Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Соколов Г. Искусство Древнего Рима
Заключение
Хотя скульпторы и художники Древнего Рима во многом уступали своим эллинским предшественникам в поэтическом осмыслении и воспроизведении явлений мира, значение древнего римского искусства исключительно высоко и роль его для развития всего европейского искусства трудно переоценить. Оно было основой всего дальнейшего искусства Европы. Как и вся античная культура, включая философию, религиозные воззрения, литературу, древнеримское искусство формировалось в сложных условиях.
Стилевые изменения в искусстве времени Августа свидетельствовали о переходе художественных форм от старых, республиканских к новым, имперским. Перемены затрагивали основные компоненты образов. Если в позднереспубликанских неких формах, тесно связанных с этрусскими и греческими, преобладала римская основа, то в годы Августа в искусство сильнее проникали эллинистическо-греческие черты, которые, несмотря на внешнюю пропаганду принцепсом республиканских обычаев, им же самим не только приветствовались, но и поощрялись.
Искусство принципата отразило новые взаимоотношения людей Древнего Рима. В художественных образах человек выступал уже скорее придворным, нежели гражданином. Все более усиливались элементы придворной изысканности в формах, а в сюжетах — льстивые элементы восхваления принцепса и его власти.
Изобразительное искусство ранней империи развивалось в тесной связи с литературой и театральным действием, которые также сделали большие успехи по сравнению с республиканским периодом.
Размах искусства, ставшего в годы принципата Августа государственной деятельностью, подчиненной вкусам цезаря, приобрел характер имперский, широкий, что во многом способствовало развитию отдельных его видов и жанров. В то же время в искусстве большую роль стала играть
придворная официозность; устранялись народные традиции, исчезала искренность, свойственная республиканской эпохе. Приобретение римским искусством времени Августа одних качеств влекло за собой утрату других.
Древнеримское искусство обращалось, особенно в годы империи, к несоизмеримо большей, чем греческое, «аудитории». Подобно новой христианской религии, новые принципы искусства воспринимались громадным количеством подданных империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. В пределах империи возникало то объединявшее людей самых различных сословий, рас, общественных положений отношение к искусству, которое проявило себя со всей силой позднее в искусстве европейского средневековья, Ренессанса и нового времени. Уже тогда искусство теряло некоторые свои черты идеологии привилегированных слоев. Этот процесс проходил особенно интенсивно в период расцвета и упадка римского искусства, отражаясь в памятниках. Тем самым намечались дальнейшие пути развития искусства средневековья и Возрождения.
В пределах Древнего Рима формировались не только общие эстетические качества, определившие характер европейского искусства. В практической деятельности зодчих, скульпторов, живописцев вырабатывались приемы, которым следовали художники позднейших времен и стран. Трудно представить себе архитектурный облик многих европейских городов, если бы у возводивших их строителей не было опыта древнеримских зодчих, живо в свою очередь воспринимавших и практически использовавших великое наследие эллинских и этрусских предшественников.
Огромное воздействие оказала архитектура Древнего Рима на европейские крупные общественные сооружения, предназначенные для собраний большого числа людей,— соборы, театры, дворцы.
Особенно же важным для всей позднейшей европейской архитектуры был выработанный древнеримскими зодчими конструктивный принцип, полно выразившийся в таких памятниках, как театр Марцелла, и нашедший свое воплощение позднее в системах готических построек и в других более поздних сооружениях.
Опыт древнеримских зодчих определил не только тектонико-конструктивную основу многих европейских зданий, но и принципы их декора. Свободное использование ордерной системы не для опор, а для декорации вошло в строительную практику позднейших времен. Применение колонн и пилястров различных сложных и смешанных ордеров для украшения как интерьеров, так и экстерьеров зданий восходит к древнеримской архитектуре. В историю древнеримского зодчества уходят истоки широко распространившегося метода скрывать декорационными средствами грубую поверхность материала. Пример древнеримских зодчих, впервые применивших бетон, использовался позднее, когда архитекторам понадобились строительные материалы, отличавшиеся прочностью и дешевизной, для создания сложных конструкций.
