Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Полибий. Всеобщая историяОГЛАВЛЕНИЕКНИГА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯРазнородные суждения эллинов о римской политике по поводу торжества римлян над Персеем и над Карфагеном; защита римлян автором (1). Появление псевдо-Филиппа в Македонии и вести о его первых победах (2). Манилий просил ахейцев прислать Полибия в Лилибей (3). Объяснения автора касательно его имени в сочинении (4). Превратность судьбы Калликрата и Ликорта (5). Посольство к Прусию из самых жалких римлян (6). Порочность Прусия (7). Мусей в Македонии (8). Суждение автора о судьбе и божествах, как о виновниках событий (9). Выдающиеся достоинства Масанассы (10). 1. Суждения эллинов о достоинствах римской политики. ...По поводу карфагенян, когда римляне одолели их в войне 1 , и по поводу псевдо-Филиппа высказывались в Элладе многочисленные суждения, сначала о карфагенянах, потом о псевдо-Филиппе. Расправа с карфагенянами вызывала противоречивые мнения и неодинаковую оценку. Так, одни одобряли поведение римлян и называли принятые ими меры мудрыми и для владычества их полезными. Ибо они уничтожили грозившую им постоянно опасность и истребили государство, которое неоднократно оспаривало у них первенствующее положение, могло бы и теперь еще при благоприятных обстоятельствах вступить в борьбу с ними, тем самым обеспечили владычество за родным городом, что и свидетельствует о высоком уме и дальновидности народа 2 . Другие возражали на это, уверяя, что не ради таких целей приобрели римляне господство над миром, что мало-помалу они совратились во властолюбие афинян и лакедемонян, и хотя действуют не так стремительно, как эти народы, но, по всей видимости, придут к тому же концу. В самом деле, раньше, продолжают возражатели, римляне воевали с кем бы то ни было до тех пор, пока противник не побежден и не пришел к сознанию, что необходимо подчиняться римлянам и исполнять их волю. Теперь войною с Персеем они открыли новый образ действий, когда уничтожили до основания 3 македонское царство, а в наши дни увенчали его уничтожением Карфагена. Невзирая на то, что за карфагенянами не было какой-либо непростительной вины, римляне приняли относительно их непоправимо 4 жестокие меры, при всей готовности карфагенян исполнить всякое требование, подчиниться всякому приказанию их. Далее, по мнению третьих, римляне во всех отношениях были народом доблестным 5 . Особенность их и вместе предмет их гордости составляло то, что они ведут войны бесхитростным, честным способом, не прибегая ни к ночным нападениям, ни к засадам; что они гнушаются всего, что сопряжено бывает с обманом и хитростью; что они признают достойными себя только такие битвы, о которых противник предуведомлен заранее, и которые ведутся открыто. Теперь, наоборот, поведение их с карфагенянами исполнено было обмана и хитрости, когда они одно за другим предлагали ряд условий и тут же замалчивали другие, пока наконец не отняли у противника всякой надежды на помощь союзников 6 . Это скорее лукавый образ действий 7 единовластителя, а не доблестное поведение римлян, которое, собственно говоря, близко подходило к нечестию и вероломству. Находились, впрочем, люди, которые возражали и на это. Если бы римляне, говорили они, поступали таким образом, именно: то предъявляя свои требования одно за другим открыто, то мало-помалу их раскрывая 8 , раньше, чем карфагеняне предоставили себя их усмотрению, то подобные укоризны были бы вполне ими заслужены. Жалобы римлян, оправдания их. Если же карфагеняне сами отдали себя усмотрению римлян, так что сии последние получили право решать их участь по собственному разумению, и потом, пользуясь своим правом так, как было им угодно, отдавали приказания и