Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России. Учебное пособиеОГЛАВЛЕНИЕПроисхождение и исторические судьбы славянИстория предков нынешних славянских народов – праславян –прослеживается археологией с середины 11тысячелетия до н.э., а письменные свидетельства о славянах дошли до нас в сочинениях античных авторов Iтысячелетия н.э. Они называли славян венедами, антами, склавинами, "великим народом". Эти сведения позволили определить территорию расселения славян – единой тогда этнической общности, еще не разде ленной на три ветви: западную, южную и восточную. Прожи вали они в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев: от Эльбы и Одера на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до дунайско–черноморского района на юге. Военные столкновения с соседями вынуждали до VIв. славян пере селяться на новые территории в южном и северном направлениях . К VIв.н.э. выделяется ветвь восточного славянства, давшая начало русскому, украинскому и белорусскому народам. О жизни восточных славян накануне образования государства в IXв. рассказывается в русской летописи "Повесть временных лет", составленной монахом Киево–Печерского монастыря Нестором (годы жизни – конец XI – начало XIIв.) во втором десятилетии XIIв. на основании устных преданий, летописных сводов, хроник, княжеских архивов и др. материала. В летописи говорится о расселении полутора десятков пл е менных союзов восточных славян, которые включали до Археология подтвердила данные летописи о расселении союзов племен. Установлено, что в среднем течении Днепра и по р. Рось проживали поляне, к северу от них – древляне, южнее – уличи. У истоков Волги, Днепра, Западной Двины – кривичи. Самые северные племена – словене – жили вокруг озера Ил ь мень. По Западной Двине проживали полочане, по рекам Оке и Москве – вятичи, южнее вятичей – северяне и т.д. Племенные союзы отличались по своему развитию. Лет о писцы выделяют полян как наиболее сильный союз племен. Земля полян называлась "Русью", а самих полян называли "росами", "русскими", "роскими". Полагают, по названию пл е мени, жившему по р.Рось (один из вариантов объяснения). Именно князья полян стали во главе борьбы славян против набегов кочевников. Племенные союзы представляли собой зародышевые формы государственности в период разложения первобытнообщинного строя. Сохранилось предание о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Поднестровье. Якобы с именем старшего брата Кия связано основание города Киева. Подобного рода княжения были и у других племен. Киевский князь стоял над князьями союзов племен и назывался восточными авторами IXв. "каганом", т.е.императором. Занятия славян. Как установлено археологическими раскопками, основным занятием восточнославянских племен было земледелие. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок, и др. Системы земледелия находились в зависимости от природного фактора. Вюжных районах с более плодородными почвами ведущей системой земледелия был "перелог", когда с истощением почвы переходили на новые земли. Здесь при обработке почвы применяли рало, позднее плуг с железным лемехом. На севере, в зоне лесов, господствовала подсечно–огневая система земледелия, когда топором и огнем расчищались большие пахотные территории. Через некоторое время земли истощались, их забрасывали и переходили на освоение других участков. Основные орудия труда в этой зоне – топор, мотыга, борона из дерева, заступ для взрыхления почвы. Урожай убирали серпами, молотили цепами. Зерно обрабатывали ка менными зернотерками и ручными жерновами. Помимо земледелия славяне занимались скотоводством (разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей), рыболовством, охотой, бортничеством (сбором меда диких пчел). Ведение хозяйства требовало значительных затрат труда. Трудоемкие работы были под силу большим коллективам. Ко времени образования государства у восточных славян родовая община сменилась территориальной или соседской, объединявшей несколько семей. Община владела определенной территорией, общинные владения могли быть общественными и личными. В личной собственности общинника был дом с приусадебной землей, скотом, инвентарем. Вобщем пользовании были земля, луга, лесные угодья, водоемы и т.