Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава VIII. Общественная жизнь и развлечения

14. Зрелища на востоке в IV в. по Р. X.

В Антиохии, также как и в Риме, общественные игры устраивались большей частью кем-нибудь из выдающихся членов муниципального сената в то время, когда он отправлял какую-нибудь выборную должность. Народные увеселения были очень разнообразны и обходились недешево, так как сирийцы издавна привыкли предъявлять к ним весьма высокие требования. Их страна не только питала множество актеров, шутов, музыкантов, возниц, но и снабжала ими другие области империи.

Зрелища были разного рода. Во-первых, собственно театральные представления, среди которых уже более не встречается классическая трагедия или комедия: их вытеснили мимы и пантомимы. Интрига пьесы была обыкновенно безнравственной по содержанию, как во времена Ювенала и Марциала; немалую роль в такой пьесе играет также Stupidus, дурачок, которого постоянно преследуют насмешками, осыпают тумаками и пощечинами; оплеуха была одним из главных комических эффектов уже в миме I в. до Р. X. Св. Иоанн Златоуст очень много говорит о значении музыки в этих представлениях; он упоминает о cantica, которые были полны мифологических намеков. Женские роли часто исполнялись актрисами. Златоуст, не стесняясь,

275

с полным реализмом описывает их откровенный костюм, намазанные лица и вычурные прически. В театре выступали также шуты, эквилибристы, жонглеры, канатные плясуны и акробаты.

Неменьшей любовью пользовался и цирк. Бегами славилась Антиохия и вообще вся Сирия: особенно знамениты были бега в Лаодикее, Берите, Тире, Цезарее; из Лаодикеи были лучшие возницы, из Тира и Берита — актеры, из Цезареи — плясуны. Не довольствуясь местными средствами, антиохийская знать искала в далеких странах блестящих упряжек для устраиваемых ею праздников: квадриги выписывались из Испании.

Кроме некоторых необычайных зрелищ, вроде состязания женщин в плавании, нужно еще отметить две характерных черты народных развлечений на востоке. С одной стороны, здесь еще жил эллинский дух и требовал себе удовлетворения: здесь, значит, продолжали существовать олимпийские игры. С другой, несмотря на греческую гуманность, не мирившуюся с жестокостью, из числа народных зрелищ не были вовсе исключены бои гладиаторов и диких зверей.

Сирийцы отдавались всем этим развлечениям с необычайной страстностью. В день представления скамьи в цирке бывали переполнены, и кроме того любители зрелищ покрывали также крыши соседних домов. Впрочем, такими любителями зрелищ были все жители города: и бедные, и богатые, и здоровые, и больные. Какая бы ни была погода, зрители сбегались толпами; без малейших признаков нетерпения публика просиживала большую часть дня. Ни дождь, ни зимний или осенний ветер, ни летний зной не пугали ее. Еще накануне представления во всем городе только о нем и говорили, только о нем и думали. Друзья, члены одного и того же кружка, приверженцы одной партии собирались еще с вечера, чтобы на другой день ранним утром двинуться плотной толпой в цирк или театр. Имена лошадей и возниц, актрис и актеров, плясунов и танцовщиц всем были знакомы. Все с величайшей точностью знали родословную бегущих лошадей и высчитывали шансы каждой из них на победу. Атлеты были очень популярны; в общественном мнении они были выше актеров, на которых всегда смотрели, как на нечто низкое.

На востоке сохранились некоторые церемонии, подобные священным панегириям [1] Древней Греции. Перед началом состязаний глашатай объявлял имена участвующих в них и спрашивал публику, может ли кто что-нибудь сказать против них. Каждый из них в течение всей ночи, предшествующей играм, находился под стро-
__________

[1] PanhguriV — торжественное собрание для устройства праздника; такие собрания, устраиваемые обыкновенно в храме и сопровождавшиеся религиозными церемониями, происходили перед олимпийскими и другими великими играми Греции. — Ред.

276

жайшим наблюдением своих приверженцев, которые смотрели, чтобы он не позволил себе какого-нибудь излишества. Эти олимпийские игры устраивались каждые четыре года в предместии Дафне.*

Деятели цирка и театра злоупотребляли расположением к ним публики. Они отличались чрезвычайной наглостью и заносчивостью и вели самую безобразную жизнь. Несмотря на порочную жизнь, некоторые актрисы и танцовщицы посредством замужества входили в знатные семейства. Актеры вели не лучшую жизнь и отличались не меньшей наглостью. Некоторые наиболее знаменитые мимы жили на очень широкую ногу и чрезвычайно важничали: они показывались на площади не иначе, как .верхом и в сопровождении слуги. Возниццы были также тщеславны и позволяли себе очень много. Несчастье с кем-нибудь из них производило всеобщее огорчение. Публика очень печалилась, когда один возница был раздавлен колесницами в Константинополе в 399 г., тем более, что на другой день он должен был жениться.

Все эти люди были окружены жалким сбродом, паразитами, еще более испорченными, чем они сами. Эти паразиты составляли настоящую клаку, очень хорошо организованную и очень шумную. Этим подонкам общества нечего было терять, и они составляли самый беспокойный элемент антиохийского населения. Во всех мятежах и волнениях они были среди зачинщиков: «Все это иностранцы, — говорит Либаний [1], — которых прогнали из родины за дурное поведение и бездельничанье. Они не хотят, да и не могут не тунеядствовать. Одни из них отдались душой и телом мимам, большинство же танцовщицам, и всю жизнь только и делают, что льстят и угождают им. А те награждают их более или менее щедро, смотря по тому, насколько сильно они рукоплещут». Число этих паразитов, по Либанию, доходило до 400 человек.

Христиане отличались не меньшей жадностью к зрелищам, чем язычники. В начале своей проповеднической деятельности Златоуст на себе испытал это. Он задумал целый ряд поучений, и они имели очень большой успех, как вдруг на седьмую проповедь явилось гораздо меньше слушателей, чем на предыдущие: оказалось, что в этот день были бега на ипподроме. Позднее, когда он проповедовал во время поста, были устроены конские бега, и аудитория внезапно покинула его. Он был уже год епископом в Константинополе, когда
__________

* Предместие Антиохии, где находился храм Аполлона и священная роща

[1] Либаний — антиохийский уроженец, знаменитый греческий софист, живший в IV в по Р. Х., написал очень много разнообразных сочинений Либаний был убежденный язычник и пользовался расположением Юлиана, но, несмотря на это, относился к христианству с полной терпимостью, среди его учеников были некоторые из отцов церкви, напр., Иоанн Златоуст, Василий Великий — Ред.

277

страшный ливень (в феврале 398 г.) грозил уничтожить всю жатву. Чтобы предотвратить это несчастье, устроены были торжественные молебны и крестный ход в церковь Петра и Павла. Это было в среду; в четверг буря утихла — моления епископа и верующих были услышаны. Но в пятницу происходили конские бега, и все побежали на них. В субботу было представление в театре, и народ, не задумываясь, повалил в театр.

(Puech, Saint Jean Chrysostome, p 268 et suiv , chez Hachette). Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история

Список тегов:
олимпийские игры 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.