Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Гиро П. Частная и общественная жизнь римлянОГЛАВЛЕНИЕГлава VI. ОДЕЖДА И ПИЩА1. Одежда римлянОдежда римлян разделялась на два разряда: верхняя (amictus) и нижняя (indutus). Главную верхнюю одежду составляла тога. Она была отличительным признаком гражданина; ввиду этого во времена империи изгнанникам запрещали ее одевать; точно так же иностранец не смел облекаться в тогу. С другой стороны, подвергался порицанию и гражданин, который вздумал бы нарядиться в иностранное платье. В последний век республики стал входить в моду греческий pallium, но Август запретил носить его, по крайней мере, на форуме и в цирке. Впоследствии тогу продолжали носить лишь высшие классы; ее надевали также клиенты, когда являлись получать свой подарок (sportula) от патрона. Тога была также обязательным костюмом в театре, на общественных играх, в суде, во время официальных церемоний и при дворе. Растянутая на плоскости тога имела вид ромба с закругленными вершинами: таким образом она представляла собой овальный кусок материи. В длину она была по крайней мере в три раза больше человеческого роста, не считая головы; в ширину она была на одну треть меньше. Бесполезно было бы объяснять, каким образом ее одевали, гораздо важнее показать, какой был внешний вид уже одетой тоги, а для этого достаточно взглянуть на помещаемое здесь изображение. Первоначально тога довольно плотно облегала тело, позднее ее стали носить гораздо свободнее. Тога, которую носили дети, была окаймлена пурпурной полосой, отсюда название toga praetexta [1]. Тога мужчины, которую надевал юноша, достигший совершеннолетия, была совсем белой и без каймы. Претекста являлась также отличительным одеянием некоторых магистратов и жрецов. Paenula представляла собой плащ без рукавов, который покрывал тело до колен; у шеи в нем было сделано круглое отверстие, через которое и надевалась paenula. Она была открыта с обоих боков, но зашита спереди. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги; ее делали обыкновенно из шерстяной материи. Lacerna представляла собой некоторое сходство с греческой хламидой: это было продолговатое и открытое спереди одеяние, которое придерживалось застежкой на плече, а может быть на груди. Она была в большой моде во времена империи; lacerna бывала часто роскошно отделана. Иногда к ней, как и к paenula, приделывался капюшон на случай ветра и дождя. Плащ воина, называвшийся сначала trabea, а потом patudamentum и sagum, представлял собой точную копию греческой хламиды. Во времена республики patudamentum, — всегда красного цвета, — одевался только главнокомандующим во время войны: при въезде в Рим он снимал его. В эпоху империи такой плащ стал отличительным знаком императорского достоинства. Главное нижнее одеяние представляла собой туника. Она была легкой и удобной, и ее носили под тогой в те времена, когда тога одевалась лишь при выходе из дому. Туника была похожа на греческий хитон и доходила до икр, но она стягивалась поясом в талии. Сначала она была без рукавов или с короткими рукавами; к концу второго века нашей эры стали носить туники с длинными рукавами. Иногда одевали две, три и даже четыре туники одна на другую. Laticlauia сенаторов и angusticlavia всадников представляли собой не что иное, как тунику, украшенную двумя полосами пурпура, в первом случае широкими, во втором узкими: полосы эти шли вдоль [1] Praetexta (подразумевается ригрига) от глагола praetexere — приткать спереди, окаймлять, украшать. — Ред. тела. Тога, которую надевали на tunica laticlaoia, обыкновенно делалась из тонкой и прозрачной материи, так что сквозь нее просвечивали пурпурные полосы туники, это были «стеклянные тоги», как их называли в шутку. Laticlama меньше стягивалась поясом, чем обыкновенная туника; поэтому она более плавно ниспадала вдоль тела и пурпурная полоса шла непрерывной линией от плеча до самого низа. В точности неизвестно, что такое был synthesis; можно лишь предположить, что его носили обыкновенно за столом ввиду удобства. Возможно, что это был род рубашки, как это видно из одного места Марциала, который осмеивает женоподобного человека, одиннадцать раз переменившего synthesis, который был совсем мокрый от пота. Женщины также носили тунику: это была плотно облегавшая тело и доходившая до колен рубашка без рукавов и без пояса. На высоте груди помещалась полоса тонкой и мягкой кожи, которая, как наш