предъявляли требования, установленные сенатом, то деяний их вовсе нельзя приравнивать ни к нечестию, ни к вероломству, ни к насилию 9 . Из трех видов преступлений, здесь упомянутых, нет ни единого, под который поведение римлян подходило бы. Так, нечестие — грех против богов, родителей или умерших, вероломство — нарушение клятвы и писанного договора, насилие — деяние, противное законам и обычаям. В настоящем случае римляне не повинны ни в одном из этих преступлений, ибо они не погрешили ни против богов, ни против родителей или умерших, не нарушили клятвы или договора, напротив, сами еще обвиняли карфагенян в клятвопреступлении. Равным образом не нарушали они закона или обычая, остались верны данному отдельным личностям слову. Карфагеняне добровольно уступили право распоряжаться ими по своему усмотрению, и римляне принуждали их к повиновению силою, когда те отказывались исполнить их требования. 2. Вот как обсуждались отношения римлян и карфагенян. Что касается псевдо-Филиппа 10 , то первые известия о нем казались невероятными. В Македонию явился некий Филипп, как бы с неба упавший; он не робел не только перед македонянами, но и перед римлянами, хотя не имел ни малейшего основания рассчитывать на успех своего предприятия. В самом деле, известно было, что подлинный Филипп кончил жизнь в Альбе, в Италии, на восемнадцатом году от роду, два года спустя после смерти Персея 11 . Когда через три-четыре месяца разнесся слух о победе псевдо-Филиппа над македонянами в битве по ту сторону Стримона в Одомантике 12 , кое-кто поверил молве, но большинство продолжало не доверять. Когда немного спустя опять пришла весть о его победе над македонянами уже по сю сторону Стримона, а также о переходе во власть его всей Македонии, когда фессалийцы обратились с письмом и через послов к ахейцам с просьбою о помощи 13 , так как и им стала угрожать опасность, случившееся представилось поразительной неожиданностью. Таково было настроение эллинов по поводу этих событий ( Сокращение ватиканское ). 3. Манилий просил ахейцев прислать Полибия в Лилибей. ...Когда от Манилия * пришло в Пелопоннес к ахейцам письмо 14 , в котором сказано было, что они окажут ему услугу, если постараются отправить в Лилибей 15 мегалопольца Полибия, присутствие коего требуется государственными нуждами, ахейцы постановили исполнить письменную просьбу Манилия и послать Полибия. Мы отложили в сторону все дела и в начале лета отплыли в Лилибей, ибо по многим причинам почитали повиновение римлянам обязательным для себя. По прибытии на Керкиру мы нашли там новое письмо от консулов к керкирянам, уведомлявшее, что карфагеняне выдали уже им всех заложников и что сами готовы покориться им; тогда мы сообразили, что война кончилась, что нет в нас более нужды, и потому отплыли обратно в Пелопоннес ( Сокращение ватиканское ). 4. Объяснения автора по поводу его имени в сочинении. ...Не должно удивляться, что для обозначения себя мы пользуемся то нашим собственным именем, то общеупотребительными выражениями, каковы: «по моему мнению», или: «согласно с нами». Дело в том, что мы были причастны ко многим из тех событий, которые будут рассказаны дальше 16 , а потому необходимо менять способы выражения о себе, дабы не наскучить читателю непрестанным повторением нашего имени и дабы, с другой стороны, употреблением при всяком случае слов: «я», «через меня» не впасть незаметно в грубый способ изложения. Напротив, пользуясь всеми этими оборотами и употребляя каждый раз наиболее подходящий из них, мы по возможности избегаем неприятного для читателя упоминания о самих себе; противное самой природе человека, оно часто бывает неизбежно за отсутствием иных способов выразить мысль. Нам еще помогало в этом отношении то случайное обстоятельство, что до сих пор, насколько нам известно, никто не назывался таким именем, какое мы носим ( там же ). 