Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.ОГЛАВЛЕНИЕРАЗДЕЛ IV. ГОРОДСКАЯ ЕВРОПАВнутренний облик. Образ жизниПроизведения средневековых художников, сохранившиеся до наших дней городские планы, старинные кварталы современных городов, описания путешественников помогают воссоздать не только внешний, но и внутренний облик средневекового города, отдельных его домов и строений, планировку, специфические черты городского быта. 104 говорят о том, что и в XIII-XIVвв. городские жилые постройки в массе были невзрачны. Даже солидные, отстроенные из кирпича дома имели мало окон и только небольших размеров. Так, во всяком случае, описывает Страсбург и Базель хроника конца XIII в. Множество небольших городов и городков той же Германии к востоку от Рейна до конца средних веков так и остались деревянными. Вот как выглядел в описании путешественника XVII в. город Вецлар: "В городе только деревянные дома, обмазанные глиной. Таких, которые выстроены из камня или имеют каменный нижний этаж, немного. Дома теснятся один возле другого, многие крыты соломой и лишь некоторые имеют пожарные лестницы". И все же, именно в городах каменное строительство распространяется с большей быстротой, чем в сельской местности... В средневековом городе отсутствовала привычная нашему глазу четкая планировка, которую знал римский город: в нем нет ни широких площадей с их общественными сооружениями, ни широких вымощенных улиц с портиками по обеим сторонам, так характерных для римских городов и города эпохи Ренессанса. Античные сооружения в тех городах, где они имелись, пытались приспособить к новым нуждам: так, маяк в Дувре был превращен в колокольню, древний храм в Периге - в крепостную башню; в систему городских укреплений были включены и римские термы (бани) в Трире. Новые кварталы выросли на месте прежних цирковых арен в Арле и Ниме. В средневековом городе дома теснились вдоль узких и кривых улочек, которые от нависающих вразнобой эркеров казались еще уже. Ширина улицы, как правило, не превышала семи-восьми метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая вела к собору Парижской богоматери. Были улицы и переулки еще уже - не более двух метров и даже шириной в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя до сих пор носит название "улицы одного человека": двое там уже не могли разойтись. Пешеходы, животные, повозки - основной элемент уличного движения. По улицам средневекового города часто гнали стада. Лишь в XV в. в Нюрнберге горожанам 105 было запрещено выпускать свиней на улицу, так как это "вызывало неудовольствие знатных горожан и именитых приезжих". Но не следует думать, что в средние века не заботились о красоте улиц. Пространные инструкции городских властей известны уже с середины XII в. Наиболее ранние из них относятся к городам итальянской провинции Тоскана. Тщательно отработанные предписания относительно правил возведения дома и поддержания его опрятного внешнего вида были неукоснительно обязательны для каждого горожанина-домовладельца. С конца XIII в. во Флоренции, Сиене, Пизе, Пистойе была учреждена специальная "служба для поддержания красоты". В обязанности ее входило, среди прочего, особое наблюдение за строениями в центре города, вокруг больших площадей и вдоль главных улиц. Высокому денежному штрафу подлежали те из домовладельцев, которые нарушали предписание относительно положенного числа балконов на главном строении, т. е. выходящем фасадом на улицу, оконных арок и их ширины, обязательных украшений, в том числе и цветами. Если с роскошным палаццо нобиля - знатного горожанина соседствовало уродливое здание, владелец был обязан, под угрозой штрафа, произвести его перестройку. В итальянских городах, правда уже на исходе Средневековья, было принято, чтобы дома в центральных кварталах были, по возможности, одинакового размера и высоты и сделаны из того же строительного материала, что и заботливо вымощенная улица. В городах к северу от Альп, в частности немецких, регламентирующие предписания появляются со второй половины XIII в. Городской совет Гамбурга в 1268 г. принял постановление, вменявшее в обязанность ратманам - членам городского совета - рата определять официально границы, дальше которых не должны выступать фасады и эркеры домов, расположенных вдоль судоходных каналов, водных путей, улиц. Такого же содержания постановления