сыном и посеять между ними взаимную вражду, но не добился цели). Грузия в то время еще не могла противостоять Византийской империи, тем более, что Баграт III должен был присоединить к себе и другие территории. Поэтому все земли Давида Курапалата остались Византийской империи. Баграт в наследство от Давида получил лишь титул «царя картвелов» (сам Давид этот титул получил в 994 году после смерти Баграта II-го). В 1008 году скончался царь-царей Гурген (Гурген величался «царем царей», так как его сын был царем). Его сын по наследству получил Шавшети, Кларджети, Самцхе и Тао. Баграт III большое значение придавал присоединению Кахети и Эрети. После двухлетней войны в 1008-1010 годах Баграт присоединил их и поставил там своих эриставов. С этих пор Баграт III величался «царем абхазов, картвелов, ранов и кахов». В деле объединения страны Баграт III не щадил своих противников. Он жестоко расправился с теми представителями рода Багратионов, которые не признавали сильной царской власти. Часть их он заключил в тюрьму, другая часть бежала в Византию. После присоединения Кахети и Эрети объединенная монархия Грузии стала непосредственным соседом Гандзийского царства эмира Фадлона. Встревоженный таким мощным соседством, эмир Фадлон несколько раз попытался напасть на кахет-эретских эриставов. В ответ на это Баграт III вместе с анисским царем Гагиком I выступил против Фадлона и разгромил его. В 1014 году царь Баграт III скончался. Его похоронили в им же построенном Бедийском храме. Баграт III оставил своим преемникам объединенную Грузию, в которую не вошли лишь Тбилисский эмират и Квемо Картли, где во второй половине X века в результате армянской экспансии сформировалось Лоре-Таширское армянское царство с центром Самшвилде. Грузия в ХІ веке1. Царь Георгий I. После смерти Баграта III на царский престол вступил его двенадцатилетний сын Георгий I (1014-1027). Малолетством царя воспользовались кахет-эретские азнауры и вновь отделили этот край от единой Грузии. Царем Кахети-Эрети стал Квирике Диди (Великий), царствовавший в 1014-1037 годах. Царь Георгий I мог начать борьбу за присоединение Кахети-Имерети и подчинение Тбилисского эмира, но для этой цели он избрал самого опасного противника. Это была Византийская империя. В X веке Византия столкнулась с большими трудностями на Балканском полуострове, где ей противостояло сильное Болгарское царство. Одержать победу над болгарами Василию II удалось лишь после 30-летней борьбы с ними. Император проявил неслыханную жестокость: по его указу ослепили 15 тысяч пленных болгар, по одному глазу оставили лишь каждому сотому болгарину и отправили в таком виде назад. С таким сильным и неумолимым противником пришлось воевать Георгию I. Георгий воспользовался тем, что император Василий был занят войной с болгарами и силой занял бывшие владения Давида Курапалата – юго-западное Тао. Успешно закончив войну с Болгарией (1018), Василий направился в Грузию. Георгий I попытался создать коалицию против Византии и с этой целью связался с султаном Египта Ал-Хакимом. Но Ал-Хаким был вскоре убит, в чем, по всей вероятности были замешаны и византийцы. Василий II потребовал, чтобы Георгий вернул занятые им земли. Грузинский царь отказался выполнить это требование и византийский император двинулся на Грузию. Грузины несколько раз одержали победу над византийцами, решительное сражение произошло в 1021 году у Ширимни. Георгию помогало и войско Кахети-Эрети, но тем не менее война закончилась поражением Грузии. В боях с византийцами непосредственное участие принимал сам царь Георгий. Мужество и смелость царя особо подчеркивает летописец времен царя Георгия. Император Василий разорил Триалети, Джавахети, Артаани и на обратном пути расположился лагерем около Трапезунда. Начались мирные переговоры. Георгий I, пытаясь выиграть время, затягивал переговоры, а тем временем в Византии началось восстание Никифора Ксифа и Никифора Фока. Восставшие имели связи с Георгием. Василий II подавил восстание и отрубленную голову Фоки отправил Георгию. Георгий I был вынужден заключить с Византией мирный договор (1023), по которому Тао вновь осталось за Византией. Вместе с тем в Константинополь был послан заложником царевич Баграт, сын Георгия. В 1027 году скончался царь Георгий I. Он был похоронен в г. Кутаиси. 