Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.
РАЗДЕЛ II. ФЕОДАЛИЗМ - ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В средние века - как и во все другие древние времена - люди избегали уединенной жизни. В одиночку совладать с опасностями, которыми дикая природа угрожала тогда человеку, было очень непросто. Люди старались селиться сообща. Самыми распространенными в средние века были сельские поселения. Поэтому в течение большей части Средневековья именно их устройство характеризовало собой строй общества в целом.
Средневековая деревня
Мыслимо ли узнать, какими были эти давно исчезнувшие поселения? В чем видели их жители счастье и несчастье? В каких отношениях находились друг с другом и с властью? Чем были заполнены их будни и праздники? Не на все эти вопросы удается сегодня найти ясные ответы, но многое мы уже знаем.
Археологические раскопки средневековых поселений рассказывают об устройстве крестьянских хижин (как и возвышавшихся над ними жилищ властителей), о домовой утвари, о том, чем и как пахали землю, что сеяли, и даже .о том, какие игрушки были у детей и какие украшения носили женщины. Но еще важнее сведения, которые удается почерпнуть из дошедших до нас письменных текстов. Чаще всего их авторами были монахи, лучше других знавшие тогда грамоту. Будучи рачительными хозяевами, они составляли подробные описи принадлежавших им деревень. В некоторых из таких рукописных
36
свитков перечислены десятки или даже сотни сельских поселений, упомянуты по именам их жители и их занятия, описаны имевшие место споры между соседями, сделки между ними и пр.
Одна из самых обширных из числа сохранившихся монастырских описей была составлена в начале IX в. в области Парижа и касалась владений монастыря Святого Германа. В ней перечислено более сотни деревень. Каждая из них насчитывала обычно по 10-12 дворов, изредка встречались большие села по 30-40 дворов. Дома были небольшими, чаще всего наполовину врытыми в землю. Стены дома делались из жердей и обмазывались глиной, крышу крыли соломой.
Крестьянская семья. В каждом из домов жила чаще всего одна семья - отец, мать и несколько ребятишек, Крестьянские женщины рожали часто, но большинство из новорожденных вскоре умирали из-за болезней. До 10- 12 лет, т. е. до возраста, который считали тогда наступлением совершеннолетия, доживало не более половины родившихся. Особенно тщательно родители стремились выхаживать мальчиков - будущих кормильцев. К новорожденным девочкам, да и к взрослым девушкам и женщинам относились с некоторым пренебрежением: главными во всем, что выходило за рамки ведения домохозяйства, считались тогда мужчины. Долгое время даже имена мужчин и женщин составлялись по-разному. Счастьем крестьянской семьи считалось уберечь от смерти побольше сыновей. В средние века вообще, а в ранее Средневековье в особенности, больше всего ценились рабочие руки, без которых особенно в сельском хозяйстве нельзя было достичь достатка: ведь все основывалось тогда на ручном труде.
Крестьянские будни.
Судя по описи владений монастыря Святого Германа и другим подобным ей описям, все свои будни крестьяне отдавали труду на полях. Тем не менее урожаи были очень низкими, так как не хватало удобрений, было очень мало тяглого скота, а железные орудия труда использовались еще редко. В IX-X вв. считалось удачей, если удавалось собрать зерна хотя бы вдвое против посеянного. В XI-XIII вв. - второе или вчетверо. Хранить
37
зерно и овощи не умели, запасов на "черный день" не было. Домашний скот (в VIII-IX вв. - овцы, свиньи, волы, в XI-XIII вв. - еще и козы, коровы, лошади) был немногочисленным. Недороды случались чуть не каждые 5-6 лет. В такие годы от голода и болезней умирали целыми семьями. Поэтому средневекового человека мало что страшило больше, чем угроза голода.