5. Пример превратности судьбы. ...Когда по какой-то случайности изображения Калликрата очутились в темном месте, а изображения Ликорта согласно первоначальному определению вынесены были днем на солнечный свет, всякий, видевший это, не мог не высказать открыто, что никогда не должно заноситься высоко в счастии во вред ближнему, и должно памятовать, что весьма часто судьба проявляет силу свою в том, что вынуждает терпеть людей от их собственных козней и от их собственных распоряжений 17 . ...Врожденной человеку любви к новизне достаточно бывает для того, чтобы произвести какой угодно переворот 18 ( там же ). 6. Жалкие люди в римском посольстве к Прусию. ...Римляне отправили послов с целью помешать замыслам Никомеда и удержать Аттала от войны с Прусием 19 . В послы были выбраны Марк Лициний, подагрик, совсем не владевший ногами, с ним вместе Авл Манцин, которому упавшая на голову черепица причинила столь сильные повреждения черепа 20 , что можно только удивляться, как он остался жив, наконец, Луций Маллеол ** , который слыл за тупоумнейшего 21 из римлян. Тогда как поручение требовало быстроты и решимости, выбранные для этого римляне были, казалось, наименее к тому способны. Вот почему Марк Порций Катон, как передают, сказал в сенате, что не только Прусий умрет до прибытия послов, но и Никомед состарится на царском престоле. «В самом деле, возможно ли, чтобы посольство без ног, без головы и без сердца 22 поспело вовремя на место, а если бы и поспело, чтобы оно совладало с каким-либо делом» ( Сокращение ватиканское ). 7. Порочность Прусия. ...Царь Прусий, с безобразным лицом 23 , да и души не лучшей, полчеловека 24 на вид, трус и баба в военном деле 25 . И действительно, он был не только труслив, но и не любил никакого труда и вообще во всех случаях жизни проявлял дряблость души и тела. Если ни один народ не выносит такого рода слабостей в своих царях, то народ вифинский в особенности. Кроме того, Прусий со всею разнузданностью предавался чувственным наслаждениям. Просвещение, философия и связанные с нею занятия были ему совершенно чужды; словом, он не имел ни малейшего представления о доблести, день и ночь проводя как Сарданапал варвар. Поэтому лишь только подчиненный ему народ возымел слабую надежду на освобождение, им овладело неудержимое желание не только избавиться от своего царя, но еще и отмстить ему ( О добродетелях и пороках ). 8. Мусей в Македонии. ...Мусей 26 , местность подле Олимпа, что в Македонии. Полибий в тридцать седьмой книге ( Стеф. Визант. ). 9. Суждения автора о судьбе и божествах как причинах событий. ...Порицая людей, которые величают судьбу или рок виновниками общенародных событий или превратностей отдельных лиц 27 , Полибий говорит так: «Я желаю теперь высказаться по сему предмету, насколько государственная история это допускает. Действительно, в тех затруднительных случаях, когда по слабости человеческой нельзя или трудно распознать причину, там можно отнести ее к божеству или судьбе: например, продолжительные, необычайно 28 обильные ливни и дожди, с другой стороны жара и холода, вследствие их бесплодие, точно так же продолжительная чума и другие подобные бедствия, причины коих нелегко отыскать. Вот почему в такого рода затруднительных случаях мы не без основания примыкаем к верованиям народа, стараемся молитвами и жертвами умилостивить божество, посылаем вопросить богов, что нам говорить или делать для того, чтобы улучшить наше положение или устранить одолевающие, нас бедствия. Напротив, не следует, мне кажется, привлекать божество к объяснению таких случаев, когда есть возможность разыскать, отчего или благодаря чему произошло