п. Пахотная земля и покосы делились между семьями. Часть общин попадала во власть феодалов в результате п е редачи князьями права на владение землей. Общины, не зависимые от феодалов, платили налоги гос у дарству, выступавшему в роли верховного феодала. Хозяйства крестьян и феодалов носили натуральный х а рактер и не работали на рынок, обеспечивая только себя. О д нако с появлением излишков появилась и возможность менять продукты земледелия на ремесленные товары. Появляются города – центры ремесла, торговли, феодальной власти и защиты от внешних врагов. Как правило, город стр о ился в удобном месте, обычно на холме, у слияния двух рек. Центральная часть города называлась кремлем или детинцем. Тамрасполагались дворы князей, феодалов, храмы и монастыри. Кремль защищался крепостными стенами, естественной и и с кусственной водной преградой. Укрепостных стен располагался торг, у кремля селились ремесленники (посад). Районы, зас е ленные ремесленниками одной специальности, назывались слободами. Города строились на торговых путях. Был известен путь, связывающий Русь через систему северо–западных рек, волоков по Днепру вдоль Черного моря с Византией, и другой – во л жский, ведущий на восток. Сухопутные дороги связывали Русь со странами Западной Европы. В IXв. на Руси насчитывалось до 24крупных городов. Общественный строй. Во главе племенных союзов стояли военные вожди – князья. Их окружала бывшая родовая знать – "лучшие мужи". Жизненные вопросы решались на народных собраниях – вече. На случай войны собиралось общеплеменное ополчение (во главе – тысяцкие, сотские). При переходе к классовому обществу появляется особая военная организация – дружина. Она состояла из двух частей – старшей (послы, княжеские управители, имевшие свою землю) и младшей, живущей при князе и обслуживающей его двор и хозяйство. Дружина собирала с покоренных племен дань, а поход за данью назывался "полюдье". На этапе разложения первобытнообщинного строя славяне были язычниками, верили в злых и добрых духов. Известны славянские божества: Перун – бог войны, грома, Сваборг – бог огня, большим почитанием пользовался бог Солнца (Даждьбог, Ярило, Хорос – у различных племен). К IXв. у восточных славян завершилось разложение пе р вобытнообщинного строя, начавшееся в VI в. Это привело к появлению устойчивых признаков раннефеодальной госуда р ственности в виде суперсоюзов племен. Восточные авторы на зывают три крупных племенных объединения восточных славян накануне образования древнерусского государства – Куябу (центр – Киев), Славию (центр – Новгород), Артанию (центр – или Рязань, или Чернигов). В результате социально–экономического и политического развития восточнославянских племен складывались условия появления государства, объединяющего все племена. Кэтому стремилась и богатеющая родоплеменная знать в целях укреп ления своего господства над народными массами. Княжеские военные дружины все больше играли роль своеобразных органов власти. Норманская теория. Появление древнерусского государства русские летописи начала XIIв. связывают с призванием варяжских князей – Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. В 859г . новгородцы призвали варяжских князей с дружинами для охраны границ своей земли. В результате власть над Новгородской землей перешла в руки варяжских князей, а старший из них, Рюрик, как считали русские летописцы, по ложил начало русской государственности и княжеской династии. Летописный рассказ о призвании варягов (норманнов) был использован для создания так называемой норманской теории возникновения древнерусского государства. Она была сформулирована немецкими учеными Байером, Шлецером, Милле ром, приглашенными для работы в Россию в XVIIIв. Ее про тивником был М.В.Ломоносов. Факт приглашения варяжских дружин на службу у славянских князей вполне реален, тем более, что существовали постоянные взаимные связи между варягами и Русью. Археология под тверждает это, но считает, что количество варягов на Руси было незначительным, так как нет заметных следов влияния варягов на жизнь славян, их язык и культуру. Версия же об иноземном происхождении династии достаточно типична для эпохи древ ности и средневековья и прослеживается в истории многих государств. Ученые считают, что появление в летописи рассказа о призвании варягов связано с политическими мотивами. Указание на иноземное происхождение княжеской власти, по идее авторов, усиливало ее авторитет. А приход власти с севера подчеркивал независимость Руси от византийского влияния. Наконец, актом приглашения варягов летописец оправдывал призвание на княжение Владимира Мономаха в Киев после восстания 1113г. Научная несостоятельность норманской теории доказана. Однако ее реанимируют, делают предметом спекуляции, ис пользуя для ар г ументации отсталости русского народа, неспо собности его якобы, к самостоятельному историческому творчеству. История свидетельствует, что государство восточных славян возникло на определенном этапе развития общества в силу внутренних причин. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история
См. также
Джаксон Т. Варяжский вопрос Фроянов И. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов - электронная библиотека истории России Карамзин Н. История государства Российского библиотека истории России Никитин А. Основания русской истории. Мифологемы и факты - электронная библиотека истории России |
|