Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем

ОГЛАВЛЕНИЕ

УЧЕНИК И ПОДМАСТЕРЬЕ

В 1785 г . Вольфганг Амадей Моцарт по случаю при суждения его отцу Леопольду масонской степени Подмастерья написал великолепную арию для голоса и фор тепьяно « Gesellenreise », вошедшую под номером 468 в каталог Кёхеля. Слова, принадлежащие Ф. Ратники ( F . Ratschky ), можно изложить примерно следующим образом: «Скоро ты поймешь, что путь твой прям. Знай, что это тропинка, ведущая к мудрости. Будь настойчив, не сбивайся с пути, так ты приблизишься к источнику Света».

Степень Подмастерья, согласно масонской иерархии, подтверждает правильность избранного пути и обязывает всякого, кто вступил на него, быть настойчивым и не преклонным. У. Порчатти усматривает в этой степени те му активного начала. «Степень Ученика обязывает посвя щенного понимать великую тайну своего существования и путем самосовершенствования становиться более дос тойным собственной жизни. Степень Подмастерья обязы вает трудиться для других, приносить пользу в жизни...» '

Исторически эта степень унаследована масонством нового времени от оперативного масонства. При этом Андерсон в своей «Книге уставов» сделал одно добавле ние. Оперативные масоны знали степень « Fellow » (помощник, товарищ), Андерсон же назвал ее « Fellow Craft » (товарищ по ремеслу, подмастерье).

Судя по всему, невозможно, хотя бы отчасти, вывести этот термин из французского понятия « compagnonnage ». Французский исследователь масонства А. Меллор не ви дит здесь никакой связи. Точно так же и Б. Джонс опровергает подобные гипотетические предположения 2 .

В практике современного масонства, как известно, ученичество завершается не раньше чем через год пребы вания в масонах. Инициация в степень Подмастерья совершается согласно ритуалу, который, по мнению многих авторов, не так насыщен духовностью, как ритуал посвящения в Ученики и Мастера.

А. Меллор и Ж. Буше пишут даже, что ритуал посвя щения в Подмастерье содержит вполне «светские» элементы. По мнению С. Фарины, напротив, «степень Подмастерья, несмотря на всю свою значимость, нередко присуждается инициаторами без особого рвения, следо вательно, и инициируемые не до конца понимают смысл происходящего. Это, несомненно, связано с чрезвычай ной простотой формы, принятой при посвящении в эту степень. Но если вглядеться внимательно в происходя щее, то нельзя не признать, что степень Подмастерья содержит весьма полезные и ценные поучения. Впрочем, простота церемонии вполне объяснима. При посвящении в 1-ю символическую степень масонство обращается к непосвященным, которым надлежит уяснить общие принципы и начала доктрины. При этом важно объяснить это в торжественной обстановке с демонстрацией характерных символов своего языка. При посвящении во 2-ю степень масонство обращается к братьям, уже воспри нявшим его заветы и лишь дожидающимся благоприятного случая, чтобы применить их на практике. В связи с этим общая картина до крайности проста и образно небогата...» 3 .

Ритуал инициации разворачивается посредством пяти символических путешествий и созерцания пламенной звезды, в которой заключена литера « G ».

При совершении первых четырех символических пу тешествий посвящаемый в степень Подмастерья имеет при себе по паре следующих рабочих инструментов: молоток и долото, линейка и шпатель, линейка и цир куль, линейка и угольник. Они символизируют различ ные операции, которые каменщик-масон совершает при работе с камнем: отесывает его, придает ему правиль ную форму, поднимает его и укладывает в нужном месте и т. д. Имея в виду перенос по функции, это инструменты, символизирующие работу масона над собой.

При совершении пятого путешествия руки посвя щаемого ничем не заняты. Согласно Фарине 4 , этот ри туал символизирует необходимость для Подмастерья от ложить в сторону рабочий инструмент и заняться тео рией архитектуры, то есть заняться чисто духовной ра- оотой, связанной с самосовершенствованием, которая бу дет завершена при посвящении в степень Мастера.

Каждое из пяти символических посвящений сопро-

130

131

вождается поучением, которое произносит Достопочтен ный Мастер. Тема его поучений (над которой так лю бят насмехаться некоторые критически настроенные ав торы) — пять чувств, архитектура, семь свободных искусств, пять посвященных, труд и свобода.