случившееся. Я разумею, например, следующее: в наше время всю Элладу постигло бесплодие женщин и вообще убыль населения, так что города обезлюдели, пошли неурожаи, хотя мы и не имели ни войн непрерывных, ни ужасов чумы. Итак, если бы кто посоветовал нам обратиться к богам с вопросом, какие речи или действия могут сделать город наш многолюднее и счастливее, то разве подобный советчик не показался бы нам глупцом, ибо причина бедствия очевидна, и устранение ее в нашей власти». Дело в том, что люди испортились, стали тщеславны, любостяжательны и изнеженны, не хотят заключать браков, а если и женятся, то не хотят вскармливать прижитых детей, разве одного-двух из числа очень многих, чтобы этим способом оставить их богатыми и воспитать в роскоши; отсюда-то в короткое время и выросло зло. Ибо ясно и неизбежно, что при одном или двух детях, если одно похитит война или болезнь, дома пустеют, и как у пчел ульи, так точно у народов города постепенно приходят в упадок и бессилие. В этих случаях нет нужды вопрошать божество, каким способом избавиться нам от такого бедствия. Действительно, первый встречный сумеет сказать, что лучше всего нам самим исправить собственные наклонности или по меньшей мере законом обязать родителей вскармливать своих детей, так что в гадателях или чудесных знамениях здесь нет нужды. То же самое имеет силу и по отношению к частным случаям. Даже и тогда, когда невозможно или трудно найти причину, следует старательно искать ее. К числу таких происшествий принадлежит и поведение македонян. Важные и многочисленные услуги оказали им римляне: государство их освободили от произвола самовластных правителей и от тягости налогов, состояние рабства заменили свободой 29 . С другой стороны, отдельные граждане избавлены были от тяжких <...> кровавых междоусобиц <...> 30 сражаясь против римлян за Деметрия, потом за Персея, отдали победить себя: зато доказали мужество и одержали победу над римлянами, когда сражались под начальством негодяя за его царское достоинство. Кто не станет в тупик перед подобным явлением! В самом деле, трудно найти ему объяснение. Вот почему можно не без основания усматривать в подобном расположении македонян божеское наказание, гнев божий, посетивший всех их. Из следующего это будет ясно ( Сокращение ватиканское ). 10. Выдающиеся достоинства царя Масанассы. ...Масанасса 31 , царь ливийских нумидян, был достойнейшим и счастливейшим из царей нашего времени; он царствовал шестьдесят лет с лишним, обладая прекраснейшим здоровьем и дожил до глубочайшей старости: ему было тогда девяносто лет от роду. Над всеми современниками он выдавался телесной силой 32 . Так, когда бывало нужно, Масанасса простаивал на ногах целый день не трогаясь с места 33 и столько же времени просиживал без устали на месте не вставая, мог непрерывно день и ночь провести верхом на лошади. Образчиком 34 его телесной крепости служит следующее: умирая на девяностом году от рождения, Масанасса оставлял четырехлетнего сына, по имени Стембан 35 , которого после этого усыновил Микипса; кроме Стембана, у него было еще четыре сына. Благодаря взаимному расположению детей Масанасса во всю жизнь не знал каких бы то ни было козней против своей власти, никаких домашних раздоров. Но вот важнейшее и чудеснейшее из его деяний: до него вся Нумидия была бесплодна и по своим природным свойствам почиталась непригодной к обработке; он первый и единственный из царей доказал, что эта страна не менее всякой другой способна к произрастанию всех полевых и садовых плодов 36 , каждому из сыновей предоставив возделанное весьма плодоносное поле в десять тысяч плефров 37 * . Посему, когда Масанасса умер, можно было с полным основанием превозносить его за эти заслуги. Три дня спустя после кончины царя Сципион 38 явился в Кирту и все мудро устроил. По словам Полибия, Масанасса умер девяноста лет от роду оставив после себя четырехлетнего сына, а незадолго до смерти одержал победу в большом сражении над карфагенянами; на следующий день видели, как он перед своей палаткой ел черный хлеб, и тем, кто удивлялся по этому поводу, он говорил, что делает это <...