Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Глава V. Гербы, девизы и военный клич
из книги Руа "История рыцарства"
Происхождение гербов. Происхождение гербов как символических знаков, по которымможно распознавать во время боя вождя, племя, народ, скрывается в глубокойдревности. Они были не выдумкой тщеславия, а справедливым возмездиемили чествованием личных заслуг. Независимо от этого ими искони отличалисьотдельные лица, колена, города, царства и народы, как один от другого,так и благородные от неблагородных, знатные от незнатных.1 Но чаще всего онислужили сборными пунктами разбитых, рассеянных войск, приметами распознаватьсвоих. В те времена, когда еще не были придуманы мундиры и когда вооружениескрывало даже лица, без подобных отличий противники и предводителисо своими воинами легко могли перемешаться на поле брани или на многолюдныхристалищах. Поэтому в древности такие отличительные знаки были вбольшом ходу. Египтяне, народ во всем таинственный, испещряли храмы,дворцы и памятники иероглифами. В египетском стане на берегу Нилаи потом на Иордане евреи распознавали свои двенадцать колен по условнымзнакам. Ассирийцы изображали на своих знаменах голубя, потому чтоптица эта на их языке называлась именем Семирамиды. Золотой орел помещалсяна щитах мидян и персов; на монетах афинян была сова, а на монетах карфагенян- конская голова. Тысячи символических знаков находим мы в эти героическиевремена. Эсхилл украшает ими щиты семи вождей, сражающихся под Фивами.«Каждый из семи героев предводительствовал особым отрядом и отличалсясвоим щитом. Тидей носил на своем щите такую эмблему: вычеканенноенебо, усеянное звездами, между которыми выделялось блеском одно светило.Второй вождь, Капаней, имел на щите изображение обнаженного человека,несшего в руках горящий факел с девизом: «Сожгу город». У третьего нащите вооруженный воин взлезает по лестнице на неприятельскую башнюи в девизе объявляет, что сам Марс его не сдвинет. Четвертый вооруженщитом, на котором Тифон изрыгает из огненной пасти черный дым, а вокругизображены переплетенные змеи. У пятого сфинкс держит под когтями Кадма.Шестой исполнен мудрости и не имеет на своем щите никакой эмблемы: онне хочет выдавать себя за храбреца, он хочет быть им. Седьмой, наконец,обороняется щитом, на котором женщина ведет воина, вычеканенногоиз золота; она умеряет его шаги и говорит в девизе: «Я сама справедливость,возвращу ему его отечество и наследие предков».1 Валерий щедро раздаетэмблемы аргонавтам; Гомер так размножает их на оружии своих героев,что по свидетельству многих авторов, геральдика возникла во время осадыТрои. Римляне также придумывали множество эмблем и символов; их легионы,изобретали множество знаков, значков, signa. На колоннах Трояна и Антонинаи на Триумфальной арке, поставленной в честь Мария близ города Орангия,видны и до сих пор воины, доспехи которых испещрены какими-то особеннымиштрихами и фигурами. Но из этого еще не следует, что в древности известны были гербы.Военные знаки, употреблявшиеся как значки или простые украшения, небыли постоянным отличием знатного происхождения, наследием, жалуемымтому или другому роду. Гербы, рассматриваемые с этой нравственной иполитической точки зрения,- учреждение новейших времен, которое невосходит далее крестовых походов.2 В самом деле, рыцари,возвращавшиеся из Азии, стали дорожить заслуженными отличиями, стоившимиим большого самопожертвования. В свидетельство своей славы они воздвигалина самых высоких башнях, донжонах и над главными воротами своих замковте хоругви и знамена, под которыми сражались. Эти красноречивые знакирыцарской чести и личной доблести отцов заботливо хранились в семействах.Дамы, постоянные поклонницы храбрости, вышивали такие достославныеи выразительные символы на мебели, платьях и одеяниях мужей и братьев.Их ваяли на оградах, рисовали на потолках и стенах, изображали на щитах,могильных памятниках, их освящали в церквях, они были украшением торжеств,они были на одеяниях оруженосцев, пажей, слуг, воинов и всех лиц рыцарскогодома. Эти различные знамения достопамятных рыцарских деяний образовалиособый иероглифический язык. Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый,зазубренный, , изрубленный, якорный, из цветков красовался повсюдув различных видах и был символом той святой цели, для которой предпринималиськрестовые походы. Палма напоминала Идумию, арка – взятый или защищенныймост, башня – завоеванный замок, шлем – вооружение грозного врага,звезда – бой ночью, меч – обыкновенную битву, полумесяц – низложениестрашного мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы углом –взятые и разрушенные преграды; лев, тигр – неукротимую храбрость; орел– высокую доблесть. Вот где происхождение всей системы гербов.3 Раз избранные, утвержденные и пожалованные государем, онине изменялись и делались неотъемлемой наследственной собственностьюсемейства и рода. Герольды обязаны были изучать эти отличия и особеннонаблюдать за исполнением постановленных правил относительно целостии неизменности гербов, а знания, необходимые для отправления этой обязанности,составили геральдику, или, как говорят иногда, blason. Blason произошлоот немецкого слова blasen - трубить, играть в рог. «За несколько дней доначала турнира щит рыцаря выставлялся для обсуждения и рассмотрения.Герольды под председательством свое-го старшины должны были разобратьгерб критически, blasonner, и результатом этого разбора было или допущениерыцаря к турниру, или исключение его из участия в этом благородном занятии.Для выяснения решения по этому вопросу рыцарь на коне подъезжал к месту,где должен был происходить турнир, и трубным звуком звал к себе герольда(blasen). Если рыцарь удостаивался принятия, то он привешивал этот рогк шлему и вступал в ряды своих собратьев. От этого обряда и происходитслово blason, герб, l'art du blason и blasonner, слова, употребляемые и ныне,как технические».1 Для гербов на щитах употребляли: металлов два, красок или цветовпять и мехов два. Геральдические металлы – золото, цвет желтый, и серебро,цвет белый; цвета: голубой, зеленый, красный и черный, меха – горностаевыйи беличий. Геральдика приписывает цветам особые названия. Так голубойназывается лазурь, воздух, зеленый – синопль, яшма; красный – огонь ичерный – земля. Некоторые авторы, кроме этого химического значения,присваивают металлам и цветам значение символическое. По их мнению,золото, желтый цвет – эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства;серебро – невинности, белизны, девственности; голубой цвет – величия,красоты, ясности; красный – храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый– надежды, изобилия, свободы; черный – скромности, образованности,печали. Гербовый щит или поле герба делилось горизонтальными, перпендикулярнымии диагональными линиями на несколько отделений, в которых размещаликраски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты,с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и т.д. Внеполя герба были другие фигуры, называвшиеся внешними украшениями.Их было три вида: украшения вверху, с боков и кругом. Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, бурелеты4, намет, нашлемник,иногда девиз или военный клич. Шлемы и шишаки рисовали или в профиль,или анфас, с опущенным, полуоткрытым или совсем поднятым забралом и,смотря по достоинству и древности происхождения, с большим или меньшимчислом решеток на нем. Нашлемник составлял самую верхнюю часть украшениягербов, его можно было составлять из всякого рода фигур, цветов, перьев,животных, деревьев и пр. Общим обыкновением было также помещать девизыи клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ,львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; эти фигурыназывались щитодержателями. Кто не имел права помещать щитодержатели,тот украшал бока гербов какими-нибудь живописными и резными орнаментами.Орденские хоругви, знамена, мантии, жгутики также окружали щит герба.Кроме этих украшений были еще другие, присвоенные известным званиями обозначавшие особенные достоинства. Для объяснения герба прежде всего надо изучить фон, на которомвыгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже сами фигуры. В геральдикефон называется полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда покрыто какими-нибудь металлами, цветамиили мехами; затем следует главный знак; краски знаков те же, что и краскаполя, за исключением лишь случая, когда нужен естественный цвет. В основании геральдики следующее правило: если поле покрытокакой-нибудь краской или мехом, то знаки должны быть покрыты металлом,и наоборот, если поле покрыто металлом, то знак покрывается краскойили мехом. Это правило излагается так: не должно класть металл на металли краску на краску. Делать противное - значит совершенно извращать наукугеральдики, потому что геральдика, говорит один из новейших писателей,есть обширнейший из всех языков, язык сильный и величественный, со своимсинтаксисом, грамматикой и орфографией. Искусство геральдики состоитв уменье читать и писать на этом немом наречии. Несколько кратких и поверхностныхзаметок относительно чтения гербов могут дать о геральдическом языкенекоторое понятие.5 В гербе верхняя часть называется главой (chef), а нижняя часть– подножием (la pointe). Помещаемое в гербе включает в себя: во-первых,всякое вооружение; во-вторых, каждое существо – от слона до муравья;в-третьих, все растения – от дуба до самого скромного полевого цветка;в-четвертых, все блестящее – от небесных светил до драгоценностей, скрытыхв недрах земли; в-пятых, все баснословные и фантастические существакак напр. чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и т. п. Обыкновенноживотные смотрят влево. На гербах рисуют также все символы религии;крест, как уже сказано, употребительнее других. »Без прибавления даже иных эмблем, атрибутов, каждая частьщита уже составляет фигуру, которая и занимает одну треть щита. Точнотак и по поперечному делению щита, его рассечению, образуется в егосередине столб (le pal), занимающий также треть щита вдоль, а при встречедвух полос, разбивающих и рассекающих щит под прямым утлом, крест(la croix). Далее по диагональному разделению щита образуются полосы,перевязь влево (la bande), перевязь вправо (labarre), уменьшающиеся напятой части щита при полном пересечении их крест накрест или Андреевскийкрест (la sautoir), при встрече под углом - шеврон или стропило (lechevron)». 1 Читать гербы значит .объяснять гербовые знаки. Для этого надосперва назвать поле, потом знак и его цвет, употребляя следующую формулу:такой то род имеет, например, род Карла VI, короля французского, имеетлазурь с трехцветными золотыми лилиями. Это означает, что поле гербалазоревое и что знаки его желтые или золотые; род Монморанси имеет золотона кресте с расходящимися концами, на которых шестнадцать орлят безног и клюва. 6 Происхождение некоторых гербов. Чтобы не путаться в лабиринте гербов, знатоки геральдикивынуждены были разделить гербы на несколько разрядов: гербы коронованныхособ (armoiries de la souverainite), являющиеся одновременно гербамитех государств, которые этими лицами управляются; к гербам своих областейгосудари прибавляли нередко гербы тех стран, на которые они имели притязания,которыми предки их владели, и от которых, даже тогда, когда они.отторгнуты,не отказались еще вполне (armoiries de pretention); так английские королидолго употребляли герб Франции, разделенный на четыре части в верхнейчасти по случаю притязаний на право царствования во Франции. В наградуза подвиги, за особенные заслуги лицу, отличившемуся на каком-нибудьпоприще, государи жаловали свой герб, или к прежним эмблемам, бывшимв гербе, добавляли новые, почетные; этой уступкой (armoiries deconcession) объясняется, почему в гербах многих знатных французских фамилийвидим лилии, а в русских - государственного орла. Гербы разных установленийзападной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов,обществ, компаний и корпораций (arm. de communuate). Должностные лица,управлявшие областями, рыцарскими замками и т. п., прибав-ляли к своимфамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своихправ и достоинства (arm. de patronage). Фамильные гербы, переходящие вроду по наследству, служат для отличия одного дома, одной фамилии отдругих (arm. de famille). Для обозначения родственных связей, в которыеодна фамилия через брак или другим путем приходит с иным родом, в главныйгерб вставлялись дополнительные атрибуты (arm. d'alliance). Кроме переходагерба по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу, илисовершенно чужому, или не имеющему прав прямого наследства, и притомпереходили к таким лицам или вполне, или соединялись с их первоначальнымгербом (arm. de succession); на это всегда нужно было разрешение верховнойвласти. Лица, возведенные в дворянство за заслуги, не имея наследственногогерба, избирали для себя эмблемы, которые напоминали бы тот род деятельности,то занятие, которым они стяжали себе это отличие (arm. de choix). Этогорода гербы по большей части так ясны, что по ним можно читать историю лицаи его фамилии (armes parlantes).1Так роды Stella, Sabis, Tresseols, Luna, Cressentini, именакоторых напоминали собой названия небесных светил, носили солнце,звезды, луну на лазоревом поле. Род Leiris имел радугу, которая по сказаниямдревности была шарфом Ириса. Часто со своим двойным значением эти имена наполняли гербынамеками, двусмысленностями, аналогией и каламбурами; все это былонаивно и мило, потому что злоупотребление игрой слов презиралось.В самом деле, не удовольствие ли видеть восхитительную простоту старыхи благородных рыцарей, сотнями ран приобретавших право носить гербы:вместо того, чтоб придумать для удовлетворения гордости великолепноеизображение своего подвига, они выбирали для гербов какую-нибудь загадку,шутку или веселую анаграмму, проскользнувшую в беседе у мирного очага.Так род Louvers имел в своем гербе головы волков; Larcher – стрелы;Vignole – серебряную виноградную лозу; Tour de Turenne – башню;Santeuil – аргуса; Montepezat – весы; Etang – –рыб; Legendre – головы девушекс золотыми волосами; сеньор de Vaudray, владетель земель Vali, Vaux иVaudray, имел девизом Vali, Vaux и Vaudray. Род Mailly выбрал колотушку,Martel de Bagneville – молот, и т. д.7 Старики понималитакие символы. Delphes имел дельфина на своих монетах; Florus – цветокна своей печати; Voconius-Vitulus приказал вырезать на своей теленка,а Цезарь – слона, потому что на пуническом языке это четвероногое называлосьцезарь. Родос имел эмблемой розу, потому что по-гречески цветок этотназывается родон.8 Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи другихпричин. Иногда они служат обозначением заслуг и обязанностей: так магистрыупотребляли на своих гербах бархатные шапки и горностаев; рыцари, имевшиеправо распускать знамя - знамена; мундшенки – золотые кубки; оберегермейстерыи сокольничьи – охотничьи рога и хищных птиц. Знаки эти означали то залогревностной сострадательности, то воспоминание путешествия к святымместам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две взаимнопожимающие руки – согласие и верность; якорь и столб – непоколебимуюнадежду; шар или хлеб – благотворительность; соты – церковные праздникии гостеприимство; два золотых крыла, распущенных на лазоревом поле,были на гербе Дориоля (Doriole), канцлера Франции, знаком возвышенныхпомыслов. Два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку, вихри(вид голубя.), сердце, пронзенное стрелой, кольца, роза с шипами и безшипов, дерево, перевитое гибкими ветками плюща – были во французскойгеральдике оригинальными знаками нежности и любви.2 Города заимствовали свои эмблемы от своих особенностей.Фрисландия, страна низменная, имела в гербе листья кувшинника(nuneghar) и волнистые повязки. Болонья, (Bologne), на водах которой многолебедей, приняла эту птицу знаком герба. Центр Парижа имеет форму корабля,поэтому в гербе его - корабль с распущенными парусами под небом, усеяннымлилиями. Города Понт-а-Муссон (Pont-a-Mous-son) и Понт-Сент-Еспри(Pont-Saint-Esprit) имеют в гербах мосты; Тур – три башни. Смуты и крестовые походы особенно увеличивали число эмблемгербов. Большая часть гербов Италии получила начало в партиях Гвельфови Гибелинов, а также в политических распрях, опустошавших надолгоФлоренцию, Лукку и Пистойю. Ненависть Йорков и Ланкастеров породила двух соперниц -белую и алую розы. Сколько выдумано было во Франции различных цветов и кокардво времена потрясений, Лиги и Фронды. Что касается крестовых походов, то они ввели все виды аллегорическихзнаков. Набожные путешествия воинов объясняют, почему в значительномчисле гербов встречаются раковины, птицы без ног и клюва, золотые монетыи кресты. Раковины были украшением возвращавшихся морем богомольцев.Птицы без ног и клюва - перелетные птицы, как лучшее эмблематическоеподобие рыцарей, которые часто возвращались из Палестины изувеченными;золотые монеты были в геральдике символами выкупа пленных и дани,наложенной христианами на неверных. Но крест, изображавшийся на одеянии иерусалимских поклонниковкак символ той святой цели, для которой предпринимался поход, вошел взначительное число героев, чтобы служить воспоминанием об этих религиозныхстранствиях.2 Девизы и военный клич. Нам остается сказать о легендах или девизах и военном кличе,которые помещались на гербах независимо от других знаков. Девизы- памятники мужества, вежливости и великодушия – становились дляпотомства храбрецов постоянными уроками; они были, так сказать, сокращениямирифмованных рассказов, которые сочинялись странствующими из замкав замок трубадурами, певшими их под аккомпанемент арфы, лиры и другихинструментов менестрелей; они тождественны, так сказать, с духом рыцарства.3 Часто это бывалиаксиома, пословица, наивное суждение, аналогия знаков герба, согласнаяс наклонностями и вкусами рыцаря. Слава и любовь также создали множествоэтих девизов. Почти все девизы получали новую силу от эмблем, к которымони относились. Рисовали пустой колчан и ставили к нему девизом: Hoerentin corde sagitoe - его стрелы в моем сердце; бутон розы: меньше показываясь,становится прекраснее; ласточку, перелетающую моря; чтоб найти солнце,покидаю отечество; раковину, обращенную к солнцу: красота ее нисходитс небес; горностая с такими словами: Malo mori quarn foedari – лучше умереть,чем опозориться (это девиз Франциска I, герцога Бретани); бутон подсолнечника:лучам моей звезды открою сердце свое; гранатовое дерево в цвету: каждыйгод новый венец; раненного и спящего под бальзамовым деревом льва, накоторого капает целебный сок: Me lacryma sanat – его слезы меня исцеляют;льва, скованного пастухом: покорен и страшен; смотрящего на солнце орла:один он достоин моего благоговения.9 »Девиз помещается под щитом и служит или воспоминаниемо славных деяниях лица, или побуждением к ним. В девизе заключаетсяплоть и дух, или вернее, идея и мысль герба. Девиз часто бывает аллегорический,и потому есть девизы, состоящие из одной только буквы. Главное их достоинствозаключалось в смысле, который можно было придать девизу. Рыцарскиедевизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни того лица,которое их приняло, нашли себе не одного истолкователя в западнойЕвропе, и, действительно, эта наука могла занимать ум, потому что давалаему пищу: необходимо было знать историю лица, его рода, времени, чтобыразгадать какой-нибудь девиз, краткий и выразительный. Только с XV столетиядевиз стал фразой общепонятной, афоризмом в похвалу красоте и добродетели. »Представители благородного семейства, всегда старшие всвоем роду, носили над гербом так называемые cri de guerre или crid'armes, т. е. выражение, которое на войне рыцарь употреблял для возбуждениявоинов к бою и победе и для отличия себя от других рыцарей. Понятнопоэтому правило: le cri suit la banniere, т. е. военный сигнал там, гдезнамя. Оно было средоточием военной силы, центром, к которому стремилисьвойска, знаком, за которым следили они сердцем и глазами. Этих военныхcris бесчисленное множество и начало их кроется в глубокой древности.Мы приведем более известные, ставшие исторически-ми. Готфрид Бульонскийшел в крестовые походы, говоря: Due le veut, и это убеждение руководилоим и его войском. Короли французские, считавшие Св. Дионисия своим патроном,идя на войну, повторяли: Montjoie et Saint Denis; у Монморанси: Dieuaide au premier Baron Chretien; у Бурбонов: Bourbon Notre-dame или Esperance;у королей английских: Saint George, позднее Dieu et mon droit».1 |
|