Поучение о пяти чувствах раскрывает начала нрав ственности и духовности. Зрение — «генератор воображения». Слух — «усилитель голоса совести». Осязание — водораздел между человеком и предметами, кото рые, свидетельствуя о сопротивлении материалов, делают возможными измерения и их понимание. Вкус и обоня ние — пути грубой чувственности, которой следует не бояться, а воспитывать и утончать.

В центре поучения об архитектуре — три стиля: дори ческий, ионический и коринфский. В легенде о происхож дении коринфского стиля, на наш взгляд, можно усмот реть предвосхищение темы смерти и воскресения, изла гаемой в предании о Хираме, о котором мы еще рас скажем в следующей главе.

Возле могилы коринфской девушки была оставлена корзина с ее любимыми цветами. Над гробовой плитой был устроен черепичный навес. Корзина стояла возле куста аканфа, травянистого растения, произрастающего на всей территории Средиземноморья. Весной корни аканфа проросли, и его ветви обвили корзину. На толкнувшись на черепичный навес, завернулись под ним, словно свиток. Восхищенный Каллимах заметил увитую аканфом корзину и, потрясенный невиданной формой, запечатлел ее в орнаменте коринфской капители.

Мы сопоставили эту легенду с преданием о Хираме. Несомненно, между ними существует важное различие с точки зрения как формы, так и содержания. Предание о Хираме, возникнув на основе античных мифов, повест вующих о смерти и воскресении, имеет ярко выраженный масонский характер. Библейские здесь только имя и этический пафос. «Коринфское» сказание не обладает признаками масонства. Хирам воскресает в новой телесной оболочке. Она реальна и не фантасмагорична. Коринф ская девушка так и остается спать вечным сном под гробовой плитой. Только кусты аканфа служат напоми нанием о прошедшей жизни. Однако как в той, так и дру гой легенде смерть преображена. И в Коринфе и в Иеру салиме живое растение (аканф и акация) является вест ником преображения. Но о символогии растений мы поговорим в следующей главе.

132

Подмастерье получает образование в области свобод ных искусств. Семь свободных искусств, в которые вхо дит «литературный тривиум» (грамматика, риторика и ло гика) и «научный квадривиум» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), были фундаментом средневеко вого обучения. В них со всей очевидностью проявляется культурный универсализм, к которому тогда стремилось христианство. В масонской символогии универсализм является лейтмотивом. Свет семи свободных искусств символически освещает все мироздание: небо (астроно мия), формы и землю (геометрия), слово (граммати ка и риторика), мысль (логика) и эмоции (музыка).

Некоторые авторы полагают, что наставление в семи свободных искусствах сводится к «мирскому» катехизи су, выдержанному в духе известного сциентизма, сущест вующего как бы на обочине масонского движения. Мы не разделяем этой точки зрения. Достаточно вдуматься в, казалось бы, простые слова поучения Мастера о музыке, «владеющей силой пробуждать огонь энтузиазма или вселять успокоение в сердца людей», чтобы заметить, насколько подобное «терапевтическое» прочтение музыкального творчества связано с пифагорейскими представ лениями о музыке. Джамблико излагает их, например, следующим образом: «Пифагор верил, что музыка во многом способствует укреплению физического здоровья. Весной он выполнял такое вот музыкальное упражне ние: в центре круга помещался музыкант, играющий на лире, вокруг него располагались певцы. Хоровому пению в это время года он отводил немалое время. Но и в тече ние всего года музыка использовалась как терапевти ческое средство. Существовал набор мелодий, призван ных усмирять страсти, преодолевать состояния депрессии или упадка духа. Считалось, что лечить подобные состоя ния лучше всего музыкой. Были у Пифагора мелодии Для преодоления гнева и возбуждения...» 5

Не прошло и двух с половиной тысяч лет, как отзву чали пифагорейские мелодии, и вот мы видим: во всем мире стали возникать научные общества по изучению му- зыкотерапии. Во главе итальянского общества, как из вестно, находятся видные ученые. Почетным председате лем является Чезаре Музатти, известный психолог.

Возвращаясь к вопросу об эзотерическом толковании семи свободных искусств, заметим, что и арифметика может быть интерпретирована таким способом. Вспом ним хотя бы о каббале .

