Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Гиро П. Частная и общественная жизнь римлянОГЛАВЛЕНИЕГлава X. РЕЛИГИЯ10. Празднование юбилейных игр при Августе [1]В 17 году до Р. X. в Риме праздновались юбилейные игры. Открытая в 1890 году надпись знакомит нас с подробностями церемоний, сопровождавших эти празднества. Вот как Буассье излагает содержание этой надписи, истолкованной Моммзеном. Август хотел, чтобы праздник вышел блестящим. По его приказанию, по всем городам империи глашатаи приглашали народ на игры, «каких никто не видал и никогда больше не увидит». Затем он потребовал от квиндецемвиров [2], председателем которых он состоял, осведомить граждан о предстоящих торжествах для того, чтобы все происходило правильно и в порядке, в особенности же для того, чтобы собралось побольше народу. Квиндецемвиры поспешили исполнить приказание и издали несколько указов, чтобы все знали, что будет. 26, 27 и 28 мая гражданам раздали факелы, серу и горную смолу; они унесли эти предметы к себе, чтобы огнем и дымом очистить самих себя, своих жен, детей и дома. 29, 30 и 31 мая они приносили самим квиндецемвирам первинки земных плодов: ржи, пшеницы, ячменя, бобов. __________ [1] Юбилейные игры (ludi saeculares) устраивались каждые сто лет в честь главнейших римских богов для того, чтобы обеспечить силу и могущество Рима (см. ниже в этой статье молитву матрон). Учреждение этих игр предание приписывает первому римскому консулу Л. Валерию Попликоле. — Ред. [2] Quindecemuiri sacrorum или sacris faciundis — коллегия из 15-ти жрецов, в обязанности которых лежало хранение Сивиллиных книг и гадание по ним. — Ред. Празднество началось в ночь с 31 мая на 1 июня и продолжалось кряду три дня и три ночи. Во время ночных церемоний тщательно соблюдались древние предания. Они происходили близ алтаря Dis Pater против Яникульского холма. В первую ночь молились Паркам или Мойрам: Август и Агриппа принесли каждой из них трех овец и трех коз. Вторая ночь была посвящена подземным божествам Ilithyies, которые покровительствовали рождению, потому что все ведь рождается из земли. Так как они не любили кровавых жертв, то им предложены были разные пироги и печения: libа, рорапа, phtois [1]. В третью ночь чествовалась Мать-Земля, в жертву которой была принесена супоросая свинья. После жертвоприношений устроены были для граждан развлечения иного рода. На Марсовом поле вдоль Тибра возвышалась деревянная сцена. Она имела ту особенность, что перед ней расстилалось громадное пустое пространство и не было ни орхестры, ни рядов скамеек: толпа смотрела стоя. Представления продолжались без перерыва в течение двух дней. Трагедии, комедии, мимы следовали одна за другой перед постоянно обновлявшейся толпой зрителей. Весьма вероятно, что для этого были собраны все труппы актеров, бывшие в Риме и бродившие по Италии. Дневные празднества были радостные и веселые, что составляло резкую противоположность с мрачным и печальным характером ночных торжеств. Первый день был посвящен божеству Капитолия — Jupiter Optimus Maximus; Август и Агриппа принесли ему в жертву белого вола. На другой день наступила очередь царицы Юноны — в честь ее заклали корову. На третий день торжество было перенесено на Палатин в храм Аполлона, только что построенный Августом и бывший как бы домашним храмом императорского дворца. Здесь закончился праздник принесением в жертву священных пирогов. В течение первых двух дней происходили и другие церемонии. 110 замужних матрон не моложе 25 лет устроили в честь Юноны и Дианы sellisternium [2], т. е. торжественное пиршество. За столом, уставленным кушаньем, как будто бы сидели на стульях божества, и им прислуживали со всеми знаками уважения. На третий день 27 юношей и 27 девушек из аристократических семейств, имевших в живых и отцов и матерей, пели гимн, специально сочиненный для этого случая Горацием — Carmen saeculare. Во время всех этих це- [1] Вот рецепт приготовления этого пирога: «Нужно взять отжатого сыру и истолочь его, затем положить его в металлическое решето, прибавить меду и петрушки и месить до тех пор, пока он не будет иметь вид теста». [2] Sellisternium, так же как и lectisternium, называлось торжественное угощение богов; при этом первое название (sellisternium), обозначало, по-видимому, такое угощение, которое устраивалось женщинами специально для женских божеств. — Ред. ремоний возносились молитвы богам. Молитва 110 матрон, обращенная к Юноне, может дать нам понятие обо всех остальных: «Царица Юнона, ты знаешь, что полезнее всего для римского народа квиритов. Мы, матери семейств и жены, припадая к твоим ногам, просим и умоляем сделать так, чтобы власть и могущество римского народа квиритов увеличивались. Помогать всегда славе латинского имени, даровать римскому народу квиритов спасение, победу и здоровье; покровительствовать римскому народу квиритов и легионам римского народа квиритов, оберегать от всякой опасности государство римского народа квиритов, быть милостивой покровительницей римского народа квиритов, квиндецемвиров, нас, наших домов и наших семей, — вот о чем мы, 110 матерей семейств и жен, выбранных от римского народа квиритов, умоляем тебя на коленях». За официальными церемониями, после перерыва в один день, следовали различные игры, которые были устроены не от государства, а лично от магистратов, за их собственный счет. Они продолжались семь дней и происходили частью на деревянной сцене Марсова поля, о которой мы говорили выше, частью в театре Помпея, а также в театре Марцелла, который в то время еще не был вполне окончен. В заключение были устроены бега колесниц и травля зверей. (Boissier, Revue des Deux Mondes, 15 Mars, 1892).
Ваш комментарий о книге |
|