Зависимые крестьяне. Для самих крестьян угроза голода не была бы столь неотступной, если бы не необходимость отдавать немалую часть урожая господину земли. На землях монастыря Св. Германа таким господином - не считая короля - был сам монастырь. Первые земельные пожалования он получил еще в VI в. от одного из франкских королей, рассчитывавшего таким путем замолить свои грехи перед Богом. За прошедшие после этого 300 лет права и привилегии монастыря выросли многократно и не только за счет новых королевских пожалований. Немало уступок в пользу монастыря сделали жившие по соседству мелкие свободные земледельцы. Многим из них приходилось время от времени обращаться в монастырь за помощью. То надо было заручиться поддержкой против притеснений со стороны какого-либо особенно наглого королевского чиновника. То требовалось подзанять зерна в неурожайный год. То нужна была помощь в споре с соседями из-за прав на леса и пастбища. Взамен за свою поддержку монастырь добивался согласия этих людей на выполнение в его пользу продуктовых или денежных повинностей или же на помощь во вспашке земли и уборке урожая на господских полях. Ценой выполнения в пользу монастыря таких оброков и барщин мелкие земледельцы сохраняли свои хозяйства, но вполне свободными этих людей уже не назовешь. Ведь они могли отныне пользоваться своими землями только при условии наследственного выполнения повинностей в пользу монастыря. Таких крестьян стали называть зависимыми держателями земли, а их земли - зависимыми держаниями.
Когда какой-либо зависимый держатель умирал, его держание переходило сыновьям. Монастырь не препятствовал этому, так как найти нового держателя из-за не
38
достатка людей было трудно. Крестьяне привыкли ,поэтому считать держания своими наследственными владениями. При необходимости они обменивали их с соседями или даже продавали другим крестьянам. Если те соглашались безоговорочно выполнять установленные повинности, монастырь не возражал против таких сделок, поскольку его права оставались незыблемыми. Когда в крестьянской семье подрастали сын или дочь, которым не удавалось подыскать себе брачную партию в родной деревне, они могли переселиться в соседнюю, если только соглашались по-прежнему уплачивать монастырю "поголовную пошлину" и другие личные платежи. На тех же условиях могли переселяться и целые крестьянские семьи. Большинство западноевропейских зависимых крестьян имело таким образом относительную свободу перехода с места на место.
Были, однако, и такие крестьяне, которые такой свободы не имели: земельного надела у них не было вовсе (или же он был очень мал), жили они в основном за счет продуктов, выдававшихся приказчиком монастыря, и целыми днями работали на господских полях или в господском дворе. Таким крестьянам нечего было продавать или обменивать, чтобы переселиться в другое место. Возможности уйти от своего господина у них не было. Некоторые из них не могли без его соизволения даже жениться, По большей части это были наследники позднеримских рабов. Историки называют таких крестьян "крепкими земле" или крепостными.
Со всеми другими крестьянами их объединяло, однако, то, что они могли пользоваться многими из окружавших деревню лесов, собирать там сухостой или даже рубить дрова, охотиться на некоторые виды дичи, ловить в реках мелкие сорта рыбы, пасти скот на пустошах, собирать дикие фрукты и ягоды. Этими правами на лесные и пастбищные угодья все жители деревни владели сообща. Спорные вопросы крестьяне решали на сельских сходах всей деревенской общиной. На ее сходках мог присутствовать и представитель монастыря. Но случалось, что общинное собрание помогало всем недовольным объединится против несправедливых требований землевладельца.
39
Натуральное хозяйство.
В описи владений монастыря Святого Германа (как и во всех ей подобных) почти все крестьянские обязанности описывались очень детально. Вот, например какие повинности должен был выполнять в течение года крестьянин Иворий из селения Вилламильт: взамен военного сбора, который монастырь Св. Германа собирал от имени короля, Иворий должен был отдать четырех баранов; в качестве поголовной пошлины ему полагалось уплатить с каждого члена семьи по 4 денария; за сбор дров в господском лесу - еще 4 денария; после сбора урожая - 5 мер полбы; отдельно - 100 жердей и 100 дранок (для покрытия крыши) из собственного леска, 6 кур и яйца; кроме того семье Ивория предписывалось вспахать 4 участка господской земли под озимые и 2 под яровые, а также присылать во время пахоты одного работника на 3 дня в неделю; еще следовало совместно с соседями снаряжать запряженную волами повозку для перевозки монастырских продуктов.