> 39 ( О добродетелях и пороках ).* М. Манилий Непот, консул 605 г . от основания Рима. ** Луций Публиций Маллеол. * Около 871 дес. ПРИМЕЧАНИЯ К ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ КНИГЕПродолжение III карфагенской войны и начало III македонской войны против псевдо-Филиппа были главными предметами изложения в XXXVII книге; к ним присоединились одновременные события в Элладе, преимущественно в Ахае, а равно события в азиатских царствах: Вифинии и Сирии. Все это совершалось в 4 году 157-й олимпиады — 606 г . от основания Рима или 148 г . до Р. X., как явствует из «содержания» L книги Ливия. Это же «содержание» дает нам общее понятие и о последовательности и связи событий за это время. Многие из относящихся к этому времени фактов рассказаны обстоятельно Аппианом, сохранились также у Диодора, Иосифа, Зонары: все со слов нашего автора. Уцелевшие отрывки могут быть связаны между собой главным образом при помощи Ливия. Любопытно предисловие к книге; это — показание очевидца о настроении различных общественных групп по поводу многозначительных исторических событий: решимости римлян стереть с лица земли Карфаген и усмирить навсегда Македонию, которую поднял против Рима некий Андриск. Самые события, по поводу коих высказывается автор, относятся к предыдущему году. С другой стороны, даже в кратком перечне событий и в самом порядке их изложения, как видно из «содержания» Ливия, обнаруживается тесная зависимость римского историка от эллинского образца. Конец нашего отрывка предисловия (2 5 ) и начало Ливиева «содержания» одинаково свидетельствуют об избавлении Фессалии от войск псевдо-Филлиппа силами ахейского союза. За эллинскими делами, из которых от Полибия дошли до нас малозначительные известия о нем самом или о близких к нему ахейцах, следовали известия о беспутстве вифинского царя Прусия, о войне с ним сына его Никомеда, поддержанного пергамским царем Атталом, и, наконец, об умерщвлении Прусия (6—7; Diod . XXXII 19—21; Epit; Appian . Mithrid. 4—7; Zonar . IX 28; Liv . Epit. L). Засим согласно Ливию шли у нашего автора сообщения о Сирии, каковые мы знаем через Диодора (XXXII 9 с. 9 d . 10 Dind .) и Иосифа (Archaeol. XIII 2—4); это — междоусобная война между Деметрием и Александром Балою, кончившаяся поражением и смертью Деметрия и воцарением в Сирии Александра, женатого на дочери Птолемея Филометора и запятнавшего себя развратом; сирийская история переплеталась в это время с историей иудейской и египетской; правителем Сирии был на самом деле доверенный царя Аммоний, по повелению коего умерщвлены были друзья царя, царица Лаодика и один из сыновей Деметрия Антигон. Ср.: Maccab. I 10—11. В нашей же книге содержались первоначально и те известия о третьей македонской войне и о вторичном и окончательном завоевании Македонии Кв. Цецилием Метеллом, которые сохранились у Зонары (IX 28). Моммзен . Р. И. II. С. 35; Hertzberg . Gesch. Griechenl. I. S. 248. Об этом периоде войны сохранилось под именем нашего автора только упоминание македонского поселения Мусея. Из Пунической войны эта книга содержала, кроме известия о смерти Масанассы и характеристики царя, рассказ о целом ряде постыдных неудач римского войска по неспособности военачальника Манилия и о неожиданных успехах карфагенян, о том, как неоднократно честь римского оружия спасал Сципион, как он привлек на сторону римлян храбрейшего из карфагенских полководцев Фамея, как росло общее сочувствие к нему и уважение в римском войске, которое его одного почитало способным одолеть Карфаген и жаждало видеть поскорее консулом. Преемники Манилия Кальпурний Пизон и Луций Манцин не были счастливее. Карфагеняне, напротив, становились с каждым днем смелее и небезуспешно искали новых союзников, вошли в сношения даже с псевдо-Филиппом. Liv . Epit. L; Appian . Punic. 