Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ IV. ГОРОДСКАЯ ЕВРОПА

Городское население. Организация управления. Социальные контрасты

Ратуша - символ городской независимости. Возведение ее, как и крепостных стен, всегда возвещало о победоносном исходе многолетней борьбы горожан против своего сеньора. Жители немецкого города Вормса, восставшие против своего епископа, рассказывает старинная городская хроника, приобрели большой каменный дом, перестроили его так, что он стал самым лучшим в городе, и стали там проводить свои собрания, которые раньше происходили на епископском подворье или на площади перед собором. Но жителям Вормса не повезло: они потерпели поражение в очередном столкновении с епископом, которого на этот раз поддержал сам император, и по его повелению должны были разрушить свой дом. А ведь на его сооружение ушло больше десяти лет! Здание ратуши - гордость города, свидетельство богатства и могущества горожан, которые нередко заменяли первоначальное и еще довольно скромное здание ратуши новой, более представительной постройкой. Уже в первой половине XIV в. городской совет имперского города Аахена перенес свои заседания из бюргерского дома, сооруженного в 1267 г., в приобретенный городом бывший императорский дворец Каролингов на рыночной площади, который был заново перестроен в связи с новым назначением.
В большинстве городов Северо-Западной и Центральной Европы ратуши были одного классического для той эпохи образца. Построенное из камня или кирпича готическое здание ратуши имело обычно в нижнем этаже склад или арсенал; по фасаду нижний этаж украшался аркадами. Над ним был устроен парадный зал и ряд меньших помещений для заседаний. Стены, потолки, оконные проемы парадной залы украшались живописью на античные и библейские сюжеты, изображающие справедливое правосудие, а также сцены Страшного суда. Они должны были напоминать членам совета об их долге "судить справедливо
111
и во имя божие". На дверях и скамьях вырезались нравоучительные изречения. "Те, которые правят городом, - было написано при входе в зал заседаний совета города Эммериха, - должны соблюдать присягу, не допускать нарушения свободы, общественных денег не расточать".
В большом зале ратуши проходили заседания совета, принимали высочайших особ - императоров, князей, давали присягу. Здесь же, особенно в ранний период, устраивались по разным поводам пиры и танцевальные вечера для семейств членов городского совета. Со временем для этих целей стали строить специальные здания. Таков Гюрцених в Кельне, где в 1474 г. городской совет устроил бал в честь императора Максимилиана и его сына. Этого хотел сам император, пожелавший увидеть кельнских красавиц, сообщает хронист.
Подражая феодальному замку, ратуша включала в себя бефруа - башню. Здесь хранились городские хартии (грамоты о привилегиях, отвоеванных горожанами), печать, казна; размещалась городская тюрьма и висел набатный колокол. "Если я ударяю в один край, - гласила надпись на городском набате Кельна, - это восстание, пожар или убийство, но если я бью в оба края - значит избран новый совет".
Городское население. Организация управления. Социальные контрасты
В XI-XIII вв. расширяются районы распространения городов, увеличивается их население и размеры. В Италии, унаследовавшей большинство своих крупных городов от Античности, насчитывалось 278 только епископских центров. Даже если считать только поселения, имевшие особый правовой статус, то в одной Германии в XIII в. было основано около 400 городов и еще около 300 - в XIV в. Наиболее активный период создания новых городов во Франции приходится на 2-ю половину XII - начало XIV в. В Англии абсолютное большинство городских центров известно с XIII в.