Выполнить все эти повинности было кончено нелегко. Важно, однако, что их объем и состав не менялись не только годами, но и многими десятилетиями (а то и столетиями). Стремления к непрерывному и непрестанному увеличению доходов не проявляли ни монастыри, ни другие крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. В первую очередь это объяснялось тем, что люди того времени еще почти ничего не знали о возможностях улучшения жизни и потому довольствовались очень немногим - тем что можно было изготовить своими средствами. Не только крестьяне, но и их господа долгое время носили домотканую одежду, самодельную обувь, ограничивались утварью и инвентарем, которые удавалось изготовить на крестьянском дворе, или в лучшем случае усилиями местных умельцев-ремесленников. Господа покупали по большей части лишь предметы роскоши, да оружие. Крестьяне - почти ничего, кроме железных частей сельскохозяйственного инвентаря. Таким образом, крестьяне вели хозяйство, при котором люди довольствуются тем, что произведено преимущественно собственными силами, т. е. натуральное хозяйство.
40
Мерилом удачи для простых людей было при таком строе не накопление богатства, но поддержание и сохранение достигнутого социального положения. Средневековый крестьянин мечтал не о том, чтобы возвыситься, но о том, чтобы жить так, как жили предки, сохраняя прежние права и возможности, оберегая от невзгод себя, семью, родственников и близких. О поддержании в неизменном виде всех общественных порядков мечтали тогда и господа крестьян, хотя многие из них и не довольствовались имевшимися у них привилегиями.
Господствующий класс
Все крупные землевладельцы имели то общее, что на полях они не работали и жили за счет труда крестьян. Но почти во всем другом они отличались друг от друга. Заметнее всего были различия между церковными и светскими господами. К первым относились монастыри, подобные уже известному нам богатому монастырю Св. Германа, или же менее крупные монастыри и церкви. Это были как бы коллективные земельные собственники. Каждый из них объединял десятки (или даже сотни) монахов или клириков-служителей церквей, которыми управляли выборные (или назначенные) аббаты и епископы. В отличие от церковных господ не причастные к церкви знатные и служилые люди-королевские и герцогские приближенные - владели землями и крестьянами индивидуально. Однако между собой все они были тесно связаны отношениями вассальной верности.
Вассалы и сеньоры. Феоды.
Впервые такие отношения возникли еще при первых франкских королях, которые использовали их, чтобы обеспечить послушание военных слуг, но повсеместное распространение они получили со времен Карла Великого и его преемников. От каждого, кто соглашался служить королю или другому сюзеренувластелину, стали требовать принесения особой вассальной клятвы. Это была торжественная церемония, устраивавшаяся при дворе короля или иного сюзерена. В присутствии всех придворных будущий вассал, безоружный и коленопрек
41
лоненный вкладывал свои ладони в руки сюзерена и клялся верно служить ему, не жалея сил и самой жизни. Сюзерен удостаивал его поцелуя и награждал каким-либо пожалованием, чаще всего землей с крестьянами из состава собственных владений.
Эти пожалования были похожи на те, которыми награждал своих конных воинов еще Карл Мартелл, но отличались от них возможностью передачи по наследству. Назывались такие пожалования феодами, их владельцев именовали феодалами. Отныне по первому зову сюзерена, которому принес клятву вассальной верности данный феодал, он должен был являться в его отряд, приводя вместе с собой своих собственных вассалов. Но и сюзерен обязывался при любой опасности защищать вассала, а если потребуется - заботиться об оставшихся после него сиротах и его вдове. Расторгать вассальный договор не разрешалось. Нарушение вассальной клятвы навлекало позор и бесчестье не только на самого вассала, но и на весь его род.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|