105—111. 1 (1 1 ) римляне... войне ????????????? (debellare) . Так что предисловие к XXXVII книге предвосхищало события, рассказанные только в XXXIX. Срытие Карфагена и упразднение Македонии как государства были новостью в римской политике: не победа над врагом и не союзническая зависимость побежденного, но завоевание, подданство и даже истребление побежденного знаменовала собой расправа сената с Карфагеном и Македонией. Наверное, говорили об этом повороте не в одной Элладе, но и в других землях, и в самом Риме. 2 ( 4 ) они... народа... Цели войны с Карфагеном сводились на словах к самообороне. 3 ( 7 ) уничтожили до основания ??????????? ? ?? ? оторвавши от корня с усилием, как нечто крепкое, на корне державшееся. «На конференции в Амфиполе на Стримоне римская комиссия постановила раздел крепко сплоченного, цельного и насквозь монархического государства на четыре конфедерации, скроенные по образцу греческих, республиканско-федеративные общинные союза». Моммзен. Р. И. I. с. 730 рус. перев. 4 ( 8 ) непростительной... непоправимые : в оригинале в обоих случаях поставлено почти одно и то же слово: ????? ? ? ? ???????? ????????? — ???????? — ???????????? . 5 ( 9 ) доблестным ????????? , воспитанным в правилах гражданственности, прямодушным, благородным (там же ? ? ? ?? ???????? ???????? ). Что доблести римлян в этом суждении были приукрашены, достаточно напомнить хотя бы образ действий Сципиона Старшего относительно нумидийского царька Софака. XIV 1 сл. 6 ( 10 ) всякой... союзников... Таково было поведение римлян, прежде чем объявить карфагенским послам решение сената о необходимости срыть Карфаген до основания. Appian . Punic. 7 ( 11 ) лукавый образ действий ?????????????? , поправка Набера вм. рукоп. ?????????????? . 8 ( 12 ) мало-помалу... раскрывая ? ? ?????????????? : за каждой уступкой со стороны карфагенян следовали от римлян новые требования. Выше поставлен глагол ?????????????? (§ 10) , так как здесь автор говорит о замалчивании одних требований рядом с другими, открыто заявленными, а в нашем месте говорится о том, что римляне предъявляли все новые требования, по частям мало-помалу (??? ????? §§ 10. 12) . 9 ( 13 ) ни к насилию ? ? ? ??????? : как это выражение, так и следующие, до конца § 14, даны в чтениях Гейзе, предложенных на место пробелов в рукописи; тоже конец § 15, принятый в издании Гульча. 10 (2 2 ) псевдо-Филипп , некий Андриск, сын валяльщика, из мисийского города Адрамиттия; выдавал себя за Филиппа, сына Персея и Лаодикеи, сестры Деметрия Сотера; на самом деле Филипп, как и отец его, умер в Италии за 16 лет до того, как появились вести о самозванце, в 149 г . до Р. X. ( Liv . Epit. XIJX); шел в Македонию из Фракии с наемниками из фракийцев. У Ливия и Зонары сохранились в наиболее связном виде известия об этом возмущении Македонии. К 149 г . относятся и первые действия римлян против Андриска; самозванец продержался в Македонии около года. Известия о жестокостях его управления у Диодора. Diod. XXXII 9; Моммзен. Р. И. II. С. 35. 11 ( 3 ) после смерти Персея... Царь умер в Альбе в 165 г . до Р. X., Филипп через два года после него, в 163 г . 12 ( 4 ) в Одомантике ... Одомантика — область Македонии, к западу от Стримона и к востоку от Неста, названа по имени фракийского народа одомантов. 