Размеры большинства западноевропейских средневековых городов были невелики. Даже крупнейшие города Сред
112
невековья кажутся нам совсем небольшими. Такие города, как Флоренция, Милан, Венеция, Генуя, Париж, имевшие в конце XIII - начале XIV вв. более 50 тыс. жителей, считались гигантами (см. стр. 139-140). Подавляющее же большинство городов насчитывало не более 2 тыс. жителей, а то и того меньше. В малых (до тысячи и менее человек) городах проживало 60% всего городского населения Европы. Эпидемия "черной смерти" в 1348-1350гг. унесла в городах от 40 до 65% населения (см. стр. 140-142), начался длительный период спада. На протяжении полутора веков повторяющиеся эпидемии опустошали города Европы. Во 2-й половине XIV в. бубонная чума посещала крупные города каждые 15-20 лет, а в XV в. некоторые из них, например Венецию и Флоренцию, каждое десятилетие. Рост городского населения возобновляется лишь во 2-й половине XV в. К 1500 г. городское население в Западной Европе составляло около 16%.
Из кого же состояло оно? Из разнородных элементов: из купцов, первоначально живших в обособленных поселениях, которые в Германии именовались "вик"; из ремесленников свободных и несвободных, зависимых от феодала, сеньора города; из вассалов городского сеньора, из его слуг, выполнявших различные административные обязанности - они вершили суд, собирали податки с населения, их называли министериалами. Как видим, это были люди разного общественного положения. Но со временем эти различия сглаживаются, и создается, хотя и в имущественном отношении разношерстное, но по-своему единое население, связанное общими правами и обязанностью взаимопомощи, подобно тому как это было в сельской крестьянской общине.
В XI-XII вв. многие города сумели высвободиться изпод власти своих светских (князей) и духовных (епископов) сеньоров и, получив привилегию, руководствоваться своим особым городским правом на территории города и прилегающей к нему узкой полосы (см. стр. 142-150). Горожане, жители городской коммуны, становились неподвластными суду и власти сеньора. Но этого мало. Согласно городскому праву, зависимый от феодала крестьянин, который прожил
113
год и один день внутри городских стен, приобретал свободу. Отсюда пошло выражение: "Городской воздух делает свободным". Многие города вообще изгнали проживавших в них феодалов либо ограничили их права. Так было в немецком Гамбурге, во Флоренции и в Болонье в Италии. Феодальной знатности города противопоставили привилегированность бюргеров - так с XI-XII вв. стали называть полноправных членов городских коммун.
Однако не каждый житель города был бюргером. Чтобы стать полноправным гражданином города, нужно было изначально владеть земельным наделом, позднее - хотя бы частью дома. Во Фрейбурге, например, в XIII в. достаточно было иметь восьмую часть дома определенной стоимости. Наконец, нужно было уплатить специальную пошлину.
Вне бюргерства стояли "бедняки" и нищие, живущие подаянием. К небюргерам относились и лица, находящиеся в услужении у бюргеров, а также подмастерья, приказчики, лица, состоящие на городской службе (в порту, на рынках) и поденщики. Они выполняли повинности для города, но не могли заводить свой очаг, как тогда говорили, т. е. свой дом и свое хозяйство.
Городское законодательство и сами горожане четко сознавали различие между бедностью и нищенством. Бедность в средние века - вообще понятие относительное: тот, кто владел меньшим, чем это соответствовало его сословному или общественному положению, состоянием или имел меньшие, чем когда-то прежде, доходы, хотя они и были весьма значительными, тот и считался "бедным". По христианским представлениям, бедность оценивалась выше, чем богатство, и те, кто выбирал добровольно идеал бедности как образ жизни, удостаивался внимания и общественного уважения. Но среди бедноты средневекового города было гораздо больше таких, кто впал в это состояние в силу обстоятельств жизни или личной судьбы. Это были люди - среди них немало и некогда уважаемых ремесленных мастеров - чьи средства существования при нормальных условиях были ниже границы необходимого уровня настолько, что при малейших неблагоприятных
114
обстоятельствах их благосостояние оказывалось под угрозой. К бедным относились и те, кто не мог обеспечить себе существование частично или полностью без посторонней помощи. В конце XIV - начале XV в. они в немецких городах, например, могли составлять от 10 до 20% городского населения (особенно в неурожайные годы). Обычно такие бедные находили пропитание в каком-нибудь зажиточном доме, пользовались благотворительностью, помещались в городские больницы-богадельни.
