Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Моммзен Т. История РимаОГЛАВЛЕНИЕКнига вторая. ОТ УПРАЗДНЕНИЯ В РИМЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ ДО ОБЪЕДИНЕНИЯ ИТАЛИИГлава V. ЗАКОНЫ. РЕЛИГИЯ. ВОЕННОЕ ДЕЛО. НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО. НРАВЫ. ИСКУССТВА И НАУКАЦензорская власть. Смягчение наказаний. Религиозность.— Римское войско.— Сельское хозяйство. Ремесла.— Рост города Рима.— Знакомство с греческой культурой.— Сценические представления.— Первые исторические записи.— АрхитектураНаиболее оригинальною чертою внутреннего устройства римской общины был своеобразный нравственный контроль, которому подлежал постоянно каждый гражданин. Контроль этот выражался первоначально в наложении каким-либо должностным лицом штрафов за неисполнение того или другого законного распоряжения, затем в наказаниях за роскошь и, наконец, в деятельности цензоров, которые имели право ограничивать избирательные права гражданина за порочное поведение, со временем цензоры стали высшими по рангу должностными лицами общины. Бесспорно, такая система управления имела немало существенных неудобств, но она поддерживала сильное возбуждение общественного духа и сочувствие к общественным интересам. В уголовном законодательстве постепенно развивалось смягчение наказаний. Не было утверждено законом, но обычаем признавалось правило, что всякий гражданин, обвиненный, но еще не осужденный, мог избавиться от какого бы то ни было личного — не имущественного — взыскания, если отказывался от своих гражданских прав, это значительно уменьшало число судебных приговоров. Порядки судопроизводства изменились, были назначены особые должностные лица специально для отправления правосудия. С расширением римской области в интересах местного населения назначались местные судьи с ограниченною юрисдикциею, преимущественно для дел гражданских. Прежде неограниченная власть отца над детьми подверглась ограничению, и сын, троекратно проданный отцом и троекратно отпущенный на волю, уже не поступал снова под власть отца. Религиозное благочестие предков сохранялось в эту эпоху еще во всей полноте. С конца III в. начинает развиваться в римской общине поклонение греческим богам: в течение 485—291 гг. в Риме было сооружено немало новых храмов, в том числе храмы Кастора и Поллукса, Аполлона, Афродиты, Эскулапа и др. Военное искусство среди множества войн получило значительное развитие, и римский легион, с установленными за это время в нем приемами вооружения и боя, я вился организациею, наилучше приспособленною для боя единственным тогдашним оружием — холодным. Весьма существенным оказалось также введенное в этот период правило немедленно укреплять лагерь, какою бы кратковременною ни казалась остановка. 59 Хлебопашество по-прежнему оставалось основою всего римского быта. Римский поселянин оружием приобретал себе новые земли, а плугом закреплял их своему отечеству. Римские землевладельцы к концу этого периода в общем пользовались достатком благодаря множеству приобретений, сделанных вооруженною рукою. По-прежнему преобладала мелкая собственность, но начали появляться и крупные хозяйства, и в них чаще и чаще применялся труд рабов вместо того, что прежде участки земли сдавались свободным арендаторам. Место полбы в сельском хозяйстве с этого периода заняла пшеница. К началу этого периода относится появление римской монеты, первоначально медной. Чеканить свою монету имела право всякая община, но преобладали три типа монеты: северный — монета этрусских и умбрийских общин,— средний — монета Рима и Лациума — и южный. Эти три типа соответствовали трем важнейшим округам внутренней торговли. Развивалась и заграничная торговля: предметы греческого производства, относящиеся к первой половине V в., встречаются редко, предметов второй половины века значительно больше, а предметов IV в. множество. Ремесленная деятельность в самом Риме развивалась медленно частью потому, что мелкими ремеслами занимались во всяком доме рабы, частью в зависимости от государственного устройства, or того значения, какое имела для гражданина земельная собственность. Среднее сословие, сословие собственно горожан, в Риме не развивалось. Рим, впрочем, стал обращаться в большой город, с оттенками, специально присущими большим городам: здесь скопилось огромное количество рабов и вольноотпущенников, число последних стало возрастать даже чрезмерно быстро, потому что вошло в обычай отпускать рабов на волю с тем условием, чтобы они платили своим бывшим господам определенную часть своих заработков, так что в 357 г. отпущение на волю обложено было значительною пошлиною, а в 304 г. были ограничены права вольноотпущенников. К этому же периоду относятся довольно многочисленные распоряжения о поддержании в городе порядка, чистоты, безопасности, разные распоряжения о постройках, банях, трактирах и пр. Начиная с Аппия Клавдия (ок. 314 г.) сенат отступил от прежней своей системы крайней бережливости в расходах: с этого времени идет ряд дорогих, но полезных сооружений, каковы отличные дороги в разные концы Италии, крепости, превосходный водопровод в Риме, осушение обширных участков, доставивших новые места для заселения. Мало-помалу были украшены городские улицы и общественные здания статуями великих мужей, дорогим оружием, захваченным в счастливых войнах, и пр. К тому времени, когда Рим стал великим государством, он стал и великим городом. И в частный быт стали проникать первые проявления роскоши, а государство имело уже такие