корсет, поддерживала груди. На тунику набрасывалась stola, которую можно сравнить с длинным хитоном греческих женщин. Выходя из дому, надевали palla — плащ вроде гиматиона. Раньше, когда еще не знали palla, ее заменял ricimum — четырехугольный плащ, более короткий и с меньшим числом складок. До императорской эпохи вся римская одежда делалась из шерстяных материй или же из холста. С развитием роскоши стали входить в употребление более тонкие, а именно шелковые материи. Обычный цвет был белый. Только бедные люди, рабы и вольноотпущенники из экономии употребляли коричневую или черную шерсть. Темная тога была одеждой траура и скорби. Во времена империи в моду вошли самые разнообразные оттенки цветов. Так, на одной стенной картине мы видим, что покрывало матери синее, stola — белая, прозрачная, а palla бело-розоватого цвета с синей отделкой; stola молодой девушки также бело-розоватая, palla желтая с каймой бело-синеватого цвета. У замужней женщины stola лиловая с темной отделкой и palla голубая; наконец, у служанок нижняя одежда белая, а верхняя синяя. Римляне выходили обыкновенно с открытой головой или же довольствовались тем, что приподнимали тогу на голову. Тем не менее у них существовали шапки (pileus и petasus), которые употреблялись не только простонародьем, проводившим большую часть времени на работах под открытым небом, но и людьми из высшего общества. Вместо pileus употреблялся также капюшон (cucullus), который прикреплялся к paenula или же прямо набрасывался на плечи. Женщины не носили шляп; чтобы прикрыть голову, они подымали свою palla, как это делали мужчины с тогой. Самым лучшим прикрытием им служило покрывало, укрепленное на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину. Mitra представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика; она обыкновенно доходила лишь до половины головы и оставляла открытыми спереди грациозно положенные волосы. Наконец, римлянки употребляли также и головные сетки (reticulum). Calceus называлась обувь довольно высокая и закрытая, вроде наших башмаков или ботинок. Вместе с тогой она составляла национальный костюм гражданина, который он надевал, отправляясь в город. Показаться в обществе иначе обутым считалось таким же неприличным, как например у нас выйти на улицу в домашних тапочках. Calceus надевали также и женщины, выходя из дому, так как это была обувь общая для обоих полов. Дух иерархического подчинения, которым было проникнуто римское общество, отражался также и на обуви. Форма, высота и цвет calceus'a. изменялись сообразно общественному положению человека. Так, calceus сенаторов представлял собой очень высокую обувь, доходившую до половины ноги. Она была сделана из черной мягкой кожи, которую римляне называли aluta, так как ее приготовляли при помощи квасцов (alumen). Сенаторский башмак имел четыре ремешка. Люди, принадлежавшие к старинной знати, прикрепляли к башмаку на самом подъеме полумесяц (hind) из слоновой кости, который служил для завязывания. Calceus mulleus был красного цвета, т. е. того цвета, который с древних времен являлся отличительным признаком первых сановников государства. Предание приписывает первое употребление этой обуви царям. Во времена республики она была присвоена курульным магистратом. Из одной надписи видно, что ее носили также триумфаторы. Форма этого башмака в точности неизвестна; во всяком случае, он был на высокой подошве. От mulleus происходит название mule, которым обозначается в настоящее время папская обувь. Статуи очень часто изображают римскую матрону в закрытой обуви — это так называемый calceus muliebris, род башмака из тонкой кожи самых разнообразных цветов: эти башмаки были красные, светло-желтые, чаще же всего белые. Solea и crepida представляют собой сандалии, т. е. подошвы из толстой кожи, иногда с небольшим возвышением сзади для защиты пятки. Они отличались между собой, по-видимому, тем, что ремни solea покрывали лишь ступню, а ремни crepida поднимались выше лодыжки. Pero грубая кожаная обувь, употреблявшаяся главным образом крестьянами. Наконец, caliga представляла собой обувь воина. Она состояла из толстой подошвы, густо утыканной острыми гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми. (По Guhl et Koner, to Vie antique, II, ch. XI, chez Rothschild; Becker, Gallus, Excursus сцены VIII-ой; Heuzey, Dict. des antiquites, 1, pp. 815 et suiv.; pp. 1242 et suiv.; Saglio, Ibid., p. 849)
Ваш комментарий о книге |
|