Но от таких бедных отличали тех, кто жил подаянием, милостыней, и нищих. Если первое было преходящим состоянием, которое стремились преодолеть, то второе являлось профессией. Ею занимались продолжительное время, она требовала определенной выучки для того, чтобы вызвать наибольшее сострадание. Местные нищие прочно входили в структуру городского общества. В Аугсбурге в 1475 г. они подлежали обложению налогом, ибо считалось, что тот, кто рассматривает нищенство как профессию, может иметь и имущество. Нищие создавали свои корпорации. Известны, например, братства хромых и слепых во Франкфурте в 1480г., в Страсбурге в 1411г., в Цюрихе и Базеле и других городах. Городские власти издавали специальные уставы о нищих (см; стр. 151-153).
В поздний период Средневековья различие между недобровольной бедностью и бедностью как результатом нежелания работать воспринималось особенно остро. Уже в XIV в. в городах появляются предписания, обязывающие нищих в период уборки урожая отправляться в провинцию. Нищих, не имеющих профессии и без определенных занятий, вырванных из своей среды, рассматривали как антисоциальный элемент, с которым надлежало вести борьбу. Власти четко ограничивают число местных, "своих" нищих, для которых регулярно проводились раздачи одежды, денег, хлеба - так называемые "столы для нищих". Их помещают в приюты и госпитали. Для облегчения контроля за "своими" нищими совет города Кельна обязал их иметь на одежде специальный отличительный знак, для тех же, кто "стыдился своего положения", - "удостоверение", предъявляемое по требованию специального
115
представителя власти. Для получения "знака" и "удостоверения" следовало подтвердить в присутствии двух-трех свидетелей, что сбор милостыни - единственно возможный для них источник существования. Одновременно калекам, которые нищенствовали на улицах, у собора и церквей, рекомендовалось вести себя "скромно" и не отягощать "добрых людей лицезрением увечий".
Особую группу нищих составляли попрошайки-мошенники, распространившиеся с XV в. Это породило даже специальную литературу, имевшую целью облегчить распознание криминальных случаев. Популярностью в XVI в. пользовалась в немецких землях, например, "Книга странников. Орден нищих" Матиаса Хютлина из Пфорцхайма. Автор, как и законодатели, подразделял нищенство на "законное", "вынужденное" и "фальшивое" как сознательное стремление к праздности. Такого рода "нищие миряне" ( в отличие от монахов нищенствующих орденов) рассматривались как "попавшие в сети дьявола". Их арестовывали, высылали из города, отправляли на строительные работы - возведение храма св. Северина в Кельне; ремонт и строительство стен.
Но и само бюргерство не было социально однородным. Оно распадалось на две основные группы: патрициат и мастеров. Патрициат (так историки часто называют знатных горожан, городских нобилей) держал в своих руках городское управление - городской совет и суд почти до XIV в., осуществлял власть над городом и его округой. Городские патриции представляли город в его отношениях с другими городами, князьями, епископами, королевской властью, иными словами, как бы мы сейчас сказали, осуществляли дипломатическое представительство. Основное место среди городских патрициев занимали крупные землевладельцы и купцы, их ряды пополнялись за счет разбогатевших семей ремесленников-мастеров. В своем быту и поведении патриции стремились подражать рыцарству. Они поддерживали родовую солидарность - создавали обширные линьяжи (семейные кланы, связанные происхождением от одного предка), роскошно одевались, носили шпоры, сражались верхом, посещали турниры, заводили гербы и строили замки, старались породниться с феодальной
116
знатью и пройти посвящение в рыцари. Но при всем том городские патриции принципиально отличались от подлинных феодалов. И это связано с тем, что основные богатства патрициата складывались (в отличие от феодалов) не в результате эксплуатации зависимых крестьян (хотя патриции тоже имели поместья и немалые), но в торговле, ростовщичестве, откупе прав на сбор пошлин и т. п.