средства, что в 269 г. в Италии была введена единая монетная система, причем римское правительство выпу- 60 скало отличную, полноценную серебряную монету взамен прежней, разнообразной медной. Вместе с распространением на весь полуостров власти римлян распространялись и их нравы, и язык, все италийские племена постепенно романизировались. Сами же римляне стали все более и более поддаваться чарам и влиянию греческой культуры, со всеми высшими проявлениями которой они познакомились, когда в число подвластных Риму общин вошли эллинские поселения в Италии. В Риме начало быстро распространяться знание греческого языка, скоро ставшее обязательным для всякого молодого римлянина, интересовавшегося общественными делами, распространялись и греческие обычаи. Это было важное и любопытное явление. Две нации, равно великие, но совершенно различные, достигнув каждая вершины в своем, ей именно свойственном, развитии, пришли в близкое и живое общение. Римляне создали великое государство — и весь строй их жизни, все их склонности вели к тому, что все преклонялось пред государством, что личные дарования, личные таланты не развивались, не выдвигались, не культивировались. Великие деяния совершены были римлянами — но среди них не было великих людей. Не гений отдельных лиц руководил Римским государством, а наследственная мудрость, которую будущие сенаторы усваивали еще в детстве, когда согласно обычаю сопровождали своих отцов в сенат и слушали в нем рассуждения. Рим развивал не все стороны человеческого духа, в Элладе человеческий дух развивался, не зная никаких стеснений. Теперь представители Эллады вступили в ближайшие сношения со своими суровыми родичами — и то был очень важный вопрос: какой выработается характер в том обществе, которое будет результатом их взаимодействия. Литература в рассматриваемый период получила некоторое развитие в связи с народными празднествами: «великие», или «римские», игры, справлявшиеся в течение четырех дней, сопровождались сценическими представлениями. Исполнявшие их люди в остальное время бродили из города в город, зарабатывая хлеб пением и пляской. Занятие это всегда считалось недостойным свободного человека, и актеры подлежали безапелляционной юрисдикции всех полицейских чиновников. Поэтической литературы еще вовсе не было. С учреждением республиканского управления возникла необходимость вести списки должностных лиц, чтобы можно было устанавливать хронологию отдельных распоряжений. К этим спискам скоро стали присоединять краткие записи об отдельных событиях — войнах, пожарах, небесных знамениях, дороговизне хлеба и т. п., такие списки идут с 464 г. без значительных перерывов, хотя и не без неточностей, некоторые даты можно установить и для предшествовавших 47 лет, но за первые 244 года римской истории никаких хронологических дат нет. В домах патрициев записывались, обыкновенно на стене первой комнаты, родословия, и они служат некоторым подспорьем для восстановления иных фактов. В это же время записаны были и некоторые легендар- 61 ные рассказы о древнейшей истории Рима, обработку эти рассказы получили, несомненно, не без влияния греческих мифов, но в основе их лежат, по-видимому, местные предания. Правоведение нашло серьезную опору в Законах XII таблиц. Около 304 г. Аппий Клавдий, правнук децемвира, составил и издал сборник формул, употреблявшихся при судопроизводстве. Слог их отличается точностью и свидетельствует, что к этому времени латинский язык значительно развился и улучшился сравнительно с тем временем, от которого осталось несколько древнейших надгробных надписей и несколько строчек древнейших песен. Образование долго шло сравнительно медленно, потому что закон не предъявлял в этом отношении никаких требований, но в рассматриваемый период, несомненно, существовало уже правильное школьное обучение. В это же время тем же Аппием Клавдием внесены были поправки в календарь, который был значительно улучшен, хотя все же оставался еще не вполне удовлетворительным. В этот же период установился счет годам солнечного круга вместо счета по лунным месяцам. Значительные и самостоятельные успехи сделала архитектура. С V столетия начинается в Риме ряд обширных сооружений, в которых были применены чисто римские изобретения — арка и купол. Пластика развивалась преимущественно в Этрурии, где во множестве изготовлялись бронзовые статуи иногда очень большого размера, золотые чеканные украшения и глиняные расписные сосуды. Но художественные произведения этрусков лишены чувства меры и истинного изящества: простота у них обращается в сухость, выражение ужасного переходит в отвратительное, роскошного — в неприличное; кроме того, этрусское искусство не развивалось постепенно, оно как бы стояло на одном уровне. Искусство у латинов развивалось преимущественно не в Риме, а в Пренесте, Ланувии и Ардее. Оно вырабатывалось под греческим влиянием, которое приносили италийские эллины, и не было оригинальным, но дух даровитой нации выразился в том, что латинские художники избирали всегда для подражания достойные, изящные, благородные оригиналы. Они никогда не впадали в своих произведениях в варварские преувеличения, и многие латинские работы вполне равняются с созданиями греческих мастеров. К числу древнейших и высокозамечательных произведений латинского искусства принадлежит, между прочим, волчица, поставленная на римской площади в 296 г. и до сих пор составляющая одно из лучших украшении Капитолия. 62 Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история |
|