13 ( 5 ) фессалийцы... помощи... Теперь только Публий Сципион Назика, отправленный сенатом в Элладу для ознакомления с делами на месте, оказал первое противодействие самозванцу: по его настоянию ахейские войска явились в Фессалию и вытеснили оттуда македонян. Вслед за сим, сенат послал в Македонию один легион под командою претора Публия Ювенция Фальны; но он не мог остановить роста численности македонян, и псевдо-Филипп уже вошел в сношения с карфагенянами. 14 Как по настоянию Сципиона Назики ахейцы послали войско в Фессалию против Андриска, так в 148 г . до Р. X. они поспешили исполнить письменную просьбу консула Манилия Непота и отправили в Лилибей Полибия, о чем он и рассказывает в нашей 3-й главе. Хотя и не по собственному почину, но ахейцы содействуют политике римского сената. 15 (3 1 ) в Лилибей... Лилибей — гавань на западном берегу Сицилии, где стоял римский флот с войском, назначенным для войны с Карфагеном. Как видно из дальнейшего, просьба о Полибии послана была ахейцам в месячном промежутке между прибытием консулов, М. Манилия и Л. Цензорина, в Лилибей на пути в Карафаген, и получением 300 заложников от карфагенян. Для дипломатических ли сношений нужен был наш автор, или для доставления каких-нибудь сведений о Ливии, не известно. 16 (4 2 ) мы... дальше ... Только что упомянутый вызов в Лилибей был одним из многочисленных случаев обращения римских правительственных лиц и учреждений к услугам Полибия, особенно в делах, касающихся Эллады. Своим значением в Риме он пользовался для смягчения участи покоренных эллинов, и за то многие города Пелопоннеса почтили его память посвятительными статуями и надписями. Pausan . VII. 9 1 . 30 8—9 . 37 2 . 44 5 . 48 8 . 17 (5 1—2 ) изображения ... распоряжений... Возвращение ахейцев из Италии на родину только усиливало смуты в недрах союза. В 149 и 148 гг. до Р. X. ахейцы втянуты были в войну с одним из членов союза, Спартой, причем Калликрат, Меналкид, Диэй, Дамокрит играли первенствующую роль, и положение каждого из них было переменчиво. К какому эпизоду внутренних распрей относится наш отрывок, неизвестно; видно только, что изображения Ликорта были одно время, по распоряжению Калликрата, предателя союза, запрятаны в темное место. Pausan . VII 11—12. Остроумную поправку, к чтению ??? ? ? ?????? предложил Диндорф: ?. ?. ? ? ? ., т. е. это противопоставление ( ????????) с лучилось в один и тот же день. 18 ( 3 ) Врожденной ... переворот... Смуты в ахейском союзе должны были не раз оправдывать наблюдение автора. 19 (6 1 ) помешать ... Прусием... За разврат и жестокосердие вифины ненавидели Прусия, и он в страхе, как бы народ не посадил на его место сына его Никомеда, не только отправил последнего в Рим на жительство, но и замыслил насильственно извести его. Тогда вифины призвали Никомеда из Рима, и тот, умертвив отца, сел на царство под именем Филопатора (Zonar. IX 28 нач.). Известия о том, что Никомед заручился поддержкой пергамского царя Аттала II, что римляне отправляли трех легатов-калек для скорейшего примирения отца с сыном, находятся у Диодора, Ливия и в наиболее связном виде у Аппиана; Диодор и Аппиан сообщают, что Прусий был убит Никомедом в святилище Зевса. Все эти известия идут от Полибия. 20 упавшая… черепа : «ранен был в голову свалившейся черепицей, причем потерял большую часть черепных костей» ?????????????? ? ? ? ????? ? ????????? ?????????? ?? ? ?????? ????? ? ? ?? ? ? ???????. Diod. У нашего автора ?? ? ? ????? ? по всей голове. 21 ibid . за тупоумнейшего ????????????? у Диодора ?????? ? ????????? , у Ливия ingenio socors . 22 без ног ... сердца , в одних и тех же словах у Ливия, Диодора и нашего автора. У Аппиана описание легатов сокращено: «один из них когда-то получил удар в голову камнем и на нем остались отвратительные рубцы; другой страдал ревматизмом в ногах; третий почитался тупоумнейшим человеком» ( Appian . Mithrid. 