Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Гиро П. Частная и общественная жизнь римлянОГЛАВЛЕНИЕГлава X. РЕЛИГИЯ6. Храм Юпитера КапитолийскогоКапиталийский холм имеет две вершины, между которыми лежит небольшая долина, называемая Intermontium. На ней теперь стоит городская ратуша, построенная Микеланджело. Правая вершина (если смотреть со стороны форума) представляла собой аrx или римскую цитадель, а в настоящее время занята церковью Ага-Соеli. На левой был расположен в древние времена храм Юпитера. Первоначальное здание храма, начатое Тарквинием Гордым, было закончено лишь в первые годы республики. Этот храм стоял на высоком фундаменте и имел форму почти правильного четырехугольника. Перед фасадом шло три ряда колонн, вдоль боковых стен — по одному, а задняя сторона представляла собой голую стену. Здание было очень низким, колонны с большим диаметром расставлены далеко друг от друга — так что в общем оно имело вид придавленный и неуклюжий. Внутреннее пространство (cella) разделялось на три отдельных святилища. Среднее было посвящено Юпитеру. Здесь находилась статуя бога, который был представлен сидящим с молнией в руках; сделана она была из терракоты, выкрашенной киноварью; на Юпитере была toga palmata, корона и скипетр в руке. Эту статую приписывали Туриану из Фрегелл или Вулканию из Вей. Направо было святилище Юноны, налево — Минервы. Крыша была поката на две стороны и обита листами золоченой меди. Над фронтоном возвышалась колесница, запряженная четверней; сделана она была из терракоты, тоже позолоченной; впоследствии ее заменила бронзовая колесница. Порог храма был медный. В 83 г. до Р. X. этот храм был подожжен неизвестным злоумышленником и сгорел со всеми богатствами, которые были в нем собраны. Сулла задумал его возобновить, и с этой целью в Рим было перевезено несколько колонн от храма Зевса Олимпийского, находившихся в Афинах, но скоро Сулла умер, и его дело продолжал Кв. Лутаций Катулл.* Окончена была постройка только Юлием Цезарем. Изображение этого второго храма выбито на одной монете. Он имел шесть колонн по фасаду; на них стоял тимпан с изображением Рима, сидящего на щитах; а перед Римом — волчица, вскормившая Ромула и Рема. На кровельном коньке помещалась колесница с Юпитером, вооруженным молниями и скипетром, направо и налево от него — Минерва и Юнона; по краям крыши — орлы. Между средними колоннами висело три диска на цепях. Во второй раз храм подвергся пожару в 70-м году по Р. X. во время междоусобицы Вителлия и Веспасиана. Этот последний вскоре после прихода к власти возобновил его. Тацит (Ист. IV, 53) так * Кв. Лутаций Катулл Капитолин был консулом 78 г. до н. э. и цензором 65 г. рассказывает о церемонии закладки первого камня: «Гаруспики предписали перенести в болото остатки прежнего храма и соорудить новый на том же месте, прибавляя при этом, что боги не желают, чтобы план был изменен. В 11-й день перед июльскими календами при ясном небе все пространство, предназначенное для храма, было окружено венками и повязками. Воины со счастливыми именами [1] вошли внутрь этой черты с ветвями, которые служили хорошим предзнаменованием. Весталки в сопровождении юношей и девушек, у которых родители были еще живы, окропили место водой из источников и реки. Вслед за этим претор Гельвидий Приск, руководимый понтификом Плавтием Элианом, очистил землю, совершив suovetaurilia [2], возложил внутренности жертвенных животных на алтарь из дерна и стал молить Юпитера, Юнону, Минерву и богов- [1] Напр. Salvius, Valerius (salvere, valere—быть здоровым). — Ред. [2] Suovetaurilia — торжественное жертвоприношение, при котором происходило заклание свиньи, овцы и быка. — Ред покровителей государства, чтобы они помогли этому предприятию и способствовали возведению жилища для них, жилища, которое люди, руководимые благочестием, начали строить. После этого он тронул повязки, прикрепленные к первому камню и перепутанные с веревками. В то же время другие магистраты, жрецы, сенаторы, всадники и многие из народа, соперничая друг с другом в усилиях и ловкости, потащили этот огромный камень на место. В фундамент были брошены золотые и серебряные монеты, а также куски необделанного металла, который не побывал еще ни в каком горниле. Гаруспики запретили осквернять здание золотом или камнями, предназначенными для другого употребления. Высота храма была увеличена: это единственное изменение, допущенное религией». Освященный в 71 году, этот третий храм