известны и в других городах. В Страсбурге уровень выступа эркера был отмечен на одной из наружных стен собора и сопровождался надписью: "Это предел выступа". Для контроля всадник с копьем или с палкой, соответствующей 106 длины, проезжал по улицам. Если острие копья задевало за строение, его владелец платил штраф или даже был обязан сломать постройку. Размеры участков, на которых возводились городские дома, в целом были невелики, и на протяжении всего Средневековья городские власти боролись со стремлением своих бюргеров расширить жилое пространство за счет улиц и коммунальной земли. Именно эту цель преследовали различные эркеры, балконы, лоджии, которые навешивали домовладельцы на свои дома. Жилое пространство увеличивали также путем сооружения выносных лестниц, хозяйственных помещений. С XIV в. в ряде немецких городов входит в практику регулярный (не менее двух раз в год) осмотр властями состояния построек с целью определения того, не противоречат ли они общественным интересам и принятым представлениям о красоте. В 1370 г. в Мюнхене комиссия из 36 наиболее уважаемых бюргеров - членов городского совета предписала ликвидировать в центре города и на его наиболее узких улицах из-за опасности пожара лоджии, а также наружные лестницы, крыльца, кровельные лотки для отвода дождевой воды с крыш и т. п. Требования ратманов и нежелание или невозможность домовладельцев учесть их создавали почву для непрерывных судебных тяжб и разбирательств. Пожары - бич средневекового города. Стремление избежать их сыграло, в известном смысле, свою роль и в распространении каменной застройки в городах. Так в Любеке, после двух больших пожаров в середине XIII в., городским советом в 1276 г. было принято постановление, чтобы впредь дома сооружались из камня. Но так как вблизи города не было залежей естественного камня, то его заменил обожженный кирпич. Строить дома из кирпича и глины рекомендовал и городской совет Нюрнберга в своих постановлениях 1329-1335 гг. Совет города Хильдесхайма в 1381 г. обещал вознаграждение тому, кто будет строить дом из кирпича, а в Иннсбруке после грандиозного пожара в 1390 г. вообще было предписано возводить жилые постройки только из камня. В другом городе - Хаммельне в 1385 г. было принято решение разрушить все деревянные 107 дома и впредь строить только каменные. Такое же решение приняли городские советы в Цюрихе после пожара в 1313 г. и в Боцене после того, как в 1483 г. город выгорел дотла. В свете этих свидетельств обретают глубокий смысл слова известного итальянского гуманиста Сильвио Пикколомини, отметившего среди своих впечатлений от путешествия по Германии "поразительно молодой вид" немецких городов, что наводило на мысль, будто они "возникли или были отстроены только что". Причиной городских пожаров нередко становились крыши домов, которые долгое время покрывали соломой и дранкой. Запреты властей использовать легко воспламеняющийся материал проходят через все Средневековье. Успеха, однако, они не имели. Дело в том, что крыши из черепицы или шифера были очень дороги, не говоря уже о том, что они были также слишком тяжелы для деревянного каркаса жилых строений. Во многих городах, как говорят хроники и документы, городские власти обещали денежную помощь тем, кто хотел покрыть свой дом черепицей. Император Рудольф IV даже освободил бюргеров штирийского города Войтсберг на шесть лет от налога, когда они, восстанавливая свои дома после пожара, вознамерились покрывать крыши черепицей; в противном случае льготы распространялись лишь на четыре года. Но при всем этом крыши из черепицы еще и на исходе Средневековья оставались редкостью, а в силу дороговизны - одновременно и символом социального престижа. "Драгоценностью" назвал епископ Ульрих II Бриксенский черепичное покрытие одной из башен своего дворца. Дороговизна и престижность черепичных и шиферных крыш толкали на имитации, подделки. Дранку или солому окрашивали в красный цвет. Море красных крыш - так выглядит Вена на миниатюре XV в., но Пикколомини, пришедший в восторг от уютных и теплых жилищ венцев, вместе с тем был неприятно поражен обилием в городе соломенных крыш. Средневековые городские дома не имели нумерации. Ее заменяли разнообразные отличительные знаки. В итальянских городах это барельефы на религиозные сюжеты, 108 скульптурные портреты владельцев и т. п., составляющие