2. Баграт IV. После смерти царя Георгия I воцарился его сын Баграт IV (1027-1072). А 1028 году в Грузию вторглось византийское войско. Византийцы подвергли разгрому именно те территории, которые в свое время разорил Василий II. После этого они подступили к крепости Клдекари. Эту неприступную крепость защищал эристав Липарит IV Багваши и другие грузинские патриоты, среди которых был епископ Саба Мтбевари. Липариту удалось разбить врага и отбросить его назад. Через несколько лет (в 1031 году) в Константинополь отправилось посольство во главе с царицей Мариам. Мирные переговоры окончились успешно – был заключен мирный договор с Византией. В 1032 году Липарит Багваши и картлийский эристав Иванэ Абазасдзе обманным путем выманили тбилисского эмира Джафара и захватили его в плен. Он был доставлен к царю, который предложил ему занять Тбилиси. Липарит Багваши был знатным и влиятельным феодалом, владения которого непосредственно граничили с эмиратом. В случае взятия Тбилиси Липарит намеревался присвоить себе новые территории. Противники Липарита, повидимому, малолетнему Баграту посоветовали освободить эмира и царь согласился на это. Через пять лет опять-таки по инициативе Липарита, Баграт IV осадил Тбилиси. Осада продлилась два года. Царское войско заняло две значительные крепости – Орбети и Парцхиси. Эмир готов был бежать в Гандзу, но тайно от Липарита Багваши часть дидебулов посоветовала царю заключить с эмиром мир. Баграт пошел на этот шаг, тем более, что прошелся слух, будто на помощь эмиру приближается большое войско. Но главной причиной, разумеется, было то, что противники Липарита – феодалы переманили царя на свою сторону. Липарит IV, как видно, был чрезвычайно энергичным и умным деятелем. Вначале он был предан царю Баграту. После двух неудачных попыток присоединения Тбилиси резко обострились отношения между царем и Липаритом Багваши. Клдекарский эристав восстал против царя. В борьбе с восставшими Баграт IV дважды потерпел поражение, и таким образом, из-за взаимной вражды Баграт дважды потерял возможность освобождения Тбилиси. В 40-ых годах XI века на Ближнем Востоке произошли большие изменения. Здесь появились новые захватчики-поработители турки-сельджуки. Название «сельджуки» они получили по имени своего предводителя – Сельджука. Турки-сельджуки двинулись из Средней Азии и вскоре захватили Хорезмское царство, Хорасани, Иран, Азербайджан, а в 40-ых годах XI века вторглись в Армению. В 1055 году турки-сельджуки взяли Багдад и в честь этого халиф возвел в сан султана одного из представителей рода Сельджуков – Тогрул-бега (после этого халифу оставалась лишь высшая духовная власть). Особенно усилились сельджуки при Альф-Арслане (1063-1072) и Малик-шахе (1072-1092). Столицей государства сельджуков был Испаан. Ко времени появления сельджуков на Кавказе армянских царств уже не существовало, так как Византийская империя присоединила их к себе и упразднила. Византии самой пришлось столкнуться с ордами турок-сельджуков и потерпеть от них поражение. На стороне византийцев боролся Липарит Багваши, который в 1048 году попал в плен и лишь через три года ему удалось освободиться из плена. Борьба между царем Багратом IV и Липаритом возобновилась с новой силой. Липарита поддерживала Византия, стремившаяся таким путем вмешаться во внутренние дела Грузии. Баграт IV прибыл в Константинополь, чтобы с помощью византийского императора урегулировать отношения с Липаритом. Император «помирил» царя с Липаритом, который признавал над собой царскую власть, но при условии, что станет правителем (мтаваром) всей южной Грузии. Такое усиление Липарита Багваши пришлось не по душе другим дидазнаурам. В 1058 году Липарит был схвачен Сулой Калмахели и привезен к Баграту IV-му, затем его постригли в монахи и отправили в Византию, где впоследствии он подвизался в Афонском монастыре. Расправившись с мятежным эриставом, Баграт IV приступил к делу объединения страны, но тут возникла новая угроза. В 1064 году