Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мираОГЛАВЛЕНИЕВведение"Культура варварского мира" - название широкое, потенциально богатое смыслами, и, конечно, подобную тему можно рассматривать с различных точек зрения и помещать в разнообразные контексты. Чтобы дать представление о том, каким образом раскрывается тема в этом методическом пособии, необходимо сделать ряд общих замечаний по поводу используемых в названии понятий и терминов. Начнем с того, что подразумевается в пособии под словом "культура". В исторической науке достаточно долго бытовали представления о культурной бесцветности варварского мира, основанные на отсутствии "высоких" проявлений культуры (архитектурных памятников, скульптуры, живописи) - но эти представления имеют мало общего с историзмом. Термин "культура" применяется в настоящей работе в его расширительном толковании и включает в себя тот взаимосвязанный поток различных смыслов, который формирует отношение человека к миру, обществу и себе самому и определяет характер его деятельности и поведения. И, взаимно, этот поток сам формируется и проявляется в деятельности человека. Иными словами, стиль мироощущения и мышления, который, собственно, и составляет матрицу культуры, тесно взаимосвязан со стилем жизни людей той или иной эпохи, определяется ее историческим контекстом. В этом смысле варварская культура Западной Европы, несомненно, представляет собой самобытный и самоценный организм, нуждающийся в осмыслении. Варвары имели собственную систему ценностей, ментальных установок, которые были более архаичны, чем наследие античного мира, но которые достаточно органично влились в новую культурную традицию. Изучение варварского взноса в европейскую средневековую культуру необходимо для верного понимания этой последней в целом, поскольку она неоднородна по своему происхождению. И главными культурными потоками, сформировавшими ее, были - культурная традиция античного мира и культура варваров. Смешение этих потоков с добавлением христианских представлений и сформировало уникальный лик европейской культуры - не только средневековой, но и современной. Однако долгое время, даже после завоевания Западной Римской империи и образования варварских королевств, эти два мощных культурных потока никак не смешивались между собой, даже в тех регионах, где они омывали одни и те же земли. Это дает исследователям возможность постигнуть особенности каждого культурного компонента в отдельности. Реконструкция культурного облика варварского мира - достаточно сложная процедура. Коренящаяся в глубоком бесписьменном прошлом, эта культура оставила мало следов. Данные археологии, наскальная живопись, несколько хроник, раннее законодательство варварских королевств, легенды и более поздние литературные источники, которые, пусть опосредованно, но позволяют судить о варварах - вот все, на что может опереться исследователь. Прежде всего, используются скандинавские литературные источники: саги. Время их создания, предположительно, X - XI в., а запись - XIII в. - но, по существу, они сохраняют многие установки варварского мира. Хотя саги записаны в христианскую эпоху, дух их пронизывает язычество. Скандинавия, дольше стран континентальной Западной Европы сохранявшая "варварские" обычаи, дает, таким образом, материал, который может быть экстраполирован на космологические и общественные представления германских племен более ранней эпохи. Вместе с тем по этим сагам можно проследить не только традиционные, "неподвижные" приоритеты варварского миропонимания, но и культурные изменения, связанные с трансформацией родового строя. Пример тому - королевские саги "Круг земной" (Хеймскрингла) - крупный свод рассказов о конунгах, который принято приписывать Снорри Стурлусону; а также англосаксонский эпос - "Беовульф". Отзвуки дохристианской воинской культуры доносятся и из более поздних произведений - эпических поэм, таких, как "Песнь о Нибелунгах", "Кудруна", "Песнь о Роланде", "Песнь о моем Сиде". Определенные подвижки в мироощущении варваров, в частности, викингов, можно проследить на примере сохранившейся наскальной живописи. Наконец, бесценный кладезь смыслов, которыми жили варвары, запечатлен в сохранившихся сказаниях и легендах. Частично эти предания пересказываются хронистами эпохи варварских королевств, частично - входят, в переработанном виде, в героическую поэзию. Еще одним моментом, который следует оговорить, является использование обобщающего понятия "варвары". Оно применяется к огромному количеству племен, достаточно неоднородных даже в этническом отношении, и, безусловно, обладавших иногда весьма различными культурными навыками. Поэтому выводы, сделанные на основе такой модели, неизбежно будут, в свою очередь, довольно обобщенными. И, однако, этот уровень "взгляда с птичьего полета" необходим и неизбежен, поскольку мы стремимся проследить определенные потоки культурного влияния, принципиально отличные от тех, что привнесла античная цивилизация в средневековую культуру Запада, а также выявить специфику культурного облика варварской Европы в сравнении с другими варварскими мирами иных традиционных обществ. Подчеркивая общее, присущее европейскому варварскому миру, неизбежно приходится оставлять вне поля зрения элементы особенного, присущие отдельным племенам. И, наконец, необходимо сказать несколько слов о контексте, в котором развивалась культура варварских племен Западной Европы. При всем многообразии климато-географических, демографических и социально-исторических параметров, которыми определялся интерьер бытования варварской Европы, можно говорить о некой общей его картине. В Западной Европе эпохи Великого переселения народов (III – VIII вв.) большая часть германских племен обитала в лесостепной полосе. Плотность населения была относительно низкой (по некоторым данным она не превышала 2,4 человека на квадратный километр). Условия хозяйствования были таковы, что не требовалось столь жесткого регулирования коллективных работ, как, скажем, это имело место во многих традиционных обществах Востока. Поэтому варвар в Западной Европе будучи, как человек любого традиционного общества, тесно связанным с природным и социальным окружением , имел большую долю независимости от своих соплеменников или соседей по общине, чем представитель восточных традиционных обществ. К рыхлости общины следует добавить такой фактор как отсутствие государственности, наличие традиций военной демократии, формировавших фундамент для относительной свободы германца. К тому же эпоха военной демократии в Западной Европе имела чрезвычайно динамичный характер (чего не скажешь, например, о соответствующей эпохе североамериканских индейцев, которую описал Морган). Благодаря близости античной цивилизации, служившей порой ареной набегов, порой местом военной службы в качестве наемников или федератов, а так же источником культурного заимствования, быстро шел процесс выделения конунгов и дружин из общей массы соплеменников. Все это задавало алгоритм для формирования относительно свободного по сравнению с другими варварскими мирами (если не считать периода “варварства” античных Греции и Рима) индивида.
Ваш комментарий о книге |
|