Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.
РАЗДЕЛ X. ОБРАЗОВАНИЕ, ШКОЛЫ, УНИВЕРСИТЕТЫ
В эпоху Средневековья монополистом в сфере образования и просвещения была католическая церковь. Долгое время не существовало образования вне церкви и вне духовенства. Подавляющее большинство светского населения - не только крестьяне, но и большая часть сеньоров - были неграмотными и невежественными людьми. Именно из среды духовенства привлекались грамотные люди в королевский и в сеньориальные аппараты управления.
После гибели Римской империи ее высокая культура и сложившаяся в ней система образования разрушились. Ее обломки сохранила церковь, единственная организация раннесредневекового общества, имевшая в этом практическую потребность. Поэтому и в дальнейшем оставаясь достоянием духовенства, образованность была естественно обязана ему своим постепенным распространением, хотя впоследствии все большую роль в этом процессе начинают играть города и государство.
Свое первое возрождение школа пережила при Карле Великом, которому в большом числе потребовались образованные люди для осуществления его имперских реформ. В специальном "Капитулярии о науках" он предписал открыть школы не только для клириков, но и для мирян при каждом соборе и монастыре. Советник императора, глава каролингской Академии Алкуин основал в 796 г. знаменитую школу в монастыре св. Мартина в Туре, которую он позднее возглавил (см. стр. 362-364). Алкуин
359
развивал идеи широкого образования через разветвленную сеть приходских школ, но они, как и многие планы его великого патрона, так и остались на бумаге, а блестящее "каролингское возрождение" захлебнулось в последующих смутах.
Новый подъем средневекового школьного образования начинается с ростом городов в XI-XII вв. И все же в XI-XIII вв. школ было немного и основная масса детей крестьян и ремесленников проходила мимо них. Они получали необходимые трудовые навыки в семье или отдавались в обучение к мастерам. Школы существовали главным образом при монастырях и епископских кафедрах и имели своей целью подготовку духовных пастырей, располагавших набором знаний, которые требовались для богослужения и проповеди. В этих школах господствовала строжайшая дисциплина, поддерживаемая тотальным надзором наставников и телесными наказаниями, в том числе и самым распространенным приемом воспитания - розгами.
Обучение в монастырских и кафедральных (соборных) школах было бесплатным (старшие преподаватели - схоластики или магистры - получали за свои труды соответствовавшие их должности бенефиции и нанимали других, менее обеспеченных учителей), но учащиеся "открытых" школ, в отличие от учеников "внутренних" школ, которые уже в детском возрасте были приняты в монахи или каноники, не получали содержания и могли рассчитывать только на средства родителей или частную благотворительность. Дошедшие до нас сведения показывают, что многие из них жили в постоянной нужде. "Ученик, который часто был оторван от родителей и жил на пансионе у учителя или на постоялом дворе, не вылезал обычно из забот. Ему надо было добыть пропитание, иначе у него не будет "на зубах ничего", как тогда говорили, "кроме церковного звона". Он пьет только воду и ест хлеб тверже мельничного жернова. В доме он выполняет обязанности слуги (как и ученик у ремесленника) - это его посылают на рынок за мясом, которое будут есть другие, тогда как школяр
360
только выскребает котелок" (А. Л. Ястребицкая. Западная Европа XI-XIII веков. М., 1978. С. 104).
Бытовые неурядицы, конечно, не способствовали успехам в учебе. А между тем даже простое обучение грамоте сталкивалось с огромными трудностями: ведь речь шла о том, чтобы научить читать не на родном, а на чужом и непонятном латинском языке и по неразборчивым рукописям, изобиловавшим различными сокращениями и условными знаками. Согласно принятой методике заучивание наизусть молитв с голоса предшествовало изучению азбуки и чтению псалтыри, что требовало от учащегося хорошей памяти, необыкновенной усидчивости, терпения, постоянного внимания.