133

Дело в том, что каббалу можно рассматривать как чрезвычайно интересную теософскую систему, расцвет которой связан с развитием гебраизма начиная с VII в. н. э. «Каббала» означает «передача традиции», букваль но — «приобретение» доктрины. Наиболее известные каббалистические тексты — Книга Творения ( Sepher Ye - sirah ) и Книга Сияния ( Zohar ). Доктринальное наследие школы находилось в центре внимания герметистов и неоплатоников в Италии XV — XVI вв., в особенности же Пико делла Мирандолы, который в своем слове «О достоинстве человека» утверждает с присущей ему страстностью, что взял на себя обязательство ответить публич но, пользуясь только числами, на 74 вопроса, считающихся главными среди вопросов о физике и божестве. Пико делла Мирандола полагал также, что «истинное толкование закона, данного Господом Моисею, закона богооткровенного... называется каббалой, то есть в пере воде с еврейского на латынь « receptio ». Это, разумеется, возможно в связи с тем фактом, что доктрина была передана не посредством письменного документа, но по средством соответственного хода откровений, получае мых одним от другого...» 7 .

Но оставим Пико делла Мирандолу, который сдержал слово, написав «Выводы каббалистики» (« Conclusiones Cabbalisticae »), и обратим внимание на изложение каб балистического учения. Согласно этому учению, божест во можно понимать двояко: как абсолют, и тогда оно En Soph — бесконечное, или как объект познания. В пос леднем случае мы имеем дело с двумя эманациями, являющимися атрибутами объекта познания. Это десять Sefirot : Kether — венец, Hocmah — мудрость, Binah — разум, Hesed — добро, Din — суд, Tiphereth — слава, Ne - sah — сияние, Hod — мощь, Yesod — основа, Malkuth — царство.

Десять Sefirot , о символико-доктринальном значе нии которых мы не станем говорить подробно, обра зуют «архетип человека», Адама-Кадмона, искаженным и размытым образом которого является земной чело век. Все души возвращаются в лоно божественного блаженства (представления о «вечных муках», таким обра зом, воспрещены) посредством процесса очищения, свер шающегося благодаря многократному опыту существо вания души в физическом теле (представления о ме темпсихозе допускаются). Согласно каббале, если какая- то душа опаздывает в процессе очищения, то в таком слу-
чае другая, более развитая душа как бы удочеряет ее и питает ее духовно.

В данном случае нас, однако, не интересует теология (или теософия) каббалы. Нам хотелось бы только на помнить, что в ее лоне развились:

а) симвология числа, в силу которой числа первого
десятка (как, впрочем, и в пифагорейской нумероло
гии) наделены особым значением и соотнесенностью с
вышеперечисленными эманациями;

б) «гематрия», метод библейской и текстовой интер
претации, основанный на численном эквиваленте буквы.
Этот метод многие считают произвольным и фантасти
ческим. Мы же вспомнили о нем только для того, чтобы
подчеркнуть эзотеризм арифметики, одного из семи сво
бодных искусств, которые появляются в ритуале посвя
щения масона в степень Подмастерья.

Существует тайна числа. П. Вирио, перефразируя стиль Книги Сияния, пишет, например, так: «Число есть множество, состоящее из единиц» 8 .Ив самом деле: че тыре — это всего лишь четырежды один. Подобные ссыл ки на единицу превращают науку о числах в некую мистику.

Совершив пятое символическое путешествие, то пу тешествие, когда руки у него ничем не заняты, посвящае мый в Подмастерье заканчивает трудиться над неотесан ным камнем. Напомним, что работа началась с тех пор, как он был посвящен в Ученики. С этого момента масон трудится над камнем, имеющим кубическую фор му. Отныне ему позволено созерцать пламенную звезду и «познавать» литеру « G » 9 .

С геометрической точки зрения звезда, согласно Бу ше, соответствует пентаграмме пифагорейцев 10 . У них пентаграмма была символом здоровья и, быть может, опознавательным знаком. Буше отождествляет пентаг рамму с символом, о котором сказано в знаменитом отрывке из Джамблико: «Рассказывают, что один пифа гореец, совершая длительное путешествие в пустынных краях, очутился наконец в каком-то приюте, где из-за усталости и тягот пути надолго заболел, так что все день ги, бывшие у него, кончились. Хозяин из сострадания и симпатии к этому человеку продолжал держать его у себя, не отказывая ни в чем. Но болезнь усугублялась. И бывший при смерти странник вырезал на доске некий символ, обратившись к хозяину с просьбой выставить этот знак на дороге после того, как он умрет, быть может,

134

135

какой-нибудь прохожий откликнется на призыв... Спустя немало лет в этих местах проходил другой пифагореец и, узнав по знаку человека, начертавшего символ, стад расспрашивать хозяина о том, что случилось, и заплатил ему денег больше, чем было потрачено...» ''

Кроме пифагорейского толкования пентаграммы, су ществует по меньшей мере еще три основные немасонские интерпретации этого знака, называемого также пен- тальфой, пентагероном и пр. Речь идет о толковании христианско-тринитарном, магическом и алхимическом. Есть и каббалистическая интерпретация, которая, впро чем, излишне темна.

