Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА В СВЕТЕ ИСТОРИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.РАННИЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

... В сельских местностях природные условия, а также социальные навыки способствовали сохранению глубоких различий между заселенностью разных зон. В одних местах семьи, по крайней мере некоторые, селились подальше
1 См. Часть третью.

30
одна от другой, каждая в центре своего земельного надела-владения - так было в Лимузене. В других, например в Иль-де-Франсе, почти все жители, напротив, были сосредоточены в селах. В целом, однако, давление господ и особенно забота о безопасности служили серьезными помехами для слишком большого рассеяния. Смуты раннего средневековья способствовали возникновению многолюдных поселений, где жили очень скученно. Но между этими последними повсюду пролегали пустынные земли. Даже под пашни, доставлявшие селу пропитание, надо было выделять, по отношению к числу обитателей, гораздо более обширные пространства, чем в наши дни. Ибо земледелие являлось тогда великим пожирателем территорий. На мелко вспаханных и, как правило, плохо унавоженных нивах колосья были тощие и росли негусто. А главное, никогда не подготовлялся под посев весь участок целиком. Самые передовые методы чередования культур предписывали, чтобы каждый год половина или треть возделываемой земли отдыхала. Часто бывало и так, что чередование пара и посевов проводилось беспорядочно, и поэтому дикой растительности всегда предоставлялся более длительный отрезок времени, чем культурным растениям; поля в таких случаях отвоевывались у целины лишь на время, причем на короткое. Так в самом сердце населенных мест природа постоянно стремилась взять верх. А вокруг, окаймляя селения и проникая в них, простирались леса, кустарники и ланды, огромные дикие пространства, где человек не то, чтобы вовсе отсутствовал, но где он, угольщик, пастух, отшельник или изгой, мог существовать, лишь решившись на долгое отчуждение от подобных себе.
Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 123-124.