в Грузию вторглись турки-сельждуки под предводительством самого султана Альф-Арслана. После трехдневной осады они взяли Ахалкалаки. Несмотря на достигнутый успех султан покинул Грузию и отправился в Армению, где взял город Ани. В 1068 году турки-сельджуки вторично вторглись в Грузию. На сей раз они разорили Восточную Грузию. В 1071 году во время битвы при Манаскерте (в Армении) турки разгромили византийцев и вынудили захваченного в плен византийского императора уступить им Восточные провинции. После этого Грузия оказалась одна лицом к лицу с сильным врагом – государством сельджуков. В 1072 году скончался царь Баграт IV. 3. Георгий II. После смерти Баграта IV-го на престол вступил его сын Георгий II(1072-1089). Через год после его воцарения против него восстали знатные дидебулы: Иванэ Багваши, Вардан-эристав сванов и Нианиа Куабулисдзе. Царь каждому из них пожаловал новые земельные владения, и, наградив подарками, отпустил их с миром. Но вскоре Иванэ Багваши вновь стал сопротивляться царю и явился на поклон к вторгшемуся в Грузию Малик-шаху. Султан подверг опустошению Картли и вернулся назад. В 1073 году турки-сельджуки вновь вторглись в Грузию. На сей раз войско Георгия II-го одержало над врагом победу в Джавахети и изгнало его из Грузии. Царь отвоевал Анакопскую крепость, которую Византии передал в свое время сводный брат Баграта IV-го – Деметрэ. Грузины взяли также город Карс. Этот город был передан царю известным приехавшим в Грузию византийским полководцем Григолом Бакурианисдзе. Григол Бакурианисдзе принадлежал к числу грузин, подвизавшихся в Византии. Большим влиянием в империи пользовалась сестра Георгия II-го царица Мариам, которая была вначале женой императора Михаила VII, а затем императора Никифора III-его. Царица Мариам всячески покровительствовала грузинским монастырям. Правда, Григол Бакурианисдзе передал Георгию город Карс, но он фактически уже не принадлежал византийцам, а потому грузинам пришлось с боем отвоевать его у сельджуков. Взятие города Карс вызвало новое нашествие сельджукских орд. А с 1080 началась «Диди туркоба» – «Великая туретчина». Повисла серьезная опасность над Восточной Грузией. Турки-сельджуки занимались кочевым скотоводством и этот цветущий край мог превратиться в пастбища для их скота. Георгий II не располагал достаточными силами, чтобы разгромить турок. В 1083 году царь явился к Малик-шаху в Испаане и попросил мира с условием выплаты ежегодной дани. Султан согласился, но условия не выполнил, так как несмотря на то, что грузины платили ему дань, турки-сельджуки продолжали грабить и опустошать страну. Вдобавок ко всему в Грузии произошло сильное землетрясение. В сложившейся тяжелейшей ситуации царский двор принял решение отстранить Георгия II от управления страной и посадить на трон его шестнадцатилетнего сына Давида IV. Царь Георгий II отрекся от престола в пользу сына. Культура Грузии в IX-XI векахВ IX-XI веках с политической точки зрения в Грузии сложилась довольно сложная ситуация. Отдельные грузинские царства и княжества вели ожесточенную борьбу за первенство в деле объединения страны. Помимо этого страна страдала от постоянных нашествий арабов, византийцев и турок-сельджуков. Тем не менее в IX-XI веках страна шла по пути подъема, что отразилось и на дальнейшем культурном развитии Грузии. 1. Просвещение и центры культуры. В развитии грузинской культуры большую роль сыграли церкви и монастыри. Здесь создавалась оригинальная грузинская литература, происходило переписывание древних рукописей и перевод литературы с греческого, арабского и сирийского языков. Эти монастыри с самого же начала являлись учебно-воспитательными и учебно-научными центрами. Таких центров было в Грузии немало, но самым мощным очагом грузинской культуры было Тао-Кларджети, в чем особая заслуга принадлежит Григолу Хандзтели, возглавлявшему монастырскую жизнь в этом регионе. В Тао-Кларджети были основаны такие значительные культурные центры, как Хандзта, Опиза, Шатберди, Ишхани, Ошки и многие другие. В этот период создаются грузинские монастыри и за пределами Грузии. Одним из первых таких очагов культуры была основанная