Согласно Б. Джонсу, в христианско-тринитарной сим волике пентаграмма представляет пять ран Иисуса Хрис та или, в более изощренном прочтении, световое пости жение двух великих мистерий веры: Троицы (Отец, Сын и Дух Святой) и двойственной природы Христа (Че ловек — Бог). Второе толкование очевидным образом связано с «числовой» транскрипцией двух мистерий: 3 + 2 равно пяти лучам пентаграммы 12 .

В магической символике пентаграмма весьма распро странена. В «белой» магии пентаграмма представля ет человеческий микрокосмос, пять оконечностей тела и пять его тайных центров силы, которые «белая» ма гия как раз и претендует пробудить ото сна. В «черной» магии пентаграмма является символом сил преисподней. В действительности же глупейшая и нелепейшая практи ка, известная под названием «черной» магии, не имеет, как напоминает М. Холл в своем «Энциклопедическом абрисе масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровой символической философии», никакого подлинного символического строя. Более того, «черная» магия заимствует символы из «белой» магии, перевора чивая их знак, разрушая их целостность и искажая до гротеска. Именно так и обстоит дело с пентаграммой, фигурирующей в «черной» магии в перевернутом виде, когда два луча обращены вверх, а один луч вывернут вниз. Кроме того, в «черной» магии символ пентаграммы также разрушен, так как две конвергирующие линии не соединены, и искажен деформацией — длина лучей разная

Что касается алхимического толкования пентаграммы и самой пламенной звезды, то напомним тезис барона Чуди, который в своем рассуждении «О пламенной звезде или обществе франкмасонов» (1766) отождествлял ее

с «квинтэссенцией», обладавшей, по мнению алхимиков, властью преображать материю и, следовательно, являв шейся корнем, ядром, получаемым в результате алхимических операций, главным образом благодаря целой че реде «дистилляций» ' 4 .

У масонов пламенная звезда символизирует челове ческий гений, на который Подмастерье взирает с почте нием. Человеческий гений понимается масонами как луч божественного света. Судя по всему, масоны разделяют ту интерпретацию, которую современный индийский фи лософ Шри Ауробиндо дает понятию «созерцание звезды» в области философских представлений, не являю щихся специфически масонскими. «Звезда — это неиз менное обещание света, который грядет. Звезда превра щается в солнце, когда опускается свет». (Из книги «Девять знаков света о йоге».)

Внутри пламенной звезды находится литера « G », один из наиболее известных символов масонства. Этой литере в. Италии приписывают целый ряд значений: « G » в слове « Grande », « G » в словах «геометрия», «гносис», «гений», «генерация» и т. д. В Англии символическое значение « G » признают только за словами « God » и « geometry » — Бог и геометрия.

С библиографической точки зрения масонская интер претация литеры « G » — геометрия — восходит к книге «Дух масонства» (« The Spirit of Masonry »), написанной Уильямом Хатчинсоном в 1775 г . по особому пору чению Великой ложи. Мотивировка автора этого сочине ния, на наш взгляд, типично деистическая и механистическая, вполне в духе ньютонизма, господствовавшего тогда в английской культуре. То же можно сказать и о формулировке «Великий Архитектор Вселенной», кото рая, казалось бы, имеет прочные основания в традиции, а на поверку оказывается изобретением ньютонианцев. Итак, Хатчинсон писал, что геометрия, по мнению масонов, «содержит в себе детерминированность, дефиницию и доказательства порядка, красоты и мудрости Бога в его творении» 15 . В общем, звучит как научно-популярное изложение «космологического доказательства», столь до рогого сердцу такого ньютонианца, каким был Сэмюэль Кларк.

Судя по всему, применение литеры « G » в качестве символа геометрии восходит к 1525 г . 16 В этом году в Страсбурге была издана «География» Птолемея, в орна менте которой были показаны: колонна, арка, херувим,

136

137

символическое изображение угольника и циркуля с лите рой « G » в центре. Вне всякого сомнения, эта литера ассоциируется в данном случае с искусством геометрии, «проекцией» которой может считаться география.