2.БОЛЬНИЦЫ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Больницы занимали своеобразное положение в жизни средневекового общества. Их функции далеко выходили за рамки просто лечебного заведения. В раннее Средне
31
вековье больницы основывались преимущественно церковными учреждениями - монастырями, церквами и епископами и предназначались не только для больных, но главным образом для пилигримов, странников. Здесь же находили приют и нищие. Больница рассматривалась как место, находящееся под покровительством и защитой церкви. Как правило, она составляла единое целое с церковным зданием и помещение для больных и пилигримов находилось около алтаря. С конца XII в. появляются больницы, основанные светскими лицами - городскими сеньорами, а несколько позднее - состоятельными горожанами. Больница и церковь разделяются теперь и в строительном отношении, составляя два раздельных здания, это, однако, не меняло положения больницы как учреждения, пользующегося покровительством церкви. Со второй половины XIII в. начинается процесс т. н. коммунализации больниц, в полной мере проявивший себя уже в следующем столетии: городские власти стремятся принять участие в управлении ими или даже полностью взять в свои руки. Изменяются и функции больниц: они превращаются в благотворительные учреждения, доступ в которые открыт только бюргерам - полноправным горожанам и местным жителям при условии внесения специального взноса. Меняется и месторасположение больниц: если прежде они обычно строились на окраине города, у городской стены или перед городскими воротами, то к XIV в. их все чаще сооружают в центре города и даже на рыночной площади. Больница перестает быть церковным учреждением в строгом смысле слова, однако она по-прежнему находится под покровительством церкви и имущество ее в силу этого считается неприкосновенным. Последнее обстоятельство имело важные хозяйственные и политические последствия: состоятельные горожане охотно вкладывали свои средства в больницы, обеспечивая тем самым их сохранность, а городской магистрат использовал больницы в качестве орудия своей территориальной политики. В 1295 г. больница города Эслингена (Юго-Западная Германия) приобрела у графа Готфрида фон Тюбингена его права и владения в деревне Мэринген, через два года - в деревне Вайхинген, а у
32
рыцаря Конрада Бернхаузена в этом же году лес Катценбах. Поземельная книга 1304 г. свидетельствует о планомерной политике больницы по приобретению земельных владений. К 1331 г. благодаря ее действиям город располагал уже значительной территорией вдоль Неккара. Территории таких имперских городов как Биберах, Мемминген, Кауфбайрен, Нордлинген, Аугсбург, Ройтлинген в большей своей части состояли из земельных приобретений больниц.
Располагая собственным имуществом и хозяйством, больницы играли важную роль в финансовой и хозяйственной жизни средневекового города, особенно возросшую в XIV в: Они предоставляли ссуды и пожизненные ренты отдельным бюргерам, иногда и магистрату под небольшие проценты, а подчас и без процента: запасы зерна, которыми они располагали, в случае неурожая могли быть использованы для обеспечения населения и регулирования цен.
Научная медицина в средние века была развита слабо - медицинский опыт перекрещивался с магией, астрологическими наблюдениями и религией. Кровопускание и очистка желудка оставались основными, если не единственными лечебными средствами. Чтение "Отче наш" сочеталось с применением порошка из имбиря и корицы (для излечения перелома), а к постели человека, уснувшего летаргическим сном, рекомендовали привязать свинью. Лечебные свойства приписывались драгоценным камням и всевозможным раритетам, например, печени жабы. Еще в XIV и XV столетиях лучшие специалисты рекомендовали такой способ борьбы с болезнью как подвешивание за ноги, чтобы яд вышел из ушей, носа, рта и глаз. Хирургия находилась под запретом, кроме практической хирургии, которая была отдана не врачам, а банщикам-цирюльникам. Парижский медицинский факультет около 1300 года прямо выразил свое отрицательное отношение к хирургии. Впрочем, интерес к изучению человеческих внутренностей уже рождался, однако он являлся на свет в суровом средневековом обличье. Хронист Салимбене рассказывает о медицинских экспериментах императора Фридриха II (1212-1250 гг.), который обильно угостил двух людей, а затем одного отправил спать, а другому приказал бодрствовать. Через
2-484 33
некоторое время он приказал умертвить обоих, вскрыть желудки и установить, в каком случае пища усвоена лучше. Другой опыт Фридриха II носил более "теоретический" характер: он запер человека в плотно запечатанный ящик и когда ящик вскрыли, там нашли только тело, но души не обнаружили; это обстоятельство укрепило Фридриха в его сомнениях о существовании посмертного бытия. Представления об устройстве и функционировании человеческого организма оставались смутными. Желудок трактовали как котел, в котором пища варится с помощью огня, выделяемого печенью, служащей очагом.
Жалобами на врачей-обманщиков, на невежественных лекарей полна средневековая литература задолго до Мольера. И все-таки советы средневековых врачей не всегда были совершенно бессмысленны. Любопытное руководство по сохранению здоровья, составленное в XIII веке "в соответствии с принципами салернской медицинской школы", содержит ряд советов относительно диеты и гигиены. Оно рекомендует по утрам вымыть глаза и руки холодной водой, пройтись, чтобы немного размяться, причесаться и даже почистить зубы. Не стоит злоупотреблять горячими ваннами. Отправляясь спать, нужно сперва лечь на левый, потом на правый бок. Обжорство вредно, впрочем, следует избегать и чрезмерного похудения. Автор наставляет, какое вино вредно для печени и для желудка. Он советует пить дождевую воду: она мягче и лучше способствует пищеварению, а также из источников, текущих к востоку, - вода, бегущая на юг вредит кишечнику. Он отдает предпочтение свинине перед зайчатиной, но замечает, что молочный поросенок и молочный ягненок вредны для печени...
Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978. С. 58-65.
1 См. также очерк "Женщина-врачевательница". Часть третья, раздел V.

34

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Блок М. Апология истории. М., 1986.
Демография западноевропейского средневековья в современной зарубежной историографии // Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1984.
Женщины. Брак. Семья до начала Нового времени (демографические социокультурные аспекты) // Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1993.
Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы. Проблемы и исследования // Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1988.
Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.