Древний Рим и в самих формах построек был образцом для позднейших эпох. Триумфальные арки, возводившиеся во многих городах Европы, мемориальные колонны, увенчанные статуями и украшенные рельефами, большие торговые ряды, стадионы, цирки, театры, имеют свои древнеримские прототипы.
Велика роль древнеримского искусства и в развитии европейской скульптуры. Создание исторического рельефа в империи привело к возникновению таких же форм в эпоху Ренессанса и нового времени. Особенно же большое значение имели успехи древнеримских портретистов, обратившихся к женским и детским образам. В таких произведениях передавались индивидуальные черты человека и воплощались сложные оттенки его характера. Древнеримские мастера подошли вплотную к проблеме психологического портрета и начали решать ее
своими средствами античной пластики.
Для искусства Древнего Рима характерно и развитие живописи — фресок на стене дома и мозаик, украшавших полы, а затем стены и своды помещений. Эллинские художники только нащупывали те возможности монументального красочного декора, к которым затем обратились римские живописцы, открывшие широкое поле деятельности мастерам декоративных росписей эпохи Ренессанса и нового времени. Художники Древнего Рима не вполне обосновали ту перспективную систему, которая позже была теоретически и практически освоена живописцами итальянского Возрождения, но они уже чувствовали ее и старались в своих росписях ее передать. Иллюзорное воспроизведение реальности в живописных образах все сильнее и активнее вытесняло пластические принципы из художественного осмысления мира человеком античности.
Древнеримские живописцы первые довольно четко начали различать специфику жанров: пейзажа, батальных или бытовых сцен, натюрморта, портрета. В пределах древнеримского искусства эти жанры еще не обрели своих окончательных форм и границ, но их особенности были уже намечены. Мастера Древнего Рима создавали монументальные батальные композиции, начинали наделять элементы природы человеческими чувствами, стремились их одухотворить, в то время как в искусстве эллинов, напротив, природа выступала в облике человека. Этот исключительный по значению перелом в отношении художников к трактовке природы и человека происходил в пределах искусства Древнего Рима.
Важную роль сыграло древнеримское искусство в повторении и сохранении эллинских произведений скульптуры и живописи. Копирование шедевров пластики древних греков и фресковых композиций, дошедших до нас в помпеянеких домах, способствовало тому, что европейские художники и историки получили представление о многих не сохранившихся, но упомянутых в письменных источниках памятниках эллинского искусства. Древнеримские мастера выступали в этом отношении и как копиисты и как толкователи греческих оригиналов. Это привело к тому, что западноевропейские художники, да и такие крупные исследователи XVIII в., как Винкельман, постигали греческую античность прежде всего через римские памятники, значение которых в связи с этим трудно переоценить.
Некоторые принципы римского искусства давали о себе знать и в творчестве древнерусских мастеров, в особенности художников-иконописцев, хотя им была ближе манера эллинская, воздействовавшая на них преимущественно византийскими путями. К римскому наследию обращались многие русские архитекторы и скульпторы XVIII—XIX вв., особенно при постройке дворцов и усадебных сооружений Москвы, Петербурга, их окрестностей. Художники-декораторы нередко брали древнеримские образцы для украшения интерьеров цветными мраморными плитками, фресковыми росписями, мозаиками.
В европейском искусстве Ренессанса и нового времени, как русском, так и зарубежном, древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, живописцы, мастера прикладного искусства — модельеры и чеканщики монет, стеклодувы и керамисты, изготовители гемм и декораторы садов и парков. Древнеримское искусство, несмотря на то что его произведения создавались почти два тысячелетия назад, может во многом быть образцом и для современных строителей, ваятелей, декораторов. Бесценное художественное наследие, оставленное Древним Римом, многими своими чертами продолжает оставаться школой классического мастерства для искусства современности.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|