В одном из исследований, подготовленном более полу века назад Джоном Торпом по поручению Общества масонских исследований, выдвинута гипотеза, что литера « G » появилась в центре пламенной звезды в результате своеобразной метаморфозы. Дело в том, что, как утверж дает автор гипотезы, английские ложи XVIII в., желая провести различие между трудом, совершаемым масоном степени Подмастерья, и трудом Ученика, поместили в изображение звезды угольник. Угольник ( gallows square ), бывший в обиходе в то время, имел форму греческой гаммы, соответствующей в латинской графике « G ». Так постепенно и произошла подмена литерой изображения угольника 17 . Однако данная гипотеза не представляется исчерпывающей й должна быть дополнена как деистски- ми ( God ), так и геометрическими ( geometry ) толкова ниями. Представляется произвольной интерпретация О. Вирта, который полагает, что литера « G » является искажением алхимической идеограммы соли (В) 18 .

Бросив по необходимости беглый взгляд на ритуал и символику, вернемся к вопросу о роли степени Подмас терья на масонском пути. Итак, это промежуточная степень. Подмастерье ожидает того времени, когда он сможет стать Мастером. Духовное содержание его ини циации не рассчитано на длительный срок, так как вско ре он будет призван завершить свой масонский опыт. Если мы правы, то непродолжительность срока пребы-

Ребис — символ алхимии: в правой руке — циркуль,
в левой — угольник. Гравюра из книги Базилио Валентино,
известного алхимика XVI в.
Алхимия не «предыстория химии»,
а самостоятельная эзотерическая
и символическая наука

вания в степени Подмастерья можно объяснить точными историческими причинами.

В период формирования ритуала и доктрины ны нешних масонских степеней английское масонство было разделено на две Великие ложи: ложи «старых» и «новых» масонов. Первая делала акцент на значении степени Мас тера и, по сути дела, пренебрегала степенью Подмастерья. Когда в 1813 г . обе ложи воссоединились, то верх взяли уставы «старых» масонов. Таким образом, степень Под мастерья, пользовавшаяся престижем среди «новых» ма сонов, была как бы лишена своего значения.

Степень Подмастерья получила статус «слабой» сте пени. Заметим, что по-английски «подмастерье» в данном случае звучит как « Fellow - Craft ». Так что налицо парадокс, ибо « Craft » означает «класть» и «сила» ' 9 .

ПРИМЕЧАНИЯ

Porciatti U. G. Simbologia Massonica — Massoneria Azzurra, p. 134.
См.: Ы е 11 о r A. Dictionnaire de la Franc-Mac onnerie et des Francs-Macons; Jones В. Е. Freemasons' guide and compendium, p. 294— 295.
F а г i n a S. II libro del Rituali del Rito Scozzese Antico ed Accettato, p. 171.
См.: Farina S. Op. cit, p. 174. Giamblico. Vita Pitagorica, p. 110—111.
9. 10. 11. 12.
Б. Джонс с сожалением отмечает, что слово «каббала» обросло таким количеством домыслов и нелепых истолкований, что, всякий раз обращаясь к нему, исследователь должен быть предельно аккуратным. Б. Джонс называет «печальной ошибкой» попытки объяснять масонство через каббалистическое учение. Rivista Massonica, № 1—3, gen.— шаг. 1966, p. 22—23. V i г i о P. M. Lo splendore della Kabbalah, p. 103. См.: Farina S. Op. cit, p. 165. См.: Boucher J. La simbologia massonica, p. 229. Idem.
13. 14.
15.
Jones В. Е. Op. cit, p. 522. Здесь же Джонс говорит о «трех точках», нередко сопровождающих аббревиатуры масонских имен, и напоминает, что равносторонний треугольник широко использовался в чертежах готических храмов. Таким образом, вполне допустимо «оперативное» происхождение «трех точек». См.: Hall M. P. An Encyclopedic Outline of Masonic, Hermetic, Qabbalistic and Rosicrucian Symbolical Philosophy, p. 104. См.: Mel lor A. Op. cit, p. 311—312. Вообще Меллор положительно отзывается о Чуди (Tschudy), хотя и не согласен с его объяснением алхимического происхождения символа пламенной звезды. Цит. по: J о n e s В. Е. Op. cit, p. 299.

138

139

16. Idem, p. 299.
17. Idem, p. 300.
18. См.: Boucher J. Op. cit, p. 243—244.
19. См.: Jones B. E. Op. cit., p. 293. Начиная с XIII в. слово
«craft» приобрело в английском языке значение «искусство
ремесло* и связанных с этим значением определений мастерства
и умения.

Комментарии (1)
Обратно в раздел история

Список тегов:
символы масонов 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.