Различия между патрициатом и ремесленными мастерами были также очень резкими, но до XIV в., пока городское ремесленное производство еще набирало силу и мастера не были достаточно богатыми и сплоченными, эти различия не приводили к столкновениям, более того - мастера поддерживали патрициат в столкновениях с городскими сеньорами. Со всей остротой противоречия обнаружились с XIV в., когда мастера-ремесленники богатых цехов развернули борьбу за право участвовать в политической жизни города.
Перемещения людей (миграции) из деревни в город и между городами играли решающую роль в городском развитии средневековой Европы. Из-за высокого уровня смертности, связанного с неблагоприятными условиями жизни, войнами, политической нестабильностью, ни один город не мог поддерживать численность своего населения за счет внутренних ресурсов и всецело зависел от притока новых жителей из сельской округи. Подъем старых и новых городов в XI-XIII вв. по всей Европе обеспечивался иммиграцией крестьян из ближних и дальних деревень. В это движение вовлекалась, однако, не только сельская беднота. Дальняя иммиграция в основном поставляла богатых купцов и высококвалифицированных ремесленников. Это приводило к формированию этнических или земляческих общин, прежде всего в крупных портовых и университетских городах, где всегда было много иностранцев - иноземных купцов и студентов. В предместьях Лондона в XIII-XV вв. осели большие группы ремесленников - эмигрантов из Франции, Фландрии, Италии, Германии. Видное место в жизни скандинавских, восточнобалтийских, западнославянских, венгерских городов занимали выходцы из Германии.
Хотя абсолютная численность чужестранцев в западно
117
европейских городах никогда не была преобладающей, они естественно были заметны в городе. Они жили кучно, оказывали друг другу услуги в качестве доверенных лиц, душеприказчиков, поручителей, свидетелей. Стремление иностранцев селиться отдельно, их непривычная и поэтому странная манера одеваться, их непонятная речь вызывали отчуждение и подозрительность горожан.
Наиболее показательна в этом отношении история еврейских общин, которые существовали во многих старых городах Западной Европы еще с римской эпохи. Евреи жили в специальных кварталах, более или менее четко отделенных от остального города, и были освобождены от городских податей. Их положение значительно ухудшилось в XIII в. в связи с ростом религиозной нетерпимости. В 1215 г. папским декретом для евреев вводится обязательное ношение на одежде отличительного знака, обычно в форме колеса или круглой латки желтого цвета, а позднее - шляпы с рогом, символизирующим дьявола. Уже в конце XIII в. евреи были изгнаны из Англии, в начале XIV в. - из Франции.
Во время "черной смерти" начались массовые погромы в городах Германии, Швейцарии, Нидерландов. Несмотря на то что церковь рассматривала чуму как божью кару, потрясенному сознанию обывателей требовался более доступный для мщения виновник постигшего их бедствия и удобная, во всех отношениях чуждая им, жертва. Евреев обвиняли в отравлении колодцев и источников с целью "уничтожить всех христиан и захватить власть над всем миром". Не помогла и изданная папой Клементом булла, доказывавшая, что евреи, как и христиане, сами гибнут от чумы и призывавшая духовенство взять их под свое покровительство. В Страсбурге городской совет, пытавшийся предотвратить расправу с местными евреями, был смещен, вновь избранный его состав был более расположен слушать обезумевший "глас народа". В феврале 1349 г. были заживо сожжены две тысячи евреев Страсбурга. В Майнце, где находилась самая многочисленная еврейская община в Северной Европе, ее члены предприняли попытку самообороны, вступив в схватку с атаковавшей их толпой. Но
118
на следующий день, собрав по окрестностям подкрепление, погромщики уничтожили гетто и всех его обитателей - около шести тысяч человек. В 1351 г. было ликвидировано 60 крупных и около 150 более мелких еврейских общин и произведено более 350 массовых убийств. Спаслись лишь немногие принявшие крещение и кучки беженцев, получившие защиту и кров у некоторых князей. Большие группы мигрировали дальше на Восток, в Польшу и Русь. Лишь немногие вернулись потом обратно.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.