одновременно и украшение дома. Часто раскрашивали планки деревянного каркаса, сооружали скульптуры на концах балок и карнизах. Это придавало дому веселый и нарядный вид. Перекрестки часто украшались крестами, а городские площади - фонтанами. Содержание улиц в порядке и чистоте составляло постоянную заботу городских властей. Мусор и нечистоты большей частью сбрасывали в реки или в близлежащие рвы. Служба мусорных повозок возникает очень поздно: в Париже в XIV в., в Аугсбурге лишь в XV в. Очистка улиц проводилась нерегулярно - раз в одну или даже в две недели. Время от времени устраивались экстренные уборки. Во Франкфурте-на-Майне дважды в год накануне ежегодных ярмарок, которыми этот город славился на всю Европу, предписывалось вывозить нечистоты и устилать улицы в наиболее грязных местах соломой. В 1562 г., когда ожидался приезд императора Максимилиана II, предписано было "очистить от навоза" некоторые улицы Нового города. Одной из трудноразрешимых проблем ввиду незначительных размеров городских участков было уберечь источники питьевой воды от загрязнений фекалиями. В Вене XIII в. питьевые фонтаны во дворах домов находились на расстоянии не более метра от отхожего места. Опасность загрязнений была в полной мере осознана лишь в XV в. Постановления городских советов (в Мюнхене с 1489 г., в Нюрнберге с 1497 г.) начинают регулировать месторасположение отхожих мест с тем, чтобы не допустить их соседства с фонтанами. Работы по очистке городских клоак регулировались советом и осуществлялись за счет владельцев домов и их участков. Очистки производились по ночам и в холодное время года. "Ночной король", "ночной мастер" - так было принято называть тех, кто эти работы осуществлял. В санитарном отношении все это было малоэффективным. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении Средневековья были типично городскими заболеваниями. Первые сведения о городских мостовых исходят из Парижа XII в.: каждый горожанин должен заботиться о 109 том, чтобы улица перед его домом была замощена. Эта мера была распространена затем по королевскому приказу и на другие французские города, так что к XIV в, улицы важнейших французских городов имели мостовые. В 1331 г. мощение улиц началось и в Праге. Но так дело обстояло далеко не во всех городах Европы. В богатом Аугсбурге мостовых не было почти до XV в., так же как и тротуаров: лишь в некоторых местах улиц были сделаны настилы для перехода, а вдоль домов - насыпи. Но это не означает, что горожане не осознавали потребности в улучшении не только улиц, но и подъездных путей к городу. В завещаниях жителей Любека, особенно купцов, частым становится, начиная с XIV в., пожертвование денежных сумм "для починки плохой дороги". В Кельне со всех возов и повозок, прибывавших в город, взималась особая проездная плата для благоустройства улицы, ведущей от главных ворот к городскому рынку, по которой было самое большое движение. Состояние улиц у мостов, ворот, рынков и ратуши привлекало в первую очередь внимание городских властей, тогда как в остальных частях города улицы оставались малопроходимыми. Водосточные канавы появляются только в XIV-XV вв., и то лишь в крупных городах. В конце XV в. жители города Рейтлингена уговаривали императора Фридриха III не приезжать к ним, но он не послушался и едва не погиб в грязи вместе с лошадью. Неудивительно, что при таком низком уровне санитарного состояния и высокой концентрации населения эпидемии уносили нередко больше половины жителей города. Первоначально единственным общественным сооружением в городе были церкви. Готический собор - центр города. Вокруг него теснились лавки торговцев и ремесленников. У портала - входа - собора завязывалось обсуждение жизненно важных для горожан вопросов. В праздничные дни здесь же разворачивались различные театральные действа под руководством духовенства. В церковном дворе собирались частенько ремесленники обсудить свои дела. Соборная колокольня отбивала городское время, а ее тревожный звон в неурочный час возвещал бедствие - 110 пожар или набег неприятеля, начало эпидемии. Постепенно, по мере роста купеческих богатств и укрепления городской самостоятельности, начали возводить новые общественные здания - с XII в.: помещения городских советов (ратуши), крытые рынки, больницы, склады, дома ремесленных объединений (цехов).
Ваш комментарий о книге |
|