6 кон.). 23 (7 1 ) лицом ??? ? ? ?????? , у Диодора ? ? ??? , у обоих одно и то же прилагательное, ? ?????? противный на вид. 24 ibid . полчеловека ????? ??? , по объяснению Свиды ?????? . Ливий о нем: Prusias, rex Bithyniae, omnium humillimorum vitiorum, a Nicomede filio, adiuvante Attalo, rege Pergami, occisus est. Epit. L . 25 ibid . Прусий... деле... По обыкновению, характеристика следовала за известием о смерти Прусия. 26 (8) Мусей, местность в Македонии, упоминаемая только Стефаном Византийским со слов нашего автора, вероятнее всего из описания похода военных действий Андриска, когда из Македонии он проник в Фессалию. 27 (9 1 ) величают… лиц ??????????? ?? ?? ? ? ???? ? ??????? ?? ? ? ???' ???? ??????????? , поправка Кобета вм. рукоп. ?????????? . Срвн. нашу статью Ж. М. Н. Просв. 1892 март. 28 ( 2 ) необычайно обширные ??????? (чрезвычайные),— поправка Буассонада, на место рукоп. ???? ? , исправленного Гейзе в ?????? . 29 ( 13 ) государство... свободой... Автор имеет в виду устроение Македонии после битвы при Пидне, когда царская власть была отменена, македоняне объявлены свободными, и им дано республиканское управление. Моммзен. Р. И. I. С. 730 русск. перев. 30 Около двадцати дальнейших строк по изданию Гульча, или тринадцать строк в издании Гейзе сохранились в рукописи в жалком виде. Из обрывков видно, что автор говорил о неблагодарности македонян не к римлянам только, но и к своим законным царям: больше, чем сих последних, они любили самозванца Андриска; с бoльшим усердием и служили ему. 31 (10 1 ) Масанасса... и проч. Царь нумидян умер в этом году ( 606 г . от основания Рима), и автор предлагает его характеристику, как немного выше поступил он относительно Прусия. Нашей главе соответствуют у Диодора ( Diod . XXXII 16 Dind .) у Аппиана (Appian. Punic. 106), у Ливия несколько строк «содержания» L книги: все греческие тексты очень близки между собой. Наше место почти без всяких отмен выписано Свидою под слов. ?????????? . 32 Над всеми... силой... «Он был высок ростом и могуч до глубокой старости». (Аппиан). «Он отличался телесной мощью и с детства был привычен к умственным трудам». (Диодор). 33 ibid . простаивал… места ?? ? ? ???? ? ???? ?????? ? ????? ???? . Диодор : ?? ? ? ???? ?????? ??? ? ? ????? ??????? ????. У Аппиана этот и ближайшие примеры (3—4) выпущены. 34 ( 5) Образчиком... сына... Место это повторено и всеми прочими историками. Аппиан указывает еще на то, что часто у него рождались дети, часто и умирали, но никогда не было меньше десяти детей. Четырехлетний сын назван по имени у одного Полибия. 35 ibid . Стембана , Methymnatus у Вал. Максима. VIII 13. 36 ( 8 ) полевых... плодов ????? в домашнем состоянии, в противоположность диким. 37 ibid . каждому... плефров... Если кв. плефр равен 208 кв. с. 34 ф., то 10 000 плефр., доставшиеся каждому из сыновей, составляют около 2 090 000 кв. с. = около 871 десятины. У Диодора говорится, что каждый участок был снабжен всеми орудиями, или приспособлениями ( ???????????? ?????? ???? ???????????. 16 кон.). 38 ( 10 ) Сципион ... Кирту... Исполнителем своей воли Масанасса выбрал Сципиона, который и поделил наследство между законными и незаконными детьми его. Кирта, главный город Нумидии, резиденция Масанассы и его преемников, на реке Амисаге, внутри материка, недалеко от границы Мавретании, теперь Constantina ( Strab . XVII 3. р. 828. 832). Кирта отдана была Сципионом вместе с царскими дворцами старшему сыну Масанассы Гулуссе. Appian . Ibid. 106. 39 это <...>... Известие обрывается: или он поступал так обыкновенно , или для того, чтобы не изнеживать себя?Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история |
|