Ваш комментарий о книге
Соколов Г. Искусство Древнего Рима
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абак — верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры.
Абсида (апсида) — выступ здания, полукруглый, перекрытый полукуполом или сомкнутым пол усводом.
Антаблемент — верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; делится на архитрав, фриз, карниз.
Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
Архитрав —нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн.
Астрагал — 1) облом архитектурный, сложного профиля (сочетание валика с полочкой); 2) игральная кость.
Аттик — стенка над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшенная рельефами и надписями. Обычно завершает триумфальную арку.
Волюта — архитектурный мотив в фор-
ме спиралевидного завитка с «глазком» в центре.
Гемма — резной камень с изображениями, выпуклыми (камея) или углубленными (инталия).
Глиптика — искусство резного камня.
Каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.
Канфар — древнегреческий кубок для вина.
Капитель — венчающая часть колонны, столба или пилястры.
Квадр — камень для кладки стен, отесанный в виде правильного параллелепипеда.
Килик — древнегреческий глиняный, реже металлический сосуд для питья вина.
Консоль — выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. п.
Крестчатый меандр — орнаментальные узоры античной эпохи.
Маскарон — скульптурное украшение в виде человеческого лица или головы животного, срезанных сзади (как маска).
Метопы — прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.
Модульон —- архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза.
Ордер — архитектурная композиция, состоящая из вертикальных несущих частей — опор в виде колонн, столбов или пилястр и горизонтальных несомых частей — антаблемента.
Орхестра — в древнегреческом театре— круглая площадка, на которой выступали хор и актеры.
Периптер — основной тип древнегреческого храма периода архаики и классики, прямоугольное здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.
Циксида — сосуд в виде небольшой коробочки.
Пилястра — вертикальный выступ в стене в виде части встроенного в нее четырехгранного столба.
Подий — высокая прямоугольная платформа с лестницей, на которой возводились храмы.
Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном и аттиком.
Псевдопериптер — тип античного храма: колонны боковых и заднего фасадов, в отличие от периптера, не имеют полного объема и лишь наполовину выступают из стены.
Раскреповка — небольшой выступ или углубление плоскости фасада, антаблемента (участок над колонной).
Ростра — в Древнем Риме ораторская трибуна на форуме, украшенная носами трофейных кораблей.
Софит — одно из углублений обращенной книзу поверхности потолочной балки, арки, выносного карниза.
Тектоника, или архитектоника,— художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры.
Тондо — картина или рельеф, круглые по форме.
Торевтика — искусство изготовления предметов из драгоценных металлов.
Травертин — известковый туф.
Триглиф — прямоугольная каменная плита с вертикальными врезами. Чередуясь с метопами, они составляют фриз дорического ордера.
Фасций — 1) пучки прутьев, перевязанные ремнями с воткнутыми в них топориками; 2) полоска в архитраве ионийского ордера.
Фриз — в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом.
Фронтон — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Цел л а — главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.
Экседра — полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед.
Эхин — часть капители дорической колонны в виде круглой подушки с выпуклым криволинейным профилем. Служит переходом от ствола колонны к абаку.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|