С ростом городских, цеховых и частных школ все больше значения придается специальным знаниям, образование приближается к практическим потребностям, интересам мирской жизни. Передовая педагогическая мысль того времени пыталась преодолеть традиционную методику бессмысленного зазубривания. Автор анонимного трактата "О школьной науке", рассматривая вопрос о взаимоотношениях между учителем и учеником в процессе обучения, писал: "Подчинение ученика должно состоять в трех вещах: во внимательности, благожелательности и понятливости. Понятливый умом, внимательный в упражнениях, благожелательный в душе. Внимательный - чтобы слушать, понятливый - чтобы понимать, благожелательный - чтобы запоминать" (Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990. С. 125.). Он не только рекомендует ученикам не просто заучивать, а осмысленно воспринимать предлагаемый материал, но и критически подходить к тому, что говорит учитель, подвергать его речи сомнению. Позднее - в XV в. - педагоги-гуманисты разработали методы обучения и воспитания юношества на основе изучения трудов античных авторов. Так, например, советовали при чтении текста каждое слово произносить громко и четко для его лучшего понимания и запоминания. "При встрече с непонятным отрывком необходимо вновь и вновь возвращаться к нему. Затем нужно кратко изложить главу за главой в основных
361
чертах и так до тех пор, пока в ней не останется ни единого слова без объяснения. Если в тексте встречается описание мудрых поступков, изящных выражений или остроумных ответов, то они должны быть заучены наизусть. То, что было выучено на память, обязательно должно быть повторено вечером, через неделю, через месяц. Цель тщательного изучения классической литературы заключалась не только в совершенствовании латинской грамматики, а, что гораздо более важно, в том, что она должна была служить делу воспитания личности, руководством в жизни и украшением ее" (Н. И. Николаева. Педагогические взгляды Гуарино Веронезе//Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала нового времени. М., 1991. С. 161.).
Что касается содержания образования в эпоху Средневековья, то оно определялось унаследованной от античной традиции системой семи свободных искусств, которая подразделялась на начальную ступень - тривиум, включающий грамматику, риторику, диалектику (логику), и высшую ступень (она проникает в общеобразовательную систему только с XIII века) - квадривиум, состоявший из арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Учебные программы строились в соответствии с позднеримскими руководствами (см. стр. 364-369.).
Курс начальной школы практически ограничивался грамматикой и счетом. Риторике как ораторскому искусству вовсе не учили, на деле она сводилась к искусству составления писем, грамот и других документов. Особое внимание уделялось логике, которую называли "наукой наук". В арифметику, помимо действий над числами, входило и их символическое толкование. Геометрия до XI в. почти не преподавалась и сводилась по существу к описанию земли и существ ее населяющих (в нее входили многочисленные "Бестиарии", в которых разыгравшаяся фантазия средневековых авторов помещала фантастические описания о растущих на корню баранах, птицах, рождающихся из плодов и т. п.). Впрочем, дети знатных людей и некоторые наиболее одаренные учащиеся "из простых" имели возможность продолжить обучение и по-
362
лучить знания в других областях, ведущие педагоги Средневековья рекомендовали, в частности "благородным людям" изучение "моральных наук" (см. стр. 370-371).1
Объем преподавания значительно расширился с возникновением высших школ - средневековых университетов, непосредственными предшественниками которых были так называемые "всеобщие школы", открытые для всех желающих вне зависимости от их происхождения, национальности и места проживания. В этих школах, получавших привилегии от папы, императора, а иногда от короля и привлекавших своих слушателей, как правило, издалека, последние могли, кроме овладения "семью свободными искусствами", изучить еще, по крайней мере, одну специальную дисциплину: право, богословие, медицину. Старейшая из "всеобщих школ" - медицинская школа в Салерно - прославилась искусством своих выпускниковврачей уже в XI в. Сам же термин "университет" (universitas) первоначально употреблялся для обозначения любого объединения людей, связанных общими интересами и имеющих особый правовой статус, и только с конца XIV в. он стал использоваться применительно к академической корпорации - объединению преподавателей, отделившихся от церковных и монастырских школ.