вскоре также погиб от огня (в 80-м году). Домициан возобновил его все по тому же плану, но сделал выше и великолепнее. Плутарх видел в Афинах колонны из пентеликонского мрамора, предназначавшиеся для этого храма; они имели около сажени в диаметре. Судя по одному барельефу, изображающему жертвоприношение Марка Аврелия, по фасаду этого храма стояло четыре колонны, между которыми было три бронзовых двери; фронтон был украшен двумя колесницами (в две лошади каждая) по краям и квадригой Юпитера посредине. В тимпане на первом месте изображены три божества этого храма: Юпитер, Юнона и Минерва; затем две колесницы, едущие в противоположном направлении: на одной из них в качестве возницы солнце, на другой — луна; потом по сторонам Вулкан и кующие циклопы; по обоим углам лежащая Река и, по-видимому, Tellus (земля); наконец, между обеими колесницами и тремя богами Ганимед, Эскулап и Веста. Черепицы на кровле были из золоченой бронзы; по словам Плутарха, они стоили около 60 миллионов сестерциев; часть их была разграблена в 445 году вандалом Гейзерихом, другая взята папой Гонорием в 630 году для крыши базилики св. Петра. Двери покрыты были золотыми рельефами, которые оставались неприкосновенными до 390 года. Пол был мозаичный. Внутренность храма была переполнена массой приношений — частных и общественных. Не только римские граждане, но даже иноземные цари и народы приносили свои дары капитолийской троице. Сосуды, золотые венки, резные вещи из золота и серебра, предметы, данные по обету, символы или атрибуты Юпитера — молнии, колесницы и т. д. накапливались здесь в таком громадном количестве, что время от времени часть этих вещей обращали в слитки; остальное переполняло обширные подвалы храма. Другое сокровище хранилось под троном Юпитера. Оно образовалось первоначально из золота, собранного из различных римских храмов во время нашествия галлов; после ухода варваров сокровища эти продолжали увеличиваться до пожара 83 года до Р. X. То, что положил в храм Сулла, было расхищено Крассом и Цезарем. Август дал храму только за один раз 16 тысяч фунтов золота (около 5 тысяч килограммов) и драгоценных камней на сумму 10 миллионов сестерциев. Трофеи, щиты, данные по обету, щиты, изображавшие военные подвиги, разные предметы, служившие воспоминанием, были так многочисленны, что неоднократно уничтожались. Окрестности храма были уставлены множеством статуй богов и выдающихся людей. Иметь свою статую по соседству с Юпитером — считалось весьма высокой почестью. Сципион Африканский имел такую статую в самом храме. Весь холм был покрыт многочисленными другими сооружениями. Здесь были: храм Fides (Верности), относящийся еще ко временам Нумы; храм Чести и Мужества, построенный Марием на средства, которые были выручены от добычи, взятой у кимвров и тевтонов; храм Юпитера Гремящего, сооруженный Августом; храм Юпитера Феретрия [1], святилища Jupiter Custos (Страж), Venus Victrix (Победительница), Venus Capitolina (Капитолийская), Benefichim (Благодеяние, Милость), Ops [2]; на Intermontium'e помещался храм Vejovis [3]; на вершине Arx`а — храм Juno Moneta [4], Concordia (Согласие) . В этом же месте находилась возвышенная площадка — Auguracuhim, на которую всходили авгуры для того, чтобы наблюдать небо. Август, кажется, перенес эту обсерваторию на Палатин. Капитолий был, действительно, религиозным центром Рима, а ввиду того благоговейного чувства, которое он вызывал к себе, его можно назвать символом всемирного господства римлян. (По Saglio, Dict. des ant., pp. 901 et suiv. chez Hachette, и по Middleton, The remains of ancient Rome, ch. VIII). [1] Прозвище Feretrius происходит или от fего (несу) и значит «Юпитер, которому принесена добыча», или от ferio (поражаю), следовательно, «Юпитер, поразивший врагов; ниспославший победу». Этому Юпитеру полководец-победитель посвящал лучшую добычу — доспехи, снятые с неприятельского предводителя. — Ред. [2] Ops — богиня богатой жатвы, жена Сатурна. — Ред. [3] Vejovis — бог, изображенный в виде безбородого юноши со стрелами в руке, около него коза. Одни считали его молодым Юпитером, «охранителем убежища», другие — «гибельным Юпитером», третьи — Аполлоном. — Ред. [4] В этом храме находился монетный двор, бывший под покровительством Юноны. Само название производили от глагола топеrе (убеждать) и считали эту Юнону богиней, дающей хорошие советы; римляне не раз и обращались к ней за советами в трудную минуту. — Ред.
Ваш комментарий о книге |
|