Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ II. ФЕОДАЛИЗМ - ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В средние века - как и во все другие древние времена - люди избегали уединенной жизни. В одиночку совладать с опасностями, которыми дикая природа угрожала тогда человеку, было очень непросто. Люди старались селиться сообща. Самыми распространенными в средние века были сельские поселения. Поэтому в течение большей части Средневековья именно их устройство характеризовало собой строй общества в целом.

Понятие феодального строя

По названию пожалования вассалу - "феоду" - весь строй средневекового общества принято условно именовать "феодальным". Не все историки считают это удачным, так как слово "феод" не содержит в себе достаточной характеристики средневекового общественного устройства. Пока что мы познакомились лишь с некоторыми наиболее важными его особенностями. К ним следует отнести: господство натурального хозяйства; сосредоточение абсолютного большинства населения в деревнях; господствующее положение в обществе крупных землевладельцев, взаимосвязанных между собой и с менее крупными землевладельцами личными вассальными связями; несвободное положение крестьян-земледельцев, лично зависящих от своих господ; отсутствие в обществе безудержной жажды накопления богатства. Кроме этих уже изученных особенностей средневековое общество отличалось и некоторыми другими: во-первых, разделением власти над обществом между ко
42
ролями и их вассалами и, во-вторых, господством христианской церкви,

Феодальные междоусобицы.

Вершиной вассальной пирамиды выступал король. Однако после распада империи Карла Великого во всех странах Западной Европы королевская власть долгое время не имела ни авторитета, ни реальной силы. Почти всеми ее правами овладели бывшие королевские чиновники и другие крупные землевладельцы. В их руках были и суд, и налоги, и даже сбор военного ополчения и распоряжение вассальной дружиной. Тем не менее, титул короля продолжал манить многих знатных, так как он сулил особый почет и возможность возвышения своего рода. Поэтому в раннее Средневековье в среде знати шла непрерывная борьба за королевский титул. Очень часто она приобретала вооруженный характер. Многие крупные феодалы, собрав своих вассалов, нападали на соперников, требуя признать свое верховенство и принести клятву вассальной верности. Каждая такая военная операция длилась недолго - несколько дней или недель. Ни жизни, ни даже материальному благополучию самих феодалов она почти не угрожала. Многие из соперников давно знали друг друга или даже находились между собой в близком родстве. Нередко сразу же после очередной стычки победители и побежденные усаживались за один стол и отмечали примирение общей трапезой. Каждый из противников рассчитывал на больший успех в следующей стычке. Но для простых крестьян эти бесконечные военные столкновения всегда оборачивались бедой, так как воюющие феодалы не щадили ни полей, ни домов, принадлежавших простым людям.

Средневековое христианство и церковь.

Против феодальных усобиц выступала и церковь. Уже первые франкские короли действовали в союзе с церковью и возглавлявшими ее римскими папами. С тех пор при поддержке королевской власти христианство получило дальнейшее распространение во всех странах. Правда, в умах очень многих простолюдинов христианские представления искажались и причудливо преобразовывались. Например, среди них было распространено убеждение, что все воины,
43
включая и феодалов, господствующие над земным миром, обречены на погибель на "том свете". Наоборот, все сельские труженики, бесхитростные и простые, смогут после смерти обрести райское блаженство и своими глазами увидят муки их угнетателей в аду. С действительным содержанием христианского вероучения, в котором подчеркивалась личная ответственность каждого человека за судьбу его души - независимо от социальной принадлежности в земном мире - народное истолкование христианства имело мало общего. Зато оно помогало простолюдинам смириться с тяготами повседневной жизни, примириться с их угнетенным положением.
Этому же способствовала и деятельность всей церковной организации. В каждой области ее возглавляли епископы и архиепископы, выбиравшиеся на специальных церковных соборах по согласованию с папой. Именно в среде этих высших служителей церкви были составлены ученые трактаты, оправдывавшие земное неравенство. В них, в частности, объяснялось, почему следует считать справедливым и соответствующим предначертаниям Бога разделение людей на клириков, воинов и трудящихся: первые молятся о спасении человеческих душ всех христиан, помогая искупить первородный грех и последующие грехи; вторые, - действуя во главе с королями - призваны карать мечом тех, кто не следует господним заветам или вовсе не принимает христианскую веру; третьим же надлежит обеспечивать всех остальных хлебом насущным: выполняя свой долг, каждый из этих социальных разрядов помогает всем остальным и тем обеспечивает всеобщее благоденствие.
Феодальные усобицы резко противоречили церковному учению о взаимосвязанности социальных разрядов и взаимопомощи между ними, ставили под сомнение все христианские представления об устройстве мира. Но церковь выступала против феодальных усобиц не только поэтому. Многие епископы были недовольны тем, что феодальные властители бессмысленно растрачивают силы в борьбе друг с другом, вместо того чтобы отвоевывать области на юге и юго-востоке Европы, где господствовали арабы и мусульманство. К тому же в ходе феодальных усобиц каждая
44
из соперничающих клик не гнушалась использовать для привлечения новых вассалов имущество монастырей, опустошая их, и церковные здания. Все это объясняет, почему в XI в. многие епископы стали призывать к запрету частных войн между отдельными феодалами, На территории таких епископств объявлялся "угодный Богу мир", "Божий мир". Нарушителю мира грозило отлучение от церкви и изгнание из страны. Осуществлялось это силами военного ополчения, создававшегося самими епископами из числа военных слуг и уцелевших еще в некоторых местах свободных земледельцев. Церковь старалась также повсюду привлечь к борьбе с феодальными усобицами королевские семьи и их вассалов. Если в раннее Средневековье короли помогали усилению христианской церкви, то в более поздний период церковь стала одной из сил, опираясь на которую короли смогли начать борьбу за подчинение знати своей власти. Как мы увидим, это не помешало в дальнейшем острому соперничеству между королями и церковью.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бессмертный Ю. Л. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII-XIII вв. М., 1969.
История крестьянства в Европе. Т. 2. М., 1986.
Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века // Избранные труды по истории. М., 1973.
Coulton G. G. Medieval Village. Cambridge, 1925.
FossierR. Paysans d'Occident (XI-XIV siecles). P., 1984
45
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.