Средневековый университет как принципиально новое явление общественной и интеллектуальной жизни Западной Европы возникает в непосредственной связи с урбанизацией. Уже в конце XII или начале XIII в. пользовавшиеся европейской известностью всеобщие школы в Париже и Болонье получили ряд привилегий и превратились в университетские корпорации. Болонский университет был главным центром изучения римского права. Он возник на основе городской светской школы - знаменитой уже с конца XI в. школы "глоссаторов", ведущие представители которой впервые стали изучать римское право как целостную систему и разработали новые приемы толкования правовых норм. Мнение болонских "глоссаторов" имело общепризнанный авторитет во всех судах, где применялось
1 См. также Часть третью, Раздел IV.
363
римское право. Приверженные идеям универсализма и единства латинского Запада, возрождения Римской империи болонские юристы пользовались особым покровительством со стороны и императорской, и папской власти, даровавших им целый ряд важных привилегий и оказывавших постоянную поддержку и защиту от притеснений со стороны муниципалитета. Университет также получал материальную помощь из средств церкви: преподавателям предоставлялись бенефиции и доходы с церковного имущества, студентам - общежития. В начале XIII в. в Болонью со всех концов Европы собиралось до десяти тысяч слушателей ежегодно. Именно они первые создали для защиты своих интересов студенческие конфедерации и братства. Им даже удалось на время добиться решающего влияния и подчинить власти избранного из своей среды ректора всех преподавателей. Но уже в конце XIV в. университетская корпорация стала объединять и преподавателей, и студентов.
Парижский университет, в отличие от Болонского, возник в непосредственной связи с кафедральными школами, подчиненными церковным властям (собору Парижской Богоматери), он сложился как организация преподавателей исключительно из сообщества магистров, и его внутреннее устройство имело, таким образом, менее демократический характер. Студенты не могли ни голосовать, ни участвовать в дискуссиях на университетских собраниях. В конце XII в. образовались четыре корпорации магистров четырех дисциплин (факультеты): богословия, права, медицины и свободных искусств. Слово "facultas" (букв, "способность") первоначально обозначало особую область знаний, но потом было перенесено на саму корпорацию преподавателей этого предмета. Итак, факультет состоял собственно из одних магистров, а студенты лишь причислялись к нему через своих наставников. Деканы, избиравшиеся магистрами из своей среды, обеспечивали и контролировали учебный процесс, руководили собраниями факультетов, защищали корпоративные привилегии.
Факультет свободных искусств был не равноправен с тремя остальными: по отношению к ним он был только подготовительным, и в студенты "старших" факультетов
364
(богословия, права и медицины) поступали почти исключительно клирики, окончившие курс и получившие степень магистра факультета свободных искусств. Именно на этом, самом многочисленном факультете, сформировались своеобразные землячества, которые были постепенно сгруппированы в четыре "нации": галльскую, пикардийскую, нормандскую и английскую. К "галльской нации" принадлежали также студенты-испанцы и итальянцы, к "английской" - помимо англичан, еще и студенты из занятых англичанами областей Франции, а также из Ирландии, Шотландии и Германии. "Старшие" факультеты не подразделялись на "нации", но учившиеся в них магистры искусств примыкали к своим "нациям", пока не получали докторской степени, дававшей им право стать членами старшего факультета. В отличие от Болоньи, парижские "нации" объединяли не только приезжих преподавателей, но и местных.