в Палестине Сабацминдская лавра. Во второй половине X века была основана грузинская монастырская колония на Синайской горе (Ближний Восток). Здесь протекала деятельность известных гимнографов Иоанэ Зосиме и Иоанэ Минчхи. Значительным монастырским центром был основанный Иларионом Грузином монастырь Улумбo в Малой Азии. В развитии грузинской культуры особая заслуга принадлежит Афонскому (Иверскому) монастырю, основанному в конце X века известным грузинским деятелем Иоанэ Мтацминдели. Важная роль в создании Иверского монастыря принадлежит Торнике Эристави. После Иоанэ Мтацминдели настоятелем монастыря был его сын Эквтиме, известный церковный деятель и переводчик. Он перевел с грузинского на греческий язык «Мудрость Балавара» (это – грузинская версия сказания о Будде, автор его грузинского перевода неизвестен). Эквтиме принадлежит перевод с греческого на грузинский следующих произведений духовной литературы: «Давитни», «Евангелие», произведения Иоанэ Окропири, Василия Диди, Григола Богослова, Григола Носели, Иоанэ Дамаскели, Андриа Крители и др. Учитывая, что для грузинской церкви необходимо было срочно перевести многие произведения теологической литературы, Эквтиме Афонский предпочтение отдавал их сокращенным редакциям. Им же были создано несколько оригинальных произведений на грузинском и греческом языках. К сожалению, до нас дошла лишь одна молитва, написанная им на грузинском языке. Эквтиме Афонский был причислен к лику святых не только грузинской церковью, но и византийской. Его плодотворную деятельность продолжил выдающийся грузинский церковный деятель Георгий Мтацминдели (1009-1065). Георгий Мтацминдели родился в Триалети. Он воспитывался в Хахульском монастыре, затем учился в Константинополе и прожил в Византии 12 лет. Вернувшись в Грузию, он постригся в монахи в том же Хахульском монастыре. Деятельность его как монаха протекала на Черной горе. После посещения «святых мест» в Иерусалиме он обосновался на Афонской горе. Именно Георгий Мтацминдели отстоял автокефалию грузинской церкви в 1057 году перед патриархом Антиохии Феодосием. Будучи в Грузии он собрал 80 детей-сирот и привез их в Афонский монастырь. Его перу принадлежит сочинение «Житие отца нашего Иована и Евфимия». Он перевел произведения церковной литературы почти всех жанров, среди них: «Давитни», «Новый завет», отдельные агиографические сочинения, гимнографические литературные памятники; всего он оставил потомкам около шестидесяти переводов. Деятельность самого Георгия Мтацминдели описал его ученик Георгий Мцире (Хуцесмоназони). В 1083 году в Византии, в Петрицони (на территории современной Болгарии у села Бачково) для грузин основал монастырь Григол Бакурианисдзе. Он отличился на военной службе в Византии, был крупным полководцем и носил титул Севастоса. Григол Бакурианисдзе оказал большое содействие Алексею Комненосу при восхождении на императорский трон. Он умер в 1086 году в борьбе с печенегами. Григол Бакурианисдзе сам составил устав (типикон) для Петрицонского монастыря, ставшего крупным очагом грузинской культуры. В монастыре в течение определенного времени жил и творил Иоанэ Петрици (отсюда и название монастыря). В уставе изначально же было указано, что Петрицонский монастырь основан для грузинской молодежи. Грузинский монастырь находился также в Малой Азии, около Антиохии на Черной горе. Здесь протекала деятельность известного ученого и переводчика Ефрема Мцире. Ученый создал свой, оригинальный стиль перевода. Он считал, что при переводе с одного языка на другой необходимо соблюдать следующие три принципа: перевод обязательно должен быть выполнен с оригинала; перевод должен быть точным, но с соблюдением норм языка, на который переводится текст, перевод должен сопровождаться комментариями с объяснением отдельных текстологических или исторических моментов. Интересны комментарии, которые Ефрем Мцире прилагал к своим переводам. В них можно почерпнуть много интересных сведений о грузино-византийских литературных или других отношениях. Ефрем Мцире перевел около 70-ти различных сочинений. Среди них следует отметить: сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, труды