Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов
НОВОЕ ВРЕМЯ
11.3. Просвещенный абсолютизм в России
В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60е гг. – время правления императрицы Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.
Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г, ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке от Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, «ситуацией прекрасные, а строением мерзкие». Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. «Вот я и в Азии», – писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. «Это – особое царство, – писала она, – столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно». Пока накоплявшиеся наблюдения еще не успели сложиться в цельный преобразовательный план, Екатерина, по выражению Ключевского, «спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления».
На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. «Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, – писала она еще до воцарения, – слава страны моя собственная слава».
Наказ Комисии о составлении проекта нового Уложения. Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпохой Просвещения. С этой целью в 1767 г. Екатерина II принялась за составление своей знаменитой инструкции – «Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения». При его составлении она, по собственному признанию, «обобрала» Монтескье, разработавшего идею разделения властей в государстве, и других его последователей. Ее политика просвещенного абсолютизма предполагала правление «мудреца на троне». Она была хорошо образована, знала сочинения просветителей – Вольтера, Дидро и др., состояла с ними в переписке.
Ей удалось ввести их в заблуждение, они считали ее благодетелем всей нации, покровителем искусств. Вольтер называл ее «северная звезда», а в письме к одному русскому корреспонденту писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». Об отношении Екатерины II к взглядам просветителей свидетельствует ее воспоминание о встречах с Дидро: «Я долго с ним беседовала, но более из любопытства, чем с пользой. Если бы я ему поверила, то пришлось бы преобразовать всю мою империю, уничтожить законодательство, правительство, политику, финансы и заменить их несбыточными мечтами». «Наказ» – компиляция, составленная по нескольким произведениям просветительского направления того периода. Главные из них – книги Монтескье «О духе законов» и работа итальянского криминалиста Беккариа (1738-1794) «О преступлениях и наказаниях».
Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. «Наказ» состоял из 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы у Монтескье. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений и целесообразность наказаний. «Наказ» был проникнут гуманным и либеральным духом. Он утверждал необходимость самодержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Цель самодержавного правления не то, «чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра».
В «Наказе» императрицы цитаты из сочинений просветителей использовались для обоснования крепостного права и сильной самодержавной власти, хотя и были сделаны определенные уступки развивающимся буржуазным отношениям. Черты просвещенного абсолютизма просматриваются в создании судов, отделенных от административных учреждений, реализации выборного начала при замещении некоторых должностей, в бессословном обучении, провозглашенном в 1786 г. при организации губернских и уездных училищ. Давая оценку «Наказу» Екатерины II, В.О. Ключевский писал: «Свободная от политических убеждений, она заменяла их тактическими приемами политики. Не выпуская из рук ни одной нити самодержавия, она допускала косвенное и даже прямое участие общества в управлении... Самодержавная власть, по ее мысли, получала новый облик, становилась чемто вроде личноконституционного абсолютизма. В обществе, утратившем чувство права, и такая случайность, как удачная личность монарха, могла сойти за правовую гарантию». (Курс русской истории. Ч. V, с. 7).
«Уложенная комиссия». Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). Социальный состав Комиссии, по подсчетам Ключевского, выглядел следующим образом: из 564 депутатов 5 процентов приходилось на правительственные учреждения, от городов – 39, дворянства – 30, сельских обывателей – 14 процентов. На казаков, иногородцев и остальные классы приходилось всего 12 процентов.
Уложенная комиссия начала заседания в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На последующую российскую действительность работа этой Комиссии не повлияла, но зато шума и громкой фразеологии вокруг этой акции императрицы было предостаточно. На одном из заседаний Екатерине был присвоен титул «великой, премудрой матери Отечества». Екатерина не приняла и не отклонила титул, хотя в записке маршалу А.И. Бибикову (1729-1774) выразила свое недовольство: «Я им велела сделать Российской империи законы, а они делают апологии моим качествам». По данным Ключевского, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но изза начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась.
Новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественноисторической мысли России эпохи Екатерины II.
Российские просветители. Идеи французских просветителей разделяла не только императрица, но и некоторые русские вельможи. Граф Андрей Шувалов был известен дружескими связями с Вольтером и считался среди просветителей «северным меценатом». На средства князя Д.А. Голицына (1734-1803) в Гааге печаталось запрещенное во Франции сочинение Гельвеция (1715-1771) «О человеке». Фаворит Екатерины граф Григорий Орлов (1734-1783) и граф Кирилл Разумовский (1728-1803) соревновались друг с другом в предоставлении благоприятных условий для творчества подвергавшегося гонениям на родине, во Франции, Ж.Ж. Руссо. При дворе Екатерины обсуждали произведения известных французских просветителей, переводили их на русский язык.
Крестьянская война 1773-1775 гг. Емельяна Пугачева (1740 или 1742-1775) и Великая французская буржуазная революция 1789 г. положили конец заигрываниям Екатерины II и ее окружения с идеалами Просвещения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков напоминали русским феодалам о крестьянской войне в России.
Получив известие о казни Людовика XVI, двор объявил шестидневный траур в Петербурге. Россия стала пристанищем для французских изгнанников. Любая информация о событиях во Франции подвергалась строжайшей цензуре, были разорваны дипломатические отношения с Францией.
Одновременно усилилась и внутренняя реакция. Первой жертвой стал писатель, мыслитель А.Н. Радищев (1749-1802) – автор «Путешествия из Петербурга в Москву». В 1790 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертный приговор, замененный в 1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на 10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н.И. Новиков (1744-1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Судьбу Радищева и Новикова разделили и некоторые другие активные представители Просвещения.
Эти факты знаменовали открытый конец политике просвещенного абсолютизма в России.
* * *
В истории России едва ли можно найти время, равное по своему значению преобразованиям первой четверти XVIII в. С деятельностью Петра I историки связывают новый период русской истории. Преобразования оставили глубокий след прежде всего тем, что они охватили самые разнообразные сферы жизни страны.
В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена техникоэкономическая отсталость, зарождались элементы капиталистического уклада.
Политику Петра I, направленную на развитие российской промышленности, продолжили Елизавета Петровна и Екатерина II. Во второй половине XVIII в. производительные сипы России сделали большой шаг вперед не только в количественном отношении, но и в качественных параметрах. Формируется всероссийский рынок, расширяется применение вольнонаемного труда, создается банковская система, развивается рыночная инфраструктура – в России стал необратимым процесс складывания капиталистических производственных отношений. Несмотря на это господствующее положение в стране занимало дворянство, обладавшее монополией на землю и на крестьянский труд.
С императрицей Екатериной II связана политика просвещенного абсолютизма в России. Век принизывала идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся деятели русского Просвещения. Враждебное отношение к Французской революции, преследование передовых людей внутри страны свидетельствовали о конце этой политики.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте оценку деятельности Петра I. Какие преобразования Петра I способствовали экономическому, военному и культурному развитию России, какие сыграли негативную роль?
2. Какие изменения произошли в развитии и размещении производительных сил, отраслевой структуре, организации производства в России?
3. Какие факторы в развитии производительных сил страны свидетельствовали о начавшемся процессе разложения феодальнокрепостнического строя и зарождения капиталистических отношений?
4. Расскажите об особенностях просвещенного абсолютизма в России.
5. С какими целями был составлен Екатериной II ее знаменитый «Наказ»? Какими источниками пользовалась она при его составлении?
6. Почему была свернута политика просвещенного абсолютизма в России?
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|