Свои корпоративные права университету приходилось отстаивать в многолетней ожесточенной борьбе как с местными городскими властями, так и с капитулом собора, а затем и с королевской властью, опираясь на помощь пап. Повседневная жизнь рождала множество поводов для столкновений, в том числе и вооруженных, нередко заканчивавшихся для студентов весьма печально. Вот описание одного из подобных происшествий: "У могущественного аббатства Сен-Жермен-де-Пре шли вечные пререкания с университетом из-за прилегавшего к монастырю угодья Пре-о-Клер, где студенты проводили все свое свободное время. В 1278 г. отношения этих двух корпораций настолько обострились, что дело дошло до кровавого столкновения. Рассерженные жалобой в суд, которую подал на них университет за возведение ими новых построек, монахи решились основательно проучить своих назойливых соседей. 13 мая студентам дана была "рекреация", и они, ничего не подозревая, по обычаю отправились гулять кругом монастырских стен. Вдруг в монастыре забили в набат, заиграли сбор и сбежавшиеся на этот призыв вооруженные вассалы аббатства с обнаженными мечами ринулись на студентов, крича: "смерть, смерть клирикам!" Студенты пустились было бежать обратно в Париж, но
365
предусмотрительные монахи заняли все трое ближайших городских ворот и перехватывали там беглецов. Студентов ловили, били и секли до полусмерти, а потом кидали в монастырскую тюрьму. Множество студентов получило при этом тяжкие увечья, и двое из них через несколько дней скончались от полученных ран... Филипп III стал решительно на сторону студентов, и властям аббатства пришлось поплатиться за свое самоуправство" (Н. Сперанский. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М., 1896. С. 142-143).
Внутренняя организация подавляющего большинства европейских университетов (а их до конца XIV в. возникло в разных странах Западной Европы около пятидесяти) ориентировалась либо на болонскую, либо на парижскую модель. Некоторые итальянские университеты (в Пизе, Флоренции, Павии и др.) представляли собой переходные формы: здесь власть была разделена между студентами, преподавателями и муниципальными властями. Участие студентов в управлении было закреплено и уставами ряда испанских университетов. В нескольких южнофранцузских университетах (в Монпелье, Анжере, Орлеане) студенты в борьбе против церковных властей действовали в союзе с профессурой.
По парижскому образцу строились университеты Северо-Западной Европы: Оксфорд, в частности, перенял в общем парижскую систему организации. Основное отличие состояло в том, что Оксфорд, как и Кембридж, возник не в епископальном городе, и соответственно его подчинение епископальным властям было гораздо менее угрожающим, чем во французских университетах. История Парижского университета - в сущности история его борьбы за освобождение из-под власти епископа и за ограничение прав епископского канцлера, контролировавшего деятельность университета и, в частности, выдачу дипломов. Напротив, оксфордский канцлер рано перестал быть епископским должностным лицом, его избирали преподаватели, а епископу принадлежало лишь право утверждения. К концу XIV в. Оксфорд полностью освободился от епископской юрисдикции.
366
Особенностью ранних английских университетов является сравнительно слабое развитие системы "наций", что определялось островным, замкнутым характером английской высшей школы, а также относительно высокий уровень преподавания математики и наук о природе (с первой половины XIII в.), меньшая острота богословских и политических дискуссий в этот период.
Именно в английских университетах нашла свое преимущественное развитие система колледжей, зародившаяся в Париже в конце XII в. Первые парижские коллегии были благотворительными учреждениями, создававшимися обычно при госпиталях как общежития для бедных клириков, обучавшихся в парижских школах. В 1257-1258 гг. Робер де Сорбонн, капеллан Людовика IX, создал коллегию нового типа (получившую затем его имя) - общежитие для шестнадцати бедных студентов богословского факультета (по четыре из каждой "нации"). Вскоре, благодаря новым пожертвованиям, эта коллегия была расширена, и, кроме того, в нее стали принимать более состоятельных студентов на платный пансион. По этому типу стали возникать колледжи магистров в Оксфорде и Кембридже, однако в Англии порожденная колледжами децентрализация университетской жизни оказалась более последовательной: английские колледжи были демократическими самоуправляющимися ячейками с правом кооптировать новых членов и выбирать руководство, тогда как в Париже они подчинялись внешним властям - как церковным, так и университетским; к тому же английские колледжи постепенно сосредоточили внутри себя весь процесс обучения, тогда как в Париже обучение в колледжах носило элементарный характер.1
1 См. Часть третью, Раздел IV.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|