Григория Богослова и Василия Диди, переводы псалмов Давида, отдельные агиографические произведения и др. Всемирно известен был Иерусалимский Крестовый монастырь грузин, строительство которого начал в 20-ых годах XI века Прохор Грузин по указанию Эквтиме Мтацминдели. Строительство монастыря осуществлялось при активном содействии Баграта IV-го и его матери Мариам. В середине XI века византийский император Константин мономах основал Манганскую академию. Вскоре эта академия превратилась в передовой учебный центр. Здесь учились и получили образование: Ефрем Мцире, Иоанэ Петрици, Арсен Икалтоели. 2. Историография. В IX-XI веках было создано несколько значительных исторических сочинений. В IX веке было написано «Обращение Картли». Правда, повествование начинается с Азо вплоть до конца VIII века, но основная часть сочинения касается христианизации Картли просветительницей Нино. XI век оказался наиболее плодотворным периодом для исторической литературы. К этому времени относится «Житие царей» Леонтия Мровели, в котором описывается история Грузии с древнейших времен до начала V века; в «Житии Вахтанга Горгасала» Джуаншер дает историю Грузии с середины V века до конца VIII века; в «Летописи Картли» неизвестный автор описывает события IX-XI веков; и «История рода Багратионов» Сумбата Давитисдзе. Каждый летописец в своем сочинении использовал труды предшествующих авторов, которые к сожалению, не дошли до нас. 3. Литература. В IX веке грузинское письмо «нусхури» (строчно-церковное) имело вполне оформленный вид. Это значит, что оно внедрилось приблизительно в VII-VIII веках. В X веке появилась тенденция перехода с «нусхури» на «мхедрули» (гражданское письмо). В IX-XI веках были созданы значительные памятники грузинской литературы: неизвестного автора «Мученичество Константи-Кахи» (IX век), «Мученичество колайских отроков» (IX век); Стефаноза Мтбевари «Мученичество Микэл-Гоброна»; Георгия Мерчуле «Житие Григола Ханцтели», Басили Зарзмели «Житие Серапиона Зарзмели». В этот же период отличились своей деятельностью гимнографы: Иоанэ Зосимэ, Иоанэ Минчхи, Эзра, Микаэл Модрекили, Иоанэ Конкозисдзе, Филипе, Стефанэ Чкондидели и др. 4. Искусство. IX-XI века в истории грузинского зодчества – это эпоха новых творческих исканий и новых творческих открытий. В этот период было создано несколько уникальных памятников грузинской архитектуры. На рубеже VIII-IX веков был воздвигнут Гурджаанский храм Квелацминда – единственный двухкупольный храм в Грузии (как видно, впоследствии это направление не получило развития). В этот же период построены церкви Циркола и Армази в Ксанском ущелье. Особенностью этих церквей является то, что покрытие они имеют двугранное, а куполы их видны изнутри. Подобные архитектурные формы нигде в другом месте не встречаются. В X веке была созданы храмы: Опиза в Кларджети, Кумурдо в Джавахети, Ошки, Пархали и Хахули в Тао, Бедиа в Абхазии, комплекс Кветера, а в X-XI веках построены такие значительные крепости, как Ацкури в Месхети и Хертвиси в Джавахети. В XI веке были возведены три самых больших храма в Грузии. В Кутаиси был воздвигнут храм Баграта, на полу которого сохранилась надпись, извещающая, что строительство храма закончилось в 1003 году. В 1010-1029 годах по благословению католикоса-патриарха Мелхиседека I зодчий Арсукисдзе воздвиг храм Светицховели (храм был построен на месте, где вначале царь Мириан возвел деревянную церковь, а затем царь Вахтанг Горгасал – базилику). Из всех храмов Грузии храм Светицховели имеет самую большую внутреннюю площадь. В XI веке в Кахети построили самый высокий храм Алаверди. Купол храма впоследствии был реставрирован вместе с западной и северной стенами. Прекрасными образцами архитектурного искусства являются памятники XI века – храмы: Самтависи, Никорцминда, Манглиси, Хциси, Саване и многие другие. Высокого уровня развития достигло златокузнечество. Привлекает внимание роспись Атенского Сиони (XI в.) С большим вкусом выполнены миниатюры Адиши и Джручи. Блестящим памятником грузинского златокузнечества является Бедийская чаша. Комментарии (12)Обратно в раздел история |
|