Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Гиро П. Частная и общественная жизнь римлянОГЛАВЛЕНИЕГлава XVI. Христианство9. Епископ IV века (св. Василий)Св. Василий (329—379) был епископом в Цезарее Каппадокийской. Его неисчерпаемое милосердие делало просто чудеса, поражая даже самых равнодушных людей. Для своих благотворительных дел он брал средства из двух источников, которых оказывалось достаточно для самых грандиозных предприятий: это были, во-первых, значительные церковные доходы, из которых св. Василий не брал для себя ни одного динария, и, во-вторых, — кошельки его прихожан, к которым он беспрестанно обращался с настойчивостью и красноречивыми воззваниями. Почти десять проповедей, из сохранившихся среди его сочинений, представляют собой лишь истолкование и развитие следующей основной мысли: богач — служитель Бога, управляющий, которого всеобщий хозяин поставил для того, чтобы он заботился о своих товарищах-рабах. И так как управляющий должен лишь трудиться для хозяина и не имеет права приберегать что-нибудь для себя, то можно сказать, что он украл все то, чего не отдал. «Тот хлеб, — говорит епископ, — которого вы не едите, принадлежит голодным; одежда, которой не носите, принадлежит нагим; золото, которое вы копите, есть достояние нуждающихся». Скоплявшиеся в руках св. Василия деньги, если только он не тратил их тотчас же на помощь пострадавшим от какого-нибудь бедствия, вскоре появлялись пред глазами всех в виде грандиозного памятника благотворительности. У ворот Цезареи, в местности когда-то пустынной, возник таким образом целый городок, построенный милостыней и заселенный милосердием: здесь был дом для отдохновения путников, убежище для престарелых, госпиталь, богадельня для слабых и увечных. Вокруг всех этих учреждений копошилась целая толпа сторожей, больничных служителей и сиделок, поставщиков и извозчиков, доставлявших все необходимое для жизни: движение, происходившее здесь, напоминало суету большого насе- 580 Сделавши обход своего маленького царства, во время которого он не раз собственными руками давал пить усталому путнику или омывал язву больного, не раз наклонялся к изголовью умирающего, чтобы исповедать его, Василий шел в церковь, и тут ежедневно, утром и вечером, он расточал перед самыми мелкими ремесленниками Каппадокии все сокровища своего красноречия, получившего блестящую отделку в Афинах и возбуждавшего такой восторг в риторе Либании. Темы для своих проповедей он выбирал обыкновенно самые простые: чаще всего это было какое-нибудь происшествие дня, известное всем присутствующим. Его красноречие, пользуясь подобной темой, умело производить поразительные эффекты. При этом не запрещалось прерывать речь епископа. Когда слушателям казалось, что что-нибудь опущено или недостаточно разъяснено, они заявляли об этом, и Василий охотно возвращался к указанному вопросу. Семь или восемь раз в год, в дни, посвященные памяти мучеников, которых особенно чтили в этой местности, великие торжества собирали чуть не все население провинции. Со всех сторон стекался простой народ, священники и даже епископы то к гробницам сорока мучеников, которых Максимин замучил в одну зимнюю ночь, то к ключу, появившемуся на месте казни св. девы Иулитты. Здесь Василий праздновал торжество силы Божьей, проявившееся в человеческой слабости. Начавшийся в церкви разговор между Василием и его паствой продолжался у дверей храма, на площади народной, в епископском доме, который оставался открытым во все часы дня. Сюда все приходили советоваться с епископом, кто о своих обязанностях, кто о печалях, а кто даже о своих житейских делах. Эти постоянные сношения поддерживались и на расстоянии путем очень оживленной переписки, которую Василий вел с самыми отдаленными пунктами своей епархии, провинции и даже всей Малой Азии. До нас дошло не менее 350 подлинных писем Василия, трактующих самые разнообразные вопросы. Многие из них посвящены духовному руководству; в других — главное место занимают разные злобы дня, заботы об управлении, душевные излияния. В этих письмах виден человек больше даже, чем епископ, можно даже сказать государственный и, пожалуй, светский человек; в них совершенно естественно 581 Магистраты не только знакомы с Василием, но часто обязаны ему своим положением: это он уговорил их принять должность, от которой их удерживали разные соображения и щепетильность, он защищал их от клеветы перед начальством. Василий относится с почтением к гражданской власти, как к Божьему установлению; но он считал себя вправе руководить деятельностью этой власти на основании начал, сообразных с духом Евангелия. Его переписка с знатными семьями его епархии представляет собой большей частью обмен советами и любезностями. В своих письмах он часто просит денег на церковные нужды, мулов для перевозки, вина для своих рабочих. Но если он встречает противоречие своим законным требованиям, или если кто-нибудь уклоняется с пути, определенного божественными указаниями, тон его писем тотчас же повышается, и его упреки не останавливаются тогда ни перед каким общественным положением. Иногда дело доходит даже до торжественного отлучения, которое ставит ослушника вне религиозной общины и почти вне гражданского общества. Вот в каких выражениях писал он одной богатой матроне, с которой у него возникли пререкания: «Мне нечего говорить о вашей дерзости, и я лучше умолчу о ней: пусть нас рассудит Высший Судья, который наказывает всякую несправедливость. Тщетно богач стал бы раздавать милостыню более обильную, чем песок морской: раз он попирает справедливость, он губит свою душу. Если Бог требует от людей жертв для себя, то, я думаю, не потому, чтобы он нуждался в наших дарах. Подумайте же о последнем дне, а от поучений будьте добры избавить меня, так как я знаю побольше вашего». Василий с большим интересом относился к молодым людям, к их занятиям, к развитию их умственных и душевных способностей. Небольшой трактат, обращенный специально к цезарейским школьникам, начинается так: «Очень многое, дети мои, заставляет меня сообщить вам то, что я считаю лучшим и самым полезным для вас. Я долго жил и много испытал; житейские треволнения, источник всякого опыта и знания, дали мне достаточное понимание человеческих дел для того, чтобы я мог указать самый надежный (De Broglie, l'Eglise et l'Etat romain au IV-e siecle, t. V. pp. 186 et suiv., chez Perrin).
Ваш комментарий о книге |
|