Жизнь без рабов в Риме не замерла бы. Рабы во все века были
лишь у небольшого процента римлян. В раннюю республику они составляли 1-2% населения, а в расцвет рабовладения по наиболее разумным оценкам не более 1/3. При этом большая часть рабов была сосредоточена на латифундиях, где жили несколько сотен или тысяча рабов. Это означает, что у 90% римлян никогда никаких рабов не было и в помине. Катулл пишет в своем стихотворении XXIII своему другу Фурию: «Нет у тебя
ни раба, ни ларя». А, между прочим, имя Фуриев встречается среди сенаторского сословия. В 251г. до н.э. консулом был Гай Фурий Пацил (“Яростный Пацил”) (Caius Furius Pacilus).
Римская беднота была крайне недовольна ввозом
рабов в Рим. Этот завоз рабов в Рим был одной из причин гражданских войн.
Что до Спартака, но это был не раб, а дезертир римской армии, приговоренный к смертной казни за дезертирство и разбой, которому смертную казнь заменили на гладиаторские бои. Он устраивал гладиаторские игры и убивал пленных массовым
образом, что по нашим временам расценивается как преступление против человечности. А его воины насиловали женщин и грабили всех подряд.
В главе «рабы» автор забыл упомянуть, что был распространен отпуск рабов на свободу. Скажем, Плиний Младший отпустил на свободу 100 рабов, а вольноотпущенники были фактически у всех знатных римлян. Скажем, Цицерон отпустил на свободу Тирона, изобретшего стенографию, а Октавиан Август – баснописца Федра и т.д.
Автор обошел молчанием «богатых рабов» - это то, что поражает при первом чтении латинских книг. Они жили отдельно в особняках и могли иметь свою прислугу. Забыл упомянуть и то, что Калигула разрешил
рабам судиться с хозяевами.
При цитировании Марциала нужно понимать, что он пишет сатиру – его эпиграммы нельзя понимать дословно, они содержат преувеличения.
Не совсем понятно, держал ли Педаний Секунд, префект Рима (61 г. н.э.), в
своем доме своих собственных или же государственных рабов.
2013-02-07 20:22
Ольга Славянка
Прочитала
с интересом. Материал интересный, содержательный, но
есть и неточности, В частности, написано, что в (Tac. ann. IV. 52-53)
указано об обвале стадиона. В переводе на русский язык этот текст есть
по адресу:
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1340777729
а в оригинальном варианте:
http://www.thelatinlibrary.com/tacitus/tac.ann4.shtml
Видно,
что
и о каком обвале стадиона там речи не идет. Далее, неадекватно
цитируется Сенека. Он присутствовал не на гладиаторских играх, а на
сражениях преступников, приговоренных к смертной казни. Когда римляне
произносили слово «игры» (ludi), то это автоматически означало, что
речь идет об опасном виде спорта, а не о сражении насмерть.
Итальянские
историки установили, что большой палец, обращенный книзу, означал
помилование – он символизировал меч, вложенный в ножны. Смерть же
означала большой палец, обращенный кверху.
Схватки не были
такими кровавыми, как это описано в статье. Гален писал, что за 4 года
его работы в гладиаторской школе ни один гладиатор не умер от ран.
***
Далее
написано, что смерть гладиатора была источником развлечения зрителей.
Но все-таки создается впечатление, что римлян гладиаторские бои
привлекали не своей жестокостью, а тем, что они давали ценный опыт,
который многим римлянам пригодился в быту. Ведь тогда львы водились не
только в Африке, но и в Европе, и простым римлянам – и вовсе не
гладиаторам, приходилось сталкиваться со львами
на дорогах. Как
победить льва? В наше время мы читаем истории о том, как собаки
загрызали людей. Римские солдаты были меньше ростом, но умудрялись
ловить львов без огнестрельного оружия. Они набрасывали на них сеть, а
за ее неимением – плащ. Римляне могли справляться со львами, хотя наши
современники не могут справиться
с овчарками. И тут римлянам помогали
гладиаторские игры – они видели своими глазами, как нужно сражаться со
львом. А наши современники и в кино толком не умеют имитировать боев со
львами. Сражения между людьми тоже были важным жизненным опытом – ведь
простые римляне были военнообязанные, им часто приходилось сражаться с
врагами. Именно поэтому гладиаторов вооружали так, как
вооружались
враги римлян. Гладиаторские игры, по всей видимости, спасли много жизней
простых граждан. Они несли в себе не только смерть, но и спасение
простым гражданам Рима, будучи аналогом «школьного обучения».
Гладиаторы
так дорого стоили, что убивать их было слишком дорогим удовольствием.
Устроители вовсе не стремились потерять такую сумму.
***
Далее
не написано, что самые слабые гладиаторы шли в ретиарии – в их роли
могли выступать и женщины. Трезубец ретиария был длиннее мечей его
противника, к ретиарию было трудно подойти. Ретиарий мог победить,
будучи физически более слабым, чем его противник.
***
Я со своей стороны собрала большую подборку материалов о гладиаторах:
http://proza.ru/2009/05/23/537
Ее содержание частично пересекается с книгой Сергеенко. Но там есть много фактов, которых тут нет.
2013-02-07 21:00
Ольга Славянка
А это мой отзыв по поводу главы о еде.
Раздел о еде прочитала с интересом. Собрано много ценного
материала. Сказать остается следующее.
Прежде всего, рецепт обертуха Катона великолепен – он объясняется
не столько скупостью, сколько великолепным вкусом. Я сама стала делать обертух по рецепту Катона, и он вполне соревнуется с современными тортами. Т.е. если на столе стоит «древнеримский обертух» или дорогие торты из магазина, то гости будут есть обертух – он вкуснее.
Цицерон в своих письмах упоминает грибы. После того, как в
Риме ввели ограничение на употребление мяса, Цицерон стал приглашать на грибы. Видимо, грибов было много. Само ограничение на употребление мяса (которое бы оправдали современные диетологи) говорит о том, что мяса было много. До наших дней дошла надпись на стене таверны в Помпеях:
Вино - 1 асс
Хлеб - 2 асса
Масло оливковое - 1 асс
Мясо - 1 асс
Видимо, на момент извержения Везувия мясо в Риме было
дешевым.
Далее ловили рыбу, видимо, она была обычной едой. Мед был
дешевым, а сахар - дорогим, его использовали только для изготовления лекарств.
Комментарии: