Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Глава II. Воспитание рыцарей. Пажи и оруженосцы
из книги Руа "История рыцарства"
Чем более рыцарство приобретало славы, значения и блеска,тем сложнее делался прием молодых кандидатов, жаждавших вступить в этоблагородное звание. Только родовой по отцу и матери дворянин, достигший21 года, мог попасть в рыцари. Но одного дворянского происхождениябыло далеко недостаточно; необходимость требовала строгим и суровымвоспитанием с самых юных лет приготовиться к перенесению воинскихтрудов, необходимо было основательное изучение всех рыцарских обязанностей.Долгими испытаниями на низших степенях поступавшему следовало доказать,что его мужество и доблесть в состоянии поддержать честь и славу сословия,в которое он желал поступить. Пажи. Воспитаниелица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игрыи занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный дух. Вооруженныйколом, имитирующим копье, и воображая каждое дерево врагом, он сражалсяс частоколом родового поместья, и испытывал таким образом рождавшуюсясилу для будущих воинских успехов. Зима особенно способствовала подобнымзабавам: собрав товарищей-однолеток, он сооружал из снега укрепленияи башни, осаждал или оборонял их, и под рукой его рассыпались снежные ограды.1 В таких играх ужепророчили молодцу то высокое звание, которое Бог и счастье уготовятему в свое время. Семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские, и за начальнымиуроками под родительским кровом дворянство, по заведенному обычаю,отсылало своих детей к главнейшим рыцарям, с которыми считалось вдружбе или родстве. Их советы и пример составляли истинное и окончательноевоспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture). Особою честьюдля себя считал рыцарь, когда отец поручал ему довершить образованиесына. Расставаясь с сыном, иногда на долгие годы, отец благословлялего и высказывал при этом свои последние наставления. Они заключаютсяв следующем извлечении Маршанжи из разных авторов: »Любезный сын,- говорил поседевший в честной службе старыйдворянин,– полно быть домоседом, пора поступить тебе в школу подвигов,ибо всякий молодой дворянин покидает родительский кров, чтобы получитьдоброе воспитание в чужой семье и сделаться сведущим во всяком учении;но, Бога ради, храни честь; помни, что ты сын и не обесчести рода нашего;будь храбр и скромен везде и со всеми, потому что хвала в устах хвастунаесть хула; кто во всем полагается на Бога, того и взыщет Бог. Я припоминаюслова одного пустынника, который меня поучал; он говорил мне: гордость,если бы она была во мне, истребила бы все, хотя бы я обладал всеми царствамиАлександра, хотя бы был мудр, как Соломон, и храбр, как троянский геройГектор. В собраниях говори последним и первым бейся в бою; хвали заслугитвоих собратьев: рыцарь умалчивающий о доблестях собрата – грабительего. Любезный сын, еще прошу тебя - будь кроток и добр к низшим; онивозблагодарят тебя сторицей против высших, получающих все, как должноеим по праву; низший почтен будет твоей обходительностью и сделает тебяповсюду именитым и славным». В минуту разлуки мать юноши дарила ему связанный ею в зимниевечера кошелек с небольшими деньгами, и затем повязывала на шею сынаиздавна хранимый ею ковчежец с мощами, чтобы предохранить его от заговора,напасти и порчи. Юноша уезжал верхом на парадной лошади, в сопровождениистарого служителя. По прибытии в замок своего патрона, он получалзвание пажа или валета. Обязанности этого звания не заключали в себев те времена ничего унизительного: это была услуга за услугу, хотяпаж, собственно, исполнял обязанности нынешнего слуги. Пажи сопровождалипатрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках,были на посылках и даже служили за столов Почтительно, с поникшим взором,молодой паж, повинуясь, учился повелевать и, всегда храня глубока молчание,отвечать на вопросы умно. Помогая камергеру, он обязан был устилатькомнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержатьв порядке его кольчуги и конское вооружение, приготовлять омовениястранствующим рыцарям. Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которойон не только должен был соблюдать, как и всякий христианин, но и охранятьих ценой жизни и смерти. Преподавателем этого важного предмета юнымпажам обыкновенно была одна из самых благородных, набожных и добродетельныхдам замка. Уроки религии внушали им к священным предметам неизгладимоеуважение; в то же время кротость, любезность и достоинства преподавательницпорождали в сердцах слушателей внимание и почтительность к прекрасномуполу, что составляло отличительную черту рыцарства. Пример дам и рыцарей,которым пажи служили, постоянно поддерживал в них скромность и благонравие.Вот источник внешней грации, столь необходимой в общественных сношенияхи которую можно почерпнуть только в обществе. Но более всего старалисьразвить в пажах почтение к величественному характеру рыцарства и благоговениек тем доблестям, которые возводят в это звание. Самые игры и удовольствияспособствовали такому преднамеренному образованию: они заранееприучались к разнородным турнирам и вообще к рыцарским обязанностям.Так, например, они смиряли непокорных коней, бегали в тяжелых латах,перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть копьеми биться с деревянным рыцарем. Они строили иногда городки и брали их приступом; городкиэти назывались именами некоторых местностей Палестины: они осаждалиглиняный Вавилон, брали дерновую Антиохию, Мемфис из хвороста. Полянаснабжала их султанами, а роща - стрелами: все это было зарей их будущейславы.2 Вслед за воинственными играми шли разговоры о войне, об охоте,об искусстве вынашивать птиц и дрессировать собак. Иногда учили молодогопажа играть в шахматы или петь под аккомпанемент лиры песню любви иливоенной славы. Наконец, соревнование, столь необходимое во всех возрастахи состояниях, усиливалось с каждым днем, или из желания перейти на службук другому, более знаменитому и более уважаемому рыцарю, или из желанияпопасть в оруженосцы того же дома: часто это был последний шаг в рыцари. Дворы и замки были превосходными школами любезности, обходительностии других доблестей не только для пажей и оруженосцев, но и для молодыхдевушек. Там они с ранних пор изучали свои будущие обязанности. Там развивалии совершенствовали в них грацию и те нежные чувства, для которых они созданы,кажется, самой природой. Молодые девушки учились там оказывать будущимсвоим мужьям те услуги, какие вправе ожидать знаменитый воин от нежнойсупруги. Они первые смывали с рыцарей пыль и кровь, кровь, пролитую заних же. Дамы и девицы учились ботанике и хирургии, и с горячим участиеми ловкостью оказывали раненым необходимую помощь. Оруженосцы. Чтобы показатьмолодежи назначение меча,- при переходе пажа в оруженосцы, когдамеч впервые влагался ему в руки,– совершали религиозный обряд. Отец и мать, или восприемники, держа восковые свечи, подводилик алтарю вышедшего из пажей. Священнослужитель брал с престола мечи пояс и, благословив их несколько раз, препоясывал молодого дворянина. Оруженосцы разделялись на классы сообразно налагаемымна них обязанностям, как то: на оруженосцев, находившихся при особе рыцаряили его супруги (первая из должностей была выше), на комнатных оруженосцевили камергеров, на конюших или шталмейстеров; на кравчих или форшнейдеров;на мундшенков, мундкохов и т. п. Почетнейшая из должностей была должностьоруженосца, состоявшего при особе рыцаря. В звании оруженосцев, которого обыкновенно достигали в14 лет, молодые воспитанники ближе допускались к своим сеньорам и свободнееучаствовали в их беседах, поэтому лучше могли изучать образцы, по которымдолжны были воспитываться. Они с большим вниманием наблюдали за ними,стараясь заслужить и привязанность и угождая благородным иностранцами придворным своего патрона; они стремились приобрести грацию движений,приветливость, вежливость, Скромность, благоразумие, сдержанность вразговорах и развязность, когда она была нужна. Форшнейдер присутствовал на пирах и, ловко разрезая яства,опрятно подавал их благородным гостям. В это время он молча изучал искусствоговорить красиво. Товарищи его заботились о столе: они приносили блюдаи надзирали за хлебом и вином; все это делалось с постоянным вниманием,чтобы присутствующие ни в чем не нуждались. Они же подавали мыться послеобеда, убирали со стола и, наконец, приготовляли следовавшие послеобеда удовольствия. Тогда они присоединялись к обществу и участвовалив нем вместе с девицами из свиты почетных дам. Потом они подавали лакомства,вина и другие напитки. Вино пили и отходя ко сну, это называлось на сонгрядущий. Затем оруженосцы провожали гостей в назначенные им комнаты. Из этих должностей, которые были только подготовкой к болеетрудной, переходили в шталмейстеры. Обязанность шталмейстеров состоялав попечении о лошадях: такое занятие не могло быть унизительным у дворянства,сражавшегося только на коне. Искусные конюшие обучали лошадей ратнымприемам и, имея под своим начальством оруженосцев помоложе, передавалиим это искусство. Оруженосцы же содержали оружие своих господ в порядкеи чистоте, на случай надобности. И все эти различные домашние обязанностиперемешивались с военной службой. Оруженосец обязан был в полночь обойтивсе комнаты и дворы замка. Если рыцарь выезжал, оруженосцы спешилик нему с услугами: поддерживали стремя, подавали наручи, перчатки,шлем, щит, копье и меч; латы рыцарь должен был носить постоянно. Боевых рослых коней конюшие вели с правой стороны, поэтомуони назывались destries, их подводили рыцарю при виде неприятеля. Шлеми другие оборонительные и наступательные доспехи подавались рыцарюоруженосцами; все они вооружали его с одинаковой поспешностью. Такони сами приучались вооружаться с предусмотрительностью: собратьи укрепить все связи лат, крепко надеть шлем и закрепить забрало - требовалои ловкости, и умения; часто от этого зависели успех и безопасность сражающихся.Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч., когда он снималих при входе в церковь или при въезде в замок. В боях оруженосцы становилисьпозади своих рыцарей и были как бы зрителями боя. Но оруженосцы были не совсем праздными зрителями; их присутствие,полезное для безопасности рыцарей, не менее полезно было и для них самих.При страшном столкновении двух рядов рыцарей, устремлявшихся друг надруга с опущенными копьями, одни - раненные и опрокинутые – поднимались,выхватывали свои мечи, топоры, булавы, чтобы защититься и отомстить;другие старались воспользоваться своим преимущественным положениемнад побитым неприятелем. Каждый оруженосец внимательно следил за действиямисвоего рыцаря; подавая новое оружие, отражая наносимые удары, поднимаяего, подводя свежего коня, он помогал своему рыцарю ловко и усердно.Оруженосцам же вверяли рыцари пленных, взятых в пылу сражения. Тут молодойвоин привыкал защищаться и побеждать и узнавал, способен ли он переноситьстолько трудов и опасностей. Но слабую и неопытную молодежь не подвергали таким опасностям,пока заранее не узнавали, есть ли в ней достаточно сил. Воинские игры,в которых приобретается гибкость, ловкость и сила, необходимые длябоя, скачка через кольцо и препятствия, на конях и с копьями, задолгоприучали их к турнирам - слабому подобию войны. Дамы находили особенноеудовольствие быть свидетельницами этих игр и своим присутствием возбуждалидух соревнования в желавших отличиться. Домогавшийся рыцарского звания соединял в себе необходимуюдля этой трудной службы силу с ловкостью и другими свойствами отличногокавалера. Поэтому не удивительно, что и звание оруженосца было в большомпочете. Значительная часть дворян не имела другого звания; даже КарлVIII, король французский, не считал неприличным пожаловать в это званиестаршего своего сына. Обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю былоснован на справедливом опасении, что родительская нежность не решитсяподвергать своего сына тяжким испытаниям, которые были необходимыдля рыцарской службы. По прошествии некоторого времени, проведенного молодымилюдьми в исполнении обязанностей оруженосца в замке патрона, они начиналипосещать дворы своих государей, затем в военное время находились привойске, а в мирное время странствовали и отправляли должности пословв отдаленных краях. Таким образом они приобретали навык владеть оружием,участвовали в турнирах и знакомились с иноземными обычаями. Эти трирода занятий назывались les trois metiers des armes, а исполнявший ихporsuivants d'armes. В канун турниров проводились игры, называвшиеся пробнымитурнирами, приготовлением к большому турниру, в которых лучшие оруженосцыиспытывали свои силы оружием более легким, ломким и не так опасным, какрыцарское. Оруженосцы porsuivants d'armes, отличившиеся и удостоенныенаграды на пробных турнирах, иногда получали право участвовать и набольших, среди славного сословия рыцарей. Это было одной из ступеней,по которой оруженосцы восходили к храму чести, т. е. сами делалисьрыцарями.3 |
|